Что такое калильное число: ЧТО ТАКОЕ КАЛИЛЬНОЕ ЧИСЛО?

Содержание

Калильное число и таблица соответствия калильных чисел свечей зажигания различных производителей

Основным параметром, определяющим применимость свечей зажигания — это калильное число (если не считать очевидного – типа установочной резьбы и размера шестигранника). Калильное число указывает на то, сможет ли конкретная свеча зажигания работать в моторе, вылет центрального электрода или зазор между электродами влияют на совместимость гораздо меньше.

Причины калильного зажигания

Каждый цикл работы свеча зажигания испытывает сильный нагрев – от момента воспламенения смеси до начала такта впуска, когда ее электроды охлаждаются свежей топливовоздушной смесью. При этом тепло отводится только одним путем – от электродов к юбке и головке цилиндра, так как рассеяние тепла от выступающего наружу изолятора сравнительно невелико, а в герметично закрытых колодцах современных моторов с индивидуальными катушками зажигания и вовсе мизерно.

Свеча остается работоспособной в определенном диапазоне температур. Холодные электроды покрываются нагаром – если на чистом газовом топливе нагарообразование минимально, то на бензиновых моторах, особенно карбюраторных, свечу обязательно нужно нагреть до такой температуры, когда свободный кислород на тактах впуска и сжатия успеет окислить накопившийся нагар.

В то же время и перегрев не менее вреден – ускоряется эрозия контактов, из-за неравного коэффициента расширения керамики и металла увеличивается риск растрескивания изолятора, в самом тяжелом случае электроды разогреваются настолько, что соприкасающаяся с ними топливная смесь воспламеняется самопроизвольно, раньше времени – так происходит калильное зажигание.

Таким образом и работали примитивные двигатели внутреннего сгорания до изобретения искровой свечи. Многие читатели, еще заставшие советские мопеды и мотоциклы, наверняка сталкивались с тем, что перегретый мотор с завернутой по принципу «какая попалось» свеча работал даже при выключенном зажигании. Для двигателя такая работа не лучше детонации (зачастую калильное зажигание её и провоцирует) – фронт пламени доходит до поршня до достижения им верхней мёртвой точки (ВМТ), и мотору приходится преодолевать значительное давление газов.

Соответственно, исходя из максимальной температуры, которая может быть достигнута электродами свечи в конкретном моторе, и определяется ее калильное число свечи – показатель скорости теплоотдачи от электродов.

Видео: Калильное число свечей зажигания

Принципы маркировки

Наиболее наглядным, пожалуй, является всем знакомый советский метод маркировки калильного числа – испытываемая свеча устанавливалась в аппарате, имитирующем работу одноцилиндрового двигателя, и отмечалось максимальное давление в конце такта сжатия, при котором свеча перегревалась до калильного зажигания. Это число и заносилось в маркировку. К примеру, свеча А17ДВРМ перегреется и даст калильное зажигание при индикаторном давлении 17 кгс/см2. Чем лучше теплоотвод от электродов, то есть чем свеча «холоднее», тем выше число в маркировке.

Почему именно давление? Дело в том, что в бензиновом ДВС используется количественное регулирование рабочей точки – на малых оборотах дроссель ограничивает поступление воздуха, давление в конце такта сжатия падает. Открывая дроссель под максимальной нагрузкой, мы одновременно подаем максимальное количество смеси в цилиндр – и давление, и тепловая нагрузка от ее сгорания становятся пиковыми.

Производители свечей используют менее наглядные обозначения, причем как прямые (холоднее свеча – больше число), так и обратные (холоднее свеча – меньше число). Например, для отечественных свечей с маркировками 14 и 17 у Bosch аналоги имеют маркировки 8 и 7 соответственно (обратная маркировка), у NGK – 5 и 6 (прямая). Поэтому при поиске заменителей надежнее пользоваться каталогами применимости, предлагаемыми конкретным производителем свечей.

Видео: Свечи зажигания — температурные режимы — «холодные» и «горячие» свечи.

Нюансы применимости

Итак, тепловая нагрузка в любом реально эксплуатируемом (а не работающем на стенде на одном режиме) автомобильном моторе различается в разы – когда ваш автомобиль тарахтит на холостых в пробке или едет на высшей передаче на трассе, свеча нагревается по-разному.

При использовании качественного топлива и точном его дозировании системой впрыска можно смело использовать свечи, рекомендованные производителем – они не будут обрастать нагаром на холостых и не перегреются на максимальной нагрузке, тем более что калильное число всегда берется с определенным запасом (вы когда-нибудь видели на обычном ВАЗовском моторе индикаторное давление в 17 бар?).

Проблемы начинаются при игре с качеством смеси: чем она беднее, тем выше ее температура горения. На советских мотоциклах в деревнях использовали свечи А11 от тракторных пускачей вместо положенных А14-А17, и они работали гораздо лучше: более «горячие» свечи эффективно очищались от нагара, вызванного богатой смесью от настроенных на глаз карбюраторов, а вот положенные по паспорту работали с перебоями. Сейчас же мы имеем обратную практику – переходя на бедные смеси из-за требований экологов, автопроизводители увеличивают тепловую нагрузку на свечи. Обратимся, например, к каталогу NGK и найдем там два автомобиля с одним и тем же двигателем, но выпускавшиеся во время действия разных эконорм:

  • Renault Laguna ph. 2, мотор K4M 720 (81 л.с.), 1998-2000 – BKR5EK
  • Renault Laguna 2, тот же мотор, старше 2001 года – уже BKR6EZ

Как видно, на том же двигателе приходится применять уже более «холодные» свечи, к тому же от двух боковых электродов отказались в пользу одного (снизились темпы нагарообразования, для достижения ресурса между ТО стало достаточно одноэлектродных свечей).

Если же мотор форсируется, то однозначно приходится применять более «горячие» свечи, причем это касается любого метода форсировки: увеличивая объем или давление наддува, мы увеличиваем тепловую нагрузку за единичный цикл сгорания смеси, повышая обороты – уменьшаем время, за которое свеча успевает отдать тепло. Причем в последнем случае уменьшается и время воздействия горящей смеси на свечу, поэтому требования к увеличению калильного числа свечи зажигания менее строги: на моторах с красной зоной в пятизначное число могут применяться и свечи с не самым экстремальным калильным числом.

Для моторов же с воздушным охлаждением калильное число свечи меняется даже в зависимости от сезона – летом средние температуры головки цилиндра выше, следовательно, она хуже охлаждает корпус свечи, и потребуется более «холодная» свеча, чтобы быстрее отдавать тепло от электродов.

К счастью, на автомобилях это уже давно не актуально.

Калильное число свечей зажигания — что от него зависит?

Калильное число свечей зажигания – это важнейший параметр, о котором непременно должен быть осведомлён каждый автомобильный владелец. Ибо именно сведения о нём важны при выборе нового источника искры. Итак, в этой статье мы разберём что такое калильное число и как оно определяется. А также как правильно подобрать свечи зажигания. Это и многое другое Вы узнаете далее.

  • Свечи зажигания – основные функции
  • Что такое калильное число свечей зажигания и в чём его связь с калильным зажиганием?
  • Причины калильного зажигания
  • От чего зависит калильное число?
  • Как проверить свечи зажигания?

Свечи зажигания – основные функции

Система зажигания бензинового мотора прямо противоположна той, что находится в дизельном двигателе, ведь она является внешней. Тоесть на момент цикла сжатия искра, которая генерируется свечой зажигания, воспламеняет сжатую смесь топлива и воздуха.

Задачей же свечи зажигания является генерирование той самой искры, что воспламенит воздушно-топливную смесь. Искра на свече между электродами появляется в результате подачи на неё высокого напряжения от катушки зажигания.

От свечи по периметру разносится воспламеняющий фронт, который заполняет камеру сгорания на протяжении всего времени, пока вся топливная смесь не прогорит. Тепло, выделяемое реакцией сгорания, повышает температурный режим, в результате чего быстро нарастает давление внутри цилиндров и поршни выталкиваются в такт расширения вниз. Движение поршней передаётся на коленвал посредством шатуна. Затем коленчатый вал приводит в движение колёса автомобиля, воздействуя на муфту, шестерни и оси.

Для того, чтобы в полной мере обеспечивалась мощность мотора, заявленная производителем, соответствующая нормам экологичность и плавность работы, следует выполнять ряд определённых условий:

цилиндр должен наполняться точным количеством чётко сбалансированной смеси топлива и воздуха, а искра, воспламеняющая продукт сгорания, должна появляться между электродами именно в тот самый нужный момент и обладать соответствующей мощностью. Поэтому к свечам зажигания и выставляются такие строгие функциональные требования. Хорошие, правильно работающие свечи зажигания обязаны производить мощную зажигательную искру с интервалом от 500 до 3500 раз за одну минуту. Это качается четырёхтактного двигателя, который может работать на высоких оборотах длительное время и в режиме постоянного старт-стоп.

