Чем отличается акпп от робота и вариатора: что лучше и чем отличается?

Содержание

Чем автоматическая коробка передач отличается от робота и вариатора? | Вечные вопросы | Вопрос-Ответ

Елена Слободян

Примерное время чтения: 3 минуты

44168

Категория:  Техника вождения

Большинство легковых автомобилей оборудованы автоматической коробкой передач, некоторые дорогостоящие авто вместо АКПП имеют вариатор или роботизированную коробку передач. Все эти устройства относятся к автоматическим коробкам переключения передач, но при этом имеют разное строение и принцип работы.

Чем отличается вариатор от автомата?

Долгое время автоматы были четырёхступенчатыми. В последние годы на автомобили стали устанавливать семи- и восьмиступенчатые коробки.

В составе автомата находятся два основных узла — гидротрансформатор и редуктор. Первый позволяет плавно переключать передачи, а второй представляет собой механизм, шестеренки которого позволяют менять передаточное число. Смену передачи обеспечивает тормозная лента, она блокирует определенные шестерни редуктора.

В вариаторе такого физического переключения передач нет. Данный механизм имеет два шкива (ведомый и ведущий), которые находятся один против другого и связаны между собой металлическим ремнём. Смена передачи в вариаторе происходит за счет сдвижения и раздвижения шкивов. Когда шкив максимально раздвинут, то это соответствует первой передаче. При сдвинутом шкиве ремень проходит по большему диаметру, что равносильно пятой или более высокой передаче.

Чем отличается робот от автомата?

Роботизированная трансмиссия — это та же «механика», но переключением скоростей в ней занимается блок управления с определенным алгоритмом. В основу ее конструкции положена механическая коробка передач. Работа роботизированной коробки передач может осуществляться в двух режимах: автоматическом и полуавтоматическом. На всех роботизированных коробках предусмотрен режим ручного (полуавтоматического) переключения передач, аналогичный функции Tiptronic АКПП.

Какие плюсы и минусы есть автомата, вариатора и робота?

Автоматическая коробка передач позволяет водителю комфортно ездить по городу и не думать каждый раз о переключении передач. АКПП обеспечивает достаточно плавное переключение передач и высокую надёжность по сравнению с другими трансмиссиями. Ресурс автомата — в среднем 150–200 тысяч километров. Расход топлива у АКПП больше, чем у вариатора.

Большим плюсом вариатора является его особенная конструкция, которая позволяет автомобилю непрерывно передавать крутящий момент на колёса, а потому предельно плавно набирать скорость. Благодаря этому мотор работает в экономичном режиме, без излишних нагрузок. Также с вариатором автомобиль быстрее разгоняется. Среди других плюсов машин с вариатором можно назвать экономию топлива. Но при этом такие автомобили достаточно капризны. Их нельзя перегревать и перегружать высокой мощностью, они не работают на пиковых нагрузках и не выносят долгой пробуксовки в снегу или грязи. Срок службы вариатора — примерно 150 тысяч километров.

Преимуществом роботизированной трансмиссии является ее невысокая стоимость и низкий расход топлива, но в пробках такую коробку лучше переводить в нейтральное положение, чтобы избежать перегрева сцепления.

Смотрите также:

  • Опасно ли давать «прикурить» другому автомобилю? →
  • …Где взять безопасную для здоровья воду? →
  • Как космонавты ходят в туалет? →

коробка передачтрансмиссия

Следующий материал

Самое интересное в соцсетях

Новости СМИ2

Какая КПП лучше: АКПП или робот? Или МКПП и Вариатор (CVT)? Подробно в статье плюсы и минусы, с особенностями каждого вида коробки передач — блог АКПП Эксперт

Если вы планируете покупку автомобиля, да при этом еще не сильно разбираетесь в технике, стоит большой и сложный выбор. В первую очередь, выбор марки автомобиля, его характеристик и цены. Во вторую очередь — вид трансмиссии. Здесь так же, как и в марках/моделях автомобилей большой разнос. Рынок автопрома переполнен автомобилями с классической механикой, гидротрансформаторной автоматической коробкой, вариатором и роботизированным автоматом. Что же выбрать и как не пожалеть о выборе позже? Об этом сегодняшняя статья.

Существующие виды коробок передач

Начнем с того, что выбор автомобиля не должен основываться только на виде определенной коробки. Выбранный автомобиль должен быть рациональной совокупностью оптимальных для вас показателей. Однако тип трансмиссии — достаточно острый вопрос. Ведь каждый вид имеет свои плюсы и минусы. Более того, независимо от вида КПП, есть марки автомобилей, где трансмиссия вышла, мягко говоря, неудачной. И сейчас не идет речь о китайцах. Даже у таких гигантов, как Volkswagen, Toyota, Mitsubishi есть модели автомобилей, в которых КПП требует значительных доработок.

