Сколько нефти нужно электромобилям :: Общество :: Журнал РБК
Что будет с энергетикой, если завтра весь мир откажется от бензина?
При нынешних темпах роста продажи электромобилей в мире будут удваиваться каждые три года. Они начнут доминировать на рынке уже в 2025-м, а дальнейшее ужесточение экологических требований и снижение себестоимости производства полностью вытеснят «грязный» автотранспорт до 2050 года.
В 2013-м продажи самых популярных электромобилей выросли вдвое, до 206 тыс. Власти Евросоюза поставили задачу к 2020 году увеличить количество электромобилей на дорогах до 8–9 млн и для этой цели субсидируют их покупку. Развивается инфраструктура: в 2011-м электрозаправок было около 12 тыс., а к 2020-му их число возрастет до 800 тыс. Производитель электромобилей Tesla Motors планирует покрыть сетью зарядных станций основные магистрали США до конца этого года, а к 2017-му построить завод по выпуску аккумуляторов мощностью 1 ГВт. Себестоимость батарей снизится на 30%.
Перемены в автомобильной индустрии повлекут за собой перестройку энергетической отрасли. Чтобы понять, в какой мере, можно представить, что весь мир пересел на электромобили уже сегодня.
Сколько понадобится энергии, чтобы обеспечить все электромобили? В России легковые машины в среднем проезжают 15,6 тыс. км в год, грузовые – в 4 раза больше. В США – 18,3 и 40,5 тыс. км соответственно. Согласно данным по 72 странам, средний пробег автомобиля составляет 16,4 тыс. км. В 2012 году все 1,14 млрд автомобилей в мире проехали 18,72 трлн км.
Общий расход топлива автотранспорта в 2011-м достиг 1,89 гигатонн условного топлива, что эквивалентно 2,53 трлн л бензина или 22,3 трлн кВт·ч энергии. Обычный автомобиль расходует 13,2 л бензина на 100 км, то есть примерно 117 кВт·ч. Популярный электромобиль Tesla Model S тратит всего 23,6 кВт·ч на 100 км. Таким образом, годовые затраты электроэнергии для всех электромобилей могут составить 4,42 трлн кВт·ч – примерно на 20% больше того, что вырабатывается сейчас.
Для производства такого объема на современных электростанциях с учетом их КПД понадобится сжигать порядка 1,9 млрд тонн каменного угля или 850 млрд куб. м природного газа. Строительство достаточного числа солнечных электростанций потребует 20 млн тонн поликристаллического кремния (ПКК). Если верить физикам, самые значительные, но пока условные объемы энергии получаются с помощью аннигиляции: при КПД 50% из 1 кг антиматерии выходит 25 млрд кВт·ч энергии. На мировой автопарк уйдет 177 кг.
Учитывая КПД ТЭС в 30–42%, для обеспечения всех электромобилей потребуется сжечь не более 950 млн тонн бензина. Это лишь 40% от топлива, сэкономленного за счет вытеснения двигателей внутреннего сгорания. Большая часть нефти идет на производство дизельного топлива и бензина, поэтому спрос на нее упадет в несколько раз.
Более того, сегодня лишь 4% электроэнергии вырабатывается из нефти (41% – из угля, 22% – из природного газа, 16% – ГЭС, 12% – АЭС). С ужесточением экологических стандартов эта доля едва ли увеличится. Получается, что лишняя нефть может оказаться слабо востребованной и в производстве электроэнергии. При резком сокращении спроса и цен на нефть эксплуатация значительной части месторождений углеводородов станет нерентабельной. Зато сократятся выбросы углекислого газа в атмосферу – с 5,7 млрд нынешнего автопарка до 2,4 млрд тонн, выработанных электростанциями.
На самом деле беспокоиться нефтяникам еще рано. Аналитики Goldman Sachs считают, что продажи электромобилей в 2020 году не превысят 1%, их коллеги из PwC и Navigant Research придерживаются более оптимистичных оценок (2,3 и 3% соответственно). Правительство США ставило задачу увеличить число электромобилей на дорогах до 1 млн к 2015-му, однако пока их в 4 раза меньше. Китай также не выполняет поставленную два года назад задачу повышения доли электромобилей. В середине 2014-го на один электромобиль приходилось 200 обычных машин.
Специалисты Министерства энергетики США отмечают, что автопроизводители предпочтут создание более экологичных и эффективных двигателей внутреннего сгорания, а не радикальные перемены в своем модельном ряду. Топ-менеджеры крупнейших автомобильных корпораций (Toyota, Volvo и Renault-Nissan) согласны, что большое будущее имеют гибриды с двигателем внутреннего сгорания. По крайней мере, им это было бы гораздо выгоднее.
Кто и как производит бензин и дизельное топливо в России?
Отметим, что самый распространенный тип присадок для бензина — это маркетинговая присадка: яркое название плюс два рубля к стоимости и готово. Конечного потребителя, по сути, волнует один вопрос: что он заливает в бак и как это отразится на двигателе? Бизнесу приходится решать сразу несколько задач.
Адаптироваться под новые стандарты и запреты, искать более эффективные присадки для топлива. В итоге все хотят знать, какова «справедливая цена» бензина и дизеля?
В этом цикле статей мы постараемся ответить на вопросы, связанные с производством моторного топлива с использованием присадок и расскажем о химии, технологии и экономике присадок как таковых — как с точки зрения рядового потребителя, так и с позиции бизнеса. Что такое «настоящий» бензин и где его найти? Какие бывают топливные присадки и как они влияют на качество бензина и солярки? Что изменится после запрета ММА? За что вы платите, покупая топливо с приставкой G-Drive и Ultra?
Национальное достояние
Для того чтобы понять, кто и как производит бензин и дизельное топливо в России, нужно начать с азов. Бензин готовят из нефти. Нефть — наше все. Мы регулярно гадаем на нефтяных ценах, многие мечтают заполучить работу поближе к трубе. Это — основа нашей геополитики. Однако, в вопросах использования нефти и получения добавленной стоимости мы зачастую ведем себя, как купеческий отпрыск, проматывающий состояние отца. Потому что уверены, что на наш век этого добра хватит, хотя мы до сих пор фактически сжигаем чистую нефть. Хотя и помним предупреждение Дмитрия Менделеева, что использовать нефть как топливо — все равно, что топить печь ассигнациями.
В 1891 году вышла статья Менделеева, которую сегодня бы назвали программной, «Где строить нефтяные заводы». За несколько лет его усилия помогли российской нефтяной промышленности опередить американскую. Но вскоре инвестиции прекратились, и все встало на свои места. Свое знаменитое высказывание он изрек в ответ на предложение Нобеля о нефтяном отоплении. Он же тщательно изучил новые варианты переработки нефти, сконструировал специальное оборудование для непрерывной перегонки.
Не вдаваясь в подробности, в переработке нефти есть ряд базовых процессов. Для начала нефть «из трубы» проходит процесс базовой подготовки: удаление газа, примесей и солей, обезвоживание. На данном этапе главная проблема — выведение серы. Практически вся российская нефть, добываемая западнее Урала (ХМАО, Поволжье, Татарстан, Башкирия) под маркой Urals, является высокосернистой. В среднем серы в ней 1,3%. Западно-Сибирская, а в особенности Восточно-Сибирская нефть, которую, к слову, будут забирать с хорошим дисконтом китайцы в рамках проекта ВСТО, идет с приемлемым содержанием серы (0,6%) и по сути, ничем не отличается от сортов Brent и WTI (хоть и торгуется с традиционной скидкой 1.5−2 доллара от цены Brent).
Десятки и сотни тысяч тонн серы с месторождений нефти и газа вывозят в отвалы
В итоге содержание серы в нефти снижается 1−2% до десятых долей процента. Побочным продуктом сероочистки является элементарная сера — хорошо знакомый садоводам желтый порошок. До сих пор десятки и сотни тысяч тонн этой серы с месторождений нефти и газа регулярно вывозят в отвалы. Терриконы серы расположены на берегах Волги (в районе Астрахани и Оренбурга) и по большому счету никто не знает, что с ней делать. Пару лет назад Газпром планировал запустить проект, чтобы модифицировать серой в бетон. Технологию, как утверждают в компании, изобретал заново «Газпром ВНИИГАЗ». В Советском Союзе все эти рецепты были, все эти технологии есть и сейчас, но, почему-то, не востребованы.
Итак, сырую нефть подготовили до нужной кондиции. Опять же с применением импортных катализаторов сероочистки. При наличии отечественных разработок и возможностей производить их самостоятельно. Далее производят физическое разделение сырья на фракции. В колонне идет атмосферная перегонка и дистилляция.
Основные принципы переработки нефтепродуктов
Вверху колонны получаем пропано-бутановую фракцию. При более высокой температуре (около 40 °С) извлекают легкую бензиновую фракцию в виде паров. Это так называемый прямогонный бензин. В других частях установки (при более высоких температурах) получают нафту, керосиновую и дизельную фракции. Из нижней части («куба») колонны забирают мазут. При дистилляции мазута получают гудрон — сырье для битумов.
Мы прошли пока только три этапа переработки. Для получения высококачественных нефтепродуктов в дальнейшем используют процессы углубленной переработки нефти. Это риформинг, изомеризация и крекинг. В результате изменения структуры и химического состава дистиллятов производят топлива с повышенным октановым (или цетановым) числом.
Товарный вид
Почему мы фактически сжигаем чистую нефть? Ответ прост: даже по данным Росстата глубина переработки нефти в России не дотягивает до 75%. В среднем этот показатель крепко сидит на уровне 70%. Для сравнения, в США глубина переработки составляет 95%, в Европе — 90%. Автомобильного бензина напрямую из нефти мы в среднем производим 15%, дизельного топлива 32%. В Соединенных Штатах — 43% и 32% соответственно. Почти треть всего объема нефтепродуктов у нас составляет мазут.
Типичные корзины нефтепродуктов НПЗ в США, Европе и России. Источник: vseonefti.ru
С позиции потребления, мазут — это относительно дешевое топливо для котлов и судовых дизелей. Но на деле мы закладываем с ним в печь пачки денег. До недавнего времени рачительные немцы, финны и голландцы, к примеру, загружали в терминалах под Санкт-Петербургом дешевым мазутом и везли его на танкерах к себе. Дальше они его дополнительно перегоняют и подвергают тем самым процессам вакуумной перегонки, крекинга, риформина и т. п. Напомним, что в Европе глубина переработки нефти составляет 90% и более (для мазута, который уже перегнан). Это значит, что с одной тонны мазута они способны выгнать до 800 кг пригодного к употреблению бензина.
Несмотря на то, что вывозная пошлина на мазут выше, чем пошлина на бензин ($ 78 против $ 38 за тонну), разница в экспортных ценах выгодна для европейских переработчиков. Экспортная цена бензина АИ-92 составлят 0.4−0.5 евро/кг, прямогонного бензина — 0.3−0.36 евро/кг, мазута — 0.08−0.1 евро/кг.
Мы подходим к самому интересному. Товарных продуктов после перегонки нефти у нас получилось мало. Кондиционированный керосин уходит как компонент ракетного и авиационного топлива. Часть мазута перепродали соседям, часть ушла в качестве топлива. Кубовой остаток — битум — годится в строительство. Итак, дизельное топливо и бензин составили меньше половины объема переработанной нефти.
В какой пропорции использовать те или иные присадки — на совести каждого отдельного производителя
Прямогонный бензин обладает октановым числом 55−60. В современные двигатели такой бензин не годится. Он нуждается в дополнительной переработке. Высококачественный бензин по ГОСТу и без модифицирующих добавок производят только крупные нефтяные компании и НПЗ, поскольку эта операция становится выгодной лишь при больших объемах. В их число можно включить Газпром, Лукойл и Роснефть. Рентабельные установки риформинга, то есть превращения углеводородов нормального линейного строения с низким октановым числом в разветвленные углеводороды с высоким октановым числом, должны производить более 1 млн. тонн продуктов в год. Зная это, каждый может самостоятельно подсчитать, сколько в России производят в год «настоящего», ГОСТовского бензина.
Весь остальной бензин доводят до товарного продукта, который можно продавать на заправках,исключительно с помощью присадок
У нас для вас есть хорошая и плохая новость. Присадки могут быть относительно «честными», повышающими октановое число, а могут быть инертными (грубо говоря, это потомки Василия Алибабаевича разбавляют бензин, чтобы снизить его себестоимость).
В какой пропорции использовать те или иные присадки, включая упомянутую в начале нашей статьи самую выгодную — маркетинговую — на совести каждого отдельного производителя. В следующей статье мы поговорим о химии процесса получения товарного бензина, можно ли отличить «настоящий» бензин от «ненастоящего». Выясним, какие бывают присадки к топливу, что еще добавляют в бензин, и зачем отечественный рынок «подсаживают» на евростандарты.
Больше статей в нашем полезном блоге о реальном секторе экономики и о науке.
spark.ru
12 хороших и 5 плохих способов сэкономить на бензине
От 15 до 60% экономии на бензине. Именно столько можно получить, если применить все способы, перечисленные мною в этой статье. Удивительно, сколько бензина мы жжем зря буквально на ровном месте.
Узнайте, сколько лишних литров тратите ВЫ!
Способ №0: Посетите сервис
Вне конкурса.
Повышенный расход топлива может быть вызван целым рядом поломок. Все написанное в этой статье предполагает, что ваш автомобиль исправен.
Регулярно посещайте сервис.
Способ №1: Снижение Cx
Cx – это коэффициент аэродинамического сопротивления. Чем больше машина похожа на кусок мыла, тем он меньше.
Например, Гелендваген, Cx=0,55:
Лада Приора, Cx=0,32:
Тойота Приус, Cx=0,25:
Гоночный болид: Cx=0,16:
«Ну, хорошо, понятно. А что мне делать с моим Гелендвагеном? Кувалдой что ли острые углы обстукивать?»
Углы обстукивать не будем, а вот поубирать кое-что из ненужного – хорошая идея. Вот и табличка полезная:
Элемент | Увеличение Cx |
багажник на крыше | +10% |
открытые окна | +5% |
открытый люк | +3% |
антенна | +2% |
«мухобойка» | +3% |
»
Если вы уже забыли, когда в последний раз пользовались багажником на крыше, то почему бы его не снять?
А зачем каждый третий уродует свою машину «мухобойкой», мне, видимо, никогда не понять. Можете попытаться меня «просветить» в комментариях.
Способ №2: Снижение массы автомобиля
Ну, это понятно: меньше масса – меньше расход.
Проверьте, не возите ли вы с собой ненужные вещи (детское кресло, зимняя резина и баллоны с «незамерзайкой» летом).
Надумали ставить дополнительную шумоизоляцию? Помните, что она увеличит массу вашего авто на 50-100 кг, а расход на 0,4–0,7 л. То есть за шумоизоляцию вы будете платить весь срок службы авто.
В странах с отличными дорогами разумно снять запаску. Правда, я слышал, что там новые машины и так ею не комплектуются. В России такой «трюк» вряд ли можно назвать удачным. Не знаю, как в Украине с дорогами.
Способ №3: Измените свой стиль вождения
Для кого-то здесь кроются бесконечные запасы экономии (А по данным скучного немецкого совета безопасности движения — до 25%).
Какой стиль вождения самый экономный?
Спросите у вашего дедушки: «умный» выбор скорости, плавные разгоны и торможения. Также нужно учитывать работу светофоров и дорожную обстановку в целом. Если в двух словах: чем реже вы используете тормоз, тем меньше расход.
Способ №4: С умом выбирайте время для поездки
Стоишь в пробке – тратишь бензин.
Может быть, имеет смысл выехать с запасом? Может, вообще в 6 утра? Да, вы приедете раньше, но вы сэкономите время и топливо, а оставшийся часок можно посвятить, например, чтению Лайфхакера.
Еще я не суюсь в центр по будним дням. Коплю все такие дела и делаю их одним махом в воскресенье, когда дороги намного свободнее.
Способ №5: Разумно выбирайте маршрут
Лайфхакер исправно публикует статьи о навигаторах. Многие навигаторы снабжены функцией оповещения о пробках. В иные дни это может спасти вам несколько часов времени и пару литров бензина.
Кстати, друзья, будет здорово, если в комментариях вы напишите свой любимый сервис. Я как раз присматриваюсь к этой теме.
Способ №6: На трассе используйте крейсерскую скорость
Крейсерская скорость – это скорость, при которой расход топлива минимален. Чаще всего она достигается на последней передаче при частоте оборотов 2-2,5 тыс. об/мин.
Чем мощнее авто, тем выше крейсерская скорость. Для моего «задохлика» Форда Фиесты (83 л.с.) эта скорость — примерно 90 км/час.
Увеличение скорости выше крейсерской неминуемо приведет к росту расхода. Насколько? Возьмем для примера ВАЗ 2105:
- 80 км/час — 7 л на 100 км
- 100 км/час — 11 л на 100 км (источник).
Очень часто крейсерскую скорость указывают в сервисной книжке автомобиля. Посмотрите, может и у вас она указана там.
Способ №7: Правильно выбирайте передачи
Как я уже говорил, расход топлива минимален, когда на тахометре — 2-2,5 тыс. об/мин. Старайтесь всегда выбирать такую передачу, чтобы двигаться именно на этих оборотах.
В современных машинах иногда устанавливают специальный подсказчик, который сигнализирует, когда надо переключиться вверх или вниз. В конце поездки такая машина может даже выставить вам «оценку по экологии».
Если у вас автомат, то думать над выбранной скоростью вам, конечно, не приходится.
Способ №8: Выбор резины
Одни шины расходуют топлива больше, другие меньше. Разница может достигать 0,5 л на 100 км. Согласитесь, немало?
Выбирая экономичные шины, опирайтесь не на данные производителя, а на реальные тесты, которые проводят все ведущие авто-издания.
Способ №9: Не ставьте колеса большего радиуса
Многие ставят на свои авто колеса большего радиуса, например, R16 вместо R14. Конечно, можно согласиться с тем, что так машина смотрится «круче»:
Но, к сожалению, за это придется заплатить увеличением расхода.
На сколько?
Достоверных данных я не нашел, но ходит поверье, что 1 см радиуса прибавляет к расходу 1 л на 100 км. Немало.
Способ №10: Правильное давление в шинах
Я не буду советовать вам перекачивать шины. Да, это даст уменьшение расхода, но какой ценой?. Разумнее накачивать их по верхней планке, рекомендованной производителем.
Вот здесь говорится, что снижение давления с 2,0 кг/кв. см до 1,5 кг/кв. см ведет к перерасходу топлива примерно на 3%.
Следите за давлением в своих шинах. Или платите рублем.
Способ № 11: Купите отапливаемый гараж
Отогреть машину зимой нелегко, и пока она греется, горит драгоценный бензин. Отапливаемый гараж может решить эту проблему на корню.
Способ №12: Заведите дисконтную карту
Вы будете смеяться, но я годами заезжал на одну и ту же заправку, а додумался оформить там дисконтную карту только недавно. Это заняло у меня 5 минут. Теперь экономлю 3% от каждой заправки. Уверен, что у большинства крупных сетей есть что-то подобное.
Плохой Способ №1: Выключение электроприборов
Конечно, если вы в жару выключите кондиционер и будете потеть, то расход снизится ощутимо (примерно на 2 л/100 км). Открыть окна – не вариант. Вы же помните, что в этом случае ухудшится аэродинамика машины. «За рулем» даже как-то проводил эксперимент: что больше топлива жрет — кондиционер или открытые окна. Хоть убейте, не помню его результат. Пишите в комментариях, кто тоже читал эту статью, чем все у них закончилось.
Из той же серии отключение фар, музыки, подогрева сидений.
Не считаю этот способ экономии удачным. Если уж отказываться от комфорта в машине, то надо идти до конца и пересаживаться на велосипед.
Плохой способ №2: Движение в «аэротени» большой фуры
На трассе можно плотно пристроиться позади ползущей фуры и ехать в ее «аэротени». Говорят, что так можно сэкономить аж 3% бензина.
Хотел бы я увидеть человека, который так сильно печется об экологии, что готов долгое время «глотать» выхлоп Камаза. Да и водитель фуры, как мне кажется, не станет долго терпеть такого «зайца» и попытается что-то сделать. Да и про «Соблюдай дистанцию» можно забыть.
Короче, способ для фриков.
Плохой способ №3: Присадки для двигателя
Я имею в виду «чудо-присадки», которые льют в бензобак или в картер и которые обещают экономию топлива. Я в свое время следил за этой темой, но ни разу еще ни одно автомобильное издательство не смогло выявить сколь-нибудь значимой экономии.
Для себя я поставил крест на этой теме. Или у вас есть другой опыт? Пишите в комментариях.
Плохой способ №4: Езда на «нейтралке»
Когда машина катится с горки или докатывается по инерции к светофору, можно поставить рычаг коробки передач в нейтральное положение. Машина перестает тормозить двигателем, а значит, мы экономим. Вот такая вот теория.
Здесь, однако, доказывается, что даже экономии топлива достичь не удается. В то же время езда на «нейтралке» может быть опасна – в нужный момент вы просто не сможете быстро набрать скорость. А это может быть необходимо, например, в случае заноса.
Сказать по правде я и сам иногда так езжу. Буду изживать!
Плохой способ №5: Покупка электромобиля или гибрида
Электромобили имеют большие льготы в некоторых странах: налоговые послабления в Японии и Норвегии, бесплатное парковочное место в Лондоне, выделенные полосы движения в той же Норвегии.
Обладатели гибридов, а тем более электромобилей – замечательные люди, которые делают наш воздух чище. Но признать удачной покупку электромобиля только как средство экономии денег, я никак не могу. Даже в США гибрид начинает окупать себя только после 90 000 км пробега. Не удивлюсь, если в России он не окупается в принципе. Никаких тебе льгот, да и цены на данные авто задраны до небес.
Какие способы сэкономить я пропустил?
Пишите в комментариях!
Также буду рад вместе с вами посмеяться и над плохими идеями.
lifehacker.ru
Что можно произвести из одного барреля нефти
Нефть принято измерять в баррелях и именовать черным золотом. Большинство из нас знает о том, что из нефти делают бензин, мазут и моторное масло. Но этим ее достоинства не исчерпываются. Портал АВС решил разобраться, сколько всего полезного можно произвести из одного барреля нефти.
В одном барреле содержится 159 литров сырой нефти. Много это или мало? В ходе переработки объем нефти в барреле увеличивается еще на 9 литров, так что на выходе получается 168 литров различных нефтепродуктов. Из одного барреля производится:
85 литров бензина — достаточно для преодоления расстояния около 1 тыс. километров на автомобиле «средней прожорливости».
25 литров дизельного топлива — достаточно, чтобы проехать около 70 километров на тракторе.
20,7 литров авиационного топлива — американскому Боингу-747 не хватит этого количества топлива даже на два километра полета. С грехом пополам можно пролететь полтора километра.
9 литров нефтезаводского газа, который получается при перегонке.
8, литров нефтяного кокса — твёрдый остаток вторичной переработки нефти или нефтепродуктов. Используется для изготовления электродов и коррозионноустойчивой аппаратуры, восстановитель при получении ферросплавов.
5,6 литров мазута — используется в качестве топлива для локомотивов, кораблей, электрических генераторов и для отопления домов.
4,5 литра сжиженного газа — используется в приборах для отопления, как автомобильное топливо, а также как наполнитель в различных аэрозолях в качестве замены хлорфторуглеродам.
1,5 кг древесного угля в брикетах.
12 баллонов с пропаном.
170 восковых свечек для торта.
1 литр моторного масла.
Нефтехимические продукты также широко используются в фармацевтике, косметике, производстве продуктов питания и пластмассы.
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
www.dp.ru
Бензин по карточкам — Автоцентр.ua
Сколько можно сэкономить, купив топливо по предоплате.
Выгодно ли покупать бензин по предоплате, но со скидкой?
Пластиковые карточки сейчас выпускают многие сети АЗС. На них зачисляется определенный объем горючего в литрах либо внесенная сумма денег, которые можно превратить в топливо. Еще один вид карточек – комбинированные. По этим карточкам можно тратить литры или зачисленные на карточку деньги.
Литровые
На эти карточки зачисляются купленные вами литры бензина определенной марки. Преимущество их в том, что бензин вы приобретаете по сегодняшней цене, а тратить купленные литры будете в течение нескольких недель или месяцев, за которые стоимость топлива может вырасти. Если вы покупаете тонну и больше, то скидки обычно растут. Но если стоимость бензина снижается, вы, соответственно, теряете, поскольку продолжаете пользоваться дорогим топливом.
Денежные
Некоторые нефтетрейдеры, например, «Лукойл», сегодня продают только денежные карточки, которые называют еще «электронным кошельком». На них вы зачисляете определенную сумму, которую потом сможете превратить в топливо на заправках сети или сетей АЗС, поддерживающих данную систему. Эти карточки выгодны для тех, кто покупает бензин в «особо крупных размерах» или пользуется топливом разных марок (например, ДТ и Аи-95). Кстати, компании-нефтетрейдеры обычно продают владельцам карточек топливо по более низким ценам, чем те, что заявлены на их АЗС. Но от колебания топливных цен владелец такой карточки не застрахован. При подорожании бензина платить за него придется больше (но с учетом оговоренной ранее скидки), зато в случае удешевления – соответственно меньше. Размер скидок зависит от суммы, которую вы положите на карточку. Например, WOG предоставляет скидки от 1,5% тем, кто покупает тонну и больше, а «Лукойл» позволяет владельцу карточки экономить 2 коп. на литре (от цены любой заправки, поддерживающей карточную систему).
Комбинированные
Эти карточки, пожалуй, самые удобные. На них можно «держать» как литры топлива, так и деньги. Это выгодно тем, кто ездит, например, в Киеве и в командировки по Украине. В столице можно использовать купленные литры топлива, не боясь роста цен. А в регионах – тратить c карточки деньги, так как стоимость горючего в ряде областей Украины ниже, чем в Киеве. Эту разновидность карточек мы нашли у ряда эмитентов – «Золотого гепарда», ОККО, а также «МС ойл Кард», которая по карточкам заправляет еще и газом (пропан-бутаном), предоставляет услуги (СТО, мойка, шиномонтаж). Деньги и литры существуют на разных счетах, поэтому перевести литры в гривни (и наоборот) не удастся. То есть, если на карточке закончились деньги, то придется тратить литры, даже если цена бензина на АЗС ниже той, по которой вы их покупали.
Ограничения
Еще год назад ареал использования топливных карточек часто ограничивался определенным регионом. То есть, купив карточку в Киеве, можно было пользоваться ею в столице и области. Сейчас география «покрытия» заметно расширилась. Карточки поддерживают сети АЗС, число которых измеряется сотнями. Причем речь идет не только о станциях определенного бренда, но и о других, являющихся партнерами компаний-эмитентов. Заправиться можно на той АЗС, на вывеске которой указан тот же логотип оператора карточной системы, что и на вашей карточке.
Как и где купить?
Карточки чаще всего приобретают в офисах компаний-нефтетрейдеров. Координаты офисов можно взять на любой заправке бренда, который поддерживает данную систему. Если сеть АЗС трейдера развита в Украине, то карточки будут доступны для покупателей в нескольких крупных населенных пунктах. Обычно продажа карточек осуществляется по «безналу» – то есть компания выписывает клиенту счет (присылает по факсу, электронной почте), который тот оплачивает через банк или кассу оператора АЗС.
Выгодно – невыгодно?
Заметно ощутить экономию средств при покупке карточки смогут те, кто много ездит, и, соответственно, тратит немало топлива. Например, при скидках в 1,5% получается, что вы экономите почти литр топлива на каждом 60-литровом баке бензина. А если эксплуатировать автомобиль в режиме такси, то в день можно израсходовать до 50 литров бензина. То есть 1,5 тонны в месяц. При стоимости литра 95-го бензина в 4 грн. общие расходы составят 6 тысяч грн. Если компания предоставляет скидку в 1,5%, вы экономите 90 грн. в месяц (22 литра бензина) и 1080 грн. в год. Если же автомобиль ездит в дальние командировки, то сэкономленная сумма растет. А вот чтобы экономить в случае возможного подорожания бензина, нужно быть провидцем и закупить бензин задолго до кризиса. Как свидетельствует опыт прошлых ценовых колебаний, нефтяные компании накануне кризиса повышают цены на бензин по литровым карточкам быстрее, чем на своих же заправках.
Особенности карточной торговли топливом в некоторых сетях АЗС |
|
Светлана Скрипка
Фото Владислава Бойко
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
www.autocentre.ua
10 хитростей, которые помогут тратить на бензин гораздо меньше
В некоторых европейских странах ЭКО-вождение — экономичное и экологичное — входит в обязательную программу обучения курсантов. Чем больше мы тратим энергии, тем больше нам ее приходится откуда-то брать. Соответственно, чем меньше энергии мы будем тратить во время движения, тем меньше нам придется восполнять ее, сжигая дополнительное топливо. Так как найти золотую середину: ездить безопасно, сохранив при этом деньги?
Следить за здоровьем
Если из выхлопной трубы валит дым, мысли об экономии можно оставить. Сколько будет «съедать» автомобиль, напрямую зависит от того, как он себя чувствует. Половины успеха можно добиться, когда сердце мотора бьется ровно, свечи зажигания дают хорошую искру, фильтры чистые, все изношенные детали были заменены во время очередного ТО, а уровень масла держится в пределах нормы. Кстати, о масле… Для экономии и меньшего вреда экологии рекомендуется заливать «легкие» масла с пониженной вязкостью, на основе синтетики или полусинтетики.
Давление в норме
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Давление в шинах должно быть не ниже рекомендованного производителем, максимум на 10 процентов больше. На станции шиномонтажа редко интересуются, на сколько единиц подкачать или, наоборот, спустить колеса, применяя ко всем единый стандарт — 2.0 бар. Однако на каждом автомобиле с водительской стороны есть памятка с рекомендациями. Проверять давление в шинах, как и уровень масла, желательно каждый день. Но кто из нас это делает? Оказывается, чем чаще, тем лучше. Опытный водитель может определить, спущено у него колесо или нет, на глаз, когда осматривает автомобиль. Или во время движения, когда руль начинает вести в сторону. Но почувствовать машину дано не всем, поэтому лучше не реже одного раза в неделю заезжать на шиномонтаж или проверять давление.
Размер имеет значение
Модные широкие шины также серьезно ухудшают экономичность автомобиля. Взять хотя бы шины шоссейного и горного велосипедов. У первого велосипеда они тонкие, чтобы можно было развивать хорошую скорость, у второго — широкие, так как здесь скорость не так важна. Соответственно, крутить педали на трассе гораздо легче, чем в горах. Так и с автомобильными шинами. Следует следить и за углом установки шин. Любое отклонение от нормы влияет на динамику, следовательно, отражается на уровне топлива в баке. Серьезно ухудшают экономичность внедорожные шины, на которых владельцы джипов ездят по городским дорогам. Они не только гудят на ровной дороге, на них быстрее изнашивается протектор, и автомобиль с такими шинами потребляет больше топлива. Если человек позволил себе приобрести дорогой внедорожник, лучше иметь в запасе два комплекта шин — для города и для поездок туда, где дороги нет.
Кроме того, если автомобиль оснащен подключаемым полным приводом, в городе его лучше лишний раз не включать. И не только в целях экономии. Полный привод придает автомобилю большую стабильность, однако немногие водители могут с ним справиться, если он выходит из-под контроля.
С ветерком или кондиционером?
Бесспорно, чем меньше приборов работает в автомобиле, тем больше экономия. Но как, скажите, отказаться от кондиционера в жару? Подсчитано, что кондиционер «съедает» около семи лошадиных сил. Опускать стекла тоже не выход. При открытых окнах на скорости ухудшаются аэродинамические свойства, что опять-таки влияет на потребление топлива в худшую сторону. Здесь можно дать только один совет: охладив машину при помощи кондиционера до нужной температуры, переключиться на вентилятор. По правилам запрещено ездить без включенных фар. Но если комплектация машины позволяет, днем можно обойтись ходовыми светодиодными огнями, которые потребляют существенно меньше энергии. Сам по себе навигатор или видеорегистратор съедают не много, но вкупе все гаджеты дают дополнительный расход. В этом случае лучше не держать аксессуары постоянно включенными в «прикуривателе», а после зарядки отключать от сети.
В путь налегке
Багажник не место для мешка картошки, пусть она лучше хранится в погребе. Если хотите сэкономить, все лишнее из машины нужно убрать, оставив только самое необходимое — запаску, инструменты и аптечку. Чем больше вес, тем больше требуется энергии.
Сломанный бампер — лишний литр бензина
То же самое касается багажника на крыше. Если вы едете в отпуск или на дачу, и некуда сложить чемоданы, автобокс необходим. Но возить его порожняком не стоит, так как любой посторонний предмет, установленный на машину, создает дополнительное сопротивление движению. То же самое относится к сломанным или оторванным бамперам. Чем дольше автовладелец затягивает с ремонтом, тем дороже это ему обойдется. Оказывают сопротивление рейлинги, даже те, что установлены штатно. Не говоря уже о тюнинговых спойлерах, которые не прошли испытания в аэродинамической трубе.
Тише едешь
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Езда на скорости 120 километров в час существенно опустошит ваш кошелек. Во-первых, придется разориться на штрафы, во-вторых, на бензин. На скорости выше 120 километров в час вся мощь расходуется на сопротивление давлению воздуха. 90 километров в час на трассе установили не только для безопасности. Чем ниже скорость, тем меньше сопротивления движению и меньше расход. Но впадать из крайности в крайность тоже не надо. Движение со скоростью 30 километров в час вынуждает нас ехать на второй передаче, что уже не способствует экономии. Если, к примеру, на трассе загорелась лампочка, а до заправки еще надо как-то дотянуть, то лучше сбросить скорость до 70 километров в час и ехать на высшей передаче.
Стиль вождения
Нужно научиться рассчитывать свою скорость движения с тем, чтобы, к примеру, подъезжая к светофору, не пришлось тормозить. Так и хочется сказать водителям, которые ездят на машинах с автоматической коробкой передач и у них то и дело загорается стоп-сигнал, а вы не пробовали просто отпускать педаль газа, не нажимая на тормоз? Энергичные ускорения и резкие торможения опустошают бак, и не факт, что, стартовав раньше всех на светофоре, доедешь тоже быстрее всех. На газ нужно нажимать плавно, а не резко давить в пол, что расходует топливо впустую. Поддал газу, отпусти педаль, машина покатится по инерции. Водителей за рубежом учат пораньше переключаться на высшие передачи, что возможно на современных машинах. В комплексе с другими советами реальная экономия топлива может составить до 20 процентов.
Греть на ходу
Многие водители расходятся во мнении, споря, сколько времени нужно прогревать двигатель зимой. Некоторые уверены, что, стоя на месте, прогревать мотор не надо, будет лучше, если машина начнет потихоньку двигаться. Прогревая машину по 10-15 минут, водитель расходует топливо впустую. Завел машину, стряхнул снег, и все — потихоньку, без форсажа поехал по двору. При нагрузке автомобиль прогревается быстрее, меньше изнашивается и экономит расход топлива. А дизельную машину можно час прогревать, и толку будет мало. Дизель греется только на ходу.
Марка бензина имеет значение
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Те, кто умеет считать деньги, не будут ради экономии заправлять машину бензином марки А-92, в то время как производитель рекомендует заливать в бак А-95. Такая экономия может выйти боком. Доказано, что машина потребляет меньше топлива, если заливать «правильный» бензин. К тому же, от того что машина «ест», напрямую зависит износ деталей. В этом случае лучше не экспериментировать. Если взять БМВ, то этот автомобиль можно заправлять как 91-м, так и 98-м. С точки зрения экономии 91-й будет дешевле, а если говорить об экологии, то лучше залить 98-й. Стоит ли заполнять полный бак, если это создает дополнительную нагрузку? К примеру, если зимой бак залит меньше чем наполовину, в нем образуется конденсат. А кому нужна лишняя вода в баке? Летом в городе можно заправить полный бак и ездить до тех пор, пока не загорится лампочка, что, собственно, и делают многие автомобилисты. А на трассе лучше не дожидаться сигнала и залить бензин, когда в баке еще есть четверть топлива. Кто его знает, когда будет следующая заправка…
Текст: Светлана Брайловская
maxpark.com
Третий Рейх и топливо. Часть 1.: reich_erwacht
В первой части мы поговорим о синтезированного топливе.Первое упоминание о германской нефти относится к 1546 (тысяча пятсот сорок шестому году), когда немецкий ученый Георгий Агрикола, (настоящее имя Георг Павер) считающийся отцом немецкой минералогии, отметил, что в окрестностях Ханигсена найдена нефть. Нефть добывалась местными жителями и использовалась для смазывания осей телег и прочих подобных целей. Первая скважина в Германии была пробурена около Wietze, принадлежавшего тогда Ганноверу в 1859 году. Промышленная же добыча нефти началась в Германии с 1881 года, когда около Ольхейма было найдено месторождение нефти с достаточными запасами. Добывается нефть в Германии и по сей день.
В данной же статье пойдет речь о синтетическом горючем. Поскольку собственной нефти и импортируемой нефти не хватало, а после прихода Гитлера к власти был взят курс на автаркию, немецкие химики обратили свои взоры на то, чего в Германии всегда было много, а именно на каменный уголь. Основными методами производства в Германии являлись метод Бергиуса (он же метод гидрогенизации) и метод Фишера-Тропша.
Надо заметить, что методы получения жидкого топлива из угля разработаны немцами не в ходе Второй Мировой войны, а задолго до нее. Еще в 1913 году немецкий химиком Фридрих Бергиус получил жидкое топливо из угля и запатентовал свой метод. Суть метода заключалась в каталитической гидрогенизации угля при воздействии на него водорода под высоким давлением и при высокой температуре.
На картинке слева направо — Бергиус, Фишер, Тропш.
Надо заметить, что методы получения жидкого топлива из угля разработаны немцами не в ходе Второй Мировой войны, а задолго до нее. Еще в 1913 году немецкий химиком Фридрих Бергиус получил жидкое топливо из угля и запатентовал свой метод. Суть метода заключалась в каталитической гидрогенизации угля при воздействии на него водорода под высоким давлением и при высокой температуре.
Практически это выглядело следующим образом: предварительно уголь измельчают, совмещая процесс измельчения с сушкой. Делается это для увеличения поверхности соприкосновения угля и водорода. Далее угольную пыль, замешивают в пасту, с прибавлением каменноугольной смолы и катализатора и подают в реактор — стальной цилиндр, снабженный мешалкой. Туда же подается водород. Процесс идет при давлении 250—300 атм и температуре 400—600°, в результате образуется масло, из которого разгонкой получают бензин и некоторые другие продукты, а именно каменноугольную смолу, которую вновь пускают в процесс. Получающийся в процессе разгонки газ также используют непосредственно в производстве как топливо. В качестве катализатора используется красный шлам — отходы бокситного производства. Тут надо отметить, что для гидрогенизации лучше всего подходил бурый уголь, поскольку ввиду своего состава из него выход жидкого топлива выше.
Общая схема синтеза по методу Бергиуса.
В 1915 году Бергиус строит завод по производству синтетического топлива в Рейнау, близ Мангейма. Однако Первая Мировая война закончилась, потребность в синтетическом горючем резко уменьшилась и Бергиус остается не у дел. И только в 1921 году, продав свое патентное право (собственно почему данный метод и известен как метод гидрогенизации) Бергиус продолжает работы по усовершенствованию данного метода. Между 1922 и 1925 гг. Бергиус добился непрерывности разработанного им процесса, возможности контролировать температуру в ходе реакции и открыл эффективный источник получения водорода путем сжигания смеси метана и кислорода. В 1931 г. Бергиусу была присуждена Нобелевская премия по химии «за заслуги по введению и развитию методов высокого давления в химии».
Второй метод — метод Фишера-Тропша и как следует из названия метода, разработаны Францем Фишером и Гансом Тропшем. В 1922—1926 гг. в результате исследований Фишера и Тропша был осуществлен в промышленном масштабе процесс получения синтетического жидкого топлива из смеси окиси углерода и водорода (так называемого синтез газа) под низким давлением. В результате этого процесса, как и при гидрогенизации твердого топлива, образуется сложная смесь жидких углеводородов, из которых в конечном счете (используя разгонку) получается синтетический бензин.
Суть метода заключалась в следующем: уголь без доступа воздуха при высокой температуре разлагается на угарный газ и водород. Далее в присутствии катализатора из этих двух газов синтезируется бензин, солярка, мазут, пропан и т.д.. Товарные продукты конденсируются в охладителях, лёгкие фракции типа пропана , бутана и т.д. сжигаются в печи . Тепло выделяемое при сжигании и идёт на создание температуры для разложения угля. В качестве катализаторов используется железо или кобальт. Условиями проведения процесса являются: давление от 1 атм (для кобальтовых катализаторов) до 30 атм, температура 190—240 °C (низкотемпературный вариант, для кобальтового и железного катализаторов) или 320—350 °C высокотемпературный вариант, для железного).
Схема процесса прилагается.
пять же не следует думать, что и данный метод Фишером и Тропшем создан на пустом месте. Еще в 1839 году немецкий же химик Густав Бишоф построил первый газогенератор, правда газ там получался из дерева. (Кстати вещество бишофит имеет свое название как раз из фамилии этого немца)
Существовали еще два метода производства жидкого топлива из каменноугольной смолы. (Каменноугольная смола — остаточный продукт после коксования углей). Поэтому для производства жидкого топлива использовали либо отходы коксового производства, либо целенаправленно проводили пиролиз угля для получения каменноугольной смолы. Данный процесс именовался немцами карбонизацией и был двух видов: высокотемпературный (при температуре свыше 600 °C) и низкотемпературный, при котором целенаправленно добывалась каменноугольная смола, которая затем перерабатывалась в жидкое топливо путем возгонки. В качестве жидкого топлива использовался также алкоголь. История использования алкоголя такова. В 30 годы ввиду финансового кризиса для поддержки крестьян для добавок в топливо использовался алкоголь, перегоняемый из картофеля. Осуществлялось это все на уровне государства. Импортеры и производители были обязаны добавлять алкоголь в топливо, покупая его у государственной этиловой монополии, которая в свою очередь скупала излишки картофеля у крестьян. В разные годы процент алкоголя в топливе был разный. В самом начале процент алкоголя в топливе был 2,5 %, к 1937 году процент алкоголя в топливе вырос до 10, затем к весне 1939 года был снижен до 8,5. Весной 1939 года относительно добавки алкоголя в топливо, Германия была поделена на две части приблизительно по линии Bentschen на востоке и Bentheim на западе. К северу, где потреблялось примерна одна треть всего германского топлива, содержания алкоголя в топливе оставили неизменным, южнее этой линии алкоголь был заменен на тетраэтил свинец. Кроме того алкоголь мог использоваться и непосредственно как топливо.