Свечи зажигания должны бесперебойно и надёжно выполнять свою функцию даже при экстремальных минусовых температурах. Свечи, сконструированные с внедрением высоких технологий, обеспечивают сгорание топливной смеси наиболее экологичным образом. Благодаря им топливо расходуется в оптимальных пределах без пропусков зажигания, выбросы вредных веществ минимизируются. Такие свечи препятствуют попаданию несгоревшего топлива в каталитический нейтрализатор, что может его разрушить. Современные свечи зажигания проходят «аттестацию» в соответствии со следующими требованиями:

— бесперебойная передача очень высокого напряжения, даже в случаях, когда напряжение зажигания доходит до 40 000 Вольт;

— прекрасные изоляционные свойства при температурах достигающих 1000 градусов по Цельсию;

— пресечение пробоев и дугообразований;

— абсолютная герметичность и газонепроницаемость уплотнителя камеры сгорания, а также высокая стойкость к пульсирующему давлению до 100 бар;

— высокая прочность сборки и материалов, что непосредственно влияет на надёжность крепежа свечей;

— стойкость к тепловым ударам;

— отличная теплопроводность электродов и изолирующей юбки;

— абсолютная устойчивость к электрической эрозии, продуктам и остаткам сгорания газообразных веществ;

— предотвращение возникновения отложений на изоляторе.

Что такое калильное число свечей зажигания и в чём его связь с калильным зажиганием?

Современные двигатели, работающие на бензиновом топливе, нуждаются в искровом методе зажигания, хотя, как ни странно, это не единственный способ воспламенить воздушно-топливную смесь в цилиндрах. Как известно в одних из первых двигателях внутреннего сгорания, которые назывались двигателями Даймлера или «полудизелями», воспламенение воздушно-топливной смеси осуществлялось за счёт калильной свечи, разогревающей головку цилиндра в самый первый пусковой момент. После проведения запуска свеча попросту отключалась и двигатель уже далее работал без её помощи.

Потребность во включении и выключении данной свечи в моменты топливного впрыска привела к созданию системы зажигания, которая является привычной на сегодняшний момент, и которая функционирует в прерывистом режиме.

Но тот факт, что свеча, которая поджигает воздушно-топливную смесь, осуществляет работу в прерывистом режиме, стал и самым уязвимым местом данного устройства.

Искровой режим функционирования свечи зажигания наряду с неимоверной температурой воспламенения топливной смеси приводит к неизбежному нагреванию свечи зажигания. Данному процессу свойственно иметь две стороны: как положительную, так и отрицательную. Положительной стороной данного процесса является то, что при достижении свечой зажигания определённой температуры, происходит её самоочищение от нагара, который неизбежно образуется от сгорания масла и примесей бензина, что попадают в цилиндры.

Отрицательной стороной является то, что при нагревании свечи до температуры в 900 градусов по Цельсию, она становится той самой калильной свечой Даймлера, которая и приводит к воспламенению воздушно-топливной смеси.

Только свеча выключается лишь тогда, когда она полностью остывает, и поэтому автомобильный двигатель работает до этих пор или пока топливо не перестанет поступать в цилиндры. Именно такой вот казус в работе мотора и имеет название калильного зажигания.

Опасность калильного зажигания обусловлена не только тем, что контролировать его невозможно. Если не будут предприняты срочные меры для устранения калильного зажигания, то может перегреться двигатель и заклинивание поршневой группы. Меньшим из возможных зол в данном случае является появление задиров на зеркале цилиндра.

Причины калильного зажигания

Постоянно нагретая свеча зажигания постоянно провоцирует смещаться момент зажигания в наиболее раннюю сторону, из чего вытекают последствия возможного рывка коленчатого вала в обратную сторону, противореча правильному его вращению. Проще говоря, при возникновении калильного зажигания вероятность разрыва двигателя на части имеет немалый процент.

В следствии этих событий, конструкторы двигателей внутреннего сгорания стали ломать голову над тем, чтобы создать такую свечу зажигания, которая бы нагревалась лишь до уровня самоочищения, не вызывая при этом эффекта калильного зажигания. И для того, чтобы охарактеризовать момент, в последствии которого возникает этот весьма опасный прецедент с мотором, конструкторы вычислили калильное число свечей зажигания. В процессе вычислений было определено, что двигатель, испытывающий большую нагрузку, обязует свечи «запасаться» большим калильным числом.

Большинство автомобильных свечей отечественного производства в начале маркируются буквой «А», затем идёт цифра, которая и обозначает калильное число.

Если отталкиваться от отечественной методики, то калильное число приравнивается к среднему индикатору давления в цилиндре, результатом коего и является калильное зажигание. Оно прямо пропорционально зависит от давления наддува, поэтому наша шкала, показывающая рост калильного числа очень наглядна и удобна.

Минимальное калильное число, маркируемое на отечественных свечах зажигания равно 11, максимальное – 26. От того насколько велик уровень калильного числа, его условно разбили на несколько групп:

1. Горячие свечи, калильное число которых лежит в диапазоне от 11 до 17. Они применяются на двигателях не отличающихся спортивным нравом, то есть на простых «тихоходах».

2. Средние свечи. Их калильное число варьируется от 17 до 19. Они работают в двигателях, конструкция которых не предусматривает технических решений для их форсирования.

3. Холодные свечи, калильное число которых лежит в диапазоне 20-26, устанавливаются на двигатели с высоким количеством оборотов и форсированных моторах.

Калильное число – это универсальный показатель, который наглядно демонстрирует автовладельцам то, какую свечу зажигания стоит приобретать для того или иного двигателя. Для более чёткого понимания сути дела приведём пример. Если на двигатель, который не отличается спортивным нравом, поставить холодный тип свечей, то они непременно в скором времени забьются нагаром масел и присадок, которые всегда проникают в цилиндры двигателя. Результатом этого последует ослабление искры, генерируемой свечой или вообще возникновение пропусков в циклах работы двигателя. Чем-то это похоже на работу мотора при слишком позднем зажигательном моменте, когда он претерпевает сильные вибрационные перегрузы и поэтому увеличивает топливный расход.

От чего зависит калильное число?

Свечи зажигания должны отлично справляться с задачей отвода лишнего тепла во избежание перегрева, который может привести к достижению критической точки и возникновению калильного зажигания. Значение калильного числа непосредственно зависит от физических составляющих свечи: её размера, формы и материала производства. Кроме всего этого, Вы должны знать, что длина теплового конуса изолятора, всегда указываемая в маркировке свечи зажигания, обратно пропорциональна калильному числу. Из чего следует, что свечи минимальной длины гораздо лучше справляются с задачей отвода тепла.

Что ещё хочется сказать по типам свечей зажигания? Горячие свечи поддаются нагреванию сравнительно быстро и при малых температурных нагрузках. Как уже говорилось, они хорошо подходят для маломощных двигателей с низкой степенью сжатия. В таком случае они будут легко самоочищаться уже при низком температурном режиме. Для агрегатов же с серьёзным форсированием, конечно, подойдут наоборот холодные свечи зажигания. Но запомните ещё одно, какое бы количество свечей не было установлено в Вашем автомобиле, главное, чтобы у них были одинаковые параметры.

Как проверить свечи зажигания?

Свечи зажигания могут служить полезным индикатором, свидетельствующим о состоянии автомобильного двигателя. На протяжении эксплуатации двигателя на изоляторах свечей отображаются действия таких процессов как расход масла, калильное число, состав смеси и детонация.

1. Для того, чтобы проверить свечи зажигания, первым делом нужно проехать несколько километров на холостом ходу без длительной его работы. Затем глушите двигатель и дайте ему остыть.

2. Далее снимите высоковольтные провода со свечей зажигания, предварительно их пометив для последующей установки в обратном порядке, чтобы не возникло непорядка и недоразумений.

Снимите свечи зажигания и посмотрите их марку и номер, они должны совпадать с заводскими рекомендациями для данной марки автомобиля. Убедитесь, что марка и тип свечей выбраны верно. В зависимости от условий работы автомобильного двигателя на заводе-изготовителе производятся свечи с разным калильным числом. Если двигатель Вашего автомобиля эксплуатируется в трудных условиях, значит в камере сгорания генерируется большее количество тепловой энергии, чем у двигателя, режим работы которого основан на низких оборотах. Свечи с низким калильным числом быстрее избавляются от тепла, чем свечи с более высоким показателем.

Если Вы используете автомобиль по большей части в условиях города, тогда рекомендована эксплуатировать свечи зажигания низкого калильного числа – горячие свечи. Горячие свечи сжигают отложения, образуемые на изоляторе и электродах во время работы двигателя. Если же машина эксплуатируется по большей части в гоночном режиме, тогда калильное число свечей должно быть высоким – холодные свечи. Использование этого типа свечей в напряжённых режимах эксплуатации предотвращает возникновение калильного зажигания.

Для наиболее верного анализа отложений на свечах зажигания, рекомендуется использовать свечи зажигания с подходящим калильным числом. Свечи, которые горячее или холоднее нужного не предоставят правильной информации о составе воздушно-топливной смеси.

На сегодняшний день рынок автомобильных запчастей полнится разнообразием свечей зажигания. Японские и большинство европейских свечей зажигания маркируются таким образом, что с уменьшением номера свеча становится горячее. В маркировке свечей Соединённых Штатов всё наоборот – чем меньше номер, тем свеча холоднее. Для рядового автолюбителя лучшим способом выбора калильного числа свечей зажигания будет предварительный осмотр конца центрального электрода. Если калильное число подобрано правильно, тогда вокруг электрода должно появиться кольцо голубоватого оттенка.

Если изоляторы оплавились, а электроды и вовсе выгорели, тогда используемые свечи не подходят ибо слишком горячие. Слишком холодные свечи не справляются с нагаром и сажей, о чём будет свидетельствовать загрязнённый керамический конец. Свечи зажигания, которые рекомендованы заводом-производителем в основном подходят калильным числом обычным или чуть модифицированным двигателям.

Калильное число | это… Что такое Калильное число?

Калильное число — величина, характеризующая свечу зажигания, пропорциональная среднему давлению, при котором в процессе испытаний свечи на моторной тарировочной установке начинает появляться калильное зажигание (неуправляемый процесс воспламенения рабочей смеси от раскаленных элементов свечи).

Российская промышленность выпускает свечи зажигания с калильными числами 8, 11, 14, 17, 20, 23 и 26. За рубежом не существует единой шкалы калильных чисел

Калильное число (тепловая характеристика):

  • Горячие свечи 11-14;
  • Средние свечи 17-19;
  • Холодные свечи 20 и более;
  • Унифицированные свечи 11-20

У российских свечей калильное число определяется на специальной одноцилиндровой установке с наддувом. Давление наддува повышается до тех пор, пока не начнется калильное зажигание. При этом фиксируется среднее индикаторное давление цикла, которое и является калильным числом (11, 14, 17, 20, 23). Чем выше литровая мощность двигателя, чем выше степень сжатия, номинальная частота вращения, тем больше должно быть калильное число. Так, например, в двигатели с воздушным охлаждением и в двухтактные двигатели должны устанавливаться свечи с повышенным калильным числом.

Верхний температурный предел тепловой характеристики — рабочая температура свечи, при которой возникает калильное зажигание. Составляет около 900°С.

Нижний температурный предел тепловой характеристики — минимальная температура, при которой свеча начнет самоочищаться от нагара. Находится в пределах 350—400°С.

«Горячие» свечи — относительное понятие, связанное с рабочей температурой. Предназначены для применения на малофорсированных двигателях, где необходимо достижение температуры самоочищения от нагара при относительно небольших тепловых нагрузках. Свечи «горячее» положенных для данного двигателя будут вызывать калильное зажигание. Имеют меньшее, чем «холодные», калильное число.

«Холодные» свечи — предназначены для использования на высокофорсированных двигателях для нагрева меньше температуры калильного зажигания при максимальной мощности двигателя. Свечи «холоднeе» для данного двигателя не будут достигать температуры самоочищения от нагара и перестанут работать через короткий промежуток времени.

Старая маркировка калильного числа свечей ряда зарубежных фирм производилась по времени (в секундах), после которого на специальной установке начиналось калильное зажигание. Эта величина примерно в 10 раз превышает показатель калильного числа российских свечей. В настоящее время большинство фирм обозначают калильное число чисто условно.

Таблица взаимозаменяемости свечей по калильному числу от разных производителей

Россия Beru Bosch Brisk Champion NGK Nippon Denso
А11,А11-1,А11-3 14-9A W9A N19 L86 B4H W14F
А11Р 14R-9A WR9A NR19 RL86 BR4H W14FR
А14В, А14В-2 14-8B W8B N17Y L92Y BP5H W16FP
А14ВМ 14-8BU W8BC N17YC L92YC BP5HS W16FP-U
А14ВР 14R-7B WR8B NR17Y BPR5H W14FPR
А14Д 14-8C W8C L17 N5 B5EB W17E
А14ДВ 14-8D W8D L17Y N11Y BP5E W16EX
А14ДВР 14R-8D WR8D LR17Y NR11Y BPR5E W16EXR
А14ДВРМ 14R-8DU WR8DC LR17YC RN11YC BPR5E W16EXR-U
А17В 14-7B W7B N15Y L87Y BPR5ES W20FP
А17Д 14-7C W7C L15 N4 BP6H W20EA
А17ДВ, А17ДВ-1, А17ДВ-10 14-7D W7D L15Y N9Y B6EM W20EP
А17ДВМ 14-7DU W7DC L15YC N9YC BP6E W20EP-U
А17ДВР 14R-7D WR7D LR15Y RN9Y BP6ES W20EXR
А17ДВРМ 14R-7DU WR7DC LR15YC ТRN9YC BPR6ES W20EPR-U
АУ17ДВРМ 14FR-7DU FR7DCU DR15YC RC9YC BCPR6ES Q20PR-U
А20Д, А20Д-1 14-6C W6C L14 N3 B7E W22ES
А23-2 14-5A W5A N12 L82 B8H W24FS
А23В 14-5B W5B N12Y L82Y BP8H W24FP
А23ДМ 14-5CU W5CC L82C N3C B8ES W24ES-U
А23ДВМ 14-5DU W5DC L12YC N6YC BP8ES W24EP-U

калильное число свечей зажигания

калильное число свечей зажигания

Каталог товаров

Каталог товаров

  • Свечи
  • Статьи
Так что же такое калильное число у свечей зажигания?

    Разберёмся с этой путаницей. Получается так, что на данный момент нет единой шкалы обозначения калильных чисел. У каждой компании-производителя индивидуальные обозначения этих чисел. Как правило, производители пишут своё условное определение калильного числа.

    На примере этих брендов: Denso IK16TT, NGK BKR5EK, Bosch FQR8LEU2

Эти числа обозначают в каком тепловом диапазоне работает свеча.

Тепловым диапазоном называют способность передачи температуры свечи на корпус блока цилиндров для сохранения необходимой температуры. 

Известны «Горячие» и «Холодные» свечи зажигания

«Горячие» – у этой свечи меньше теплоотдача.  

«Холодные» – данная свеча больше отводит тепла.

Высокие цифры калильного числа означают что свечи холодные, и наоборот, чем ниже калильное число, тем свеча горячее.

Исключением является компания Bosch, у фирмы иная маркировка, и чем меньше число, тем холоднее свеча.

В свечах зажигания CHAMPION вообще нет логичной последовательности от холодной к горячей маркировки калильного числа.  

Таблица соответствий калильных чисел производителей DENSO, NGK, CHAMPION, BOSCH

На что и как влияет калильное число свечи зажигания

Мы постараемся объяснить, как влияет правильно подобранное калильное число свечи зажигания, на работу двигателя. Эта статья поможет вам правильно подобрать и купить свечу зажигания.

    Каждый производитель двигателей внутреннего сгорания старается достичь максимальной мощности и крутящего момента и при этом затратив минимальное количество топлива. И как следствие инженеры прибегают к разнообразным решениям при конструировании моторов. Но принцип работы остаётся прежний и всегда требует оптимального сгорания топливо-воздушной смеси.

    Температурные режимы в двигателе разнятся от объёма двигателя, мощности, наличии турбины, форсированности. К примеру, у турбированных двигателей температура выше чем у обычных атмосферниках.

    Воспламенение и сгорание топлива в цилиндрах двигателя происходит при определённых температурных режимах, и в разных моторах с различными конструктивными особенностями эти температурные режимы отличаются.

Так как, в камере сгорания происходит воспламенение, и высвобождается очень высокая температура в двигателе, окружающие элементы принимают на себя это тепло и отводят его на блок и на другие части мотора. Свеча зажигания как раз находится в «эпицентре взрыва» принимая на себя пиковую температуру. И калильное число подразумевает оптимальный отвод температуры на блок цилиндров.

    Инженеры просчитывают для каждого двигателя свою свечу зажигания с оптимальным калильным числом, закладывая в расчеты точную отдачу тепла на блок цилиндров и создавая оптимальную температурную работу для самой свечи.

Результат неверно подобранного калильного числа может быть неприятным. Ресурс такой свечи значительно снижается, увеличится расход топлива, появятся рывки в работе двигателя на холостых и высоких оборотах, и другие отклонения в работе мотора.

    В заключении, на этих картинках наглядно показано как по отработанной свече зажигания можно определить неисправность в двигателе.

  • Нормальная свеча – светло-серые или коричневые отложения, эрозия электродов незначительная.

  • Углеродистые отложения – чёрные, мягкие, сухие углеродистые отложения на электроде и изоляторе свечи.
  • Итог — плохая работа двигателя при запуске, провалы при ускорении, пропуски (осечки).
  • Причины – Поломка воздушной заслонки, позднее зажигание, слишком богатая топливная смесь, изношенные провода зажигания, слишком холодная свеча (не верное калильное число).

  • Свинцовый налёт- бронзовые или жёлтоватые отложения на изоляторе.
  • Итог — при резком ускорении машина начинает «тупить» или присутствуют осечки при любых нагрузках, но стабильная работе на холостых или в щадящих режимах работы двигателя. 
  • Причина – топливо может содержать высокий уровень свинца.

  • Изолятор белого цвета, и присутствуют тёмные отложения, значительное выгорание электрода (не соответствующие ресурсу свечи).
  • Результат потери мощности на высоких оборотах или резких нагрузках мотора.
  •  Причины – детонация двигателя, не правильно подобрали калильное число (слишком гарячая), не достаточно затянуты свечи, раннее зажигание, плохое охлаждение двигателя.

  • Калильное зажигание – расплавленный центральный и боковой электрод, изолятор надулся, присутствие металлического налёта.
  • Заметное снижение мощности, неисправность двигателя.
  • Причины – возникает калильное зажигание, это когда происходит возгорание до искрообразования. Перегрев двигателя.
  • Топливные присадки ведут к засорению.
  • Изолятор центрального электрода и боковой электрод с красным налётом.
  • Итог – потеря мощности, провалы при ускорениях, не стабильный запуск двигателя.
  • Причины – использование присадок с ферроценами (добавляют октановое число).

20.07.2018


Таблица калильного числа свечей зажигания, что оно значает

Содержание

  1. Что такое свечи зажигания и зачем они нужны
  2. На что влияет калильное число свечей зажигания
  3. Что означает калильное число свечей зажигания
  4. На что влияет калильное число свечей зажигания
  5. Как узнать калильное число свечей зажигания
  6. Что обозначает маркировка свечи
  7. От чего же зависит калильное число свечей зажигания
  8. Проверка свечей зажигания
  9. Заключение

Калильное число, пожалуй, самый важный параметр любой свечи. Этот параметр показывает, при какой же температуре начнёт происходить самопроизвольное калильное зажигание. В Советском Союзе существовала таблица калильного числа свечей зажигания, в которой они маркировались числом от 8 до 26. При этом самые «горячие» имели цифры от 8 до 14, а «холодные» более 20. За рубежом единой маркировки и таблицы калильного числа не существует, каждый производитель использует свою маркировку.

Далее разберёмся, чем же важен этот параметр.

Что такое свечи зажигания и зачем они нужны

В современных двигателях внутреннего сгорания (ДВС) роль зажигания смеси топлива и воздуха (рабочей смеси) осуществляют свечи зажигания. Для того что бы добиться максимально полного сгорания рабочей смеси момент зажигания должен происходить в строго установленное время. Если смесь будет поджигаться не в это время, то будет происходить увеличенный расход топлива, содержание вредных веществ в выхлопе не будет соответствовать заявленным нормам. Кроме этого двигатель не сможет развивать паспортной мощности.

Отсюда следует, что нарушение параметров работы зажигания недопустимо в современных моторах, и тем более недопустимо появление калильного зажигания.

Современные свечи обеспечивают все эти параметры. Они имеют очень строгие параметры. Так как в современных двигателях им приходится создавать мощную устойчивую искру от 500 до 3500 раз в минуту.

Калильное число

На что влияет калильное число свечей зажигания

Для понимания этого вопроса важно понимать, что собой представляет, калильное зажигание, и что такое калильное число свечи зажигания? При работе любого ДВС эти детали разогреваются. При их нагреве до рабочей температуры происходит процесс их очистки от нагара. Если же она перегревается, то после этого начинается процесс воспламенения рабочей смеси не от искры, а собственно, от её накалённой поверхности.

На заре двигателестроения существовали моторы, оснащённые, исключительно, калильным зажиганием, но сейчас таковых нет и калильное зажигание очень вредный процесс. При таком воспламенении рабочей смеси, она загорается не в тот момент, когда это требуется. Это приводит к резкому снижению мощности и увеличению нагрузки на двигатель. Частое появление калильного зажигания может привести к очень серьёзным поломкам мотора, вплоть до его капитального ремонта.

Одной из причин появления калильного зажигания может быть неправильный выбор свечей или их выход из строя. Далее на примерах разберёмся в том, что означает калильное число свечей зажигания.

Что означает калильное число свечей зажигания

Как уже упоминалось выше, в СССР цифры, обозначавшие калильное число, находились в пределах от 8 до 26.

  1.  Горячие свечи имели цифры от 11 до 14;
  2.  Средние свечи имели цифры от 17 до 19;
  3.  Холодные свечи имели цифры от 20 и более;
  4.  Унифицированные свечи 11-20

Калильное число свечи зажигания характеризует число, которое пропорционально среднему давлению, при котором происходит калильное зажигание. Это число определялось опытным путём на специальном тарировочном моторе.

На что влияет калильное число свечей зажигания

«Горячие» — использовались на маломощных низкофорсированных моторах. Они очень хорошо очищаются от нагара, но если их установить на высокофорсированный мотор, то вы рискуете тем, что у вас появится калильное зажигание и мотор выйдет из строя. Для примера такие моторы стояли на советских легковых автомобилях. А сегодня они устанавливаются на двигателях, например, «Газелей».

Если же на маломощный мотор поставить «холодные» свечи. То тут вы рискуете тем, что из строя очень быстро выйдут сами детали. Дело в том, что разогрева мотора им будет не хватать для их очистки от нагара. И очень быстро она закоксуется и перестанет работать.

Так что, из всего вышеперечисленного следует, что для бесперебойной работы мотора нужно использовать свечи, которые предназначены для использования именно в этом моторе по калильному числу. В противном случае вас ждут разнообразные неприятности.

Как узнать калильное число свечей зажигания

Как уже упоминалось выше, в СССР значение калильного числа наносилось на каждую свечу. Точно так же поступают и за рубежом. Однако у разных производителей цифры разные и единой системы нет. Например, калильное число свечей зажигания NGK, начинается с цифры 2 (это самые «горячие» свечи) и заканчивается числом 12 (это «холодные» детали). Напротив, у компании BOSCH, «горячие» начинаются с цифры 10 и идут по убыванию к «холодным», которые маркируются цифрой 2. У другого известного производителя свечей зажигания CHAMPION, «холодные» начинаются на цифре 18,19, а «горячие» заканчиваются на цифре 53.

Про маркировку калильного числа у других производителей вы сможете узнать у продавца в автомагазине, или на сайтах этих производителей.

Что обозначает маркировка свечи

Я уже выше упомянул, что калильное число нанесено на самой свече. Но где же конкретно его искать в маркировке. Расшифруем маркировку на примере NGK BPR6E, которую каждый может найти на сайте hotline.

Маркировка свечи

Итак, первая буква в маркировке «В». Она обозначает, что диаметр 14 мм. Могут быть ещё буквы D и C.

  1.  D соответствует диаметру 12 мм
  2.  С соответствует диаметру 10 мм

Далее в маркировке присутствует «Р». Эта буква обозначает, что прибор имеет выступающий изолятор.
Буква «R» — указывает на то, что это резистор.

А вот, цифра «6» это то самое калильное число. Учитывая, что у NGK калильное число идёт с 2-х до 12, то свеча с числом «6» представляет самый распространённый класс средних деталей.

Ну и последняя цифра «Е» обозначает то, что она имеет длинную резьбу. Если же вы встретите букву «Н», то резьба у этой детали короткая.

Кстати, на фото выше маркировку при внимательно взгляде можно заметить на металлическом пояске.

От чего же зависит калильное число свечей зажигания

Калильное зажигание происходит при перегреве свечи. Поэтому чем меньше она перегревается, тем свеча более «холодная». Обычно «холодные» свечи более дорогие чем горячие. Почему так, думаю понятно из первого предложения – на «холодных» используются более качественные и, следовательно, дорогие материалы. Это приводит к её лучшему охлаждению и предотвращению калильного зажигания при предельных нагрузках.

Наиболее «холодные» свечи устанавливаются на гоночных автомобилях, а так же на автомобилях с турбонаддувом.

Свечи зажигания

Проверка свечей зажигания

Если происходят некие проблемы в работе двигателя то первое что нужно проверить, это свечи зажигания. Их внешний вид может дать довольно полную информацию о состоянии вашего мотора.

Итак, проверку свечей нужно начать с их извлечения из двигателя. Правда, перед их извлечением нужно дать некоторое время двигателю поработать на холостых оборотах. Конечно, если таковые на вашем моторе всё ещё присутствуют.

Но вернёмся собственно к проверке. После того как вы извлечёте свечи из двигателя вам нужно проверить их маркировку и убедиться в том что она соответствует требованиям для марки вашего автомобиля.

Если с маркировкой всё в порядке, тогда просто внешне осмотрите электроды. У исправной свечи цвет электрода должен быть белёсым – сизым, и нагар на ней должен быть минимальным. Если эти требования не удовлетворяются, то с вашим мотором проблемы. По внешнему виду свечи, с вероятностью 90%, можно выяснить какие проблемы с вашим двигателем. Но это тема отдельной статьи и её мы касаться не будем.

Заключение

В заключении хочется сказать, что, надеюсь, я убедил всех в том, что калильное число очень важный параметр и его всегда нужно учитывать при покупке свечей зажигания. Не смотря на то, что этот параметр обычно знают продавцы в автомагазинах, неплохо иметь возможность, самому проверить ту запчасть которую вы покупаете. Иначе, в случае ошибки продавца, а от ошибок ни кто не застрахован, ваш мотор может пострадать намного сильнее, а ремонт будет стоить на порядок дороже, чем стоит комплект свечей. Так что перед визитом в автомагазин запишите их калильное число на листочке бумаги и убедитесь, что вы покупаете те запчасти, которые соответствуют вашему автомобилю.

Если же свечи вы покупаете малоизвестного производителя, то проверьте их калильное число через сеть интернет до их установки. Сегодня такая возможность присутствует. Так что не поленитесь это сделать, ведь от этого зависит работа вашего двигателя и его возможный, и очень недешёвый ремонт.

В Советском Союзе существовала таблица калильного числа свечей зажигания. За рубежом единой маркировки не существует, каждый производитель использует свою.

что это такое, таблица, способы определения


Калильный поджиг

Традиционно в бензиновых и дизельных моторах внутреннего сгорания применяется искровое зажигание. Воспламенение топливной и воздушной смеси осуществляется за счёт электрического разряда между контактами свечи. Искра проскакивает в момент полного сжатия, обеспечивая безостаточное сгорание компонентов.

Иногда свечи перегреваются и раскаленные электроды поджигают смесь когда попало без участия искры. Уловить нужный момент удаётся не всегда, что трансформируется в перебои работы мотора из-за недостаточно прогоревшей ТВС. Появляется вибрация, посторонние звуки. Расход топлива увеличивается, что удорожает поездку на кругленькую сумму.

Такое явление носит название «калильное зажигание», то есть зажигание от перегретых электродов. Его необходимо всячески избегать, так как в некоторых случаях (эксплуатация на ТС с газовыми или гибридными моторами) оно способно вызвать разрушение свечи зажигания и даже взрыв мотора. Калильное число свечей зажигания определяет режим работы, при котором вероятность безискрового зажигания максимально исключена оптимальный температурный.

На что влияет

В камерах сгорания различных двигателей повышение температурного режима происходит по-разному. Поэтому и используют компоненты с различными КЧ. Они должны соответствовать степени нагрузки силового агрегата. Нормальная степень нагрева на изоляторе — 400-850 градусов. Нагрев больше 400 градусов нужен, чтобы удалять сажевые и масляные отложения.

Все же допускать перегрева не стоит: он смещает момент зажигания в раннюю сторону. Коленвал начинает дергаться в противоположном направлении, что может привести к разрыву мотора. Для определения момента, по достижении которого мотор начинает сбоить, и придумали калильное число. Оно должно быть большим для движка, который испытывает значительные нагрузки.

«Горячие» — использовались на маломощных низкофорсированных моторах. Они очень хорошо очищаются от нагара, но если их установить на высокофорсированный мотор, то вы рискуете тем, что у вас появится калильное зажигание и мотор выйдет из строя. Для примера такие моторы стояли на советских легковых автомобилях. А сегодня они устанавливаются на двигателях, например, «Газелей».

Если же на маломощный мотор поставить «холодные» свечи. То тут вы рискуете тем, что из строя очень быстро выйдут сами детали. Дело в том, что разогрева мотора им будет не хватать для их очистки от нагара. И очень быстро она закоксуется и перестанет работать.

Так что, из всего вышеперечисленного следует, что для бесперебойной работы мотора нужно использовать свечи, которые предназначены для использования именно в этом моторе по калильному числу. В противном случае вас ждут разнообразные неприятности.

Требования к качеству

При нормальном режиме работы четырёхтактного двигателя наблюдается от 500 до 3500 искровых вспыхиваний каждые 60 секунд. Они должны функционировать даже в экстремальных условиях. Только исправные свечи гарантируют экологичность горения смеси и плавность работы мотора. Чтобы несгоревшее топливо не разрушило каталитический нейтрализатор, свечи должны соответствовать строжайшим требованиям качества, в частности:

  • выдерживать разряд напряжением 40 тысяч вольт;
  • изоляция от температуры свыше 1000 градусов;
  • пресечение образования вольтовых дуг при искрении;
  • герметичность и податливость к давлению топлива в 100 бар;
  • устойчивость к продуктам сгорания топливовоздушной смеси.

НЮАНСЫ ПРИМЕНИМОСТИ

Итак, тепловая нагрузка в любом реально эксплуатируемом (а не работающем на стенде на одном режиме) автомобильном моторе различается в разы – когда ваш автомобиль тарахтит на холостых в пробке или едет на высшей передаче на трассе, свеча нагревается по-разному. При использовании качественного топлива и точном его дозировании системой впрыска можно смело использовать свечи, рекомендованные производителем – они не будут обрастать нагаром на холостых и не перегреются на максимальной нагрузке, тем более что калильное число всегда берется с определенным запасом (вы когда-нибудь видели на обычном ВАЗовском моторе индикаторное давление в 17 бар?). Проблемы начинаются при игре с качеством смеси: чем она беднее, тем выше ее температура горения. На советских мотоциклах в деревнях использовали свечи А11 от тракторных пускачей вместо положенных А14-А17, и они работали гораздо лучше: более «горячие» свечи эффективно очищались от нагара, вызванного богатой смесью от настроенных на глаз карбюраторов, а вот положенные по паспорту работали с перебоями. Сейчас же мы имеем обратную практику – переходя на бедные смеси из-за требований экологов, автопроизводители увеличивают тепловую нагрузку на свечи. Обратимся, например, к каталогу NGK и найдем там два автомобиля с одним и тем же двигателем, но выпускавшиеся во время действия разных эконорм:

  • Renault Laguna ph.2, мотор K4M 720 (81 л.с.), 1998-2000 – BKR5EK
  • Renault Laguna 2, тот же мотор, старше 2001 года – уже BKR6EZ

Как видно, на том же двигателе приходится применять уже более «холодные» свечи, к тому же от двух боковых электродов отказались в пользу одного (снизились темпы нагарообразования, для достижения ресурса между ТО стало достаточно одноэлектродных свечей).

Если же мотор форсируется, то однозначно приходится применять более «горячие» свечи, причем это касается любого метода форсировки: увеличивая объем или давление наддува, мы увеличиваем тепловую нагрузку за единичный цикл сгорания смеси, повышая обороты – уменьшаем время, за которое свеча успевает отдать тепло. Причем в последнем случае уменьшается и время воздействия горящей смеси на свечу, поэтому требования к увеличению калильного числа менее строги: на моторах с красной зоной в пятизначное число могут применяться и свечи с не самым экстремальным калильным числом. Для моторов же с воздушным охлаждением калильное число меняется даже в зависимости от сезона – летом средние температуры головки цилиндра выше, следовательно, она хуже охлаждает корпус свечи, и потребуется более «холодная» свеча, чтобы быстрее отдавать тепло от электродов. К счастью, на автомобилях это уже давно не актуально.

От искры до каления один шаг

Искровой режим работы свечи двояко влияет на саму работу свечи. С одной стороны, постепенный нагрев способствует самоочищению детали от примесей топлива, что имеет особое значение в отечественных реалиях. Но если температура свечи будет продолжать расти одновременно со степенью сжатия топлива, при переходе за 900 градусов она превращается в калильную свечу. Контроль над моментом воспламенения теряется, и нагрузка на двигатель резко возрастает.

В автомобильном транспорте каление свечи способно вызвать серьезные последствия, вплоть до дорогостоящего ремонта мотора. Единственное исключение – действующие модели транспорта, где калильная свеча служит нагревательным элементом для керосинового двигателя. Ее работа кратковременна – в дальнейшем мотор работает за счет высокой температуры топливной смеси.

Решить проблему образования задиров на блоке цилиндров из-за накаливания вызывались многие ученые. Результатом стало калильное число, которое соответствует максимальному уровню давления в цилиндре. Оно напрямую зависит от давления наддува.

Разнообразие в количестве электродов

Кроме отмеченных характеристик, на работу свечи оказывает влияние ее конструктивное исполнение – оно может быть одноэлектродным и многоэлектродным. Введение дополнительных электродов преследует одну цель – обеспечить лучшие условия искрообразования. Это происходит за счет самопроизвольного определения электрода, нагара на котором меньше.

В таких изделиях для материалов электродов используются драгоценные металлы, такие как иридий и платина. Это сделано для увеличения срока их службы. Кроме того, более тонкий центральный электрод создает лучшие условия для искрообразования.

Классификация свечей

Минимально допустимое калильное число – 11, верхняя планка – 26. Чем выше калильное число, тем больше тепла отводится от мотора. Соответственно, меньше вероятность возникновения неподконтрольного калильного зажигания. Это отражено и в соответствующей классификации.

  1. Горячие свечи. Диапазон КЧ 11-17. Применяются для тихоходных машин.
  2. Средние свечи с границами 17-19. Нужны в автомобилях, двигатели которых не нуждаются сильном форсировании.
  3. Холодные. Их калильное число 20-26. Применяются в основном для спортивных и тюнингованых моделей авто.

Калильное число – основной помощник определения типа необходимой свечи. Если бы его не существовало, то автолюбители бы тратили огромные бюджеты на покупку одних лишь свечей. Ведь неправильно подобранная деталь или покроется излишним нагаром, или не будет выдавать полную мощность.

Про эксплуатацию

Успешная эксплуатация автомобиля во многом определяется правильной работой системы зажигания. Это связано с подбором свечей, в первую очередь по величине калильного числа, и с поддержанием их в работоспособном состоянии. В данном случае имеется в виду регулировка всей системы зажигания, обеспечивающая своевременное воспламенение бензина, правильно выбранные свечи и выставленный зазор между электродами.

В процессе эксплуатации автомобиля трудно сказать, какие свечи зажигания лучше. Никто не подвергает сомнению данные, полученные, например, изготовителями многоэлектродных свечей, по эффективности их работы и повышению экономичности моторов при их использовании. Однако если их ставить на реально эксплуатируемый автомобиль, то по отзывам многих потребителей, особого улучшения его характеристик не замечено.

Какие бы доводы в этом случае ни приводили продавцы подобного товара, на показателях эффективности будут сказываться условия эксплуатация. Если они близки к тем, которые были зафиксированы при испытаниях на стенде, то полученные данные могут быть подтверждены и способны оправдать самые лучшие ожидания.

Однако чаще всего автомобиль эксплуатируется не в таких условиях, режим движения с высокой скоростью на значительных оборотах сменяется медленным движением в пробках и остановками на светофорах. Независимо от того, какие замечательные свечи вам пришлось ставить на машину, их условия работы в такой ситуации будут значительно отличаться от условий работы на стенде.

Вот именно подобная особенность чаще всего подталкивает к тому, что самые лучшие свечи – рекомендованные изготовителем автомобиля. Конечно, это не значит, что вы не можете поставить те, которые по вашему опыту лучше подходят к конкретным условиям эксплуатации вашего транспортного средства. Но выбирая, какие из них лучше, не стоит забывать об их основных характеристиках – калильном числе и размерах.

Именно правильный подбор этих параметров при установке свечей позволит вам определить, какие из них лучше подходят именно для вашего автомобиля.

Очень многое при пользовании автомобилем определяется тем, какие свечи вы применяете и каково их техническое состояние. Своевременная замена, регулировка зазора и их правильный подбор во многом обеспечат стабильную и продолжительную эксплуатацию вашего автомобиля.

Еще немного о калильном числе и последствиях неправильного его подбора

Как специалисты настолько точно определяют калильное число каждой конкретной свечи, не з головы ведь они его берут. Сам же отвечу на свой же вопрос! Нет, не с головы, все намного проще! Любой российский завод специализирующийся на выпуске подобной продукции, обладает специальной тестовой установкой. По сути это обычный цилиндр с надувом! Так вот, искусственно повышая давления в нем, инженеры фиксируют момент возгорания горючего от корпуса. На основании этих данных и выводится число, названное калильным. Тут главное понимать, что на значение этой величины оказывают влияние такие характеристики двигателя, как:

  • Частота вращения коленвала;
  • Степень сжатия;
  • Мощность;
  • Объем мотора.

В заключение, хотелось бы поговорить о последствиях калильного зажигания. Если вы в замешательстве, свечи зажигания заливает, почему не понятно? В первую очередь убедитесь, что все провода зажигания на свечу одеты плотно, нет никаких разрывов. Проверьте собственно саму свечу, если она не исправна, вам в раздел «Все о замене свечей зажигания». Но в том то и загвоздка – свеча может быть абсолютно рабочей, но всего лишь неправильно подобранна.

Казалось бы, мелочь правда, а последствия могут быть самые серьезные. Увеличенный расход, пропуски в работе цилиндров, слабая искра – все это серьезные признаки неприятностей с вашим автомобилем, а источник проблем маленькая свеча. Не стоит недооценивать ее, лень вникать во все это? Не проблема, тут поможет интернет! О том, как подобрать свечи зажигания по марке машины, узнаете здесь. Что ж мне пора удалиться, всех благ!

Что такое номер плавки? (с изображением)

`;

Номер плавки — это уникальный идентификационный код, который технический специалист наносит на кусок металла, чтобы предоставить информацию о его происхождении. Металлические пластины и трубы, скорее всего, будут иметь этот номер, а в некоторых случаях закон требует его использования на металлических изделиях. Номер плавки обеспечивает метод отслеживания материалов и является важной частью обеспечения и контроля качества. Обычно люди могут найти его рядом с краем или концом готовой металлической детали, а также на штампе может быть другая информация.

Номер плавки состоит из трех сегментов. Первая цифра указывает, какую печь использовал техник для приготовления партии расплавленного металла. Следующие цифры обозначают год отливки, а последние две или три цифры описывают номер отливки. Число вроде 222121 указывает на то, что металл был получен из печи номер два в 2022 году, и это была 121-я плавка для этой печи в этом году. Эта информация соответствует записи, которую производитель хранит для дальнейшего использования.

При контроле качества люди подвергают образец металла из данной партии некоторым испытаниям, чтобы убедиться, что он соответствует требуемым допускам. Люди будут тестировать на наличие загрязнений, слабых мест и других проблем. Если есть проблема с металлом, люди могут отозвать другие детали с таким номером плавки, чтобы проверить их и посмотреть, есть ли у них такая же проблема. Номер также соответствует записям о смене, которая обрабатывала металл, в какое время суток он был отлит и т.д. Эта информация может быть полезна, когда люди хотят определить, почему повторяется одна и та же проблема контроля качества.

По номеру плавки люди могут отслеживать все материалы с определенного завода. Наряду с номером плавки на клейме указываются изготовитель и предприятие, если изготовитель имеет более одного металлообрабатывающего цеха. На штампе также может быть указан номер формы, относящийся к форме, которую компания использовала для изготовления продукта. Это может быть полезно для подбора запасных частей, поскольку люди могут использовать номер пресс-формы, чтобы получить точную замену.

Производители могут использовать номер плавки, даже если этого не требует закон, поскольку он может быть полезным инструментом для контроля материалов. Пока компания ведет текущие записи, она должна иметь возможность найти любой кусок металла по номеру плавки и дать представление о его происхождении. Это может быть полезно для таких видов деятельности, как судебная экспертиза несчастных случаев, когда следователи могут захотеть узнать больше о конкретном металлическом изделии, чтобы увидеть, не повлияла ли проблема с металлом на аварию. Номера плавки также полезны для отзыва, позволяя людям идентифицировать плохую партию металла и предупреждать общественность.

В чем разница между номером плавки и номером партии?

Номера плавки позволяют отслеживать каждый кусок стали. Сталелитейные компании должны соответствовать целому ряду стандартов. Например, Кодекс стандартной практики Американского института стальных конструкций требует, чтобы производители стали имели систему идентификации своих материалов. Процесс сертификации AISC также требует документированной процедуры идентификации материалов.

Поскольку около 98% стального материала подлежит вторичной переработке, современные производственные процессы в основном полагаются на переработанный лом для плавки и легирования в новые формы. Между тем, производство чугуна не прошло путь динозавров — оно по-прежнему жизненно важно для цепочки поставок сталелитейной промышленности. Тем не менее, номера плавки как процесс идентификации и отслеживания материалов помогают установить контрольные журналы как для завода, так и для клиентов, покупающих у него сталь.

Цифры плавки также доказывают, что контроль качества проводился для каждого производственного цикла. Как упоминалось ранее, номер плавки представляет собой уникальный идентификатор, выбитый на металлической пластине с указанием печи, года выпуска и номера отливки. Номера плавки обычно применяются после того, как каждый кусок был извлечен из ковша и прокатан.

Проверка качества стали

Стали обычно проводят два вида испытаний качества: механические свойства и химический состав. Испытания механических свойств проверяют предел текучести, удлинение, твердость и ударную вязкость. Испытания на растяжение измеряют предел текучести и удлинение, прикладывая растягивающие нагрузки к образцу стали до тех пор, пока он не испытает пластическую деформацию, другими словами, не деформируется после точки восстановления. Предел текучести указывает точку, в которой сталь постоянно изгибается из формы. Испытания на твердость и ударную вязкость определяют, насколько хорошо сталь выдерживает деформацию, изгиб, царапание и вдавливание.

Испытания химического состава проверяют процентное содержание различных металлических элементов по весу. Сегодня используются несколько типов тестов химического анализа:

  • Искра-ОЭС, использующая оптико-эмиссионный спектрометр для объемного элементного анализа
  • ICP-OES, для объемного анализа небольших металлических образцов
  • Газовый анализ LECO с использованием поглощения инфракрасного излучения и теплопроводности для определения содержания металлов
  • Рентгенофлуоресцентная спектроскопия, которая возбуждает атомы образца и считывает энергию или длину волны вторичного рентгеновского излучения, испускаемого металлом образца

Химический анализ определяет, соответствует ли фактическое содержание образца стали правильному составу и марке, которые должны быть произведены в производственной партии, из которой она была получена. В конце концов, между двумя сплавами схожего (но не точно такого же) состава могут быть огромные различия.

Сертифицированные отчеты о заводских испытаниях Сертифицированные отчеты о заводских испытаниях

детализируют результаты испытаний контроля качества, проведенных на конкретных образцах стали. Как упоминалось ранее, испытания на механические свойства и химический состав подтверждают, что процессы производства стали работают в пределах заданных параметров. Они также проверяют, соответствует ли производимая сталь стандартам качества и соответствует ли она ожиданиям клиентов. Точно так же клиенты полагаются на заводские сертификаты, чтобы знать, что они получают именно те материалы, которые им нужны для их собственных производственных процессов.

Помимо того, что они появляются на табличках из стального материала, номера плавок также указываются в сертифицированных отчетах о заводских испытаниях. В эти сертификаты заводских испытаний включены номера плавки и партии. Поскольку каждая печь может иметь более одного процесса термообработки, отдельные номера партий указывают разные виды термообработки. В сертификатах на некоторые материалы также может быть указано количество штук в конкретной партии или партии. Вместе номера плавки и партии определяют точную производственную партию, из которой взят тестируемый образец.

Как прочитать номер заплыва?

Как упоминалось ранее, номер плавки обычно состоит из трех компонентов: идентификационного номера печи, года производства стали и номера плавки, из которой получена деталь. Хотя этот формат не является универсальным, ему следует большинство крупных производителей стали по всему миру.

Имейте в виду, что между сталелитейными компаниями могут быть небольшие различия в форматировании. Некоторые номера плавок являются буквенно-цифровыми, в них смешаны буквы и цифры. Если вам не указано иное, первая цифра в номере плавки идентифицирует печь, а вторые две цифры — год производства. Следующие цифры являются номером плавки. Если вы не уверены, вы можете уточнить детали на заводе, с которого была произведена сталь.

В чем разница между номером плавки и кодом плавки?

По сути, термины «номер плавки» и «код плавки» относятся к одному и тому же набору цифр, проштампованных на слитке или напечатанных в сертифицированном протоколе заводских испытаний. Оба идентифицируют производственную партию стали, полученную из печи определенного завода. Хотя профессионалы отрасли могут использовать любой из этих терминов, они взаимозаменяемы.

Мэри МакМахон

С тех пор как несколько лет назад Мэри начала работать над сайтом, она приняла захватывающая задача быть исследователем и писателем AboutMechanics. Мэри имеет степень по гуманитарным наукам в Годдард-колледже и проводит свободное время за чтением, приготовлением пищи и прогулками на свежем воздухе.

Мэри МакМахон

С тех пор как несколько лет назад Мэри начала работать над сайтом, она приняла захватывающая задача быть исследователем и писателем AboutMechanics. Мэри имеет степень по гуманитарным наукам в Годдард-колледже и проводит свободное время за чтением, приготовлением пищи и прогулками на свежем воздухе.

Рекомендуемый

Отчет об испытаниях материалов Часто задаваемые вопросы | MTR Часто задаваемые вопросы и ответы

1. Что такое отчет об испытании материала (MTR)?

Отчет об испытании материала (MTR), также известный как отчет о заводских испытаниях, представляет собой заверенный отчет о физических и химических свойствах материала. Эти качества необходимы для обеспечения надлежащего соответствия, отчетности и применения. Такие стандарты, как ANSI и ASME, требующие сертификатов MTR, гарантируют, что производители работают с материалами, подходящими для их предполагаемой цели. Неспособность точно передать физические и химические свойства материала может привести к проблемам, которые могут привести к катастрофическим отказам или даже гибели людей. Вот почему MTR имеют решающее значение во время и после производственных процессов.

Другие распространенные названия отчетов об испытаниях материалов включают:

  • Сертифицированный отчет о заводских испытаниях
  • Отчет об испытании сертифицированного материала
  • Сертификация завода
  • Сертификат заводских испытаний
  • Сертификат проверки завода
  • МТК

2. Какую информацию содержит отчет об испытании материала (MTR)?

Отчет об испытании материала может содержать различную информацию в зависимости от материала, к которому относится отчет. Например, в сталелитейной промышленности MTR может включать некоторую или всю следующую информацию:

  • Материал Номер плавки
  • Марка материала
  • Издание, год и тип Соответствие техническим требованиям
  • Размеры материала
  • Механические свойства
  • Химический анализ
  • Термическая обработка (если применимо)
  • Подпись сертифицированного инспектора

3. Что такое номер плавки/код плавки?

Номер плавки, также называемый кодом плавки, является справочным номером для куска металла. Он обеспечивает отслеживаемую запись партии, из которой была произведена деталь. Этот номер используется в качестве метода отслеживания поставщиками металлов и производителями компонентов. Таким образом, можно гарантировать качество и надежность металлов, используемых в различных производственных операциях и приложениях.

Номер плавки считается единственным способом отследить стальной или легированный лист, трубы и трубки до их MTR/MTC. Номер плавки лучше всего связан с номером производственной партии. Номер партии используется для идентификации производственного цикла или партии в качестве средства контроля качества. Этот процесс будет включать как минимум следующие четыре элемента:

  • Коды плавки мельницы
  • Заказ на поставку материалов
  • Коды плавки производителя компонентов
  • Метод сопоставления кодов плавки заводов с кодами плавки производителя

Не существует единой структуры отображения номера плавки и соответствующей информации на материалах. Однако в подавляющем большинстве для обозначения характеристик материала и состава используется следующая структура:

  • Первая цифра соответствует номеру печи
  • .
  • Вторая цифра указывает год, в котором материал был выплавлен
  • Последние три (а иногда и четыре) обозначают номер плавки.

4. Как используются коды/номера плавок?

Наиболее распространенная практика, используемая для отслеживания тепловых кодов, заключается в нанесении их по трафарету, написании или впечатывании на поверхность металла. Некоторые поставщики металлов будут использовать более необычную практику включения контрольных номеров. Производитель несет ответственность за отслеживание действий после отправки металла на производственное предприятие.

Этот код используется для отслеживания материалов в производственной системе и обеспечивает конкретную прослеживаемость для клиентов. Это механизм контроля качества, который используется на каждом этапе цепочки поставок, от литейного производства до готовой продукции.

5. Что такое марка материала?

Марка материала обычно указывается в виде буквенного кода, серии букв или комбинации букв и цифр. В нем указывается цель использования и механические свойства, а также химический состав материала. Класс материала применяется ко всем формам металлов и сплавов.

6. Что такое механические свойства?

Механические свойства — это физические свойства, которые материал проявляет при приложении сил. Примерами механических свойств являются абсолютное значение упругости, прочности на растяжение, относительного удлинения, твердости и предела выносливости.

7. Что такое химический анализ?

Химический анализ включает общие качественные и количественные методы определения состава материала. Это включает хроматографию, гравиметрический анализ, анализ ICP, анализ OES, анализ SEM-EDS и анализ XRF.

8. Что такое термическая обработка?

Процессы термообработки изменяют физические и/или химические свойства материала. Это может включать нагрев или охлаждение, часто до экстремальных температур, для достижения желаемого результата. Это может включать затвердевание или размягчение материала. Обычно используемые методы термообработки включают отжиг, цементацию, дисперсионное упрочнение, отпуск, науглероживание, нормализацию и закалку.

Отчет об испытаниях материалов важен по ряду причин. Действие документа распространяется на ряд физических и юридических лиц, использующих различное сырье и готовую продукцию. Например, металлургический завод обычно должен включать MTR с любым сырым металлом или сплавом, созданным на его предприятии. Этот документ применяется к санитарным изделиям, инфраструктурным проектам и другим применениям, где для обеспечения безопасности требуются определенные составы и допуски.

MTR служит доказательством и ссылкой на то, что данный материал соответствует или превосходит стандарты, необходимые для применения.

MTR также служит прослеживаемой записью, восходящей к первоначальному производителю материала, для обеспечения качества и подотчетности в соответствии со стандартами ASME. Компании должны хранить эти записи в течение трех лет. Тем не менее, многие компании делают ставку на свою репутацию, имея комплексные программы обеспечения качества, и организуют базы данных, предназначенные для составления и ведения подробных записей MTR.

10. Как прочитать отчет об испытании материала (MTR)?

Чтение отчета об испытании материала (MTR) может быть пугающей задачей для тех, кто редко взаимодействует с этими документами. К сожалению, стандарта формата MTR не существует. Документы ССО часто переводятся с другого языка, что делает процесс более запутанным.

При чтении отчета об испытании материала (MTR) физический и химический состав материала может быть проверен независимо от происхождения документа.

Как читать MTR/MTC – Шаг 1

Первоначальная проверка MTR начинается с физического осмотра материала в цехе или на складе. Номер плавки должен быть физически представлен и идентифицируем на поверхности материала. Затем этот номер сравнивается с соответствующим MTR, чтобы убедиться, что они совпадают. Простые измерения поверхности и краев дополнительно подтвердят, что этот материал соответствует требованиям проекта, основанным на физических размерах и толщине.

Как читать MTR/MTC – Шаг 2

Дальнейшая проверка потребует от лица (лиц) ссылки на раздел стандартов ASME/ASTM/EN, применимый к их требованиям к материалам проекта. Найдите таблицу химического состава и сравните процентные значения в MTR с допустимым диапазоном в таблице. Наиболее часто включаемыми элементами являются углерод (C), хром (Cr), медь (Cu), марганец (Mn), молибден (Mo), азот (N), никель (Ni), фосфор (P), сера (S). и кремний (Si).

Как читать MTR/MTC – шаг 3

После просмотра результатов химического анализа найдите таблицу механических свойств, связанную с той же спецификацией. Выполните тот же процесс сравнения измеренных значений в MTR с допустимым диапазоном в разделе механических свойств. Общие механические свойства, которые необходимо учитывать, включают предел прочности при растяжении, твердость, результаты испытаний на удар по Шарпи и предел текучести.

При условии, что анализ этих трех компонентов дает удовлетворительные результаты, MTR затем можно сохранить, оцифровать и присвоить материалу, который затем очищается для перехода на следующую стадию производственного процесса.

11. Что такое стандарты ASME?

Американское общество инженеров-механиков (ASME) — одна из старейших организаций по разработке стандартов в Америке. Организация разработала около 600 кодексов и стандартов, применимых ко многим техническим областям в широком спектре отраслей и областей применения, включая крепеж, сантехнику, лифты, трубопроводы, системы и компоненты электростанций.

Процесс ASME основан на комитетах экспертов в предметной области, использующих открытый, основанный на консенсусе процесс для разработки стандартов материалов, процессов и приложений.

Несмотря на то, что стандарты ASME являются добровольными, государственные учреждения обычно используют стандарты ASME для достижения нормативных целей. Это не относится к юридически обязывающим деловым контрактам. Организации с юрисдикционными полномочиями также могут обеспечивать соблюдение стандартов в рамках местных нормативных актов. Это может включать требования, установленные любым федеральным, государственным или местным органом власти.

Стандарты ASME переведены на десятки языков и используются более чем в 140 странах. Организация насчитывает более 100 000 членов и ежегодно обучает более 5 000 человек.

12. Что такое стандарты ASTM?

ASTM International, ранее известная как Американское общество испытаний и материалов, превратилась в глобального разработчика добровольных согласованных стандартов. ASTM International создала более 12 000 стандартов, которые можно найти по отраслям. В состав организации входят более 30 000 добровольцев из более чем 140 стран.

Это открытая организация, которая поощряет участие экспертов в данной области со всего мира. Стандарты ASTM способствуют регулированию в ряде отраслей, включая металлургию, строительство, нефть и потребительские товары.

Новые и новые технологии и отрасли, включая нанотехнологии, аддитивное производство и промышленную биотехнологию, обращаются к ASTM за помощью в стандартизации процессов и технологий.

Стандарты ASTM необходимы для классификации и оценки любых материалов, химических, механических и металлургических свойств металлов. Стандарты ориентируют производителей продуктов на надлежащие процедуры обработки и применения.

13. Что такое стандарты EN?

Европейские стандарты, переведенные с французского/немецкого как Европейские нормы и сокращенно EN, представляют собой технические стандарты, разработанные и поддерживаемые тремя основными регулирующими органами:

  • CEN (Европейский комитет по стандартизации)
  • CENELEC (Европейский комитет по электротехнической стандартизации)
  • ETSI (Европейский институт стандартов в области телекоммуникаций)

Стандарты EN — это документы, ратифицированные одной из вышеперечисленных европейских организаций по стандартизации (ESO). Каждая из этих организаций специализируется в разных областях, и они регулярно сотрудничают в нескольких областях.

По мнению согласованных арендаторов организаций по стандартизации, EN (Европейский стандарт) «несет в себе обязательство по внедрению на национальном уровне, поскольку ему присваивается статус национального стандарта и отменяется любой конфликтующий национальный стандарт». стандарт». В результате Европейский стандарт (EN) становится национальным стандартом в каждой из 34 стран-членов.

Эти стандарты остаются добровольными и не требуют юридических обязательств по их применению. То есть, если законы и правила иным образом не обеспечивают соблюдение стандартов.

14. Почему важны стандарты?

Стандарты присутствуют практически в каждой организации и в каждом процессе, в котором люди участвуют ежедневно.

Стандарты упрощают и безопасно облегчают различные аспекты повседневной жизни. Стандартизация гарантирует, что продукты, услуги и методы подходят для их предполагаемого использования. Это также гарантирует, что продукты и системы совместимы и взаимодействуют друг с другом.

Стандарты необходимы для классификации и оценки материальных, химических, механических и металлургических свойств металлов. Они направляют производителей продуктов к правильным процедурам обработки и применения.

Согласно CENCENELEC, «стандарты обеспечивают людям и организациям основу для взаимопонимания и используются в качестве инструментов для облегчения коммуникации, измерения, торговли и производства. Стандарты повсюду и играют важную роль в экономике».

15. Кто использует документы MTR?

Документ MTR используется компаниями, которые производят, распространяют и изготавливают изделия из высококачественной стали и сплавов. Отрасли, которым может потребоваться MTR, включают:

  • Автомобилестроение
  • Строительство
  • Аэрокосмическая/ оборонная промышленность
  • Распределители труб
  • Стальные сервисные центры
  • Металлораспределители
  • Поставщики ПВФ
  • Производители металлоконструкций
  • OCTG / Поставщики труб
  • Металлосервисные центры
  • Производители клапанов
  • Производители стали
  • Поставщики труб / Трубопроводные дворы
  • Производители/дистрибьюторы крепежа
  • Механические мастерские
  • Изготовители/производители сосудов ASME
  • Трубопроводные подрядчики
  • Распределители из нержавеющей стали

Кто, что и почему MTR