На автомобили Chery Amulet, собираемые на калининградском предприятии «Автотор», устанавливают механическую коробку передач типа AQ015AA.
Механическая коробка передач выполнена по двухвальной схеме с пятью синхронизированными передачами переднего хода. Коробка передач и главная передача с дифференциалом имеют общий картер 13 (рис. 6.4) и 5 (рис. 6.5). К передней части картера коробки передач присоединен картер сцепления 14 (см. рис. 6.4) и 3 (см. рис. 6.5).
На заднюю часть картера коробки передач установлена алюминиевая литая крышка 1 (см. рис. 6.4) и б (см. рис. 6.5).
На первичном валу 4 (см. рис. 6.5) расположены вращающиеся на игольчатых подшипниках шестерни III, IV и V передач с синхронизаторами, установленными на шлицах вала, а ведущие шестерни I, II передач и заднего хода изготовлены за одно целое с первичным валом.
Вторичный вал 2 изготовлен вместе с ведущей шестерней главной передачи 1, кроме этого на валу установлены свободно вращающиеся на подшипниках скольжения ведомые шестерни I и II передач с синхронизатором, установленным на шлицах вала, и зафиксированные на шлицах вала ведомые шестерни III, IV и V передач.
Передачи переднего хода включаются осевым перемещением муфт синхронизатора HI передач, установленного на вторичном валу, и синхронизаторов III-IV передач и V передачи, установленных на первичном валу. Механизм переключения передач расположен внутри картера коробки передач в его верхней части. Снаружи находится рычаг 4 (см. рис. 6.4) выбора и переключения передач, соединенный промежуточной тягой 6 выбора передач с рычажным механизмом привода переключения передач, установленным на картере рулевого механизма.
Привод управления коробкой передач состоит из кулисы рычага переключения передач с шаровой опорой, установленной на основании кузова…
…системы тяг и рычагов, установленных на картере рулевого механизма, и механизма, установленного в картере коробки передач.
Главная передача выполнена в виде пары цилиндрических шестерен, подобранных по шуму. Крутящий момент передается от ведомой шестерни главной передачи на дифференциал и далее на приводы передних колес.
Дифференциал конический, двухсателлитный. Герметичность соединения полуосей 8 и 9 (см. рис. 6.4) с шестернями дифференциала обеспечивается сальниками 7.
Особенность коробки передач автомобиля Chery Amulet — расположенный внутри картера коробки подшипник 8 (см. рис. 6.5) выключения сцепления, воздействующий на подпятник диафрагменной пружины нажимного диска сцепления через шток 7, установленный внутри полого первичного вала 4.
Порядок замены масла в коробке передач описан в разд. 4 «Техническое обслуживание » (см. «Проверка уровня и замена масла в коробке передач»).
Вам потребуются: ключи «на 10», «на 13», «на 22», «на 24», «на 27», ключ-шестигранник «на 5», ключ TORX M12, отвертки с плоским лезвием (2 шт.), съемник стопорных колец, универсальный съемник, молоток, оправки для запрессовки подшипников и сальников.
1. Снимите коробку передач с автомобиля (см. «Снятие коробки передач»). Очистите ее от грязи и вымойте снаружи.
2. Ослабьте затяжку выключателя света заднего хода…
3. …и выверните его из картера коробки передач.
4. Выверните болт крепления датчика скорости…
5. …и извлеките его из отверстия картера коробки передач.
12. Подденьте отверткой край заглушки задней крышки…
13. …и снимите заглушку.
14. Подденьте отверткой край буфера рычага выключения сцепления…
15. …и снимите буфер с рычага.
16. Отведите рычаг выключения сцепления вниз и извлеките подшипник…
17. …и шток выключения сцепления.
18. Выверните шесть болтов крепления задней крышки к картеру коробки передач…
19. …и снимите крышку.
Разъем крышки и картера уплотнен паронитовой прокладкой. Сильно обжатую или порванную прокладку замените, при ее отсутствии установите крышку на герметик.
20. Ослабьте затяжку резьбовой втулки крепления ступицы синхронизатора V передачи…
21. …и выверните втулку из первичного вала вместе с установленной на ней упорной шайбой.
22. Ослабьте затяжку упора включения передачи заднего хода…
Для отворачивания крышки механизма переключения передач требуется специальный ключ-шестигранник «на 27». Однако при его отсутствии можно вложить во внутренний шестигранник крышки высокую гайку «на 27» и, надев на нее накидной ключ, вывернуть крышку (см. фото к п. 24).
25. …и выверните крышку из картера коробки передач.
28. Сдвиньте со шлицев резьбовой втулки вилки включения V передачи стопорную пластину вилки, поддев ее двумя отвертками, как показано на фото.
29. Придерживая стопорную пластину, вращайте резьбовую втулку по часовой стрелке, если смотреть на втулку сверху. При этом вилка включения V передачи будет подниматься по втулке до полного схода с нее.
30. Снимите со штока вилку включения V передачи вместе с синхронизатором, ведущей шестерней V передачи и стопорной пластиной.
31. Разведите концы стопорного кольца ведомой шестерни V передачи…
32. …и снимите кольцо с хвостовика вторичного вала.
33. Спрессуйте ведомую шестерню V передачи со шлицев вторичного вала…
34. …и снимите ее.
35. Подденьте заглушку в полуоси отверткой…
36. …и извлеките ее из гнезда полуоси.
37. Разведите концы стопорного кольца…
38. …и снимите с хвостовика полуосевой шестерни кольцо…
39. …и дистанционную шайбу.
40. Спрессуйте и снимите полуось с хвостовика полуосевой шестерни.
Внимание
Полуось установлена на шлицах хвостовика полуосевой шестерни со значительным натягом. При невозможности ее спрессовки подручными средствами воспользуйтесь универсальным съемником, иначе можно повредить подшипники дифференциала.
41. Аналогично снимите вторую полуось.
42. Выверните четыре болта пластины крепления заднего подшипника первичного вала.
Два болта, показанные на фото пунктирными стрелками, не видны, так как закрыты приливом картера механизма переключения передач.
44. …и болт крепления оси промежуточной шестерни заднего хода.
Так расположен на картере коробки передач болт крепления оси промежуточной шестерни заднего хода.
45. Снимите картер коробки передач.
Первичный и вторичный валы, а также вилки, поводки и шток механизма переключения передач остаются на картере сцепления.
Внимание
Сопрягаемые поверхности картеров коробки передач и сцепления уплотнены паронитовой прокладкой. При сборке коробки передач установите новую прокладку заводского изготовления, так как при установке прокладки иной толщины или при сборке соединения на герметике нарушится предварительный натяг подшипников дифференциала.
46. Снимите с хвостовика первичного вала задний подшипник…
54. …и, выведя шестерню из зацепления с вилкой, снимите ось вместе с шестерней.
55. Разведите концы стопорного кольца ведомой шестерни IV передачи…
56. …и снимите кольцо с вала.
57. Спрессуйте ведомую шестерню IV передачи со шлицев вторичного вала…
58. …и снимите ее.
59. Извлеките шейку первичного вала из подшипника в картере сцепления и снимите вал.
60. Выверните болты крепления кронштейнов вилки включения передачи заднего хода…
61. …и снимите кронштейны 1 и 4, вилку 2 и ее фиксирующую пружину 3.
62. Разведите концы стопорного кольца ведомой шестерни III передачи…
63. …и снимите с вторичного вала кольцо…
64. …ведомые шестерни III передачи…
65. …и II передачи.
66. Аккуратно разведите сепаратор игольчатого подшипника ведомой шестерни II передачи…
67. …и снимите с вторичного вала подшипник…
68. …и распорную втулку.
69. Снимите со шлицев вторичного вала муфту синхронизатора I и II передач вместе с блокирующими кольцами II передачи.
70. Снимите с ведомой шестерни I передачи блокирующее кольцо…
71. …а шестерню I передачи — с подшипника на вторичном валу.
72. Снимите с вторичного вала игольчатый подшипник ведомой шестерни I передачи…
73. …и фиксирующее кольцо подшипника.
74. Выверните четыре болта крепления к картеру сцепления держателя наружного кольца среднего подшипника вторичного вала…
75. …снимите держатель…
76. …извлеките из картера сцепления хвостовик вторичного вала и снимите вал в сборе с передним и средним подшипниками.
77. Извлеките из картера сцепления дифференциал в сборе.
78. Перед осмотром и дефектовкой тщательно промойте и просушите детали коробки передач.
79. Осмотрите картер коробки передач…
80. …картер сцепления и заднюю крышку. На них не должно быть сколов. На привалочных поверхностях не должно быть забоин, рисок, вмятин и т.п. Небольшие повреждения удалите мелкозернистой наждачной бумагой. При сильных повреждениях замените дефектные детали.
81. Проверьте состояние штока вилок включения передач. Если он погнут или на штоке появились задиры и заусенцы, замените шток.
82. Проверьте состояние поводков вилок включения передач. Если они погнуты или на их рабочих поверхностях появились задиры и заусенцы, замените поводки.
83. Проверьте состояние вилок переключения передач. Если вилки погнуты либо изношены лапки, замените эти детали.
84. Проверьте состояние резьбы корпуса упора включения передачи заднего хода и легкость перемещения его шарика (показан стрелкой). При повреждении резьбы или заедании шарика замените упор.
85. Осмотрите поводок механизма переключения передач. Если на штоке поводка есть заусенцы или задиры, повреждена резьба или шлицы штока, а лапки каретки поводка деформированы или изношены, разберите поводок для замены поврежденных деталей (см. «Механизм переключения передач»).
86. При обнаружении в процессе эксплуатации течи масла через сальники и при износе рабочих кромок сальники необходимо заменить. Для замены сальника полуоси, установленного в картере коробки передач, извлеките сальник отверткой…
87. …смажьте новый сальник трансмиссионным маслом и запрессуйте его рабочей кромкой внутрь картера, используя оправку подходящего размера.
91. Проверьте состояние подшипников. При обнаружении раковин на беговых дорожках и телах качения, следов вдавливания тел качения на беговых дорожках или в случае повреждения сепараторов подшипники необходимо заменить.
92. Для замены заднего подшипника первичного вала выпрессуйте его из картера коробки передач…
93. …и запрессуйте новый подшипник, прикладывая усилие к его наружному кольцу.
95. Если заменяли подшипники дифференциала, обязательно замените их наружные кольца, установленные в гнезда картеров коробки передач и сцепления, впрессовав их универсальным съемником и аккуратно запрессовав новые кольца через оправку из мягкого металла.
96. Проверьте плавность вращения заднего подшипника вторичного вала и плотность его посадки в гнездо задней крышки. При заедании подшипника или перекатывании шариков, а также при посадке в гнезде с зазором замените подшипник. Если и новый подшипник имеет посадку с зазором, замените заднюю крышку.
97. После выпрессовки подшипников (или их наружных колец) из картеров коробки передач и сцепления проверьте посадочные места под подшипники. На этих поверхностях не должно быть следов износа или повреждения. Если есть повреждения, замените картеры.
98. Осмотрите средний и передний подшипники вторичного вала. При заедании подшипников или перекатывании роликов замените подшипники (см. «Ремонт вторичного вала коробки передач»).
Внимание
Если заменили передний и средний подшипники вторичного вала, обязательно замените их наружные кольца, установленные в гнезда картера сцепления и держателя наружного кольца среднего подшипника, аналогично тому, как это делали для подшипников дифференциала (см. п. 95).
99. Игольчатые подшипники шестерен браслетного типа замените новыми независимо от их состояния.
Соберите коробку передач в последовательности, обратной разборке, с учетом следующего.
1. Перед установкой смазывайте все детали свежим трансмиссионным маслом.
2. Перед установкой задней крышки установите задний подшипник вторичного вала в гнездо крышки…
3. …наложите на него пластину…
4. …и закрепите пластину на крышке болтами.
5. При установке задней крышки на картер коробки передач, если уплотнительная прокладка повреждена или отсутствует, нанесите по всему периметру фланца картера коробки валик силиконового герметика.
6. При установке блокирующего кольца синхронизатора на конус соответствующей шестерни зазор между торцами кольца и зубчатого венца шестерни должен быть не менее 1 мм. В противном случае блокирующее кольцо необходимо заменить.
Механическая коробка передач выполнена по двухвальной схеме с пятью синхронизированными передачами переднего хода. Коробка передач и главная передача с дифференциалом имеют общий картер 13 (Рисунок 6.4) и 5 (Рисунок 6.5). К передней части картера коробки передач присоединен картер сцепления 14 (смотрите рисунок 6.4) и 3 (смотрите рисунок 6.5). На заднюю часть картера коробки передач установлена алюминиевая литая крышка 1 (смотрите рисунок 6.4) и 6 (смотрите рисунок 6.5).
На первичном валу 4 (смотрите рисунок 6.5) расположены вращающиеся на игольчатых подшипниках шестерни III, IV и V передач с синхронизаторами, установленными на шлицах вала, а ведущие шестерни I, II передач и заднего хода изготовлены за одно целое с первичным валом.
Вторичный вал 2 изготовлен вместе с ведущей шестерней главной передачи 1, кроме этого на валу установлены свободно вращающиеся на подшипниках скольжения ведомые шестерни I и II передач с синхронизатором, установленным на шлицах вала, и зафиксированные на шлицах вала ведомые шестерни III, IV и V передач.
Передачи переднего хода включаются осевым перемещением муфт синхронизатора I–II передач, установленного на вторичном валу, и синхронизаторов III–IV передач и V передачи, установленных на первичном валу. Механизм переключения передач расположен внутри картера коробки передач в его верхней части. Снаружи находится рычаг 4 (смотрите рисунок 6.4) выбора и переключения передач, соединенный промежуточной тягой 6 выбора передач с рычажным механизмом привода переключения передач, установленным на картере рулевого механизма.
Привод управления коробкой передач состоит из кулисы рычага переключения передач с шаровой опорой, установленной на основании кузова…
…системы тяг и рычагов, установленных на картере рулевого механизма, и механизма, установленного в картере коробки передач.
Главная передача выполнена в виде пары цилиндрических шестерен, подобранных по шуму. Крутящий момент передается от ведомой шестерни главной передачи на дифференциал и далее на приводы передних колес.
Дифференциал конический, двухсателлитный. Герметичность соединения полуосей 8 и 9 (смотрите рисунок 6.4) с шестернями дифференциала обеспечивается сальниками 7.
Особенность коробки передач автомобиля Чери Амулет — расположенный внутри картера коробки подшипник 8 (смотрите рисунок 6.5) выключения сцепления, воздействующий на подпятник диафрагменной пружины нажимного диска сцепления через шток 7, установленный внутри полого первичного вала 4.
Порядок замены масла в коробке передач описан в разд. 4 «Техническое обслуживание» (см. «Масло коробки передач и его замена»).
8. Далее нужно отстегнуть фиксатор шарнира промежуточной тяги с помощью отвертки.
9. И снять тягу с шарового пальца рычага.
10. Снимаем резиновую демпфирующую шайбу с пальца рычага. Если шайба сильно обжата или затвердевшая, ее следует заменить.
11. После этого снимаем защитный чехол штока поводка механизма переключения передач.
12. С помощью отвертки поддеваем край заглушки задней крышки.
13. Снимаем заглушку.
14. Дальше поддеваем край буфера рычага выключения сцепления с помощью отвертки.
15. Снимаем с рычага буфер.
16. Отводим вниз рычаг выключения сцепления и вытаскиваем подшипник.
17. Извлекаем шток выключения сцепления.
18. Следующим шагом выкручиваем 6 крепежных болтов задней крышки к картеру коробки передач.
19. Снимаем крышку.
Примечание. Разъем картера и крышки уплотняется паронитовой прокладкой. Если прокладка сильно обжата или порвана, ее следует заменить на новую, также допускается установка крышки на герметик.
20. Теперь необходимо ослабить затяжку резьбовой втулки крепления ступицы синхронизатора V передачи.
21. Выворачиваем втулку вместе с установленной на ней упорной шайбой из первичного вала.
22. Ослабляем затяжку упора включения передачи заднего хода.
Примечание. Чтобы отвернуть крышку механизма переключения передач, понадобится специальный ключ-шестигранник «на 27». Но если ключа нет, то можно во внутренний шестигранник крышки вложить высокую гайку «на 27», затем надеть на нее накидной ключ и таким способом вывернуть крышку.
25. Выворачиваем из картера коробки передач крышку.
26. Далее извлекаем нажимную пружину поводка механизма переключения передач из картера КПП.
27. Извлекаем поводок.
28. Теперь нужно сдвинуть стопорную пластину вилки со шлицев резьбовой втулки вилки включения V передачи, поддев ее с помощью двух отверток, как изображено на фото.
29. Удерживая стопорную пластину, вращаем по часовой стрелке резьбовую втулку, если смотреть сверху на втулку. Таким образом, вилка включения V передачи будет подниматься по втулке до тех пор, пока не сойдет с нее.
30. Дальше снимаем со штока вилку включения V передачи вместе с синхронизатором, стопорной пластиной и ведущей шестерней V передачи.
31. Разводим концы стопорного кольца ведомой шестерни V передачи.
32. После чего снимаем кольцо с хвостовика вторичного вала.
33. Спрессовываем со шлицев вторичного вала ведомую шестерню V передачи.
34. Снимаем ее.
35. Затем необходимо поддеть заглушку в полуоси с помощью отвертки.
36. И вытащить ее из гнезда полуоси.
37. Разводим концы стопорного кольца.
38. Снимаем кольцо с хвостовика полуосевой шестерни.
39. Также снимаем дистанционную шайбу.
40. Далее спрессовываем и снимаем с хвостовика полуосевой шестерни полуось.
Предупреждение. Полуось устанавливается на шлицах хвостовика полуосевой шестерни со большим натягом. Если не удается ее спрессовать подручными инструментами, можно воспользоваться универсальным съемником, в противном случае можно повредить подшипники дифференциала.
41. Таким же способом снимается вторая полуось.
42. После этого выкручиваем 4 болта крепежной пластины заднего подшипника первичного вала.
43. Выкручиваем 14 крепежных болтов картера сцепления к картеру КПП.
Примечание. 2 отмеченных болта внизу пунктирными стрелками на фото не видны, поскольку закрыты приливом картера механизма переключения передач.
44. Выкручиваем крепежный болт оси промежуточной шестерни заднего хода.
Примечание. На фото показано расположение крепежного болта оси промежуточной шестерни заднего хода на картере коробки передач.
45. Снимаем картер КПП.
Примечание. На картере сцепления остаются первичный и вторичный валы вместе с вилкой, поводками и штоком механизма переключения передач.
Предупреждение. Прилегающие поверхности картеров сцепления и КПП уплотняются паронитовой прокладкой. При обратной сборке коробки передач необходимо установить новую прокладку заводского производства, поскольку при установке прокладки другой толщины или если собирать соединения на герметике, то произойдет нарушение предварительного натяга подшипников дифференциала.
46. Дальше снимаем задний подшипник с хвостовика первичного вала.
49. Затем снимаем поводки вилки включения V передачи.
50. А также вилок включения I, II, III и IV передач.
51. И вилки включения I, II
52. III и IV передач.
53. Теперь приподнимаем ось промежуточной шестерни заднего хода, преодолевая сопротивление пружины фиксации вилки.
54. Выводим шестерню из зацепления с вилкой и снимаем ось вместе с шестерней.
55. После этого разводим концы стопорного кольца ведомой шестерни IV передачи.
56. Снимаем с вала кольцо.
57. Спрессовываем со шлицев вторичного вала ведомую шестерню IV передачи.
58. Снимаем ее.
59. Из подшипника в картере сцепления извлекаем шейку первичного вала и снимаем вал.
60. Выкручиваем крепежные болты кронштейнов вилки включения передачи заднего хода.
61. Затем снимаем кронштейны 1 и 4, вилку 2 и ее пружину фиксации 3.
62. Разводим концы стопорного кольца ведомой шестерни III передачи.
63. Снимаем кольцо с вторичного вала.
64. Также снимаем ведомые шестерни III передачи.
65. И II передачи.
66. Осторожно разводим сепаратор игольчатого подшипника ведомой шестерни II передачи.
67. Снимаем подшипник с вторичного вала.
68. Снимаем распорную втулку.
69. Дальше необходимо со шлицев вторичного вала снять муфту синхронизатора I и II передач в сборе с блокирующими кольцами II передачи.
70. С ведомой шестерни I передачи снимаем блокирующее кольцо.
71. Снимаем шестерню I передачи с подшипника на вторичном валу.
72. Снимаем игольчатый подшипник ведомой шестерни I передачи с вторичного вала.
73. Снимаем кольцо фиксации подшипника.
74. Затем выкручиваем 4 крепежных болта к картеру сцепления держателя наружного кольца среднего подшипника вторичного вала.
75. Снимаем держатель.
76. Вытаскиваем хвостовик вторичного вала из картера сцепления и снимаем вал вместе со средним и передним подшипниками.
77. После этого извлекаем дифференциал в сборе из картера сцепления.
78. Если планируете проводить осмотром и дефектовку, необходимо хорошенько промыть и просушить детали коробки передач.
КПП собирается в обратной последовательности, с учетом таких пунктов:
1. Перед тем, как установить все детали, их нужно смазать свежим трансмиссионным маслом.
2. Перед тем, как установить заднюю крышку, в гнездо крышки устанавливаем задний подшипник вторичного вала.
3. Накладываем на него пластину.
4. После чего закрепляем пластину болтами на крышке.
5. Если при установке задней крышки на картер коробки выявлено повреждение или отсутствие уплотнительной прокладки, наносим валик силиконового герметика по всему периметру фланца картера КПП.
6. Устанавливая блокирующее кольцо синхронизатора на конус соответствующей шестерни, зазор между торцами зубчатого венца шестерни и кольца должен быть как минимум 1 мм. Иначе блокирующее кольцо подлежит замене.
Инструменты:
ключи 10, 13, 22, 24, 27,
ключ TORX M12,
ключ-шестигранник на 5,
съемник стопорных колец,
две отвертки с плоским лезвием,
универсальный съемник, оправки для запрессовки сальников и подшипников,