1.3. подготовка локомотивов к работе в зимних условиях распоряжение минтранса РФ от 30-03-2001 ан-25-р (ред от 08-06-2007) об утверждении нормативно-технических документов (вместе с технологией безопасной эксплуатации и ремонта подвижного состава промышленного железнодорожного транспорта) (2019). Актуально в 2019 году
размер шрифта
РАСПОРЯЖЕНИЕ Минтранса РФ от 30-03-2001 АН-25-р (ред от 08-06-2007) ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ (вместе с… Актуально в 2018 году
1.3.1. Замена летних смазочных материалов и топлива на зимние должна осуществляться в соответствии с руководством по эксплуатации подвижного состава соответствующей серии.
Сроки замены смазок устанавливаются начальником депо в зависимости от климатических условий.
Замена смазок осуществляется на очередном текущем ремонте или техническом обслуживании ТО-3, ТО-2.
Замена смазок организовывается таким образом, чтобы при техническом обслуживании подвижного состава исключить смешивание смазок разных марок.
В зимнее время тепловозы и тяговые агрегаты в зависимости от температуры воздуха рекомендуется заправлять зимним или арктическим топливом (марки ДЗ и ДА). Смешение сортов топлива допускается.
1.3.2. Утепление, уплотнение и проверка узлов локомотивов.
Работы по утеплению, уплотнению и проверке узлов должны осуществляться на очередном текущем ремонте или ТО-3 и, как правило, приурочиваются к осеннему комиссионному осмотру.
По кузову (капоту) необходимо выполнить следующие работы:
а. Привести в исправное состояние двери, открывающиеся окна кабины управления, машинного помещения, проверить исправность замков и уплотнений. Заделать все щели и неплотности в кабине и кузове (капоте) тепловоза. Уплотнить места прокладки труб через настильный лист и стенки.
Проверить и при необходимости отремонтировать уплотнения, предотвращающие попадание снега в отсеки аккумуляторных батарей. Проверить и очистить вентиляционные отверстия.
Восстановить неисправные ветрозащитные щитки.
Проверить и при необходимости отремонтировать стеклоочистители и антиобледенители окон кабины управления.
Слить воду из бака для обмывки лобовых стекол, промыть бак.
Проверить работу отопительно-вентиляционной установки.
По водяной, масляной и топливной системам и вспомогательным механизмам необходимо выполнить следующие работы:
Проверить и при необходимости отремонтировать грелки ног и калориферы. Секции калориферов очистить, при необходимости со снятием с тепловоза.
Проверить и восстановить утепление трубопроводов, предусмотренных чертежами. Особое внимание обратить на утепление и топливного трубопровода от топливного бака, а также водяного трубопровода от коллектора к калориферу и грелкам ног. Перед утеплением проверить отсутствие течи и подсоса воздуха в трубопроводах. Трубопроводы насухо протереть, обернуть техническим войлоком, стянуть шпагатом, обернуть тафтяной лентой и надежно забандажировать мягкой проволокой. Во избежание пропитывания теплоизоляции маслом и топливом покрыть утепленные участки труб эмалью ПФ68 или А12.
Проверить эффективность прогрева дизеля при подаче извне горячей воды в водяную систему и включенном маслопрокачивающем агрегате от внешнего источника (тепловоз ТЭМ7) на тепловозах, оборудованных этой системой.
Провести очистку секций радиатора холодильника и всей водяной системы в целом.
Привести в исправное состояние жалюзи холодильника, обратив внимание на плотность прилегания створок друг к другу.
1.3.3. По электрооборудованию необходимо выполнить следующие работы:
Проверить работу термореле, электротермометров, электроманометров и других устройств, контролирующих температуру и давление воды и масла. Осмотреть штепсельные разъемы этих устройств. Неисправные — заменить.
Осмотреть тяговые и вспомогательные электромашины, проверить (при необходимости отремонтировать или заменить):
уплотнения крышек смотровых люков тяговых двигателей, генераторов и вспомогательных машин, состояние их замков;
неисправность гибких воздухоподводящих рукавов, плотность прилегания их к остову и к кузову, отсутствие складок, перекрывающих канал подвода воздуха;
наружную изоляцию кабелей;
проверить качество изоляции выводных кабелей тяговых двигателей, электромашин, наличие страховых цепей подвески кабелей, надежность их крепления в клицах.
Проверить работу электропневматических приводов контакторов и реверсов на четкость срабатывания и отсутствие утечки. Неисправные манжеты заменить.
Провести очистку фильтра воздушной системы управления.
1.3.4. По тормозному оборудованию необходимо выполнить следующие работы:
Проверить систему осушки воздуха.
Провести ревизию спускных кранов главных воздушных резервуаров, резервуаров управления и влагосборников, а также кольцевых кранов.
1.3.5. По механическому оборудованию необходимо выполнить следующие работы:
Проверить исправность песочных бункеров, уплотнение крышек, наличие и исправность сеток. Отрегулировать подачу песка и расположение труб, наконечников.
1.3.6. Защита тяговых двигателей от снега.
Установка снегозащитных устройств вентиляционного окна тяговых двигателей выполняется исходя из местных условий и может корректироваться в соответствии с установившейся погодой.
На фильтры охлаждающего воздуха тяговых двигателей необходимо установить предусмотренные конструкцией чехлы из льняной упаковочной ткани ГОСТ 5530-81.
На нижнее выпускное окно тяговых двигателей всех типов необходимо установить снегозащитный щиток. На боковой люк под металлическую сетку установить один слой упаковочной ткани.
После установки снегозащитных устройств на всасывающие фильтры и выпускные окна тяговых двигателей необходимо проверить при номинальной частоте вращения коленчатого вала дизеля величину статического напора воздуха в коллекторной камере, которая должна быть: для тяговых двигателей ЭДТ-200Б не менее 80 мм водяного столба, для тяговых электродвигателей ЭД107А, ЭД118А, ЭД118Б не менее 190 мм водяного столба.
—www.zakonprost.ru
«Инструкция по подготовке к работе и техническому обслуживанию электровозов
Утверждаю
Заместитель Министра
путей сообщения
Российской
Федерации
В.Н.ПУСТОВОЙ
10 апреля 2001 г.
N ЦТ-814
ПО ПОДГОТОВКЕ К РАБОТЕ И ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ
ЭЛЕКТРОВОЗОВ В ЗИМНИХ И ЛЕТНИХ УСЛОВИЯХ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая Инструкция регулирует порядок проведения в локомотивных депо (далее — депо) основных мероприятий по подготовке к работе и техническому обслуживанию электровозов в зимних и летних условиях.
Соблюдение требований настоящей Инструкции работниками, выполняющими ремонт и техническое обслуживание электровозов, и локомотивными бригадами должно обеспечить высокую эксплуатационную надежность электровозов и безопасность движения.
Требования настоящей Инструкции распространяются на
эксплуатируемые на сети железных дорог электровозы постоянного и
м
переменного тока серий ВЛ (кроме серий ВЛ8 и ВЛ22 ), серий ЧС,
м
электровозы двойного питания серий ВЛ82, ВЛ82 , а также на
пассажирские электровозы серии ЭП1.
1.2. Перечень и объемы работ, приведенные в настоящей Инструкции, в зависимости от местных условий, конструктивных особенностей электровозов, срока их службы, технической оснащенности депо могут быть дополнены в депо при условии обеспечения безопасности движения.
Отступления от перечня и объемов работ, сроков их проведения, предусмотренные в настоящей Инструкции, могут быть разрешены Департаментом локомотивного хозяйства МПС России по представлению обоснованных предложений службы локомотивного хозяйства железной дороги.
1.3. Подготовка электровозов к работе в зимних условиях должна осуществляться в соответствии с указанием МПС России о подготовке федерального железнодорожного транспорта к работе в зимних условиях, планом основных организационно-технических мероприятий Департамента локомотивного хозяйства МПС России по подготовке к работе в зимних условиях, Инструкцией по подготовке локомотивного хозяйства к работе в зимних условиях, требованиями настоящей Инструкции, а также приказами, планами (мероприятиями), местными инструкциями, разрабатываемыми в депо, отделениях и управлениях железных дорог.
1.5. В соответствии с Инструкцией по подготовке локомотивного хозяйства к работе в зимних условиях, железные дороги Российской Федерации подразделяются на две группы.
Октябрьская, Горьковская, Северная, Приволжская, Куйбышевская, Свердловская, Южно-Уральская, Западно-Сибирская, Красноярская, Восточно-Сибирская, Забайкальская, Дальневосточная, Сахалинская железные дороги относятся к первой группе.
Калининградская, Московская, Северо-Кавказская, Юго-Восточная железные дороги относятся ко второй группе.
Мероприятия по подготовке электровозов к работе в зимних условиях должны быть выполнены:
для железных дорог первой группы — не позднее 1 октября;
для железных дорог второй группы — не позднее 1 ноября.
На железных дорогах первой группы, в зависимости от погодных условий, с разрешения начальника службы локомотивного хозяйства железной дороги, допускается установка воздухоочистительных фильтров на боковые и крышевые воздухозаборные устройства электровозов до 15 октября.
1.6. Подготовка электровозов к работе в зимних и летних условиях должна, как правило, выполняться, соответственно, при осеннем и весеннем комиссионном осмотре на очередных текущих ремонтах ТР-1 и ТР-2, а также при выполнении текущего ремонта ТР-3.
В случае, если электровоз в период проведения комиссионного осмотра не попадает по графику на ТР-1 или ТР-2, разрешается производить подготовку электровоза для работы в зимних или летних условиях на техническом обслуживании ТО-3, а отдельные работы такие, как установка воздухоочистительных фильтров, и на ТО-2.
График-экран должен находиться у старшего мастера участка текущего ремонта электровозов или у диспетчера по ремонту электровозов, или у заместителя начальника депо по ремонту.
При вводе в эксплуатацию электровозов, поступивших с электровозостроительных или электровозоремонтных заводов, после производства текущего ремонта ТР-3, при выдаче из запаса МПС России и резерва железной дороги они должны быть подготовлены к работе в зимних или летних условиях. Об этом делается соответствующая отметка в книге записи ремонта локомотива формы ТУ-28.
1.8. Конкретные сроки выполнения мероприятий по подготовке электровозов к работе в зимних или летних условиях устанавливаются начальником службы локомотивного хозяйства железной дороги для каждого депо с учетом требований настоящей Инструкции и местных условий эксплуатации.
При эксплуатации электровозов, обращающихся на двух железных дорогах, сроки подготовки к работе в зимних или летних условиях должны быть установлены в совместном приказе начальников этих железных дорог с учетом требований Инструкции по техническому обслуживанию электровозов и тепловозов в эксплуатации.
В Приложении 1 к настоящей Инструкции для сведения приведены (по данным метеостанций) даты наступления средних суточных температур воздуха ниже и выше 0 °С для железнодорожных станций, расположенных на основных электрифицированных участках железных дорог Российской Федерации.
1.9. Электровозы, выпускаемые заводами с капитального ремонта в период с 1 сентября по 15 марта, должны быть подготовлены к работе в зимних условиях, а с 16 марта по 1 сентября — к летним условиям работы. Подготовка на заводах по ремонту электровозов к работе в зимних или летних условиях производится в соответствии с требованиями настоящей Инструкции за отдельную плату по договорам между железными дорогами и заводами (если эти работы не учтены в стоимости капитального ремонта электровозов).
1.10. Стойла участков, предназначенные для выполнения технических обслуживаний ТО-3, ТО-4, текущих ремонтов ТР-1 и ТР-2 и непланового ремонта электровозов, должны быть оборудованы устройствами для подогрева и сушки увлажненной изоляции обмоток тяговых двигателей (далее — сушка изоляции обмоток), в том числе стационарными калориферными установками, изготовленными по технической документации проектно-конструкторского бюро Департамента локомотивного хозяйства МПС России (далее — ПКБ ЦТ МПС), источниками постоянного тока напряжением 200 — 250 В, розетками трехфазного тока промышленной частоты напряжением 380 В для включения двигателей вентиляторов электровозов переменного тока серий ВЛ, ЭП1 и 260 В переменного тока для электровозов переменного тока серий ЧС.
Стойла указанных участков должны иметь также устройства для подогрева и сушки изоляции вспомогательных электрических машин и аппаратов.
Пункты технического обслуживания локомотивов (далее — ПТОЛ), депо должны быть оснащены передвижными калориферными установками для сушки горячим воздухом изоляции обмоток тяговых двигателей.
Число стойл, оснащенных калориферными установками для сушки изоляции обмоток тяговых двигателей, должно обеспечивать потребность в них для своевременного выпуска электровозов с планового и непланового ремонта.
Все указанные устройства должны быть отремонтированы с проверкой их действия не позднее 1 сентября.
1.11. Должны быть измерены температура и расход воздуха в каждом тяговом двигателе, поступающего от калориферной установки. Расход воздуха определяется по методике, изложенной в Приложении 2 к настоящей Инструкции. Температура горячего воздуха на входе в тяговые двигатели должна быть 90 — 100 °С через 30 мин. после включения калорифера.
1.12. Начальник депо назначает обученных работников, ответственных за содержание изоляции тяговых двигателей и вспомогательных машин в депо, ПТОЛ и пунктах отстоя электровозов.
На этих работников возлагаются обязанности по подогреву, сушке и измерению сопротивления изоляции обмоток тяговых двигателей (вспомогательных машин), электрических цепей электроотопления вагонов пассажирских поездов, а также других электрических цепей (в случае необходимости), и записи результатов измерений в специальный журнал (форма журнала приведена в Приложении 3 к настоящей Инструкции).
1.13. В депо, на ПТОЛ и в местах отстоя электровозов в ожидании работы следует организовать наблюдение за изменением температуры наружного воздуха для принятия решения о подогреве электрических машин при оттепелях в целях предупреждения образования инея на коллекторах и обмотках. Наблюдение осуществляется дежурными по депо или другими работниками, назначенными начальником депо. Запись температуры производится через каждые три часа в настольном журнале дежурного по депо (формы ТУ-1 или ТУ-1 ВЦЕ, или ТУ-2).
1.14. Отстой электровозов в ожидании работы разрешается в основных и оборотных депо, ПТОЛ, а также в пунктах, имеющих необходимые условия для обеспечения их сохранности и штат для технического обслуживания. Для отстоя электровозов в ожидании работы должны быть выделены и подготовлены специальные пути, очищенные от снега, имеющие устройства для подачи на электровоз сжатого воздуха давлением 500 — 600 кПа и розетки напряжением 50 В постоянного тока для питания цепей управления и освещения электровозов.
1.15. Установки для подогрева и сушки изоляции оборудования после окончания зимних условий работы осматриваются и консервируются. Гибкие брезентовые патрубки для подвода горячего воздуха к тяговым двигателям снимаются, ремонтируются и сдаются в кладовую на хранение. Воздухопроводы в местах присоединения брезентовых патрубков заглушаются.
1.16. Начальники депо устанавливают контроль за соблюдением габарита на тракционных путях депо, ПТОЛ и экипировки. Локомотивным бригадам и работникам, выполняющим ремонт и техническое обслуживание, при всех видах технического обслуживания и текущего ремонта электровозов необходимо обращать особое внимание на состояние кожухов тяговой зубчатой передачи и принимать меры по устранению выявленных неисправностей.
1.17. В депо и на ПТОЛ создается запас антигололедной смазки ЦНИИ-К3, трансформаторного масла, а также запас пневматических вибраторов (далее — вибропантограф), гололедоочистительных устройств с пневмоприводом (далее — пневмобарабан) для борьбы с гололедом на токоприемниках и контактной сети в количестве, согласно указанию начальника отделения железной дороги или заместителя начальника железной дороги.
Данные о механических средствах для борьбы с гололедом: вибропантографах и пневмобарабанах приведены в Приложении 4 к настоящей Инструкции.
1.18. Электровозы, находящиеся в запасе МПС России и резерве железной дороги, должны быть подготовлены к содержанию их в надлежащем состоянии как в зимних, так и в летних условиях, в соответствии с Инструкцией по постановке, консервации и содержанию локомотивов и моторвагонного подвижного состава в запасе МПС России и резерве железной дороги.
1.19. Порядок эксплуатации, ремонта и технического обслуживания электровозов в зимних и летних условиях должен быть отражен в приказах по депо, отделению железной дороги, железной дороге. Приказы доводятся до причастных должностных лиц и ответственных исполнителей под роспись. Выписки из приказов, инструкций и другой нормативно-технической документации должны быть оформлены в виде наглядных пособий и должны находиться в учебных классах, технических кабинетах, комнатах инструктажа локомотивных бригад, участках и отделениях по ремонту электровозов, помещениях дежурных по депо и других помещениях, с учетом их назначения.
1.20. Ежегодно в марте — апреле, августе — октябре необходимо проводить изучение настоящей Инструкции и местных инструкций, приказов, касающихся особенностей технического обслуживания, ремонта и эксплуатации электровозов в зимних и летних условиях, с работниками, выполняющими ремонт и техническое обслуживание, локомотивными бригадами и другими причастными работниками с последующей проверкой их знаний.
1.21. При подготовке электровозов к работе в зимних или летних условиях, техническом обслуживании, ремонте и эксплуатации электровозов должны соблюдаться требования следующих правил и инструкций по охране труда:
правила по технике безопасности и производственной санитарии при эксплуатации электровозов, тепловозов и моторвагонного подвижного состава;
правила по охране труда при техническом обслуживании и текущем ремонте тягового подвижного состава и грузоподъемных кранов на железнодорожном ходу;
типовая инструкция по охране труда для слесарей по ремонту электроподвижного состава;
типовая инструкция по охране труда для локомотивных бригад;
правила электробезопасности для работников железнодорожного транспорта на электрифицированных железных дорогах.
2. ПОДГОТОВКА ЭЛЕКТРОВОЗОВ К РАБОТЕ В ЗИМНИХ
И ЛЕТНИХ УСЛОВИЯХ
2.1. Перевод узлов трения оборудования и деталей электровозов на сезонные сорта смазок
2.1.1. Сорта смазок и масел, применяемые в узлах трения оборудования и деталей электровозов, количество смазки, закладываемой в каждый узел, сроки или виды ремонта (технического обслуживания) электровозов, при которых производится полная замена смазки, периодичность и количество добавления смазки, допускаемые заменители сортов смазок устанавливаются Инструкцией по применению смазочных материалов на локомотивах и моторвагонном подвижном составе. Показатели и порог браковки смазок устанавливаются указанной в этом пункте инструкцией, ГОСТами, техническими условиями на смазки.
Применение опытных смазок на локомотивах допускается с разрешения Департамента локомотивного хозяйства МПС России.
2.1.2. Перевод узлов трения с летних сортов смазок на зимние сорта смазок и наоборот должен производиться одновременно во всех депо и ПТОЛ участка, на котором обращаются локомотивы, в соответствии с требованиями пункта 1.8 настоящей Инструкции. Сорта смазок и масел должны быть одинаковыми во всех депо, участвующих в совместной эксплуатации электровозов.
Для локомотивных депо, которые осуществляют ремонт, ТО-3 и ТО-2 приписных локомотивов и не связаны с ремонтом и техническим обслуживанием ТО-3 и ТО-2 с другими
Приказ Минсельхоза РФ от 10.04.2001 n 356 ‘О внесении изменений в состав комиссии по проведению аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий’ »
www.lawmix.ru
Особенности технического обслуживания и управления электровозом в зимний период.
Подготовка электровоза к работе в зимних условиях
Общие положения.
Подготовка к работе в зимних условиях, электровозов, депо локомотивных и ремонтных бригад на нашей дороге (дорога первой группы) должна быть закончена к 1 октября.
Подготовку электровоза к работе в зимних и летних условиях, как правило, проводят на ТР, ТР специального регламента и СР. Если электровоз не попадает по графику на эти ремонты, разрешается эту подготовку производить на ТО-3, а отдельные работы, например, установка воздухоочистительных фильтров и на ТО-2.
Стойла, предназначенные для выполнения ТО-3, ТО-4, ТР и ТР специального регламента должны быть оборудованы калориферными установками и устройствами сушки увлаженной изоляции обмоток тяговых двигателей от постороннего источника постоянного тока напряжением 200 -250 В (для ТЛ-2К1 она должна способна пропускать ток 190 А). В депо и на ПТОЛ создается запас смазки ЦНИИ-КЗ, трансформаторного масла, а также запас вибропантографов и пневнобарабанов для борьбы с гололёдом на токоприёмниках и контактной сети.
Замена летних сортов смазки на летние и наоборот осуществляется, как правило, на ТР или ТО-3 в основном депо согласно Инструкции по применению смазочных материалов на локомотивах и моторвагонном подвижном составе с отметкой в журнале ремонта электровоза формы ТУ-28 и на последних страницах журнала формы ТУ-152.
Отметка о подготовке электровоза к работе в зимних условиях производится в журналах формы ТУ-28, ТУ-152 и в экране комиссионного осмотра.
Подготовка вентиляционной системы и кузова.
Продуть сжатым воздухом воздухозаборные жалюзи и в их ячейки установить снегозащитные фильтр-рамки из одного слоя вазопрона и одного слоя упаковочной ткани № 10-13 Допускается установка из фильтр-рамок из двух слоев упаковочной ткани. Срок службы упаковочной ткани и вазопрона определяется по их фактическому состоянию, но не более двух сезонов.
На крыше электровоза закрыть, а при необходимости предварительно отремонтировать, вентиляционные отверстия реостатных помещений поворотными заслонками (шиберами).
Провернуть вручную все вентиляторы. Проверить состояние и крепление колеса центробежного вентилятора на валу двигателя вентилятора. Неисправности устранить. Осмотреть и отремонтировать улиткообразные кожуха. Проверяется направление вращения двигателей вентиляторов и центробежных вентиляторов. Очистить от пыли форкамеры, отремонтировать запоры и закрыть двери.
Укомплектовать электровозы фильтр-кругами из одного слоя упаковочной ткани. Они устанавливаются в переходной период зима-весна, осень-зима, когда фильтр-рамки уже сняты или ещё не установлены и пошел снег. Мотор-вентиляторы включаются на низкую скорость и в журнале формы ТУ-152 делается запись об установке фильтр-кругов.
Проверить состояние жестких и мягких воздуховодов к тяговым электродвигателям и мотор-компрессорам, при необходимости их отремонтировать. Уплотнить раздвижные окна, двери, отремонтировать замки, уплотнить проходные отверстия для труб, кабелей и кондуитов в полу и крыше. Проверить и уплотнить крышевые люка, съемные крыши и крышу кузова. При необходимости заварить трещины в ней. Восстановить неисправные ветрозащитные щитки (параваны).
Проверить избыточное давление в кузове которое должно быть 50-60 Па (0,5-0,бкг/см 2). Избыточное давление в кузове измеряется при всех работающих вентиляторах , закрытых дверях и окнах микроманометром ММН-240/5/2-1, ГОСТ1161.
Работа со снегоочистителем.
При выдаче электровоза для работы с плужными снегоочистителем проверить состояние снегозащиты и закрытие дверей форкамер. На раструбы вентиляторов установить фильтр-круги и при отправлении включить мотор-вентиляторы на низкую скорость. Рекомендуется перейти на частично-замкнутую систему вентиляции. Для чего в среднем проходе ВВК снять 2-3 потолочных щита и открыть двери форкамер.
Под плужные снегоочистители выдаются магистральные электровозы, кроме пассажирских, оборудованные исправным концевым рукавом питательной магистрали, через который обеспечивается подача сжатого воздуха к рабочим органам снегоочистителя. Между электровозом и снегоочистителем устанавливается прикрытие не менее 4 осей (полувагон или крытый вагон). Кроме того, для их совместной работы депо должно изготовить соответствующей длины пневматический рукав и жгут проводов, рассчитанный на напряжение 600-1000 в, сечением 2,5 мм 2 и передать их на хранение на снегоочиститель.
Снегоочистители СДП, СДПИ и другие, имеющие удлинённую базу, и дальний отброс снега за пределы пути могут работать по схеме снегоочиститель-электровоз без прикрытия.
После окончания работы со снегоочистителем снять фильтр-круги, очистить форкамеры и ВВК от снега, продуть тяговые электродвигатели, включив вентиляторы на 15-20 мин и отправить электровоз в депо резервом. В депо осмотреть тяговые электродвигатели, аппаратуру, измерить сопротивление изоляции тяговых электродвигателей, силовых и вспомогательных цепей. При сопротивлении изоляции тяговых двигателей менее 1,5 Мом просушить их от деповской калориферной установки: температура горячего воздуха 90-100 градусов по 15-20 куб. метров в минуту на каждый двигатель. Для ускорения сушки через каждые 1-1,5 часа отключать питание калорифера, не выключая вентилятора.
Подготовка токоприёмников к работе в зимних условиях.
Произвести ревизию токоприемников с заменой смазки. Негодные резиновые манжеты, а также манжеты со сроком годности более четырех лет с момента изготовления заменить. Отрегулировать нажатие полоза на контактный провод по верхнему пределу. В шарикоподшипниках шарниров рам токоприёмника должна использоваться смазка ЖТКЗ-65. Время подъёма и опускания, максимальная высота подъёма подвижных рам должны соответствовать техническим данным.
На дорогах, где возможно образование гололёда, на подъемные пружины установить специальные кожуха, а для исключения прожогов дугой боковых поверхностей полозов закрепить на них фторопласт, асбокартон и др.
Подготовка к работе в зимних условиях тяговых
Электродвигателей.
Заглушить металлическими пластинами или съёмными заглушками шесть отверстий в остове двигателя ТЛ-2К1, а также по два нижних отверстия в подшипниковых щитах у этих же двигателей. Заглушить влагоспускные отверстия в остове ТЛ-2К1..
Проверить и при необходимости отремонтировать замки коллекторных люков и уплотнить их. Проверить и при необходимости уплотнить коннекторные коробки двигателей всех серий.
На буксах МОП проверить плотность прилегания крышек заливочного отверстия и подбивочной камеры. При необходимости плотность восстановить.
Проверить состояние вентиляционных брезентовых чехлов и мехов, соединяющих воздуховоды с тяговыми электродвигателями. Проверить состояние брезентовых чехлов выводных проводов тяговых двигателей. При необходимости отремонтировать. Проверить их подвеску, крепление проводов в клицах. Проверить запивку верхних полюсных болтов, при необходимости восстановить.
После установки снегозащиты на электровозах, проверить количество воздуха, поступающего к каждому тяговому двигателю. Оно должно быть не менее 80 % от номинального при чистых фильтрах, а разница расхода между тяговыми двигателями не более 10%.
Измерение расхода воздуха, вентилирующего тяговые двигатели, рекомендуется определять путём измерения статического давления в коллекторной камере при закрытых дверях и окнах в кузове с помощью мановакууметра или U-образной трубки заполненной, дистиллированной водой или спиртом. Одним из способов измерения этого давления является применение сменной крышки верхнего смотрового люка на которой закрепляется эта трубка.
Проверить состояние и работу электродвигателей для обдува лобовых стёкол, электродвигателей калориферов кабины. При необходимости произвести ревизию.
Сопротивление изоляции обмоток тяговых двигателей в эксплуатации должно быть не менее 1,5 МОм, а при замере её во время отстоя через каждые 3 часа — не менее 1,2 МОм.
Подготовка аппаратуры к работе в зимних условиях.
Произвести ревизию приводов контакторов ПК, ПкР, ПкТ, и других электропневматических и пневматических аппаратов с кожаными манжетами. Такие аппараты с резиновых манжетами подвергаются ревизии согласно правил текущего ремонта, т.е. через один ТР-1 или на каждом ТР-2. При этом резиновые манжеты со сроком изготовления четыре года заменить на манжеты из морозо и маслостойкой резины первой группы. При замене смазки ЖТ-79Л смешивать её с другими видами смазки запрещается. Смена смазки в пневматических приводах аппаратов производится на ТР-2, ТР-3 и при ремонтах с разборкой. В цилиндры приводов с кожаными манжетами при температуре окружающего воздуха ниже минус 30°С разрешается добавлять 2-4 г приборного масла МВП при ТО и ТР.
Проверить работу стеклообогревателей и вентиляторов обдува окон, произвести ревизию электропечей, калориферов, отрегулировать термореле и тепловую защиту кабин.
При температуре окружающего воздуха от -19 до +35° С плотность калиево-литиевого электролита должна быть 1,19-1,21 г/см3, а при температуре от -20 до — 40° С — 1,26-1,28 г/см3 или используется раствор едкого кали плотностью 1,19 — 1,25 г/см3.
При температуре наружного воздуха от +10° до + 50° С в аккумуляторных батареях используется составной натриево-литиевый электролит плотностью 1,17-1,27 г/см .
Проверить исправность обогревателей спускных кранов, редуктора ПкГ, картеров компрессоров и санузла.
Проверить комплектность оборудования для отопления пассажирских вагонов, выполнить ревизию его силовых и низковольтных цепей, проверить работу аппаратов, отрегулировать реле перегрузки, измерить сопротивление изоляции цепи отопления поезда и испытать её на напряжение 6 Кв переменного тока промышленной частоты на розетки и штепсели цепей отопления установить чехлы из брезента.
Измерить сопротивление отопления вагонов, которое при выпуске из ТО-3, ТР-1, ТР-2 должно быть не менее 3 МОм, а в эксплуатации — 2 МОм.
infopedia.su
Об утверждении Инструкции по подготовке к работе и техническому обслуживанию электровозов в зимних и летних условиях
Распоряжение ОАО «РЖД» от 20.01.2012 N 77р
Документ по состоянию на январь 2016 года
В целях обеспечения единого порядка проведения в ремонтных и эксплуатационных локомотивных депо Дирекции по ремонту тягового подвижного состава и Дирекции тяги основных мероприятий по подготовке к работе и техническому обслуживанию электровозов в зимних и летних условиях:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 февраля 2012 г. Инструкцию по подготовке к работе и техническому обслуживанию электровозов в зимних и летних условиях.
2. Начальнику Дирекции по ремонту тягового подвижного состава Лубягову А.М., первому заместителю начальника Дирекции тяги Мишину С.П. организовать изучение прилагаемой Инструкции по подготовке к работе и техническому обслуживанию электровозов в зимних и летних условиях в структурных подразделениях и обеспечить ее исполнение при сезонной подготовке электровозов.
Вице-президент ОАО «РЖД» А.В.ВОРОТИЛКИН
Утверждена распоряжением ОАО «РЖД» от 20 января 2012 г. N 77р
ИНСТРУКЦИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К РАБОТЕ И ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ ЭЛЕКТРОВОЗОВ В ЗИМНИХ И ЛЕТНИХ УСЛОВИЯХ
1. Общие положения
1.1. Настоящая Инструкция регулирует порядок проведения в локомотивных депо (далее — депо) основных мероприятий по подготовке к работе и техническому обслуживанию электровозов в зимних и летних условиях.
Соблюдение требований настоящей Инструкции работниками, выполняющими ремонт и техническое обслуживание электровозов, и локомотивными бригадами должно обеспечить высокую эксплуатационную надежность электровозов и безопасность движения.
Требования настоящей Инструкции распространяются на эксплуатируемые на сети железных дорог электровозы постоянного и переменного тока серий ВЛ (кроме серий ВЛ8 и ВЛ22М), 2ЭС4К, 2ЭС6, 2ЭС5К, серий ЧС, электровозы двойного питания серий ВЛ82, ВЛ82М, а также на пассажирские электровозы серии ЭП1, ЭП2К.
1.2. Перечень и объемы работ, приведенные в настоящей Инструкции, в зависимости от местных условий, конструктивных особенностей электровозов, срока их службы, технической оснащенности депо могут быть дополнены в депо при условии обеспечения безопасности движения.
Отступления от перечня и объемов работ, сроков их проведения, предусмотренные в настоящей Инструкции, могут быть разрешены Дирекцией по ремонту тягового подвижного состава ОАО «РЖД» по представлению обоснованных предложений Дирекций по ремонту тягового подвижного состава железных дорог.
1.3. Подготовка электровозов к работе в зимних условиях должна осуществляться в соответствии с указанием ОАО «РЖД» о подготовке железнодорожного транспорта к работе в зимних условиях, планом основных организационно-технических мероприятий Дирекции по ремонту тягового подвижного состава ОАО «РЖД» по подготовке к работе в зимних условиях, Инструкцией по подготовке локомотивного хозяйства к работе в зимних условиях, требованиями настоящей Инструкции, а также приказами, планами (мероприятиями), местными инструкциями, разрабатываемыми в депо, отделениях и управлениях железных дорог.
1.4. Для обеспечения надежной работы электровозов в депо должны быть своевременно и качественно выполнены мероприятия по подготовке электровозов к работе в зимних и летних условиях, создан зимний запас оборудования, запасных частей и материалов, обучены локомотивные бригады и работники, выполняющие ремонт и техническое обслуживание, учтены недостатки в содержании электровозов в предшествующие периоды работы.
1.5. В соответствии с Инструкцией по подготовке локомотивного хозяйства к работе в зимних условиях железные дороги Российской Федерации подразделяются на две группы.
Октябрьская, Горьковская, Северная, Приволжская, Куйбышевская, Свердловская, Южно-Уральская, Западно-Сибирская, Красноярская, Восточно-Сибирская, Забайкальская, Дальневосточная, Сахалинская железные дороги относятся к первой группе.
Калининградская, Московская, Северо-Кавказская, Юго-Восточная железные дороги относятся ко второй группе.
Мероприятия по подготовке электровозов к работе в зимних условиях должны быть выполнены:
для железных дорог первой группы — не позднее 1 октября;
для железных дорог второй группы — не позднее 1 ноября.
На железных дорогах первой группы в зависимости от погодных условий, с разрешения начальника Дирекции по ремонту тягового подвижного состава железной дороги, допускается установка воздухоочистительных фильтров на боковые и крышевые воздухозаборные устройства электровозов до 15 октября.
1.6. Подготовка электровозов к работе в зимних и летних условиях должна, как правило, выполняться соответственно при осеннем и весеннем комиссионном осмотре на очередных текущих ремонтах (ТР).
В случае если электровоз в период проведения комиссионного осмотра не попадает по графику на ТР, разрешается производить подготовку электровоза к работе в зимних или летних условиях на техническом обслуживании ТО.
1.7. Результаты выполнения мероприятий по подготовке электровоза к работе в зимних или летних условиях заносятся мастерами участков депо в книгу записи ремонта локом
regnews.org
В помощь молодому офицеру — Подготовка БМП-2 к летнему периоду эксплуатации
Летние условия эксплуатации характеризуются устойчивой температурой окружающего воздуха +5°С и выше.
Высокая температура окружающего воздуха вызывает повышенный нагрев агрегатов машины, испарение воды из электролита аккумуляторных батарей, а также ухудшает условия работы экипажа.
При высокой температуре окружающего воздуха и больших нагрузках может перегреваться двигатель.
Во время летней эксплуатации машины в основном работают в условиях большой запыленности воздуха. Воздух с повышенным пылесодержанием, проникающий в узлы и агрегаты машины, повышает износы деталей, увеличивает усилия на педалях, рычагах, ухудшает условия их работы.
Большая запыленность воздуха резко снижает видимость через приборы прицеливания и наблюдения, особенно при движении в колонне.
Подготовка машины к летней эксплуатации
При подготовке машины к эксплуатации в летних условиях провести очередное техническое обслуживание № 1 или № 2 в зависимости от пройденного километража и дополнительно:
- закрыть заслонку зимнего забора воздуха из короба эжектора в воздухоочиститель. Для этого открыть крышку, повернуть рукоятку, расположенную на стенке воздухоочистителя, до отказа усилием руки в направлении стрелки ЗАКРЫТО и, законтрив рукоятку проволокой, установить крышку;
- заправить систему питания летним дизельным топливом, предварительно (для удаления отстоя) слить 5 — 6 л топлива из основного бака;
- заправить систему охлаждения водой;
- передвинуть очистители на максимально возможное расстояние от ободьев направляющих колес и закрепить;
- очистить шахты и посадочные места приборов ТНПО-ПОА от пыли и грязи и протереть чистой ветошью;
- залить воду в бачки воздушно-жидкостной очистки приборов наблюдения;
- проверить плотность электролита в аккумуляторных батареях согласно правилам содержания в эксплуатации стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей;
- произвести контрольное взвешивание баллонов ППО, для чего снять их. Вес состава в каждом из баллонов должен соответствовать записи в формуляре (0,60-0,65 кгс). При необходимости отправить баллоны на заправку или заменить их. Ввиду токсичности огнегасящего состава строго соблюдать правила техники безопасности;
- замерить величину напряжения, поддерживаемого регулятором, по показаниям вольтамперметра; замеренная величина напряжения должна быть во всем диапазоне эксплуатационной частоты вращения в пределах 26,5-28,5 В.
- проверить у регулятора напряжения затяжку гайки разъема, болтов крепления крышек предохранителей и блока измерительного регулятора.
Правила эксплуатации машин в летних условиях
Для обеспечения надежной и безотказной работы машины в летних условиях необходимо:
во время движения машины внимательно следить за показаниями контрольно-измерительных приборов;
- систематически проверять полноту заправки систем охлаждения и смазки и уровень электролита в аккумуляторных батареях;
- систему охлаждения двигателя заправлять чистой пресной (мягкой) водой с добавлением трехкомпонентной присадки, заменять воду в системе охлаждения только в случае крайней необходимости;
- обеспечивать нормальный тепловой режим работы двигателя регулированием нагрузки и частоты вращения коленчатого вала двигателя и потока охлаждающего воздуха;
- принимать меры по предупреждению попадания воды внутрь корпуса машины, в двигатель и другие агрегаты при преодолении водных препятствий;
- проверять нагрев бортовых передач и узлов ходовой части на ощупь, в случае перегрева установить причину и устранить ее;
- предохранять при хранении машин бандажи катков от воздействия солнечных лучей.
www.compancommand.com
4.6. Подготовка к зимней эксплуатации
4.6. Подготовка к зимней эксплуатации
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
Предупреждение
Световой день зимой значительно короче, поэтому вам придется больше управлять автомобилем в темное время суток, что небезопасно при отсутствии устойчивых навыков.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
|
Исправный автомобиль не требует «зимней» подготовки. Для эксплуатации в северных районах страны и крупных городах можно лишь порекомендовать провести ряд контрольно-проверочных мероприятий и специальную дополнительную подготовку, чтобы исключить случайности. Ведь, как сказал известный сатирик, «…греметь ключами на морозе намного приятнее». Дополнительная подготовка прежде всего включает в себя внеплановое техническое обслуживание, ее можно значительно облегчить, применяя современные средства автохимии и специальные эксплуатационные материалы.
Всем понятно значение исправной аккумуляторной батареи при зимней эксплуатации автомобиля. Плотность электролита полностью заряженной аккумуляторной батареи может отличаться от номинальной не более чем на 0,02 г/см3.
При проверке аккумулятора специальной нагрузочной вилкой показания встроенного вольтметра должны быть 12,5-12,9 В при отключенной нагрузке и не снижаться ниже 11В при нагрузке в течение 10 с. Такая батарея будет служить долго и надежно.
Наиболее известными марками аккумуляторов являются Bosch и Varta. Можно рекомендовать неплохие аккумуляторные батареи турецкой фирмы Inci, испанской Tudor и чешского филиала Varta, из отечественных — Тюменского и Подольского аккумуляторных заводов.
При выборе аккумуляторной батареи обратите внимание на следующие параметры:
— емкость. В соответствии с инструкцией по эксплуатации она должна быть 55 А-ч. Допускается применять батареи емкостью 45-60 А-ч. Слишком маленькая емкость создаст проблемы с «зимним» пуском двигателя, при слишком большой — генератор не обеспечит полной зарядки аккумулятора и срок службы батареи сильно сократится;
— ток стартерного разряда, А, по стандарту DIN 43 539. Чем больше его величина, тем лучше, особенно при зимней эксплуатации. Это гарантия того, что стартер будет проворачивать коленчатый вал с достаточно высокой частотой вращения и, если двигатель не пустится с первой попытки, у вас будет шанс сделать вторую и третью, а не доставать буксирный трос.
Не приобретайте аккумуляторные батареи «южных» стран-производителей: морозов там не бывает, и величина тока стартерного разряда у них может быть существенно меньше, чем у аккумуляторов, адаптированных к условиям русской зимы.
Если аккумулятор все же «посадили», можно воспользоваться кабелями для «прикуривания» с контактными зажимами типа «крокодил». При покупке лучше выбирать кабели, рассчитанные на большую нагрузку (от 200 А).
Использование менее вязкого зимнего моторного масла существенно облегчает пуск холодного двигателя. Международная классификация SAE J-300 содержит шесть классов зимних масел. «Зимние» классы имеют в обозначении букву W (winter — зима).
В условиях умеренного климата допустимо применять зимой всесезонные (универсальные) моторные масла, получившие сейчас широкое распространение.
Из отечественных марок моторных масел мы можем рекомендовать такие, как «Рексол универсал», «Рексол Супер», «ЛУКойл Стандарт», «Норси», «Спектрол», «Уфалюб»; из импортных — Castrol GTX, ELF-Sporty, ESSO Ultra Oil X ESSO или Super Oil X, а также Shell Super Plus. Однако при покупке масел, особенно импортных, следует остерегаться подделок, поэтому лучше всего приобретать масла в специализированных магазинах, предоставляющих сертификаты на товар.
Помните, что при интенсивной городской езде замену масла (и соответственно масляного фильтра) надо проводить в строгом соответствии с заводской инструкцией по эксплуатации автомобиля, сокращая периодичность замены на 20 % каждые 50 тыс. км пробега начиная со 100 тыс. км. Систему смазки промывайте при переходе на другую марку масла. Различные «кипятильники», якобы подогревающие загустевшее масло в картере, не дают никакого практического эффекта кроме преждевременного выхода из строя аккумулятора.
В системе охлаждения двигателей автомобилей Волжского автозавода применяются специальные низкозамерзающие жидкости — антифризы: водные растворы спиртов, гликолей, глицерина и неорганических солей с добавлением специальных присадок. Один из видов антифризов — тосол, водный раствор этиленгликоля с присадками.
Чтобы жидкость в системе охлаждения не замерзла с тяжелыми последствиями для двигателя и радиаторов двигателя и отопителя, нужно проверить температуру ее замерзания. В последнее время в продаже появились специальные ареометры для тосола, отградуированные как в г/см3, так и в градусах температуры замерзания.
Температурная поправка к показаниям ареометра при измерении плотности электролита
Температура электролита, °С |
Поправка,г/см3 |
-40…-26 |
-0,04 |
-25…-11 |
-0,03 |
-10…+4 |
-0,02 |
+5…+19 |
-0,01 |
+20…+30 |
Нет |
+31…+45 |
+0,01 |
Плотность электролита при 25 °С, г/см3
Климатический район (среднемесячная температура воздуха в январе, °С) |
Время года |
Полностью заряженная батарея |
Батарея разряжена |
|
на 25 % |
на 50 % |
|||
Очень холодный (-50…-30) |
Зима |
1,30 |
1,26 |
1,22 |
Лето |
1,28 |
1,24 |
1,20 |
|
Холодный (-30…-15) |
Круглый год |
1,28 |
1,24 |
1,20 |
Умеренный (-15…18) |
||||
Теплый влажный (0…+4) |
1,23 |
1,19 |
1,15 |
|
Жаркий сухой (-15…+4) |
Характеристики зимних масел
Класс по SAE |
Минимальная температура, °С |
|
прокачивания масляным насосом |
проворачивания коленчатого вала стартером |
|
0W |
-35 |
-30 |
5W |
-30 |
-25 |
10W |
-25 |
-20 |
15W |
-20 |
-15 |
20W |
-15 |
-10 |
25W |
-10 |
-5 |
Температурный диапазон применения универсальных моторных масел (по классификации SAE)
Соответствие классов вязкости моторных масел по классификациям SAE и России |
|||||||
SAE |
5W |
10W |
15W |
20W |
20 |
20 |
30 |
Россия |
3з |
4з |
5з |
6з |
6 |
8 |
10 |
SAE |
0 |
40 |
40 |
50 |
5W/20 |
10W/20 |
10W/20 |
Россия |
12 |
14 |
16 |
20 |
3з/8 |
4з/6 |
4з/8 |
SAE |
10W/30 |
15/30 |
15W30 |
20W/30 |
20W/30 |
20W/40 |
20W/40 |
Россия |
4з/10 |
5з/10 |
5з/12 |
6з/10 |
6з/12 |
6з/14 |
6з16 |
Можно залить и импортный антифриз. За счет большего количества присадок импортные антифризы служат дольше и лучше защищают двигатель от коррозии.
Применять воду в системе охлаждения зимой категорически запрещено. Это объясняется тем, что при включении вентилятора отопителя на полную мощность циркуляция воды через радиатор может совсем прекратиться и вода в радиаторе замерзнет прямо во время движения. При остановке автомобиля циркуляции через радиатор не будет и мотор «закипит».
Перед началом зимней эксплуатации полезно залить в бензобак специальную присадку, например Gasoline Treatment фирмы ABRO (США), для удаления воды из бака и системы питания.
Совет
Чтобы облегчить пуск карбюраторных двигателей, применяют также специальную стартовую жидкость, но это сокращает ресурс двигателя, так как жидкость смывает масло со стенок цилиндров, что приводит к сухому трению поршня в цилиндре в момент пуска.
Инструкция по эксплуатации предписывает заменять свечи зажигания через каждые 15 тыс. км. Но учитывая опыт проведения ремонтных работ, лучше это делать раз в год независимо от пробега перед началом зимней эксплуатации или чаще, если машина очень напряженно эксплуатируется в крупном городе, или на бензине сомнительного качества, или пробег за год превышает 15 тыс. км.
Лучше применять свечи зажигания импортных производителей: PAL (Brick), NGK, Bosch, Beru, Champion и т.п., допускаемые к применению в двигателях семейства 2108.
Зимняя эксплуатация, особенно на «просоленных» улицах больших городов, многократно усиливает коррозию деталей кузова. Регулярная мойка зимой необходима, если машина хранится на улице, и категорически необходима ежедневно, если машина хранится в теплом гараже. Вода хорошо смывает соль, а кроме того, «компресс» из мокрой грязи очень долго сохнет, усиливая пагубное воздействие соли на лакокрасочное покрытие кузова. В крайнем случае чаще мойте машину в оттепель, а перед похолоданием вымойте и оботрите насухо, в идеале — просушите в теплом помещении. Перед началом зимней эксплуатации обязательно проведите дополнительную антикоррозионную обработку кузова. Такую обработку лучше всего проводить на специализированном автосервисе с применением специальных защитных средств и технологий. Антикоррозионная обработка бывает двух видов: обработка днища и скрытых полостей кузова и обработка лакокрасочного покрытия кузова. Последнюю можно без труда сделать самостоятельно. Она включает в себя мойку, сушку и обработку специальными защитными составами на основе, как правило, воска или силикона. Можем порекомендовать продукцию фирмы ABRO (США): автошампунь с воском карнобы Wash-N-Glo, золотой автовоск с тефлоном Car Wax Super Gold, силиконовый автовоск Heavy Duty Silicone Cleaner & Car Wax. Если при обработке кузова вы обнаружите глубокие царапины, обработайте оголившийся металл преобразователем ржавчины (модификатором), например отечественным «Феран» или импортным Rust-Eater.
Пластиковые подкрылки уменьшают абразивный износ антикоррозионного покрытия на внутренней стороне крыльев, но при их неквалифицированной установке могут образоваться плохо проветриваемые полости между крылом и подкрылком, в которых из-за проникающей влаги появятся дополнительные очаги коррозии.
Если вы применяете шипованную резину, меняйте ее обязательно в комплекте, а не ограничивайтесь, как советуют некоторые «знатоки», только передней парой колес, так как это резко повышает вероятность срыва в занос переднеприводного автомобиля.
Наиболее подходящими для нашей зимы показали себя финские шины Nokian Hakkapeliitta Q, но они довольно дороги. Для постоянной городской езды нешипованные шины предпочтительнее. Кстати, если вы ездите «на шипах», учтите, что на сухом асфальте (такое бывает и зимой) их сцепные свойства хуже, а значит тормозной путь увеличивается. Не забудьте: в соответствии с требованиями ПДД необходимо поместить на заднее стекло треугольный знак с буквой Ш, чтобы предупредить других водителей.
Среди прочих многочисленных марок резины с «зимним» рисунком протектора для «Спутника»/ «Самары» наиболее оптимальны зимние нешипованные шины отечественной марки НИИШП и словацкие Matador с направленным рисунком протектора, которые при разумной цене имеют хорошие сцепные качества и значительно облегчают езду по скользким и заснеженным дорогам.
Основные показатели водного раствора этиленгликоля
Объемное соотношение, % |
Температура замерзания, °С |
Плотность, г/см3 |
|
Этиленгликоль |
Вода |
||
100 |
0 |
-12 |
1,130-1,140 |
90 |
10 |
-30 |
1,115-1,125 |
70 |
30 |
-67 |
1,095-1,105 |
60 |
40 |
-55 |
1,183-1,092 |
50 |
50 |
-34 |
1,071-1,079 |
40 |
60 |
-24 |
1,058-1,067 |
30 |
70 |
-13 |
1,044-1,052 |
Основные показатели тосола (ТУ 6-02-751-78)
Показатель |
АМ |
А-65М |
А-40М |
Цвет |
Голубой |
Красный |
Голубой |
Плотность при 20 °С, г/см3 |
1,120-1,140 |
1,085-1,095 |
1,075-1,085 |
Температура замерзания, °С |
Не нормируется |
-65 |
-40 |
Температура кипения, °С |
170 |
115 |
108 |
Состав, %: этиленгликоль |
96 |
60-64 |
50-56 |
carmanz.com