Как делается регулировка клапанов Рено Логан своими руками
Регулировка клапанов Рено Логан 1.4 и 1.6 под газ и бензин на 8 Кл. двигателе своими силами не такая трудная задача и выполнима…
Здравствуйте, посетитель блога Aauhadullin.ru. Давайте сегодня с вами узнаем, как происходит регулировка клапанов на Рено Логан 1.4 8 клапанов. У меня вторая машина этой модели и все работы по техобслуживанию ремонту своей железной лошадки произвожу сам, так как этим любимым делом занимался с детства, начинал с велосипеда, затем мопед и мотоцикл имел. Имея техническое образование, мне всё эта возня с техникой по душе.
Приступим к делу…
Так как метал, при нагревании меняет свой первоначальный размер, для компенсации теплового расширения клапана задаётся зазор между торцом стержня и регулировочным болтом, завёрнутом в одном из плеч коромысла привода. При большом зазоре открытие будет небольшим, а при маленьком зазоре не будет полностью закрываться.
К чему все эти несоответствия размеров ведут гадать не надо.
При недопустимом минимальном зазоре двигатель, работая неровно, теряет мощность из-за меньшей компрессии в цилиндрах, результат плачевный сёдла обгорают, так как клапан не полностью садится в седло и не успевает охладиться. Зазор необходимо измерять на холодном двигателе. Охлаждаем мотор обычным домашним вентилятором от розетки на 220 вольт. Если электрического тока нет рядом, оставляем машину на ночь, чтобы двигатель до утра хорошенько остыл, а на следующий день утром не спеша приступаем к процессу регулировке клапанов.
Необходимые при работе инструменты:
- Ключ трубчатый на «10»
- Пассатижи
- Набор плоских щупов
- Отвёртка фигурная среднего размера
- Ключ рожковый на «13»
Зазор между торцами стержня клапанов и регулировочного болта коромысла, когда поршень находится ВМТ, выставляем для впускных 0,10-0,15 мм для выпускных. 0,25-0,30 мм. На своей машине работающим на газу (пропане) выставляю зазор на впускных ровно 0,15 мм, выпускных ровно 0,30 мм. Двигатель, работая на газовом оборудовании за счёт газа (пропана) при нагрузках, быстрее сажает седло под клапана уменьшая щель между торцом стержня и болтом регулировки, поэтому сам регулирую через 25-30 тысяч километров пробежки. Если ездите на бензине, то через 60 тысяч километров пробега будет неплохо для движка выставить зазоры.
При полной замене клапанов новыми первоначально нужно установить меньший зазор равный 0,20-0,25 мм для, выпускных клапанов.
Перед регулировкой клапанов двигателя автомобиля необходимо проверить натяжения ремня газораспределительного механизма «ГРМ», если он расслаблен или перетянут, производим регулировку натяжения ремня.
Начинаем пошаговую регулировку клапанов газораспределительного механизма (ГРМ) на восьми клапанном двигателе Renault…
- Снимем корпус воздушного фильтра при помощи фигурной отвёртки также трубчатого ключа на «10». Сильно запылённый фильтр продуваем сжатым воздухом или меняем новым. Лично сам меняю воздушный фильтр через двадцать тысяч километров для надёжности, хотя положено менять по книжке через тридцать.
- Снимаем аккуратно крышку головки блока цилиндров.
- Устанавливаем поршень первого цилиндра в положение верхней мёртвой точки (ВМТ) такта сжатия. Первый цилиндр находится со стороны маховика. В таком положении оба клапана первого цилиндра будут закрыты, а зазоры между торцами клапанов и регулировочных винтов будут максимальны.
- Ослабим контргайку регулировочного болта одного из коромысла, зажимаем болт пассатижами от проворачивания. Вставляем щуп в щель между торцом клапана и регулировочного винта.
- Удерживая от проворачивания контргайку, болт регулировочный затягиваем пассатижами до момента, когда щуп в зазоре можно перемещать с небольшим усилием.
- Далее удерживая регулировочный болт, затяни контргайку, ещё раз проверь зазор. Если щуп зажат или болтается, повторяем регулировку до тех пор пока не получим необходимый результат, когда щуп движется с небольшим усилием.
- Также регулируем зазор для второго клапана в первом цилиндре.
- Затем поворачиваем коленвал ровно вполоборота, регулируем зазоры в третьем цилиндре таким же образом как в первом.
- Затем поворачиваем коленчатый вал ровно вполоборота, установив поршень четвёртого, а потом через пол-оборота коленвала второго цилиндра в положение верхней мёртвой точки (ВМТ) в такте сжатия горючей смеси регулируем остальные клапана.
- Устанавливаем крышку ГРМ, также корпус фильтра в обратном порядке. Если прокладка крышки пропускает масло или идёт испарение из него, то меняем ее новым.
Порядок цилиндров справа налево:
Порядок цилиндровВыход брони проводов к свечам первого, второго, третьего и четвёртого цилиндра:
Выход на первый и второй цилиндр броне проводовВыход на третий и четвёртый цилиндр брони проводовРегулировочные щупы:
1-щуп для впускных на бензине и газу; 2-щуп для выпускных работающих на газу; 3-щуп для выпускных работающих двигателей на бензине.Клапана впуска газовой смеси и выпуска отработавших газов:
4-Клап. Впуска; 4-Клап. ВыпускаСм. видео
Рекомендуется мастерами РемонтРено простой метод регулировки клапанов
Положение меток, когда поршень в первом цилиндре находится (ВМТ) в такте сжатия, автор видео Андрей Ф
Как я сам регулировал клапана
Порядок расположения свечей посмотрите на видеозаписи
Вы так же можете ознакомиться с другими материалами:
Третий Логан с коробкой АКПП автомат
Уплотнители дверей от Калины ВАЗ-1118 на Логан
Замена ремня ГРМ, двигатель K7J, K7M 8V
Комментарии по регулировке клапанного механизма (Drive2. ru)
Замена задних тормозных колодок Логан, Сандеро
Инструкция по регулировке клапанов Рено Логан 1.6 и 1.4
Главная » Двигатель
Автор Павел Александрович Белоусов На чтение 7 мин. Просмотров 2.3k.
Содержание
- Периодичность регулировочных мероприятий
- Зачем регулировать клапана и каким должен быть зазор
- Инструкция (фотоотчет) по регулировке клапанов на Renault Logan
- Порядок регулировки клапанов
- Видео: Регулировка клапанов на Рено Логан, Логан2, Симбол, Кангу, 8V
Автомобили Renault Logan комплектуются силовыми агрегатами двух типов:
- 16-клапанным 1.6 л К4М;
- 8-клапанными 1.4 л K7J и 1.6 л. K7M.
Первый относится к серии DOHC 16V и не требует регулировки, поскольку в его механизме газораспределения используются гидрокомпенсаторы. Что же касается 8-клапанных 1.4 л двигателей, то они построены по схеме SOHC-8V, а это значит, что время от времени придётся контролировать зазоры в приводе клапанов и регулировать их.
Периодичность регулировочных мероприятий
По рекомендациям производителя регулировать зазоры между рычагами и стержнями клапанов следует через каждые 80 тысяч пробега авто. Как показывает практика, заниматься обслуживанием двигателя приходится гораздо раньше – как только цифры на спидометре пройдут отметку в 60 тыс. км. Если же вы эксплуатируете Рено Логан с газобаллонным оборудованием, то периодичность регулировки уменьшается вдвое. Через каждые 30 тыс. км придётся заезжать на сервис и тратить время и деньги. Или же заниматься этим самостоятельно – процедура регулировки проста и под силу даже начинающим автолюбителям.
Зачем регулировать клапана и каким должен быть зазор
Автомобильный двигатель работает в сложном тепловом режиме, поэтому его детали подвержены температурному расширению. Наличие зазора между стержнем клапана и рычагом (коромыслом ) позволяет компенсировать изменение линейных размеров. При этом он не должен быть слишком большим, иначе клапан не будет полностью открываться. Цилиндры будут хуже наполняться горючей смесью, а отработанные газы не смогут вовремя покинуть камеру сгорания. В итоге двигатель не развивает полную мощность, а потребление топлива растёт.
При недостаточном зазоре клапан не закроется, что опять же влечёт за собой потерю мощности, неустойчивую работу силового агрегата и увеличенный расход бензина. И если для впускных клапанов подобная неприятность не влечёт неприятных последствий, то работающие в более сложных условиях выпускные клапаны и их сёдла подвергаются катастрофически быстрому износу.
По рекомендациям производителя зазор для впускных клапанов (они находятся со стороны воздушного коллектора) составляет 0.1-0.15 мм, а для выпускных – 0.25 — 0.3 мм. Если же процедура проводится после замены деталей газораспределительного механизма, то для новых выпускных клапанов оставляют зазор 0.2-0.25 мм. После того как их тарелки приработаются к сёдлам, параметры придут в норму.
Инструкция (фотоотчет) по регулировке клапанов на Renault Logan
Приступая к техническому обслуживанию двигателя, обязательно проверьте и отрегулируйте натяжение ремня ГРМ. Напоминаем, что проверку и выставление зазоров проводят только на холодном двигателе. В противном случае параметры завышаются, из-за чего вы получите неприятный стук и будете вынуждены всё переделывать.
В работе вам понадобятся:
- набор плоских щупов;
- рожковый ключ «на 13»;
- трубчатый ключ или головка на «10»;
- отвёртка;
- плоскогубцы;
- домкрат.
Порядок регулировки клапанов
- Демонтируют корпус воздушного фильтра. Для этого отсоедините гофрированный патрубок воздуховода и вывернете 4 винта крепления.
- Раскачивая узел фильтрующего элемента вправо-влево, снимите его с места и приподнимите со стороны правого колеса (здесь и далее используется принятая в качестве стандарта ориентация по ходу движения автомобиля). Просунув руку в образовавшийся проём, освободите от держателей пластиковую трубку адсорбера. Там же снимите шланг сапуна с штуцера, расположенного на крышке клапанов. После этого корпус воздухофильтра отложите в сторону.
- Снимите наконечники высоковольтных проводов со свечей, отсоедините разъём модуля зажигания и тонкий шланг вентиляции картера . Далее отведите в сторону шланг адсорбера и жгут проводов, который находится у правого торца клапанной крышки.
- Получив доступ к верхней части силового агрегата, следует тщательно продуть все места сжатым воздухом. В дальнейшем это не позволит пыли и мусору попасть к открытому механизму газораспределения.
- При помощи трубчатого ключа открутите крышку клапанного механизма и снимите её с двигателя. Если есть необходимость, то установленные на ней детали демонтируют, а деталь промывают.
- Установив автомобиль на стояночный тормоз, включите пятую передачу. После этого при помощи домкрата вывешивают правое переднее колесо. Такой приём позволит вращать распределительный вал во время регулировочных мероприятий.
- Зазоры впускных и выпускных клапанов двигателя регулируются по одной и той же схеме, поэтому рассмотрим особенности этого процесса на примере 4-го цилиндра.
Первое – это обеспечьте максимальный зазор между регулировочным болтом и стержнем клапана. Медленно проворачивая вывешенное колесо, контролируйте момент, когда кулачок распределительного вала удалится от рабочей части рычага (рокера) на максимальное расстояние. - Проверьте зазор между регулировочным болтом рычага газораспределительного механизма и торцевой частью клапана. Для этого в место их контакта введите щуп нужной толщины. Напоминаем, что для впускных клапанов производитель рекомендует зазор 0.1-0.15 мм, а для выпускных – 0.25-0.30 мм. Входящий без усилий инструмент является свидетельством увеличенного зазора – из-за него при работе двигателя как раз и слышится неприятный стук. Если же щуп входит с трудом или же не входит, то это говорит о том, что зазор слишком мал – клапан «зажат». И, наконец, небольшой натяг в месте контакта щупа с плоскостью рокера с одной стороны и торцом клапанного стержня с другой, является нормой – зазор отрегулирован правильно.
- Выяснив с помощью щупа о нарушении рекомендуемых заводом-изготовителем параметров, приступайте к регулировке. Для этого накидным или рожковым ключом «на 13» полностью отпускают контргайку регулировочного болта .
- В случае если пробег автомобиля составляет 150-200 тыс. км, проведите ревизию сопрягающихся деталей. Для этого болт выверните и осмотрите торцевую часть. При наличии выработки замените его, поскольку зазор в этом случае отрегулировать не удастся. Кроме того, осмотрите резьбу на деталях регулировочного узла и сделайте выводы об их пригодности для дальнейшего использования.
- Удерживая контргайку от проворачивания, болт вращайте в нужную сторону. Удобнее всего это делать специальным инструментом, но при отсутствии такового воспользуйтесь и пассатижами. В коромысле нарезана правая резьба, поэтому чтобы увеличить зазор, винт поворачивайте влево, а чтобы уменьшить – по ходу часовой стрелки.
- Добившись такого положения деталей клапанного механизма, при котором щуп можно двигать с небольшим усилием, контргайку зажмите. Делать это надо осторожно, удерживая от проворачивания сам регулировочный винт. Обязательно учтите, что при финишной затяжке болт на сотые доли миллиметра поднимается вверх, поэтому лучше сделать небольшую поправку.
- Удалив щуп, несколько раз нажмите на коромысло. После этого точность регулировки проверьте ещё раз.
- Периодически проворачивая распределительный вал путём вращения вывешенного колеса, проверьте и при необходимости отрегулируйте другие клапаны.
- Приступая к сборке, осмотрите прокладку клапанной крышки. Сильно обжатую деталь замените новой. При этом лучше использовать уплотнительные элементы из металла – бумажные прокладки зарекомендовали себя не самым лучшим образом.
- Верните на место крышку клапанного механизма.Установив болты и ввернув их руками на максимальную глубину, приступайте к фиксации. Как и на других подобных деталях, затяжку ведут в несколько подходов, по крестообразной схеме от центра к периферии. Лучше контролировать усилие по динамометрическому ключу – это обеспечит надёжное крепление и сохранность резьбы.
- Уложите на место снятый ранее жгут проводов и трубку адсорбера. После этого к клапанной крышке подсоедините шланг от впускного коллектора (тонкий сапун) и установите модуль зажигания, если он снимался для её чистки.
- Верните на место корпус воздушного фильтра и прикрепите к нему патрубок вентиляции картера и гофрированный шланг воздуховода. После этого приступайте к пробному пуску.
После запуска двигателя в его работе не должно наблюдаться никаких посторонних шумов и стуков. Ровная работа на различных рабочих режимах и отсутствие вибрации на оборотах холостого хода свидетельствуют о том, что регулировка выполнена правильно.
Видео: Регулировка клапанов на Рено Логан, Логан2, Симбол, Кангу, 8V
Печать
Реставратор для пластика и кожи 5 минут и салон авто как новый. | 1490 р. | |||
Набор для ремонта стекла Ремонт стекла авто своими руками. | 1690 р. | |||
Зеркало видеорегистратор Vehicle Blackbox DVR видеорегистратор + зеркало заднего вида + камера заднего вида | 1990 р. | |||
Зеркало — бортовой компьютер 12в1 — видеорегистратор, GPS-навигатор, | 1990 р. | |||
Авточехлы из экокожи Салон будет как новый! | 3990 р. |
Регулировка клапанов «Рено Логан» (1.6, 8 клапанов) своими руками. Порядок регулировки клапанов на «Рено Логан»
Владельцы автомобилей «Рено Логан» по истечении гарантийного срока сталкиваются с необходимостью самостоятельного обслуживания своих автомобилей. Одной из необходимых процедур является регулировка клапанов. «Рено Логан» устроен достаточно просто. Так что, вы можете сделать эту процедуру самостоятельно и не тратить деньги на СТО. Схема регулировки зазоров клапанов достаточно проста и доступна даже тем, кто никогда не имел опыта в этом деле.
Данные автомобили представлены на рынке в модификациях с двигателями 1,4 и 1,6 л. Есть две версии 1,6-литровых двигателей. Предлагаются 8-клапанная и 16-клапанная модели. На шестнадцатиклапанном агрегате ручная регулировка зазоров не предусмотрена. Для этого в конструкции предусмотрены гидрокомпенсаторы. А вот на восьмиклапаннике регулировка зазоров осуществляется вручную. Давайте посмотрим, как это делается.
Назначение и функции
Впускные и выпускные клапаны являются одними из важнейших частей ДВС. Благодаря им горючее топливо поступает в камеры сгорания, а продукты сгорания выходят из системы выпуска. Большую часть рабочего цикла клапан закрыт. Вскрытие происходит за достаточно короткое время. К этим элементам сейчас предъявляются определенные требования. Клапаны не должны мешать выходу продуктов сгорания. В открытом состоянии выполняют свои задачи с минимальной силой трения, четко выполняют свою функцию, срабатывают в определенный момент. Также клапан должен иметь строго определенный зазор. Это препятствует выходу газов из камеры в момент воспламенения смеси.
Зачем регулировать?
Для начала выясним, зачем нужно регулировать клапана. «Рено Логан» имеет собственный компенсирующий зазор клапанов. Это заданное расстояние между регулировочным болтом и приводным валом. Специалисты «Рено» предусматривают определенные зазоры. Также они позволяют компенсировать расширение металлических деталей при их нагреве.
При несвоевременной регулировке и неправильных зазорах есть риск ускоренного износа деталей и узлов двигателя. При слишком высоких параметрах снижается мощность и другие характеристики силового агрегата. Камера сгорания не может быть полностью заполнена топливной смесью до нужной степени. Небольшой зазор приводит к потерям полноты сгорания горючей смеси. В этом случае будет низкая компрессия. Также есть риск прогорания седел клапанов и образования нагара.
Если эксплуатировать автомобиль с неустраненными зазорами, это приведет к серьезным неисправностям в системе газораспределения. Как следствие, дорогой ремонт.
Периодичность операции
Как часто следует регулировать зазор клапана? «Рено Логан» по регламенту и рекомендациям производителя подлежит регулировке каждые 80-100 тыс. км. Однако на самом деле эти цифры гораздо ниже. Для того, чтобы быть уверенным в этом городском автомобиле, приходится выжимать всю мощность и крутящий момент, на которые способен этот агрегат. Эта операция не проходит бесследно для мотора. Таким образом, детали поршневой группы интенсивно изнашиваются.
В российских реалиях данную операцию следует проводить не реже, чем каждые 60 000 км. Двигатель сообщит владельцу о необходимости регулировки. При работающем двигателе будет отчетливо слышен характерный стук на холостых оборотах.
Нормы зазоров для двигателей «Рено Логан»
Французский автопроизводитель рекомендует для каждого впускного клапана устанавливать зазор от 0,1 до 0,15 мм. Для градуировки показатели составляют от 0,25 до 0,3 мм. Если все клапаны были заменены, то необходимо установить зазоры внахлестку. Они должны быть от 0,20 мм до 0,25 мм.
Необходимые инструменты
Для выполнения этой операции нам понадобится стандартный набор инструментов. Нужны пассатижи, набор мерных щупов, ключи от машины — на 13 и 10, а также отвертка.
Как регулировать клапана: подготовка к операции
Итак, регулировка клапанов («Рено Логан» 2004 г. в. включительно) всегда проводится только на холодном моторе. Перед выполнением операции рекомендуется подтянуть ремень ГРМ, если он ослаблен.
Порядок выполнения операции
Регулировка клапанов «Рено Логан» своими руками начинается со снятия крышки ГБЦ. Необходимо иметь набор инструментов. Первое, что нужно сделать, это открутить болты, которые держат воздушный фильтр. Всего их четыре. Далее демонтируется Г-образный патрубок, идущий от фильтра к клапанной крышке. Затем снимите корпус воздушного фильтра. Следующим шагом является отсоединение проводов свечей зажигания, а также снятие клапанной крышки. Последний держится на восьми болтах.
После этого поднимите переднюю часть автомобиля со стороны водителя и включите четвертую передачу на коробке передач. Поднятое колесо крутят до тех пор, пока на шестерне распредвала не появится буква F. Необходимо наблюдать за клапаном первого цилиндра. Буква появится практически сразу, как только клапан начнет двигаться. При этом за один полный оборот автомобильного колеса распределительный вал также совершает один оборот.
Затем измеряются зазоры для первого цилиндра. Ослабьте контргайку, и болт зажимается пассатижами. Для измерения зазоров используются специальные калибры. После установки необходимого расстояния закручиваются болты регулировки клапанов на Рено Логан. Далее рекомендуется еще раз проверить параметр щупом. Последний в зазоре должен двигаться только при приложении к нему определенного усилия. Та же операция выполняется для третьего цилиндра. Если провернуть коленвал на пол-оборота, то можно отрегулировать зазоры на четвертом цилиндре. Потом на второй. Далее вал нужно провернуть на полный оборот и снова проверить каждый зазор. Если все в порядке, двигатель можно собирать.
Не нарушайте данный порядок регулировки клапанов на Renault Logan. При обслуживании автомобиля всегда действуйте согласно инструкции производителя.
«Рено Логан» и ГБО
Что касается автомобилей, двигатели которых работают на газу, то здесь мнения автовладельцев и производителей газобаллонной техники расходятся. Производители современной техники класса Евро-4 утверждают, что с этими установками на автомобиле Рено Логан не требуется регулировка клапанов на газ, так как форсунки точные и современные. Вся работа системы контролируется электроникой. Автовладельцы утверждают, что регулировать зазоры необходимо, и делать эту операцию нужно чаще. Так, многие выполняют тюнинг каждые 20-30 тысяч километров. Что касается зазоров, то для впуска считается нормой 0,15 мм. Для градуировок — 0,30 мм. Напомним, что эти параметры подходят для пропан-бутана.
Полезные советы
Чтобы легко и просто поставить поршень первого цилиндра в ВМТ, сначала на глаз выставляется распредвал. Затем его поворачивают таким образом, чтобы две пятки коромысел, на которых производится регулировка клапанов, могли упираться затылочной частью в кулачки вала.
Процесс настройки может быть значительно упрощен. После снятия крышки со стороны маховика на конце распределительного вала вы найдете метку в квадратной части. Пятно от эмали будет смотреть вверх, если поршень в первом цилиндре установить в верхнюю мертвую точку. Для перемещения вала автовладельцы советуют включать не четвертую, а пятую передачу. После того, как регулировка клапанов первого цилиндра завершена, приступаем к выпускному клапану четвертого цилиндра. Подвешенное колесо вращается дальше и регулирует зазор. Как регулируются клапана? «Рено Логан» настроен на второй цилиндр. Процедура аналогична операциям на первом. По какой схеме регулируется клапан? «Рено Логан» настраивается по следующему алгоритму — 1-4-2-3. Каждая цифра является серийным номером цилиндра.
Заключение
Так регулируются клапана. «Рено Логан» (1,6, 8 клапанов) можно обслуживать самостоятельно. На самом деле эта операция действительно проста, и ее может выполнить автомобилист любого уровня – как начинающий, так и опытный. Кроме того, саморегулирование является хорошим способом сэкономить деньги. Ведь на СТО за эту услугу берут немалую сумму.
что это такое, зачем это нужно и что будет если этого не сделать — BKB cars.
com.auЕсли вы стали свидетелем сцены, когда опытный автомобилист открыл капот автомобиля (вашего или свой), некоторое время слушал звук двигателя, а потом многозначительно сказал фразу «клапана надо отрегулировать», но для вас его слова были не яснее звука двигателя, который он слушал, то сегодня мы постараемся восполнить этот пробел. Что такое регулировка клапанов, зачем она нужна, когда ее делать и что будет, если ее не делать вообще? И почему на многих автомобилях вообще не нужна регулировка клапанов? Давай выясним.
ЧТО ТАКОЕ РЕГУЛИРОВКА КЛАПАНА?
Работа обычного поршневого двигателя заключается в подаче топливно-воздушной смеси в цилиндры и отводе выхлопных газов. Обе функции выполняют клапаны – соответственно впускной и выпускной, попеременно открывающиеся в нужный момент для наполнения и опорожнения цилиндра. Они управляются распределительным валом со специальными кулачками, воздействующими на верхнюю часть клапана, открывая его в цилиндр. Существует несколько конструкций приводного механизма – распределительный вал может воздействовать на клапаны практически напрямую, нажимая кулачком на толкатели, или, например, через специальные коромысла, толкая один их конец, а другой давит на клапан. В любом случае, однако, есть интересная конструктивная особенность: тепловой зазор между кулачком распределительного вала и частью клапанного механизма, которая открывает клапан. Ведь рабочая температура деталей двигателя, особенно клапанного механизма и самих клапанов, очень высока, и при нагреве металл имеет свойство расширяться, что приводит, в частности, к удлинению клапана. Именно для компенсации этого расширения и нужен тепловой зазор, и регулировка этого зазора называется «регулировка клапана».
Да, с логической точки зрения формулировка «регулировка клапанов» не совсем верна. Клапан закрыт в нормальных условиях, когда он не прижат кулачком распределительного вала: тарелка клапана плотно прижата пружиной к седлу в головке блока цилиндров, а надлежащая герметичность обеспечивается фасками на обоих элементах. Соответственно, здесь не требуется регулировка клапана – но тепловой зазор должен быть правильным. То есть правильнее говорить не «регулировка клапана», а «регулировка теплового зазора привода клапана».
ЗАЧЕМ НУЖНА РЕГУЛИРОВКА КЛАПАНОВ?
Если представить комбинацию «клапан – толкатель – распределительный вал» без теплового люфта – то есть плотно примыкающие друг к другу при неработающем двигателе, то легко понять, что при выходе на рабочую температуру на удлиненном клапана, «тянущегося пружиной из цилиндра» в сторону распределительного вала, из-за теплового расширения этот самый распределительный вал будет постоянно прижиматься, что приводит к небольшому сжатию пружины и неплотному закрытию клапана. То есть при достижении рабочей температуры клапан фактически перестанет полноценно выполнять одну из своих функций: плотно закрываться, герметизировать камеру сгорания и изолировать ее от впускного или выпускного тракта.
«Это может произойти, например, из-за износа седел клапанов и тарелок клапанов. Соответственно, в этом случае необходима регулировка клапана для обеспечения необходимого теплового зазора, обеспечивающего полное закрытие клапана».
ЧТО ПРОИСХОДИТ, ЕСЛИ КЛАПАНЫ НЕ ОТРЕГУЛИРОВАТЬ?
Несвоевременная регулировка клапанов приведет к изменению теплового зазора. Как мы узнали, как увеличение, так и уменьшение теплового зазора негативно влияет на срок службы и производительность двигателя. Уменьшенный зазор означает неполное закрытие клапана, что приводит к ряду последствий. Негерметичная камера сгорания из-за приоткрытого клапана приводит к падению компрессии и выбросу горячих газов во впускной или выпускной тракт (в зависимости от того, приоткрыт впускной или выпускной клапан).
Кроме того, стоит отметить значительно повышенную тепловую нагрузку на арматуру. Ведь плотный контакт закрытого клапана с седлом является одним из важных условий его охлаждения, а при неплотном прилегании клапана к седлу охлаждение заметно ухудшается. Особенно это касается выпускных клапанов: впускные клапаны дополнительно охлаждаются топливно-воздушной смесью, поступающей в цилиндры, а выпускные клапаны обеспечивают отработавшим газам чрезвычайно высокую температуру, и для них охлаждение в зоне контакта с седлом имеет решающее значение. В крайних случаях плохое охлаждение клапана из-за малого теплового зазора может привести к его перегреву и разрушению — так называемому прогару. Кроме того, выброс горящей топливно-воздушной смеси в выпускной тракт увеличивает нагрузку на каталитический нейтрализатор (а при его разрушении абразивная пыль может повредить и цилиндры).
Последствия увеличения теплового зазора несколько иные. Как было сказано выше, это приводит к удару распределительного вала о клапанный механизм, что негативно сказывается на сроке его службы, а также к несвоевременному и неполному открытию клапанов. Ухудшение наполнения цилиндров топливно-воздушной смесью в данном случае означает нарушение фаз газораспределения и снижение мощности двигателя: то есть он будет хуже тянуть.
«Величина теплового зазора определяется производителем двигателя для конкретного двигателя: если в конструкции двигателя предусмотрена регулировка клапанов, значения обычно указываются в руководстве по эксплуатации».
В целом величина теплового зазора конечно очень маленькая, это десятые доли миллиметра – примерно 0,1-0,4 мм. Обычно его определяют набором щупов с шагом 0,05 мм и меньше, то есть соблюдается точность до сотых. Стоит отметить, что тепловой зазор у впускных и выпускных клапанов разный: как мы уже знаем, выпускные клапана нагреваются сильнее – а значит больше увеличиваются в размерах и требуют большего теплового зазора.
На практике вам нужно знать только конкретные значения теплового зазора для регулировки — то есть, если вы не делаете это самостоятельно, эти цифры вам не очень полезны.
КАК УЗНАТЬ, ЧТО НАДО РЕГУЛИРОВАТЬ КЛАПАНЫ
Периодичность регулировки клапанов, если она предусмотрена конструкцией двигателя, указана в руководстве по эксплуатации автомобиля. В целом эта процедура выполняется не так часто – обычно это каждые 50-80 тысяч километров пробега. Впрочем, и более частая проверка не повредит – особенно если автомобиль оснащен газовым оборудованием, так как газовое топливо увеличивает тепловую нагрузку на двигатель.
«Второй способ определить, требуется ли регулировка клапанов, — это характерный звук: стук или постукивание при работающем двигателе, которые не исчезают при прогреве».
Ну а если автомобиль приобретается не новым, а пробег у него уже немалый, регулировка термозазора лишней не будет – нужно только выяснить, предусмотрена ли она конструкцией.
КАК РЕГУЛИРОВАТЬ КЛАПАНЫ?
Существует несколько вариантов конструкции для регулировки теплового зазора. Например, одним из вариантов является подбор шайб нужной толщины, которые вставляются между толкателем клапана и кулачком распределительного вала. Для регулировки зазора его сначала измеряют с имеющейся шайбой, а затем при необходимости шайбу заменяют другой большей или меньшей толщины. Альтернативным вариантом подобной конструкции является подбор не регулировочных шайб нужной толщины, а самих толкателей с нужными параметрами.
«Другая вариация — регулировка теплового зазора с помощью винтового механизма. В этом случае ничего регулировать не нужно: зазор измеряют щупом, а затем, при необходимости, регулируют, ввинчивая или выкручивая регулировочный болт, который затем фиксируется контргайками».
Этот способ регулировки мы демонстрировали в отдельном материале на примере Renault Logan.
ПОЧЕМУ НА НЕКОТОРЫХ ДВИГАТЕЛЯХ НЕ ТРЕБУЕТСЯ РЕГУЛИРОВКА КЛАПАНОВ?
Повторное уточнение, что регулировка клапанов должна быть предусмотрена конструкцией двигателя, очень важно: на самом деле многие двигатели не требуют этой процедуры. Это зависит от того, оборудован ли двигатель гидрокомпенсаторами: это устройства, предназначенные для автоматической регулировки теплового зазора. Они работают за счет поступающего в них масла из двигателя (поэтому, собственно, и называются «гидрокомпенсаторами») и полностью исключают необходимость периодической ручной регулировки клапанов. Сами они, разумеется, тоже не вечны – о необходимости их проверки и замены свидетельствует все тот же покалывание, не исчезающий вскоре после пуска, а иногда и после прогрева двигателя.