Данная табличка показывает использование спиртов как топлива.
Как топливо использовался и бензол. Существовали также топливные смеси состоящие из алкоголя, бензола и тетралина.
Поскольку температура плавления у всех трех веществ разная, то возможно эта смесь разлагалась при низких температурах на фракции. (Возможно на этом основано мнение о том, что синтетический бензин якобы при низких температурах разлагается на фракции. Однако же данная смесь бензином вообще не является.) Раз уж пошел разговор о всевозможных эрзацах и
заменителях, необходимо отметить, что уже в довоенные годы в Германии использовался сжиженный бутан и пропан в качестве топлива. Оба эти газа — побочные продукты химического производства. Данное топливо обозначалось как Triebgas. Смесь газов сжижали под давлением 2-3 атмосферы и заправляли в стальные баллоны длиной 1.3 метра и диаметром 30 см. В таком баллоне содержалось примерно 78 литров (или 35 кг) сжиженного газа. Грузовики работающие на газе обычно имели два таких баллона, а автобусы от трех до пяти. Грузовики осуществляющие перевозки на большие расстояния имели до 10 таких баллонов. Заправка таких газоавтомобилей осуществлялась путем замены баллонов и занимала примерно 10 минут. Кроме того существовали автомобили оборудованные специальными емкостями, в которые помещалось 300 литров сжиженного газа, однако такие автомобили надо было заправлять на специальных заправочных станциях.
Теперь перейдем непосредственно к продуктам производства. Итак, в результате процесса синтезируются следующие продукты, имеющие значение как топливо: при гидрогенизации образуется преимущественно бензин, в результате метода Фишера Тропша — бензин, соляра и мазут. Остановимся на бензине.
По немецкой классификации бензин используемый как автомобильный обозначался немцами
Vergaserkraftstoff. Согласно статистическим данным — синтетический автобензин немцы получали методом Фишера Тропша. Бензин был окрашен в красный цвет и октановое число его было 72. Проводимые американцами исследования свойств этого бензина показали, что данный бензин теряет свою текучесть при температуре -23°C -25°C. Собственно американцами использовался термин pour point, что в отношении нефтепродуктов означает, что жидкость при данной температуре не может самостоятельно протекать по трубкам или трубам. О каких то разложениях на какие то фракции при низких температурах (о чем постоянно пишут в русскоязычных интернетах) ничего не сообщается. Методом гидрогенизации опять же согласно немецкой статистики получали в основном авиационный бензин.
Авиатопливо имело следующие обозначения.
Бензин А3 — окрашивался в синий цвет. Октановое число 70, с добавлением тетраэтила свинца октановое число возрастало до 80. Использовался немцами для заправки учебных самолетов, что естественно не исключало и применение его в ходе боевых действий.
Бензин В4 — был также окрашен в синий цвет. Октановое число 72. При добавлении тетраэтил свинца — 89. Использовался немцами для заправки бомбардировщиков.
Бензин С3 — зеленого цвета, использовался для заправки истребителей. Согласно опять же американских данных октановое число данного бензина в ходе войны повысилось от 94 в 1940 году до 97в 1943. Согласно тем же данным температура замерзания — freezing point — была ниже -60°C.
Раз уж речь зашла об авиатопливе необходимо коснутся бензина С2 — это тот же самый бензин, что и С3, но получаемый из нефти.
Кроме того существовала авиасолярка с обозначениями Е1 и Е2. Поскольку самолетов с авиадизелями у немцев как таковых и не было — упоминаю об этой маркировке топлива исключительно в порядке исторического интереса.
Топливо для реактивных самолетов обозначалось J2.
Теперь о заводах по производству синтетического топлива.
К 1 сентября 1939 года Германии имелось 7 заводов работающих по методу гидрогенизации, 7 заводов работающих по методу Фишера Тропша и еще несколько заводов работающих по методу получения бензина из каменноугольной смолы, остающейся после коксования угля. Месячная выработка синтетического топлива на всех этих заводах достигала 120.000 тонн. В 1941 году заводы по производству синтетического топлива произвели 4.1 миллиона тонн топлива и нефтепродуктов при общей выработке нефтепродуктов в 12 миллионов тонн. В последующие годы выработка синтетического топлива продолжала увеличиваться.
Наглядно количественные показатели представлены в следующей табличке.
Видно, что из года в год производство синтетического топлива (Synthetic production) неуклонно возрастало от 1.6 миллиона тонн в 1938 году до 5.7 миллионов тонн в 1944.
Положение заводов по производству синтетического горючего представлен на на следующей картинке.
Для производства синтетического топлива немцами было израсходовано 10 миллионов тонн каменного угля (что составило 4 процента от общей добычи каменного угля) и 50 миллионов бурого угля (20 процентов от общей добычи). В среднем на производство 1 тонны топлива расходовалось 4 тонны каменного угля или от 8 до 10 тонн бурого угля.
Несмотря на миллионные количественные показатели, на заводах по производству синтетического топлива работало относительно небольшое количество рабочих. Так в июле 1943 года их число составило всего 95 000 человек.
Значение же синтетического топлива наглядно демонстрирует следующая табличка.
Данные за первый квартал 1944 года — это фактически пик немецкого производства, поскольку в данный период (в первый квартал 1944 года) объекты нефтепереработки и заводы по производству синтетического горючего почти не подвергались бомбардировкам. Необходимые пояснения к таблице:
— aviation gasoline — авиабензин
— motor gasoline — автобензин
— diesel oil — топливо для дизелей (солярка)
— uel oil — мазут
— ubricating oils — смазочные масла
— producer gas — попутные газы
Наглядно видно, что основная роль в производстве авиабензина (92 %) приходится именно на процесс гидрогенизации угля. Производство автобензина и синтетической солярки — примерно треть от всего произведенного. Производство мазута синтетическим путем — только 14 % от всего произведенного.
За материал спасибо teufel65.
reich-erwacht.livejournal.com