Зимние шины липучка – «Липучка» (шины) — что это? Зимние шины-«липучки»: отзывы

Содержание

липучка: чем липучка лучше шипов?


Последние годы многие автомобилисты при выборе зимней резины сталкиваются с тем, что в магазинах им предлагается резина двух видов – зимние шины с шипами или зимние шины без шипов, так называемая «резина — липучка», или фрикционные шины.

Если не слушать увещевания менеджера, то для многих встаёт вопрос — а какую резину собственно выбрать, шипы или липучку? Чем липучка лучше шипов?

Из этой статьи вы узнаете:

Если с шипованной резиной всё более-менее понятно — мягкая резина и глубокий рисунок для движения по снегу, а шипы для движения по льду – то по поводу «липучки» и фрикционных покрышек у автомобилистов возникает много вопросов.

Во-первых — Что такое «резина-липучка»?

Во вторых — Для каких условий эксплуатации предназначены шины-липучки?

В-третьих — Каким таким образом липучки могут «прилипать» к дороге и как сильно способны «прилипнуть» к ледяной поверхности?


Какими бывают нешипованные зимние шины

«Резина-липучка» представляет из себя зимние покрышки без шипов. Изначально зимние шины без шипов были придуманы в Европе специально для европейских комфортных зим с небольшими морозами.

Дороги в Европе поддерживаются в хорошем состоянии в любое время года, лёд на дороге встречается редко, и для передвижения зимой по европейским дорогам шипованные шины в большинстве случаев не нужны.

Больше того, в большинстве стран Европы, таких как Германия, Франция, Великобритания, Чехия, Польша и т.д. эксплуатация шипованных шин запрещена.

И для этих стран были разработаны так называемые фрикционные шины (от слова «фрикция» — трение), получившие своё второе название — «липучки», представляющие из себя обычные зимние покрышки без шипов, адаптированные для движения при любых зимних условиях, в том числе и по льду.


Игра слов

Если название «фрикционные шины» происходит от научного термина «фрикция» — трение, то название «липучка», в свою очередь, было придумано специалистами по продажам покрышек специально для стран с холодным климатом, таких как Россия, где покупатели уже давно привыкли к шипованной резине, и неохотно покупают зимнюю резину без шипов.

Когда покупатель видит название «резина-липучка», он понимает, что покупает покрышки, свойства которых отличаются от свойств «обычных зимних шин без шипов», а потому эти шины заслуживают внимания.


Как ездят зимой

На сегодняшний день эксплуатация автомобиля зимой в большом городе сильно отличается от той эксплуатации, которая была 20 лет назад.

Сегодня в больших городах зимой на дороги выливаются тонны специальных реагентов, которые растапливают снег и лёд, но одновременно ложатся на асфальт жирной плёнкой.

При движении по асфальту, покрытому такой плёнкой, автомобиль на шипованных шинах чувствует себя довольно неуверенно — металлические шипы скользят, заметно увеличивают тормозной путь и мешают устойчивому движению.

В свою очередь, автомобиль на фрикционной зимней резине-липучке, попавший на покрытый жирной плёнкой асфальт чувствует себя гораздо увереннее, потому что в пятне контакта нет скользких металлических шипов, а сама покрышка обладает повышенными фрикционными свойствами.

Так же стоит сказать, что при очень низких температурах липучка нередко ведёт себя лучше, чем шипованная шина, благодаря тому, что в сильный мороз водяная плёнка, являющаяся главной причиной скольжения, образуется гораздо медленнее. В связи с этим отсутствие лишней помехи в виде шипов улучшает сцепные свойства шин.

По этим причинам сегодняшние автомобилисты, ездящие на своём автомобиле большую часть времени на очищенных от снега городских улицах, щедро сдобренных реагентами, всё чаще предпочитают липучку обычной шиповке.


Что же выбрать?

Шипы или фрикционная резина-липучка? Ответ на этот вопрос для сегодняшнего автомобилиста будет зависеть от двух моментов: от того, как часто он планирует выезжать за пределы города зимой, а так же от того, в каком климате он эксплуатирует свою машину.

Если автомобиль главным образом используется для поездок на работу и 95% времени не выезжает за пределы города — тогда владельцу можно смело покупать нешипованные фрикционные шины.

Если же владелец планирует периодически выезжать за город на не очищаемые и не обрабатываемые специальными реагентами дороги — тогда ему лучше оставить старую добрую шипованную зимнюю резину.

Шиповка будет чуть хуже вести себя в городе, но зато будет незаменима на не очищаемой просёлочной дороге.

1tire.ru

основные плюсы и минусы :: SYL.ru

С приходом очередного зимнего сезона практически всем автолюбителям приходится менять летние покрышки на зимние (за исключением тех, кто ездит на всесезонке). Многие будут устанавливать на свои машины традиционные шипованные шины. Есть мнение, что для российских зим это самый хороший и надежный выбор. Но есть еще и липучка. Шина эта не оснащена шипами. Ее принцип работы немного отличается, однако у таких фрикционных аналогов имеется масса достоинств.

Назначение

Какая бы ни была зимняя покрышка, она предназначена для использования при температурах воздуха +7 и ниже. Изготавливается шина из специального резинового состава, который обладает некоторыми специфическими особенностями.

В мороз такая покрышка не теряет свои характеристики эластичности. Резина, предназначенная для лета, при низких температурах будет твердеть и деревенеть. Шины липучки зимние имеют извилистые, волнообразные рисунки на протекторе. Шипы отсутствуют. Вместо них множество насечек-ламелей. Именно поэтому фрикционная резина иногда может называться ламелизированной. Особый состав материала и специальные рисунки протектора повышают характеристики управляемости автомобиля. Торможение будет эффективным и без шипов. Но существует несколько нюансов.

Типы фрикционных шин

Липучка – шина, которая может быть изготовлена из мягких или жестких материалов. Мягкую принято относить к скандинавскому, или арктическому типу, твердую – к европейскому.

Самая важная характеристика для шины – это скоростной индекс. Он обычно обозначается на боковых частях покрышек. Если скоростной индекс небольшой, значит из более мягких материалов изготовлена та или иная покрышка. От величины данного показателя также зависит тормозной путь.

Липучка скандинавского типа

Эти покрышки изготовлены из мягкой резины и имеют большее количество специальных насечек-ламелей. За счет этого обеспечивается хорошее сцепление на обледенелой поверхности и на снегу. Иногда в составе такой резины можно встретить кремниевую крошку.

Это делается для улучшения поведения покрышки на льду. Какие еще особенности имеет липучка? Шина скандинавского типа имеет более низкий индекс скорости, нежели европейские аналоги. Данная резина является наиболее подходящей для тех регионов страны, где господствуют суровые морозные зимы с обилием снега.

Европейский тип

Покрышки этого класса более жесткие по составу. Что касается количества ламелей, то, в отличие от арктических, или скандинавских, шин, их здесь в 2 раза меньше. Протектор имеет рисунок в виде крупных шашечек или ребер. Это в несколько раз улучшает сцепление такой резины на дороге. Данные покрышки созданы для движения на высоких скоростях. Индексы их составляют 210 и 240 километров в час. Европейская резина широко применяется в тех регионах, где зима преимущественно теплая. Достоинство в том, что на них можно ездить по асфальту не только в зимний период, но и осенью, а также весной. Резина сохраняет свои характеристики и не портится даже на сухом асфальте, чего нельзя сказать про шипованные аналоги.

Принцип действия

Для того чтобы автомобиль оставался управляемым на льду, основной слой покрышек-липучек производится из специальной микропористой резины. Поры таких шин в месте пятна-контакта с дорожным покрытием буквально прилипают ко льду, как присоски.

Так обеспечивается минимальный тормозной путь и стабильно хорошая управляемость на скользкой дороге. Чтобы сцепление было еще более эффективным, шашечки или блоки на протекторе разделены на насечки. Но последние не выходят за пределы шашки. Под весом машины ламели как бы раскрываются. В результате шины-липучки лучше соприкасаются с ледяной дорогой. Вне пятна контакта с дорожным полотном нагрузка пропадает, а ламели снова переходят в свое обычное состояние. Из-за такого эффекта данные покрышки и называются липучками.

В последнее время в составе резинового материала для производства шин можно встретить волокна стекла. Задача этих элементов — царапать лед. За счет этого улучшается сцепление покрышки с дорожной поверхностью.

Протектор липучки

Протектор фрикционной покрышки может быть направленным, ненаправленным, асимметричным и симметричным. Самый популярный – это ненаправленный рисунок. Свойства протектора здесь раскрываются вне зависимости от того, в какую сторону вращается колесо. Качество сцепления с дорогой будет одинаково при движении вперед и назад. Это самый универсальный рисунок. Часто такие шины производятся на тех же заводах, где собирают автомобили определенных марок.

Ненаправленные рисунки протектора могут быть как симметричными, так и асимметричными. Если провести условную линию по окружности шины прямо посередине, то левая часть рисунка будет идентичной рисунку слева — это симметричный протектор.

Ассиметричный рисунок будет состоять из двух частей. Каждая при этом будет разная. Это делается для того, чтобы повысить характеристики и возможности резины. Внешняя часть рисунка предназначается для влажных покрытий и для борьбы с водой. Внутренняя часть эффективна на сухих покрытиях. Покрышки с направленным протектором идеальны для мокрой дороги. Вода эффективно выходит при помощи специальных канавок. Здесь есть одна особенность – необходимо верно установить шину, иначе ее работа не будет правильной. Для того чтобы не ошибиться при монтаже, производитель указывает, в какую сторону должно вращаться колесо.

Преимущества фрикционной резины

Шины «зима» (липучка) имеют некоторые свойства, которые делают их более эффективными, по сравнению с шипами. Ламели созданы таким образом, чтобы поверхность резины как можно плотнее прилегала к асфальту или дорожному покрытию. Липучка качественно прилегает к гладким поверхностям. Отсюда ее эффективность при движении в городских условиях, где дороги чистят часто и качественно.

Хорошее и надежное сцепление позволяет не только быстро стартовать с места, но и при необходимости резко тормозить, обгонять, входить в крутые виражи. Фрикционная резина не повреждает асфальт и является абсолютно безопасной в плане использования. В большинстве европейских стран есть определенные стандарты на эксплуатацию шипованных протекторов, а вот липучки можно эксплуатировать без каких-либо ограничений. Практически все фрикционные покрышки, которые имеются в продаже, изготовлены из более мягких материалов, чем шипованные. Это очень актуально в сильные морозы. Резина не замерзает и полностью сохраняет свою упругость.

Недостатки

Несмотря на массу преимуществ, липучка — шина достаточно специфическая и не подходит для эксплуатации в некоторых условиях.

Даже самые качественные комплекты фрикционной резины не могут обеспечить сцепление с асфальтом на уровне шипованных аналогов в гололедицу. Причина кроется в чрезмерной мягкости состава. В момент ускорения, при торможении, при выполнении различных маневров насечки свободно двигаются в разные стороны. Машина буквально плывет по дороге и иногда может скользить на сухом асфальте. Липучки имеют невысокую устойчивость на подмерзлых покрытиях, а также на укатанной снежной дороге и на объемном рыхлом снегу. Покрышки не могут загребать большое количество снега и в результате буксуют. Эти изделия не предназначены для использования за городом зимой на грунтовых и редко очищаемых дорогах.

Рейтинг шин-липучек 2016-2017

Чтобы покрышка лучше реализовала свои свойства, необходимо выбирать те модели, которые имеют хорошие отзывы и репутацию на рынке. Давайте рассмотрим, какие марки используют чаще всего.

Nokian Hakkapeliitta R2

Это лучшие шины-липучки от известного финского производителя.

Рисунок протектора дает возможность уверенно тормозить, а также разгоняться на ледяной корке. Такие характеристики показывают далеко не все шипованные аналоги. Недостаток — текстура покрытия не позволяет полноценно входить в повороты. Есть небольшое скольжение. Кстати, с этой резиной можно сэкономить горючее.

Michelin Latitude X-ice 2

Эти шины уже не единожды занимали высокие места в рейтингах и побеждали в соревнованиях. Об этих покрышках часто пишут обзоры авторитетные автомобильные издания. Интересно, что шипованные покрышки от этого бренда зарекомендовали себя не лучшим образом.

А вот фрикционная резина от Michelin – это лучший выбор для езды по льду, снегу, мокрому или сухому асфальту. Автомобиль с этой резиной будет устойчивым, комфортным и управляемым. Автомобильные журналисты тестировали данные шины-липучки. Отзывы о них весьма положительные.

Эти шины занимают почетное третье место. Это продукция одной из самых известных американских компаний. Резина отличается наилучшими характеристиками при езде по снегу, по устойчивости при различных маневрах. Также на этой резине хороший тормозной путь и отличный разгон с места.

Недостатком можно считать средний уровень шума, а также большое сопротивление качению.

Отзывы

В целом люди пишут о липучках, что это достойная альтернатива шипованной зимней резине. Но есть свои нюансы. Эти покрышки не предназначены для быстрой и агрессивной езды. Они больше подходят для движения в городе на умеренных скоростях. Некоторые водители все же испробовали липучки на скоростях в разных условиях и остались довольными. Поведение автомобиля полностью предсказуемое, есть устойчивость и хорошее сцепление. Самое главное — выбрать, какие шины-липучки будут наиболее качественными. Они очень отличаются друг от друга в зависимости от того, кто является производителем.

Если отдавать предпочтение известным производителям, то липучка никогда не подведет, но цена будет гораздо выше. Такие фрикционные изделия подходят тем, кто часто ездит по городу. Ведь большая часть улиц очищена от снега и посыпана реагентами. Шипы на голом асфальте быстро теряются. Со временем такая шина превращается в ту же липучку.

Заключение

Итак, мы выяснили особенности фрикционной резины. Нешипованные зимние шины дают возможность автовладельцу быть свободнее в плане выбора времени, когда переобуть автомобиль, поэтому лучше всего установить фрикционные покрышки. А ездить на такой резине можно вплоть до весны. В целом можно сказать, что это неплохая замена шипованным аналогам. Нужно просто знать, какие лучшие липучки (шины), и тогда автомобиль никогда не подведет.

www.syl.ru

Зимняя резина липучка что это такое?

Накануне каждого зимнего сезона многие автовладельцы озадачиваются вопросом выбора зимней резины – и некоторые задумываются о той, которую в народе называют «липучка». Разбираемся, что такое «липучка», каковы ее сильные и слабые стороны, и чем она отличается от

шипованных шин.

ЧТО ТАКОЕ «ЛИПУЧКА»?

«Липучкой» в разговорной речи называют зимние нешипованные шины. Правильное название такого типа шин – фрикционные, от английского «friction» – трение.

ЧЕМ «ЛИПУЧКА» ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ШИПОВАННЫХ ШИН?

Первое, и очевиднейшее отличие фрикционных шин от шипованных – это, разумеется, отсутствие шипов. Однако это не единственная характеристика, которая разнится в их свойствах. Отсутствие шипов у фрикционной покрышки компенсируется другими особенностями: прежде всего это более мягкий состав резиновой смеси и наличие большого количества тонких и глубоких поперечных ламелей.

Именно этими ламелями, а точнее, их кромками, фрикционные шины и цепляются за поверхность. Сочетание мягкого компаунда, большой глубины протектора и большого количества ламелей дает такой шине большое и стабильное пятно контакта, способность плотно сцепляться с поверхностью, а также отводить из пятна контакта воду, «впитывая» ее ламелями при касании поверхности и очищаясь при движении. Именно высокие сцепные свойства, связанные с мягкостью, и подарили фрикционной шине прозвище

«липучка». Кроме того, некоторые производители заявляют о добавлении в состав резиновой смеси фрикционных шин мельчайших твердых частиц, которые призваны играть роль «микроскопических шипов», дополнительно усиливая фрикционные свойства покрышки.

В ЧЕМ ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ «ЛИПУЧКИ»?

Вышеперечисленные различия определяют эксплуатационные особенности двух разных типов шин. Эффективность фрикционных покрышек максимальна в тех условиях, где ей не приходится сталкиваться с чистым льдом: такие шины хороши на рыхлом снегу, мокром и сухом асфальте, а также в снежной каше с реагентами, которыми обильно поливают современные дороги. Кроме того, за счет большей мягкости «липучка» дольше сохраняет максимальные сцепные свойства при понижении температуры до экстремальной: тесты показывают, что при морозах свыше -25° шипованные шины «дубеют» сильнее, чем фрикционные.

С эксплуатационной точки зрения у фрикционных шин есть еще пара преимуществ. Во-первых, их можно смело использовать в «переходный» период, когда ночью температуры опускаются к околонулевым, а днем остаются плюсовыми. В такое время некоторые автовладельцы «берегут» шипованные шины, предпочитая переобуваться в последний момент, когда зима уже наступила. Однако стоит помнить, что минимальная температура, при которой летняя резина работает эффективно – это +5°, в более холодных условиях она окончательно «дубеет», теряя значительную часть сцепных свойств. «Липучка» же эффективно работает в этих условиях, не вызывая нервических приступов от скрежета шипов по асфальту.

Ну а второе эксплуатационное преимущество фрикционных шин – более низкий уровень шума. Шипованная шина неизбежно имеет более высокий шумовой и вибрационный фон, связанный с касанием шипами поверхности – и если на снегу разница между шиповками и «липучками» сводится к нулю, то на льду и асфальте гул шипов неизбежно будет заметен.

Слабые стороны «липучки» связаны именно с отсутствием шипов в условиях, когда их эффективность могла быть максимальной. Прежде всего это твердая и скользкая поверхность – лед или укатанный снег: на таких покрытиях шипованные шины непременно будут более эффективными, тормозя не только ламелями и мягким компаундом (которые у шипованных шин также имеются), но и шипами. Особенно опасен для фрикционных шин будет лед при околонулевой температуре: в таком случае он подтаивает, и на его поверхности образуется «смазка» из водяной пленки, сводящая к минимуму эффективность «липучки»: единственным гарантированно эффективным инструментом торможения в этом случае будут металлические шипы.

Еще один аргумент не в пользу фрикционных шин – это их меньшая приспособленность для нужд неопытных водителей. Первый инстинкт такого водителя при наступлении нештатной ситуации или необходимости быстро остановиться – это нажать до упора педаль тормоза. В современных автомобилях компенсировать эту ошибку призвана ABS, но если автомобиль ей не оборудован, заблокированные колеса, обутые в «липучку», сильно теряют в эффективности, а вот шипы продолжают работать.

КАКИМИ БЫВАЮТ ФРИКЦИОННЫЕ ШИНЫ?

Исходя из свойств и эксплуатационных характеристик, можно разделить фрикционные шины на «скандинавские» и «европейские». Первые имеют большую мягкость и предназначены для эксплуатации в условиях более суровых и холодных зим с большим количеством снега и льда. Вторые – немного более твердые и предназначены для использования в более теплых и щадящих условиях – к примеру, в городах, где дороги хорошо чистятся и регулярно обрабатываются противогололедными реагентами, а морозы являются исключением.

ЕСТЬ ЛИ ЕЩЕ КАКИЕ-ТО ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ «ЛИПУЧКИ»?

Кроме важнейших отличий фрикционной резины от шипованной, о которых рассказано выше, есть и еще несколько обстоятельств, на которые стоит обратить внимание.

Актуальные Автоновости

Во-первых, недавние поправки в ПДД сделали обязательным наличие на автомобиле, имеющем шипованные шины, соответствующего знака с буквой «Ш». Однако на зимние фрикционные шины это требование, как несложно догадаться, не распространяется – то есть, ездить на «липучке» можно без знака «Шипы».

Во-вторых, стоит помнить, что шипованные шины запрещены в большинстве европейских стран, поскольку разрушают поверхность дорожного полотна. Таким образом, если вы собираетесь отправиться за границу на своем автомобиле, стоит заранее уточнить маршрут и выяснить, не придется ли вам обзавестись комплектом «липучки» взамен имеющихся шипованных шин для этой поездки.

А вот законодательные требования к зимним шинам, указанные в техническом регламенте Таможенного союза и перечне неисправностей, запрещающих эксплуатацию ТС, для шипованных и фрикционных шин, разумеется, одинаковы. Автомобиль должен быть оснащен зимними шинами, промаркированными значком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри неё, а также знаками «М+S», «M&S» или «M S», как минимум в период с декабря по февраль, а остаточная высота протектора у зимних шин должна составлять не менее 4 миллиметров.

Однако и здесь есть одно крайне важное замечание: тот же технический регламент гласит о том, что «запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период» – то есть, прямого запрета на эксплуатацию «липучки» летом нет. Однако не стоит думать, что «то, что не запрещено – разрешено»: характеристики фрикционных шин рассчитаны исключительно на зимнюю эксплуатацию, и ее выдающаяся мягкость на горячем асфальте обернется потерей адекватной управляемости и тормозного пути. При значительной плюсовой температуре машина на фрикционных шинах «плывет», а их износ ускоряется на порядки. Поэтому использовать «липучку» не по назначению категорически не рекомендуется.

mir-auto24.ru

Липучка vs Шипы. Что лучше?

В данной статье рассмотрим зимние шины «липучки» и шипованные покрышки и выясним, какие из них лучше выбрать для зимы. А для начала подведем итоги опроса.

Итоги опроса «какие шины используете зимой?»
  • шипованную резину (51%, 132 голоса)
  • нешипованную резину (37%, 103 голоса)
  • летнюю резину (13%, 18 голосов)

Результат опроса предсказуем, т.к. многие автолюбители предпочитают зимнюю шипованную резину (более 50%). Но самое удивительное, что 10% опрошенных заявило, что зимой ездят на летней резине. Это не правильно, ведь тормозной путь автомобиля с летними покрышками на гололеде увеличивается в несколько раз. И это может привести к весьма плачевным результатам.

Автолюбители, которые ездят зимой на летней резине, задумайтесь, что для вас важней — деньги или жизнь. Я считаю, что на собственной безопасности и окружающих не стоит экономить.

Сравнительные испытания на льду

При температуре около 40 градусов мороза проходил тест липучек и шипов, чтобы выяснить кто лучше на гололеде. Производители, естественно, отдавали предпочтение шипованной резине. Результат оказался совершенно неожиданным. Липучки в итоге победили, т.к. они быстрее шиповок на льду, и автомобиль, одетый в них, показал наилучший результат.

В чем дело? Оказывается, что шипы на гололеде не могут проколоть лед т.к. испытывают большое усилие, и к тому же резина дубеет при сильном морозе.

В итоге провели сравнительные испытания и выяснили интересный факт. При низких температурах липучки победили по всем параметрам шипованную резину. Примером может служить сокращение тормозного пути на 20% при 20 градусном морозе. Но при температуре примерно -5 градусов безоговорочное преимущество у шипованной резины. Причем преимущество почти двукратное.

Это объясняется тем, что при температурах близких к нулю, шипованная резина начинает интенсивно цепляться за лед, т.к. усилие проникновения шипа в лед почти минимальное. А «липучки» при нуле градусов наоборот ведут себя хуже на льду, т.к. начинают проскальзывать вследствие попадания растаявшего снега, а попросту воды. Вода действует как смазка и, вместо того чтобы тормозить, липучки по льду просто проскальзывают.

Что выбрать — липучки или шипы?

При температуре -250С и ниже влияние шипованных и нешипованных покрышек сравниваются. Например, на зимних дорогах, где снег, лёд и оттаявший асфальт постоянно сменяют друг друга, разница в устойчивости машины на «липучках» по сравнению с «шипами» — не ощущается. Если говорить про проходимость и тормозной путь, то разница также минимальна. Это объясняется тем, что при очень низкой температуре воздуха лёд по прочности становится как асфальт. Поэтому шипы, сидящие на подушке зимней шины ведут себя как на асфальте — уходят вверх и уже не способны зацепиться за лёд. При этом лед шершавый, а фрикционные шины («липучки») имеют более мягкий состав резины, так что лучше цепляются за лёд.

Липучки ведут себя хорошо на льду только при сильных морозах. Уже при 15 градусов мороза поведение «липучек и шипов» на льду сравниваются. При температуре близкой к нулю преимущество шипов очевидно и не вызывают сомнения. Т.к. лед при околонулевой температуре обладает наименьшим коэффициентом сцепления — он мягкий и шипы оставляют в нем глубокие борозды. В таких условиях преимущества шипованных шин перед фрикционными бесспорны. Так что к зиме целесообразным выглядит покупка «шипов».

Следует помнить, что при околонулевой погоде разница в сцепных свойствах покрышек огромная. Ведь чем выше температура, тем больше воды образуется в пятне контакта шины с дорогой. В таких условиях шипы были и остаются единственным спасением. Ни о каком запрете шипованных шин в России не может быть и речи. Лучше подумать о повышении прочности асфальта и обратить внимание на технологии, которые применяют дорожники в Финляндии — там почти все ездят на шипах, а колейности на дорогах нет.

Немаловажным фактором при выборе зимних шин является состояние дорог, а именно как часто их убирают. Если дороги чистят плохо — то на помощь придут только шипованные шины, им легче будет выезжать из неубранной «снежной каши».

На выбор зимних шин влияет климат, где эксплуатируется машина. Если живете в северных регионах — выбор очевиден, это «шипы». Если температура не опускается ниже минус десяти и зима короткая — выбор в пользу «липучек».

Статьи по теме
Комментарии

Живу недалеко от Москвы. Зимой у нас температура бывает до минус 30. Поэтому использую шипованные шины. Но в последние годы встал вопрос, а не заменить ли их шинами без шипов. Ведь рекордно низкой температуры зимой бывает 1-2 раза. В остальном — стабильно минус 10. К тому же дороги чистят и ездить на шипах нецелесообразно. Если часто ездите по трассе или на дачу — берите шипы и не думайте. А кто постоянно ездит по городу может задуматься о липучках. Как преимущество — нет надоедающего гула от шипов. Плюс, они лучше ведут в слякоть, когда не тепло и не холодно. А такая погода бывает 50% всей зимы. И не надо думать, когда похолодает и надо записываться на шиномонтаж. Без шипов это можно сделать заранее, хуже не будет. А шипы от езды по чистому асфальту без снега страдают — срок службы уменьшается.

amastercar.ru

Зимняя резина: шипы или липучка ?

Вовремя менять шины на автомобиле – очень важно. Ведь от качества и вида шин зачастую зависит жизнь водителя и его пассажиров, других водителей и пешеходов. Для максимальной безопасности шины должны обеспечивать лучшее сцепление с дорожным покрытием. Поэтому, для езды зимой на автомобиле обязательно должна быть установлена зимняя резина.  А вот какие зимние шины лучше использовать – с шипами или на «липучках» мы рассмотрим в этой статье.

Вообще, автомобильные шины по сезонности делятся на три типа:

Летние

Всесезонные

Зимние

То, что летние шины зимой лучше не использовать, это и так понятно. Всесезонная резина для большинства регионов нашей страны не подходит – она предназначена лишь для мягкой «зимы» где-нибудь в Европе или на юге России.

Поэтому, рассматривать будем только зимнюю резину. Она бывает двух видов:

Шипованная

Нешипованная, или «на липучках».

Как и шипованные зимние шины, шины «на липучках» изготавливаются из мягкой резины. Причём, более мягкой. А для лучшего сцепления с зимней дорогой их протектор имеет большое количество бороздок.  Благодаря такому строению протектора такая резина впитывает влагу с дорожного покрытия и «прилипает» к нему. Вдобавок к этому, по бороздкам отводится лишняя влага, что усиливает эффект «прилипания». Подробнее о принципе работы этих шин читайте в статье «Как работает липучка».

Ну а шипованная резина в подробном описании не нуждается. Шипы впиваются в заледенелую дорогу и уменьшают тормозной путь, всё итак понятно.

Так какая же зимняя резина: шипы или липучка лучше? Рассмотрим достоинства и недостатки этих шин. Начнём с шипованной резины.

Достоинства шипованной резины

Главное достоинство шипованной резины в сравнении с «липучкой – это лучшее сцепление с дорогой. Благодаря этому у шипованной резины меньший тормозной путь и быстрый разгон на обледенелой дороге. Также автомобиль меньше подвержен заносам и лучше управляется.

Недостатки шипованной резины

За вышеописанные достоинства шипованной резины водителю приходится расплачиваться повышенным уровнем шума от движения и увеличенным расходом топлива. Ещё один минус шипованной резины заключается в том, что шипы периодически выпадают. Также при движении по чистой и мокрой дороге зимняя резина теряет все свои достоинства и становиться обузой:  тормозной путь автомобиля увеличивается, резина быстрее изнашивается.

В общем, если вы передвигаетесь преимущественно по небольшим дорогам в не самых оживлённых городах, по загородным трассам или вообще по сельской местности, где дороги редко чистят и ничем не посыпают, то зимние шины на автомобиле должны быть обязательно.

Теперь рассмотрим шины-липучки.

Достоинства шин-липучек

Главное достоинство резины на липучках – это низкий уровень шума, как у летней резины и такой же расход топлива. Второе достоинство – это лучшее, по сравнению с шипованной резиной, сцепление с сухим и мокрым асфальтом, не покрытым льдом.

Недостатки шин-липучек

Главный недостаток резины на липучках заключается в том, что на обледенелой дороге у этих шин ухудшается сцепление с поверхностью. Из-за этого тормозной путь автомобиля увеличивается и появляется повышенная склонность к заносам.

Поэтому, резину на липучках лучше использовать в крупных городах, где на дорогах редко образуется гололёд.

Подводя итог в вопросе, какая зимняя резина – шипы или липучка – лучше, можно сделать вывод, что выбирать зимние шины следует, исходя из условий эксплуатации машины зимой. Если вы живёте в некрупном городе или в сельской местности и ездите по загородным трассам, то лучшим выбором будет шипованная резина. А для жителя мегаполиса, который не выезжает за его пределы, вполне может хватить резины на «липучках».

avtono.ru

Как работает «липучка» (фрикционные зимние шины)?

Честно говоря, ответ на этот вопрос будоражил и мое сознание некоторое время назад. Ну хорошо, есть на зимней шине ламели, и что? Резина по льду так же хорошо скользит, как и мокрое мыло по умывальнику, физику, как говорится, не обманешь. С другой стороны, здравый смысл подсказывал, что не могут топовые производители шин выпускать откровенную пустышку, а значит есть решение, о котором я просто не догадываюсь. Именно эти мысли и “заставили” меня более подробно разобраться в вопросе.

“Липучка”

Все вы прекрасно знаете, что зимние шины делятся на две основные группы – шипованные и нешипованные шины. С шипами все понятно: по снегу гребет протектор, по льду – шипы, обеспечивая стабильное и прогнозируемое сцепление колес с дорогой.

С нешипованными шинами, в народе их еще называют “липучками”, дело обстоит несколько сложнее. Забегая вперед, отмечу, что слабое место липучки – лед, но давайте все по порядку.

Рыхлый снег

Когда авто едет по снежной целине, основное тяговое усилие обеспечивается за счет агрессивности протектора и его глубины. В месте контакта образуется спрессованный слой, часть которого находится в межблоковом пространстве протектора, с помощью него и происходит зацеп. Важно, чтобы шины хорошо самоочищалась и протектор мог “переварить” раз за разом большие порции снега, не закапываясь. В данном случае ламели играют второстепенную роль, хотя их вклад тоже важен.

Ламели – это мелкие прорези на блоках профиля шины. Основная их задача – раскрываться в пятне контакта в определенном направлении, повышая мягкость и податливость протектора “обхватывать” дорожное полотно. Таким образом обеспечивая лучшее тяговое усилие шины.

Снежная каша

Бывает разной в зависимости от условий: от очень водянистой до весьма плотной. Основная задача шины эффективно ее отводить, чтобы авто резко не теряло управляемость. За это в зимней шине (липучке) отвечает протектор, а именно продольные и V-образные канавки, через которые естественным путем вытесняется и “выплевывается” снежный кисель.

Укатанный снег

Данный вид покрытия весьма коварен, ведь бывает разной толщины и часто скрывает под собой лед. При преодолении шиной укатанного снежного покрова, на первый план выходят ламели, протектор и мягкость шины.

Ламели позволяют лучше обхватывать поверхность, в то время как протектор позволяет оптимально углубляться до “нужной” плотности снега. В совокупности это позволяет топовым “липучкам” показывать отличный результат.

Лед

Для фрикционной резины это самое большое испытание, ведь простая резина отлично скользит по поверхности льда.

Почему так происходит? Все просто. Гладкая и плотная по своей структуре резина соприкасается с гладким льдом. В процессе взаимодействия сверхтонкий верхний слой льда мгновенно тает, образовывая тончайшую водяную пленку. В результате условия для скольжения становятся просто идеальны.

Какие фишку придумали производители шин, чтобы фрикционные шины имели право на жизнь?

  1. Микрочастицы

Суть данной технологии заключается в том, что в специальную эластичную смесь резины добавлено несметное количество микроскопических частиц. Они впиваются в пятне контакта в обледенелое покрытие, словно миллионы маленьких шипов. Такая технология, кстати, используется в шинах Nokian Hakkapeliitta R2. Подробней на фото (не реклама).

2. Микропоры

Идея данной технологии заключается в том, чтобы максимально избавиться от водяной микропленки (той самой, что улучшает скольжение на любой поверхности, особенно на льду) и буквально присосаться к поверхности. Кстати, отсюда и пошло название “липучка”.

Как это возможно? Представьте, создается мягкий пористый состав резины, на поверхности которого в большом количестве хаотично “разбросаны” микропоры. В момент наезда протектора на дорожное полотно, водяная микропленка тут же вытесняется в имеющиеся в резине микропоры, причем закупорившись, создается эффект присоски. Таким образом резина максимально взаимодействует с поверхностью, значительно повышая фрикционные свойства.

Такая технология используется, к примеру, в шинах Bridgestone.

Как видите, прогресс не стоит на месте и “липучка” медленно, но уверенно становится все лучше и лучше. Но если быть максимально объективным, на чистом льду, при определенных условиях, “липучка”, увы, не сможет соревноваться с шипами. Брутальное железо (шипы) решает.

Итоги

Уверен, вы поняли как в принципе работает “липучка”. Хочу обратить ваше внимание на то, что отличные зимние шины – это шины, имеющие как минимум хорошие сцепные свойства на всех возможных вариантах зимней дороги. Такая сбалансированность – это симбиоз правильно подобранной резиновой смеси, протекторов, множества разновидностей ламелей, технологий и конструкции шины. Как правило, такой правильный “букет” наблюдается у топовых шинных производителей, а значит хорошие зимние шины априори не могут быть дешевыми. Так что при выборе зимних шин не ведитесь на красивые истории продажников, мол, есть вот такая бюджетная шина, о которой никто, кроме них, не знает, она за мизерные деньги аналогична топовым моделям ведущих шинных производителей. Не давайте себя “лопшать” и помните, что хорошие шины – это в первую очередь ваша безопасность.

veddro.com

Зимние шины: липучка или шипы

Что лучше для русской зимы, шипованные или фрикционные шины? К предыдущему материалу «Зимние шины: шипы по осени считают» набралось больше 500 противоречивых комментариев по этому поводу. Российские автомобилисты, выбирая между двумя типами «резины», продолжают ориентироваться на «советы бывалых». То есть абсолютное большинство наших читателей считает, что «шиповки» на чистом асфальте ведут себя плохо (даже опасно), зато незаменимы на дорогах, покрытых льдом или снегом. И наоборот: если ты ездишь по расчищенным городским дорогам, тебе подходят только «липучки». Что из этого правда? Как оказалось, современные шины легко уничтожают стереотипы!

Но прежде давайте разберёмся, какими вообще бывают зимние шины. Про новые «шиповки» сезона «Зима-2013/2014» мы уже рассказывали, а сейчас настало время короткого ликбеза по «липучкам». Последние делятся на «арктические» (другое название — «скандинавские») и «европейские». Вторая разновидность будет лучшим выбором для жителей тёплых регионов, поскольку по характеристикам больше напоминает «всесезонку» и хорошо работает только при околонулевых температурах. Поэтому для суровых зимних условий подходит исключительно «скандинавская» разновидность!

Если боитесь, что продавец-обманщик продаст «еврошину» вместо «скандинавской», запомните несколько правил. Во-первых, на своих сайтах шинники уточняют, что «резина» предназначена «для условий мягкой зимы». Во-вторых, «скандинавов» отличают множество мелких прорезей-ламелей, мягкость протектора и угловатые «плечики», тогда как «европейцев» — более округлая форма (разумеется, мы говорим про поперечное сечение), и более твёрдый — даже на ощупь! — протектор. Также отличительным признаком служит индекс скорости. Шины для Европы более скоростные и маркируются буквами «H» и «V» (соответственно, 210 и 240 км/ч), а модели для Севера могут похвастаться только индексами «Q», «R» или «T» (160, 170 или 190 км/ч). Пока единственным исключением являются Michelin X-Ice 3, которые, несмотря на «арктический характер», щеголяют буковкой «Н» на боковине.
На чистом асфальте

Далее мы будем рассматривать только «арктические покрышки». И для начала выясним: действительно ли такие «липучки» значительно опережают «шиповки» по «асфальтовым дисциплинам»? Теорию оставим напоследок и вначале посмотрим, что скажут шинные тесты авторитетных автомобильных изданий: российской газеты Авторевю и финского журнала Tekniikan Maailma. Вот только одна загвоздка… В этом году эксперты Авторевю развели шипованные и фрикционные шины по разным зачётным группам! Однако коллеги уточняют: сравнивать результаты обоих зачётов можно, поскольку испытания проходили одновременно, в абсолютно одинаковых условиях.

В той дисциплине, которую принято считать слабым местом «шиповок», — «торможении на мокром асфальте со скорости 80 км/ч» — шипованные шины выступили неожиданно сильно! Смотрите: у фрикционных покрышек разброс результатов от 33,1 до 41,1 м, а результаты «зубастых колёс» — от 35,3 до 38,7 м. То есть на мокром асфальте современная шипованная и нешипованная «резина» тормозят примерно одинаково. Причём часть «липучек» даже проиграла «шиповкам»! Например, недорогая Кама Euro-519 выступила лучше, чем модные Bridgestone Revo GZ и Yokohama IceGuard 50…

И в «переставке» на сухом асфальте (это упражнение ещё называют «лосиным тестом») результаты сопоставимые — обе разновидности «резины» достигли невероятно близкого уровня. Разброс показателей для «шиповок» составил 62,4-60,0 км/ч, для «липучек» — 63,7-59,7 км/ч. Снова паритет! Хотя на сухом асфальте фрикционные покрышки, конечно, выиграли. При торможении со скорости 80 км/ч «фрикционки» уехали на 30,2-33,1 м, а «шиповки» — на 33,5-35,7. Разница между «худшим» и «лучшим», согласитесь, не слишком большая.

С результатами, которые приводит Tekniikan Maailma, ситуация похожая. В итоговых отчётах по упражнениям «Управляемость на мокром асфальте» и «Торможение на мокром асфальте» обе разновидности зимних покрышек числятся вперемешку. Более того! У финнов даже заезды по сухому покрытию не выявили лидера между двумя типами колёс… Таким образом, сказать, что определённая категория «резины» предпочтительнее на асфальте, нельзя: современные (снова повторим этот эпитет!) «шиповки» по своему уровню не уступают фрикционной «резине».

На зимней дороге

Может, вопреки мифам, фрикционные шины неожиданно блеснут на снежных и ледовых испытаниях? И действительно! На снегу «резина» без шипов оказалась крайне конкурентоспособной. По данным Авторевю, время разгона до 50 км/ч — в диапазоне от 7,7 до 9,5 с, а у «шиповок» — от 8,7 до 10,5 с. Пускай и небольшая, но разница есть. Также «беззубые» покрышки немного, но опередили «зубастых» конкурентов при прохождении извилистой трассы. У нешипованных колёс зачётные результаты — 90,7-96,3 с, у представителей «шипованного лагеря» — 91,8-99,2 с.

Но укатанный снег на улицах российских городов — явление редкое. Гораздо чаще дороги покрыты «шугой», как специалисты называют снежно-водяную кашу. На таком покрытии фрикционные покрышки гораздо стабильнее! Лучшая из «шиповок» теряет сцепление на скорости 21,2 км/ч, а худшая из «липучек» всплывает на «кашице» глубиной 35 мм только при достижении 22,6 км/ч. Так что если ваши маршруты обычно пролегают по дорогам, где встречается замешанная на реагентах водно-грязевая субстанция, нужно либо выбирать нешипованные шины, либо снижать скорость. Иначе — потеря управляемости, занос и авария.

На льду ситуация противоположная. Здесь металлические «зацепы» вне конкуренции! Чтобы остановиться со скорости 25 км/ч, большинству «зубастых» моделей требуется меньше 13 м (исключение — наша Кама Euro-519, результат которой 13,5 м). В этот норматив среди представителей нешипованной категории уложились только Pirelli и Nokian (12,6 и 12,8 м, соответственно), остальным же «липучкам» на выполнение данного упражнения понадобилось от 13,2 до 14,8 м. Кстати, чтобы наглядно показать разницу между «арктическими» и «европейскими» шинами без шипов, приведём результат DMACK WinterSafe: машина на этих «европейских» колёсах затормозила через 16,2 м!

Другое показательное упражнение — заезды по ледяным трассам. Чем меньше время, тем большую скорость позволяет развивать покрышка при прохождении поворотов и тем безопаснее будет вождение. Так вот, ледяное кольцо шипованные покрышки проезжают за 25,8-29,8 с, а нешипованные — за 34,3-38,3 с. На извилистой трассе худшая из «шиповок» привезла результат 88,3 с, а лучшая из «липучек» — только 96,0 с. У испытателей Tekniikan Maailma очень похожие данные. В нижней части итогового протокола по всем «ледовым зачётам» — нешипованные модели. Как говорится, что требовалось доказать.

И с замерами уровня шума — никаких сюрпризов. По версии Авторевю «шиповки» заслужили от 5 до 8 баллов из 10 возможных (причём «восьмерку» получила только одна модель — Michelin X-Ice North 2), по версии Tekniikan Maailma — от 4 до 6 баллов также из 10 возможных. При этом у финнов «липучки» поголовно получили оценки 9 и 10, а у российских экспертов только Nordman RS «схватил» постыдные для тихих фрикционных колёс восемь очков, а все остальные модели также смогли похвастать высшими баллами. Так что любителям тишины по-прежнему рекомендуем нешипованную «резину»: шинники пока не могут сделать шипы тихими.
Теория без практики

А теперь давайте разберёмся, почему рассуждения бывалых водителей оказались заблуждениями. С шипами на твёрдых покрытиях понятно: принято считать, что шипованная покрышка опирается на асфальт именно шипами, а не протектором. Фактически же «резина» проектируется таким образом, чтобы верхняя часть металлического «зацепа» при движении по асфальту утапливалась внутрь протектора под весом автомобиля! То есть пятно контакта и у «шиповок», и у «липучек» примерно одинаково. При этом резина протектора «зубастых» моделей более твёрдая (для хорошего крепления шипов), поэтому многие шипованные модели на асфальте легко обошли своих фрикционных собратьев из мягкой резины.

Отсюда обратный эффект, который не заметили испытатели. И не могли заметить: «ледовые» зачёты покрышки «сдавали» при температуре −14…-17ºС, «асфальтовые» — и вовсе при плюсовых показаниях термометра. А ведь в суровый мороз, когда столбик термометра опускается за отметку «-20ºС», с шипованными шинами происходят неприятные метаморфозы. Во-первых, лёд становится настолько твёрдым, что «зацепы» сильно утапливаются внутрь протектора — машина фактически остаётся без шипов! (Не сочтите за рекламу, но единственной пока маркой, которая нашла решение этой проблемы, является Michelin.) Во-вторых, жёсткая резина протектора становится «дубовой», отчего также ухудшается сцепление. И на ледовом, и на асфальтовом покрытии.

Получается, что при «большом минусе» мягкие нешипованные покрышки зачастую обеспечивают более надёжное вождение. Кстати, в комментариях многие наши читатели из Сибири отмечали, что ездят именно на «липучках». Дескать, в сильные морозы такая «резина» предпочтительнее. Подтверждаем: они совершенно правы! Также правы те водители, которые выбирают «фрикционки» для городских условий. На снегу (читай, во дворах, где плохо убирают коммунальщики) и на снежно-водяном месиве, замешанном на реагентах, шины без шипов показывают гораздо более убедительные результаты.

Впрочем, город городу рознь. В некоторых населённых пунктах дороги больше напоминают каток. И тогда, как показывают испытания Авторевю и Tekniikan Maailma, без шипов никак не обойтись. Как ни стараются шинники, гололёд остаётся слабым местом фрикционных моделей: в этой дисциплине даже самые лучшие новинки пока только пытаются догнать классические «шиповки»… И поэтому позиция некоторых автомобилистов, которые редко выезжают за пределы очищенных магистралей, но рублём голосуют исключительно за «зубастые» покрышки, вполне оправданна: кто знает, где встретишь гололёд? Правда, за такую страховку приходится расплачиваться постоянным шумом и повышенным расходом топлива.

TOP-5 фрикционных покрышек

По версии Авторевю:
1. Nokian Hakkapeliitta R2
2. Pirelli Winter Ice Control
3. Continental ContiVikingContact
4. Bridgestone Revo GZ
5. Michelin X-Ice 3

По версии Tekniikan Maailma:
1. Michelin X-Ice 3
2. Nokian Hakkapeliitta R2
3. Bridgestone Blizzak WS70
4. Pirelli Winter Ice Control
5. Continental ContiVikingContact

anti-testdrive.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *