Автобусы САРЗ производства НПП «Семар»

Денис Дементьев, фото Максима Шелепенкова и из архива ОАО НПП «Семар»
Город Семёнов в Нижегородской области, возникший в начале XVI века как маленькое поселение старообрядцев и доросший до статуса уездного города в 1779 году, уже много десятилетий славится художественными промыслами, среди которых первое место занимает хохломская роспись. Но сувенирная промышленность далеко не единственная достопримечательность района. Сегодня Семёнов – крупный промышленный центр может гордиться даже своим собственным автомобильным производством… на базе завода «Семар».

Всем, кто так или иначе образом связан с автомобильным бизнесом, название ОАО НПП «Семар» говорит о многом. Это крупное научно-производственное предприятие, выпускающее широкую гамму специальных автомобилей на шасси различных фирм. Это и микроавтобусы, и автомобили скорой медицинской помощи, и маршрутные такси… Широкую известность завод получил в середине 1990-х годов, когда начал выпускать микроавтобусы на шасси «ГАЗели», как и многие российские предприятия похожего профиля (например, «АвтоКубань», «Псковавто»). С тех пор он продолжает специализироваться в большей мере на изготовлении продукции с использованием полуторатонного шасси ГАЗ-3302. И многие в наши дни по привычке ассоциируют «Семар» именно с нижегородскими конверсиями.
…А между тем автомобильная история завода насчитывает не одно десятилетие и связана в первую очередь с развитием лесозаготовительного дела в регионе, так славившемся дремучими, непроходимыми лесами. Расцвет этой отрасли пришелся на послевоенное время, когда в стране, возрождавшейся из руин, возникла острая нехватка строительных материалов, к которым прежде всего относили древесину и продукты ее обработки. Лесорубы Горьковской области отгружали древесину на все стройки страны и особенно на восстанавливаемые шахты Донбасса. В это время в Нижегородской области появилось множество крупных лесозаготовительных пунктов на базе районных леспромхозов. Необходимость ремонта большого парка автотракторной техники, работавшей на этих заготовках в крайне тяжелых условиях, стала причиной организации 10 февраля 1949 года на окраине города механических мастерских Семёновского леспромхоза треста «Горьклес» – эта дата считается отправной точкой в истории современного «Семара». Первые годы плановый ремонт газогенераторных автомобилей ЗИС сопровождался строительством производственных помещений: появились токарные, механические, кузнечные участки. В 1951 году, встав на ноги, предприятие получило статус Центральных ремонтно-механических мастерских. К середине 1950-х ЦРММ стали специализироваться на капитальном ремонте узлов автомобилей ЗИС-5 и ЗИС-151, автокранов, трелевочных тракторов КТ-12. Предприятие освоило производство деревянных кабин и фанерных автобусных кузовов для ЗИС-5. Эти автобусы использовали для перевозки лесорубов из деревень на лесные делянки.
Однако условия производственной деятельности оставляли желать лучшего: маленькие площади не позволяли заниматься механизацией трудоемких процессов, поэтому ремонт приходилось осуществлять вручную, часто под открытым небом, в морозы и жару. Все это заставило задуматься о переезде на новое место, где шло строительство кирпичных корпусов, о котором так долго говорили и в ЦК КПСС, и в Совмине СССР. Долгожданное событие произошло в 1960 году, ранняя весна вынудила переехать из старых затопленных бараков в новые, не до конца достроенные цеха. На новой (нынешней) территории завод расширялся и развивался: была введена поточная технология ремонта автомобилей, механизированы участки разборки и дефектовки. В начале 1960-х предприятие стало осваивать ремонт узкоколейных тепловозов, производство автоприцепов, а в конце 1966 года был запущен конвейер капитального ремонта автобусов типа ПАЗ-651. Почему «типа»? Да потому что среди работающих на лесозаготовках автобусов «пазики» составляли лишь малую долю, а остальная часть – различные модели Апшеронского, Щёкинского и других заводов.

По сути, капитальный ремонт этих автобусов был ни чем иным, как изготовлением нового, сначала деревянного, а с 1969 года цельнометаллического автобусного кузова собственной конструкции на базе реконструированного шасси. Несмотря на это из ремонта автобусы выходили под маркой ПАЗ-651. Однако завод выпускал отдельно и «товарные кузова» автобусов, получившие собственный индекс ЛВ-159, которые предназначались к отправке потребителям без шасси. Интересная особенность: готовый кузов собирали и грунтовали на заводе, но красили и монтировали на имеющееся шасси непосредственно на месте назначения.

С освоением этой продукции предприятие в очередной раз сменило название: ремонтно-механический завод (с 1965 г.) превратился в авторемонтный (с 1967 г.). С этого момента ремонт (читай производство) автобусов стал основной специализацией предприятия. Общий выпуск составлял около 50 автобусов и 20 кузовов в месяц. Однако последствия пожара 1973 года существенно повлияли на снижение объемов производства. Ситуация изменилась к лучшему лишь через два года по завершении строительства нового главного корпуса. В нем разместились три параллельные поточные линии: сборка шасси, изготовление автобусных кузовов, капремонт автобусов. Надо заметить, что часто автобусы в капремонт приходили в таком ужасном состоянии, что о восстановлении их родного кузова и речи быть не могло, его снимали и сдавали в утиль. Заводчане нередко становились заложниками плана ВПО «Союзлесреммаш» Минлесбумпрома СССР, по которому предписывалось отремонтировать определенное количество автобусов, причем именно отремонтировать кузов, а не поставить новый, т. е. свой. Возрождали из трухи старые деревянные каркасы, заведомо безнадежные. А что делать? План надо было выполнять – приходилось выкручиваться…

В 1975 году ситуация на заводе немного улучшилась: на смену ПАЗ-651 стали поступать в капремонт современные автобусы КАвЗ-685, не столь убитые временем. А в 1981 году заводские конструкторы под руководством Б.С. Бонина и А.В. Моисеева разработали собственный кузов САРЗ-685 для установки на шасси вместо списанных курганских. Первый автобус с новым кузовом прошел все полигонные и пробеговые испытания в НАМИ и был рекомендован к производству Государственной комиссией.
С августа 1982 года начали серийный выпуск кузовов САРЗ-685, которые сменили на конвейере устаревшую (в связи с массовым списанием шасси ГАЗ-51) модель ЛВ-159 типа ПАЗ-651. Таким образом, были освоены основные виды продукции – капитально отремонтированные автобусы КАвЗ-685, товарные кузова САРЗ-685, автобусы с новым кузовом на ремонтном шасси, а с января 1983 года – первые автобусы САРЗ-685 на новых шасси. Причем приходившие шасси с ГАЗа подвергались существенной доработке, прежде всего тормозной системы и задней подвески.

В период 1984–1987 гг. ежегодный объем выпуска продукции на Семёновском АРЗ составлял: автобусов – более 500 шт.; товарных кузовов – около 170 шт.; ремонт двигателей – более 700 шт.
В конце 1980-х наметился резкий спад объемов ремфонда – бо’льшую часть готовой продукции стали составлять новые автобусы, получившие индекс САРЗ-3270 (шасси ГАЗ-53-12). В 1990 году в связи с прекращением массового капитального ремонта кузовов и двигателей и наращиванием собственного автобусного производства в очередной раз меняется название завода, теперь это Семёновский опытно-экспериментальный механический завод Всесоюзного НПО «Лесмаш» Минлесбумдревпрома СССР. Полноценное конвейерное производство автобусов с конца 1992 года ставило завод в один ряд с такими гигантами автобусостроения, как Павловский и Курганский заводы, и отличало от них относительно скромными объемами (до 1000 автобусов в год).

В 1993 году начинается новая страница истории завода – Акционерного общества «Семар». Выйдя на свободный общероссийский рынок, на заводе полностью переходят на новую модель 21-местного автобуса САРЗ-3280 с бензиновым двигателем на шасси ГАЗ-3307. На его базе создается множество модификаций: грузопассажирские (с различным количеством мест), ритуальные, грузотакси, машины бытового обслуживания, передвижные станции переливания крови, автолавки и др. Но многие из них не получили распространения из-за отсутствия спроса.

В связи с дефицитом шасси с карбюраторным двигателем и прекращением их производства на ГАЗе с 1995 года завод самостоятельно перешел на сборку этих шасси из машинокомплектов, оставшихся на складах. В это же время завод переходит на производство автобусов Семар-3235 с дизельным двигателем, которые постепенно вытесняют бензиновые САРЗ-3976 (модернизированный «3280») и их модификации.
С расширением производства конверсий на базе «ГАЗели» стало ясно, что производство автобусов среднего класса оказалось не столь выгодным для предприятия, как семейство Семар-3234, ведь они пользовались хорошим спросом исключительно из-за дешевизны, поэтому производство «кавзоподобных» автобусов с каждым годом сокращалось. На сегодняшний день НПП «Семар» полностью прекратило выпуск автобусов «Семар-3280» и «Семар-3976». Так что теперь это достояние нашей истории… истории, которую на заводе чтят и хранят, ибо нет будущего у того, кто не помнит своего прошлого.

www.gruzovikpress.ru
Основан в 1949 году как механические мастерские по ремоту автомобилей, таркторов, электропил. В 60-х годах началось производство прицепов-роспусков. В 1965 году мастерские реорганизованы в механический завод (с 1967 — авторемонтный). Завод осуществлял капитальный ремонт автобусов ПАЗ-651. С 1983 года выпускает автобусы, фургоны и специальные автомобили на шасси ГАЗ. В 1995 году освоена сборка шасси из деталей, поступающих с ГАЗа. С 2003 года входит в промышленную группу «Самотлор-НН». 606650, Нижегородская обл., г. Семёнов, ул. Промышленная, 6. http://semenov.nnov.ru/semar.htm | |||
Самотлор-НН-32404 (Н.Новогород, 08.08.2009) | Самотлор-НН-32404 (Гороховец, 20.08.2011) | Самотлор-НН-5295 (Н.Новогород, 08.08.2009) | Самотлор-НН-5295 (Н.Новогород, 19.06.2010) |
Самотлор-НН-5295 (Н.Новогород, 19.06.2010) | САРЗ-3280 (Иваново, 24.10.2004) | САРЗ-3280 (Иваново, 31.10.2004) | САРЗ-3280 (Иваново, 11.05.2007) |
САРЗ-3280 (Иваново, 25.06.2008) | САРЗ-3280 (Нижегородская обл., Макарьево, 17.08.2009) | САРЗ-3280 (вид сзади) | САРЗ-3280 (Н.Новгород, 20.08.2016) |
САРЗ-3280 ОМОН (Иваново, 21.08.2007) | САРЗ-3282 (Иваново, 30.09.2007) | САРЗ-3282 (вид сбоку) | САРЗ-3282 (вид сзади) |
САРЗ-3282 (Иваново, 04.10.2007) | САРЗ-3282 (Иваново, 26.05.2009) | Семар-3234 (Иваново, 22.01.2005) | Семар-3234 (вид сзади) |
Семар-3234 (Иваново, 19.07.2006) | Семар-3234 (Иваново, 03.09.2006) | Семар-3234 (Иваново, 30.04.2007) | Семар-3234 (Иваново, 29.05.2007) |
Семар-3234 (Иваново, 26.02.2011) | Семар-3234 дорожная лаборатория (Иваново, 23.09.2006) | Семар-3234 рефрижератор (Н.Новгород, 19.06.2010) | Семар-32343 (Иваново, 30.05.2009) |
foto-avto.narod.ru
Предприятие
ООО «Семар — Сервис» — малое предприятие основанное в 2002 году, расположено в Нижегородской области по адресу г.Семенов, ул. Чернышевского д.4, численностью 40 человек.
Предприятие расположено рядом с железной дорогой и автомобильной трассой регионального значения Н.Новгород — Киров.
Площадь, занимаемая предприятием, составляет 9074 м2.
График работы: Пн-Пт с 8:00 до 17:00 Сб.Вс – выходной.
Основным видом деятельности предприятия является:
1.Изготовление автомобилей с двухрядными кабинами на базе шасси ГАЗ 3308, 09; «Газона-Next» и «Камаз»
- Удлинение колесной и монтажной базы автомобилей на базе шасси ГАЗ 3308, 09; «Газона-Next»
Автомобили с двухрядной кабиной
Предназначены для работы в тяжелых условиях эксплуатации и удачно сочетает в себе лучшие качества армейского автомобиля с удобствами транспортного автомобиля.
Пятиместная кабина в сочетании с грузовой платформой пользуется большой популярностью в различных отраслях, обеспечивает работу производственных бригад ( строители, геологи, нефтяники, энергетики, газовики, МЧС, лесники, охотники и тд.).
Зачем нужно удлинять?
Удлинение колесной базы автомобиля – это выгодное решение, к которому приходит каждый перевозчик, заинтересованный в увеличение своей прибыли от грузоперевозок. Учитывая, что стоимость удлинения колесной базы вполне разумна и адекватна, то денежные вложения в автомобиль базовой комплектации очень быстро окупятся.
В нашей компании удлинение производится в течении одного рабочего дня!
— Все работы на нашем предприятии производятся в строгом соответствии нормативно-технической документации и технических условий.
— На предприятии действует система менеджмента качества (СМК), в соответствии которой, на первом месте в политике предприятия является обеспечение требований потребителя.
— Продукция предприятия сертифицирована в соответствии требований ТР ТС 018/2011.
— Работы в этом плане ведутся в рамках разделительных перечней, согласованных с ООО «Автозавод ГАЗ».
Месячная программа по изготовлению автомобилей составляет в среднем 50 шт.
Предприятие имеет необходимое технологическое оборудование и производственные площади для осуществления и увеличения объемов данного вида деятельности.
Почему выгодно обращаться в «ООО Семар-Сервис»
- На все виды оказанных услуг даётся гарантия;
- Оперативное выполнение заказов;
- Подготавливается вся документация, необходимая для перерегистрации в ГИБДД;
- Индивидуальный подход к каждому клиенту: скидки, акции, выгодные предложения.
semar-servis.ru
Семар — это… Что такое Семар?
СЕМАР — в индуистской мифологии Индонезии и Малайзии бог карлик, воплощение темных чувств, человеческого несовершенства … Большой Энциклопедический словарь
СЕМАР — Твален (балийск.), в индуистской мифологии Западной Индонезии и Малайзии сверхъестественное существо, ниспосланное на землю с миссией покровительства простым смертным и как воспитатель и советник потомков богов. Однако мифологическая генеалогия… … Энциклопедия мифологии
СЕМАР — СЕМАР, в индуистской мифологии Индонезии и Малайзии бог карлик, воплощение темных чувств, человеческого несовершенства … Энциклопедический словарь
Семар — Семёновский опытно экспериментальный механический завод ранее: САРЗ ЗАО организация … Словарь сокращений и аббревиатур
СЕМАР — (Semard), Пьер (1887 7.III.1942) деятель франц. и междунар. рабочего движения. По профессии рабочий железнодорожник. С 1916 чл. Социалистической партии; с этого же года активный деятель проф. движения. Член ФКП с 1920, один из ее основателей. В… … Советская историческая энциклопедия
Семар, П. — (Semard, P.) (1887 1942) был французским революционным синдикалистом. После Октябрьской революции вступил в компартию; во время большевизации Коминтерна поднялся до поста генерального секретаря, который занимал с 1924 по 1929 год … Исторический справочник русского марксиста
СЕМАР (Semard) Пьер — (1887 1942) деятель французского и международного коммунистического движения. генеральный секретарь Французской КП в 1924 30. Арестован в 1939; выдан властями Виши немецким оккупантам и казнен ими … Большой Энциклопедический словарь
Семар Пьер — Семар (Semard) Пьер (15.2.1887, Верден сюр ле Ду, ‒ 7.3.1942, Эврё), деятель французского рабочего движения. По профессии рабочий железнодорожник. В 1916 вступил в Социалистическую партию. Одни из создателей Французской коммунистической партии… … Большая советская энциклопедия
СемАР-3234 — Наиболее распространённая версия пассажирской «ГАЗели» маршрутное такси ГАЗ 322132 ГАЗель серия российских малотоннажных грузовых автомобилей и микроавтобусов, производимых на Горьковском автомобильном заводе с июля 1994 года. Сборка автомобилей… … Википедия
Семар Пьер — (Semard) (1887 1942), генеральный секретарь Французской КП в 1924 30. Арестован в 1939. В 1940 выдан правительством «Виши» командованию германских войск; казнён ими. * * * СЕМАР Пьер СЕМАР (Semard) Пьер (1887 1942), деятель французского и… … Энциклопедический словарь
dic.academic.ru
СЕМАР — это… Что такое СЕМАР?
СЕМАР — в индуистской мифологии Индонезии и Малайзии бог карлик, воплощение темных чувств, человеческого несовершенства … Большой Энциклопедический словарь
СЕМАР — Твален (балийск.), в индуистской мифологии Западной Индонезии и Малайзии сверхъестественное существо, ниспосланное на землю с миссией покровительства простым смертным и как воспитатель и советник потомков богов. Однако мифологическая генеалогия… … Энциклопедия мифологии
СЕМАР — СЕМАР, в индуистской мифологии Индонезии и Малайзии бог карлик, воплощение темных чувств, человеческого несовершенства … Энциклопедический словарь
Семар — Семёновский опытно экспериментальный механический завод ранее: САРЗ ЗАО организация … Словарь сокращений и аббревиатур
Семар — (Semard) Пьер (15.2.1887, Верден сюр ле Ду, 7.3.1942, Эврё), деятель французского рабочего движения. По профессии рабочий железнодорожник. В 1916 вступил в Социалистическую партию. Одни из создателей Французской коммунистической партии… … Большая советская энциклопедия
Семар, П. — (Semard, P.) (1887 1942) был французским революционным синдикалистом. После Октябрьской революции вступил в компартию; во время большевизации Коминтерна поднялся до поста генерального секретаря, который занимал с 1924 по 1929 год … Исторический справочник русского марксиста
СЕМАР (Semard) Пьер — (1887 1942) деятель французского и международного коммунистического движения. генеральный секретарь Французской КП в 1924 30. Арестован в 1939; выдан властями Виши немецким оккупантам и казнен ими … Большой Энциклопедический словарь
Семар Пьер — Семар (Semard) Пьер (15.2.1887, Верден сюр ле Ду, ‒ 7.3.1942, Эврё), деятель французского рабочего движения. По профессии рабочий железнодорожник. В 1916 вступил в Социалистическую партию. Одни из создателей Французской коммунистической партии… … Большая советская энциклопедия
СемАР-3234 — Наиболее распространённая версия пассажирской «ГАЗели» маршрутное такси ГАЗ 322132 ГАЗель серия российских малотоннажных грузовых автомобилей и микроавтобусов, производимых на Горьковском автомобильном заводе с июля 1994 года. Сборка автомобилей… … Википедия
Семар Пьер — (Semard) (1887 1942), генеральный секретарь Французской КП в 1924 30. Арестован в 1939. В 1940 выдан правительством «Виши» командованию германских войск; казнён ими. * * * СЕМАР Пьер СЕМАР (Semard) Пьер (1887 1942), деятель французского и… … Энциклопедический словарь
dic.academic.ru