же важно понимать, что привычные для нас название трансмиссий меняются в целях привлечения внимания покупателей и конкурентной борьбы.

Например, автоконцерн VAG, выпускающий Skoda, Audi, VW выпускает “индивидуальный” вид КПП под названием DSG. По факту же, ДСГ —  это привычная нам роботизированная коробка переключения с двумя сцеплениями. Она имеет как преимущества, так и недостатки. К преимуществам относится абсолютный комфорт управления (коробка делает все сама за водителя, переключает передачи и плавно переходит на них), маневренность, отсутствие толчков, характерных АКПП. Из недостатков — сложность ремонта, порой, непосильный большинству мастерам из киевских СТО.

В то же время Ford Motor Company выпустила свою “интерпретацию” КПП под названием Powershift. Принцип работы коробки очень схож с ДСГ ровно так же, как и используемые для производства компоненты и детали. Но другое название делает трансмиссию уникальной.

Если же судить о видах существующих коробок переключения сухо, то по факту их остается всего 4:

  • старая добрая механика — МКПП;
  • привычный автомат — АКПП;
  • CVT — вариатор, вариаторная коробка передач;
  • роботизированная коробка.

Нельзя однозначно сказать, какая коробка лучше или хуже, так как все они имеют плюсы и минусы, поклонников и ненавистников. Поэтому прежде, чем сделать вывод, рекомендуем почитать подробнее о каждом виде.

Механическая коробка передач (МКПП)

Начнем, конечно же, с механики. Что это такое механика, о ней все слышали, все ее знают. Более того, большая часть автомобилей продолжает производиться именно с механической коробкой, а некоторые страны-производители и вовсе выпускают авто только с ней. Связано, в первую очередь, это с тем, что механика — самый простой и дешевый вид трансмиссии. Она считается неубиваемой, бюджетной в обслуживании. И правда в этом есть. Но лишь доля. Потому что сегодня выпускаются МКПП, которые по своим техническим параметрам гораздо хуже, чем самая дешевая АКПП. Поэтому, если вы ориентируетесь на покупку автомобиля на механике, обязательно прочитайте о ее производителе, его репутации.

 

Плюсы и минусы МКПП

Почему же, практически, все автопроизводители используют МКПП при выпуске марок и моделей авто? Тому есть причины:

  • Большинство автовладельцев наиболее доверительно относятся к механической коробке переключения, считая ее самой надежной.
  • Ресурс МКПП выше, чем у других существующих видов КПП. Поэтому, если вы решили купить подержанный автомобиль возрастом от 8 лет, выбирайте авто на МКПП.
  • Обслуживание механики — самое дешевое. Особенно, если речь идет о ходовых марках автомобилей, которые были популярны ранее и остаются актуальными сегодня.
  • Поломки МКПП некритичны во время езды. Если, например, в коробке во время движения что-то сломается, то автомобиль продолжит движение в сопровождении стуков, скрежета. Но авто все-таки доедет до места назначения. В аналогичной ситуации любой автомат может резко остановиться и больше не ехать.
  • Обслуживание механики заключается в замене масла — один раз в 60 тысяч километров и заменой сопутствующих расходников. Замена деталей требуется гораздо реже, а их стоимость адекватна по сравнению с другими деталями, входящие в комплектацию автоматических коробок.

Минусов с технической точки зрения у МКПП, как таковых нет. Но есть огромный недостаток с пользовательской точки зрения. Если водитель-новичок может сесть за руль авто с автоматом и сразу поехать, то с механикой дела обстоят гораздо сложнее. Нужно всегда держать руку на кулисе переключения, знать, когда и при каких обстоятельствах переключать передачу, контролировать скорость и обороты. А при переключении передачи всегда ощущать толчок и разгон. Механика не дарит плавность езды. Новичкам будет очень сложно ехать на МКПП. И это ее огромный минус.

АКПП или гидротрансформатор

Что такое АКПП? АКПП стала шагом настоящего прогресса после механики. Именно коробку-автомат стали выпускать после механики, спустя 30-40 лет действия автопрома. Поэтому АКПП чаще всего сравнивают с МКПП, следовательно, есть смысл определить плюсы и минусы АКПП.

Плюсы и минусы классического автомата

Начнем с положительных сторон АКПП:

  • Ресурс трансмиссии. Не верьте, если вам говорят, что АКПП имеет ограниченный в 100 000 км пробега ресурс. На самом деле ресурс автоматической коробки очень высок и может достигать 500, а то и 800 тысяч километров пробега. Но с одним нюансом — только при соблюдении правил эксплуатации и своевременной замене масла и расходников. Автоматическая трансмиссия очень щепетильно относится к вопросу качества масла, так как на его основе работает вся система коробки.
  • Комфорт во время езды. Исключительное преимущество над МКПП. Плавное переключение, плавный и быстрый набор скорости, абсолютное удобство. Не нужно думать когда и где переключить передачу, остается лишь наслаждаться поездкой. Автомобиль с АКПП не заглохнет на светофоре из-за недостатка бензина, как это бывает с МКПП и приходится его дозировать.
  • Ремонт и обслуживание. Ремонт АКПП и ее обслуживание выполняет каждая СТО в Киеве. Остается лишь выбрать и с этим не будет проблем. Коробка ремонтопригодна, можно восстановить, практически, все компоненты узла. А если деталь невозможно отремонтировать, ее можно заменить, быстро найдя аналог или оригинал.
  • Экономичный расход топлива. Сегодня выпускаются автомобили, способные кушать до 6 литров на сотню. Ни одна другая коробка не способна подарить такую экономию. Тем более, МКПП.

