Дорожная колея – Колея это вдавленность на дорожном покрытии

Содержание

Колея это вдавленность на дорожном покрытии

Колея – это величина, которая показывают расстояние между двумя колесами, расположенными на одной оси.

Если быть точным, то это расстояние измеряется между серединами двух колес. То же самое касается и грузовых автомобилей, которые имеют сдвоенную конструкцию колес. Однако под этим определением находятся и другие понятия. Постараемся, как можно подробнее, раскрыть что же это колея.

Если говорить на народном языке, то колеей называют углубление в дорожном покрытии в результате взаимодействия двух составляющих – самой дороги, а также колеса автомобиля. Она образуется в виде продольной канавы и появляется только в тех местах, где автомобили часто передвигаются друг за другом.

Такое углубление может образоваться не только в рыхлом грунте или грязи, но и на асфальте. Известны случаи, когда за много лет дорожное покрытие продавливалось на столько, что многие низкие машины начинали «цеплять» дном, проезжая через такое препятствие. Кроме того, многим водителям знаком такой термин, как зимняя колея, которая особенно часто встречается во дворах. Из нее не просто выбраться, а при движении на большое скорости, она может стать причиной страшного ДТП.

Сегодня речь пойдет не о правилах безопасного управления машиной в таких углублениях, а о колее автомобиля, которая очень сильно влияет на многие его параметры.

Как влияет ширина колеи на авто

Всем известно, что колея автомобилей на задней и передней оси должна быть одинакова. Это необходимо для того, чтобы движение по бездорожью не казалось такой сложной задачей, так как сопротивление движению в этом случае, получают только передние колеса, которые прокладывают путь. Задние же, движутся уже по накатанной дороге. В противном случае, автомобиль может получить затруднения при преодолении снежных препятствий или грязи. Кроме того, различная колея приводит к таким ухудшениям:

  1. Снижение проходимости автомобиля
  2. Увеличение расхода топлива
  3. Ухудшению управляемости. Тут подразумевается низкая маневренность.

Из-за чего переворачиваются автомобили

Теперь самое время поговорить о том, что дает размер колеи для автомобиля. Начнем с узкой колеи, которая подходит для передвижения по дорогам с малой шириной. Например, в европейских странах есть очень узкие улицы, где способен пройти не каждый автомобиль. Тут нужно учитывать, что узкая колея снижает общую ширину автомобиля и позволяет ему продвигаться по затрудненным городским участкам дорог. Но тут есть и свои минусы – такая машина очень склонна к опрокидыванию.

Другое дело авто с широкой колеей, которое уверенно проходит крутые виражи на большой скорости, так как достаточная ширина позволяет легко переносить боковые нагрузки, связанные с кренами на поворотах. Такую машину будет сложнее перевернуть и на больших уклонах при движении боком в сторону спуска. Если автомобиль имеет нужную ширину колеи, то опрокидывание ему не страшно.

Но если говорить о практике, то таких автомобилей мало и при таком передвижении, они подвергаются воздействию сразу нескольких сил – сил тяжести, центробежной силе и сопротивление скольжению, которое не дает авто легко и быстро съехать боком вниз. Эти силы, приложенные одинаково при достаточной величине уклона могут легко привести к тому, что транспортное средство перевернется, так как центробежная сила выйдет за пределы опоры (колес). Конечно, это все не страшно, если давление в колесах в пределах нормы, а багажник находится в пустом состоянии, скорость движения авто находится на минимальной или самой максимальной отметке.

Вот и все, что необходимо знать любому водителю о том, что такое колея. Как видите, ничего сложного в этом совсем нет, желаем вам удачи на дорогах!

Читайте так же

365drive.ru

Причины образования колеи на автомобильных дорогах

От чего образуются колеи на асфальте? Многие автолюбители считают, что главная причина — шипованные покрышки. Расскажем про основные моменты образования колеи на автомобильных дорогах. Кто виноват?

Основные причины

Если полностью запретить эксплуатацию машин с шипованной резиной, это не избавит от появления колеи на дорогах. Но почему шипы считают главным источником, ведь есть другие причины. Колеи от шипованной резины бывают в виде узеньких полосок. А от грузового транспорта и большого потока автомобилей — в виде деформирования дорожного полотна. В результате на дорогах появляются широкие впадины, с возвышенными краями.

Именно, этот тип колеи встречается чаще всего. А разрушения от шипованной резины по сравнению с деформацией от большого потока машин — минимальны.

Получается, важными причинами появления колеи является несовершенство дорожно-строительных работ и низкое качество асфальтобетонной смеси. Согласно техническим требованиям, дорожное полотно должно состоять из двух слоев, каждый из которых нужно оставлять в покое на трое суток. Часто бывает наоборот — дорожники положат только один слой асфальта, который способен выдерживать нагрузку лишь на 300 автомобилей в сутки. А где найдешь такие дороги в крупном городе, с такой малой интенсивностью движения?

К тому же, при наложении каждого слоя асфальта необходимо дать ему засохнуть в течение 72 часов. У нас делается всё наоборот, как положат асфальт, так сразу пустят по нему поток автомобилей. А кто не против, из автолюбителей, «пролететь» на новом гладком асфальте с ветерком.

Ещё одна причина несовершенства

При ремонте старой дороге с глубокими колеями часто удаляют лишь верхний слой асфальта, и на место него накладывают новый. Это конечно дешевле, чем строить её заново, но толку мало. Через некоторое время вновь образуются колеи.

При образовании колеи деформируется все дорожное полотно. Чтобы от них избавиться, нужно перестраивать автодорогу заново, а не только заменять верхний слой. Кстати, в Европе, поверхностный ремонт дороги, т.к. толку от него мало.

Понятно, главной причиной в образовании колеи является низкое качество дорожного полотна и дорожных работ. Их вклад в разрушении асфальта минимален на фоне воздействия холода, жары, ветра, тяжелых грузовиков. Большее значение имеет качественная работа строителей. Если сделано грамотно, то ровная и гладкая поверхность дороги будет радовать водителей десятилетиями. Но, многие автолюбители продолжают утверждать, что виноваты шипы на колесах. И часто, ссылаются на европейский опыт.

В Германии запрещена эксплуатация шин с шипами с 1975 года, но это не связано с разрушением дороги. Причина запрета — больший тормозной путь автомобиля с шипованными шинами на сухом асфальте.

Можно ли переделать плохие дороги?

Планировка улиц крупных городов и большая загруженность приведут к тому, что при капитальном ремонте целые районы охватит транспортный коллапс. Срезание и замена верхнего поврежденного слоя не даёт нужного эффекта, ведь происходит деформация покрытия в целом, а не только удаляемых нескольких сантиметров. Пройдет год, и новая поверхность проявит дефекты старой. Например, в Европе такая схема не применяется. Если дорога нуждается в ремонте, ее закрывают целиком. Обходится дороже, но в результате выгоднее…

При восстановлении поврежденного покрытия используют шершавый асфальт. У него больше срок службы, а значит надо меньше его ремонтироваться. Но шум от него выше среднего. При ремонте используют обходные технологии, когда верхний слой укладывают из гравия. Автолюбители сами должны его «прокатать». На практике это оборачивается, в первые дни после ремонта, вылетом камней из-под шин, что нередко приводит к сколам на стекле.

Чтобы автомобильная дорога дольше прослужила — нужно соблюдать все технологии строительства. Но шипы в разрушении асфальта определенно ни при чем… Колея – результат несоблюдения технологии укладки.

Статьи по теме

amastercar.ru

Колея дорожная. Как выехать | Дорожный бложик

По дорогам машины мчатся практически без остановки. И днем и ночью огромные большегрузные длинномеры, перевозящие всевозможный товар, рейсовые автобусы и просто рядовые автолюбители проминают асфальт под колесами своих автомобилей.

В результате на “оживленных” участках дороги образуется колея. Образовавшаяся колея на какой-нибудь федеральной скоростной трассе — это действительно опасность для множества водителей.

Порой если колея, накатанная по ней сложно проехать и не создать опасность для других участников дорожного движения, вылетев из нее и оказавшись на встречной полосе, другой машине, обочине или в кювете.

Многие водители ошибочно считают, что колея бывает только в левой скоростной полосе. Это не так на полосах дорог расположенных справа тоже встречается колея.

В зимнее время года колея может образовываться и на обычных дорогах и улочках в результате множественного выпадения осадков в виде снега и его обледенение. Она еще опаснее.

Представьте вы проезжаете по тихой улочке. А, как правило, такие улочки проходят у нас там, где владельцы близлежащих домов ставят машины в парковочные карманы или бросают свои автомобили вдоль дороги.

Если вы попадаете в колею на таком участке дороги и не удачно из нее попытаетесь выбраться, то смело можете снести на своем пути несколько машин.  Подобный эффект получается и в летнее время если на дороге с колеей идет дождь и вы оказываетесь в ней. А как вы знаете, во время дождя на высокой скорости возникает аквапланирование и вероятность вращения автомобиля полученное после попытки выбраться из колеи достаточно велика.

Так как же выбраться из колеи и не создать помех для рядом движущихся машин?

Самый правильный ответ в данной ситуации это не попадать в колею. И проезжая подобный участок дороги оставлять продавленный асфальт между колес вашего автомобиля.  Ну а если все же вы оказались колесами в колее, то держите крепко и уверенно руль и придерживайтесь ряду советов.

Прежде всего, оказавшись внутри колеи, не стоит совершать резких и не обдуманных действий рулем и пытаться занять более ровное положение автомобиля. В результате такого подруливания колеса соприкасаются с краями колеи, и автомобиль начинает бросать от одной внешней стороны колеи к другой.

После этого машина входит в резонанс и происходит раскачивание автомобиля на скорости. Так возникает высокая вероятность вылететь из нее и спровоцировать ДТП.

Нужно помнить, что колея на высоких скоростях очень не безопасна и попытки подавить раскачку выкручиванием руля в сторону заноса автомобиля не увенчаются успехом. Для начала надо погасить амплитуду этого колебания, резко крутить руль в подобной ситуации не нужно.

Для того, что бы выехать из колеи для начала нужно прижаться как можно ближе колесом к бортику колеи в том направление куда вы планируете совершить маневр выезда.

Если вы планируете выбираться из колеи влево, то стоит прижаться к левому бортику колеи если вправо, то к правому бортику. И только после того как вы выполнили этот пункт совершить быстрое и решительное движение рулем в сторону маневра и тут же вернуть руль в исходное положение выровняв руль и выставив колеса прямо. Это позволит вам избежать мотания автомобиля внутри колеи и выровнять машину, без каких либо трудностей.

Так же это маневр поможет вам избежать длительного контакта колес с кромкой колеи, что повышает вероятность вылететь из нее.

Напоследок хочется пожелать вам дороги без колеи и трассы без сюрпризов.

signsign.ru

Дороги: Шипы и колея — журнал За рулем

ЧЕМ ИЗНАШИВАЮТ?

К сожалению, в России серьезные исследования преждевременного износа и нарушения структуры дорожного покрытия не проводятся. Поэтому воспользуемся опытом специалистов американского штата Вашингтон (не путать с одноименной столицей). Это самый северо-восточный штат США, зима снежная, хотя и не очень морозная. Шипованные шины там тоже используют, хотя и реже (американцы предпочитают всесезонку). Несмотря на это, состояние дорог идеальным не назовешь.

Для исследования происхождения колеи американцы, в свою очередь, обратились к северным соседям. В Национальном институте оптики Квебека разработали лазерную систему измерения колеи LRMS (Laser Rut Measurement System). Приборы, закрепленные на выносных кронштейнах в задней части автомобиля, считывали текстуру дорожного покрытия через каждые 3 миллиметра. Одновременно за полотном следили видеокамеры. Компьютерные системы анализировали ширину, глубину и форму колеи.

Подобному контролю подвергли все основные магистрали штата. Основной сложностью было отличить те повреждения, которые вызвали шипы, от износа грузовым транспортом и обычными (нешипованными) легковыми колесами. Как оказалось, колея, вызванная каждым из этих факторов, имеет свои особенности. От шипов, например, возникают две тонкие борозды, причем вне их пределов дорога абсолютно ровная. А от остальных шин, в том числе грузовых, колеи словно продавлены, по бокам обоих углублений имеются характерные возвышения. Асфальт не стирается, а деформируется и расползается в зоны пониженной нагрузки.

Таким образом удалось выделить износ именно от шипованных шин. Например, на трассе I-5 глубина колеи от них составила 7 миллиметров. Важное уточнение: покрытие было уложено 40 (!) лет назад, по этой дороге ежедневно проходит 194 тысячи машин. Для таких обстоятельств износ просто ничтожный!

ЧТО ИЗНАШИВАЮТ?

В России средний срок службы дороги 8 лет. Для строительства дорог в США до сих пор применяют бетон — смесь песка, гравия и цемента. У нас его не используют еще со времен СССР — в нефтедобывающей стране битум дешевле. Бетонное покрытие имеет характерную особенность: в среднем через каждые 10 метров дорогу пересекают поперечные швы, заполненные битумом. Это позволяет компенсировать податливость материала и снизить влияние перепадов температуры.

На смену бетону пришел асфальтобетон — однородный черный материал, имеющий в своем составе, помимо песка, щебень, минералы и вяжущий битум, благодаря которому дорога превращается в единое полотно. Кроме того, асфальтобетон обладает лучшими сцепными свойствами. В Америке, где отдают предпочтение просто бетону, для повышения безопасности в мокрую погоду на еще не застывший верхний слой наносят неглубокие риски, отводящие воду.

ПОЧЕМУ ИЗНАШИВАЮТ?

Каждое строительство требует строгого соблюдения технологии. С этой стороны асфальтобетон более уязвим. Точности требуется много: два слоя асфальтобетона толщиной 60–80 миллиметров укладывают на подстилающий слой из песка и щебня и выдерживают минимум по трое суток каждый. Один слой асфальтобетона годится только для самых тихих улиц, где за сутки проезжает менее 3000 машин. В российской столице таких попросту нет!

На практике получается по-другому. Водители ругают дорожников за сужения, администрация города — за сроки. Но мало кто понимает, чем спешка оборачивается в будущем. Довольные водители жмут на газ по едва остывшей дороге.

Положенными 72 часами просто пренебрегают. Равно как и двухслойной технологией. Зачем тратить вдвое больше времени и материалов? Особенно когда за перерасход и несоблюдение сроков можно серьезно схлопотать.

Даже срезание и замена верхнего поврежденного слоя не дает длительного эффекта. Потому что колеи — это деформация покрытия в целом, а не только удаляемых нескольких сантиметров. Пройдет год, и новая поверхность, как копирка, проявит дефекты старой. Поэтому в Европе такая схема не применяется. Если дорога нуждается в ремонте, ее закрывают целиком. Обходится дороже, но в результате выгоднее…

ШИП ИЛИ ПШИК?

Получается, что шипованные шины — отнюдь не главный источник возникновения колейности. Да, их вклад виден после тщательной компьютерной обработки, но он 

www.zr.ru

дорожная колея — со всех языков на русский

  • 1 track

    [træk] 1) Общая лексика: «уклон», беговая дорожка, бродить, буксировать, вереница, выслеживать, гусеница , дорожка , жизненный путь, иметь определенное расстояние между колёсами, катиться по колее , колея, курс, лёгкая атлетика, лыжня, намечать курс, напачкать, направляющее устройство, наследить, прокладывать колею, прокладывать путь, прослеживать, рельс, след, следить, специализация в школе, трасса, трек, тропа, тропинка, тянуть бечевой, укладывать рельсы, фарватер, фонограмма, ходить, ряд , путь, следить за, делить учащихся на группы (классы) по способностям , просёлочная/грунтовая дорога 8) Военный термин: (боевая) машина, гусеничный транспортёр, звено гусеничной ленты, отметка цели, траектория, цель, трак , звено , маршрут полёта , отметка цели , полоска , осуществлять проводку , боевая (гусеничная) машина 9) Техника: адресовать, гусеничная лента, гусеничный, дорога, дорожная колея, железнодорожный путь, канавка , колея шасси, конвейер, линия фактического пути, межсоединение, направление, направляющая, направляющая в виде рельсового профиля, парк, перфорация, повторять, прокладывать маршрут, прокладывать трассу, проследить, путевой, путевой угол, следовать по колее, схема поражения забоя , транспортёр, трелёвочный волок, колея , визировать , дорожка на печатной плате 11) Строительство: гусеница , полоса наката , котлован для фундамента стены, траншея для фундамента стены 22) Музыка: песня , трек (песня), композиция 31) Нефть: кольцо , направляющее приспособление , маршрут, сопровождать 46) Робототехника: звено , направляющая 49) Макаров: заправлять рулонную печатную машину лентой, идти по обнаруженному следу, карьера, лесосека, место, где кто-л. стоит, образ жизни, оставлять колею, оставлять след, остаток, признак, прокладывать курс, просёлочная дорога, протектор шины, соединение, сопрягать контуры, соревнования по лёгкой атлетике, трак, траковая лента, устанавливать, расстояние между передними и задними колёсами , строчка , адресовать , занести , нанести , следить , участок , вереница , ход , цепь , дорожка записи , линия пути , выслеживание , преследование , путь , визировать , волок , фонограмма , сопровождение , сопровождать , вести , сопровождать , след , трек , трек , сопрягать 53) Электротехника: запись , трассирование, дорожка

    Универсальный англо-русский словарь > track

  • 2 washboard

    Универсальный англо-русский словарь > washboard

  • 3 Fahrspur

    сущ.

    1) общ. колея, след

    6) авт. ряд, полоса движения

    Универсальный немецко-русский словарь > Fahrspur

  • 4 Radspur

    сущ. 2) авиа. расстояние между колесами, след от колес, колея , отпечаток колеса

    5) авт. колёсный след, следы от колёс

    Универсальный немецко-русский словарь > Radspur

  • 5 vía

    1. f

    1) путь, доро́га пр и перен

    por vía — а) путём, спо́собом; при по́мощи б) nc в ви́де, поря́дке, на мане́р разг

    2) у́лица; доро́га; шоссе́

    vía pública colect — обще́ственные места́ го́рода: у́лицы, пло́щади и т п

    gran vía — центра́льный, гла́вный проспе́кт

    4)

    tb vía férrea — желе́зная доро́га

    5) колея́ ; путь

    vía doble, ¡nica — двухколе́йная, одноколе́йная доро́га

    7) , юр процеду́ра; путь; кана́л 8) мед путь мн; прото́к; кана́л

    9)

    Vía crucis, tb Vía sacra — рел кре́стный путь

    Vía crucis — перен страда́ния; муче́ния; хожде́ние по му́кам

    10)

    2. prep

    salen Roma — Londres, vía (de) París — они́ летя́т ре́йсом Рим — Ло́ндон | с поса́дкой в Пари́же | че́рез Пари́ж

    Diccionario Español-Ruso de Uso Moderno > vía

  • 6 washboard

    2) дорожная колея; колейный износ

    Англо-русский строительный словарь > washboard

  • 7 колея

    ж

    2) ж.-д. Gleis n ; Spur f

    ••

    БНРС > колея

  • 8 колея

    БНРС > колея

  • 9 колея рельсы

    БНРС > колея рельсы

  • 10 след колея лыжня полоса движения

    БНРС > след колея лыжня полоса движения

  • 11 колея

    ж.

    2) ж.-д. voie f

    ••

    БФРС > колея

  • 12 колея

    ж.

    1) carril m, rodada f

    2) ж.-д. vía f; trocha (Лат. Ам.)

    широ́кая, у́зкая колея́ — vía ancha, estrecha

    ••

    войти́ в колею́ — asentarse

    вы́биться (вы́йти) из колеи́ — descarrilarse, descarriarse

    БИРС > колея

  • 13 колея

    ж.

    1) carreggiata, rotaia

    ••

    Большой итальяно-русский словарь > колея

  • 14 колея

    Татарско-русский словарь > колея

  • 15 битумнозная дорожная одежда

    Большой англо-русский и русско-английский словарь > битумнозная дорожная одежда

  • 16 дорожная битумная смесь

    Большой англо-русский и русско-английский словарь > дорожная битумная смесь

  • 17 дорожная выемка

    Большой англо-русский и русско-английский словарь > дорожная выемка

  • 18 дорожная застава

    Большой англо-русский и русско-английский словарь > дорожная застава

  • 19 дорожная карта

    Большой англо-русский и русско-английский словарь > дорожная карта

  • 20 дорожная маркировочная краска

    Большой англо-русский и русско-английский словарь > дорожная маркировочная краска

См. также в других словарях:

  • увести — уведу, уведёшь; увёл, увела, ло; уведший; уведённый; дён, дена, дено; уведя; св. (кого что). 1. Уходя, взять с собой, повести следом за собой. Увела подругу в сад. Ушёл на улицу и увёл за собой всех ребятишек. Хозяин увёл гостей в кабинет. Вчера… …   Энциклопедический словарь

  • увести — уведу/, уведёшь; увёл, увела/, ло/; уве/дший; уведённый; дён, дена/, дено/; уведя/; св. см. тж. уводить, увод кого что 1) Уходя, взять с собой, повести следом за собой. Увела подругу в сад …   Словарь многих выражений

  • Узкоколейные железные дороги — При постройке первого паровоза для железной дороги Стоктон Дарлингтон в 1825 г., а затем при сооружении в 1830 г. жел. дор. между Манчестером и Ливерпулем Д. Стефенсон не руководствовался какими либо техническими соображениями для выбора… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • BMW M3 — BMW M3 …   Википедия

  • BMW — (БМВ) Компания BMW, история компании, деятельность компании Компания BMW , история компании, деятельность компании, руководство компании Содержание Содержание Определение Название Собственники и руководство История До Второй мировой После Второй… …   Энциклопедия инвестора

  • Испания — Королевство Испания исп. и галис. Reino de España кат. Regne d Espanya баск. Espainiako Erresuma окс. Reialme d Espanha …   Википедия

  • Транспорт в Испании — В Испании есть все основные виды коммерческого и общественного транспорта. Содержание 1 Железнодорожный транспорт 2 Автомобильный транспорт …   Википедия

  • Испания — (Spain) Географическая характеристика Испании, история Королевства Испания, экономика Испании Политическая структура и административное деление Испании, самые крупные города Испании, испанская кухня, внешняя политика Испании Содержание Содержание …   Энциклопедия инвестора

  • ЗИЛ-130 — ЗиЛ 130 …   Википедия

  • BMW M1 — У этого термина существуют и другие значения, см. М1. BMW M1 …   Википедия

  • Alfa Romeo 33 Stradale — Alfa Romeo 33 Stradale …   Википедия

translate.academic.ru

Кто виноват в появлении колеи на дороге

Однажды я проехал 800 километров вдоль восточного берега Каспия. Степь ровная, как стол, дорога шириной… от километра до трех! Не промахнешься.

Тут каждый водитель пробивает свой собственный путь, свою колею. Первый мчится по целине, как по асфальту. Уже после пятой или шестой машины появляется колея. Водитель сворачивает и едет параллельно ей опять по целине. И так до бесконечности.

Примерно то же самое автомобилисты сделали бы и из городских улиц, но дома мешают тротуары.

Виноваты ли шипы?

Еще на слуху знаменитое утверждение, что в скоропостижном появлении колеи на новых и красивых трассах виноваты прежде всего обладатели зимней шипованной резины. Следующая версия тоже неплоха: мол, слишком много стало машин.

И еще одна: нет весового контроля нагрузки на ось грузовиков. То есть если автопоезда все тяжелее и тяжелее, а наши дороги на них не рассчитаны, надо всюду установить пункты контроля и не пускать на наши новые и современные дороги тяжелые грузовики.

Однако любой наблюдательный автомобилист заметит, что хотя и шипы или вес автопоезда любой дороге, конечно, добра не несут, но в колее они вряд ли повинны. Вот вопрос: почему чаще всего колея на многополосных шоссе образуется именно в левом ряду? Разве в этом ряду передвигаются самые шипованные и самые большегрузные? Или шипованные и большегрузные по другим полосам не ездят? Совсем нет. Те же грузовики в левый ряд на многополосных трассах не забираются, а колея там отчего-то самая глубокая.

Так кто же все-таки виноват в «колейности» (термин автодорожников «колейность» — последнее российское изобретение, и в словарях пока отсутствует)?

Деньги в асфальте

Кому довелось покататься по заграничным дорогам, про качество тамошних трасс отзовется в превосходной степени. Что интересно — нет колеи! Даже в близкой к нам по климатическим условиям Финляндии, где автопоездов не меньше, а зимой все шины шипованные в обязательном порядке! Секрет в том, что дороги там строятся изначально с расчетом на возрастающую нагрузку и долгие годы эксплуатации.

И у нас конструкции дорог, по мнению специалистов, должны меняться в четком соответствии с изменяющимися транспортными нагрузками и интенсивностью движения.

— Дорога высшей категории, построенная на закате социализма, — объясняет мне строитель с 20-летним стажем инженер Виктор Печковский, — это двухслойное асфальтобетонное покрытие толщиной 10-12 см, уложенное на щебеночное основание в 18-25 см. Но сегодня такой же слоеный пирог пригоден разве что для дорог низших категорий — четвертой и пятой. Первая категория сейчас требует, чтобы в основание укатывался бетон толщиной 20-35 см, а лишь сверху асфальт в 18-25 см.

Виктор Константинович рассказывает о множестве нюансов. «Ведь это — целая наука!»

Например, важно не только качество асфальтобетонного покрытия, но и то, на какое основание оно ложится. Так, в покрытиях, уложенных на основание из монолитного цементобетона, могут появиться трещины из-за теплофизической несовместимости материалов покрытия и основания. В результате трещины из основания ползут вверх.

Щебеночные основания лишены этого недостатка, однако у и них свои минусы. Главный: щебенка подвержена неравномерным усадкам, которые происходят из-за утряски ее зерен под влиянием многократных транспортных нагрузок. А если щебенка взята «из недорогого карьера», то колея появится даже скорее, чем утрясутся планы ямочного ремонта.

В дождь и мороз работать нельзя

Кроме того, по технологии, покрытия из асфальтобетонных смесей следует укладывать только в сухую погоду и при температуре не ниже плюс пяти. А ямочный ремонт должен производиться при температуре не ниже плюс 10 градусов.

Многое зависит именно от квалификации строителей дорог. Кстати, фирмы, которые работают на результат (их немного, но они уже есть), рекламируя себя, прежде говорят не о том, какие замечательные они строят дороги, а о том, какие у них умелые рабочие, какие замечательные машинисты катков, прорабы и инженеры. То есть качество исходных материалов, конечно, важная вещь, но от того, кто и в какую погоду укладывает асфальт, тоже зависит пресловутая «колейность».

Чаще всего на строительстве дорог у нас трудятся сезонные гастарбайтеры. Кто не видел их, кидающих дымящийся асфальт в дорожную выбоину, наполненную дождевой водой? Через неделю такая заплата превратится в крошку, а выбоина тут как тут. Кто не видел, как в некоторых дорогах на мокрую глину накатывают асфальт вообще без всякой подложки? Такое полотно от силы прослужит месяц. А сколько расследований случалось, когда дорожники вместо двух слоев асфальта укладывали один? Однако дорог много, а следователей на всех не напасешься.

У колеи секретов нет

Исследования, проведенные в Московском автодорожном институте, показали: все дело — в скорости автомобиля и качестве, прочности дорожного покрытия. Колея на левых полосах появляется оттого, что «подушка» дороги элементарно не соответствует скоростям современных автомобилей.

Если, например, в других развитых странах при строительстве дорог давно используют асфальтобетон, в котором до 70 процентов щебня, то у нас его количество, как правило, не превышает и 50 процентов. К новому высокопрочному материалу под называнием «щебнемастичный асфальтобетон» у нас только присматриваются. Строительство «по старинке», конечно, делает дорогу дешевле, но та же экономия на щебне оборачивается бесконечными ремонтами.

Остается только вопрос вопросов: будут ли выгодны качественные дороги тем, кто их постоянно ремонтирует?

rg.ru

причины, профилактика, методы устранения, видео

Проблема образования колеи на дороге волнует подавляющие большинство автолюбителей, потому что образованная «колеистость» становится причиной аварий, причем с достаточно серьезными последствиями. Существует мнение, что основным виновником появления колеи выступают сами автомобилисты, которые «обувают» свои транспортные средства в шипованную резину. Но, действительно ли именно так обстоят дела?

Основные причины появления колеи

Колея от шипов образуется в виде небольшой узенькой полосы, а вот образованные более широкие полосы, скорей всего появляются от большого количества крупного транспорта и потока. И, скорее всего, именно по этой причине и появляется «колеистость» с возвышенностями и впадинами.

Из всего набирается один вывод, что главной причиной, по которой возникает проблема образования колеи на дороге, выступают скорее не должным образом проведенные дорожные работы, а также крайне низкое качество самого покрытия и материала. Если обратим внимание на техническую документацию покрытия, то найдем четкую формулировку, что полотно обязаны укладывать в два слоя. Причем временной период между ними должен составлять не менее трех суток. Но, как правило, на отечественных дорогах толком даже один слой не могут добросовестно положить. И редко он соответствует даже минимальным показателям, а по подсчетам специалистов, большинство дорог в России предназначены для использования с интенсивностью дорожного движения не больше 500 машин в сутки.

ПРИМЕЧАНИЕ
Кроме того, даже если и кладут асфальт по технологии, придерживаясь норм и порядка, то не дают даже застынуть ему и суток. Зачастую сразу открывают движение по еще не сформированному полотну, от чего и появляются перепады и колеи.

Есть и еще одна причина, которая скрывается в некачественном ремонте. Наверняка каждый замечал, что при ремонте участка дороги, где уже есть впадины, просто снимают верхний слой полотна, без дополнительной обработки и укрепления основы. То есть проблема остается, и её засыпают новым асфальтом. Безусловно, такой тип «ремонта» гораздо дешевле, но и толку от его проведения, как видим, мало.

ПРИМЕЧАНИЕ
Не достаточно снять старый слой покрытия, ведь при использовании деформируется не только верхнее полотно, но и вся «подушка». Поэтому нужно строить основание снова, чтобы избежать появления колеи. Интересный факт про строительство дорог в Европе, там уже достаточно долгое время «ямочные» и поверхностный ремонты запрещены.

Поэтому понятно, что низкий показатель качества самого материала, не должное выполнение должностных обязанностей и становится основополагающей причиной появления колеи. Большое значение играет роль самих рабочих и руководителей, ведь качество выполненная работа, позволит оставаться дороге гладкой долгие десятилетия. Но, все еще большой процент людей видит виновником проблемы шипы, даже ссылаясь на опыт своих коллег из Германии.

ПРИМЕЧАНИЕ
Действительно, в Германии с 1975 года введен запрет на использование любых шин с шипами, но это связано не с повреждением полотна, а с большим тормозным путем и инерцией таких автомобилей.

Возникает категорический вопрос, а реально ли полностью переделать отвратительные дороги в хорошие? Безусловно, опыт показывает, что все это реально, но нужно учитывать местную специфику. К примеру, высокая загруженность дорог, планировка улиц, при длительном ремонте образуют самый настоящий коллапс. Но, в тоже время поверхностный ремонт не даст никаких положительных результатов, дорога будет сиять только первый год, а может и гораздо меньше. Поэтому гораздо дешевле полностью перекрыть участок дороги и провести капитальный ремонт, чем ежегодно проводить ямочные работы.

ПРИМЕЧАНИЕ
Сегодня чиновники предпочитают выбирать меньший негатив – плохие дороги. Подытожив, хотелось бы снова напомнить, что никакой роли в разрушении и образовании колеи шипы не играют. Виной всему выступают не качественные работы и материал.

Методы, с помощью которых может быть устранена проблема образования колеи на дороге

Как уже выяснили, для качественного ремонта важно не только устранить саму колею, но и убрать основополагающую причину. Поэтому важно проводить не только поверхностный ремонт, но и тщательно провести ревизию «подушки». Выявить недостатки, определить уровень работы и провести соответствующие мероприятия.

В компаниях занимающихся прокладкой дорог, разделяют ремонт на два основных подвида:

  1. Асфальтовый ремонт.
  2. Бетонный ремонт.

В первом случае, процесс подразумевает применение двух технологий:

  1. Ремонт производится с нарезкой дорожной карты, то есть такая работа позволяет полностью удалить разрушенное и поврежденное покрытие, с последующим анализом основания. Если «подушка» готова прослужить еще один сезон, тогда в места выреза заливается асфальтовая смесь. Зачастую используют холодный тип, потому что горячий асфальт на небольших отрезках достаточно сложно уплотнить.
  2. Второй тип работ учитывает уже отсутствие вырезки карты, как таковой. Технология подразумевает заливку полотна литой смесью. Такая смесь даже не требует обязательного уплотнения.

Во втором случае также подразумевается использование двух технологий:

  1. Таким же образом вырезается часть полотна, так называемая «карта», после чего укладывается арматура, в заранее нарезанные пазы. Перед установкой, арматуру, покрытие, основание тщательно обрабатывают и очищают. После этого только приступают к непосредственной заливке.
  2. Ремонт без нарезки «карт» выполняется с помощью специальных шпатлевок. То есть, колея очищается, убирается мусор, пыль, убирается поверхностный слой, как правило, не более 0,2 мм. После чего обрабатывается специальными растворами и эмульсиями на основе цемента.

Профилактика образования колеи

В Европе, к примеру, основные причины появления колеи вызваны попаданием воды с последующим разрушением полотна. Безусловно, в нашей стране также есть участки дорог, которые построены в соответствии со всеми правилами. Поэтому разумно было бы проводить профилактику разрушения, сберегать слой, используя разнообразные технологии.

Проблема образования колеи на дороге может быть решена с помощью специальных эмульсий, которые заливаются в образованные поры и обеспечивают защиту от попадания влаги. К недостаткам такого метода можно отнести только необходимость периодически раз в два года восстанавливать защитный слой.

Кроме применения различных растворов и эмульсий используют еще, так называемый, слой износа. Это слой асфальтового полотна, состоящий из 1 см. асфальта и 1 см. щебня утопленного в полотно. Такое покрытие защищает дорогу от влаги, а также способствует улучшению сцепления с колесами. По своим техническим параметрам, такой тип позволяет сохранить первоначальный вид дороги, но при условии, что изначально работы по обустройству дорожного полотна проводились с учетом всех норм и правил.

rovnayadoroga.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *