Датчик положения распредвала (назначение, ошибки, проверка)
На любом четырехтактном двигателе полный цикл совершается за два оборота коленчатого вала – один раз поршень подходит к верхней мертвой точке в конце такта сжатия, второй раз – в конце такта выпуска. Это позволяет на впрысковых моторах использовать в качестве опорного сигнала только момент отсчета от датчика положения коленчатого вала. При этом работа впрыска и зажигания называется нефазированной. В момент конца выпуска происходит вторая (холостая) искра, а форсунка открывается дважды, часть топлива подается на открытый впускной клапан, часть – на закрытый.
Таким образом система впрыска упрощается, не теряя каких-либо реально ощутимых владельцем качеств. Вместо индивидуальных катушек зажигания можно использовать пару сдоенных, как сделано на восьмиклапанных двигателях ВАЗ. Если взять «Рено», то у них и на моторах с индивидуальными катушками зажигания оно не фазировано: катушки 1-4 и 2-3 цилиндров соединены по первичным обмоткам последовательно и срабатывают одновременно.
Но вот подача части топлива на закрытый впускной клапан в один «прекрасный» момент пошла вразрез с требованиями экологов: из-за плохой испаряемости бензина на холодном двигателе на прогреве приходилось увеличивать подачу топлива. Даже эти миллилитры уже не вписывались в более жесткие экологические нормы, поэтому пришлось изобретать способ фазирования работы впрыска, чтобы топливо в цилиндр подавалось в момент такта впуска. А на моторах с непосредственным впрыском он должен происходить строго в один такт.
Как работает ДПРВ?
Датчик положения распредвала (сокращенно – ДПРВ) подает один импульс за один оборот вала. Поскольку распредвал вращается в два раза медленнее, чем коленчатый вал, то мы получаем точную метку, определяющую такт впуска на одном из цилиндров. При этом рассчитать момент впрыска для цилиндров ЭБУ впрыска может очень просто.
Предположим, что импульс от ДПРВ приходит после метки начала отсчета для первого цилиндра. Тогда при получении сигнала ЭБУ производит подачу топлива в первый цилиндр, через половину оборота коленвала – в третий, при следующем проходе метки начала отсчета – в четвертый, еще через пол-оборота – во второй. При этом импульс от ДПРВ является «справочным», так как все моменты впрыска все равно жестко привязаны к зубцам венца датчика положения коленчатого вала.
Ну а где находится датчик распредвала? На головке блока цилиндров или реже – на клапанной крышке, непосредственно у «своего» распредвала.
Реже датчик положения распредвала дает серию импульсов, определяющую начало нужного такта в конкретном цилиндре. На многих «Ниссанах» для первого цилиндра датчик подает один импульс, для второго – два, и так далее.
Но фазирование впрыска – это не единственное, за что отвечает датчик распредвала. Поскольку ЭБУ впрыска может легко рассчитать временную задержку между моментом начала отсчета по ДПКВ и моментом получения импульса с ДПРВ, то появляется и возможность определения реального положения распредвала относительно коленвала. Если на моторах без изменения фаз газораспределения это имеет чисто диагностическую ценность (проверка правильности установки фаз ГРМ), то на моторах с фазовращателями ДПРВ является важным элементом обратной связи, позволяющим контролировать работоспособность системы управления газораспределением.
Конструктивно ДПРВ может быть выполнен на основе индуктивного датчика или датчика Холла. Первый проще, поскольку это лишь обмотка вокруг магнитного сердечника. Второй менее надежен и менее точен, зато подает на ЭБУ впрыска не синусоиду, амплитуда которой пропорциональна частоте вращения (что затрудняет обработку сигнала), а легко обрабатываемый «готовый» прямоугольный сигнал. Там, где нет необходимости в точном определении положения распредвала, а важен сам факт определения нужного оборота, чаще всего используется датчик Холла.
Неисправности датчика положения распредвала
Основная неисправность датчика распредвала на основе эффекта Холла – это его физический отказ (самого чувствительного элемента или выходной схемы, формирующей прямоугольные импульсы). У индуктивных датчиков происходит налипание микрочастиц стружки, возникающей при износе элементов газораспределительного механизма, на магнитный сердечник, из-за чего форма импульсов «размазывается», и они могут неправильно обрабатываться в ЭБУ впрыска.
Основные ошибки датчика распределительного вала по стандарту OBD-II:
- P0340 — Неисправность в цепи датчика положения распредвала
- P0341 — Неправильный показатель / не отрегулирован датчик положения распредвала
- P0342 — Датчик положения распределительного вала: низкий уровень сигнала
- P0343 -Датчик положения распределительного вала: высокий уровень сигнала
- P0344 — Неисправность датчика положения распредвала
Ошибка с кодом P0340 трактуется как признак чисто электрической неисправности, но на самом деле является наиболее общей: она вызывается и окислением контактов в разъеме, и растяжением цепи ГРМ. На «цепных» моторах в большинстве случаев в этом не виноват датчик распредвала, признаки неисправности как раз указывают на «уход» меток. Доводилось встречать машины, где эта ошибка после сброса возникала буквально через несколько минут, мотор трясло на холостых, ЭБУ фиксировал множественные пропуски воспламенения, но зато на высоких оборотах машина буквально «рвала из-под себя», что однозначно указывало на «запаздывание» распределительного вала впускных клапанов и как следствие – увеличенную фазу перекрытия. Из-за этого наполнение цилиндров на низких оборотах было недостаточным для нормальной работы двигателя, зато на высоких наполнение за счет инерции выхлопных газов и увеличенного времени перекрытия, наоборот, всасывал в цилиндры даже больше воздуха, чем ему было «положено».
Столкнувшись с проблемой из подобного «общего» ряда, стоит полагаться не на ее обозначение по стандарту OBD-II, а на процедуры направленной диагностики для конкретного автомобиля, так как разные ЭБУ впрыска фиксирует такие ошибки по разным причинам.
Ошибка P0341 указывает на более серьезные проблемы в моменте получения сигнала с ДПРВ относительно ДПКВ и уже однозначно может быть идентифицирована как признак проблем, не связанных с датчиком распредвала и его проводкой. Проверяем положение меток, на «бесшпоночных» моторах – выставляем распредвалы и коленвал специальными приспособлениями.
Зная, в какой момент на конкретном двигателе должен приходить сигнал от ДПРВ относительно момента отсчета по ДПКВ, на двухканальном осциллографе отклонение фаз увидим и без разборки.
Коды P0342/P0343 – это признаки отказа самого датчика распределительного вала или замыкания в проводке, реже – симптомы неисправности самого ЭБУ впрыска. При этом «мозги» фиксируют при вращении двигателя постоянно низкий или постоянно высокий сигнал с датчика, который не меняется в зависимости от такта работы мотора. При этом двигатель переходит на нефазированную работу впрыска и зажигания, что для водителя зачастую даже не заметно: расход горючего не меняется, приемистость остается прежней.
Код P0344 – симптом неустойчивого сигнала с датчика. Проблемы возникают из-за налипшей металлической стружки, окислен или разболтан разъем, изломлен провод от датчика до ЭБУ. На осциллограмме при этом видно «мусор» на сигнале.
Как проверить датчик распредвала?
Без осциллографа под рукой (здесь хватает возможностей простейшего китайского «конструктора» DSO-138) проверка возможна только базовая.
Контролируется состояние контактов в разъеме – плотность подключения, отсутствие влаги и следов окисления.
На работающем моторе можно использовать светодиодный пробник: на датчиках Холла он попеременно моргает красным и белым светодиодом с частотой, пропорциональной частоте вращения двигателя. Если сигнал в таком виде доходит до разъема ЭБУ, то можно с достаточной уверенностью утверждать, что датчик и его проводка исправны.Вас также заинтересует:
- За что отвечает датчик положения дроссельной заслонки, его регулировка и неисправности
- ДМРВ — что это такое, признаки неисправности и проверка
- Назначение и устройство датчика детонации двигателя
Стоит проверить установку фаз газораспределения, если зафиксированы ошибки из числа P0340, P0341. Сам датчик нужно извлечь и очистить от налипшей стружки, если она есть.
На ряде двигателей датчики положения коленчатого вала и распредвала унифицированы – можно в качестве диагностической меры поменять их местами. Если ошибка остается по распредвалу, то однозначно можно утверждать, что сам датчик абсолютно исправен.
Видео: Замена датчика положения распредвала
Признаки неисправности датчика распредвала (ДПРВ)
- Полезная информация
- Симптомы неисправности датчика распредвала
Правильная работа датчика распределительного вала влияет на расход топлива, эффективность двигателя и выхлопные выбросы.
Функция распределительного вала заключается в контроле подачи бензина и выбросов паров из выхлопной системы.
К распределительному валу прикреплены смещенные лопасти, которые приводят в действие выпускной и впускной клапаны. Ремень ГРМ или цепь соединяет распределительный вал с коленчатым валом, и именно так распределительный вал получает свой привод.
Блок управления двигателем автомобиля контролирует положение вращения распределительного вала с помощью датчика положения распределительного вала. Основываясь на информации датчика, ЭБУ определит, сколько топлива должно быть впрыснуто в камеру сгорания и время появления искры.
Блок управления двигателем анализирует положение вращения распределительного вала по отношению к текущему положению коленчатого вала, чтобы определить рабочий цилиндр. Об этом сообщает ДПРВ (Датчик положения распределительного вала). Блок управления использует полученные данные для корректировок работы топливных форсунок и появления искры.
Причина неисправности возникает в результате износа внутренней части датчика или проводов. Проблемы с двигателем также различаются в зависимости от типа используемого датчика. Как только компьютер автомобиля обнаружит неисправность в ДПРВ, то на приборной панели загорится Check Engine, а в памяти блока управления будет сохранен диагностический код неисправности. Это облегчит поиск проблемы.
Для воспламенения воздушно-топливной смеси в двигателе внутреннего сгорания требуется искра. Иногда неисправный датчик положения распределительного вала просто блокирует образование искры, поэтому автомобиль вообще может не запуститься.
Если не создастся искра, то вы не сможете запустить свой двигатель.
Неисправный датчик положения распределительного вала приведет к неправильному впрыску топлива в камеру цилиндра. Появится заметное ухудшение производительности двигателя, поскольку оно зависит от правильной смеси воздуха и топлива для адекватной работы.
Если вы нажмете на педаль газа для ускорения, вы заметите более низкую производительность. Например, часто бывает невозможно разогнать автомобиль выше 60 км / ч.
Кроме того, двигатель может внезапно заглохнуть. Если неисправности ДПРВ начинаются на ходу, автомобиль может начать дергать, в то время как мощность двигателя заметно упадет. Пропуски зажигания, затрудненный запуск, захлебывание двигателя и плохая динамика — все это схоже с другими датчиками, но стоит взять во внимание данные симптомы неисправности ДПРВ.
Иногда топливные форсунки подают слишком много топлива в камеру вашего цилиндра, если у вас неисправный датчик положения распределительного вала. По мере того, как расходуется все больше топлива, то это создает проблему для топливной экономичности, перегрева ДВС, экологичности вашего автомобиля. Повышенный нагрев мотора и в следствии повышение температуры ОЖ.
На некоторых моделей автомобилей может произойти блокировка трансмиссии на одной скорости.
Для снятия блокировки приходится глушить и снова запускать двигатель. Явление может проявляться через определенные промежутки времени.
Причин неисправности ДПРВ может быть очень много. Зачастую проблемы возникают с проводкой и другими элементами схемы. Причинами выхода датчика из строя или проблем в его работе могут быть следующие факторы:
• стружка на корпусе датчика;
• отсутствие подключения датчика к сигнальным проводам;
• содержание влаги в соединителе датчика;
• замыкание на “массу” сигнального провода;
• механическое повреждение или обрыв сигнального провода;
• замыкание на бортовую сеть сигнального провода;
• обрыв или повреждение провода питания датчика;
• неверное подключение проводов электропитания;
• неисправность высоковольтных цепей зажигания;
• неисправность блока управления двигателем;
• большой или малый зазор между датчиком и отметчиком;
• повышенное торцевое биение шестерни распредвала.
15.07.2021 11:47:03
0
5649
Рекомендуемые статьи
Топливный насос. Причины и признаки неисправности
Топливный насос отвечает за подачу топлива из бака в двигатель. Является важной деталью любого автомобиля, будь то бензиновый или дизельный. В силу своей ответственной роли требует к себе бережного отношения. Как определить неполадки в работе топливного насоса и к каким последствиям они могут привести?Симптомы неисправности топливного насосаАвтомобиль дергается на высокой скоростиЕсли насос не мож..
10.06.2021
0
2337
Признаки неисправных свечей зажигания
Как определить проблему по цвету отложений на свече зажигания?Со временем свечи зажигания в исправном двигателе приобретают легкий коричневый или желтовато-коричневый оттенок на центральном и заземляющем электродах. Электрод изнашивается равномерно, как и резьба, не должна содержать масла и несгоревшего топлива. Нормальная свеча зажиганияЧто искатьКоричневые или серовато-коричневые отлож..
14.06.2021
0
2807
Признаки неисправного датчика коленвала
Существует ряд причин, по которым датчик положения коленчатого вала может выйти из строя, и ряд симптомов, связанных с этим отказом. Проблемы с датчиком положения коленчатого вала часто проявляются как проблемы с синхронизацией двигателя. Вот несколько общих симптомов неисправного датчика коленчатого вала, которые могут помочь вам определить, вышел ли он из строя.Проблемы с датчиком коленвала..
21.06.2021
0
38022
Машина не заводится: 12 распространённых причин
Есть множество причин, из-за которых ваша машина не заводится. Перед тем, как обратиться за помощью в СТО, вы можете проверить кое-что самостоятельно. Пустой бензобак – самая простая причина, по которой ваша машина не заводится. Если у вас было мало топлива (или у вас сломался датчик), возможно, вы просто на нуле. Такая ситуация очень маловероятна, ведь даже при загорании индикатора топлива можно..
17.08.2021
0
1959
Датчик положения распределительного вала – функционирование и устранение неисправностей
Насколько полезна эта статья для вас?
Совершенно бесполезно
Очень полезно
Расскажите, пожалуйста, что вам не понравилось.
Чтобы получить бесплатный информационный бюллетень HELLA TECH WORLD.
Ваш отзыв**
Капча*
Спасибо! Но прежде чем ты уйдешь!
Подпишитесь на нашу бесплатную рассылку новостей HELLA TECH WORLD, чтобы получать последние технические видеоролики, советы по ремонту автомобилей, информацию о курсах обучения, сведения о маркетинговых кампаниях и советы по диагностике.
Благодарим вас за интерес к новостному бюллетеню HELLA TECH WORLD — для автомастерских!
На указанный вами адрес электронной почты будет отправлено уведомление.
Обратите внимание: Ваша подписка будет завершена только после того, как вы подтвердите получение этого электронного письма.
Это делается для того, чтобы никто не мог подписаться на вас по ошибке.
Ваша личная информация хранится и обрабатывается исключительно с целью отправки информационного бюллетеня. Ни при каких обстоятельствах ваши данные не будут переданы третьим лицам.
Дополнительная информация о конфиденциальности.
Благодарим вас за интерес к новостному бюллетеню HELLA TECH WORLD — для автомастерских!
На указанный вами адрес электронной почты будет отправлено уведомление.
Обратите внимание: Ваша подписка будет завершена только после того, как вы подтвердите получение этого электронного письма.
Это делается для того, чтобы никто не мог подписаться на вас по ошибке.
Ваша личная информация хранится и обрабатывается исключительно с целью отправки информационного бюллетеня. Ни при каких обстоятельствах ваши данные не будут переданы третьим лицам.
Дополнительная информация о конфиденциальности.
Вы уже подписаны
Ваш адрес электронной почты ожидает подтверждения
Неверный новый адрес электронной почты. Новый адрес электронной почты недействителен. Подписчик не обновлен
Неверный адрес электронной почты. Адрес электронной почты отсутствует или имеет неправильный формат.
Проблема со статусом электронной почты
Процесс регистрации не запущен.
Ошибка:
Для получения бесплатного информационного бюллетеня HELLA TECH WORLD.
Благодарим вас за интерес к новостному бюллетеню HELLA TECH WORLD — для автомастерских!
На указанный вами адрес электронной почты будет отправлено уведомление.
Обратите внимание: Ваша подписка будет завершена только после того, как вы подтвердите получение этого электронного письма.
Это делается для того, чтобы никто не мог подписаться на вас по ошибке.
Ваша личная информация хранится и обрабатывается исключительно с целью отправки информационного бюллетеня. Ни при каких обстоятельствах ваши данные не будут переданы третьим лицам.
Дополнительная информация о конфиденциальности.
Благодарим вас за интерес к новостному бюллетеню HELLA TECH WORLD — для автомастерских!
На указанный вами адрес электронной почты будет отправлено уведомление.
Обратите внимание: Ваша подписка будет завершена только после того, как вы подтвердите получение этого электронного письма.
Это делается для того, чтобы никто не мог подписаться на вас по ошибке.
Ваша личная информация хранится и обрабатывается исключительно с целью отправки информационного бюллетеня. Ни при каких обстоятельствах ваши данные не будут переданы третьим лицам.
Дополнительная информация о конфиденциальности.
Вы уже подписаны
Ваш адрес электронной почты ожидает подтверждения
Неверный новый адрес электронной почты. Новый адрес электронной почты недействителен. Подписчик не обновлен
Неверный адрес электронной почты. Адрес электронной почты отсутствует или имеет неправильный формат.
Проблема со статусом электронной почты
Процесс регистрации не запущен.
Ошибка:
Датчик положения распредвала: схема, функции, работа
Датчик положения распределительного вала есть в каждом современном автомобиле. Этот датчик является важным компонентом любого автомобиля, поскольку он обеспечивает правильную работу двигателя. При поиске под капотом вашего автомобиля могут возникнуть проблемы с поиском датчика. Как правило, у каждого производителя автомобилей есть свое уникальное место для установки датчика рядом с двигателем. Его можно найти за головкой блока цилиндров, в нише подъемника автомобиля или рядом с блоком цилиндров.
Датчик положения распредвала определяет, где распредвал относительно коленвала. Модуль управления силовым агрегатом (PCM) получает эту информацию и использует ее для управления топливными форсунками и/или системой зажигания.
В этой статье вы узнаете определение, схему функций, работу и симптомы неисправного датчика положения распределительного вала.
Подробнее: Что такое распределительный вал
Содержание
- 1 Что такое датчик положения распределительного вала?
- 2 Функции датчика положения распредвала (CAM)
- 3 Схема датчика положения распредвала:
- 4 Принцип работы
- 4. 0.1 Посмотрите видео ниже, чтобы узнать больше о работе датчика положения распредвала:
- 5 Обычные симптомы плохих датчика положения распределительного вала
- 5.1 Проверка двигателя. 5.6 Проблемы с переключением передач:
- 5.7 Плохое топливо Пробег:
- 6 Заключение
- 6.1 Пожалуйста, поделитесь!
Что такое датчик положения распределительного вала?
Датчик положения распределительного вала отслеживает вращение распределительного вала, ориентируясь на открытие и закрытие клапанов. Большинство датчиков распредвала расположены прямо над зубчатым кольцом распредвала. В большинстве этих датчиков распределительного вала используется магнит для генерации или изменения электрического сигнала переменного тока, который будет использоваться вместе с датчиком положения коленчатого вала для определения того, когда положение приближается к верхней мертвой точке (ВМТ) на такте сжатия. Эти данные помогут в точной настройке момента зажигания и импульса форсунки. его также называют датчиком идентификации цилиндра или фазовым детектором.
ЭБУ в системе последовательного впрыска топлива должен решить, какой цилиндр зажигать следующим. Эту информацию предоставляет датчик идентификации цилиндра. Всякий раз, когда первый цилиндр находится в верхней мертвой точке при вращении двигателя, датчик передает сигнал на бортовой контроллер (ВМТ).
Функции датчика положения распределительного вала (CAM)
Ниже перечислены общие функции датчика положения распределительного вала:
- Чтобы определить, какой цилиндр находится в рабочем такте, компьютер автомобиля использует датчик положения распределительного вала (CMP). контролировать положение вращения распределительного вала относительно положения коленчатого вала. Эта информация будет использоваться для изменения момента зажигания и работы топливной форсунки.
- Датчик CAM, также известный как датчик положения распределительного вала, отвечает за информирование ECM о положении распределительного вала. Датчики коленвала и кулачка синхронизируются друг с другом. В последовательной системе датчик CAM обычно используется для определения того, какая форсунка должна срабатывать, а также для события срабатывания катушки COP или системы зажигания с катушкой на свече.
Датчик положения распределительного вала собирает и передает данные о частоте вращения распределительного вала автомобиля в модуль управления двигателем (ECM). Эта информация используется ECM для определения момента зажигания, а также момента впрыска топлива, необходимого двигателю. Без этой информации двигатель не смог бы эффективно работать.
Подробнее: Понимание автомобильных датчиков
Схема датчика положения кулачка:
Принцип работы
Работа датчика положения распределительного вала менее сложна и ее легко понять. как уже говорилось ранее, ECU в системе последовательного впрыска топлива должен решить, какой цилиндр воспламеняться следующим. Эту информацию предоставляет датчик идентификации цилиндра. Всякий раз, когда первый цилиндр находится в верхней мертвой точке при вращении двигателя, датчик передает сигнал на бортовой контроллер (ВМТ).
Подробнее: Датчик положения коленчатого вала
В результате можно рассчитать продолжительность импульсного впрыска. Бортовой контроллер в системах одновременного впрыска топлива не идентифицирует цилиндры или последовательность зажигания, потому что это не требуется для работы системы. Точный цилиндр определяется, когда поступает сигнал опережения зажигания коленчатого вала или распределителя путем определения механического положения коленчатого вала, распределительного вала, клапанов или вала распределителя.
Посмотрите видео ниже, чтобы узнать больше о работе датчика положения распределительного вала:
Общие признаки неисправного датчика положения распределительного вала
Ниже приведены симптомы неисправности датчика положения распределительного вала:
Индикатор Check Engine горит:
Когда ваш датчик положения распределительного вала выходит из строя или начинает работать со сбоями, первое, что вы должны заметить, это то, что на приборной панели загорается индикатор «Check Engine». Очевидно, что индикатор «Проверьте двигатель» может сигнализировать о многих проблемах, включая неисправный датчик положения распределительного вала.
Проблема с зажиганием:
Если датчик положения распределительного вала выходит из строя во время движения, двигатель будет время от времени терять мощность, вызывая тряску автомобиля или случайный толчок вперед. Оба они вызваны тем, что PCM получает неточную информацию от датчика положения распределительного вала, что приводит к неправильному количеству топлива, нагнетаемого в цилиндры.
Двигатель глохнет:
Еще хуже, чем невозможность завести автомобиль, является остановка или остановка двигателя во время движения из-за того, что топливные форсунки не получают команды на подачу топлива в цилиндры.
Плохое ускорение:
Когда ваш датчик распредвала начинает отказывать, ваш автомобиль будет дергаться и не сможет быстро разогнаться. В определенных обстоятельствах вам повезет, если вы превысите 30 миль в час. В слабом ускорении снова виновата неправильная подача топлива форсунками.
Подробнее: Знакомство с коленчатым валом
Подпишитесь на нашу рассылку новостей
Проблемы с переключением передач:
Некоторые модели автомобилей с неисправным датчиком положения распределительного вала заблокируют коробку передач, которая останется на одной передаче. Единственный выход из этой ситуации — выключить двигатель, подождать несколько секунд, а затем перезапустить.
Плохое топливо Пробег:
Это противоположно тому, что двигатель не получает достаточного количества бензина. Из-за неточного показания неисправного датчика положения распределительного вала в этой ситуации в двигатель закачивается больше топлива, чем требуется, что снижает экономию топлива.
Заключение
Датчик положения распределительного вала отслеживает вращение распределительного вала, ориентируясь на открытие и закрытие клапанов. Большинство датчиков распредвала расположены прямо над зубчатым кольцом распредвала.