Течет помпа системы охлаждения двигателя ВАЗ 21083, причины
Течь помпы (насоса охлаждающей жидкость) не редкость для карбюраторного двигателя 21083 (1,5 л) автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099. А так же для двигателей ВАЗ аналогичных ему (например, 2108, 21081, 2111).
Считается, что срок службы помпы его системы охлаждения в среднем 100 тысяч км. После чего ее нужно заменить, чтобы избежать риска утечки охлаждающей жидкости (ОЖ) или заклинивания подшипника.
Но не всегда она доживает до этого срока. Часто течь антифриза или тосола через помпу начинается уже через 20-30 тысяч км пробега.
Разберемся с причинами этой неисправности чтобы знать что стоит предпринять заранее для предотвращения ее появления, можно ли ездить на машине когда течет помпа и какие существуют способы самостоятельного устранения этой проблемы.
Признаки неисправности «течет помпа»
— При визуальном осмотре можно обнаружить сырость, запотевание и даже капли влаги на ее корпусе и поддоне двигателя со стороны помпы. В большинстве случаев удается заметить сырость именно на поддоне, так как для доступа к корпусу насоса и проведения его осмотра нужно снимать крышку привода ГРМ. Уровень жидкости в расширительном бачке практически не падает. Если и приходится доливать ОЖ, то не часто.
Дренажное отверстие в нижней части корпуса помпы для аварийного вытекания тосола (антифриза) в случае повреждения ее сальника — сигнал для водителя, что ей пришел конец— Следующая стадия (и чаще всего последняя) выхода из строя помпы — заметная течь тосола (антифриза) под нее и дальше на поддон двигателя. Под автомобилем могут образовываться пятна и даже лужи из охлаждающей жидкости. Уровень в расширительном бачке постоянно падает и приходится все время доливать ОЖ. Обычно на этой стадии большинство водителей начинают замечают неисправность и принимают меры к ее устранению.
Подробно о признаках неисправности помпы двигателя 21083 смотри «Признаки (симптомы) неисправности помпы двигателя».
Причины неисправности «Течет помпа (насос) системы охлаждения двигателя ВАЗ 21083»
1.
Износился (стерся) сальник на валу помпы.Для обеспечения герметичности помпы со стороны крыльчатки в корпус запрессован сальник, предотвращающий утечку ОЖ. Уплотнительное кольцо сальника изготовлено из графитовой композиции.
Со временем сальник стирается и в дренажное отверстие в нижней части корпуса помпы начинает подтекать охлаждающая жидкость. Ускорить этот процесс может слишком сильно натянутый ремень привод ГРМ двигателя, применение некачественного антифиза (тосола), механическое воздействие (удар).
2. Вышел из строя подшипник вала помпы.
В подшипнике со временем появляется выработка и люфт. Вал помпы начинает «бить» все сильнее и сильнее. В таком случае, на определенном этапе, сальник уже не может плотно прилегать к нему и охлаждающая жидкость начинает течь.
Часто, в таком случае, подтекание ОЖ сопровождается гулом и шумом от вышедшего из строя подшипника вала помпы. На ранних стадиях разрушения помпы он не заметен, но со временем начинает быть заметен. Для уточнения, что гудит помпа или генератор, можно снять ремень привода генератора и запустить двигатель. Если шум остался, помпа неисправна. Либо, с усилием, покачать рукой шкив помпы. При неисправном подшипнике рука ощутит люфт.
3. Не герметична прокладка под помпу.
На корпусе помпы установлено резиновое кольцо, которое уплотняет ее соединение с двигателем автомобиля. В случае ее повреждения (например, при неаккуратном ремонте), либо если гайки крепления помпы к двигателю не до конца затянуты, возможно подтекание охлаждающей жидкости под помпу и появление признаков описанных выше.
Что делать если потекла помпа?
Водяной насос можно отремонтировать, спрессовав крыльчатку, шкив, вывернув стопорный болт подшипника. Чаще всего меняется подшипник и сальник. Но, проще сэкономить время и трудозатраты, и заменить неисправную помпу целиком, так как стоит она не так дорого.
Можно ли ездить с текущей помпой?
На ранних стадиях, пока помпа всего лишь отсыревает, а не течет ездить можно. Но, такое отсыревание — сигнал водителю, что ее замену не стоит откладывать в долгий ящик.
Если течи жидкости сильная, то помпу нужно менять немедленно. Особенно, если она сопровождается люфтом вала (износом подшипника). Так как при его заклинивании часто рвет ремень привода ГРМ. Со всеми вытекающими негативными последствиями.
Примечания и дополнения
— У насоса охлаждающей жидкости (помпы) могут быть и другие неисправности. Например, разрушение крыльчатки. Такое возможно если в систему охлаждения залит слишком агрессивный тосол или антифриз. И он попросту, за довольно короткое время «съел» крыльчатку (особенно, когда она выполнена не из металла, а из пластмассы). В таком случае ОЖ перестает нормально циркулировать по системе и двигатель автомобиля постоянно перегревается.
Еще статьи по системе охлаждения двигателя 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099
— Признаки неисправности термостата системы охлаждения двигателя
— Как понять, что система охлаждения двигателя загрязнена?
— Признаки появления воздушной пробки в системе охлаждения двигателя
— Ржавый антифриз (тосол) в расширительном бачке, почему?
— Проверка системы охлаждения двигателя 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099
— Неисправности помпы системы охлаждения двигателя автомобиля
Подписывайтесь на нас!
Что такое помпа в автомобиле – ее назначение и конструкция с описанием принципа работы и основных неисправностей, а также способов их избежать
Содержание статьи:
Добрый день, дорогие друзья. Помпа – водяной насос, установленный в автомобили, предназначенный для циркуляции охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя. Она качает тосол или антифриз из радиатора (большой круг) и печки салонного отопителя, и закачивает его в рубашку охлаждения мотора. Таким образом, происходит циркуляция жидкости в системе.
Благодаря помпе жидкость «забирает» тепло от двигателя и отдает его сотам радиатора, охлаждаясь и возвращаясь вновь в ДВС, чтобы забрать очередную порцию тепла. Кроме этого, помпа прокачивает тосол через радиатор салонного отопителя, что дает Вам возможность прогревать салон автомобиля.
Где находится помпа
Ее местоположение не сложно определить. К ней подключены шланги системы охлаждения, вращение приводится с помощью ремня ГРМ или навесного оборудования. На разных моделях авто ее месторасположение может отличаться. Например, на ВАЗ 2101-07 она расположена в передней части моторного отсека, в районе термостата. Привод осуществляет ремнем от коленвала двигателя.
Принцип работы помпы автомобиля
Как говорилось выше – это водяной насос, центробежного действия. Он перекачивает рабочую жидкость из теплообменников (радиаторов) в камеру двигателя (рубашку охлаждения). Эта камера устроена так, что огибает все цилиндры, часть ее проходит через головку блока мотора. Жидкость, проходя по ней, отбирает часть тепла из камер сгорания, нагревается и за счет давления, создаваемого помпой, направляется в радиаторы.
Хочется заметить, что именно в такой последовательности циркулирует жидкость. Насос берет охлажденную жидкость и качает ее в двигатель, а не наоборот. Это обусловлено критериями надежности и долговечности. Если горячий тосол будет попадать в помпу, а затем качаться в теплообменники, то срок службы насоса будет минимален. Потому что в его конструкции есть сальники, подшипники, не рассчитанные на такие температуры. Об этом поговорим ниже.
Устройство водяного насоса автомобиля
Его конструкция максимально упрощена. Все простое – гениально и меньше ломается. Он состоит из вала, который держится в корпусе двумя подшипниками. На валу, внутри насоса, закреплена крыльчатка, которая заставляет циркулировать антифриз в системе. Она бывает из металла или пластика. Первая надежнее, вторая – дешевле.
Между рабочей камерой и подшипниками расположен сальник. Он предотвращает попадание ОЖ в подшипники и вытекания ее наружу под капот автомобиля. Корпус вылит из алюминия или чугуна, способного выдерживать перепады температур и вибрацию. Он состоит из двух частей. Между ними установлена резиновая прокладка. Благодаря такой конструкции можно осуществлять замену помпы без ее демонтажа из корпуса двигателя.
На противоположной стороне вала, снаружи, находится приводной шкив. Который прочно закреплен на валу и приводится во вращение ремнями навесного оборудования или ГРМ (все зависит от модели автомобиля). Например, на ВАЗ 2107 – ремень генератора, Опель Кадет – ГРМ. Поэтому, скорость циркуляции жидкости зависит от скорости вращения коленвала двигателя, чем выше обороты, тем быстрее движется ОЖ по системе.
Слабым звеном в конструкции являются сальник и подшипник. Первый начинает пропускать тосол, который, попадая в рабочую полость подшипников, вымывает смазку из них. Как следствие – повышенный шум, а потом заклинивание помпы. Бывают случаи, когда подшипники начинают «выть» раньше, чем изнашивается сальник. Это невысокое качество деталей дает о себе знать. Ресурс механизма от 60 до 100 тыс. км. В некоторых случая он требует замены и на 30 тыс., а некоторые экземпляры выхаживали 160 тыс. км.
Признаки поломки помпы
- Лужа антифриза под машиной в районе насоса. Это связано с механическим износом сальника и протечкой охлаждающей жидкости через дренажное отверстие в корпусе насоса.
- Повышенный шум, гул при работе двигателя, исходящий от помпы – износ подшипников.
- Двигатель перегревается или печка салона дует холодным воздухом. Есть две причины – воздушная пробка в системе, как от нее избавится, я рассказывал в статье про смену охлаждающей жидкости или поломка крыльчатки помпы. Она может рассыпаться от старости или грязи в системе охлаждения.
- Повышенный люфт шкива. Его можно ощутить руками, если пошатать за него в разные стороны. В исправной помпе его не должно быть. Люфтить начинает из-за поломки подшипников, когда его обойма ломается и шарики высыпаются в полость подшипника. Как следствие – скорое заклинивание помпы.
Причины выхода из строя автомобильной помпы
Главная причина – механический износ деталей. Часто «вырабатывается» сальник вала. Антифриз из рабочей полости просачивается в места нахождения подшипников. Со временем смазка из них вымывается, они начинают «гудеть» и заклинивать.
Примеси, грязь в системе охлаждения приводят к разрушению и заклиниванию крыльчатки. Поэтому нужно следить за качеством охлаждающей жидкости и вовремя промывать систему охлаждения.
Использование воды в качестве хладагента или некачественного тосола приводит к образованию коррозии в системе. Это тоже прямой путь к клину насоса. По поводу качества жидкости. Она тоже имеет свой срок службы. Со временем ее состав меняется, вымываются специальные присадки. Вследствие чего в ней могут образовываться пузырьки воздуха, который лопаются, и образовывать в металлических частях помпы круглые отверстия.
Кроме негерметичного сальника подшипники могут прийти в негодность из-за повышенного натяга ремня привода шкива. Если его перетянуть, то подшипники разрушаться, появится значительный люфт. Как следствие – заклинивание водяного насоса авто.
Качество литья корпуса помпы или его элементов. В результате могут образовываться трещины, сальник течет через 5-10 тыс. км, подшипник может «загудеть» еще раньше. Ремонт помпы не даст гарантии ее долгой и надежной работы. Рекомендуется не заниматься ее ремонтом, а покупать качественную деталь проверенных производителей.
Концептуальное проектирование прототипа механического насоса крупномасштабной реакторной установки-размножителя (Технический отчет)
Концептуальное проектирование прототипа механического насоса крупномасштабной реакторной установки-размножителя (Технический отчет) | ОСТИ. GOVперейти к основному содержанию
- Полная запись
- Другое связанное исследование
Этот окончательный отчет представляет собой полное концептуальное исследование механического насоса для крупномасштабной реакторной установки-размножителя. Насосы расположены со стороны холодных ветвей контуров. Это делает доступный чистый положительный напор на всасывании — NPSHA — низким, и, по сути, является основным фактором, влияющим на конструкцию. Там, где это возможно, в этом исследовании используется опыт, полученный в рамках проекта Clinch River Project и FFTF. В этом отчете отражен опыт, накопленный при проектировании, производстве и испытаниях насосов в целом и натриевых насосов в частности.
Отчет включает расчетную стоимость и график работ по проектированию, изготовлению и испытаниям. Он также включает рекомендации по потребностям развития.- Дата публикации:
- Исследовательская организация:
- Byron Jackson Pumps, Inc., Лос-Анджелес, Калифорния (США)
- Идентификатор ОСТИ:
- Номер(а) отчета:
- МЭ/СФ/98001-T5
- Номер контракта с Министерством энергетики:
- АТ03-76SF98001
- Тип ресурса:
- Технический отчет
- Страна публикации:
- США
- Язык:
- Английский
- Тема:
- 21 СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЯДЕРНЫЕ РЕАКТОРЫ И СОПУТСТВУЮЩИЕ УСТАНОВКИ; РЕАКТОРЫ ТИПА ЖМФБР; НАСОСЫ; ДИЗАЙН; РАСХОДЫ; ИЗГОТОВЛЕНИЕ; ПЕРВИЧНЫЕ КОНТУРЫ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ; ГРАДИЕНТЫ ТЕМПЕРАТУРЫ; ТЕРМИЧЕСКИЕ НАПРЯЖЕНИЯ; РЕАКТОРЫ-БРИДЕРЫ; СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ; ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ; ЭПИТЕРМАЛЬНЫЕ РЕАКТОРЫ; БЫСТРЫЕ РЕАКТОРЫ; РЕАКТОРЫ ТИПА FBR; РЕАКТОРЫ С ЖИДКОМЕТАЛЛИЧЕСКИМ ОХЛАЖДЕНИЕМ; КОМПОНЕНТЫ РЕАКТОРА; СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ РЕАКТОРА; РЕАКТОРЫ; НАПРЯЖЕНИЯ; 210500* — Энергетические реакторы, разведение
Форматы цитирования
- MLA
- АПА
- Чикаго
- БибТекс
. Эскизное исследование прототипа механического насоса крупномасштабной реакторной установки-размножителя . США: Н. П., 1976.
Веб. дои: 10.2172/6348327.
Копировать в буфер обмена
. Концептуальное проектирование прототипа крупномасштабной реакторной установки с механическим насосом . Соединенные Штаты. https://doi.org/10.2172/6348327
Копировать в буфер обмена
. 1976 год.
«Концептуальное исследование конструкции прототипа крупномасштабного реактора-размножителя с механическим насосом» . Соединенные Штаты. https://doi.org/10.2172/6348327. https://www.osti.gov/servlets/purl/6348327.
Копировать в буфер обмена
@статья{osti_6348327,
title = {Исследование концептуального проектирования прототипа крупномасштабного реактора-размножителя с механическим насосом},
автор = {},
abstractNote = {Этот окончательный отчет представляет собой полное концептуальное исследование механического насоса для крупномасштабной реакторной установки-размножителя. Насосы расположены со стороны холодных ветвей контуров. Это делает доступный чистый положительный напор на всасывании - NPSHA - низким, и, по сути, является основным фактором, влияющим на конструкцию. Там, где это возможно, в этом исследовании используется опыт, полученный в рамках проекта Clinch River Project и FFTF. В этом отчете отражен опыт, накопленный при проектировании, производстве и испытаниях насосов в целом и натриевых насосов в частности. Отчет включает расчетную стоимость и график работ по проектированию, изготовлению и испытаниям. Он также включает рекомендации по потребностям в разработке.},
дои = {10,2172/6348327},
URL-адрес = {https://www.osti.gov/biblio/6348327},
журнал = {},
номер =,
объем = ,
место = {США},
год = {1976},
месяц = {7}
}
Копировать в буфер обмена
Посмотреть технический отчет (21,80 МБ)
https://doi.