Через сколько меняется: Через сколько моточасов менять масло в погрузчике?

Содержание

Когда надо менять масло в коробке: список моделей — журнал За рулем

Эксперты «За рулем» задали автокомпаниям один вопрос: с какой периодичностью следует заменять рабочую жидкость в элементах трансмиссии машин вашей марки? Спойлер: ответы не всегда совпадают даже в рамках одного концерна. Но есть общие рекомендации, выработанные практикой.

А зачем его менять?

Автовладельцев обычно интересует частота замена масла в двигателе. Когда пришла пора обновлять масло (и нужно ли вообще) в агрегатах и узлах трансмиссии, многие и не подозревают.

Материалы по теме

Перегрев двигателя: 9+ причин и все последствияКак определить неисправность по запаху? — шпаргалка «За рулем»Странная лужа под машиной: 11+ причин и ваши действия

А ведь двигатель работает в более тепличных условиях, чем трансмиссия. Мотор прогревается за счет внутреннего сгорания, а трансмиссия — только от сил трения, возникающих в шестернях, подшипниках и фрикционах. Тем самым трансмиссия дольше работает не в оптимальном температурном режиме, что, безусловно, снижает ресурс масла. Кроме того, она и чаще перегревается: в жару под нагрузкой температура рабочей жидкости в автоматах и вариаторах превышает температуру двигателя на 15–20 ˚С. А перегрев тоже ускоряет деградацию жидкости.

Любые детали, контактирующие друг с другом, изнашиваются. Элементы трансмиссий — не исключение. Продукты износа оседают в масле, и избавиться от них можно, только регулярно меняя масло.

Например, в редукторах продукты износа, в основном, стальные. В механических коробках добавляются частицы изношенных синхронизаторов (латунь, бронза, композиты). В автоматах и вариаторах присутствуют дополнительно продукты износа фрикционов. И не забываем о пыли, попадающей в агрегаты через сапуны, которые при циклах нагрев/охлаждение потихоньку засасывают внутрь грязный воздух. А при преодолении глубоких луж и бродов через них может попасть в картер агрегата вода. Понятно, что магниты в картере ничего, кроме стальных частиц, не задерживают.

Материалы по теме

8 заблуждений о вариаторах. И один реальный недостаток

Кроме того, в паре с современными трансмиссиями работают турбодвигатели, которые выдают высокий крутящий момент и создают дополнительную нагрузку на трансмиссию. Тем важее выяснить, нуждается ли современная трансмиссия в замене рабочих жидкостей?

Мы задали представителям автомобильных компаний простой вопрос: какую периодичность замены рабочих жидкостей во всех элементах трансмиссии (коробки, вариаторы, роботы, раздатки, редукторы) вы рекомендуете для автомобилей вашей компании? Как ни странно, единого мнения производители не выразили. Более того, даже рекомендации для разных марок одного концерна могут заметно отличаться.

Brilliance

Материалы по теме

Вариатор? Робот? Гидромеханика? DSG? Или все же «ручка»?!

Для механических коробок и роботов фирма рекомендует первую замену масла уже через 10 000 км (или через год).

Далее — в зависимости от модели: каждые 30 000–40 000 км (или раз в 3–4 года). При тяжелых условиях эксплуатации срок может сокращаться до 20 000 км (или двух лет).

Для автоматических коробок в обычных условиях эксплуатации замена рекомендуется раз в 60 000 км или каждые 6 лет. При тяжелых условиях эксплуатации — каждые 40 000 км или раз в 4 года.

Changan

При нормальных условиях эксплуатации замена трансмиссионных жидкостей и масла в раздатке рекомендуется каждые 60 000 км или раз в 3 года. При тяжелых условиях жидкость в роботизированных коробках передач с двойным сцеп­лением нужно менять каждые 40 000 км.

Hyundai

Материалы по теме

Здесь инструкции верить не надо: 9 пунктов

Жидкость в механической коробке рекомендуется заменять каждые 120 000 км, а в автоматической — каждые 90 000 км. Масло в раздаточной коробке и заднем дифференциале у полноприводных моделей надо менять раз в 120 000 км.

Kia

Для примера возьмем две наиболее популярные модели — Rio и Sportage. У них замена масла в механической коробке передач не предусмотрена, а жидкость в автомате надо обновлять раз в 90 000 км. При наличии полного привода масло в переднем и заднем редукторах меняется раз в 105 000 км.

Renault

Рабочие жидкости, используемые в трансмиссии, рассчитаны на весь срок службы, их замена (обновление) предусмотрена лишь при ремонте агрегата. Применяемые типы и требуемые стандарты технических жидкостей прописаны в ремонтной документации.

Материалы по теме

Регламентные работы, которые все игнорируют (а зря!)

Skoda

В механических и автоматических коробках, угловом редукторе и редукторе заднего моста масло рассчитано на весь срок службы агрегатов. Замена жидкости в роботизированных коробках DSG и муфте полного привода пятого поколения — каждые 60 000 км.

Toyota

Рассмотрим Camry и RAV4. В автоматической коробке передач седана жидкость следует проверять раз в 40 000 км и при необходимости заменять. Жидкость в автомате кроссовера также проверяется раз в 40 000 км и при необходимости меняется. А вот масло в переднем и заднем редукторах RAV4 заменяется каждые 40 000 км, а проверяется (и может быть при необходимости заменено) раз в 20 000 км.

Материалы по теме

Миф про антифриз: красное — к красному! Это не так!

VAZ

В переднеприводных автомобилях, независимо от типа коробки, периодичность замены масла или трансмиссионной жидкости составляет 180 000 км.

В Ладе 4×4 периодичность замены рабочей жидкости в механической коробке, раздатке и в редукторах передней и задней осей — каждые 40 000 км. В Ниве — каждые 45 000 км. При этом в обоих полноприводных автомобилях замена жидкостей первой заливки необходима при пробеге в 2000–3000 км.

VW

Для легковых автомобилей установлена следующая периодичность замены трансмиссионных жидкостей. В роботах с двумя сцеплениями DQ250 и DQ500 — через каждые 60 000 км, у DQ381 — через каждые 120 000 км, в муфте Haldex — каждые три года.

В классическом автомате (например, у моделей Polo и Jetta) проверка и при необходимости замена жидкости производится раз в 60 000 км. Ревизия (при необходимости — замена) в механической коробке ­передач — в два раза чаще.

«Тяжелые» — это какие?

Автопроизводители указывают, что срок службы рабочих жидкостей зависит от условий эксплуатации автомобиля. Перечисляем основные факторы, сокращающие их ресурс.

Материалы по теме

Надо ли менять масло в автомате. Экспертиза «За рулем»

  • Частые поездки на короткие расстояния
  • Езда по неровным, пыльным, грязным, грунтовым, гравийным дорогам
  • Эксплуатация при низких температурах
  • Эксплуатация автомобиля в условиях повышенной запыленности
  • Поездки в дорожных пробках и заторах
  • Езда по горным дорогам, а также на затяжных подъемах и спусках
  • Буксировка прицепа, перевозка кемпера или использование багажника на крыше
  • Использование автомобиля в качестве такси, коммерческого автомобиля или при буксировке транспортного средства
  • Движение с высокими скоростями (свыше 140 км/ч)
  • Эксплуатация автомобиля в условиях частых пусков и остановок

Что смазываем?

Материалы по теме

Лучший способ сберечь нервы и деньги — подписаться на любимый журнал

В переднеприводном автомобиле в смазке нуждается только коробка передач.

В механическую заливают трансмиссионное масло, а в автоматическую, вариатор или робота — жидкости, которые не только смазывают детали, но и участвуют в передаче крутящего момента и приводят исполнительные механизмы.

В заднеприводном автомобиле к коробке передач добавляется задний мост с гипоидной парой. Ну а больше всего агрегатов и узлов, в которых надо заливать масло, в полноприводных трансмиссиях: угловые редукторы, раздаточные коробки, муфты подключения осей или распределения крутящего момента.

Передача, масла и жидкости

Слово «трансмиссия» произошло от латинского transmissio — «пересылка», «передача». Трансмиссия автомобиля служит для передачи крутящего момента от двигателя на колеса, позволяя изменять величину момента и направление вращения.

Исторически смазывающую субстанцию для коробок передач и ведущих мостов называли маслами. Но с приходом автоматических коробок передач в англоязычных странах появилось понятие ATF (Automatic Transmission Fluid) — жидкость для автоматических трансмиссий.

Мнение экспертов «За рулем»

Материалы по теме

14 способов угробить автомат: не повторяйте этих ошибок!

Нам понравилась позиция китайской фирмы Brilliance, рекомендующей первую замену через 10 000 км пробега. Обкатка агрегатов — это нормальное явление, и отработавшее масло с продуктами износа лучше слить и залить свежее.

А последующие замены, на наш взгляд, нужно делать хотя бы каждые 60 000 км пробега. Столь продолжительные интервалы, как, например, 180 000 км для вазовских моделей, - перебор. Неужели на Ладах такие хорошие коробки и прецизионно нарезанные шестерни? Не хочется же думать, будто намек на то, ­что они столько не протянут.

  • Все, что нужно знать о замене рабочей жидкости в АКП, — тут.
  • Продлить срок службы узлов и агрегатов автомобиля можно при помощи специальных присадок. Лучше всего себя зарекомендовали продукты от SUPROTEC и VALENA.

Фото на заставке: depositphotos

Сколько по времени меняют масло в двигателе

Многими принято считать, что ревизия автомобиля производится исключительно во время ТО. С этим не поспорить, но как быть в период послегарантийного обслуживания. Когда осуществлять такую важную процедуру, как замена смазки в моторе? На этот счет в среде автолюбителей можно услышать различные ответы. От привычных сезонных в виде «заменю с приходом лета или зимы», до классических «дождусь необходимого показания одометра».

Официальный ответ: через сколько километров надо менять масло в двигателе автомобиля

Заводская рекомендация

В классическом варианте книга по эксплуатации предписывает, через какой пробег менять масло в двигателе автомашины. Обычно эта цифра варьируется в пределе 13 000-15 000 км. Стоит отметить, что величина выбрана для идеальных условий воздействия нагрузок:

  1. Чистый мотор.
  2. Средние обороты.
  3. Работа без перегрева.

Такой режим достигается при средней скорости движения не менее 50 км/ч, что обеспечивается при езде по загородным дорогам на длинные расстояния.

Стоит ли отступать от требований производителя

В большинстве случаев – да. Вот список тяжелых условий работы для моторной смазки, которые требуют проведения регламентной работы чаще:

  • Езда по горным дорогам.
  • Передвижение в запыленной местности.
  • Частая буксировка прицепа.
  • Повышенная влажность окружающего воздуха.
  • Сильные морозы и постоянные перепады температуры.

По этим причинам подготовка автомобиля к дальней поездке предусматривает комплектовку принадлежностей канистрой с маслосоставом.

Реальные цифры или через какой пробег машины менять масло в двигателе на самом деле

В последнее время все чаще ведутся разговоры о вреде такого режима, как перемещение в пробках. При такой эксплуатации эмульсия, находящаяся в картере, быстро портится. Происходит это в результате контакта состава с несгоревшим топливом и картерными газами.

Добавим сюда отсутствие должного охлаждения емкости и получим оптимальные условия для окисления смазки. Явление нежелательное, прямым образом вызывающее процесс ее старения. Кроме того, на низких оборотах ухудшается условия смазывания ЦПГ. А это значит, что все продукты износа вскоре окажутся в картерной области.

Общие рекомендации специалистов


В течение всего срока использования автомасло переживает несколько состояний. Их удобно сконфигурировать в три группы. На этом основании удобно отметить, через сколько надо менять масло в двигателе для сохранения его заводского ресурса при смешанной эксплуатации город/трасса:

  • Чистое (до 7 500 км) – обеспечивает сохранение идеального состояния мотора.
  • Рабочее (8-15 тыс. км) – загрязненная жидкость, закономерно постаревшая и потерявшая ряд своих свойств (нежелательный статус – негативным образом влияет на силовую установку).
  • Аварийное (свыше 15 тыс. км) – гарантированное засорение маслосистемы, экстренный режим трения и, как следствие, чрезвычайный износ компонентов.

«Пробочные» авто

Для каждой машины срок смены смазывающего состава подбирается индивидуально. Это абсолютно логично и напрямую зависит от условий, в которых используется автомобиль. Например, с машиной выходного дня все ясно. Она юзается в основном на длинные расстояния. Работа двигателя близка к оптимальной – вопросов нет. Меняйте в соответствии с сервисной книгой и проблем не будет.

Важно! Даже если машина просто стояла год с новой эмульсией или проездила, скажем, пару тысяч километров за 12 месяцев – смазку безоговорочно менять. Масло – это химия, а химические соединения от застоя деградируют.

Гораздо сложнее выглядит ситуация с машиной городского служащего. Транспортное средство проезжает не более 20-30 км за день. Средняя скорость – 20 км/ч. Главная особенность – силовая установка работает бесперебойно несколько часов, образуется черный нагар на свечах зажигания и в камере сгорания. Согласитесь, за 3-4 часа по автобану можно проехать значительно больше, нежели по пробкам.

Понятие о моторесурсе

Все разговоры, переведенные в плоскость километража, приблизительные. Наиболее точный ответ в этом деле дают моточасы. Ориентируясь на общее время работы дизельного или бензинового двигателя, с моментом проведения регламентной работы по «движку» прогадать не получится.

Определить красную границу просто: достаточно прикинуть, за сколько времени машина преодолеет официальные 15 000 км при средней скорости в 50 км/ч. Ответ получается моментально – 300 часов. Эту цифру и принимаем как точку смены. При этом не забываем про пробег – 15 000 км превышать категорически не рекомендуется.

Технически решить задачу измерения часов функционирования силового агрегата несложно. Достаточно приобрести счетчик моточасов: либо электронный, либо электромеханический. Он врезается в любую рабочую цепь, которая активируется от замка зажигания. Остается закрепить прибор в удобном месте и монтаж окончен. Отключать аккумулятор бояться не стоит – память у гаджета энергонезависимая.

Теоретический вариант

Альтернативу одометру и моточасам составляет количество сожженного топлива. Считаем, сколько литров уйдет на 15 000 км при индивидуальном среднем расходе, который показывает БК. Так, ответ к вопросу, через сколько литров спаленной горючки надо менять масло в двигателе малолитражки, таков – каждые 1 000 л. Однако придется поусердствовать, чтобы все топливные чеки были собраны и обработаны.

Короткие советы

Смазку в моторе следует менять исходя из условий эксплуатации автомобиля:

  • 5-7 тыс. км: 95% времени – передвижение по пробкам в тесном мегаполисе со средней скоростью не более 20-30 км/ч.
  • 13-15 тыс. км: 70-80% времени – езда по шоссе.
  • Каждый год вне зависимости от пробега: масло начинает стареть после открытия пробки.

Самый точный метод определения времени проведения регламентных работ – фиксация моточасов с помощью счетчика. Красная граница – 300 единиц. Альтернативная технология – подсчет количества сожженных литров топлива.

Своевременная замена моторного масла – важнейшая составляющая долгой и бес проблемной эксплуатации авто. Однако многие легкомысленно пренебрегают этим, говоря словами персонажа известного советского мультфильма: «И так сойдет!», и ездят до тех пор, пока масло не превратится в деготь. Но это большая ошибка, ведь такая практика – прямая дорога к поломке и капитальному ремонту двигателя, что сопровождается большими материальными затратами.

Зачем вообще необходимо масло?

Дело в том, что масло призвано уменьшить износ комплектующих двигателя. Ведь работа многих его деталей основана на трении, которое и нивелирует масло. Именно поэтому не рекомендуется допускать долгого простоя машины. Причина – стекание масла в картер и работа мотора в первые минуты практически «всухую».

Кроме этого, масло выступает и в роли охладителя, наряду с радиатором и антифризом, отводя тепло от трущихся деталей. Также оно сберегает части мотора от коррозии. Это очень важно, потому как поршня, распредвалы, клапана и другие детали работают в очень тяжелых условиях – это и высокие температуры с большими перепадами, и трение, и влияние продуктов сгорания топлива и так далее.

Это происходит с течением времени. Такая ситуация характерна абсолютно для всех ДВС. По мере увеличения пробега происходит постепенное окисление масла, выгорание присадок и скопление загрязнений. Все это приводит к тому, что оно становится просто не в состоянии действенно выполнять все функции.

В конце концов, приходит срок замены масла, когда старое сливается с мотора, со всеми загрязнениями, а в двигатель заливается новое. Однако не стоит забывать и об обязательной замене масляного фильтра, ведь если оставить старый, то в чистую смазку попадет загрязнение.

Последствия езды на отработанном масле

Такая практика приводит к плачевным результатам, которая характеризуется следующими неприятными последствиями:

— Перегрев мотора – дело в том, что выработанное масло гораздо хуже отводит тепло;

— Трение – с течением времени масло разжижается, что приводит к увеличению трения между деталями и значительной нагрузке на все узлы силового агрегата. В лучшем случае это приведет к росту расхода топлива и быстрому сокращению ресурса мотора, а в худшем он просто может «застучать», что является признаком необходимости немедленного капитального ремонта;

— Снижение антикоррозийных характеристик;

— Засорение масляных каналов – это происходит по причине накопления внутри двигателя продуктов сгорания топлива, которые со временем просто забивают масляные каналы.

Менять масло вовремя крайне важно, но каков же должен быть интервал замены, чтобы не пропустить важный момент и не переплачивать за слишком частые операции?

Чтобы узнать интервал замены, требуется заглянуть в инструкцию по эксплуатации автомобиля и выяснить это. Как правило, периодичность учитывает и условия эксплуатации автомобиля, по этой причине в разных странах, в отношении одной и той же модели, рекомендации разнятся. В России и странах СНГ этот интервал заметно меньше, чем в Европе, из-за чего обращать внимание на возможные допуски, установленные изготовителем, просто нецелесообразно. Нужно менять масло в установленные сроки, а то и раньше. Это подтвердит любой работник СТО. И дело не в его стремлении заработать, а в том, что условия эксплуатации авто крайне неблагоприятны.

Чаще всего масло требуется менять каждые 10 000 км, хотя некоторые модели могут работать без замены до 20 000 км. Но все же лучше перестраховаться и менять его именно каждые 10 000 км – это значительно продлит срок службы.

Вынужденная «просроченная» замена

Многие в этом случае сразу паникуют, но все не так страшно. Если масло заменили на 1 или 2 тыс. позже, чем нужно, то ничего страшного не произойдет. А вот если оно не меняется уже на протяжении 4, а то и 5 тысяч км – это крайне нежелательно.

В целях как можно более длительной и бесперебойной работы мотора, рекомендуется менять масло и фильтр вовремя. Если это делается чаще положенного, то пойдет только на пользу всем комплектующим двигателя. Когда допускается перепробег в 1 000 или 2 000 км, ничего страшного не происходит, а вот доводить эти показатели до 4 000-5 000 тыс. км. нежелательно.

Если машина покупается с рук, необходимо тот час же заменить масло.

В итоге можно сказать, что при несвоевременной замене масла хозяина поджидает либо демонтаж силового агрегата и его тщательная промывка (это в лучшем случае), либо капитальный ремонт, а то и вообще замена (в худшем случае).

Все владельцы автомобилей хоть раз в жизни задавались вопросом «как часто нужно менять масло?», а те кто не разобрались в этом, задаются этим вопросом снова и снова на каждой новой машине, в особенности если типы двигателя и трансмиссии на этих машинах принципиально отличаются.

Чтобы не мучить несчастных продавцов автомобильных масел и не слушать их, зачастую, неправдоподобные рассуждения на эту тему, давайте пойдем логическим путем и расставим все точки над «i».

Для начала, определимся, в каких агрегатах на автомобиле меняется масло.

В первую очередь – двигатель, затем – коробка передач, эти узлы есть в любом автомобиле. А уже в зависимости от типа привода, как опции в автомобиле могут быть один или два моста и раздаточная коробка.

Следующим шагом будет разделение применяемых масел на моторные, которые соответственно применяются в двигателе, и на трансмиссионные – которые льют в коробки, мосты, раздатки и т.д.

А вот теперь поговорим конкретней для каждого типа масел.
Как часто надо менять масло в двигателе.

Если взять сервисную книжку любой иномарки и открыть главу «Периодичность ТО», мы увидим перечень работ для каждого технического обслуживания с интервалом 15000км, при этом, на каждом ТО стоит галочка напротив позиции «Замена моторного масла».

Но, сделаем поправку на то, что качество нашего топлива в несколько раз хуже европейского или японского. «Ну и что? Причем здесь топливо?» — Резонно спросите вы.

А при том, что при сгорании от него остается больше нагара на стенках цилиндра, который смывается маслом, от чего масло быстрее приходит в негодность, и менять его приходится не реже чем раз в 10000км.

Это правило применимо ко всем маслам, при эксплуатации в странах бывшего СНГ, за исключением масел, на которых указаны допуски «длительных интервалов обслуживания» для конкретной марки. Например, если на масле есть пометка «BMWLonglife-01» (он же «BMW LL-01»), то это масло можно эксплуатировать до 20000км пробега, это проверено непосредственно концерном BMW.

Так же не забывайте про средства по уходу за автомобилем, в данном случает – это промывка двигателя при переходе на другое масло.

Как часто менять масло в МКПП, раздаточных коробках и мостах.

Поскольку трансмиссионное масло не взаимодействует с нашим «отличным» топливом, то на него вышеизложенное не распространяется, и можно ориентироваться по сервисной книжке.

В среднем, разные автомобильные заводы рекомендуют менять масло в узлах механической трансмиссии при пробеге 50-70 тысяч км. Но если вы будете ориентироваться по нижней границе (50000км), вашему автомобилю от этого будет только лучше.
Как часто менять масло в АКПП.

Некоторые считают, что АКПП – это отличное решение вопроса «какую машину купить начинающему водителю», но на самом деле лучше сразу научиться ездить на механике. Но это было небольшое лирическое отступление от темы, а теперь продолжим!

С автоматической трансмиссией дела обстоят немного по-иному. Хотя заводские рекомендации по пробегу такие же, полностью поменять масло за один раз возможно только с использованием специального оборудования. А поскольку на большинстве сервисов масло в АКПП меняют «самотеком», практически половина масла остается в гидротрансформаторе.

В такой ситуации применяется, так называемая «частичная замена масла». То есть сливается все, что сольется, доливается новое до нужного уровня. При этом масло обновляется на 40-50%. Но тогда периодичность замены сокращается до 30 тысяч км.

Какие могут быть возможные последствия для двигателя?
Проворот шатунных вкладышей

Не все владельцы автомобилей знают, когда нужно менять масло в двигателе. А многие из них не доверяют данным, предоставленным заводом-изготовителем по интервалам замены смазки. В этом есть доля логики, так как производить замену через рекомендованные 15 тысяч км не всегда правильно. Необходимо смотреть на отработанное двигателем время и скорость движения. Кроме того, нужно учитывать условия эксплуатации, пробег, техническое состояние машины. Из дополнительных факторов, влияющих на периодичность замены смазки, можно назвать параметры двигателя, дату последней замены. В обзоре вы узнаете подробнее о названных факторах, правильности и ошибках при замене смазки.

Почему нужно регулярно менять масло в двигателе

Что может произойти, если длительное время не менять смазку в силовом агрегате? Для ответа нужно выяснить, какую роль играет масло. Оно включает в себя основу и определенное количество присадок, которые защищают поверхности деталей мотора. Во время езды на автомобиле и даже на стоянке химические присадки постепенно разлагаются. В движении этот процесс протекает быстрее, создаются естественные отложения, которые оседают на стенках картера. Некоторые вещества смазки окисляются, изменяется кислотность и вязкость.

При большой нагрузке и температуре химические процессы происходят с большей интенсивностью. Но современное производство становится совершеннее, технологии обновляются, как и химический состав смазок. Поэтому новые смазки могут долгое время защищать двигатель, оставаясь чистыми даже при сильном нагреве.

Блоки управления современных авто запрограммированы на контроль периодичности замены масла в моторе. Такие данные рассчитываются по эмпирическим зависимостям. Базой для этого используются фактические параметры. Это число оборотов двигателя, скорость движения, количество запусков в холодное время, температурный режим при эксплуатации. Прошивка электронного блока учитывает технические допуски и погрешности, поэтому определяется только примерное время замены.

Сегодня в торговых точках России и за рубежом продается много контрафактных смазок для двигателей. Кроме того, топливо тоже невысокого качества, поэтому менять масло нужно еще чаще. Рекомендуемый минимальный пробег до замены следует снизить на 30%. Если, например, завод предусматривает эту процедуру через 15 тысяч км, то лучше уменьшить пробег до 10 000. Вы не ошибетесь, если будете менять масло ежегодно, независимо, ездите на автомобиле или нет.

Результаты несвоевременной замены

Перечислим последствия нарушения сроков замены смазки и их конкретные причины.

  1. Появление отложений. Причиной осадка является разложение химических присадок и загрязнение смазки продуктами горения в картере силового агрегата. В результате мощность двигателя уменьшается, а выхлопные газы становятся токсичными и темными.
  2. Повышенный износ поршневой группы и других деталей. Причины – смазка не выполняет свою задачу из-за изменения химических свойств присадок.
  3. Масло становится более вязким. Причины заключатся также в изменении качества присадок. Например, они начинают окисляться, их полимеризация нарушается. В итоге циркуляция затрудняется, а детали двигателя быстрее изнашиваются. Масляное «голодание» мотора часто приводит к его трудному запуску в зимнее время, а иногда происходит даже заклинивание.
  4. Смещение вкладышей шатунов. Этот дефект возникает из-за забивания смазочного канала густым маслом. Чем меньше сечение проходов для смазки, тем шатунные вкладыши больше испытывают нагрузку. В результате они перегреваются и проворачиваются.
  5. Поломка турбины. Если автомобиль оснащен системой турбонаддува, то ее ротор может прийти в негодность. Это возникает по причине большого давления грязного масла на подшипники и вал компрессора. Поэтому на них появляются задиры и дефекты. Кроме того, отработанное масло забивает каналы компрессора, из-за чего он может заклинить.

Обратите внимание! Не ездите на автомобиле с густым и черным маслом – двигатель быстро износится.

Рассмотренные проблемы больше относятся к городским автомобилям. Такие условия для мотора являются сложными.

От чего зависит периодичность замены

Каждый завод-изготовитель автомобилей в руководстве дает подробные данные, когда менять масло. Но эта информация не всегда соответствует реальной жизни. Обычно в документах можно увидеть километраж в среднем от 10 до 15 тысяч км, в зависимости от марки авто. Но в реальности на эти цифры влияют разные факторы.

  1. Качество и тип топлива (дизель, бензин, газ).
  2. Рабочий объем двигателя.
  3. Тип и класс используемых масел.
  4. Марка залитой смазки (минеральная, синтетическая, полусинтетическая).
  5. Состояние масла в двигателе.
  6. Полный пробег.
  7. Способ замены.
  8. Качество купленного масла.
  9. Режим и условия эксплуатации.
  10. Исправность автомобиля.

Рекомендации завода в этом перечне не учтены, так как для него периодичность замены – маркетинговый ход.

Объем и тип двигателя

Мощный мотор способен легче перенести большую нагрузку и тяжелые условия работы. Поэтому и смазка не будет слишком портиться. Автомобиль с мощным силовым агрегатом, двигающийся по дороге со скоростью 120 км в час, не оказывает на него большой нагрузки.

Малолитражные авто обычно оснащены трансмиссией с небольшим передаточным числом для езды с малой скоростью и оборотами двигателя. Поэтому в тяжелых условиях их моторы испытывают большую нагрузку, по сравнению с мощными двигателями. Когда нагрузка возрастает, то поршневая группа больше нагревается, увеличивается объем газов в картере. От этого повышается температура моторной смазки.

Особенно трудно приходится «малолитражкам» с форсированными двигателями объемом 1,2 литра. При этом нагрузка добавляется еще и от турбокомпрессора.

Режим работы

Прежде всего на периодичность замены смазки в двигателе влияет режим эксплуатации транспортного средства. Если не вдаваться в детали этого процесса, то существует два вида режимов – городской и загородный. Вопрос в том, если автомобиль ездит по городу, то его пробег будет меньше, а нагрузка на силовой агрегат будет больше. Это связано с частыми простоями в пробках и на светофорах с работающим двигателем. Охлаждение происходит недостаточно.

Если машина эксплуатируется на загородных дорогах, ситуация совсем другая. Пробег получается больше, а двигатель охлаждается намного эффективнее. Поэтому нагрузка на мотор и смазку тоже снижена.

Более правильно было бы определять, когда нужно менять моторное масло, учитывая моточасы. Так поступают для сельскохозяйственной и грузовой техники. Например, в городе 10 000 км автомобиль проедет примерно за 400 моточасов, а это же расстояние за городом – только за 100 моточасов. Кроме того, нужно учесть разный режим эксплуатации.

Движение в условиях большого города не зря приравнивается к пересеченной местности, так как это губительно влияет на смазку. Особенно заметно влияние, когда уровень масла ниже среднего или минимальный. Кроме этого, в жаркое время на масло действует больше нагрузки из-за повышенной температуры воздуха и поверхности дороги.

Другие факторы

К дополнительным условиям, влияющим на сроки замены моторной смазки, можно отнести высокую рабочую температуру. Кроме того, нужно учитывать характеристики масла, загрязненность масляного фильтра, состояние смазочных каналов, соответствие смазки рекомендациям завода, его оригинальность, вентиляцию картера.

Кроме этого, важную роль играет тип масла – синтетика, полусинтетика, минералка.

Через сколько нужно менять масло в двигателе

Автолюбители имеют разный подход по времени замены смазки в моторе автомобиля. Основной контроль можно производить с помощью масляного щупа. По нему виден уровень, который должен быть между минимальной и максимальной отметками. Также на щупе заметно потемнение масла из-за загрязнения продуктами горения. Поэтому через некоторое время смазывающую жидкость нужно менять.

Как относиться к рекомендациям завода

В обычном варианте руководство по эксплуатации содержит информацию, через какое время нужно менять масло в машине. Чаще всего там указан пробег от 13 до 15 тысяч км.

Такие данные годятся для идеальных условий эксплуатации:

  1. Чистый двигатель.
  2. Отсутствие перегрева.
  3. Небольшие обороты.

Идеальный режим может быть при скорости движения не ниже 50 км в час, что характерно для загородной езды на большие расстояния.

Во многих случаях приходится отступать от требований завода-изготовителя. Рассмотрим перечень тяжелых условий для моторного масла, из-за которых процедуру замены стоит проводить чаще.

  1. Передвижение по горной местности.
  2. Частая буксировка.
  3. Повышенная запыленность воздуха.
  4. Резкие перепады температуры, сильные морозы.
  5. Высокая влажность воздуха.

Учитывая данные условия, в дальнюю поездку рекомендуется брать с собой запас моторного масла.

Что советую специалисты

За все время службы масла оно находится в трех состояниях, которые разделены на группы. По ним и определяют, через сколько менять масло.

  1. Чистое (пробег до 7,5 тысяч км) – сохраняет идеальное состояние силового агрегата.
  2. Рабочее (пробег от 8 до 15 тысяч км) – грязная жидкость, негативно влияющая на работу мотора.
  3. Аварийное (более 15 тысяч км) – система смазки засорена, наблюдается экстремальный износ деталей.

Учитывая условия работы машины, масло в двигателе нужно менять:

  1. Через 5-7 тысяч км, если большую часть времени автомобиль ездит, находясь в пробках, а средняя скорость не превышает 30 км в час.
  2. Через 13-15 тысяч км, если машина эксплуатируется до 80% времени по загородным трассам.
  3. Независимо от пройденного расстояния, смазка в моторе должна меняться ежегодно, так как она стареет.

Как правильно заменить масло в двигателе

Порядок проведения процедуры следующий:

  1. Запустите двигатель и дайте ему поработать несколько минут.
  2. Поместите под сливную пробку емкость для слива жидкости.
  3. Отверните заливную горловину.
  4. Слейте масло, дождитесь его полного вытекания и установите пробку на место.
  5. Заменить масляный фильтр. Не забудьте резиновую прокладку смазать, капнув на нее смазкой.
  6. Залейте свежее масло через заливную горловину, используя воронку.
  7. Закройте горловину крышкой и запустите двигатель на несколько минут.
  8. Через 10 минут измерьте щупом уровень смазки и при необходимости долейте.

Если моторное масло менялось всегда вовремя, а топливо использовалось качественное, то промывка системы не требуется. В противном случае можно выполнить промывку специальными средствами.

Ошибки при замене

Многие водители не видят сложностей и тонкостей в замене смазывающей жидкости в двигателе автомобиля. Но иногда они ошибаются, о чем пойдет речь ниже.

  1. Смешивание масел с разными свойствами. Неопытные водители покупают популярные марки, но они могут навредить мотору. Не все масла можно смешивать. Необходимо сначала слить отработанную жидкость, а потом залить новую. Несовместимые присадки могут вступать в химические реакции.
  2. Неправильное определение уровня. Первые замеры неточные, так как уровень со временем изменяется. Правильнее будет проверить его через несколько дней, или проехав несколько километров.
  3. Недостаточная затяжка фильтра, заливной горловины и сливной пробки. Через эти элементы масло может дать течь.
  4. Использование масла без учета режима эксплуатации. Смазка, которая подходит для использования за рубежом, может не подойти в России.
  5. Некоторые автовладельцы высасывают старое масло через отверстие щупа. При этом в поддоне картера остается осадок.

Учитывая распространенные ошибки, вы продлите срок работы мотора. Каждый владелец автомобиля сам определяет, когда менять масло, в зависимости от влияющих на это факторов.

когда и как часто меняют, как проверить уровень и что будет, если перелить :: Autonews

www. adv.rbc.ru

www.adv.rbc.ru

www.adv.rbc.ru

Autonews

Телеканал

Газета

Pro

Инвестиции

+

Новая экономика

Тренды

Недвижимость

Спорт

Стиль

Национальные проекты

Город

Крипто

Дискуссионный клуб

Исследования

Кредитные рейтинги

Франшизы

Конференции

Спецпроекты СПб

Конференции СПб

Спецпроекты

Проверка контрагентов

Библиотека

Подкасты

ESG-индекс

Политика

Экономика

Бизнес

Технологии и медиа

Финансы

РБК КомпанииРБК Life

www. adv.rbc.ru

Фото: Shutterstock

www.adv.rbc.ru

Читайте также

Для поддержания хорошего состояния двигателя необходима регулярная замена масла. Как правило, это делается по графику производителя, но иногда можно от него отступать. Рассмотрим, когда и как нужно менять масло и можно ли это делать чаще, чем раз в год.

1. Как часто менять масло в двигателе

www.adv.rbc.ru

• Можно ли менять масло раз в год

• Сезонная замена масла: за и против

• Когда требуется внеочередная замена

2. Как проверить уровень масла в двигателе

3. Как долить масло в двигатель

4. Что будет, если перелить масло

Как часто менять масло в двигателе

По регламенту автопроизводителей менять масло в двигателе нужно каждые 10 или 15 тыс. км либо не реже чем раз в год (зависит от бренда). Но некоторые модели самостоятельно рассчитывают периодичность замены, ориентируясь на количество моточасов и условия эксплуатации. При длительной работе двигателя в пробках или на высоких оборотах рабочая температура масла повышается, и оно интенсивнее деградирует. А во время коротких городских поездок не успевает прогреться до рабочих температур, что способствует образованию отложений. Частые запуски в мороз, езда в пробках, по бездорожью или в спортивных режимах могут заметно уменьшить периодичность замены — до 7-8 тыс. километров

Можно ли менять масло раз в год

Делать смену масла ежегодно в одно и то же время неправильно — ориентироваться нужно в первую очередь на пробег. За год автомобиль может пройти как 5 тыс. км, так и 30 тыс. км, и менять масло нужно в соответствии с утвержденным производителем графиком. Однако если автомобиль за год не проезжает регламентированное количество километров, то следует выполнять рекомендацию ежегодной замены. Даже если автомобиль не ездит, масло все равно со временем окисляется и теряет свои свойства.

Сезонная замена масла: за и против

Сезонная замена масла оправдана в двух случаях. Во-первых, приурочивать замену к смене сезона имеет смысл при больших пробегах. Во-вторых, менять масло дважды в год стоит в регионах с резкой сменой климата. Обычно используют универсальные масла, подходящие под весь диапазон температур, но в местах с экстремальными зимами или очень жарким летом имеет смысл использовать более узкоспециализированные масла. Например, к зиме заливать менее вязкие сорта, которые облегчают запуск двигателя на морозе. А летом — более вязкие, гарантирующие некоторую экономию топлива. Двойная замена стоит дороже, но сами сезонные масла могут стоить дешевле универсальных.

Когда требуется внеочередная замена

Обязательная замена требуется после проведения ремонтных работ, связанных со сливом масла или частичной разборкой двигателя. Также масло нужно менять при попадании в него иных жидкостей. Например, воды при преодолении водных преград либо охлаждающей жидкости при пробое прокладок. Иногда автовладельцы или сотрудники сервисов по ошибке заливают в горловину для масла иные технические жидкости — это тоже повод для немедленной замены. А вот менять масло, если оно стало темным, не имеет смысла — в процессе работы смазка накапливает в себе грязь, и это нормально.

Фото: Shutterstock

Как проверить уровень масла в двигателе

Проверить уровень масла можно двумя способами: на любой станции технического обслуживания или самостоятельно. Каких-либо специальных инструментов для такой манипуляции не требуется. Достаточно подготовить перчатки и любую чистую ветошь или бумажное полотенце.

Уровень масла всегда проверяют при неработающем двигателе и на ровной горизонтальной поверхности. Последовательность действий при проверке масла обычно следующая:

  1. Подготовка. Автомобиль припаркован на ровной поверхности с выключенным двигателем, а трансмиссия переведена в режим P (паркинг). Если автомобиль до этого был в движении, следует дать остыть двигателю. Рекомендует выждать не менее 15 минут.
  2. Масломерный щуп. Это специальный стержень, расположенный в прикрепленной к блоку цилиндров трубке. Нижний конец щупа погружен в масло в картере двигателя. Наружный край, как правило, имеет пластиковую ручку желтого или оранжевого цвета с изображением масленки. На противоположном конце нанесены специальные отметки, по которым измеряется уровень масла. Это могут быть две буквы L и H (низкий и высокий) или слова MIN и MAX.
  3. Замер уровня масла. Чтобы измерить уровень масла, нужно полностью вытащить щуп, а затем протереть его бумажным полотенцем или ветошью. После чего снова погрузить в трубку, надавив до упора.
  4. Контроль уровня масла. Снова вытащив щуп, следует посмотреть на наконечник — там будет масляная пленка. Если она перекрывает нижнюю отметку, немного не доходя до отметки MAX, то масла в двигателе автомобиля достаточно. Если масляная пленка приблизилась к отметке MIN, масло следует долить. В случае, когда уровень сильно ниже этого уровня — движение запрещено.

Фото: Shutterstock

Как долить масло в двигатель

В идеальном случае это должно быть такое же масло, какое заливалось в двигатель при последнем обслуживании. Информацию об этом можно найти в сервисной книжке или на бирке, которую иногда крепят на заливную горловину или ручку масляного щупа. Если нет возможности добавить масло той же марки, можно подобрать другой бренд, но строго с аналогичными показателями вязкости и качества. Для этого следует изучить рекомендации производителя, сверив их с маркировкой на канистре.

Моторные масла подразделяются на синтетические, полусинтетические и минеральные. Они могут быть летними, зимними или всесезонными, только для бензинового или дизельного мотора, и универсальными. Для обозначения типа масла и его характеристик используются комбинации букв и цифр согласно классификации:

  • SAE (Society of Automotive Engineers): маркируется аббревиатурой SAE и числами, обозначающими вязкость. Для зимних масел добавляется буква W, всесезонные смазки имеют сразу два числа и индексы W и SAE.
  • API (American Petroleum Institute): для обозначения характеристик масла используются пары букв. Первые относятся к типу мотора: S — бензиновый, C — дизельный. Вторые буквы следуют по алфавиту от А и соответствуют году выпуска автомобиля.
  • ACEA (Association des Constructeurs Europeens d’Automobiles): эта классификация содержит подклассы: A — бензиновые авто, B — дизельные и E — грузовые высоконагруженные дизели. Используемые с каждой буквы цифры относятся к эксплуатационными свойствам масла и его составу.

Доливать масло следует на остывшем моторе небольшими порциями по 250-300 гр. После каждой доливки следует выждать несколько минут, чтобы оно успело дойти до картера, и снова проверять уровень.

Заливать в дизельный мотор масло для бензиновых двигателей без особой нужды не следует. Смазки для тяжелотопливных агрегатов отличаются по составу и рабочим характеристикам. Они рассчитаны на повышенную степень сжатия, более высокую рабочую температуру и содержат специальный пакет моющих присадок.

Фото: Shutterstock

Использование масла с иными, чем рекомендовано производителем характеристиками, также нежелательно. Например, менее вязкое масло, чем нужно, может вызвать чрезмерный износ двигателя, поскольку не образует достаточную защитную пленку на рабочих элементах. Более вязкая смесь, чем требуется, снизит экономию топлива, увеличит нагрузку на двигатель и замедлит скорость потока масла по системе.

Что будет, если перелить масло в двигатель

Перелив масла также опасен для работы двигателя, как и его нехватка. Если уровень МАХ превышен на миллиметр, то можно не переживать и подождать естественной выработки. В случае, если перелив на сантиметр и больше — следует обратиться в автосервис для удаления излишков.

Косвенно на перелив масла (если этого не заметили в момент заливки, например, так как автомобиль стоял под уклоном) может указывать:

  • сизый, белый или серый дым из выхлопной трубы;
  • трудности с запуском двигателя, увеличившийся без видимых причин расход топлива;
  • подтекание масла.

Перелив масла может привести к следующим неисправностям:

  • к отказу нейтрализатора из-за попадания масла в камеру сгорания и дальнейшему выбросу вместе с отработавшими газами;
  • нарушению герметичности или разрыву прокладок и сальников из-за повышение давления в смазочной системе;
  • ускоренному износу свечей зажигания, масляного фильтра и насоса;
  • ухудшению динамики разгона и отзывчивости педали акселератора, поскольку лишнее масло создаст дополнительное сопротивление вращающемуся коленвалу.

www.adv.rbc.ru

www.adv.rbc.ru

Сколько времени нужно, чтобы сформировать привычку? Поддерживается наукой.

Максвелл Мальц был пластическим хирургом в 1950-х годах, когда он начал замечать у своих пациентов странную закономерность.

Когда доктор Мальц делал операцию — например, пластику носа — он обнаружил, что пациенту требуется около 21 дня, чтобы привыкнуть к своему новому лицу. Точно так же, когда пациенту ампутировали руку или ногу, Максвелл Мальц заметил, что пациент ощущал фантомную конечность в течение примерно 21 дня, прежде чем приспособиться к новой ситуации.

Этот опыт побудил Мальца задуматься о своем собственном периоде адаптации к изменениям и новому поведению, и он заметил, что ему также потребовался около 21 дня, чтобы сформировать новую привычку. Мальц писал об этих переживаниях и сказал: «Эти и многие другие обычно наблюдаемые явления показывают, что требуется минимум около 21 дня, чтобы старый ментальный образ растворился и новый застыл».

В 1960 году Мальц опубликовал эту цитату и другие свои мысли об изменении поведения в книге под названием «Психокибернетика» (аудиокнига). Книга стала хитом-блокбастером, было продано более 30 миллионов экземпляров.

Вот тогда и начались проблемы.

Видите ли, в последующие десятилетия работа Мальца повлияла почти на каждого крупного специалиста по самопомощи, от Зига Зиглара до Брайана Трейси и Тони Роббинса. И по мере того, как все больше людей рассказывали историю Мальца — как очень длинную игру в «Телефон», — люди начали забывать, что он сказал «минимум около 21 дня», и сокращали ее до: «Для формирования новой привычки требуется 21 день».

Так общество начало распространять распространенный миф о том, что для формирования новой привычки требуется 21 день (или 30 дней, или какое-то другое магическое число). Удивительно, как часто эти временные рамки цитируются как статистические факты. Опасный урок: если достаточное количество людей говорят что-то достаточное количество раз, все остальные начинают в это верить.

Понятно, почему распространился миф о 21 дне. Это легко понять. Временные рамки достаточно короткие, чтобы вдохновлять, но достаточно длинные, чтобы в них можно было поверить. А кому бы не понравилась идея изменить свою жизнь всего за три недели?

Но проблема в том, что Максвелл Мальц просто наблюдал за происходящим вокруг, а не констатировал факт. Кроме того, он обязательно сказал, что это минимальное количество времени, необходимое для адаптации к новым изменениям.

Так какой же настоящий ответ? Сколько времени нужно, чтобы сформировать привычку? Сколько времени нужно, чтобы избавиться от вредной привычки? Есть ли какая-либо наука, подтверждающая это? И что все это значит для нас с вами?

Сколько времени на самом деле требуется, чтобы выработать новую привычку

Филиппа Лалли — исследователь психологии здоровья в Университетском колледже Лондона. В исследовании, опубликованном в Европейском журнале социальной психологии , Лалли и ее исследовательская группа решили выяснить, сколько времени на самом деле требуется для формирования привычки.

В ходе исследования изучались привычки 96 человек в течение 12 недель. Каждый человек выбирал одну новую привычку в течение 12 недель и каждый день сообщал о том, выполняли ли они это поведение и насколько автоматически оно ощущалось.

Некоторые люди выбрали простые привычки, такие как «выпивать бутылку воды за обедом». Другие выбирали более сложные задачи, такие как «пробежать 15 минут перед ужином». По истечении 12 недель исследователи проанализировали данные, чтобы определить, сколько времени потребовалось каждому человеку, чтобы перейти от начала нового поведения к его автоматическому выполнению.

Ответ?

В среднем требуется более 2 месяцев, прежде чем новое поведение станет автоматическим — 66 дней, если быть точным. И время, необходимое для формирования новой привычки, может широко варьироваться в зависимости от поведения, человека и обстоятельств. В исследовании Лалли людям требовалось от 18 до 254 дней, чтобы сформировать новую привычку. 1

Другими словами, если вы хотите правильно сформулировать свои ожидания, правда в том, что вам, вероятно, понадобится от двух до восьми месяцев, чтобы внедрить новое поведение в свою жизнь, а не 21 день.

Интересно, что исследователи также обнаружили, что «упущение одной возможности выполнить действие не оказало существенного влияния на процесс формирования привычки». Другими словами, не имеет значения, если вы время от времени ошибаетесь. Выработка лучших привычек — это не процесс «все или ничего».

Вдохновение в долгой дороге

Прежде чем вы позволите этому обескуражить вас, давайте поговорим о трех причинах, по которым это исследование действительно вдохновляет.

Во-первых, нет причин корить себя, если вы пробуете что-то в течение нескольких недель и это не входит в привычку. Это должно занять больше времени, чем это! Не нужно осуждать себя, если вы не можете освоить поведение за 21 короткий день. Научитесь любить свои 10 лет молчания. Примите долгий и медленный путь к величию и сосредоточьтесь на количестве повторений.

Во-вторых, вам не обязательно быть идеальным. Ошибка один или два раза не оказывает заметного влияния на ваши долгосрочные привычки. Вот почему вы должны относиться к неудачам как ученый, разрешать себе совершать ошибки и разрабатывать стратегии, чтобы быстро вернуться на правильный путь.

И, в-третьих, более длительные временные рамки могут помочь нам осознать, что привычки — это процесс, а не событие. Вся шумиха вокруг «21 Days» может заставить вас очень легко подумать: «О, я просто сделаю это, и это будет сделано». Но привычки никогда не работают таким образом. Вы должны принять процесс. Вы должны посвятить себя системе.

Понимание этого с самого начала облегчает управление вашими ожиданиями и стремление к небольшим постепенным улучшениям — вместо того, чтобы заставлять себя думать, что вы должны делать все сразу.

Куда идти дальше

В конце концов, не так уж важно, сколько времени уходит на формирование конкретной привычки. Будь то 50 дней или 500 дней, вы должны работать в любом случае.

Единственный способ добраться до Дня 500 — начать с Дня 1. Так что забудьте о цифрах и сосредоточьтесь на выполнении работы.

Если вам нужны более практичные идеи по избавлению от вредных привычек и созданию хороших привычек, ознакомьтесь с моей книгой Atomic Habits , которая покажет вам, как небольшие изменения в привычках могут привести к замечательным результатам.

Сноски

  1. Несмотря на то, что исследование длилось всего 12 недель, исследователи смогли использовать данные для оценки более длительных сроков (например, 254 дня) для формирования привычек. Опять же, точное время зависит от множества факторов и не так важно, как общий посыл: формирование привычки может занять много времени.

Столько времени нужно, чтобы изменить мир

Мы хотим, чтобы изменения были мгновенными. Немедленный. Но есть биологические, исторические и социологические данные, свидетельствующие о том, что тридцать лет — это подходящий срок, чтобы подумать о существенных изменениях.

Какие изменения? Я не имею в виду появление нового продукта или категории. Я имею в виду значительные сдвиги в ценностях, убеждениях и поведении. Сдвиг парадигмы, при котором ранее новая идея становится принятой по умолчанию. Подобные изменения происходят постоянно. Но им нужно время, чтобы произойти. Около тридцати лет, более или менее.

Возьмем, к примеру, антисептический метод.

В 1865 году врач из Глазго по имени Джозеф Листер предложил идею стерилизации рук и инструментов врача, а также ран пациентов как способ предотвращения инфекции. Эта идея была основана на недавнем открытии французского ученого по имени Луи Пастер под названием «Теория микробов», в котором постулировалось и было доказано существование микроскопических частиц, называемых микробами. Листер предположил, что эти же микробы были причиной смерти от послеоперационных инфекций, из-за которых в то время после операции умирало 80% пациентов. Техника стерилизации Листера значительно улучшила хирургическую практику, впервые сделав ее исцеляющим, а не смертельным инструментом.

Казалось бы, такое изменение будет встречено с большим торжеством. Это не так. Листер был встречен с большой враждебностью. Если то, что предложил Листер, было правильным, это означало, что существующие врачи несут ответственность за смерть неисчислимого числа своих пациентов. Для признанного хирурга принятие идей Листера означало своего рода самоотрицание, которое многим врачам было трудно сделать. По всей вероятности, мы бы тоже.

С другой стороны, врачам и ученым, проходившим обучение во время предложения Листера, антисептический метод было гораздо легче принять. Они могли видеть, что результаты оправдывают лечение, а не чувствовали личную оценку с их стороны. Покупка антисептического метода не требовала глубокого пересмотра их убеждений. Их репутация не была на кону.

Тридцать лет спустя достаточно старшее поколение хирургов умерло, перестало практиковать или было маргинализировано из-за своего устаревшего мнения о том, что их влияние ослабло. Вместо них практиковало молодое поколение, принявшее науку антисептического метода. Смена караула стала переломным моментом. В 1903 году, когда королю Англии потребовалась экстренная аппендэктомия, его врачи вызвали Листера. Они следовали методу Листера, и король выжил. Позже король Эдуард сказал ему: «Я знаю, что если бы не ты и твоя работа, я бы не сидел здесь сегодня».

Метод антисептики стал признанной наукой и точкой зрения большинства.

Если значительное изменение оказывается успешным — даже такое существенное, как резкое снижение хирургической смертности, — требуется время, чтобы это изменение стало новой нормой. Новая идея должна зарекомендовать себя — и, в конечном счете, пережить — своих скептиков. Когда это происходит, новое становится нормальным. Этот процесс часто занимает тридцать лет.

Трехочковый бросок в баскетболе — еще один пример — на самом деле два разных момента.

В 1979 году НБА впервые представила трехочковый бросок. Но первоначальное влияние этих трех было незначительным. В первые годы после того, как была добавлена ​​трехочковая, ее брали нечасто. В том первом сезоне в каждой игре было забито всего 2,8 трехочковых.

Тройка не была принята по уважительной причине: ее было труднее сделать. Двухочковые попадались примерно в половине случаев. Трехочковые броски были реализованы менее чем в 30% случаев. Математика была ясна: двойки сделать было проще, чем тройки. Так что не стреляйте в тройки.

В течение первых почти тридцати лет существования трехочковых брать их не рекомендовалось. Тренеры и телеведущие осудили это как эгоизм. Это были плохие выстрелы. Они были не такими, как игра.

Но в 2000-х представления людей о спорте стали меняться. После Moneyball , книги Майкла Льюиса 2003 года о том, как команда Oakland A использует анализ данных, чтобы превзойти более обеспеченных соперников, наука о данных стала новым направлением в спорте. В том числе баскетбол.

Аналитики-первопроходцы начали задавать новые вопросы. Вопросы типа: где наиболее эффективных мест на корте для броска? Это был вопрос нового типа. Чтобы узнать самый эффективный выстрел, нужны были новые формы измерения. Для получения необходимых данных были созданы новые виды техники.

Вскоре аналитики и алгоритмы классифицировали и измеряли каждую игру с высокой степенью детализации. Команды начали использовать специальные камеры для сканирования происходящего на корте. Они отслеживали не только то, был ли нанесен удар, но и то, где именно на корте находился игрок. Вел ли игрок дриблинг перед броском или только что поймал передачу. Кто был ближайшим защитником, как близко они были, какого они были роста. Ни одна деталь не была слишком маленькой.

Когда аналитики суммировали данные, результаты сильно отличались от общепринятых. Новый статистический показатель под названием «эффективный процент бросков с игры» показал, что команды, забившие три мяча, промахивались чаще, но также — вопреки интуиции — набирали больше очков в долгосрочной перспективе. Выяснилось, что, если не считать простоя или данка, лучшим броском в баскетболе была тройка.

Баскетбольный истеблишмент был настроен скептически. Компьютеры говорят нам, как играть? Спасибо, не надо. Но несколько команд попытались забить больше троек и превзошли ожидания. Их примеру последовали другие. За десять лет баскетбол изменился. Только в прошлом сезоне НБА было забито больше трехочковых, чем за все 19 сезонов.80-е вместе взятые. Тридцать лет от нового до нормального.

Та же картина повторяется с изобретением трехочкового броска человеком по имени Ховард Хобсон. Хобсон был одним из первых и успешных тренеров по баскетболу: в 1939 году он тренировал в Университете Орегон Дакс первого в истории чемпиона NCAA. Он был малоэффективным, физическим и медленным (не говоря уже о в основном белых). Баскетбол был игрой грубой силы, а не творчества или мастерства. Окончательный счет той первой игры чемпионата NCAA был 46-33.

Внимательное изучение Хобсона выявило один из главных недостатков игры: использовалось очень мало корта. Игроки столпились вокруг корзины, а не отдалились друг от друга. Это было источником уродства игры. Радикальное решение Хобсона? Начертить на площадке воображаемую линию и сделать так, чтобы удары, сделанные из-за этой линии, приносили больше очков, чем удары, сделанные перед ней. Первоначально называвшийся «дальними ударами», именно так был изобретен трехочковый.

Хобсон предложил эту идею в потрясающе прозорливой книге под названием  Scientific Basketball,  опубликовано ровно за тридцать лет до того, как в НБА была добавлена ​​трехочковая линия. «Трехочковый бросок с игры будет действовать как хороший сироп от кашля и разгонит заторы на дорожке», — объяснил Хобсон.

Чтобы улучшить свою команду, Хобсон тщательно записывал то, что видел на площадке. В течение тринадцати лет и 460 игр Хобсон подробно записывал все, что видел. Он отслеживал процент бросков своих игроков и соперников в зависимости от того, насколько далеко они находились от корзины и насколько они были открыты. То же самое, что шестьдесят лет спустя аналитики данных использовали электронные таблицы и камеры, Хобсон кропотливо проделал вручную.

В 1945 году Хобсон впервые опробовал эту идею в экспериментальной игре в Нью-Йорке. Воображаемая трехочковая линия Хобсона и более широкая полоса под корзиной впервые в истории были нанесены на баскетбольную площадку.

Толпа в спортзале Нью-Йорка никогда не видела баскетбольную площадку такой. Никто раньше не видел такой баскетбольной площадки.

Эксперимент, похоже, удался, так как опрос зрителей показал одобрение трехочковых с перевесом 60-40. New York Times , однако, не был так уверен, заявив, что «вряд ли это было воодушевляющим успехом». Times  предсказывало, что трехуказателю «будет позволено умереть естественной смертью». Но идея Хобсона была реанимирована в 1960-х годах в низших баскетбольных лигах, а в 1979 году, тридцать лет спустя, навсегда стала частью НБА. Экспериментальная площадка Хобсона стала баскетбольной площадкой. Сейчас мы не можем представить игру по-другому.

Как сделать идеальную стойку на руках

Чему предприятия и организации могут научиться из тридцатилетней теории изменений? Как важно иметь правильные ожидания. Это то, что Джефф Безос незабываемо проиллюстрировал в Письме акционеров Amazon от 2017 года. Безос написал:

«Близкий друг недавно решил научиться делать идеальную стойку на руках в свободном положении. Без прислонения к стене. Не на несколько секунд. Инстаграм хороший. Она решила начать свое путешествие с семинара по стойке на руках в своей студии йоги. Затем она некоторое время практиковалась, но не добилась желаемых результатов. Поэтому она наняла тренера по стойке на руках. Да, я знаю, о чем вы думаете, но, очевидно, это реальная вещь, которая существует. На первом же занятии тренер дал ей несколько замечательных советов. «Большинство людей, — сказал он, — думают, что если они будут усердно работать, то смогут освоить стойку на руках примерно за две недели. Реальность такова, что для этого требуется около шести месяцев ежедневной практики. Если вы думаете, что сможете сделать это за две недели, вы просто уволитесь». Нереалистичные представления о масштабах — часто скрытые и не обсуждаемые — убивают высокие стандарты. Чтобы достичь высоких стандартов самостоятельно или в составе команды, вам необходимо формировать реалистичные убеждения о том, насколько сложным будет что-то, и активно сообщать о них».

Когда мы недооцениваем, сколько времени и усилий потребуется, чтобы что-то сделать, мы срезаем углы. Мы не остаемся приверженными. Когда что-то не получается, мы удивляемся, что пошло не так. Но когда мы реалистично оцениваем, что для этого потребуется, у нас есть шанс.

Требуется шесть месяцев ежедневной практики, чтобы сделать идеальную стойку на руках. Также может потребоваться тридцать лет ежедневных усилий и терпения, чтобы изменить мир. Это процесс, который большинство людей не доводят до конца.

Ховард Хобсон скончался в 19 лет91. Ему не довелось увидеть современный ренессанс трехочковых, но он осознал их влияние, хотя мало кто это сделал. В интервью через три года после дебюта этой троицы в НБА Хобсон сказал, что баскетбол «теперь стал идеальной игрой». Во многом это произошло благодаря его идеям. Хобсон и не подозревал, что величайшая революция в баскетболе только начинается и что он несет за нее ответственность.

Изменения — это не спринт. Это марафон — и — эстафета. Каждый человек или поколение проходит этап более длинной гонки. Финишная черта может появиться не при нашей жизни. Это не повод впадать в уныние. Это просто математика, с которой мы должны работать. Изменение не невозможно. Это просто требует времени. Как бы мы ни старались, мы не сможем сделать идеальную стойку на руках за один день.

Мгновенное удовлетворение получить труднее, но со временем многое меняется. Тридцать лет потребовалось для того, чтобы физические упражнения, экологически чистые продукты, переработка отходов, три указателя, стерилизованная хирургия, Интернет и многие другие незамеченные аспекты современной жизни превратились из идей в реальность. Эти идеи начинались с малого, но быстро развивались. Изменения создают сложные проценты: некоторые люди меняются, значит, изменится больше людей. Изменения заразительны. Растущее движение может за одну ночь склониться в пользу новой идеи. Но для действительно больших изменений «в одночасье» требуется тридцать лет.

Янси Стриклер является автором книги « Это могло бы быть нашим будущим: манифест более щедрого мира », адаптированной статьей.

Сколько времени нужно, чтобы улучшить культуру организации?

(iStockphoto/skynesher)

Большинство руководителей признают силу организационной культуры и то влияние, которое она может оказать на итоговый результат. Они признают важность общих ценностей и поведения, которые влияют на то, как организация ведет свой бизнес.

Одно обширное исследование, проведенное учеными из Университета Дьюка (завершенное до начала пандемии), пришло к выводу, что сильная корпоративная культура способствует лучшему исполнению, снижению агентских издержек и, следовательно, повышению производительности и креативности. Из многих опрошенных руководителей 92% считают, что улучшение корпоративной культуры повысит ее ценность. Но только 16% считали, что «культура их фирмы именно такая, какой она должна быть».

Другими словами, они говорят нам, что это важный способ повысить стоимость компании, но 76 % из них не сделали для этого всего, что могли бы. Так почему же нежелание предпринять то, что казалось бы очевидным усилием по улучшению производительности?

«Культура организации, среди прочего, затрагивает каждый функциональный отдел… и часто воспринимается как имеющая решающее значение для ее стратегического направления.»

В моем исследовании культурных изменений возникло несколько возможных объяснений. Во-первых, консультанты, дающие советы по изменению корпоративной культуры, обычно считают, что шансы на успех невелики, обычно одна из трех или четырех попыток. Эти шансы не обнадеживают. Но что неясно в этой статистике, так это то, что представляет собой попытка и каковы критерии успеха или неудачи.

Воспринимаемая сложность усилия может сдерживать некоторые усилия. Культура организации, среди прочего, затрагивает каждый функциональный отдел, влияет на предположения о характере необходимых средств контроля, влияет на то, как люди организуют работу, и часто воспринимается как имеющая решающее значение для ее стратегического направления.

Самый широкий диапазон мнений среди тех, чей совет я ценю, вызывает вопрос о том, сколько времени требуется, чтобы изменить культуру. Среди многих бытует мнение, что изменение организационной культуры занимает много времени, дольше, чем срок пребывания лидера в должности, дольше, чем продолжительность концентрации внимания в организации, — настолько долго, что другие высокоприоритетные инициативы по необходимости будут отвлекать организацию от завершения усилий. . Как сказал венчурный капиталист Джон Доерр, «время — враг трансформации».

Исследования показали, что самым важным элементом, определяющим успех в изменении культуры организации, является интерес, поддержка и даже страсть, проявляемые ее руководителем. Качество лидерства тесно связано с уровнем вовлеченности сотрудников, а вовлеченность сотрудников (в значительной степени основанная на доверии) является решающим фактором в достижении любых изменений.

«Являются ли Наделла и Microsoft исключением из правил?»

Экспонат А — генеральный директор Сатья Наделла, которому приписывают изменение культуры Microsoft. В 2014 году он нашел организацию, которая, среди прочего, «потеряла свою душу», чествовала «самого умного человека в комнате», поощряла «всезнайку против всезнайки», практиковала «подотчетность, которая превзошла все», и в которой «иерархия и иерархия взяли верх». Процесс изменения этой культуры включал в себя классические усилия по определению и внедрению ценностей и моделей поведения, которые хорошо послужили бы компании в эпоху облачных вычислений, в отличие от прежней концентрации Microsoft на программном обеспечении Word.

Наделла опасался, что организация будет постоянно отвлекаться, но вместо этого он завершил одно из самых значительных мероприятий по изменению культуры в истории американских корпораций за несколько месяцев, прежде чем организационная направленность могла ослабнуть.

Являются ли Наделла и Microsoft исключением из правил? Или он отбросил общепринятые (и, возможно, ошибочные) убеждения и подал пример другим?

Сколько времени нужно, чтобы улучшить культуру организации? Что вы думаете?

Поделитесь своими мыслями в комментариях ниже.

Примечание редактора: Хескет исследует роль лидера в своей готовящейся книге Win From Within: Build Organizational Culture for Competitive Advantage, которая выйдет в январе 2022 года. Учитывайте 70% разницы в вовлеченности сотрудников», Gallup Business Journal , апрель 2015 г. Джон Дорр, Измеряйте то, что имеет значение: как Google, Боно и Фонд Гейтса потрясают мир с помощью OKR (Портфолио/Пингвин, 2018).

  • Джон Р. Грэм, Кэмпбелл Р. Хейри, Джиллиан Попадак и Шиварам Раджгопал, «Корпоративная культура: данные с мест», Social Science Research Network , http://ssrn.com/abstract=2805602, по состоянию на 5 ноября. , 2016.
  • Сатья Наделла с Грегом Шоу и Джилл Трейси Николс, Hit Refresh: The Quest to заново открыть для себя душу Microsoft и вообразить лучшее будущее для всех (Harper Business, 2017).

  • Ваш отзыв о колонке 9 за прошлый месяц0026

    Как мы можем убедиться, что нужные люди получат власть в организациях?

    Правильная культура, процессы найма и продвижения по службе, экспертная оценка и политика увольнения гарантируют, что власть в организациях попадет в правильные руки. Это сумма большинства ответов на колонку прошлого месяца. Не все согласились.

    Филипп Мэтью начал с того, что заявил, что «рекомендации по выбору должны пройти тщательную независимую проверку… критерии отбора и процесс сбора и представления данных суждения должны быть надежными, эффективными и являться единственной основой для принятия решений. И окончательное решение принимает комиссия, в которую может входить босс».

    Том Канеб добавил: «Мы ищем людей, которые отдают силу. Они уполномочивают других. Отличительной чертой лидерства является помощь другим стать лидерами».

    Помимо найма, д-р Мейсон Огенеджобо отметил, что «организации должны явно включать смирение и сочувствие в свои основные ценности, если они хотят, чтобы эти хорошие лидерские качества были частью их культуры». МБ добавил: «Эмпатия требует полного культурного сдвига, который не происходит в одночасье, и требует приверженности сверху… Если поведение хулиганов осуждается их сверстниками, они не будут чувствовать себя желанными или поддержанными, и они будут оставлять.»

    Эдвард Робертс предупредил нас, чтобы мы не ожидали слишком многого от предложений такого рода: «Наивно полагать, что эмпатия и смирение будут приветствоваться в нынешних условиях в большинстве крупных организаций, где по большей части краткосрочные (ежеквартальные) цели имеют приоритет над долгосрочными ценностями и целями, даже если высшее руководство признает, что эти ценности имеют решающее значение для успеха».

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *