ТЯГАЧ — это… Что такое АВТОМОБИЛЬ-ТЯГАЧ?
- АВТОМОБИЛЬ-ТЯГАЧ
- автомобиль для буксировки прицепных повозок и систем, имеющий тягово-сцепное устройство
(Болгарский язык; Български) — автомобил-влекач
(Чешский язык; Čeština) — tahač
(Немецкий язык; Deutsch) — Zugmaschine; Schlepper
(Венгерский язык; Magyar) — vontató gépkocsi
(Монгольский язык) — чирэгч автомашин
(Польский язык; Polska) — samochód — ciągnik
(Румынский язык; Român) — autotractor
(Сербско-хорватский язык; Српски језик; Hrvatski jezik) — kamion — tegljač
(Испанский язык; Español) — vehículo tractor; tractor automóvil
(Английский язык; English) — wheel( — type) tractor; traction truck
(Французский язык; Français) — camion tracteur; remorqueur; véhicule de traction
Источник: Терминологический словарь по строительству на 12 языках
Строительный словарь.
- АВТОМОБИЛЬ СЕДЕЛЬНЫЙ
- АВТОПАРК
Смотреть что такое «АВТОМОБИЛЬ-ТЯГАЧ» в других словарях:
автомобиль-тягач — Автомобиль для буксировки прицепных повозок и систем, имеющий тягово сцепное устройство [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] EN traction truckwheel( type) tractor DE SchlepperZugmaschine FR camion… … Справочник технического переводчика
автомобиль-тягач — автомобиль тягач, автомобиля тягача … Орфографический словарь-справочник
автомобиль-тягач — сущ., кол во синонимов: 1 • автотягач (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Автомобиль грузовой — – автотранспортное средство, предназначенное для перевозки грузов. Грузовые автомобили подразделяются на бортовые автомобили, в том числе с прицепом (бортовой тягач), автомобильные тягачи с полуприцепом (седельный тягач), автомобили… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
автомобиль седельный — Автомобиль тягач для буксировки полуприцепов, имеющий опорно сцепное устройство [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] EN bolster type (traction) truck DE Sattelschlepper FR camion tracteur à… … Справочник технического переводчика
АВТОМОБИЛЬ СЕДЕЛЬНЫЙ — автомобиль тягач для буксировки полуприцепов, имеющий опорно сцепное устройство (Болгарский язык; Български) седлови автомобил влекач (Чешский язык; Čeština) návěsový tahač (Немецкий язык; Deutsch) Sattelschlepper (Венгерский язык; Magyar)… … Строительный словарь
автомобиль — Расположение основных механизмов и сборочных единиц автомобиля: 1 управляемое колесо; 2 передняя подвеска; 3 муфта сцепления; 4 коробка передач; 5 карданная передача; 6 главная передача; 7 … … Сельское хозяйство. Большой энциклопедический словарь
Тягач — самоходная безрельсовая наземная транспортная машина, предназначенная для буксировки прицепов и полуприцепов, несамоходных машин (строительных, сельскохозяйственных), грузов на санях и волокушах, а также для буксировки неисправных самоходных… … Википедия
АВТОМОБИЛЬ — (от греч. autos сам и лат. mobilis подвижной, легко движущийся), средство безрельсового транспорта с собственным двигателем, предназначенное для перевозки пассажиров, грузов или специального оборудования. По назначению А. делят на транспортные,… … Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь
Автомобиль грузовой — ГРУЗОВОЙ АВТОМОБИЛЬ автотранспортное средство, предназначенное для перевозки грузов. Грузовые автомобили подразделяются на бортовые автомобили, в том числе с прицепом (бортовой тягач), автомобильные тягачи с полуприцепом (седельный тягач),… … Официальная терминология
dic.academic.ru
Современные тягачи – описание видов и производителей, эксплуатационные особенности и рекомендации по выбору спецтехники
Тягачом называют самоходную безрельсовую наземную транспортную машину, предназначенную для буксировки несамоходных машин, прицепов и полуприцепов.
Тягач способен перевозить грузы любого характера, удобен он и тем, что его эксплуатация не зависит от продолжительности погрузочно-разгрузочных работ.
Содержание:
Описание современных тягачей
Седельный тягач относится к такой разновидности тягачей, который работает с полуприцепами. Сцепка седельного тягача с полуприцепом осуществляется с помощью специального седельно-сцепного устройства (кратко ССУ). Сама машина отличается небольшим весом и способна перевозить тяжеловесные грузы.
Эксплуатация седельных тягачей имеет ряд преимуществ:
- высокая емкость, возможность перевозки длинномерных грузов;
- отличное соотношение грузоподъемности и собственного веса, что обеспечивает высокий уровень КПД и низкую стоимость грузоперевозок;
- по сравнению с грузовиками, седельные тягачи обладают более высокой маневренностью;
- легкость соединения и отцепления полуприцепа от тягача.
Обзор седельных тягачей – виды и характеристики
В конструктивном отношении, различают два типа седельных тягачей: американские и европейские, отличающиеся конструкцией кабины.
На американских машинах двигатель устанавливается перед кабиной. А сама кабина изготавливается из пластика и химических волокон. В европейских же тягачах кабина из стали изготавливается без капота, а мотор располагается под водителем.
Также различаются автомобили и по некоторым другим параметрам. Например, европейцы могут быть двух- или трехосными, а американцы выпускаются только с тремя осями.
По техническим характеристикам седельные тягачи подразделяются на следующие виды:
- по колесной формуле на 4х2, 6х4, 6х6, 8х2, 8х4;
- по высоте сцепления на: высокие, нормальные, средние и низкие;
- по количеству осей – на двух- и трехосные.
[tip]На тягачах могут устанавливаться различные устройства. Так, например, существуют седельные тягачи с манипуляторами. Примером такой машины может быть специальное шасси IVECO AMT 733904.[/tip]
Фирмы-производители
Iveco (Италия). Хотя компания была основана сравнительно недавно, однако техника данной марки уже успела завоевать большую популярность среди потребителей (например, седельный тягач IVECO-AMT 633910). Связано это с тем, что автомобили полностью соответствуют всем современным требованиям.
Renault (Франция). Тягачи Рено используются как для транспортировки на дальние, так и на короткие расстояния. Отвечают всем требованиям по безопасности, надежности, технологичности.
Volvo (Швеция). Тягачи Volvo – это высококачественная техника. Автомобили данной марки отличаются отличными техническими характеристиками, высокой грузоподъемности при сравнительно небольшом весе машины. Также тягачам Volvo присущи высокий уровень безопасности, комфортности, маневренности и проходимости.
Scania (Швеция). Эти тягачи давно завоевали огромную популярность на отечественном рынке. И связано это не только с высоким качеством и надежностью, но и с использованием инновационных технологических решений.
HIAB X-DUO 178B-2 DUO – это очень надежная крано-манипуляторная установка, которая отличается высокой точностью позиционирования и плавностью рабочих движений. Удобство и безопасность работы с использованием КМУ повышается, благодаря применению дисковых тормозов, управляемых электронной системой EBS.
Крано-манипуляторная установка PALFINGER IT 180 на шасси КМАЗ, технические характеристики которой описаны тут, способна обрабатывать грузы любого типа. Она может поднимать и опускать грузы до 7,2 т, постепенно укладывая их на шасси грузоподъемностью 9,425 т.
MAN (Германия). Тягачам компании присуще те же свойства, что и прочим автомобилям из Германии. Это высокое качество, надежность, высокий уровень безопасности и комфортности, отличные технические характеристики, разнообразие моделей седельных тягачей. Так, например, тягач MAN TGS 40-480 6×6 BBS-WW отличается повышенной грузоподъемностью.
FAW (Китай). Машины этой марки характеризуются высоким качеством, универсальностью, надежностью и доступной ценой (например, тягач FAW CA 4250 P66K24T1A1E4).
МАЗ (Белоруссия). Седельные тягачи МАЗ всегда ценились в России. Они отлично подходят для эксплуатации в сложных условиях, присущих нашей стране. Автомобили отличаются экономичностью, приемлемой стоимостью, неприхотливостью в обслуживании. Обслуживание и ремонт седельных тягачей МАЗ также достаточно прост.
Также широко используется техника отечественного производства.
КамАЗ. Самосвалы и полноприводные седельные тягачи компании известны и пользуются спросом не только в России, но и за рубежом. Среди прочих моделей, седельные тягачи занимают особую нишу. Они отличаются высоким качеством и надежностью (популярны модели KAMAZ-5490, KAMAZ-43118-46 и другие).
КраЗ. Седельные тягачи КраЗ обладают вполне хорошими техническими параметрами, мощностью и грузоподъемностью. Однако безопасность и комфортность, оснащение электроникой значительно ниже, чем у иностранных автомобилей.
Урал. Автомобили Урал схожи с автомобилями КраЗ, им присуща отличная проходимость в сложных дорожных условиях. Довольно популярен седельный тягач Урал 44202-3511-82М с КМУ. Но оснащение различными системами управления и автоматики в таких автомобилях оставляет желать лучшего.
[note]Какой седельный тягач лучше, сказать сложно. Все эти автомобили известны уже давно и зарекомендовали себя с самой лучшей стороны.[/note]
Критерии выбора
Отечественный рынок может предложить широчайший выбор тягачей. Остановить на чем то свой выбор довольно проблематично. Прежде чем выбирать модель и совершать покупку, следует определиться с предназначением автомобиля. И только после этого следует приступать к выбору.
Основные параметрами, на которые следует обращать внимания при выборе.
Колесная формула. Очень популярны тягачи с колесной формулой 4х2 (например, тягач FORD CARGO 1846T XHR). Однако они используются для перевозки грузов весом до 11 т. Если автомобиль будет использоваться для более тяжелых перевозок, то следует рассматривать варианты с колесной формулой 6х4, 6х6, или самые мощные 8х2 и 8х4.
Высота сцепки. Данный параметр выбирается, исходя из того, какой полуприцеп будет использоваться. Для использования стандартного полуприцепа, который является самым распространенным, нужно выбирать среднюю высоту седельного тягача в 110-114 см (таким параметром обладает, например, седельный тягач ТОНАР 6428). Самосвальные полуприцепы и тралы требуют использования большей высоты сцепки.
Мощность. Выбор мощности, в первую очередь, зависит от предпочтений самого покупателя. Конечно, для перевозки тяжелых грузов и эксплуатации в сложных условиях следует отдать предпочтение более мощным тягачам.
[tip]Для магистральных перевозок обычно используются автомобили мощностью до 400 л.с.[/tip]
Расход топлива. Данный показатель практически для всех покупателей имеет очень большое значение, т.к. говорит об экономичности эксплуатации. Это учитывается и производителями, поэтому они разрабатывают все новые концепции, что позволяет снизить расход топлива. Для современного тягача считается нормальным расход топлива в 29 л на 100 км.
Стрела КМУ Tadano ZE503GHS, обладающая значительной величиной горизонтального вылета, состоит из трех выдвигающихся секций. Характерной чертой КМУ являются его достаточно высокие грузоподъемные характеристики.
Mercedes-Benz Actros 3336 с краном-манипулятором PALFINGER PK 30002-K – это совокупность мощного надежного грузовика, изготовленного одним из лидеров автомобильной промышленности, и рычажного крана с гидравлическим приводом. Технические характеристики модели читайте в этой статье.
Топливный бак. На материал и объем топливного бака стоит особенно обратить внимание тем, кто будет использовать тягач для дальних и международных перевозок. Лучше выбирать модели с двумя топливными баками, объем одного из которых будет примерно 1000 л.
Коробка передач. Большинство потребителей предпочитают механические коробки передач, считающиеся надежными и мощными. Однако современные «автоматы» также отличаются высоким качеством. Поэтому данный параметр – это личное предпочтение покупателя.
Класс двигателя. На данный параметр стоит обратить внимание тем, кто будет использовать тягач для международных перевозок. Например, седельный тягач IVECO-AMT 733910 оснащен двигателем Евро-5;
[tip]В страны Европы не пропускают автомобили с двигателем, класс которых по экологическому стандарту ниже Евро-3.[/tip]
Производитель. Конечно, производителя также следует выбирать, в первую очередь, исходя из своих предпочтений. При этом стоит учесть отзывы других автомобилистов, наличие сервисных сетей и т.д.
Таким образом, тягачи – это транспортное средство, отличающееся большой гибкостью и удобством, он способен перевозить грузы любого характера, благодаря тому, что собственно для его транспортировки используется специальный полуприцеп.
Похожие записи
sttexpo.com
Автомобили-тягачи
Строительные машины и оборудование, справочник
Автомобили-тягачиКатегория:
Автомобили и трактора
Автомобили-тягачи
При перевозках длинномерных, легковесных и крупногабаритных грузов применяют автопоезда в составе автомобилей-тягачей и полуприцепов или автомобилей-тягачей и прицепов. Грузоподъемность автопоездов достигает значительной величины без ущерба для поверхности дороги, большое количество осей позволяет снизить нагрузку на одну ось. Применение автопоездов позволяет снизить расход топлива (на т перевозимого груза), обеспечить сохранность грузов, повысить производительность труда, увеличить скорость доставки грузов и снизить себестоимость перевозок.
Наряду с положительными сторонами автопоезда имеют и отрицательные— меньшую проходимость (в условиях грунтовых дорог) и плохую маневренность, что осложняет работу водителей и увеличивает время на погрузку и выгрузку грузов, которое значительно сокращается при применении седельных ав-томобилей-тягачей и сменных полуприцепов.
Несмотря на указанные недостатки использование автопоездов большой грузоподъемности весьма перспективно.
Для буксирования одно-и двухосных прицепов используются бортовые грузовые автомобили, которые сзади оборудованы буксирным крюком (ЗИЛ-130, ГАЗ-53А и др.).
Для буксирования многоосных низкорамных прицепов используют коротко-базные балластные грузовые автомобили. Они имеют металлическую платформу, загружаемую для увеличения сцепной массы автомобиля балластом.
Для буксирования полуприцепов автомобильные заводы выпускают седельные автомобили-тягачи. На автомобильном транспорте широко рас-пространены ЗИЛ- 130В1; МАЗ-504 (рис. 165), КрАЗ-258, КАЗ-608 «Колхида», Урал-377С. На седельном автомобиле-тягаче нет платформы-кузова. На его укороченной раме смонтировано полуавтоматическое опорно-сцепное устройство, с помощью которого производится сцепка автомобиля-тягача с полуприцепом. Полуприцеп оборудован шкворнем.
Опорно-сцепное устройство седельного автомобиля-тягача должно обеспечить надежную сцепку. Для взаимного перемещения автомобиля-тягача и полуприцепа опорно-сцепное устройство имеет две оси качания в продольной и поперечной плоскостях.
На раме автомобиля-тягача жестко крепится плита (рис. 166), относительно которой поворачивается (качается) на продольной оси балансир. Балансир имеет поперечную ось качания опорного седла. На седле смонтированы устье, захваты с замком. Для открывания и закрывания замок имеет рычаг 16, шток с пружиной и защелку.
Перед сцепкой необходимо повернуть планку в сторону, рычаг перевести в крайнее переднее положение. При этом шток перемещается вместе с замком вперед (на рис. 166 влево), сжимая пружину. Замок в данном положении удерживается защелкой, которая поворачивается при движении замка и заходит за его выступ. Полуприцеп должен находиться сзади автомобиля-тягача. Его опорная плита со шкворнем должна быть на уровне седла автомобиля-тягача или ниже (но не более чем на 100 мм). Колеса полуприцепа находятся в заторможенном состоянии. Перед сцепкой необходимо убедиться, что шланги пневматического привода тормозов и электропривода приборов освещения и сигнализации полуприцепа не будут при сцепке защемлены. После этого автомо-биль-тягач подается назад и шкворень полуприцепа попадает сначала в устье, а затем между захватами, раздвигая их. Захваты при этом поворачиваются относительно пальцев, а штифт нажимает на защелку, которая выходит из выступа замка. Замок под действием пружины перемещается назад (на рис. 166 вправо) и стопорит захваты. Для фиксации замка предохранительная планка ставится в вертикальное положение, после чего шток с замком самопроизвольно перемещаться не может.
Перед расцепкой колеса полуприцепа затормаживают стояночным тормозом, закрывают краны на шлангах пневматической системы тормозов, разъединяют шланги, отключают электропровода полуприцепа от электропроводов автомобиля-тягача, опускают опорные катки полуприцепа. Рычаг замка переводят в крайнее переднее положение (на рис. 166 влево), повернув предохранительную планку в сторону. Положение замка автоматически стопорится защелкой. При движении автомобиля-тягача вперед (на первой передаче) захваты расходятся иод нажимом шкворня полуприцепа. Штифт поворачивает защелку и замок под действием пружины возвращается в исходное положение. Предохранительную планку ставят в вертикальное положение.
Рис. 165. Седельный автомобиль-тягач МАЗ-504
Рис. 166. Опорно-сцепное устройство седельного автомобиля-тягача
При перевозках грузов широко используют автопоезда в составе автомобилей-тягачей, полуприцепов и прицепов. Применение автопоездов позволяет снизить расход топлива на 1 т перевозимого груза, повысить производительность труда и снизить себестоимость перевозок.
Наряду с положительными сторонами автопоезда имеют и отрицательные — меньшую проходимость (в условиях грунтовых дорог) и худшую по сравнению с одиночными автомобилями маневренность, что усложняет работу водителей и увеличивает время на погрузку и выгрузку грузов. При применении седельных автомобилей-тягачей и сменных полуприцепов можно полностью устранить простои под погрузкой-выгрузкой.
Для буксирования одно- и двухосных прицепов используют бортовые грузовые автомобили ЗИЛ-130, КамАЭ-5320, ГАЗ-53А и др., которые сзади оборудуют буксирным крюком.
Для буксирования многоосных низкорамных прицепов используют грузовые автомобили, имеющие металлическую платформу, загружаемую для увеличения сцепной массы автомобиля балластом.
Для буксирования полуприцепов автомобильные заводы выпускают седельные автомобили-тягачи ЗИЛ-139В1, МА36422 (рис. 19.1), КамАЗ-5410, КрАЗ-260В, «Урал-377С-К1». На седельном автомобиле-тягаче нет платформы-кузова. На его укороченной раме смонтировано полуавтоматическое опорно-сцепное устройство, при помощи которого осуществляется сцепка автомобиля-тягача с полуприцепом, оборудованным шкворнем.
Опорно-сцепное устройство седельного автомобиля-тягача должно обеспечивать надежную сцепку его с полуприцепом. Для взаимного перемещения автомобиля-тягача и полуприцепа опорно-сцепное устройство (рис. 19.2) имеет две оси качания в продольной и поперечной плоскостях.
Рис. 19.1. Седельный автомобиль-тягач МАЗ-6422
На раме автомобиля-тягача жестко крепится плита, относительно которой поворачивается (качается) на продольной оси балансир. Между плитой и балансиром установлена амортизационная пружина. Балансир имеет поперечную ось качения опорного седла. Качание в поперечном направлении ограничивается ограничителем. На седле имеются устье и захваты с замком. Для открывания и закрывания замка служат рычаг, шток с пружиной, направляющий палец и защелка.
Перед сцепкой необходимо повернуть планку в сторону, а рычаг перевести в крайнее переднее положение. При этом шток переместится вместе с замком вперед (на рис. 19.2 влево), сжимая пружину. Замок в данном положении удерживается защелкой с пружиной, которая поворачивается при движении замка и заходит за его выступ.
Рис. 19.2. Опорно-сцепное устройство седельного автомобиля-тягача
Полуприцеп должен находиться сзади автомобиля-тягача. Его опорная плита со шкворнем должна быть на уровне седла автомобиля-тягача или ниже (но не более чем на 100 мм).
Колеса полуприцепа должны быть заторможены. Перед сцепкой необходимо убедиться, что шланги пневматического привода тормозов и электропривода приборов освещения и сигнализации полуприцепа не будут защемлены при сцепке. После этого автомобиль-тягач следует подать назад так, чтобы шкворень полуприцепа попал сначала в устье, а затем прошел между захватами, раздвигая их. Захваты при этом поворачиваются относительно пальцев, а штифт на захватах нажимает на защелку, которая выходит из выступа замка. Замок под действием пружины перемещается назад (на рис. 19.2 вправо) и стопорит захваты. Для фиксации замка предохранительная планка ставится в вертикальное положение, после чего шток с замком самопроизвольно перемещаться не может.
Перед расцепкой колеса полуприцепа затормаживают стояночным тормозом, закрывают краны на шлангах пневматической системы тормозов, разъединяют шланги, отключают электропровода полуприцепа от электропроводов автомобиля-тягача, опускают опорные катки полуприцепа. Рычаг замка переводят в крайнее переднее положение (на рис. 19.2 влево), повернув предохранительную планку в сторону. Положение замка автоматически стопорится защелкой. При движении автомобиля-тягача вперед (на первой передаче) захваты расходятся под нажимом шкворня полуприцепа. Штифт поворачивает защелку, и замок под действием пружины возвращается в исходное положение. Предохранительную планку ставят в вертикальное положение.
Реклама:
Читать далее: Аккумуляторные батареи
Категория: — Автомобили и трактора
Главная → Справочник → Статьи → Форум
stroy-technics.ru
Седельный тягач — виды, разновидности и преимущества моделей
Многие участники дорожного движения встречали на пути следования грузовики. Не каждый при этом понимает, что кабина подобных транспортных средств называется седельный тягач. К нему крепится прицеп с грузом. Это уникальное современное изобретение, которое просто незаменимо в процессе перевозки крупных грузов. Самые первые седельные тягачи появились еще во времена появления паровых двигателей. По сути, это самоходная безрельсовая машина, которая предназначена для буксировки разного плана прицепов, а также полуприцепов. Кроме того, при помощи тягача можно перемещать разный несамоходный транспорт общего строительного и сельскохозяйственного назначения.
Важно! К тягачу в зимнее время можно прикрепить специальные волокуши или сани. С их помощью можно без проблем отбуксировать разные аварийные авто, объемные негабаритные грузы, технику и самолеты.
Преимущества и особенности тягачей
Современные седельные тягачи автопоезда характеризуются тем, что по своей конструкции и по преимущественным особенностям они изначально предназначены для работы с полуприцепами большой длины. Среди основных конструкционных особенностей и факторов можно отметить:
- Простота присоединения груза – используются сцепное устройство или седло.
- Возможность перевозить тяжелый и негабаритный груз.
- Универсальность – самый мощный тягач можно использовать в разных условиях и в самых разных целях.
- Новый тягач в процессе перевозки груза прочно соединяется с прицепом, перенимая на себя часть провозимого груза.
Современные новые седельные тягачи по своей конструкции максимально схожи с грузонесущей плитой, которая имеет одинарную или двойную степень свободы. Также в них присутствует специальная углового плана прорезь, которая проходит через сцепляющего плана шкворень. Именно он обеспечивает надежное устройство сцепления, а также выполняет роль важной оси излома в процессе поворота.
Основные виды тягачей
Машина-тягач выпускается в двух основных модификациях. Большой популярностью пользуются европейские, а также американские модели. Оба вида полностью идентичны по основному принципу действия, а также по особенностям внешнего строения, только по техническим характеристикам немного отличаются между собой. Чтобы охарактеризовать устройство с технической точки зрения, стоит рассмотреть технические характеристики, присущие основной массе подобных авто:
Полная масса | 35 000 кг |
Снаряженная масса | 10 000 кг |
Двигатель | 400 л.с и 1900 Нм |
Уровень экологичности | ЕВРО-4 |
Максимальная скорость | 85 км в час |
Объем топливного бака | 500 л |
Рабочее тормозное давление | 10 бар |
Работа бортовой системы | 24V |
Генератор | 28V/120A |
Передняя колесная ось | 385/65R22.5 или 12.00R20 |
Мосты | 315/80 R 22,5 или 12.00R20 |
Допустимая грузоподъемность | 18-26 тонн |
Расход топлива | 26-30 л/100 км |
Американские машины оснащены специальной качественной капотной кабиной, которая изготовлена из пластика, а также синтетических и химических волокон. Европейские идут с кабинами из стали, при этом конструкция их является более компактной. У американцев колеса барабанные, у европейцев, как правило, дисковые. Оба вида современных машин оснащены унифицированными колесными дисками.
Наиболее популярными на данный момент являются именно европейские машины они оснащены специальными противоподкатными брусьями, что, в свою очередь, служат защитой от того, чтобы небольшой по своим размерам транспорт при определенной ситуации не попал под устройство полуприцепа. Европейские оснащены бортовой сетью, которая выдает напряжение немного большее, чем американские, оно составляет 24 Вольта.
Важно! Основная масса американских машин распределяются на тяжелые и на средние. Что касается европейских, то они выпускаются четко дифференцированными.
Достоинства и недостатки тягачей
Седельные тягачи характеризуются целым перечнем разных достоинств. Именно они более выгодно выделяют машины среди иных грузовых транспортных средств. Среди самых основных преимуществ можно отметить:
- Наличие седельно-сцепных устройств, которые позволят транспортировать грузы в длинных прицепах;
- Идеальное соотношение веса груза и степени грузоподъемности;
- Обеспечение невысокой стоимости перевозки груза;
- Идеальная маневренность.
На современных тягачах седельного типа при желании можно без особых проблем сдавать назад, чего нельзя сделать, например, на обычных грузовиках. При необходимости полуприцеп можно перевезти на склад, используя его, потом груз перевозится при помощи обычного буксира. Наряду с многочисленными достоинствами, некоторые седельные машины характеризуются некоторыми недостатками. Они немного уступают стандартным грузовикам по устойчивости. Кроме того, их сложно эксплуатировать без присоединенных полуприцепов.
Применение седельных тягачей
Современные машины-тягачи – это максимально востребованная техника грузового направления. Если приобрести устройства от известных мировых производителей, можно получить максимально качественное транспортное средство, олицетворяющее оптимальную экономичность, прочность и высокие показатели мощности.
Благодаря использованию в процессе производства самых современных прогрессивных технологий, авто отличаются комфортом в процессе эксплуатации. Они просто незаменимы при осуществлении транспортировки грузов разных объемов на дальние и средние расстояния. Среди преимущественных особенностей применения данных средств передвижения можно отметить то, что без особых проблем может быть осуществлена транспортировка грузов разного типа. Тяжелый тягач можно использовать с полуприцепами следующих категорий:
- Самосвальные.
- Рефрижераторные.
- Изотермические.
- Тентовые.
Огромное разнообразие комплектаций тягача полуприцепа дает возможность без проблем подобрать идеальный вариант для любой производимой работы. Разным может быть не только прицеп, но также коробками передач и системой управления подвески. На высоте находится и электронная система.
Виды седельных тягачей
Данные авто надежны, они идеально справляются с любыми возложенными на них задачами по перевозке грузов. Преимуществом является то, что на высокие технические характеристики не в состоянии оказать влияние такие неблагоприятные факторы, как летняя жара, бездорожье, а также низкий температурный режим. На высоте находится высокий уровень экологичности двигателя, который в состоянии обеспечить минимальный расход топлива за рейс. Все без исключения детали и узлы современных агрегатов отличаются износостойкостью. Все это серьезно снижает ежедневные расходы по эксплуатации авто, на чем и основан выбор тягача.
Подводя итоги
Седельные тягачи с прицепом от известных производителей характеризуются простой обслуживания. Провести ремонтные работы можно на любом СТО. Все это обеспечивает гарантированный качественный и одновременно быстрый ремонт машин, причем даже если приходится осуществлять замену запасных частей. Грузовой тягач седельный данного класса отличается максимально продуманным современным дизайнерским решением. Внешние данные и технические характеристики в состоянии удовлетворить требования всех современных покупателей. Седельные тягачи с полуприцепом от известных компаний – это образец для подражания во всем мире.
naperevoz.ru
Что такое седельный тягач и как он устроен?
Многие автовладельцы во врем езды по городу и за его пределами встречали грузовики, но не многие в курсе, что кабина такой машины называется седельным тягачом, к которым крепится прицеп с грузом. Подобные изобретения просто незаменимы при перевозке больших грузов.
Что такое седельный тягач?
Первые тягачи были изобретены тогда, когда был создан первый паровой двигатель. Тягач является самоходной безрельсовой машиной, предназначенной для буксировки прицепов или полуприцепов. Также с помощью тягача можно перемещать несамоходный транспорт сельскохозяйственного и строительного назначения.
Так как к тягачу в зимнее время года можно прикрепить сани или волокуши, то тягачом можно отбуксировать в нужное место грузы или аварийные автомобили, военную технику, даже самолеты. Так как иногда специальной техники для буксировки нет, то тягачом может выступать эвакуатор, трактор или другая машина.Отдельной разновидностью тяжелой техники является седельный тягач. Характеризуется он тем, что предназначен для работы с полуприцепами. Из нужно присоединять к авто с помощью специальных сцепных механизмов, которые называются седельно-сцепными устройствами, другое название которых – седла. С их помощью сцепление между тягачом и полуприцепом надежное, а сам тягач перенимает на себя часть веса груза.
Так как сцепное устройство называется седлом, то такие тягачи называются седельными. Сконструированы они так, что похожи на грузонесущую плиту, имеющая или одинарную степень свободы по продольной плоскости или же двойную степень в продольной и поперечной плоскостях. Также в них имеется угловая прорезь, через которую идет специальный сцепляющий шкворень, обеспечивающий очень надежное сцепление тягача с полуприцепом и выполняющий роль оси излома при поворотах.
Какие бывают виды?
Седельные тягачи бывают двух видов – американские и европейские. По принципу действия они идентичны, а вот по внешнему строению и по характеристикам немного отличаются. Вот о них и пойдет речь.
У американских седельных тягачей капотная кабина, изготовленная из пластика, химических и синтетических волокон, а вот у европейских тягачей кабина выполнена из стали, причем с очень компактной конструкцией. У тягачей, изготовленных в США, тормоза зачастую барабанные, а у европейских аналогов – дисковые. У обоих тягачей унифицированы колесные диски, но все же отличаются они друг от друга стандартами качества.
Редка та ситуация, когда у американского седельного тягача есть подкатный мост, а вот у большинства европейских тягачей такой мост есть. Но это не единственная комплектующая, которая есть у европейского тягача, но отсутствует у американского. Те седельные тягачи, которые были произведены в Европе, оснащены противоподкатными брусьями, которые служат для того, чтобы меньший по габаритам транспорт не попал под тягач или полуприцеп.
Расположены эти брусья под полуприцепом между задним мостом тягача и шасси груза. У европейских седельных тягачей бортовая сеть выдает большее напряжение, нежели к американских – 24 к 12 вольтам. Подавляющее большинство тягачей, изготовленных в Соединенных Штатах, могут быть как тяжелыми, так и средними транспортными средствами, а вот европейские тягачи можно более четко дифференцировать.
Преимущества и недостатки
У седельных тягачей есть целый перечень достоинств, которые крайне выгодно выделяют эти машины на фоне всех остальных разновидностей грузовой техники. Если сравнивать с обыкновенными грузовиками, то тягачами, которые оснащены седельно-сцепными устройствами, можно транспортировать грузы в достаточно длинных полуприцепах. Соотношение между весом груза и грузоподъемностью седельного тягача крайне высоко. Благодаря этому обеспечивается относительно невысокая стоимость перевозки груза, причем коэффициент полезного действия перевозок также внушительный.
На фоне других видов тягачей и остальных видов грузового автотранспорта, у седельных тягачей маневренность значительно выше. Это качество особенно актуально тогда, когда в сравнение берутся седельные тягачи и грузовики с идентичной длинной. На тягаче можно сдавать назад, а вот на грузовике с прикрепленным прицепом Вы такой маневр не сможете выполнить. Также стоит упомянуть о том, что заменить седельный тягач достаточно легко.
Полуприцеп можно перевести на склад с помощью тягача, после чего по территории складского помещения, где пространство ограничено, груз можно перемещать буксиром другой разновидности. Но вот наряду с такими достоинствами, у седельных тягачей можно выделить несколько недостатков. Так, седельные тягачи уступают простым грузовикам в устойчивости. Также такие тягачи применять на практике достаточно сложно, если к нему не присоединен полуприцеп.
Теперь Вам известен еще один способ перемещения груза в полуприцепе. Это не так трудно, как кажется.
Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.
auto.today
тягач — это… Что такое автомобиль-тягач?
- автомобиль-тягач
- автомобиль-тягач
сущ., кол-во синонимов: 1
Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013.
.
- автомобиль-снегоочиститель
- автомобиль-фургон
Смотреть что такое «автомобиль-тягач» в других словарях:
автомобиль-тягач — Автомобиль для буксировки прицепных повозок и систем, имеющий тягово сцепное устройство [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] EN traction truckwheel( type) tractor DE SchlepperZugmaschine FR camion… … Справочник технического переводчика
автомобиль-тягач — автомобиль тягач, автомобиля тягача … Орфографический словарь-справочник
АВТОМОБИЛЬ-ТЯГАЧ — автомобиль для буксировки прицепных повозок и систем, имеющий тягово сцепное устройство (Болгарский язык; Български) автомобил влекач (Чешский язык; Čeština) tahač (Немецкий язык; Deutsch) Zugmaschine; Schlepper (Венгерский язык; Magyar) vontató… … Строительный словарь
Автомобиль грузовой — – автотранспортное средство, предназначенное для перевозки грузов. Грузовые автомобили подразделяются на бортовые автомобили, в том числе с прицепом (бортовой тягач), автомобильные тягачи с полуприцепом (седельный тягач), автомобили… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
автомобиль седельный — Автомобиль тягач для буксировки полуприцепов, имеющий опорно сцепное устройство [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] EN bolster type (traction) truck DE Sattelschlepper FR camion tracteur à… … Справочник технического переводчика
АВТОМОБИЛЬ СЕДЕЛЬНЫЙ — автомобиль тягач для буксировки полуприцепов, имеющий опорно сцепное устройство (Болгарский язык; Български) седлови автомобил влекач (Чешский язык; Čeština) návěsový tahač (Немецкий язык; Deutsch) Sattelschlepper (Венгерский язык; Magyar)… … Строительный словарь
автомобиль — Расположение основных механизмов и сборочных единиц автомобиля: 1 управляемое колесо; 2 передняя подвеска; 3 муфта сцепления; 4 коробка передач; 5 карданная передача; 6 главная передача; 7 … … Сельское хозяйство. Большой энциклопедический словарь
Тягач — самоходная безрельсовая наземная транспортная машина, предназначенная для буксировки прицепов и полуприцепов, несамоходных машин (строительных, сельскохозяйственных), грузов на санях и волокушах, а также для буксировки неисправных самоходных… … Википедия
АВТОМОБИЛЬ — (от греч. autos сам и лат. mobilis подвижной, легко движущийся), средство безрельсового транспорта с собственным двигателем, предназначенное для перевозки пассажиров, грузов или специального оборудования. По назначению А. делят на транспортные,… … Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь
Автомобиль грузовой — ГРУЗОВОЙ АВТОМОБИЛЬ автотранспортное средство, предназначенное для перевозки грузов. Грузовые автомобили подразделяются на бортовые автомобили, в том числе с прицепом (бортовой тягач), автомобильные тягачи с полуприцепом (седельный тягач),… … Официальная терминология
dic.academic.ru
Седельные тягачи — Журнал «АВТОТРАК»
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Седельный тягач, в отличие от грузового автомобиля, представляет собой специальную тяговую машину, несущую на себе часть прицепного веса. Сцепное устройство такого тягача всегда располагается над задними ведущими колесами и воспринимает часть веса общего прицепа, являясь как бы седлом, откуда и происходит название этих тягачей. Седельный тягач не имеет грузонесущего кузова и снабжается опорно-сцепным устройством.
Седельный автоприцеп, предназначенный для тяги седельным тягачом, представляет собой повозку с одной или несколькими расположенными в задней части опорными осями, на которые через подвеску опирается задняя часть рамы полуприцепа со смонтированным на ней кузовом. В передней части полуприцепа на шарнирно-подвешенной раме находятся опорные стойки, которые при расцепке полуприцепа от тягача опускаются и служат для опоры передней части полуприцепа и на случай необходимости маневрирования с расцепленным седельным тягачом.
Седельный тягач ГАЗ-АА с деревяннымполуприцепом-платформой, 1934-1940 гг.
Полуприцепы классифицируются по конструкции рамы: с прямой рамой и с составной или гнутой; по способу управления передними опорными устройствами — на полуприцепы с ручным или автоматическим подъемом опор. По количеству осей наиболее распространенными стали одно-, двух- и трехосные. Несмотря на это, некоторые полуприцепы-тяжеловозы насчитывают до десяти осей.
Идея создания седельных автопоездов принадлежит американской фирме «Фрюхауф», которая еще в 1910 году наладила серийное производство седельных автопоездов на базе знаменитого грузовика Форд-ТТ. Интересно вспомнить, что уже к 1929-1936 годам количество зарегистрированных седельных тягачей в США увеличилось в четыре с половиной раза, тогда как число зарегистрированных одиночных грузовых автомобилей за эти годы почти не изменилось. Производство американских полуприцепов также шло семимильными шагами, достигнув к 1935 году 25 000 штук, против 11 400 штук в 1923.
Седельный тягач ЗИС-10 с полуприцепом НАТИ, 1934-1940 гг.
ПЕРВЫЕ СОВЕТСКИЕ СЕДЕЛЬНИКИ И БОРТОВЫЕ ПОЛУПРИЦЕПЫ ДЛЯ НИХ
Попытки создания отечественных седельных тягачей относятся к началу тридцатых годов. Это выпущенный в 1932 году на Московском автозаводе АМО-7, а также седельный тягач на базе полуторки. Седельный тягач ГАЗ-АА представлял собой специализированную машину Горьковского автозавода имени Молотова. Он собирался из стандартных деталей грузовика. Колесная база укорачивалась до 2600 мм, а на месте грузовой платформы устанавливался сцепной механизм. Укорачивание колесной базы тягача производилось уменьшением длины лонжеронов рамы, карданных валов и раскосных штанг заднего моста. Задние кантилеверные рессоры заменялись на полуэллиптические. В остальном седельный тягач ГАЗ-АА ничем не отличался от породившего его стандартного ГАЗ-АА. Расход топлива седельного ГАЗ-АА без полуприцепа составлял 15 литров на 100 км, однако при эксплуатации с 2,5-тонным полуприцепом расход значительно увеличивался и достигал 21,5 л. При работе на хороших дорогах грузоподъемность полуприцепа иногда доводилась до 3-4 тонн.
Но отсутствие крупносерийного производства не позволило насытить советский грузовой автопарк столь нужными машинами. В 1931 году Союзтранс приобрел в США партию из 116 полуприцепов «Фрюхауф» А-431 грузоподъемностью 5 тонн, которые сначала использовались с немецкими седельными тягачами «Бюссинг», а затем и с отечественными ЗИС-10. Понимая перспективность тягачей седельного типа, работы над ними продолжались.
Седельный газогенераторный тягач ЗИС-21Г с полуприцепом НАТИ, 1939-1941 гг.
В 1933 году в НАТИ был спроектирован и построен на Ярославском автозаводе опытный образец седельного тягача Я12Д, отличавшийся от стандартного грузовика Я-5 укороченной колесной базой, опорно-сцепным устройством и увеличенным передаточным отношением главной передачи. Тягач Я12Д мог буксировать полуприцеп грузоподъемностью 10 тонн. Затем были проведены его испытания с полностью загруженным полуприцепом по преодолению подъема в 8 градусов. При преодолении подъема на второй передаче двигатель тягача примерно на половине пути начал быстро терять обороты, после чего машина была спущена обратно задним ходом. Затем была предпринята попытка преодолеть тот же подъем на первой передаче, после чего подъем был преодолен, что свидетельствовало об определенном запасе тягового усилия.
Опорно-сцепное устройство тягача «Я-НАТИ-12Д» состояло из двух частей: опоры с поворотным стержнем на тягаче и захватывающими челюстями на полуприцепе. Опорная часть, установленная и закрепленная на раме тягача, представляла собой кольцевую площадку с небольшим бортом и двумя наклонными плоскостями для въезда передней части полуприцепа. В средней части поворотной площадки находился поворотный стержень — кабестан диаметром 104 мм. Эта площадка с кабестаном монтировалась на двух продольных валиках с пружинами, которые предназначались для амортизации ударов в момент сцепки и во время движения. Кроме того, опорная часть сцепки на тягаче снабжалась рычажным приспособлением, соединенным тягами с двумя рычагами в кабине. Один рычаг служил для расцепки полуприцепа, а другой для привода его тормозов.
Седельный тягач «Я-НАТИ-12Д» с полуприцепом ПП-НАТИ, 1934 г.
Вторая, накладывающаяся, часть сцепного прибора полуприцепа была установлена между передними концами лонжеронов рамы полуприцепа, укреплена на мощной поперечине и представляла собой металлические челюсти, автоматически захватывающие кабестан тягача при сцепке. Такое сцепное устройство было несложным и надежным в эксплуатации. Но опять же, дальше опытного образца дело не продвинулось из-за отсутствия достаточного количества американских двигателей «Геркулес УХС».
В 1936 году НАТИ создает седельный полуприцеп ЦПД-КА грузоподъемностью 5 тонн для нового седельного тягача ЗИС-10, выпуск которого в небольших количествах начинается на Московском автомобильном заводе имени Сталина.
Полуавтоматический опорно-сцепной прибор
ЗИС-10 стал модификацией грузовика ЗИС-5: его снаряженная масса составляла 2700 кг, колесная база была укорочена, а передаточное отношение главной передачи для увеличения тягового усилия увеличено с 6,41 до 8,42, из-за чего скорость со 60 км/ч уменьшилась до 48.
Тягачу соответствовал универсальный полуприцеп НАТИЦПД-КА. Когда этот полуприцеп не был соединен с тягачом, он опирался на два поддерживающих ролика. На полуприцепе ЦПД-КА механизм подъема и опускания «лап» представлял собой бесконечный червяк, расположенный между средними траверсами и рамой.
Сам седельный тягач ЗИС-10 был обычным грузовиком ЗИС-5 с укороченной рамой, а над задними колесами устанавливалось опорно-сцепное устройство, состоявшее из седла на тягаче и опорной части на полуприцепе.
Седельный тягач ЗИС-120Н с полуприцепом-платформой ММЗ-584 на арочных шинах, 1958-1959 гг.
В передней части полуприцепа по обе стороны были ролики для накатывания на седло тягача. Там же имелся вал, вокруг которого качалась опорная рамка вместе с опорным роликом. Когда тягач подавался задним ходом к полуприцепу, хвосты тягача, присоединенные к задней части полуприцепа и задней траверсе, подхватывали ролики и приподнимали полуприцеп. При соединении роликов с крюком подъем полуприцепа завершался. В этот момент тяговый крюк попадал на вал, а водитель покидал свое место и приводил в движение запорный кривошип, благодаря которому начинал вращаться винт, ввинчивающийся в гайку и подтягивающий к ней крюк, затягивавший полуприцеп, пока ролики не попадали на седло. На этом сцепка заканчивалась.
На основе тягачей ЗИС-10 в очень небольшом количестве строились газогенераторные седельные тягачи ЗИС-21Г. Однако эти машины обладали малой эксплуатационной скоростью и использовались исключительно в районах, богатых древесиной.
Постановлением Совнаркома СССР, вышедшем в январе 1937 года, предписывалось Московскому автозаводу организовать производство около 1000 седельный тягачей ЗИС-10 в год, однако эта программа была выполнена лишь частично. Многие автопредприятия и небольшие кустарные мастерские строили седельные тягачи и полуприцепы к ним собственными силами по своим чертежам, базируясь на узлах и агрегатах списанных серийных грузовиков ЗИС-5 и ГАЗ-АА.
Тягач «Я-НАТИ-12Д» с полуприцепом
К МАССОВОМУ ПРОИЗВОДСТВУ
Во время войны в СССР по ленд-лизу было поставлено большое количество армейских седельный тягачей Студебеккер «ЮС-6», способных буксировать грузовые, самосвальные и специальные полуприцепы грузоподъемностью до 5 тонн. Опыт их эксплуатации показал, что за седельными автопоездами будущее. Поэтому к началу 50-х годов стало совершенно очевидным, что экономически наиболее эффективный путь увеличения производительности грузового автотранспорта — это создание автопоездов. Если специализированный кузов установлен непосредственно на шасси автомобиля, то машина будет простаивать при отсутствии необходимости в перевозках данного типа груза. А универсальный седельный тягач и специализированный полуприцеп позволяют с наименьшими затратами получить подвижной состав, наиболее эффективно приспособленный к особенностям определенных видов грузов.
Первый шаг в этом направлении был сделан в 1951 году на Ярославском автомобильном заводе, где началось серийное производство седельного тягача ЯАЗ-210Д. Для него использовалось шасси ЯАЗ-210Г, которое оборудовалось опорно-седельным устройством и шлангом для питания воздухом тормозной системы полуприцепа. Снаряженный вес тягача составлял 10 220 кг, наибольшая скорость — 45 км/ч. Это не так много, но этот тягач в основном предназначался для работы с полуприцепом-тяжеловозом МАЗ-5203, предназначенным для перевозки крупногабаритных грузов.
Седельный тягач ЗИЛ-164АН с полуприцепом-платформой ММЗ-584Б, 1960-1962 гг.
МАЗ-5203 имел балансирную подвеску колес без упругих элементов, откидные трапы для облегчения погрузки и разгрузки. Он не был универсальным, а использовался только для транспортировки определенного типа грузов — в основном бульдозеров, экскаваторов, дорожных катов, танков. МАЗ-5203 стал первым советским полуприцепом-тяжеловозом. Седельный тягач ЯАЗ-210Д изготавливался в очень ограниченных количествах, поэтому не мог решить все транспортные проблемы.
Тягачами, получившими действительно широкое распространение, стали ЗИС-120 и МАЗ-200В. Производство МАЗ200В началось в 1952 году, позднее были освоены его модификации МАЗ-200М и МАЗ-200Р. Все эти тягачи предназначались для работы с полуприцепами общим весом до 16 500 кг, которые они могли буксировать только по дорогам с твердым покрытием. На тягачах МАЗ-200М и МАЗ-200Р устанавливались шестицилиндровые четырехтактные дизельные двигатели ЯМВ-236 взамен четырехцилиндрового двухтактного дизеля ЯМЗ-204В мощностью 135 л.с., задние мосты с увеличенным передаточным отношением с 8,21 до 9,81, пневмовыводом для привода тормозной системы полуприцепа, два топливных бака общей емкостью 450 л. Максимальная скорость МАЗ-200В составляла 40-55 км/ч.
Основным полуприцепом для этих тягачей стал одноосный полуприцеп-платформа на лонжеронной раме МАЗ-5245 грузоподъемностью 14 тонн. Помимо него, для минских седельников было создано большое количество специализированных полуприцепов: цементовозов, панелевозов и других, но все они базировались на основной раме МАЗ-5245.
Седельный тягач ЗИЛ-157КВ с ракетным полуприцепом, 1958-1960 гг.
Еще одной модификацией седельного тягача МАЗ-200В стал двухосный седельный тягач повышенной проходимости МАЗ-501В, имевший привод на все колеса и созданный на базе лесовоза МАЗ-501. Для него предназначался полуприцеп МАЗ-5215Г, отличавшийся только одним задним откидным бортом и съемным тентом. Эти машины в основном использовались в Советской армии.
Седельные тягачи ЗИС-120, а позднее ЗИЛ-ММЗ-164В и ЗИЛ-ММЗ-164АН, ЗИЛММЗ-955Б и КАЗ-120Т стали самыми распространенными и массовыми на дорогах СССР в пятидесятых-шестидесятых годах. Они предназначались для буксировки полуприцепов общим весом до 10 500 кг по дорогам первой и второй категорий и до 8000 кг по проселочным и грунтовым дорогам.
Седельный тягач ГАЗ-51П с полуприцепом-платформой, изготовленным в «Главмосавтотрансе», 1960 г.
Седельный тягач ЗИС-120 был поставлен на серийное производство в 1955 году. Он представлял собой шасси автомобиля-самосвала ЗИС-585, оборудованное седельно-сцепным устройством, дополнительными бензиновыми баками и выведенным вперед глушителем.
Для использования в Вооруженных силах в 1954-1959 годах на Московском автозаводе выпускался еще один тип седельного тягача — ЗИС-121, который базировался на шасси автомобиля повышенной проходимости ЗИС-151 и в основном предназначался для буксировки ракетных систем по бездорожью. Эти ранние седельные тягачи оборудовались форсированными двигателями ЗИС-150 мощностью 95 л.с.
Седельный тягач ГАЗ-63П с полуприцепом-фургоном ПАЗ-744, 1954-1960 гг.
Пошедшие в производство с 1960 года седельные тягачи ЗИЛ-ММЗ-164АН и ЗИЛММЗ-955Б получили двигатели мощностью 109 л.с. и главные передачи с передаточным числом 6,97. Лонжероны рам этих машин были укорочены, на них устанавливалось по два бензиновых бака емкостью по 150 л. Основным тяговым полуприцепом для них стал одноосный семитонный полуприцеп ММЗ-584Б с металлической платформой.
Седельный тягач ЗИЛ-ММЗ-955Б, предназначавшийся для работы с самосвальными полуприцепами, дооборудовался шестеренчатым масляным насосом НШ-32Л, коробкой отбора мощности и трехсекционным распределителем, позволяющим управлять открыванием бортов и опрокидыванием платформы полуприцепа-самосвала на боковые стороны.
Седельный тягач КАЗ-120Т, выпускавшийся с 1960 по 1965 годы Кутаисским автомобильным заводом, предназначался для транспортировки полуприцепов-хлопковозов. На нем устанавливался двигатель мощностью 104 л.с. и главная передача с передаточным отношением 9,28.
Седельный тягач МАЗ-200М с двумя полуприцепами-платформами МАЗ-5215, 1958-1960 гг.
На базе трехосного автомобиля-вездехода ЗИЛ-157 в 1959-1970 годах также выпускался седельный тягач ЗИЛ-157КВ. Эти машины использовались в основном в Советской армии. Они могли буксировать полуприцепы общим весом 6250 кг по всем видам дорог и бездорожью. Практически все тягачи ЗИЛ-157КВ оборудовались передними лебедками, экранированным электрооборудованием и светомаскировкой. Седельные тягачи ЗИЛ-157КВ также использовались для буксировки полуприцепов-ракетовозов, но затем из армии попадали в народное хозяйство.
На Горьковском автомобильном заводе имени Молотова в 1954 году был начат выпуск легких седельных тягачей ГАЗ-51П и ГАЗ-63П для работы с полуприцепами общим весом до 6000 кг. В отличии от стандартных ГАЗ-51 и ГАЗ-63, седельные тягачи на их базе отличались: укороченной рамой, установкой двухшарнирного качающегося седельно-сцепного устройства и дополнительным бензиновым баком емкостью 105 литров.
Седельный тягач ГАЗ-63П, в отличие от базового автомобиля, имел не односкатные задние колеса, а двускатные, и в основном использовался для буксировки полуприцепов-хлопковозов ГАЗ-707, поэтому на нем монтировался масляный насос. Для повышения динамических качеств автопоездов, буксируемых автомобилями-тягачами горьковского автозавода, передаточное число главной передачи увеличивалось до 7,6. Седельный тягач ГАЗ-51П в основном буксировал полуприцепы-фургоны ПАЗ-744 с цельнометаллическим двухдверным кузовом грузоподъемностью 4000 кг, до 1960 года выпускавшиеся Павловским автобусным заводом. Очень много седельных тягачей ГАЗ-51П работали и с полуприцепами, построенными в автохозяйствах. С 1958 года седельные тягачи ГАЗ-51П и ГАЗ-63П получили гидровакуумные усилители в приводе тормозов.
Седельный тягач МАЗ-200, 1956-1965 гг.
В период с 1946 по 1960 годы в СССР седельные тягачи начинают получать широкое распространение и становятся совершенно обычными транспортными единицами. Если в 1950 году количество изготовленных полуприцепов еще исчислялось десятками, то в 1960 количество построенных полуприцепов превысило 64 500 штук. Возникли новые заводы, переоборудовавшие стандартные грузовые автомобили в седельные тягачи и выпускавшие грузовые и специализированные автоприцепы. Помимо этого, ряд предприятий, не относящихся к автомобильной промышленности, развернул выпуск панелевозов, муковозов, цементовозов и других специализированных автоприцепов.
Семилетним планом развития Народного хозяйства предусматривалась еще большая доля седельных автопоездов в общем парке грузовых автомобилей. В эти годы заводы начнут выпуск новых седельных тягачей УАЗ-452П, ЗИЛ-130В1, МАЗ-504 и первенцем среди них станет первый советский бескапотный седельный тягач КАЗ-606 Колхида.
www.autotruck-press.ru