ВАЗ 21213 | Осмотр, проверка и ремонт головки блока цилиндров
2.2.1.3. Осмотр, проверка и ремонт головки блока цилиндров
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
После разборки головки блока промыть все детали в бензине. Очистить камеры сгорания и клапаны от нагара.
Проверить с помощью металлической линейки и щупов, не нарушена ли плоскость головки, прилегающей к блоку цилиндров. Линейку ставят ребром на поверхность головки вдоль, поперек и по диагонали в разных местах и измеряют щупом зазор между ней и плоскостью головки. Если зазор превышает 0,1 мм, головку нужно прошлифовать.
Измерение высоты головки блока цилиндров
а) двигатели рабочим объемом 1,1 и 1,3 л; | б) двигатели mh и 2g объемом 1,6 и 1,8 л |
Минимальная допустимая высота головки блока:
– для двигателей МН и 2g между верхней и нижней плоскостями 135,6 мм;
– для остальных двигателей между нижней кромкой отверстия под сальник
распредвала и нижней плоскостью 119,3 мм.
Если в результате шлифовки высота головки блока получилась меньше указанной, то головку нужно заменить.
Проверить боковой зазор между клапанами и направляющими втулками. Для этого вставить клапан в направляющую втулку так, чтобы конец стержня клапана был заподлицо с верхним краем втулки. Затем, покачивая клапан в горизонтальной плоскости от упора до упора, измерить индикатором величину перемещения тарелки клапана, которая и покажет зазор. Если зазор превышает 1 мм для втулок впускных клапанов и 1,3 мм для втулок выпускных, втулки нужно заменить. Перед тем как выпрессовать старую направляющую втулку, нужно измерить, на какую величину она выступает из головки блока, для того чтобы также установить новую втулку. Выпрессовывать втулку нужно через оправку. Перед запрессовкой новой направляющей втулки нужно нагреть головку блока до 70° С, смазать моторным маслом отверстие в головке и новую втулку. Запрессовывать новую втулку следует через оправку. Максимальное допустимое усилие запрессовки 1 т. После запрессовки втулки проверить и, если необходимо, рассверлить отверстие под клапан.
Измерение расстояния (a) между торцем стержня клапана и верхней плоскостью головки блока цилиндров
Размеры седла клапана
а – наружный диаметр седла клапана; b – расстояние от поверхности головки блока до наружного диаметра седла; с – ширина рабочей фаски седла; z – нижняя плоскость головки блока цилиндров |
Двигатели НК | |
Впускной клапан |
Выпускной клапан |
a = 32,2 мм |
a = 26,5 мм |
с = 2,0 мм |
с = 2,4 мм |
b = 2,55 мм |
b = 2,85 мм |
Остальные двигатели | |
Впускной клапан |
Выпускной клапан |
a = 34,8 мм |
a = 27,8 мм |
с = 2,2 мм |
с = 2,2 мм |
b = 9,2 мм |
b = 9,6 мм |
Проверить состояние седел клапанов, на них не должно быть следов износа или
обгорания. При необходимости можно прошлифовать седла. Шлифовку производят на
специальном шлифовальном станке или специальной машинкой. На двигателях с гидротолкателями
клапанов при шлифовке нужно выдержать минимальный размер «а» (см. рис. Измерение
расстояния между торцем стержня клапана и верхней плоскостью головки блока цилиндров).
Размер «а» для впускных клапанов 35,8 мм, для выпускных – 36,1 мм. Если размер
«а» будет меньше указанного, нарушится нормальная работа гидротолкателей. Уменьшение
рабочей фаски седла клапана, таким образом, не должно превышать величину, равную
разности между размером «а» до шлифовки и минимально допустимой величиной размера
«а». Если шлифовкой не удается восстановить седла клапанов, их можно профрезеровать
с последующей притиркой клапанов. Размеры седел клапанов показаны на рис.
Размеры клапана
а – диаметр тарелки клапана; b – диаметр стержня; с – длина клапана |
Двигатели НК | |
Впускной клапан |
Выпускной клапан |
a = 34,0 мм |
a = 28,1 мм |
с = 7,97 мм |
с = 7,95 мм |
b = 110,5 мм |
b = 110,5 мм |
Остальные двигатели | |
Впускной клапан |
Выпускной клапан |
a = 36,0 мм |
a = 29,0 мм |
с = 7,97 мм |
с = 7,97 мм |
b = 98,9 мм |
b = 99,1 мм |
Проверить состояние клапанов. Если на рабочих фасках клапанов заметны следы
износа или обгорания, их нужно притереть к седлам. Если повреждение рабочей
фаски значительное, фаски впускных клапанов можно прошлифовать. Рабочие фаски
выпускных клапанов шлифовать запрещается, допускается только притирка. Если
притиркой не удается восстановить рабочую фаску выпускного клапана, его нужно
заменить. Если на рабочей фаске клапанов есть глубокие царапины, которые невозможно
вывести шлифовкой или притиркой, а также клапаны погнуты, прогорели или имеют
трещины, клапаны подлежат замене. При обработке клапанов необходимо выдержать
указанные размеры (см. рис.
Притирка клапана к седлу
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||||||||
|
Проверить состояние пружин клапанов. Пружины, имеющие трещины, или поломанные должны быть заменены. Можно сравнить высоту пружины с высотой новой пружины. Если пружина, снятая с двигателя, ниже новой, ее нужно заменить.
Осмотреть рычаги клапанов. Если на них заметен износ в месте контакта рычага с кулачком распредвала, рычаг заменить. Если на поверхности контакта рычага с клапаном заметна вмятина, поверхность рычага нужно прошлифовать.
Осмотреть распределительный вал. Если на кулачках и шейках есть глубокие царапины, выработки или задиры, вал заменить. Установить вал в подшипники головки блока и измерить боковой зазор между валом и пластиной крепления распределителя зажигания (у двигателей МН и 2g – между валом и крышкой подшипника № 3). Если зазор превышает 0,15 мм, заменить вал или пластину.
Измерить диаметры шеек распредвала, которые должны быть равны:
– передняя шейка – 31,45 мм;
– средняя шейка – 39,95 мм;
– задняя шейка – 40,45 мм.
Максимально допустимый износ шеек 0,25 мм. Распредвал двигателей МН и nu имеет литое кольцо между кулачками первого цилиндра. Диаметр шеек распредвала двигателей МН и 2g (с гидротолкателями клапанов) 26,0 мм, минимальный допустимый размер шеек 25,75 мм. Если измеренный диаметр меньше допустимого, заменить. Проверить биение вала, установив его на призмы, по средней шейке. Допустимое биение вала 0,02 мм. Если биение больше, заменить вал. Проверить и, если необходимо, прочистить масляные каналы в шейках вала.
Для того чтобы проверить головку блока на отсутствие трещин, нужно подвести к одному из отверстий рубашки охлаждения шланг для подачи сжатого воздуха. Заглушить все отверстия в головке деревянными пробками, опустить головку в ванну с водой и подавать воздух. В местах, где есть трещины, будут выходить воздушные пузыри. Точно так же проверить масляные каналы в головке блока.
automn.ru
ВАЗ 21213 | Ремонт головки блока цилиндров
Все детали головки блока цилиндров следует проверить на износ. Следует тщательно очистить привалочную поверхность головки блока цилиндров (иногда остаются прикипевшие фрагменты прокладки). Контроль состояния головки блока цилиндров проводится согласно приведенным ниже указаниям.
Клапанные пружины
Для надлежащей проверки состоянии клапанных пружин необходим специальный тестер пружин. Если его нет в вашем распоряжении, то можно провести простое сравнение старой и новой клапанных пружин. С этой целью взять старую и новую клапанные пружины и зажать их в тиски. Медленно сжимая губки тисков, наблюдать за степенью сжатия обеих пружин. Если они сжимаются одинаково, то это свидетельствует о хорошем состоянии старой пружины. Но если у работавшей пружины большая степень сжатия (выглядит короче новой), то это явный признак усталостного износа — такую пружину следует заменить. Пружины клапанов заменяют полным комплектом.
Подготовленные к установке пружины выставляют на ровной и гладкой поверхности (на стекле) таким образом, чтобы плотно сомкнутые витки находились снизу. Сверху на пружины кладется металлический уголок и проверяется зазор между верхним витком пружины и плоскостью уголка. Этот зазор не должен превышать 2,0 мм. В противном случае пружины подлежат замене.
Направляющие втулки клапанов
Направляющие втулки клапанов, выполненные из чугуна, имеют разные диаметры для впускных и выпускных клапанов. Направляющие втулки выпускных клапанов имеют больший внутренний диаметр и короче, благодаря чему их легко рассортировать. Протягивая через втулки смоченную в бензине ветошь, проведите чистку втулок. Стержни клапанов лучше всего чистить вращающейся металлической щеткой, закрепленной в электродрель.
Контроль износа направляющих втулок проводится с помощью калиброванной оправки. Если выбраковочный калибр оправки свободно входит в направляющую втулку, то такую втулку следует заменить новой. Для демонтажа втулок следует пользоваться специальной оправкой с уступом. Если есть возможность использования направляющих втулок 1-го стандартного размера, то для их монтажа используют специальную оправку, с помощью которой направляющую втулку запрессовывают в посадочное гнездо до тех пор, пока стопорное кольцо не войдет в паз на головке блока цилиндров. При установке направляющих втулок ремонтных размерных групп посадочные гнезда необходимо предварительно обработать ручными протяжными развертками. Так как направляющие втулки перед запрессовкой должны охлаждаться сухим льдом, рекомендуем передать головку блока цилиндров на СТО для установки новых направляющих втулок.
Перед заменой направляющих втулок клапанов сначала проверяют общее состояние головки блока цилиндров. После запрессовки втулки растачивают до требуемых размеров: 8,00–8,015 мм для впускных клапанов и 9,00–9,015 для выпускных клапанов. Направляющие втулки выпускных клапанов имеют большую длину.
При замене направляющих втулок необходимо заменить и клапаны, а клапанные седла — прошлифовать.
Примечание Шлифование клапанных седел проводится только после замены направляющих втулок клапанов. Если вдруг выяснится, что седла больше невозможно растачивать, то направляющие втулки менять не следует. |
Клапанные седла
Рис. 37. Основные размеры седел клапанов: d — наружный диаметр седла клапана; d1 — внутренний диаметр седла клапана; d2 — посадочное гнездо под клапанное седло в головке блока цилиндров; Н — высота клапанного седла; Т — расстояние между плоскостью головки блока цилиндров и верхней кромкой клапанного седла; Н=6,97—7,00 мм — для всех клапанов; Т=2,37—2,25 мм — для впускных клапанов; Т=2,44—2,25 мм — для выпускных клапанов |
Если подшипники распределительного вала сильно изношены, то в этом случае нет необходимости растачивать клапанные седла, а следует заменить головку блока цилиндров в сборе. Седла клапанов проверяются на износ или образование раковин. Следы небольшого износа можно устранить фрезеровкой с помощью 45-градусной конической фрезы. Если клапанное седло из-за большой выработки стало очень широким, то такие седла подлежат замене. Клапанные седла запрессовывают в головку блока цилиндров, и снимать их лучше всего путем высверливания либо выкручивания с помощью специальных расточек. При этом следует быть очень осторожным, чтобы не повредить головку блока цилиндров. Замерить диаметр базового отверстия d1 (рис. 37) и в случае необходимости расточить до следующего ремонтного размера. Клапанные седла с ремонтными припусками могут растачиваться до тех пор, пока ни будет обеспечиваться предписанное перекрытие 0,068–0,10 мм. Седла впускных клапанов имеют больший диаметр.
Головку блока цилиндров нагреть на водяной бане до 90° С, а клапанное седло остудить на сухом льду, после чего его можно будет запрессовать специальной оправкой в посадочное гнездо. Данную операцию рекомендуется проводить на СТО.
Рис. 38. Определение размера А |
Обработать клапанное седло соответствующим зенкером и шлифовальным кругом на клапанной шлифовальной машинке. С использованием клапана замерить максимальное расстояние А, как показано на нижней части рис. 38. При установке новых клапана и клапанного седла расстояние А должно составлять 0,1–0,5 мм. Предел износа составляет 1,0 мм.
Рис. 39. Притирка клапанов к седлам |
После обработки измерьте ширину уплотнительного пояса клапанного седла. Если ширина уплотнительного пояса седла впускного клапана отличается от значения 2,5 мм, а седла выпускного клапана — от значения 3,5 мм, то такие седла необходимо обработать 15-градусной фрезой в верхней части и 60-градусной фрезой в нижней части. Фрезерование прекращается, как только ширина уплотнительного пояса клапанного седла входит в указанные выше пределы. После фрезерования необходимо выполнить притирку клапанных седел. Для этого на седло клапана наносится небольшое количество шлифовальной пасты. Сверху на головку клапана крепится присоска, с помощью которой клапану сообщаются вращательные движения то в одну, то в другую сторону (рис. 39). Время от времени необходимо поворачивать клапан на четверть оборота, а затем снова притирать вращательными движениями. При необходимости надо добавить шлифовальную пасту на седло клапана. После притирки удалить остатки пасты с клапана и седла и проконтролировать посадку клапана на седле и головке. На обеих частях должен отчетливо просматриваться образовавшийся матовый поясок, который и определяет ширину уплотняющего пояса клапанного седла.
Карандашом нанесите несколько черточек на получившемся матовом пояске с интервалом 1 мм по его периметру. После этого опустить клапан в седло и провернуть его на 90° вокруг стержня, слегка прижимая клапан к седлу.
Выньте клапан из седла и проверьте, чтобы исчезли метки карандаша. Если ширина уплотнительных поясов клапанных седел находится в предписанных пределах, то головку блока цилиндров можно устанавливать на двигатель. В противном случае необходимо продолжать обработку и притирку седел либо заменить головку блока цилиндров.
Клапаны
Вследствие использования гидравлических компенсаторов зазора в клапанах концы клапанных стержней впускных и выпускных клапанов подвергаются специальной обработке для того, чтобы выдерживать повышенные нагрузки. Незначительные повреждения на головках клапанов можно устранить путем их притирки к седлам, как было описано выше. Более серьезные повреждения уплотнительных поверхностей можно исправить на клапанном шлифовальном станке. На отшлифованных клапанах толщина кромок их тарелок не должна быть менее 0,5– 0,7 мм для впускных клапанов и 0,5—0,6 мм — для выпускных.
Рис. 40. Основные размеры клапанов: d — диаметр тарелки (головки) клапана; d1 — диаметр стержня клапана; l — длина клапана; 1 — толкатель; 2 — конические сухари; 3 — тарелка клапанной пружины; 4 — клапанная пружина; 5 — нижняя опорная тарелка клапанной пружины; 6 — маслоотражательный колпачок; 7 — клапан |
На данных типах двигателей используются клапаны без натриевого заполнения, как это имело место на других типах двигателей фирмы mercedes-benz. На рис. 40 приведены размеры клапанов. Клапаны, размеры которых не соответствуют указанным размерам, должны быть заменены новыми.
При оформлении заказа на клапаны необходимо всегда указывать их назначение (впускные либо выпускные), а также то, что эти клапаны предназначены для дизельного двигателя.
В некоторых случаях можно заменить лишь выпускные клапаны, если у них, например, прогорели кромки.
Головка блока цилиндров
Тщательно почистить привалочные поверхности головки блока цилиндров и блока цилиндров, а затем проверить головку блока цилиндров на отсутствие деформации. С этой целью на привалочную поверхность головки блока цилиндров поместить линейку и с помощью щупа замерить зазор под линейкой в продольном, поперечном и диагональном направлениях. Если в процессе замера зазор между линейкой и поверхностью головки блока цилиндров в продольном направлении превысит 0,10 мм, то эту головку блока цилиндров следует направить на специализированную СТО. При установке линейки в поперечном направлении головки блока цилиндров под линейкой не должно быть никакого просвета. Головки блока цилиндров можно шлифовать до тех пор, пока соответствующая корректировка высоты клапанов позволит это делать (размер А на рис. 38).Точно так же необходимо проверять высоту выступающей части форкамер для впрыска дизельного топлива (601-й двигатель). Кромка форкамер должна выступать на 7,6–8,1 мм.
На СТО предписанный размер выступающей части форкамер может быть выставлен с помощью набора уплотнительных прокладок различной толщины, устанавливаемых под форкамеры. Эта работа должна обязательно выполняться на СТО, так как для этого необходим специальный инструмент для выпрессовки и запрессовки форкамер.
Распределительный вал
Рис. 41. Проверка деформации распределительного вала |
Нижеприведенный текст описывает работы, связанные с проверкой и контролем состояния распределительного вала. Конструктивное описание распределительного вала см. разд. 2.12.6. Распределительный вал установить на призмы, подставленные под крайние опорные шейки, либо зажать между центрами токарного станка, как показано на рис. 41, а к средней опорной шейке подвести щуп измерительного индикатора. Затем, медленно проворачивая распределительный вал, надо следить за показаниями стрелки. Если стрелка отклонится за деление 0,01 мм, то это будет означать, что вал деформирован и подлежит замене.
Замена маслоотражательных колпачков (головка блока цилиндров установлена на двигателе)
Рис. 42. Форма маслоотражательных колпачков, надеваемых на стержни клапанов: слева — для выпускных; справа — для впускных клапанов |
Маслоотражательные колпачки можно найти в ремонтном комплекте. В состав ремонтного комплекта входят защитные втулки, которые при монтаже надевают на стержни впускных клапанов. Маслоотражательные колпачки для впускных и выпускных клапанов отличаются друг от друга как своими диаметрами, так и формой, поэтому перепутать их невозможно (рис. 42).
Для установки колпачков обычно используется специальный инструмент. Если его нет под рукой, то можно воспользоваться тонкой трубкой, но очень осторожно, чтобы не повредить уплотнительные манжеты и стяжные пружинки колпачков. При установке маслоотражательных колпачков на стержни клапанов, у последних должны быть сняты сухари и клапанные пружины. Для исключения падения клапана в цилиндр необходимо, чтобы поршень этого цилиндра находился в ВМТ. На четырехцилиндровых двигателях эта операция существенно облегчается благодаря тому, что всякий раз два поршня находятся в ВМТ. На пятицилиндровых двигателях выполнять эту работу немного сложнее, так как каждый раз необходимо проворачивать коленчатый вал двигателя на определенный угол, устанавливая поршень очередного цилиндра в ВМТ. Замену маслоотражательных колпачков необходимо выполнять следующим образом (рекомендуем поручить выполнить эту работу опытному специалисту).
Прокрутить двигатель до установки поршня первого цилиндра в ВМТ.
Демонтировать распределительный вал (подразд. 2.12.6).
Удалить сухари клапанов первого цилиндра, как описано в подразд. 2.4.2. На четырехцилиндровом двигателе можно одновременно удалить сухари и снять клапанные пружины с клапанов четвертого цилиндра.
Аккуратно, чтобы не повредить при этом стержни клапанов и отверстия толкателей, сдернуть щипцами старые маслоотражательные колпачки.
Новые маслоотражательные колпачки смазать маслом и аккуратно протолкнуть вниз по стержням клапанов. Не забывайте надевать на стержни впускных клапанов защитные втулки. Плотно насадить маслоотражательные колпачки на направляющие втулки клапанов.
Установить клапанные пружины цветной маркировкой вниз и установить сухари клапана, следя за тем, чтобы сухари хорошо сели в пазы и конические углубления верхних опорных тарелок клапанных пружин.
Слегка приподнять звездочку привода распределительного вала для того, чтобы цепь не вышла из зацепления, и провернуть коленчатый вал четырехцилиндрового двигателя на пол-оборота. После этого можно аналогичным образом поменять маслоотражательные колпачки на клапанах второго и третьего цилиндров. При работе на пятицилиндровом двигателе коленчатый вал необходимо поворачивать до тех пор, пока поршень следующего цилиндра не достигнет ВМТ. Чередование последующих цилиндров, поршень которых проходит ВМТ: 2–4–5–3. Как уже отмечалось выше, проведение этой работы требует особой тщательности.
Примечание Приспособление для сжатия клапанных пружин следует зажимать очень медленно, так как сухари некоторых клапанов зависают в пазах. Избегайте ситуаций, когда вследствие быстрого зажатия приспособления клапан упирается своей тарелкой в поршень. Приспособление должно воздействовать только на клапанную пружину, сжимая и перемещая ее вниз. |
automn.ru
1. Поверхность герметизации очистите
от остатков герметика с помощью соответствующего скребка. Проследите,
чтобы грязь не попала в отверстия моторного блока. Отверстия прикройте
тряпкой.
Предупреждение Отверстия для болтов головки блока цилиндров не должны быть забиты остатками масла и охлаждающей жидкости. Продуйте отверстия сжатым воздухом или прочистите отверткой, обернутой тряпкой, а жидкость отсосите. Иначе при закручивании новых болтов возникнет давление, которое может привести к трещинам в моторном блоке или неправильному моменту затяжки болтов. |
|
2. Проконтролируйте плоскостность моторного блока. | |
3. Наложите новую уплотнительную прокладку головки блока цилиндров без герметика на обезжиренную уплотнительную поверхность так, чтобы не были закрыты отверстия. | |
4. Очистите уплотнительную поверхность головки блока цилиндров. | |
5. Проверьте плоскостность головки блока. | |
6. Установите головку блока цилиндров. | |
7. Измерьте длину (l) болтов головки блока цилиндров. Если превышена максимальная длина (см. таблицу Болты головки блока цилиндров), ни в коем случае не используйте такие болты. | |
8. Смажьте моторным маслом резьбу
и поверхность, прилегающую к головке болта. Проверьте болты на отсутствие
трещин и в случае необходимости замените. Вкрутите болты в головку
блока цилиндров и затяните вручную (см. таблицу Размещение болтов головки блока цилиндров).
Предупреждение Болты головки блока цилиндров должны устанавливаться без прокладочных шайб. Тщательно затяните болты. Проверьте предварительно точность динамометрического ключа. Болты головки блока цилиндров затягиваются в последовательности от 1 до 18 в четыре этапа (cм. рис. Размещение болтов головки блока цилиндров). Предупреждение Болты головки блока цилиндров на каждой ступени соответственно затягиваются в последовательности от 1-го до 18-го. Первый этап: динамометрическим ключом с моментом 15 Н.м. Второй этап: динамометрическим ключом с моментом 35 Н.м. Третий этап: рожковым ключом доверните болты в том же направлении на 90°. Предупреждение В этом месте сделайте 10-минутную паузу в затяжке болтов. Затем продолжайте затягивать болты, не ослабляя их. Четвертый этап: рожковым ключом доверните болты еще на 90°. Предупреждение При затягивании болтов рукоятку ключа держите вдоль двигателя и поворачивайте ее одним движением, пока рукоятка не станет поперек двигателя (1/4 оборота = 90°). |
|
9. На два болта М8 (а) спереди головки блока цилиндров установите упругие шайбы и затяните длинным торцовым ключом sw6 с моментом 25 Н.м. | |
10. Установите направляющую шину цепи управления, вставьте пальцы, предварительно смазав их буртики герметизирующим компаундом, например, mercedes-001 589 2520. | |
11. Установите распределительный вал. | |
12. Установите натяжитель цепи. | |
13. Установите двигатель в позиции ВМТ зажигания и проконтролируйте положение распределительного вала. | |
14. Установите головку блока цилиндров. | |
15. Установите впускной газопровод. | |
16. Установите 36-контактный разъем. | |
17. Привинтите электрические провода свечей накаливания. | |
18. Установите колено трубы с новым
уплотнительным кольцом и прикрутите колено к воздушному фильтру.
Предупреждение Кольцо круглого сечения для улучшения монтажа можно опустить в охлаждающую жидкость. Ни в коем случае не используйте смазку или масло. |
|
19. Установите подающую линию обогрева и наденьте фиксирующие зажимы. | |
20. Привинтите переднюю выпускную трубу к коллектору с моментом 25 Н.м. | |
21. Привинтите с моментом 25 Н.м. держатель коробки передач и передней выпускной трубы. | |
22. Установите шланг от рециркуляционного клапана отходящих газов к корпусу воздухопровода, а также шланг между рециркуляционным клапаном и впускной трубой. | |
23. Привинтите держатель направляющей трубки маслоизмерительного щупа. | |
24. Установите топливный фильтр с держателем и прикрутите к головке блока цилиндров с моментом 25 Н.м. | |
25. Привинтите топливопроводы с новыми уплотнительными прокладками к топливному фильтру. Снимите шланговые зажимы. | |
26. Установите натягивающее устройство для ребристого клинового ремня. | |
27. Наложите и натяните ребристый клиновой ремень. | |
28. Установите радиатор. | |
29. Установите поперечную трубу воздушного фильтра и шланг всасывания воздуха. | |
30. Установите воздушный фильтр. | |
31. Залейте охлаждающую жидкость. | |
32. Подсоедините к батарее провод «массы» (–). | |
33. Выставьте часы. | |
34. Задайте противоугонный код радио.
Предупреждение Если уплотнительная прокладка головки блока цилиндров была дефектной, замените моторное масло и масляный фильтр. |
|
35. Прогрейте двигатель до рабочей
температуры и проверьте герметичность всех элементов подсоединения.
Предупреждение Подтягивание болтов головки блока цилиндров запрещено. |
|
36. В заключение нажмите клавишу разблокировки капота двигателя на левом кронштейне. |
automn.ru
ВАЗ 21213 | Головка цилиндров
2.1.1 Головка цилиндров
Головка цилиндров Головка цилиндров из алюминиевого сплава, седла и направляющие втулки клапанов вставные. Характеристика Значение Высота головки блока цилиндров, мм М 115 номинальная 84,8—85,0 минимальная 83,8 М 102 номинальная 98,5—98,4 минимальная 9…2.1.2
Клапаны Характеристика Значение Эксцентричность стержней клапанов относительно рабочей фаски, не более, мм 0,03 Угол фаски 45° + 15’ Минимальная высота головки клапана до рабочей фаски М 102, не менее, мм впускного 1,0 выпускного 2,0 Характеристики клапанов Параметр,…
2.1.3 Блок цилиндров
Блок цилиндров Блок цилиндров отлит из специального чугуна и составляет одно целое с цилиндрами. Характеристика Значение Высота блока цилиндров, мм М 102 номинальная 292,45—292,55 максимальная 292,35 M 110 номинальная 213,1—213,2 максимальная 212,8 М …
2.1.4 Кривошипно-шатунный механизм
Кривошипно-шатунный механизм Поршни Поршень из алюминиевого сплава с плоским днищем. На днище поршня указаны метка диаметра поршня и стрелка для ориентировки поршня при его установке в цилиндр, которая должна быть направлена в сторону привода распределительного вала. По массе поршни одного двигателя не должны отличаться друг от друга более чем на 4,9 г. Характеристи…
2.1.5 Механизм газораспределения
Механизм газораспределения Привод верхнерасположенных (SOHC и DOHC) распределительных валов осуществляется однорядной (двигатели М 102, М 123) или двухрядной (двигатели М 110 и М 115) цепью. Напряжение цепи регулируется гидравлическим натяжным устройством с блокировкой. Крышка привода распределительного вала из алюминиевого сплава. Фазы газораспределения Расч…
2.1.6 Система смазки двигателей
Система смазки двигателей Система смазки под давлением, создаваемым шестеренчатым насосом с внутренним зацеплением и эксцентричным ротором, обеспечивает смазку коленчатого вала, верхних головок шатунов и подшипников распределительного вала. С 1985 модельного года масло из смазочной системы подводится под давлением к гидравлическим толкателям, обеспечивающим автоматическую компенс…
2.1.7 Система охлаждения
Система охлаждения Жидкостная система охлаждения включает радиатор, расширительный бачок, центробежный водяной насос и термостат. Водяной насос Водяной насос установлен на правой стороне блока цилиндров. На автомобилях выпуска до 1985 г. привод водяного насоса осуществляется клиновым ремнем, которым одновременно приводится в действие генератор. На автомобилях выпуска с …
2.1.8 Система питания
Система питания Топливный бак Бак отштампован из стального листа и расположен над задней осью. Контрольная лампа резерва топлива загорается, когда в топливном баке осталось менее 9,5 (11,5) л бензина. В скобках приведены данные для моделей «280». Характеристика Значение Емкость, л седан 65 (80) универсал 70 к…
2.1.9 Карбюраторные двигатели
Карбюраторные двигатели Топливный насос Механический топливный насос приводится в действие эксцентриком промежуточного вала. Характеристика Значение Давление разрежения при включении стартера, кг/см 2 0,332—0,465 максимальное падение давления в течение 1-й минуты работы двигателя, кг/см 2 0,095 Давление нагнетан…
2.1.10 Системы впрыска топлива
Системы впрыска топлива Система впрыска топлива K-Jetronic На двигателях автомобилей моделей «230»и «280» устанавливалась механическая система впрыска топлива «K-Jetronic» фирмы Bosch. Принцип действия системы впрыска топлива Топливный насос забирает топливо из топливного бака и подает его в накопитель, где поддерживается давление топлива в системе в пределах 4,5—5,2 кг/см …
2.1.11 Система зажигания
Система зажигания Система зажигания классического типа, батарейная. Включает распределитель, катушку, свечи, источник питания, провода высокого и низкого напряжения. С 1978 модельного года на моделях «230Е» и «280Е» устанавливалась бесконтактная система зажигания TSZ с корректировкой угла опережения зажигания вакуумным и центробежным регуляторами датчика-распределителя зажигания…
automn.ru
1. После разборки головки блока промыть все детали в бензине, протереть и просушить. Очистить камеры сгорания и клапаны от нагара. | |
2. Осмотреть головку блока. Если есть трещины на стенках камеры сгорания, следы прогара и т.п., заменить головку блока. | |
3. Проверить с помощью металлической линейки и щупов, не нарушена ли плоскостность поверхности головки, прилегающей к блоку. Для этого линейку поставить ребром на поверхность головки блока посередине, вдоль и затем поперек и щупом измерить зазор между поверхностью головки и линейкой. Если зазор превышает 0,1 мм, головку заменяют или прошлифовывают. Минимальная допустимая высота головки 132,75 мм. Если при шлифовке высота головки получилась меньше, головку необходимо заменить. | |
4. Проверить головку на отсутствие трещин, для этого подвести к одному из отверстий рубашки охлаждения шланг для подвода сжатого воздуха. Заглушить все отверстия в головке деревянными пробками. Опустить головку в ванну с водой и подать сжатый воздух под давлением 1,5 атм. В местах, где есть трещины, будут выходить воздушные пузыри. | |
5. Осмотреть клапаны. При обнаружении на рабочей фаске клапана трещин, коробления головки клапана, прогорания, деформации стержня клапан необходимо заменить. | |
6. Незначительные риски и царапины
на рабочей фаске клапана можно вывести притиркой. Клапан к седлу следует
притирать следующим образом: – вставить клапан в головку блока; – надеть на стержень клапана приспособление для притирки клапанов; – нанести на рабочую фаску клапана тонкой слой притирочной пасты; – поворачивать клапан с помощью приспособления в обе стороны, периодически прижимая к седлу. Внешним признаком удовлетворительной притирки является однотонный матово-серый цвет рабочей фаски и клапана. |
|
7. После притирки тщательно промыть седло и клапан и тщательно протереть чистой тряпкой для удаления остатков притирочной пасты. | |
8. Чтобы проверить герметичность клапана, установить его в головку блока вместе с пружинами и сухарями. После этого положить головку блока набок и залить в канал, закрываемый клапаном, керосин. Если в течение 3 мин керосин не просочится в камеру сгорания, клапан считается герметичным. Размеры клапана показаны на рис. Размеры клапанов четырехцилиндрового двигателя. | |
9. Проверить состояние пружин клапанов. Искривленные пружины, а также с трещинами или поломанные заменяют. | |
10. Проверить состояние седел клапанов. На рабочих фасках седел не должно быть следов износа, раковин, коррозии и т.п. Незначительные повреждения (мелкие риски, царапины и т.п.) можно вывести притиркой клапанов. Более значительные дефекты устраняют шлифовкой. При шлифовке следует выдержать размеры седла, указанные на рис. Размеры седла клапана. | |
11. После шлифовки притереть клапаны. Затем тщательно очистить и продуть сжатым воздухом головку блока, чтобы в каналах, закрываемых клапанами, и в камерах сгорания не осталось абразивных частиц. | |
12. Следует учесть, что после шлифовки седла клапан садится в седло глубже. Поэтому на двигателях с гидротолкателями клапанов после шлифовки нужно измерить расстояние а между торцом стержня клапана, прижатого к седлу, и верхней плоскостью головки блока. Если этот размер меньше 33,8 мм для впускных клапанов и меньше 34,1 мм для выпускных, следует заменить головку блока, так как в этом случае нарушается нормальная работа гидротолкателей клапанов. Таким образом, уменьшение рабочей фаски седла клапана не должно быть больше разности размера а до шлифования и минимального допустимого размера а. | |
13. Проверить зазоры между направляющими втулками и клапанами. Для этого вставить клапан в направляющую втулку так, чтобы торец стержня клапана был заподлицо с торцом направляющей втулки. | |
14. К головке клапана установить ножку индикатора. Перемещая клапан от упор до упора в горизонтальной плоскости, измерить зазор. Если перемещение впускного клапана превышает 1,0 мм, а выпускного – 1,3 мм, заменить втулки и клапаны. Диаметры стержней впускного и выпускного клапанов различные, поэтому нужно проверять втулки впускных клапанов, вставляя впускной клапан, а выпускных – выпускной клапан. |
automn.ru
ВАЗ 21213 | Головка блока цилиндров
2.9. Головка блока цилиндров
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
Головка блока цилиндров двигателя dohc (a5d)
|
1 – болт, 37–52 Н•м; 2 – шпилька, 29–35 Н•м; 3 – болт, 4,9–8,8 Н•м; 4 – крышка головки блока цилиндров; 5 – элементы крышки головки блока цилиндров; 6 – прокладка крышки головки блока цилиндров; 7 – болт, 11,2–14,2 Н•м; |
8 – крышка распределительных валов; 9 – болт, 37–52 Н•м; 10 – распределительные валы; 11 – шпилька, 7,8–12 Н•м; 12 – головка блока цилиндров; 13 – шпилька, 7,8–12 Н•м; 14 – прокладка головки блока цилиндров |
Головка блока цилиндров двигателя sohc (a3e)
1 – болт, 7,8–11 Н•м; 2 – болт, 19–25 Н•м; 3 – крышка термостата; 4 – термостат; 5 – болт, 19–25 Н•м; 6 – болт, 22–28 Н•м; 7 – гидравлический компенсатор зазоров клапанов; 8 – болт, 22–28 Н•м; 9 – крышка головки блока цилиндров; 10 – болт, 4,9–8,8 Н•м; 11 – вал рычагов; 12 – рычаги; 13 – рычаги; 14 – вал рычагов; |
15 – распределительный вал; 16 – сухари; 17 – тарелка пружины клапана; 18 – пружина клапана; 19 – прокладка; 20 – маслоотражательный колпачок; 21 – направляющая втулка клапана; 22 – шкив зубчатого ремня распределительного вала; 23 – болт, 49–61 Н•м; 24 – головка блока цилиндров; 25 – прокладка головки блока цилиндров; 26 – клапан |
Снятие
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Проверка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | ||
|
Проверка головки блока цилиндров
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | ||||||||||||||||||
|
Установка головки блока цилиндров двигателя a5d
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Установка головки блока цилиндров двигателя a3e
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | ||||||||
|
automn.ru
ВАЗ 21213 | Головка блока цилиндров
Предупреждения
Рис. 3.2–32. Головка блока цилиндров: 1 – болт, 10 Н·м; 2 – топливный распределитель; 3 – болт, 20 Н·м; 4 – болт, 20 Н·м; 5 – впускной коллектор; 6 – гайка, 10 Н·м; 7 – болт крепления головки блока цилиндров; 8 – головка блока цилиндров; 9 – болт, 10 Н·м; 10 – болт, 10 Н·м; 11 – болт, 55 Н·м; 12 – прокладка головки блока цилиндров |
При установке головки блока цилиндров с прокладкой необходимо использовать новые болты 7 (рис. 3.2–32) крепления головки.
При замене головки блока цилиндров в систему охлаждения необходимо залить свежую охлаждающую жидкость.
Все зажимы и хомуты, которые при снятии двигателя будут повреждены или разрезаны, необходимо заменить на новые при установке головки блока цилиндров.
Перед отсоединением аккумуляторной батареи выясните, есть ли у вас код включения радиоприемника.
Снятие
Снятие головки блока цилиндров проводите на холодном двигателе.
Аккумуляторная батарея расположена под полом багажного отделения.
Выключите зажигание и отсоедините провод «массы» от аккумуляторной батареи.
Слейте из системы охлаждения двигателя охлаждающую жидкость.
Снимите левую приемную выхлопную трубу.
Рис. 3.2–2. Расположение винтов крепления нижнего брызговика моторного отсека |
Снимите нижний брызговик моторного отсека (см. рис. 3.2–2).
Отвинтите левую и правую приемные выхлопные трубы.
Рис. 3.2–1. Расположение винта крепления левой вентиляционной решетки |
Отверните винт крепления левой вентиляционной решетки бампера (при этом освобождается и правая решетка) и снимите решетки (см. рис. 3.2–1).
Снимите зубчатый ремень.
Снимите вакуумный шланг с блока управления круиз–контроля.
Снимите трос акселератора.
Отсоедините шланг системы охлаждения от крана для слива охлаждающей жидкости.
Рис. 3.2–5. Расположение электрических разъемов и элементов крепления топливной магистрали: 1, 5, 6, 10 – болты крепления топливной магистрали; 2, 4, 7, 9 – зажимы; 3, 8 – электрические разъемы датчиков детонации |
Отсоедините электрические разъемы 3 и 8 от датчиков детонации с левой и правой стороны топливной магистрали (см. рис. 3.2–5).
Освободите четыре зажима крепления электрических проводов 2, 4, 7 и 9.
Отсоедините электрические разъемы от топливных форсунок с левой и правой стороны двигателя.
Отверните болты 1, 5, 6 и 10 и, соблюдая осторожность, снимите топливную магистраль.
Рис. 3.2–33. Расположение болтов крепления впускного коллектора |
Отверните болты и снимите впускной коллектор (рис. 3.2–33).
Отверните передние болты крепления левого и правого выпускного коллектора.
Отсоедините электрические разъемы от катушек зажигания.
Отвинтите и снимите в задней части двигателя трубу системы охлаждения, расположенную между головками.
Рис. 3.2–34. Расположение болтов крепления крышки головки блока цилиндров |
Снимите крышки головки блока цилиндров (рис. 3.2–34).
На левой головке блока цилиндров отверните и извлеките направляющую трубу для указателя (щупа) уровня моторного масла.
Рис. 3.2–35. Расположение болтов крепления головки блока цилиндров |
Постепенно ослабьте, а затем полностью выверните болты крепления головки блока цилиндров (рис. 3.2–35).
Снимите головку блока цилиндров и установите ее на мягкое основание.
Подготовка головки к установке
Привалочные поверхности головки и блока цилиндров должны быть совершенно чистыми. Для их очистки используйте твердый пластиковый или деревянный скребок. При очистке соблюдайте осторожность, так как алюминиевый сплав очень легко повредить. Убедитесь, что нагар не попал в масляные и водяные каналы. Это особенно важно для системы смазки, поскольку нагар может блокировать подачу масла к деталям двигателя. При необходимости прочистите каналы.
Проверьте привалочные поверхности головки и блока цилиндров на наличие зарубок, глубоких царапин и других повреждений. Небольшие дефекты можно устранить механической обработкой, при значительных дефектах детали замените.
Используя металлическую линейку и щуп, проверьте плоскостность привалочных поверхностей.
Если отклонение от плоскостности превышает 0,1 мм, необходимо перешлифовать головку. Высота головки блока цилиндров а после механической обработки должна составлять не менее 139,25 мм (рис. 3.2–36).
Рис. 3.2–36. Место измерения высоты головки блока цилиндров |
Очистите отверстия под болты в блоке. При вворачивании болта в заполненное маслом отверстие блок может разорваться в результате гидравлического давления.
Установка
Установка проводится в последовательности, обратной снятию, с учетом следующего.
Замените болты крепления головки блока цилиндров.
Новую прокладку головки блока цилиндров необходимо извлекать из упаковки непосредственно перед установкой.
Установите прокладку на направляющие штифты, при этом надпись «oben» или «top» должна быть направлена к головке.
Рис. 3.2–37. Последовательность затяжки болтов крепления головки блока цилиндров |
1–й – моментом 40 Н·м;
2–й – моментом 60 Н·м;
3–й – довернуть на угол 180°.
В дальнейшем не требуется дополнительное подтягивание болтов крепления головки блока цилиндров.
Перед установкой впускного коллектора подсоедините передний шланг вентиляции картера.
Перед установкой крышки головки блока цилиндров на место смажьте с двух сторон прокладку крышки тонким слоем силиконовой смазки d 007 000 04.
Тонким лезвием отвертки нанесите слой силиконовой смазки d 007 000 04 на переходы граней около передних и задних крышек распределительных валов (рис. 3.2–38).
Рис. 3.2–38. Места нанесения силиконовой смазки d 007 000 04 на переходы граней около задних крышек распределительных валов |
automn.ru