При грамотном выборе автоматической коробки передач, она не уступит в технических характеристиках механике. А с точки зрения комфорта управления станет превосходящим звеном. Однако стоит понимать, что и такая, казалось бы, совершенная коробка переключения, имеет недостатки. К ним относится стоимость обслуживания. Тут следует понимать, что детали на АКПП будут гораздо дороже, чем на МКПП. Да и ремонт требует профессионализма и особых знаний, так что к гаражным мастерам ехать — не вариант. Так как коробка работает в совокупности с автоматикой, любая малейшая ошибка, допущенная в ходе ремонта, повлияет на всю систему. Мелкая ошибка перерастет в небольшую поломку, которая превратится в огромный снежный ком неисправностей — это особенность АКПП. Поломки тянутся одна за другой и это приводит к очень серьезным последствиям и, как результат, очень дорогостоящему ремонту.

Вариатор или CVT

Многие до сих пор не знакомы с вариаторной коробкой переключения. Как минимум, потому что лишь ограниченная часть машин выпускается с данным видом трансмиссии на борту. Что такое CVT? Если вкратце, то CVT — это бесступенчатая коробка передач, которая работает на основе двух направляющих частей и ремня, натянутого между ними. Ремень меняет положение, что и является переключением передачи. При этом работает вариатор на основе электроники, которая считывает ряд факторов и выбирает оптимальное положение ремня в зависимости от ситуации.

По словам экспертов, за вариатором стоит будущее. 

Плюсы и минусы вариатора

  • Невероятный комфорт управления авто, отсутствие рывков и толчков при переключении передачи, отличная динамика. Водитель ощущает только плавность езды.
  • Экономия топлива. Вариаторная коробка переключения передач — одна из самых экономичных трансмиссий. Поэтому если хотите экономить на топливе, обратите внимание на CVT.
  • Интуитивно понятное управление. Опытному водителю пересесть с МКПП или АКПП не составит труда. Работает коробка-вариатор просто и понятно.

Но мы должны сказать о минусах вариатора. И их, к сожалению, немало:

  • Ограниченный ресурс трансмиссии, значительно уступающий МКПП и АКПП. В среднем, 100 — 150 тысяч километров пробега, после чего потребуется замена ремня. Вариатор очень чувствителен к критическим нагрузкам, он не предназначен для быстрой, маневренной и спортивной езды. CVT предназначен для “семейных” поездок, в обратном случае ремень рвется и требует замены, а это дорого. Как только ремень рвется, ТС полностью останавливается.
  • Не рекомендуется брать авто с вариатором на борту с пробегом 100 000+ км. В ближайшее время неизбежен ремонт.
  • Ремонт вариатора — отдельный разговор. Его выполняет далеко не каждая СТО в Киеве (мы — одни из немногих, кто предлагает данную услугу). Для качественного ремонта CVT нужны знания и опыт, которыми не обладают мастера. Да и сам ремонт — очень сложный и ответственный процесс, поэтому за него берутся единицы мастеров. Если в дороге вариатор сломался, найти мастерскую, где оказывают качественные услуги, будет совсем непросто.
  • Стоимость ремонта может быть баснословна. А иногда вариатор и вовсе не подлежит ремонту и потребуется его полная замена. Как минимум, понадобится замена ремня, который тоже стоит немалых денег.

Роботизированная КПП (робот) и DSG

Что такое коробка-робот? Роботизированная коробка передач считается новейшим изобретением в области изготовления КПП. Она представляет собой сочетание автомата и механики, взяв все преимущества обоих видов трансмиссии. В сухом остатке мы имеем классическую доработанную механику с электронными мозгами. Если выбирать между автоматом и роботом, то специалисты порекомендуют именно робота, потому что он имеет очень широкие возможности, управляемые настройками. Именно поэтому производители-передовики выбирают робота при выпуске новых моделей авто.

Плюсы и минусы роботизированной коробки передач:

  • Самый экономичный расход топлива и это факт. Робот потребляет на 15% меньше топлива по сравнению с механикой.
  • Динамика и разгон на высоте. Если вы любитель “педали в пол”, то робот — оптимальный выбор. Разгон не ощущается, идеальный баланс скорости и динамики.
  • Лояльное отношение к двигателю. Навредить ему нехарактерной ездой будет крайне сложно, так как робот контролирует все нюансы и сохраняет мотор в целостности.
  • Робот — экологичный вид трансмиссии, имеет простую техническую конструкцию, собирается быстро и без всяких “загонов” и примочек. Именно поэтому он так любим производителями авто.

Возможно, робот мог бы стать лучшим видом трансмиссии на сегодняшний день, если бы не стоимость его обслуживания. За счет множества электроники, широчайшего ряда настроек, обслуживание стоит больших денег. Да и найти хорошего специалиста не так уж и просто. Потому что многие мастера привыкли к МКПП и АКПП, провести ремонт электроники, а после — ее настройку не под силу заурядному автомеханику.

Подведем итоги. Какая коробка передач лучше?

Мы не можем вам однозначно рекомендовать один из видов трансмиссии, потому что ее выбор — вопрос почти интимный. Каждый определяет для себя важные параметры, на которых основывается выбор авто и коробки. Поэтому проанализируйте все плюсы и минусы каждого вида из существующих коробок переключения передач и сделайте свой выбор.

Если вы хотите “неубиваемую” трансмиссию, приглядитесь к механике. Если важен комфорт — к автомату. Вариатор, несмотря на свои весомые недостатки, остается в строю и может смело конкурировать с автоматической коробкой передач. Робот можно считать одной из самых ненадежных и дорогих в обслуживаниях трансмиссий, но если вы нашли настоящего специалиста по ремонту и обслуживанию, данный вид КПП раскроет свои невероятно существенные преимущества.

Что выбрать: робот или вариатор

Содержание

  • Все об устройстве вариатора
    • Кратко о типах вариатора
    • Преимущества и недостатки вариаторной коробки передач
  • Роботизированный4 принцип устройства

    5 работы робота

  • Преимущества и недостатки робота
  • Робот с двумя сцеплениями
  • Сделайте выводы
  • Вопросы и ответы:
  • Вариатор и робот две новые и достаточно перспективные разработки в области автоматических трансмиссий. Один вроде автомат, другой механика. Что лучше вариатор или робот? Сделаем сравнительную характеристику обеих трансмиссий, определим их достоинства и недостатки и сделаем правильный выбор.

    Все об устройстве вариатора

    Вариатор – разновидность автоматической коробки передач. Он предназначен для плавной передачи крутящего момента от двигателя к колесам и плавного изменения передаточного числа в фиксированном диапазоне.

    Часто в технической документации на автомобиль можно встретить аббревиатуру CVT как обозначение коробки передач. Это и есть вариатор, в переводе с английского — «трансмиссия с постоянно изменяющимся передаточным отношением» (Continuously Variable Transmission).

    Основная задача вариатора — обеспечить плавное изменение крутящего момента от двигателя, что делает разгон автомобиля плавным, без рывков и провалов. Мощность машины используется по максимуму, а топливо расходуется по минимуму.

    Управление вариатором практически аналогично управлению автоматической коробкой передач, за исключением бесступенчатого изменения крутящего момента.

    Кратко о типах вариаторов

    1. Вариатор клиноременный. Он получил наибольшее распространение. Этот вариатор состоит из ремня, натянутого между двумя скользящими шкивами. Принцип работы клиноременного вариатора заключается в плавном изменении передаточного отношения за счет синхронного изменения радиусов контакта шкивов и клинового ремня.
    2. Цепной вариатор. Менее употребителен. Здесь роль ремня играет цепь, передающая тянущее, а не толкающее усилие.
    3. Тороидальный вариатор. Также достоин внимания тороидальный вариант трансмиссии, состоящий из дисков и роликов. Передача крутящего момента здесь осуществляется за счет силы трения роликов между дисками, а изменение передаточного числа происходит за счет перемещения роликов относительно вертикальной оси.

    Детали редуктора вариатора дорогие и труднодоступные, да и сам редуктор не будет дешевым, и с его ремонтом могут возникнуть проблемы. Самым дорогим вариантом будет тороидальная коробка, для которой требуется сталь высокой прочности и высокая точность обработки поверхностей.

    Преимущества и недостатки вариаторной коробки передач

    В тексте уже упоминались как положительные, так и отрицательные стороны вариатора. Для наглядности приведем их в таблицу.

    Достоинства Недостатки
    1. Плавность движения автомобиля, бесступенчатый разгон 1. Высокая стоимость коробки и ее ремонта, дорогие расходники и масло 2. Экономьте топливо, используя весь потенциал двигателя 2. Непригодность для больших нагрузок и тяжелых дорожных условий
    3. Простота и меньший вес коробки по сравнению с классической АКПП 3. «Эффект задумчивости» при переключении передач (хотя, в сравнении с роботом вариатор меньше «тормозит»)
    4. Возможность движения на максимальном крутящем моменте двигателя 4. Ограничения по установке на автомобили с двигателями большой мощности

    Чтобы устройство не подводило водителя в процессе эксплуатации, необходимо соблюдать следующие условия:

    • следить за уровнем масла в трансмиссии и вовремя его менять;
    • не нагружать кузов в холодный зимний период в начале движения, при буксировке автомобиля и при движении по бездорожью;
    • периодически проверять разъемы блока и проводку на наличие обрывов;
    • следить за работой датчиков: отсутствие сигнала от любого из них может привести к некорректной работе коробки.

    Бесступенчатая трансмиссия — это новая и еще не оптимизированная система трансмиссии, которая имеет много недостатков. Несмотря на это, разработчики и дизайнеры пророчат ей большое будущее. Вариатор — самый простой тип трансмиссии как по техническому устройству, так и по принципу действия.

    Несмотря на очевидные преимущества, обеспечивающие экономию топлива и комфорт при вождении, вариаторы сегодня применяются редко и, в основном, в легковых автомобилях или мотоциклах. Посмотрим, как обстоят дела с роботом.

    Роботизированная трансмиссия

    Роботизированная коробка передач ( робот ) — механическая коробка передач, в которой автоматизированы функции переключения передач и управления сцеплением. Эту роль выполняют два привода, один из которых отвечает за управление механизмом переключения передач, второй за включение и выключение сцепления.

    Робот сочетает в себе преимущества механической коробки передач и автомата. Он сочетает в себе ездовой комфорт (от автомата), а также надежность и экономию топлива (от механики).

    Устройство и принцип работы робота

    Основными элементами, из которых состоит роботизированная коробка передач, являются:

    • Механическая коробка передач;
    • сцепление и привод сцепления;
    • Привод переключения передач;
    • Блок управления.

    Принцип работы робота практически не отличается от функционирования обычной механики. Отличие заключается в системе управления. Это осуществляется в роботе с помощью гидравлического и электрического приводов. Гидравлические элементы обеспечивают быстрое переключение, но требуют дополнительных ресурсов. В электроприводах, наоборот, затраты минимальны, но при этом возможны задержки в их работе.

    Роботизированная трансмиссия может работать в двух режимах: автоматическом и полуавтоматическом. В автоматическом режиме электронное управление создает определенную последовательность управления коробкой. Процесс основан на сигналах от входных датчиков. В полуавтоматическом (ручном) режиме передачи переключаются последовательно с помощью рычага переключения передач. В некоторых источниках роботизированную трансмиссию называют «секвентальной коробкой передач» (от латинского secensum — последовательность).

    Преимущества и недостатки робота

    Роботизированная коробка передач содержит в себе все преимущества автомата и механики. Однако нельзя сказать, что он лишен недостатков. К таким недостаткам можно отнести:

    1. Сложности адаптации водителя к КПП и непредсказуемость поведения робота в сложных дорожных условиях.
    2. Некомфортная городская езда (резкие старты, рывки и толчки при переключении передач держат водителя в постоянном напряжении).
    3. Также возможен перегрев сцепления (во избежание перегрева сцепления необходимо на остановках включать «нейтральный» режим, что, само по себе, тоже утомительно).
    4. «Задумчивый эффект» при переключении передач (кстати у вариатора тот же минус). Это не только раздражает водителя, но и создает опасную ситуацию при обгоне.
    5. Невозможность буксировки, что также присуще вариатору.
    6. Возможность откатить машину назад на крутом склоне (с вариатором это невозможно).

    Из вышесказанного делаем вывод, что роботизированной коробке передач еще далеко до комфорта автомата. Переходим к положительным сторонам роботизированной трансмиссии:

    1. Низкая стоимость по сравнению с тем же автоматом или вариатором.
    2. Экономичный расход топлива (тут механика даже уступает, но вариатор в этом плане лучше: плавное и бесступенчатое переключение передач экономит больше топлива).
    3. Жесткое соединение двигателя с ведущими колесами, благодаря которому можно вывести автомобиль из заноса или затормозить двигателем с помощью газа.

    Робот с двумя сцеплениями

    Из-за многочисленных недостатков, присущих роботизированной коробке передач, разработчики решили пойти дальше и все-таки реализовать идею создания коробки передач, сочетающей в себе все достоинства автомата и механики.

    Так родился робот с двойным сцеплением, разработанный Volkswagen. Он получил название DSG (Direct Shift Gearbox), что в переводе с английского означает «коробка передач с синхронизированным переключением». Преселективная трансмиссия — другое название второго поколения роботов.

    Коробка оснащена двумя дисками сцепления: один включает четные передачи, другой — нечетные. Обе программы всегда включены. Во время движения автомобиля один диск сцепления всегда готов, а другой находится в закрытом состоянии. Первая включит передачу, как только вторая отключится. В результате переключение передач практически мгновенное, а плавность работы сравнима с работой вариатора.

    Коробка с двойным сцеплением имеет следующие характеристики:

    • она экономичнее машины;
    • удобнее простой роботизированной коробки;
    • передает больший крутящий момент, чем вариатор;
    • обеспечивает такую ​​же жесткую связь между колесами и двигателем, как и механика.

    С другой стороны, стоимость этого ящика будет выше стоимости механики, а расход выше, чем у робота. С точки зрения комфорта все же выигрывают вариатор и автомат.

    Делайте выводы

    Чем отличается вариатор от робота, и какая из этих коробок передач все же лучше? Вариатор — это разновидность АКПП, а робот все же ближе к механике. Именно исходя из этого стоит делать выбор в пользу той или иной коробки передач.

    Предпочтения в отношении трансмиссии обычно исходят от самого водителя и основываются на его требованиях к автомобилю, а также его манере вождения. Ищете комфортные условия вождения? Тогда выбирайте вариатор. Вы ставите на первое место надежность и способность ездить в сложных дорожных условиях? Ваш выбор, безусловно, робот.

    Выбирая автомобиль, водитель должен лично «протестировать» оба варианта коробок. Следует помнить, что и у робота, и у вариатора есть свои преимущества и недостатки. Определиться с выбором также поможет цель, для которой планируется использовать автомобиль. В спокойном городском ритме вариатор будет предпочтительнее робота, который просто не «выживет» в бесконечных пробках. За городом, в сложных дорожных условиях, при езде на высоких скоростях или при спортивном вождении робот предпочтительнее.

    Вопросы и ответы:

    Что лучше вариатор или классический автомат? Это не для всех. Дело в том, что вариатор обеспечивает плавное бесступенчатое переключение передач (точнее, скорость в нем всего одна, но передаточное число меняется плавно), а автомат работает в ступенчатом режиме.

    Что не так с вариатором на машине? Такая коробка плохо переносит большой крутящий момент, а также резкую и монотонную нагрузку. Также большое значение имеет вес машины – чем он выше, тем больше нагрузка.

    Как определить что вариатор или автомат? Все, что вам нужно сделать, это водить машину. Вариатор будет плавно набирать обороты, а в машине будут ощущаться легкие толчки. Если машина неисправна, переход между скоростями будет более отчетливым.

    Механическая коробка передач. Роботизированная КПП — АВТОАД

    Содержание

    1. Что такое роботизированная коробка передач.

    2. Принцип работы роботизированной коробки передач.

    3. Устройство роботизированной коробки передач.

    4. Особенности работы РЦПП.

    5. Особенности роботизированной коробки передач DSG.

    6. Преимущества и недостатки.

     

     

    Любой современный автомобиль не может плавно заводиться и двигаться, если в его устройстве нет трансмиссии. На сегодняшний день существует большое разнообразие всевозможных коробок передач, которые не только позволяют водителю выбрать тот вариант, который соответствует его финансовым возможностям, но и позволяют получить максимальный комфорт при вождении. Поговорим подробнее о том, что такое роботизированная коробка передач, ее основные отличия от механической, а также рассмотрим принцип работы этого агрегата.

     

     

    Принцип действия коробки передач практически идентичен ее механическому аналогу, за исключением некоторых особенностей. Механизм системы включает в себя множество деталей, составляющих уже привычную механическую версию коробки. Основным отличием роботизированной коробки передач является ее микропроцессорное управление. В таких коробках переключение передач осуществляется электроникой на основе данных двигателя, педали газа и колесных датчиков.

    Роботизированную коробку тоже можно назвать автоматом, но это неправильное название. Дело в том, что АКПП часто используется как общее понятие. Да, у того же вариатора есть автоматический режим переключения передаточных чисел, так что похоже, что это тоже автомат. По сути, по устройству и принципу работы робот больше похож на механическую коробку.

    Внешне отличить АКПП от МКПП невозможно, так как они могут иметь идентичный селектор и корпус. Проверить трансмиссию можно только во время движения автомобиля. Каждый тип агрегата имеет свои особенности эксплуатации.

    Основная цель роботизированной трансмиссии — максимально облегчить управление автомобилем. Водителю не нужно самому переключать передачи, ведь работу делает блок управления. Помимо комфорта, производители АКПП стремятся удешевить свою продукцию. На сегодняшний день робот является самым бюджетным типом коробки передач после механики, но он не обеспечивает такого комфорта вождения, как вариатор или автомат.

     

     

    Роботизированная трансмиссия может автоматически или полуавтоматически переключаться на следующую передачу. В первом случае микропроцессорный блок получает сигналы от датчиков, на основании которых срабатывает запрограммированный производителем алгоритм.

    Большинство коробок передач оснащены ручным селектором. При этом скорости все равно будут включаться автоматически. Единственное, водитель может самостоятельно сигнализировать о моменте включения повышенной или пониженной передачи. Аналогичный принцип работы имеют некоторые автоматические коробки передач типа Tiptronic.

    Чтобы увеличить или уменьшить скорость, водитель перемещает рычаг селектора в направлении + или -. Из-за этого варианта некоторые люди называют эту передачу последовательной или последовательной.

    Роботизированная коробка работает по следующей схеме:

    1. Водитель нажимает на тормоз, запускает двигатель и переводит переключатель режимов движения в положение D;
    2. Сигнал с блока поступает на блок управления коробкой;
    3. В зависимости от выбранного режима блок управления активирует соответствующий алгоритм, по которому будет работать блок;
    4. В процессе движения датчики передают в «мозг робота» сигналы о скорости автомобиля, о нагрузке на силовой агрегат, а также о текущем режиме работы коробки передач;
    5. Как только показатели перестают соответствовать установленной с завода программе, блок управления дает команду на переключение на другую передачу. Это может быть как увеличение, так и уменьшение скорости.

    Когда водитель едет на автомобиле с механической коробкой передач, он должен чувствовать свою машину, чтобы определить, когда следует переключиться на другую передачу. В роботизированном аналоге происходит аналогичный процесс, только водителю не нужно думать, когда перевести рычаг коробки передач в необходимое положение. Вместо этого это делает микропроцессор.

    Система отслеживает всю информацию со всех датчиков и подбирает оптимальную передачу для конкретной нагрузки. Для того чтобы электроника переключала передачи, трансмиссия имеет гидромеханический привод. В более распространенном варианте вместо гидромеханики устанавливается электропривод или сервопривод, который включает/выключает сцепление в коробке (кстати, это имеет некоторое сходство с автоматической коробкой передач — сцепление находится не там, где оно в МКПП, а именно возле маховика, но в корпусе самой трансмиссии).

    Когда блок управления сигнализирует о том, что пора переключаться на другую скорость, первым включается первый электрический (или гидромеханический) сервопривод. Он открывает трущиеся поверхности сцепления. Затем второй сервопривод перемещает шестерни механизма в нужное положение. Затем первый медленно отпускает сцепление. Такая конструкция позволяет механизму работать без участия водителя, поэтому у автомобиля с роботизированной трансмиссией нет педали сцепления.

    Многие селекторы имеют фиксированное положение передачи. Этот так называемый типтроник позволяет водителю самостоятельно контролировать момент переключения на более высокую или более низкую скорость.

     

     

    На сегодняшний день существует несколько типов роботизированных трансмиссий для легковых автомобилей. В некоторых накопителях они могут отличаться друг от друга, но основные детали остаются идентичными.

    Вот компоненты коробки передач:

    1. Сцепление. В зависимости от производителя и модификации узла это может быть одна деталь с фрикционной поверхностью или несколько однотипных дисков. Чаще всего эти элементы находятся в охлаждающей жидкости, которая стабилизирует работу агрегата, предотвращая его перегрев. Преселективный или двойной вариант считается более эффективным.
    2. Основная часть — обычная механическая коробка. Каждый производитель использует разные запатентованные конструкции. Например, робот от марки Mercedes (Speedshift) имеет внутреннюю автоматическую коробку передач 7G-Tronic. Отличие агрегатов только в том, что вместо гидротрансформатора используется сцепление с несколькими фрикционными дисками. Аналогичный подход у BMW. Его трансмиссия SMG основана на шестиступенчатой ​​механической коробке передач.
    3. Сцепление и привод коробки передач. Есть два варианта – с электроприводом или гидромеханическим аналогом. В первом случае сцепление выжимается электродвигателем, а во втором — гидроцилиндрами с ЭМ клапанами. Электропривод работает медленнее гидравлики, но не нуждается в поддержании постоянного давления в магистрали, от которой работает электрогидравлический тип. Гидравлический робот гораздо быстрее переходит на следующий этап (0,05 секунды против 0,5 секунды у электрического аналога). На бюджетные автомобили в основном устанавливается электрическая коробка передач, а на премиальные спорткары – гидромеханическая, так как крайне важна скорость переключения передач без прекращения подачи мощности на карданный вал.
    4. Сенсор. Таких деталей у робота очень много. Они следят за множеством различных параметров трансмиссии, например, за положением вилок, оборотами первичного и вторичного валов, в каком положении заблокирован селектор, температурой охлаждающей жидкости и т.д. Вся эта информация отправляется на устройство управления механизмом.
    5. ЭБУ представляет собой микропроцессорный блок, в котором запрограммированы различные алгоритмы с различными показателями, поступающими от датчиков. Этот блок подключен к основному блоку управления (оттуда поступают данные о работе двигателя), а также к электронным системам блокировки колес (ABS или ESP).
    6. Исполнительные механизмы — гидроцилиндры или электродвигатели в зависимости от модификации коробки.

     

     

    Для плавного старта автомобиля водитель должен правильно пользоваться педалью сцепления. После того, как он включит первую или заднюю передачу, ему нужно плавно отпустить педаль. Когда водитель чувствует зацепление колес, отпуская педаль, он может увеличить обороты двигателя, чтобы машина не заглохла. Так работает механика.

    Идентичный процесс происходит на работе. Только в этом случае от водителя не требуется большого мастерства. Ему нужно только перевести переключатель коробки в соответствующее положение. Автомобиль начнет двигаться в соответствии с настройками блока управления.

    Простейшая модификация с одним сцеплением работает так же, как и классическая механика. Однако есть одна проблема – электроника не фиксирует обратную связь от сцепления. Если человек способен определить, насколько плавно нужно отпускать педаль в том или ином случае, то автоматика работает более жестко, поэтому движение автомобиля сопровождается заметными рывками.

    Особенно это чувствуется в модификациях с электроприводом исполнительных механизмов — во время переключения передачи сцепление будет находиться в разомкнутом состоянии. Это будет означать разрыв потока крутящего момента, из-за чего автомобиль начнет тормозить. Поскольку скорость вращения колес уже меньше включенной передачи, возникает небольшой рывок.

    Инновационным решением этой проблемы стала разработка модификации с двойным сцеплением. Ярким представителем такой трансмиссии является Volkswagen DSG. Давайте подробнее рассмотрим его особенности.

     

     

    Аббревиатура расшифровывается как коробка передач прямого переключения. По сути, это две механические коробки, установленные в одном корпусе, но с одной точкой подключения к шасси автомобиля. Каждый механизм имеет свою муфту.

    Главной особенностью этой модификации является преселективный режим. То есть пока первый вал работает с включенной передачей, электроника уже подключает соответствующие передачи (при разгоне на повышение передачи, при торможении — на понижение) второго вала. Главный привод должен только отключить одно сцепление и включить другое. Как только от блока управления поступает сигнал о переходе на другую ступень, рабочее сцепление выключается, и тут же включается второе с уже включенными передачами.

    Такая конструкция позволяет ездить без сильных рывков при разгоне. Первые разработки преселективной модификации появились в 80-х годах прошлого века. Однако затем роботы с двойным сцеплением стали устанавливать на раллийные и гоночные автомобили, в которых большое значение имеет скорость и точность переключения передач.

    Если сравнивать коробку DSG с классическим автоматом, то у первого варианта больше преимуществ. Во-первых, за счет более привычной конструкции основных элементов (за основу производитель может взять любой готовый механический аналог) такая коробка будет продаваться дешевле. Этот же фактор влияет и на обслуживание агрегата – механика надежнее и проще в ремонте.

    Это позволило производителю установить инновационную трансмиссию на бюджетные модели своей продукции. Во-вторых, многие владельцы автомобилей с такой коробкой передач отмечают увеличение экономичности автомобиля по сравнению с идентичной моделью, но с другой коробкой передач.

     

     

    Рассмотренный тип передачи имеет как положительные, так и отрицательные стороны. К достоинствам коробки можно отнести:

    • Такую трансмиссию можно использовать в связке с силовым агрегатом практически любой мощности;
    • По сравнению с вариатором и автоматом, роботизированная версия дешевле, хотя и является достаточно инновационной разработкой;
    • Роботы надежнее других АКПП;
    • За счет внутреннего сходства с механикой проще найти специалиста, который возьмется за ремонт агрегата;
    • Более эффективное переключение передач позволяет использовать мощность двигателя без критического увеличения расхода топлива;
    • Благодаря повышенной эффективности машина выбрасывает меньше вредных веществ в окружающую среду.

    Несмотря на очевидные преимущества перед другими АКПП, у робота есть несколько существенных недостатков:

    • Если автомобиль оснащен однодисковым роботом, то поездку на таком транспортном средстве нельзя назвать комфортной. При переключении передач будут заметны рывки, как будто водитель резко бросает педаль сцепления на механику.
    • Чаще всего в агрегате выходят из строя сцепление (снижение плавности включения) и исполнительные механизмы. Это усложняет ремонт трансмиссий, так как они имеют небольшой срок службы (около 100 тысяч километров). Сервоприводы редко ремонтируются, а новый механизм стоит дорого.
    • Что касается сцепления, то ресурс диска тоже очень мал — около 60 тысяч. При этом примерно на половине ресурса приходится «подключать» коробку по условиям поверхности трения деталей.
    • Если говорить о преселективной модификации DSG, то она оказалась надежнее за счет меньшего времени переключения передач (благодаря этому машина не так сильно тормозит). Несмотря на это, они все же страдают адгезией.
    • Принимая во внимание перечисленные факторы, можно сделать вывод: равных по надежности и сроку службы механике до сих пор нет. Если упор делается на максимальный комфорт, то лучше выбрать вариатор (в чем его особенность, читайте здесь). Следует учитывать, что такая трансмиссия не даст возможности экономить топливо.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *