Ваза википедия – Ваза — Википедия. Что такое Ваза

Ваза — Википедия. Что такое Ваза

Китайская ваза

Ва́за — сосуд изящной формы с живописными или лепными украшениями, изготовленный из глины, фарфора, камня, стекла, металла и других материалов.

Среди сосудов этого рода особого внимания, по своей важности для истории искусства и археологии, заслуживают античные расписные вазы из обожжённой глины. Вазы эти интересны, во-первых, в том отношении, что украшающие их изображения дают понятие о рисовальном искусстве у древних греков, о характере и направлении их живописи; во-вторых, роспись этих сосудов, благодаря разнообразию трактуемых ею сюжетов, служит иллюстрированным комментарием всей эллинской древности: мифологические сцены, в которых действующими лицами являются все божества Олимпа, сцены из сказаний о героях, религиозные и погребальные обряды, гимнастические игры, различные эпизоды публичной и частной жизни.

По состоянию на конец XIX века особенно богаты вазами Лувр в Париже, Британский музей в Лондоне, Мюнхенская «Пинакотека современности», Античное собрание (Берлин) и Национальный археологический музей Неаполя, Национальный археологический музей (Афины) и Государственный Эрмитаж в С.-Петербурге. Глиняные расписные вазы встречаются преимущественно в гробницах; обыкновенно их ставили или клали около тела покойного или вешали на стенах гробового склепа. Большинство таких ваз относится к предметам домашней утвари. Имеются также декоративные вазы, а также вазы, использовавшиеся главным образом для приношения в дар богам и людям или в качестве наград на гимнастических и других состязаниях (например, панафинейские вазы).

Первые расписные вазы, обратившие на себя внимание учёных в XVII столетии, были найдены в Тоскане, а потому их сочли за произведения Этрурии; но по состоянию на конец XIX века считаются греческого происхождения, и только некоторые, ясно отличающиеся от остальных формой (канопы), цветом глины (чёрная глина — буккеро), характером и содержанием росписи и другими особенностями, — действительно этрусские изделия.

Изготовлением ваз занимались почти во всех городах Греции и её колоний, но главным центром этого производства была Аттика, в особенности Афины и Коринф. Отсюда, путём торговли, они распространялись по берегам Средиземного и Чёрного морей и проникали внутрь континента.

Технические приемы при изготовлении расписных ваз были везде одинаковы. Они состояли в следующем: гончар брал тонкую, хорошо просеянную и перемятую глину и, вылепив из этого материала руками общую, ещё грубую форму сосуда, обтачивал его и отделывал на гончарном станке; при этом ручки и шейка вазы изготовлялись отдельно и уже потом приставлялись к вазе. Глина употреблялась иногда (особенно в древнейшую пору) в естественном своем виде, без всякой примеси окрашивающих веществ, а иногда к ней прибавлялась какая-либо краска, для придания материалу тона, более приятного для глаза. После того как сосуд уже окончательно получил надлежащую форму, его сушили на солнце или слегка обжигали в печи, так, чтобы глина не утратила вполне своей мягкости.

Такая высушенная или слабо обожженная ваза поступала в руки живописца, если сам лепщик не брался за её роспись. Тот или другой из этих мастеров чертил на ещё довольно мягкой поверхности, острым или притупленным инструментом, желаемый сюжет, обозначая лишь главные его контуры. Прием же самой росписи был различен, смотря по тому, орнаментировался ли сосуд чёрными фигурами на красном фоне или, наоборот, красными фигурами на чёрном фоне. В первом случае художник покрывал сплошь чёрным лаком пространство внутри контуров, оставляя остальную поверхность сосуда нетронутой, затем он выцарапывал на засохшем лаке, также резцом, необходимые детали: мускулатуру, черты лица, складки одежды и проч., таким образом, чтобы естественная краска сосуда проглядывала в этих штрихах. Во втором случае он начинал с того, что проходил по начерченным контурам тонкой кистью с чёрным лаком, после чего толстой кистью окружал их снаружи широкой полосой того же лака, им же покрывал сплошь весь фон и, в заключение, обозначал тонкими чертами их детали, пользуясь при этом снова маленькой кистью.

По окончании этой работы ваза ставилась на долгое время в печь, где медленно и постепенно отвердевала и делалась годной к употреблению. Чёрный лак, которым производилась роспись, отличается большим блеском и удивительной прочностью: состав его неизвестен с точностью, но несомненно, что основанием ему служила окись железа.

См. также

Ссылки

Данные в этой статье приведены по состоянию на конец XIX века
(требуется перевод в современные единицы измерения).

Вы можете помочь, обновив информацию в статье.

wiki.sc

это… Что такое Ваза? 💯 ✅

Китайская ваза

Ваза — сосуд изящной формы, с живописными или лепными украшениями, сделанный из глины, фарфора, камня, стекла, металла и других возможных материалов.

Среди сосудов этого рода особого внимания, по своей важности для истории искусства и археологии, заслуживают античные расписные вазы из обоженной глины, находимые преимущественно в древних могильниках везде, где процветала или куда успела проникнуть эллинская цивилизация. Независимо от красоты своей общей внешности, свидетельствующей о том, как сильно проявлялся художественный вкус древних греков даже в подобных полуремесленных произведениях, вазы эти интересны, во-первых, в том отношении, что украшающие их изображения дают нам, до некоторой степени, понятие о рисовальном искусстве у этого народа, о характере и направлении его живописи, настоящих памятников которой почти не дошло до нас; во-вторых, роспись этих сосудов, благодаря разнообразию трактуемых ею сюжетов, служит, так сказать, иллюстрированным комментарием всей эллинской древности: мифологические сцены, в которых действующими лицами являются все божества Олимпа, сцены из сказаний о героях, религиозные и погребальные обряды, гимнастические игры, различные эпизоды публичной и частной жизни — все такие сюжеты, воспроизведенные на вазах, ставят зрителя лицом к лицу с верованиями и бытом давно исчезнувшего, высококультурного племени и помогают археологу уяснить себе многое, что оставалось бы для него темным, если бы он пользовался одними только показаниями древних писателей. Поэтому не удивительно, что во всех образованных странах учёные занимаются исследованием древнегреческих ваз, и во всех современных музеях Европы составляются и постепенно пополняются коллекции этих памятников древности. Особенно богаты ими Луврский музей в Париже, Британский музей в Лондоне, Мюнхенская пинакотека, Берлинский и Неаполитанский музеи, Афинский Варвакейон и Императорский Эрмитаж в С.-Петербурге. Глиняные расписные вазы, как сказано выше, встречаются преимущественно в гробницах; однако, они лишь в редких случаях оказываются содержащими в себе пепел покойников. Обыкновенно их ставили или клали около трупа или вешали на стенах гробового склепа. Большинство их относится к предметам домашней утвари: одни из них употреблялись для хранения сыпучих и жидких хозяйственных припасов, другие — для смешивания напитков, третьи для черпания, четвёртые для питья, пятые для туалетных снадобий и т. п. Были также вазы, не имевшие, очевидно, никакого практического назначения, но составлявшие только комнатное украшение, а также и такие, которые, при пригодности своей в домашнем обиходе, изготовлялись, главным образом, для того, чтобы быть приносимыми в дар богам и людям или для раздачи, в виде наград, на гимнастических и других состязаниях (каковы, например, панафинские вазы). Помещение их в гробницы обусловливалось двоякой целью: с одной стороны, родные покойника желали украсить как можно лучше его последнее убежище, а с другой — окружить его предметами, которые были ему полезны и приятны на земле, по-видимому, в том убеждении, что они могут служить ему и в загробной жизни. Первые расписные вазы, обратившие на себя внимание учёных в XVII столетии, были найдены в Тоскане, а потому их сочли за произведения Этрурии; но в настоящее время наименование их этрусскими совершенно оставлено, и каждый, сколько-нибудь знакомый с археологией, уже не сомневается, что наибольшая их часть — греческого происхождения, и только некоторые, ясно отличающиеся от остальных формой (канопы), цветом глины (чёрная глина — буккеро), характером и содержанием росписи и другими особенностями — суть этрусские изделия. Изготовлением ваз занимались почти во всех городах Греции и её колоний, но главным центром этого производства была Аттика, в особенности Афины и Коринф. Отсюда, путем торговли, они распространялись по берегам Средиземного и Чёрного морей и проникали внутрь континента, причём греческие мастера, рассчитывая на сбыт своих продуктов у варваров, порой подделывались под их вкус, как это доказывается находками, сделанными в разных отдаленных от Греции пунктах, например на юге нынешней России. Разумеется, во многих из тех мест, куда заносились эти произведения, возникала туземная их фабрикация, подражавшая греческим образцам, но лишь редко достигавшая до их совершенства. Однако, технические приемы при изготовлении расписных ваз были везде одинаковы. Они состояли в следующем: гончар брал тонкую, хорошо просеянную и перемятую глину и, вылепив из этого материала руками общую, ещё грубую форму сосуда, обтачивал его и отделывал на гончарном станке; при этом ручки и шейка вазы изготовлялись отдельно и уже потом приставлялись к вазе. Глина употреблялась иногда (особенно в древнейшую пору) в естественном своем виде, без всякой примеси окрашивающих веществ, а иногда к ней прибавлялась какая-либо краска, для придания материалу тона, более приятного для глаза. После того как сосуд уже окончательно получил надлежащую форму, его сушили на солнце или слегка обжигали в печи, так, чтобы глина не утратила вполне своей мягкости. Такая высушенная или слабо обожженная ваза поступала в руки живописца, если сам лепщик не брался за её роспись. Тот или другой из этих мастеров чертил на ещё довольно мягкой поверхности, острым или притупленным инструментом, желаемый сюжет, обозначая лишь главные его контуры. Прием же самой росписи был различен, смотря по тому, орнаментировался ли сосуд чёрными фигурами на красном фоне или, наоборот, красными фигурами на чёрном фоне. В первом случае, художник покрывал сплошь чёрным лаком пространство внутри контуров, оставляя остальную поверхность сосуда нетронутой, затем он выцарапывал на засохшем лаке, также резцом, необходимые детали, каковы мускулатура, черты лица, складки одежды и проч., таким образом, чтобы естественная краска сосуда проглядывала в этих штрихах. Во втором случае он начинал с того, что проходил по начерченным контурам тонкой кистью с чёрным лаком, после чего, толстой кистью окружал их снаружи широкой полосой того же лака, им же покрывал сплошь весь фон и, в заключение, обозначал тонкими чертами их детали, пользуясь при этом снова маленькой кистью. По окончании этой работы ваза ставилась на долгое время в печь, где медленно и постепенно отвердевала и делалась годной к употреблению. Чёрный лак, которым производилась роспись, отличается большим блеском и удивительной прочностью: состав его неизвестен с точностью, но несомненно, что основанием ему служила окись железа. Необходимо, однако, заметить, что в рассматриваемом роде живописи употреблялся не исключительно один чёрный колер: для оживления чёрных фигур художник прибегал иногда к белой и лиловато-красной краскам и ретушировал ими некоторые детали. С течением времени полихромная орнаментация ваз вошла в большой почет: в росписи особенно нарядных и дорогих сосудов стали появляться в изобилии голубой, зелёный, светло-жёлтый и темно-красный цвета, даже позолота. Наконец, некоторые сосуды, как, например, лекифы афинской фабрикации, покрывались слоем белой краски, по которому было удобно работать кистью. Надписи, сопровождающие весьма часто фигуры или гласящие об именах художников-исполнителей, начертывались на вазах чёрным лаком при помощи кисти или же выцарапывались в глине иглой. В какой степени проявлялось в живописной орнаментации ваз личное творчество её исполнителей — определить весьма трудно. Копировали ли они известные оригиналы или сами изобретали и обрабатывали свои композиции? Вопрос этот остается недостаточно разъясненным, но можно сказать положительно, что эти художники не прибегали ни к калькированию, ни к припорошке чужих или даже своих рисунков, и по многим экземплярам ваз видно, что художник проводил черты не сразу, но видоизменял и улучшал первоначальный эскиз. Допускают, впрочем, что вазовая живопись порой воспроизводила те или другие картины знаменитых мастеров; весьма вероятно также, что для некоторых, часто повторяющихся сюжетов, имелись образцовые рисунки, которых орнаментисты держались более или менее, выпуская, однако, или прибавляя фигуры к данной композиции сообразно пространству, имевшемуся в их распоряжении; но это подражание было далеко не рабское, всегда оставлявшее некоторый простор собственной фантазии орнаментиста, позволявшее ему сочинять и импровизировать. Расписыватели ваз, конечно, были артисты незнаменитые, но, несмотря на это, они достигали в своих произведениях редкого изящества. У народа, самого художественного из всех когда-либо существовавших, высокое состояние искусства выражалось даже в ничтожных продуктах промышленности; между художеством и ремеслом не было строгого разграничения, и орнаментист посуды был способен проявлять в своей скромной области и самостоятельность, и истинный талант. В отношении формы расписанные сосуды представляют большое разнообразие. Она соответствовала употреблению, для какого предназначался сосуд, и изменялась, можно сказать, до бесконечности, смотря по месту и времени производства и личному вкусу производителя. Тем не менее некоторые формы были особенно излюбленными и, имея один общий тип, составляли особые разряды, имевшие каждый своё особое наименование. Античные писатели (особенно позднейшей эпохи) сохранили для нас обширную номенклатуру греческих ваз; однако, показания этих авторов столь неопределенны и сбивчивы, что, основываясь на них и проверяя их по наличности сохранившихся ваз, мы все-таки не можем уяснить себе многое в этом предмете и, во многих случаях, получить положительные данные для того, чтобы называть те или другие вазы настоящим их именем. При всем том, благодаря замечательному труду Панофки и работам других исследователей (Летрона, Узинга, Ленормана и Витте, Лау), названия некоторых форм определены, по-видимому, окончательно.

См. также

Керамика

Ссылки

Данные в этой статье приведены по состоянию на конец XIX века
(требуется перевод в современные единицы измерения).
Вы можете помочь, обновив информацию в статье.

dic.academic.ru

Ваза Википедия

Китайская ваза

Ва́за — сосуд изящной формы с живописными или лепными украшениями, изготовленный из глины, фарфора, камня, стекла, металла и других материалов.

Среди сосудов этого рода особого внимания, по своей важности для истории искусства и археологии, заслуживают античные расписные вазы из обожжённой глины. Вазы эти интересны, во-первых, в том отношении, что украшающие их изображения дают понятие о рисовальном искусстве у древних греков, о характере и направлении их живописи; во-вторых, роспись этих сосудов, благодаря разнообразию трактуемых ею сюжетов, служит иллюстрированным комментарием всей эллинской древности: мифологические сцены, в которых действующими лицами являются все божества Олимпа, сцены из сказаний о героях, религиозные и погребальные обряды, гимнастические игры, различные эпизоды публичной и частной жизни.

По состоянию на конец XIX века особенно богаты вазами Лувр в Париже, Британский музей в Лондоне, Мюнхенская «Пинакотека современности», Античное собрание (Берлин) и Национальный археологический музей Неаполя, Национальный археологический музей (Афины) и Государственный Эрмитаж в С.-Петербурге. Глиняные расписные вазы встречаются преимущественно в гробницах; обыкновенно их ставили или клали около тела покойного или вешали на стенах гробового склепа. Большинство таких ваз относится к предметам домашней утвари. Имеются также декоративные вазы, а также вазы, использовавшиеся главным образом для приношения в дар богам и людям или в качестве наград на гимнастических и других состязаниях (например, панафинейские вазы).

Первые расписные вазы, обратившие на себя внимание учёных в XVII столетии, были найдены в Тоскане, а потому их сочли за произведения Этрурии; но по состоянию на конец XIX века считаются греческого происхождения, и только некоторые, ясно отличающиеся от остальных формой (канопы), цветом глины (чёрная глина — буккеро), характером и содержанием росписи и другими особенностями, — действительно этрусские изделия.

Изготовлением ваз занимались почти во всех городах Греции и её колоний, но главным центром этого производства была Аттика, в особенности Афины и Коринф. Отсюда, путём торговли, они распространялись по берегам Средиземного и Чёрного морей и проникали внутрь континента.

Технические приемы при изготовлении расписных ваз были везде одинаковы. Они состояли в следующем: гончар брал тонкую, хорошо просеянную и перемятую глину и, вылепив из этого материала руками общую, ещё грубую форму сосуда, обтачивал его и отделывал на гончарном станке; при этом ручки и шейка вазы изготовлялись отдельно и уже потом приставлялись к вазе. Глина употреблялась иногда (особенно в древнейшую пору) в естественном своем виде, без всякой примеси окрашивающих веществ, а иногда к ней прибавлялась какая-либо краска, для придания материалу тона, более приятного для глаза. После того как сосуд уже окончательно получил надлежащую форму, его сушили на солнце или слегка обжигали в печи, так, чтобы глина не утратила вполне своей мягкости.

Такая высушенная или слабо обожженная ваза поступала в руки живописца, если сам лепщик не брался за её роспись. Тот или другой из этих мастеров чертил на ещё довольно мягкой поверхности, острым или притупленным инструментом, желаемый сюжет, обозначая лишь главные его контуры. Прием же самой росписи был различен, смотря по тому, орнаментировался ли сосуд чёрными фигурами на красном фоне или, наоборот, красными фигурами на чёрном фоне. В первом случае художник покрывал сплошь чёрным лаком пространство внутри контуров, оставляя остальную поверхность сосуда нетронутой, затем он выцарапывал на засохшем лаке, также резцом, необходимые детали: мускулатуру, черты лица, складки одежды и проч., таким образом, чтобы естественная краска сосуда проглядывала в этих штрихах. Во втором случае он начинал с того, что проходил по начерченным контурам тонкой кистью с чёрным лаком, после чего толстой кистью окружал их снаружи широкой полосой того же лака, им же покрывал сплошь весь фон и, в заключение, обозначал тонкими чертами их детали, пользуясь при этом снова маленькой кистью.

По окончании этой работы ваза ставилась на долгое время в печь, где медленно и постепенно отвердевала и делалась годной к употреблению. Чёрный лак, которым производилась роспись, отличается большим блеском и удивительной прочностью: состав его неизвестен с точностью, но несомненно, что основанием ему служила окись железа.

ru-wiki.ru

Ваза — Википедия

Китайская ваза

Ваза — сосуд изящной формы с живописными или лепными украшениями, сделанный из глины, фарфора, камня, стекла, металла и других материалов.

Среди сосудов этого рода особого внимания, по своей важности для истории искусства и археологии, заслуживают античные расписные вазы из обожженной глины, находимые преимущественно в древних могильниках. Вазы эти интересны, во-первых, в том отношении, что украшающие их изображения дают понятие о рисовальном искусстве у древних греков, о характере и направлении их живописи; во-вторых, роспись этих сосудов, благодаря разнообразию трактуемых ею сюжетов, служит иллюстрированным комментарием всей эллинской древности: мифологические сцены, в которых действующими лицами являются все божества Олимпа, сцены из сказаний о героях, религиозные и погребальные обряды, гимнастические игры, различные эпизоды публичной и частной жизни.

Особенно богаты вазами Луврский музей в Париже, Британский музей в Лондоне, Мюнхенская пинакотека, Берлинский и Неаполитанский музеи, Афинский Варвакейон и Императорский Эрмитаж в С.-Петербурге. Глиняные расписные вазы встречаются преимущественно в гробницах; однако они лишь в редких случаях оказываются содержащими в себе пепел покойников. Обыкновенно их ставили или клали около трупа или вешали на стенах гробового склепа. Большинство их относится к предметам домашней утвари и т. п. Были также вазы, составлявшие комнатное украшение, а также и такие, которые, при пригодности своей в домашнем обиходе, изготовлялись, главным образом, для того, чтобы быть приносимыми в дар богам и людям или для раздачи, в виде наград, на гимнастических и других состязаниях (каковы, например, панафинские вазы).

Первые расписные вазы, обратившие на себя внимание учёных в XVII столетии, были найдены в Тоскане, а потому их сочли за произведения Этрурии; но в настоящее время считаются греческого происхождения, и только некоторые, ясно отличающиеся от остальных формой (канопы), цветом глины (чёрная глина — буккеро), характером и содержанием росписи и другими особенностями — этрусские изделия.

Изготовлением ваз занимались почти во всех городах Греции и её колоний, но главным центром этого производства была Аттика, в особенности Афины и Коринф. Отсюда, путем торговли, они распространялись по берегам Средиземного и Чёрного морей и проникали внутрь континента.

Технические приемы при изготовлении расписных ваз были везде одинаковы. Они состояли в следующем: гончар брал тонкую, хорошо просеянную и перемятую глину и, вылепив из этого материала руками общую, ещё грубую форму сосуда, обтачивал его и отделывал на гончарном станке; при этом ручки и шейка вазы изготовлялись отдельно и уже потом приставлялись к вазе. Глина употреблялась иногда (особенно в древнейшую пору) в естественном своем виде, без всякой примеси окрашивающих веществ, а иногда к ней прибавлялась какая-либо краска, для придания материалу тона, более приятного для глаза. После того как сосуд уже окончательно получил надлежащую форму, его сушили на солнце или слегка обжигали в печи, так, чтобы глина не утратила вполне своей мягкости.

Такая высушенная или слабо обожженная ваза поступала в руки живописца, если сам лепщик не брался за её роспись. Тот или другой из этих мастеров чертил на ещё довольно мягкой поверхности, острым или притупленным инструментом, желаемый сюжет, обозначая лишь главные его контуры. Прием же самой росписи был различен, смотря по тому, орнаментировался ли сосуд чёрными фигурами на красном фоне или, наоборот, красными фигурами на чёрном фоне. В первом случае художник покрывал сплошь чёрным лаком пространство внутри контуров, оставляя остальную поверхность сосуда нетронутой, затем он выцарапывал на засохшем лаке, также резцом, необходимые детали, каковы мускулатура, черты лица, складки одежды и проч., таким образом, чтобы естественная краска сосуда проглядывала в этих штрихах. Во втором случае он начинал с того, что проходил по начерченным контурам тонкой кистью с чёрным лаком, после чего толстой кистью окружал их снаружи широкой полосой того же лака, им же покрывал сплошь весь фон и, в заключение, обозначал тонкими чертами их детали, пользуясь при этом снова маленькой кистью.

По окончании этой работы ваза ставилась на долгое время в печь, где медленно и постепенно отвердевала и делалась годной к употреблению. Чёрный лак, которым производилась роспись, отличается большим блеском и удивительной прочностью: состав его неизвестен с точностью, но несомненно, что основанием ему служила окись железа.

Данные в этой статье приведены по состоянию на конец XIX века
(требуется перевод в современные единицы измерения).
Вы можете помочь, обновив информацию в статье.

www.wiki-wiki.ru

Ваза — Вікіпедія

Матеріал з Вікіпедії — вільної енциклопедії.

Ва́за (фр. vase від лат. vasum — «посудина», «судина») — посудина витонченої, елегантної форми, з мальовничими або ліпними прикрасами, виготовлена із глини, порцеляни, каменю або металу. Серед посудин цього роду особливої уваги, за своєю важливості для історії мистецтва та археології, заслуговують давньогрецькі розписні вази з обпаленої глини, які знаходять переважно у похованнях скрізь, де процвітала або куди встигла проникнути еллінська цивілізація. Надзвийчаною самобутністю відрізняється й китайська порцеляна. Призначена для декору або зберігання в ній речовини.

Незалежно від краси своєї загальної зовнішності, що свідчить про те, як сильно проявлявся художній смак стародавніх греків навіть у подібних напівремісничих творах, вази ці цікаві, по-перше, в тому відношенні, що розпис їх дає уявлення про живописне мистецтво цього народу, про характер і напрямки живопису, справжніх пам’яток якої не дійшло до нас майже жодної. По-друге, розпис цих виз, завдяки розмаїтості трактованих нею сюжетів, служить ілюстрованим коментарем всієї еллінської старовини: міфологічні сцени, в яких діючими особами є всі божества Олімпу, сцени з переказів про героїв, релігійні та поховальні обряди, гімнастичні ігри, різні епізоди публічного і приватного життя — такі сюжети, відтворені на вазах, ставлять глядача обличчям до обличчя з віруваннями і побутом давно зниклої, висококультурної цивілізації і допомагають археологу усвідомити собі багато чого, що лишалося б для нього темним, якщо б він користувався одними лише свідченнями стародавніх письменників. Тому не дивно, що в усіх освічених країнах вчені займаються дослідженням давньогрецьких ваз, і в усіх сучасних музеях Європи складаються і поступово поповнюються колекції цих пам’яток старовини. Особливо багаті ними Луврський музей у Парижі, Британський музей в Лондоні, Стара пінакотека у Мюнхені, Берлінське античне зібрання і Національний археологічний музей в Неаполі, Національний археологічний музей в Афінах та Ермітаж у

uk.wikipedia.org

Ваза — Википедия

Китайская ваза

Ваза — сосуд изящной формы с живописными или лепными украшениями, сделанный из глины, фарфора, камня, стекла, металла и других материалов.

Среди сосудов этого рода особого внимания, по своей важности для истории искусства и археологии, заслуживают античные расписные вазы из обожженной глины, находимые преимущественно в древних могильниках. Вазы эти интересны, во-первых, в том отношении, что украшающие их изображения дают понятие о рисовальном искусстве у древних греков, о характере и направлении их живописи; во-вторых, роспись этих сосудов, благодаря разнообразию трактуемых ею сюжетов, служит иллюстрированным комментарием всей эллинской древности: мифологические сцены, в которых действующими лицами являются все божества Олимпа, сцены из сказаний о героях, религиозные и погребальные обряды, гимнастические игры, различные эпизоды публичной и частной жизни.

Особенно богаты вазами Луврский музей в Париже, Британский музей в Лондоне, Мюнхенская пинакотека, Берлинский и Неаполитанский музеи, Афинский Варвакейон и Императорский Эрмитаж в С.-Петербурге. Глиняные расписные вазы встречаются преимущественно в гробницах; однако они лишь в редких случаях оказываются содержащими в себе пепел покойников. Обыкновенно их ставили или клали около трупа или вешали на стенах гробового склепа. Большинство их относится к предметам домашней утвари и т. п. Были также вазы, составлявшие комнатное украшение, а также и такие, которые, при пригодности своей в домашнем обиходе, изготовлялись, главным образом, для того, чтобы быть приносимыми в дар богам и людям или для раздачи, в виде наград, на гимнастических и других состязаниях (каковы, например, панафинские вазы).

Первые расписные вазы, обратившие на себя внимание учёных в XVII столетии, были найдены в Тоскане, а потому их сочли за произведения Этрурии; но в настоящее время считаются греческого происхождения, и только некоторые, ясно отличающиеся от остальных формой (канопы), цветом глины (чёрная глина — буккеро), характером и содержанием росписи и другими особенностями — этрусские изделия.

Изготовлением ваз занимались почти во всех городах Греции и её колоний, но главным центром этого производства была Аттика, в особенности Афины и Коринф. Отсюда, путем торговли, они распространялись по берегам Средиземного и Чёрного морей и проникали внутрь континента.

Технические приемы при изготовлении расписных ваз были везде одинаковы. Они состояли в следующем: гончар брал тонкую, хорошо просеянную и перемятую глину и, вылепив из этого материала руками общую, ещё грубую форму сосуда, обтачивал его и отделывал на гончарном станке; при этом ручки и шейка вазы изготовлялись отдельно и уже потом приставлялись к вазе. Глина употреблялась иногда (особенно в древнейшую пору) в естественном своем виде, без всякой примеси окрашивающих веществ, а иногда к ней прибавлялась какая-либо краска, для придания материалу тона, более приятного для глаза. После того как сосуд уже окончательно получил надлежащую форму, его сушили на солнце или слегка обжигали в печи, так, чтобы глина не утратила вполне своей мягкости.

Такая высушенная или слабо обожженная ваза поступала в руки живописца, если сам лепщик не брался за её роспись. Тот или другой из этих мастеров чертил на ещё довольно мягкой поверхности, острым или притупленным инструментом, желаемый сюжет, обозначая лишь главные его контуры. Прием же самой росписи был различен, смотря по тому, орнаментировался ли сосуд чёрными фигурами на красном фоне или, наоборот, красными фигурами на чёрном фоне. В первом случае художник покрывал сплошь чёрным лаком пространство внутри контуров, оставляя остальную поверхность сосуда нетронутой, затем он выцарапывал на засохшем лаке, также резцом, необходимые детали, каковы мускулатура, черты лица, складки одежды и проч., таким образом, чтобы естественная краска сосуда проглядывала в этих штрихах. Во втором случае он начинал с того, что проходил по начерченным контурам тонкой кистью с чёрным лаком, после чего толстой кистью окружал их снаружи широкой полосой того же лака, им же покрывал сплошь весь фон и, в заключение, обозначал тонкими чертами их детали, пользуясь при этом снова маленькой кистью.

По окончании этой работы ваза ставилась на долгое время в печь, где медленно и постепенно отвердевала и делалась годной к употреблению. Чёрный лак, которым производилась роспись, отличается большим блеском и удивительной прочностью: состав его неизвестен с точностью, но несомненно, что основанием ему служила окись железа.

Данные в этой статье приведены по состоянию на конец XIX века
(требуется перевод в современные единицы измерения).
Вы можете помочь, обновив информацию в статье.

www.wikiznanie.ru

Ваза — Википедия

Китайская ваза

Ваза — сосуд изящной формы с живописными или лепными украшениями, сделанный из глины, фарфора, камня, стекла, металла и других материалов.

Среди сосудов этого рода особого внимания, по своей важности для истории искусства и археологии, заслуживают античные расписные вазы из обожженной глины, находимые преимущественно в древних могильниках. Вазы эти интересны, во-первых, в том отношении, что украшающие их изображения дают понятие о рисовальном искусстве у древних греков, о характере и направлении их живописи; во-вторых, роспись этих сосудов, благодаря разнообразию трактуемых ею сюжетов, служит иллюстрированным комментарием всей эллинской древности: мифологические сцены, в которых действующими лицами являются все божества Олимпа, сцены из сказаний о героях, религиозные и погребальные обряды, гимнастические игры, различные эпизоды публичной и частной жизни.

Особенно богаты вазами Луврский музей в Париже, Британский музей в Лондоне, Мюнхенская пинакотека, Берлинский и Неаполитанский музеи, Афинский Варвакейон и Императорский Эрмитаж в С.-Петербурге. Глиняные расписные вазы встречаются преимущественно в гробницах; однако они лишь в редких случаях оказываются содержащими в себе пепел покойников. Обыкновенно их ставили или клали около трупа или вешали на стенах гробового склепа. Большинство их относится к предметам домашней утвари и т. п. Были также вазы, составлявшие комнатное украшение, а также и такие, которые, при пригодности своей в домашнем обиходе, изготовлялись, главным образом, для того, чтобы быть приносимыми в дар богам и людям или для раздачи, в виде наград, на гимнастических и других состязаниях (каковы, например, панафинские вазы).

Первые расписные вазы, обратившие на себя внимание учёных в XVII столетии, были найдены в Тоскане, а потому их сочли за произведения Этрурии; но в настоящее время считаются греческого происхождения, и только некоторые, ясно отличающиеся от остальных формой (канопы), цветом глины (чёрная глина — буккеро), характером и содержанием росписи и другими особенностями — этрусские изделия.

Изготовлением ваз занимались почти во всех городах Греции и её колоний, но главным центром этого производства была Аттика, в особенности Афины и Коринф. Отсюда, путем торговли, они распространялись по берегам Средиземного и Чёрного морей и проникали внутрь континента.

Технические приемы при изготовлении расписных ваз были везде одинаковы. Они состояли в следующем: гончар брал тонкую, хорошо просеянную и перемятую глину и, вылепив из этого материала руками общую, ещё грубую форму сосуда, обтачивал его и отделывал на гончарном станке; при этом ручки и шейка вазы изготовлялись отдельно и уже потом приставлялись к вазе. Глина употреблялась иногда (особенно в древнейшую пору) в естественном своем виде, без всякой примеси окрашивающих веществ, а иногда к ней прибавлялась какая-либо краска, для придания материалу тона, более приятного для глаза. После того как сосуд уже окончательно получил надлежащую форму, его сушили на солнце или слегка обжигали в печи, так, чтобы глина не утратила вполне своей мягкости.

Такая высушенная или слабо обожженная ваза поступала в руки живописца, если сам лепщик не брался за её роспись. Тот или другой из этих мастеров чертил на ещё довольно мягкой поверхности, острым или притупленным инструментом, желаемый сюжет, обозначая лишь главные его контуры. Прием же самой росписи был различен, смотря по тому, орнаментировался ли сосуд чёрными фигурами на красном фоне или, наоборот, красными фигурами на чёрном фоне. В первом случае художник покрывал сплошь чёрным лаком пространство внутри контуров, оставляя остальную поверхность сосуда нетронутой, затем он выцарапывал на засохшем лаке, также резцом, необходимые детали, каковы мускулатура, черты лица, складки одежды и проч., таким образом, чтобы естественная краска сосуда проглядывала в этих штрихах. Во втором случае он начинал с того, что проходил по начерченным контурам тонкой кистью с чёрным лаком, после чего толстой кистью окружал их снаружи широкой полосой того же лака, им же покрывал сплошь весь фон и, в заключение, обозначал тонкими чертами их детали, пользуясь при этом снова маленькой кистью.

По окончании этой работы ваза ставилась на долгое время в печь, где медленно и постепенно отвердевала и делалась годной к употреблению. Чёрный лак, которым производилась роспись, отличается большим блеском и удивительной прочностью: состав его неизвестен с точностью, но несомненно, что основанием ему служила окись железа.

Данные в этой статье приведены по состоянию на конец XIX века
(требуется перевод в современные единицы измерения).
Вы можете помочь, обновив информацию в статье.

wp.wiki-wiki.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *