Как проверить утечку тока на автомобиле, допустимая утечка тока
Основные причины возникновения утечки тока
Причин несанкционированной утечки может быть несколько, однако нередко в их возникновении виноват сам водитель, оснастивший авто различными современными приборами: аудиосистемой, навигатором, антирадаром, сигнализацией и другими. Их неправильная установка и подключение к проводке также очень часто создает проблему в виде утечки токов. При этом все приборы могут функционировать без нареканий, но их подпитка идет от аккумулятора при заведенном и при заглушенном двигателе.
Нередко утечки тока происходят по вине вышедшего из строя оборудования, это, как правило, неправильная работа:
1) Стартера.
2) Генератора.
3) Штатной сигнализации.
Также к числу самых распространенных причин утечки тока относится:
- Износ проводки электрооборудования. При продолжительной эксплуатации причиной может быть воздействие различных неблагоприятных дорожных и климатических условий, что в итоге приводит к перетиранию, а также растрескиванию изоляции проводов, окислению контактов колодок (клемм) и гнёзд подключения электроприборов.
- Установка дополнительного оборудования. Предусмотренная автоконцерном проводка автомобиля хорошо защищена и внезапное возникновение короткого замыкания вероятно только в случае серьезных механических повреждений. Что же касается дополнительного оборудования, его, как правило, стараются укладывать в место, наиболее доступное при беглом осмотре, но на деле оно оказывается проблемным и может послужить причиной утечки тока и в итоге – короткое замыкание.
- Распространённая причина утечки тока. Провода могут находиться недалеко от блока двигателя и под воздействием высоких температур плавиться либо повреждаться об острые края металлических креплений, что также может нарушить изоляцию и вызвать короткое замыкание.
Допустимая утечка тока
В любой современной машине есть установленная минимально допустимая утечка тока и в режиме ожидания она не столь значительна: память аудиосистемы потребляет всего лишь — 3 мА, сигнализация (если она находится в норме) – 20-25 мА, приборная панель т – 5 мА, ровно столько же потребляют блок ЦЗ и контроллер системы впрыска. Есть устройства, к примеру, память ЭБУ, которые работают в штатном режиме и стирать их не стоит, а сигнализация потребляет ток только при неработающем двигателе. Небольшая допустимая утечка тока находится в пределах 30-40 мА – это норма.
Важно! Предельно допустимый показатель утечки тока – 50-80 мА (он напрямую зависит от мощности и количества установленного на машину дополнительного оборудования).
Диагностика и устранение причин утечки тока
Для того чтобы провести измерение утечки тока аккумулятора необходимо подготовить:
- Мультиметр.
- Ключ рожковый на 10.
- Перчатки.
Как проверить утечку тока на автомобиле мультиметром
Перед началом работ по измерению необходимо выключить зажигание, достать ключ из замка. Стекла в машине нужно открыть, двери закрыть. При измерении силы тока будет включаться и отключаться АКБ, поэтому центральный замок может сработать и открытые стекла послужат доступом в салон.
- Внимательно проверить, чтобы все потребители тока были отключены (лампочки под капотом, в бардачке, багажнике т. п.).
- Откройте капот и отключите минусовую клемму от АКБ.
- Мультиметр следует перевести в режим измерения тока, подключив его в разрыв между отрицательным выводом аккумулятора и минусовой клеммой.
- Включить прибор, снять результаты утечки тока.
Важно! Все описанные работы следует проводить при заглушенном двигателе.
Устранение утечки тока
Вопрос, как найти утечку тока в автомобиле, понятен и доступен многим автовладельцам, но устранение утечки, как правило, доверяют только специалистам. Хотя, если знать некоторые особенности этого процесса причину утечки тока можно устранить самостоятельно.
Для начала следует осуществить поиск цепи, по которой вероятнее всего, происходит утечка тока. Для этого нужно из монтажного блока последовательно вынимать предохранители, наблюдая за показателями прибора. Если вы найдёте место утечки тока — показатель величины существенно снизится. В инструкции по обслуживанию вашего автомобиля указана электрическая схема, по которой нужно определить, какое именно оборудование подключено к данному предохранителю и проверить его. Если вдруг оборудование окажется неисправным, его нужно просто отнести в ремонт либо купить новое.
Монтажный блок
Если все предохранители проверены, но тестер всё также определяет утечку тока, причина находится в области, незащищённой предохранителями: генераторе, стартере либо системе зажигания. Для этого необходимо отключить провода от этих систем и провести тщательную проверку. Также не стоит забывать, что автомобиль может быть оснащен самостоятельно установленными устройствами, которые без использования предохранителей подключены к цепи замка зажигания.
Далее нужно проверить всю проводку: если обнаружится подозрительная ее часть, необходимо «прозванивать» провода на предмет целостности состояния и искать замыкание. Эти действия нужно выполнять с помощью того же мультиметра, только установленного в иной режим – омметра. Данный режим позволит наблюдать сопротивление провода.
Проверить генератор. Чтобы это сделать, необходимо мультиметр установить в режим вольтметра, подсоединив параллельно приборам. Производить замер напряжения следует только при работе двигателя, включённых габаритах и подфарниках. В норме показатель напряжение равен 13,5–14 В.
Проверка генератора
Еще одной из причин утечки тока может послужить сигнализация. Для ее диагностики рекомендуется установить режим охраны и произвести проверку примерно через пять минут. Этого времени вполне достаточно для того чтобы сигнализация перешла в режим ожидания, а утечка прекратилась. Если произойдёт именно так, значит, сигнализация исправна, если нет – причина в ее неисправности. В таком случае стоит обратиться к специалистам, самому разобраться в системе сигнализации будет очень сложно.
Чем опасна высокая утечка тока
Следствием наличия высокой утечки тока является разряд аккумулятора. Современные батареи совсем несложно зарядить, однако, в данном случае это всего лишь временное решение проблемы.
В состав кислотных аккумуляторов входят пластины, залитые электролитом, который состоит из смеси дистиллированной воды. Во время электрического разряда кислота оседает на пластинах (в виде солей), уменьшая рабочую поверхность аккумулятора. С течением временем происходит кристаллизация солей, и они перестают растворяться в электролите, что приводит к снижению емкости АКБ и приводит его в непригодность.
Обнаружив высокие показатели утечки тока, нельзя откладывать устранение этой проблемы, поскольку выхода из строя батареи аккумулятора обойдется гораздо дороже, чем ремонтные работы.
jrepair.ru
Как проверить ток утечки на автомобиле?
Если ваше транспортное средство имеет большой срок эксплуатации, то может возникнуть одна из часто возникающих, в этом случае, проблем — потеря/утечка тока в цепи провода. В связи с тем, что наши условия, как климатические и дорожные, приводят к разрушению, растрескиванию и перетиранию слоя изоляции проводов, а также к окислению гнезд подключения электроники и контактов клеммных колодок.
Такие утечки в системе электрооборудования авто могут привести к разряду аккумулятора, а в крайних случаях — к короткому замыканию и возгоранию. В современном автомобиле, при наличии множества электроприборов, риск такой проблемы повышается. Чаще такая утечка происходит в зимний период, так как при низких температурах аккумулятор не в состоянии долго поддерживать свою номинальную емкость. Однако среди более точных причин можно отметить некорректно подключенные приборы (магнитолы, телевизоры, усилители, сигналка), не входящие в базовую комплектацию машины.
Поиск утечки тока. Пример
При каждодневном использовании авто, ток утечки компенсируется зарядкой аккумулятора от генератора, но если машина длительное время не использовалась, то в дальнейшем при такой утечке аккумуляторная батарея просто не даст завестись мотору. По рекомендациям многих специалистов следует периодически производить проверку всех электроприборов, чтобы выявить возможную утечку тока на автомобиле. И так, как же проверить ток утечки на автомобиле?
Проверка и поиск тока утечки не требует никакого специального оборудования, а всего лишь амперметр или мультиметр, которые могут измерять постоянный ток до 10 А. Естественно, перед началом проверки отключите все приборы, потребляющие электричество. Затем снимите с аккумулятора одну клемму и, проводя между клеммой и кабелем щуп, измерьте уровень прохождения тока по всей цепи.
Идеальные показатели должны быть равны нулю, а минимальный и максимальный показатели 15 мА и 70 мА соответственно. Однако, если ваши параметры были, например 0,02-0,04 А — это нормально (допустимая норма тока утечки), так как показатели колеблются в зависимости от особенностей схем электроники вашего авто.
Если вы обнаружили, что показатели выше максимально допустимой нормы, то это утечка тока в автомобиле. Обязательно нужно обнаружить в какой именно цепи происходит эта утечка. Следя за показателями амперметра, поочередно снимаем с блока предохранителей все плавкие вставки. Когда при снятии одного из предохранителей, показатели на амперметре опустятся до допустимой нормы — это свидетельствует о том, что Вы обнаружили утечку тока. Чтобы устранить ее, следует внимательно проверить все участки этой цепи: клеммы, провода, потребители, гнезда и так далее.
Если и после снятия всех предохранителей ток остался на прежней отметке, то проверяем всю проводку: контакты, изоляцию проводов, дорожки в блоке предохранителя. Проверьте стартер, генератор и дополнительное оборудование: сигнализацию, магнитолу, так как наиболее часто именно эти приборы становятся причиной утечки тока.Если вы сами не можете по каким-либо причинам проводить периодическую процедуру проверки утечки тока, то стоит обращаться к специалисту СТО.
Автор: Иван Матиешин
Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!
etlib.ru
Как проверить утечку тока на автомобиле мультиметром?
Диагностика и ремонт4 марта 2018
Вполне житейская ситуация: пытаясь завести утром двигатель автомобиля, вы обнаруживаете, что стартер вращает коленчатый вал слишком медленно либо не крутит вовсе. Аккумуляторная батарея попросту разрядилась в течение ночи, хотя раньше ее работа нареканий не вызывала. В данном случае причина самопроизвольной разрядки скрывается в другом месте – энергию потребляет оборудование машины, постоянно подключенное к бортовой сети. Чтобы выявить конкретного «виновника», необходимо измерить и найти утечку тока, а после принимать решение – ехать на автосервис или производить ремонт самостоятельно.
Нормативная величина утечки
После выключения зажигания и изъятия ключа из замка часть электрических устройств остается подключенной к источнику питания – аккумулятору – посредством бортовой сети. К данному оборудованию относится:
- стартер;
- электрогенератор;
- контроллер блока управления двигателем;
- автомобильная магнитола;
- блок противоугонной сигнализации;
- различные гаджеты – видеорегистратор, навигатор, камера и тому подобные устройства.
Перечисленное оборудование постоянно потребляет электроэнергию батареи в незначительных количествах. Например, память электронного блока управления подачей топлива «берет» из бортовой сети примерно 5 миллиампер (мА), охранная система – порядка 25 мА, штатная аудиосистема – 3 мА.
В зависимости от модели транспортного средства и количества электроприборов допустимая утечка тока в автомобиле на стоянке должна укладываться в диапазон 0,03–0,06 ампера или 30–60 мА. Оптимальное значение для машин марки ВАЗ составляет 0,03 А.
Как происходит разрядка батареи?
Ускоренный разряд аккумулятора возникает в случае превышения указанного значения в несколько раз. Если норма будет превышена незначительно (до 0,1–0,5 А), автолюбитель не заметит проблемы и спокойно продолжит эксплуатацию авто, хотя срок службы источника питания станет незаметно сокращаться.
Когда потребление каким-либо электроприбором вызовет повышение тока в цепи от 1 до 10 А, аккумулятор начнет разряжаться очень быстро – буквально за ночь. Почему автомобильное оборудование «тянет» из батареи электроэнергию в состоянии покоя:
- В подавляющем большинстве случаев (около 90%) причиной ускоренной разрядки становится неквалифицированное вмешательство в электрическую схему машины. Сюда относится установка и неправильное подключение нештатных приборов – усилителей, сабвуферов, стеклоподъемников, противотуманных фар и дополнительных обогревателей.
- На автомобилях с большим пробегом (свыше 200 тыс. км) нередко возникают неполадки силового оборудования – генератора либо стартера. В результате обмотки указанных агрегатов становятся потребителями энергии.
- Залипание контактов одного либо нескольких реле, включающих силовые цепи, например, подогревателя стекла или сиденья.
Если вы столкнулись с ситуацией, когда требуется ежедневная подзарядка вполне исправного источника питания, необходимо измерить ток утечки аккумулятора и сопоставить показания с нормой. В случае превышения попытайтесь найти источник проблемы описанными ниже способами.
Важное замечание. Короткое замыкание электропроводки на кузовные детали машины вследствие нарушения изоляции не относится к утечкам.
Такая неисправность проявляется иначе – слышен запах горелого пластика, виднеется дым и искры, затем проводник перегорает или вызывает пожар. За столь короткий промежуток времени аккумуляторная батарея не успевает разрядиться «в ноль».
Проверка с помощью амперметра
Для проведения контрольных замеров лучше всего подойдет обычный мультиметр со встроенной функцией измерения силы тока. Цена простейшей бытовой модели сопоставима со стоимостью подобной услуги на станции техобслуживания, поэтому проще купить приборчик – он пригодится для дальнейшего обслуживания машины и в домашнем хозяйстве.
Чтобы проверить утечку тока на автомобиле мультиметром, следуйте такому алгоритму:
- Откройте крышку капота.
- Полностью воссоздайте условия, при которых оставляете транспортное средство на стоянке – отключите зажигание и все электроприборы, извлеките ключ и закройте центральный замок. Противоугонную сигнализацию не активируйте – сделаете это после подсоединения мультиметра.
- Открутите болт «плюсовой» клеммы аккумулятора и снимите контакт. Установите на мультиметре режим измерения силы постоянного тока, максимальное значение – 20 ампер.
- «Минусовый» зажим амперметра подсоедините к снятому контакту, положительный – к клемме аккумулятора.
- Активируйте охранную сигнализацию и обождите 1–2 минуты, затем снимайте показания прибора.
Примечание. В различных моделях мультиметров максимальная измеряемая величина силы тока может составлять 10–50 А. Выберите режим, на котором прибор покажет целые, десятые и сотые доли ампера.
Если проверка утечки тока дала результат в пределах 0,05 А (50 мА), неполадку следует искать в другом направлении – батарея разряжается вследствие износа либо неисправности регулятора напряжения зарядки. В противном случае переходите к поиску потребителя энергии, руководствуясь представленной ниже инструкцией.
Чтобы не снимать клемму с батареи и таким способом не обнулять память контроллера, магнитолы и прочих устройств, воспользуйтесь другим методом подключения амперметра:
- Тонким надфилем зачистите клемму аккумулятора под контактом от окисла.
- Отыщите неизолированный медный провод, просуньте под контакт, сделайте петлю и плотно затяните вокруг «плюсовой» клеммы.
- К медному проводнику подключите положительный зажим мультиметра, к съемному контакту – отрицательный.
- Открутите болт, отсоедините контакт от клеммы и выполняйте замеры. Электрическая цепь не разорвется – амперметр пропустит напряжение через себя и память контроллера не очистится.
Как отыскать потребителя энергии?
Дальнейший поиск утечки тока в автомобиле производится с помощью блока предохранителей (как правило, установлен под капотом вблизи лобового стекла). Порядок действий такой:
- Оставьте амперметр подключенным к контактам аккумуляторной батареи, снимите крышку блока предохранителей.
- Поочередно выдергивая из гнезд предохранители, следите за показаниями на дисплее мультиметра. Если манипуляция не дает результата и величина тока остается прежней, вставляйте элемент обратно в гнездо и переходите к следующему.
- Когда заметите падение тока до нормы, выясните, какие электроприборы «висят» на цепи выдернутого предохранителя. Ищите «виновника» методом исключения, проверяя каждого потребителя отдельно.
Пример: цепь с повышенным потреблением питает 3 единицы оборудования – прикуриватель, обогреватель заднего стекла и лампу плафона. Разобраться с прикуривателем и лампочкой несложно – надо отключить эти приборы и померить ток на контактах реле, замыкающих цепь подогревателя. Если показания превышают норму, отсоедините разъем нагревательного элемента и попробуйте заменить реле.
Несколько потребителей запитано от аккумулятора напрямую, минуя блок предохранителей. Сюда относится электронный блок управления двигателем, стартер и генератор. Если манипуляции с плавкими вставками не принесли результата и показания дисплея не изменились, переходите к проверке электрогенератора:
- Отсоедините положительную клемму аккумулятора.
- Открутите от генератора питающий провод и обмотайте оголенный конец любым диэлектриком (можно ветошью), дабы избежать короткого замыкания.
- Подсоедините к разрыву цепи батареи мультиметр и проверьте величину тока. Если в генераторе вышел из строя диодный мост, потребление снизится до нормы.
Как правило, пробитый диод генератора вызывает большое потребление тока, измеряемого амперами. Нагруженная обмотка выступает в качестве электромагнита, что легко проверяется с помощью металлического ключа, приложенного к шкиву агрегата. Если ключ притягивается, электрогенератор наверняка неисправен и расходует энергию аккумулятора впустую.
Аналогичным образом можно замерить утечку тока в других цепях, подключенных напрямую. Загляните в электрическую схему авто и поочередно отсоединяйте провода, минующие блок предохранителей. Если по разным причинам мультиметр отсутствует, попытайтесь решить проблему такими способами:
- внимательно осмотрите автомобиль внутри на предмет горящей лампочки в бардачке либо багажнике;
- попробуйте рукой стекла, куда встроены электрические подогреватели;
- проверьте, не нагреваются ли сиденья;
- полностью отключите охранную сигнализацию и магнитолу с усилителем.
Столкнувшись с утечкой тока и разрядкой батареи, вспомните, какое нештатное оборудование довелось установить на машину в последние дни. Причина наверняка кроется в неправильном подключении устройства.
autochainik.ru
Определение утечки тока аккумулятора
Вернувшись после отпуска, весь довольный и полный сил я отправился в гараж проведать свою ласточку. Но все радостные чувства развеялись, когда я попытался завести свой автомобиль. Стартер не крутит, сел аккумулятор.В любой машине есть минимальный ток утечки (порядка 50-80мА.)
Охранная сигнализация обычно потребляет около 20–25 мА, память контроллера системы впрыска – 5 мА, память магнитолы – 3 мА, так же потребляет ток приборка и блок центрального замка. В итоге получается около 60мА. С такими затратами тока АКБ прослужит несколько лет, не подводя хозяина.
Как правильно замерить утечку тока:
Для начала нужно Мультиметр поставить в режим измерения тока на 10 или 20 Ампер.
Безопаснее мерить ток в разрыве массы (снятой с минуса АКБ), но так же выполняют замеры и в разрыве «плюса».
Как определить утечку тока в разрыв массы:
- Снимаем «-« клемму с АКБ
- Один из щупов амперметра подключаем к «-» АКБ
- Другой на снятый провод (полярность на цифровом мультиметре не имеет значения)
Как определить утечку тока в разрыв плюса:
- Отключите плюсовую клемму от аккумулятора
- Подключите амперметр минусовой клеммой — к контактной клемме автомобиля
- Плюсовой клеммой — к АКБ
Принцип измерения тока в цепи любого потребителя. Красным пунктиром показано недопустимое включение амперметра.
Ток утечек 520 мА – включены салонный свет и лампа в «бардачке»
Нормальный ток утечек (контроллер, магнитола…).
Технология определения утечки тока:
- Подготовьте автомобиль к тестированию(отключите магнитолу, габаритные огни, освещение в салоне и т.д.)
- Через минуту подключите амперметр в разрыв цепи и снимите показания. (особенность автосигнализаций такова, что они становятся на охрану не раньше чем через минуту)
- Как увидели на амперметре ток утечки, то начинаем вытаскивать и ставить обратно по порядку предохранители и реле.
- Станет понятно какая цепь дает утечку, когда ток придет в норму.
Что было причиной утечки тока аккумулятора на вашем автомобиле? |
Источник фото:
Ключевые слова:
xn--2111-43da1a8c.xn--p1ai
Определение утечки тока аккумулятора
Вернувшись после отпуска, весь довольный и полный сил я отправился в гараж проведать свою ласточку. Но все радостные чувства развеялись, когда я попытался завести свой автомобиль. Стартер не крутит, сел аккумулятор.В любой машине есть минимальный ток утечки (порядка 50-80мА.)
Охранная сигнализация обычно потребляет около 20–25 мА, память контроллера системы впрыска – 5 мА, память магнитолы – 3 мА, так же потребляет ток приборка и блок центрального замка. В итоге получается около 60мА. С такими затратами тока АКБ прослужит несколько лет, не подводя хозяина.
Как правильно замерить утечку тока:
Для начала нужно Мультиметр поставить в режим измерения тока на 10 или 20 Ампер.
Безопаснее мерить ток в разрыве массы (снятой с минуса АКБ), но так же выполняют замеры и в разрыве «плюса».
Как определить утечку тока в разрыв массы:
- Снимаем «-« клемму с АКБ
- Один из щупов амперметра подключаем к «-» АКБ
- Другой на снятый провод (полярность на цифровом мультиметре не имеет значения)
Как определить утечку тока в разрыв плюса:
- Отключите плюсовую клемму от аккумулятора
- Подключите амперметр минусовой клеммой — к контактной клемме автомобиля
- Плюсовой клеммой — к АКБ
Принцип измерения тока в цепи любого потребителя. Красным пунктиром показано недопустимое включение амперметра.
Ток утечек 520 мА – включены салонный свет и лампа в «бардачке»
Нормальный ток утечек (контроллер, магнитола…).
Технология определения утечки тока:
- Подготовьте автомобиль к тестированию(отключите магнитолу, габаритные огни, освещение в салоне и т.д.)
- Через минуту подключите амперметр в разрыв цепи и снимите показания. (особенность автосигнализаций такова, что они становятся на охрану не раньше чем через минуту)
- Как увидели на амперметре ток утечки, то начинаем вытаскивать и ставить обратно по порядку предохранители и реле.
- Станет понятно какая цепь дает утечку, когда ток придет в норму.
Что было причиной утечки тока аккумулятора на вашем автомобиле? |
Источник фото:
Ключевые слова:
xn--2111-43da1a8c.xn--p1ai
Как проверить утечку тока в автомобиле
Среди владельцев авто часто встречается ситуация, когда с утра машину никак невозможно завести, хотя вечером всё было хорошо. Нередко такое может произойти после длительного простоя. Иногда хозяева сами забывают выключить что-то, и тем самым разряжают аккумулятор. Но чаще всего причинами неисправности являются загрязнённые цепи, повреждённая или некачественная изоляция, неправильно установленное оборудование. Подобные утечки в системе электрооборудования приводят к разрядке аккумулятора, а в крайних случаях — к короткому замыканию и могут вызвать пожар. Если днём возгорание можно обнаружить и потушить, то ночью автомобиль может сгореть полностью и нанести большой ущерб окружающему имуществу.
Утечка тока — частая проблема, с которой сталкиваются автолюбителиПричины утечки тока
Современные аккумуляторы при своих небольших габаритах и малом весе являются надёжными в использовании, для них характерен малый саморазряд и сопротивление, они имеют значительную ёмкость, и длительный срок эксплуатации для них — норма. Однако нужно учитывать тот факт, что большинство современных автомобилей имеют большое количество самой разнообразной электроники: магнитола, усилитель, сабвуфер, сигнализация, разнообразное освещение, видеорегистратор и многое другое.
Причин несанкционированной утечки тока может быть несколько:
- Износ проводки электрооборудования.
При длительной эксплуатации автомобиля главная причина возникновения утечки тока — воздействие неблагоприятных условий как климатических, так и дорожных — это приводит к растрескиванию и перетиранию изоляции проводов, к окислению гнёзд подключения приборов и контактов клеммных колодок.
- Установка дополнительного оборудования.
Заводская проводка автомобиля обычно достаточно защищена, и появление короткого замыкания в ней возможно только после существенных механических повреждений. А вот проводку дополнительного оборудования приходится укладывать в место, которое при беглом осмотре кажется вполне подходящим, но на самом деле — проблемным. Именно в такой проводке чаще всего и появляется короткое замыкание — наиболее частая причина появления утечек тока.
Причиной утечки тока может стать неправильно установленное дополнительное оборудование- Распространённая причина утечки.
Провода могут быть проложены рядом с блоком двигателя и плавятся под воздействием тепла или просто повреждаются о края металлических креплений. Это может привести к разрушению изоляции проводов и вызвать короткое замыкание.
Обнаружение утечки тока
Для выявления утечки тока можно воспользоваться мультиметром. Он будет нужен нам в режиме амперметра, вольтметра и омметра. Для начала прибор необходимо переключить в режим амперметра, режим тока — постоянный, и установить диапазон замера до 10–20 А. Далее нужно при помощи ключа снять отрицательную клемму аккумулятора и замкнуть цепь, прижав один щуп амперметра к клемме, а второй — к отсоединённому проводу. Помните: нельзя подключать прибор, включённый в режиме амперметра, к обеим клеммам аккумулятора — будет короткое замыкание, и в вашем приборе сгорит предохранитель. Перед этим было бы неплохо перестраховаться: выключить зажигание, закрыть двери и открыть окна — центральный замок может сработать при отсоединении или присоединении аккумулятора. Ещё одна из норм безопасности — убедиться, что настройки сигнализации и аудиосистемы тоже удастся восстановить.
Номинальные показатели утечки тока
В любом авто есть минимальная утечка, однако в режиме ожидания она не так значительна: сигнализация в норме потребляет 20–25 мА, память аудиосистемы — 3 мА, контроллер системы впрыска — 5 мА, столько же потребляют приборная панель и блок центрального замка. Эти устройства постоянно работают: память ЭБУ, например, стирать не стоит, иначе он будет переобучаться, а сигнализация потребляет ток именно тогда, когда двигатель не работает. Небольшая (30–40 мА) утечка вполне может быть — это норма. Однако предельно допустимая в автомобиле утечка тока составляет 50–80 мА (в зависимости от количества и мощности установленного на авто дополнительного оборудования).
Устранение утечки тока
Для начала нужно осуществить поиск цепи, по которой происходит утечка. Для этого последовательно вынимайте предохранители из монтажного блока и наблюдайте за прибором. Как только вы найдёте проблемное место — величина утечки тока значительно снизится. Далее по электрической схеме автомобиля необходимо определить, какое оборудование подключено к этому предохранителю и проверить его работоспособность. Когда будет обнаружено неисправное оборудование, нужно отнести его в ремонт или купить новое.
Если предохранители проверены, а утечка тока всё равно определяется тестером, то причина утечки — в незащищённой предохранителями области: стартёре, генераторе или системе зажигания. Необходимо провести проверку, отключая провода от указанных систем. Также необходимо учитывать то, что в авто могут присутствовать самостоятельно установленные устройства, которые часто бывают подключены к цепи замка зажигания без использования штатных предохранителей!
Нужно проверить проводку: найдя подозрительную часть проводки, нужно искать замыкание, «прозванивая» провода на предмет их целости. Это выполняется всё тем же мультиметром, но установленным в режим омметра, так как нам необходимо наблюдать сопротивление изучаемого провода. Показания сопротивления будут ненамного больше нуля, а насколько — будет зависеть от сечения провода.
Проверьте генератор: для этого необходимо установить мультиметр в режим вольтметра и подсоединить его параллельно приборам. Замер напряжения нужно производить при включённых габаритах, подфарниках и усиленной работе двигателя. В норме напряжение должно быть равно 13,5–14 В. При всех задействованных потребителях тока и достаточной частоте вращения генератора напряжение в норме будет составлять не меньше 12 вольт. Если во время проверки будет нарушен контакт, то измерения нужно проводить заново: может произойти значительный и внезапный скачок.
Ещё одна причина — сигнализация. Для диагностики сигнализации нужно установить её в режим охраны и выполнить проверку через 5 минут. За это время сигнализация должна перейти в режим ожидания, и утечка прекратится. Если так произойдёт, значит, сигнализация в порядке, если нет, то дело в неисправности сигнализации. В таком случае лучше обратитесь к специалистам, сделать что-то самому будет очень сложно.
Бывает, что случается утечка тока при использовании в автомобиле двух аккумуляторов: один из них может поглощать второй. Для проверки необходимо отсоединить один из аккумуляторов и, если утечка прекратится, значит, проблема во втором аккумуляторе.
Ещё раз хотелось бы напомнить, что, если даже ток утечки ненамного, но превышает допустимые параметры — это ненормально. В таком случае аккумулятор будет терять объём своего заряда намного больше, чем сможет получить от генератора, особенно при незначительных поездках в черте города. Ещё ситуация становится более критичной в зимнее время! Если вы не очень уверены в своих способностях — периодически обращайтесь к специалистам с просьбой проведения профилактической диагностики системы электрооборудования. Незначительная сумма, которую вы потратите, с лихвой окупит возможные расходы при возникновении опасных ситуаций из-за неполадок в электросети автомобиля.
carextra.ru
Как найти утечку тока в автомобиле
Иногда после длительной стоянки автомобиля при включении слышны только щелчки реле либо стартер все-таки включается, но крутит слабо. Все эти симптомы свидетельствуют о том, что аккумулятор во время стоянки разрядился полностью или частично.
Зачастую причиной разряда бывают невыключенные фары или габаритные огни
Саморазрядом это объяснить нельзя – исправный аккумулятор разряжается долго, несколько месяцев – а значит, произошла утечка тока, либо имеется неисправность в системе зарядки аккумулятора, и водитель, ставя автомобиль на стоянку, не знал о том, что аккумулятор недостаточно хорошо заряжен.
Распространенные причины утечки тока
Диагностируя причину преждевременной разрядки, необходимо (и это общее правило для диагностики любой неисправности в автомобиле) отсечь причины, свидетельствующие не о неисправности. А вернее, о невнимательном отношении к автомобилю. К примеру, аккумулятор может быть старым и выработавшим ресурс, клеммы покрыты окалиной, либо провода могут быть в плохом состоянии и т.п. Зачастую причиной разряда бывают невыключенные фары или габаритные огни. Если же повода думать, что причиной разряда стал один из вышеперечисленных или сходных факторов, нет, можно констатировать наличие неисправности проводки и начинать поиск места утечки.
Допустимые пределы потребления тока аккумулятора
В автомобиле имеется ряд «санкционированных» постоянных потребителей электричества. Это могут быть часы, память электронного блока управления двигателем, сигнализация и т.п. Все они постоянно запитаны, так как память ЭБУ, к примеру, стирать не рекомендуется, иначе блок будет переобучаться, запоминая текущие настройки заново, а сигнализация вообще работает как раз в те моменты, когда двигатель выключен и автомобиль стоит на месте.
Из этого следует, что потребление тока на стоянке – нормальное явление и должно иметь какую-то постоянную величину, которую можно вычислить, сложив потребление всех потребителей. К примеру, сигнализация может потреблять порядка 20 мА, память часов — 1 мА, магнитола — 3 мА и так далее. Суммарное потребление должно колебаться в пределах 50 – 80 мА. Это небольшое потребление (к примеру, даже одна включенная лампа потребляет в районе 500 мА), и сильно разрядить современный аккумулятор такими утечками нельзя даже зимой.
Если же по результатам измерений выясняется, что средняя величина постоянного потребления существенно превышена, значит, в бортовой сети есть утечка и ее необходимо устранить.
Как самостоятельно определить наличие утечки тока
Основных причин интенсивного разряда две – наличие «несанкционированного» потребителя тока, либо короткое замыкание в бортовой цепи. Обнаружить утечку тока, поглощаемого постоянно работающим потребителем, можно, воспользовавшись бытовым прибором под названием «мультиметр».
МультиметрДля поиска неисправности мультиметр необходимо перевести в режим амперметра, не забывая о том, что ток в бортовой сети постоянный, и выставить диапазон измерения до 10 Ампер.
Перед началом измерений амперметр необходимо правильно подключить к бортовой сети, а потребители тока, наоборот, должны быть, по возможности, отключены.
Причиной несанкционированного потребления тока часто становится какой-нибудь прибор из числа дополнительного оборудования
Чаще всего амперметр подключают в разрыв цепи. Для того чтобы образовать разрыв, необходимо снять с плюсовой клеммы аккумулятора провод, а затем вновь замкнуть цепь, подключив один провод амперметра к самой клемме, а другой – к снятому проводу. Ни в коем случае нельзя подключать мультиметр, работающий в режиме амперметра, к плюсовой и минусовой клеммам аккумулятора, так как в результате этого действия получится то самое короткое замыкание, и в приборе сгорит предохранитель.
Если вы все сделали правильно, на дисплее мультиметра высветится число, соответствующее силе тока, потребляемого постоянно подключенными электроприборами. Если сила тока выше нормы, значит, есть утечка.
Поиск утечки тока
Причиной несанкционированного потребления тока часто становится какой-нибудь прибор из числа дополнительного оборудования (штатного или нештатного), которого в современных автомобилях с каждым годом становится все больше.
Начиная искать утечку, прежде всего, следует обратить внимание на приборы, установленные в автомобили нештатно, к примеру, на сигнализацию или дополнительный вентилятор охлаждения. Штатная проводка автомобиля хорошо защищена, и возникновение в ней короткого замыкания возможно лишь после существенных металлических повреждений (разрушение защитного кожуха в результате ДТП, например). Зато проводку нештатных приборов приходится укладывать в первое попавшееся место, которое при поверхностном осмотре кажется подходящим, на самом деле таковым не являясь. Именно в этой проводке чаще всего и возникает короткое замыкание – наиболее распространенная причина появления утечек тока.
К примеру, проложенные провода могут оказаться слишком близко к блоку двигателя и начинают плавиться под воздействием исходящего от него тепла или просто тереться о край металлического кронштейна. И то, и другое приводит к нарушению изоляции и появлению короткого замыкания.
Итак, алгоритм поиска утечки тока, по совету мастеров-электриков, должен быть таким. Измерив силу тока амперметром и убедившись, что утечка есть, нужно переходить к визуальному осмотру, начиная с нештатно установленных приборов и их частей, подверженных механическому воздействию. К примеру, в случае с сигнализацией это могут быть «концевики» — специальные длинные кнопки, размыкающие и замыкающие цепь при открытии и закрытии дверей.
Убедившись, что видимых следов деформации, обгорания и коррозии на проводах нет, стоит прибегнуть к более сложным методам диагностики, позволяющим сузить круг поиска. К примеру, электрики часто вынимают по очереди предохранители из каждой цепи, внимательно следя за тем, искрят контакты при размыкании или нет. Если искрение наблюдается, а в цепи напряжения быть не должно (приборы, которые она питает, должны быть в данный момент выключены), вполне возможно, утечка тока именно там.
Определив подозрительную часть проводки, следует искать замыкание в ней, «прозванивая» провода, один за другим на предмет целости. Это делается все тем же мультиметром, но в режиме омметра, так как в данном случае необходимо наблюдать сопротивление интересующего нас провода. Показания сопротивления, так же, как и сила тока при нормальной разрядке аккумулятра, должны быть больше нуля, а конкретная величина зависит от сечения измеряемого провода.
Итак, найти утечку тока самостоятельно вполне реально, если научиться пользоваться мультиметром и освоить метод исключения, обращая внимание попутно на различные странности – оплавленные или перетертые провода, следы ржавчины вблизи проводки и так далее.
blamper.ru