Картер двигателя: назначение и особенности конструкции — Autodromo
Картер является главной неподвижной деталью ДВС, в нижней части которого установлен коленчатый вал, а в верхней части – блок цилиндров. Соединение верхней и нижней части картера осуществляется за счет крепежных болтов при помощи уплотнительной прокладки.
«CarterBMW1». Под лицензией Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 с сайта Викисклада — https://commons.wikimedia.org/wiki/File:CarterBMW1.JPG#mediaviewer/File:CarterBMW1.JPG
Впрочем, для маленьких по размеру двигателей картеры могут делиться не в горизонтальной, а в вертикальной плоскости.
По сути, картер – это корпус двигателя, на котором держатся и в котором работают все детали двигателя. Помимо этого картер так же помогает в работе системе смазки и охлаждения двигателя.
Содержание
Конструкция картера
Надо, конечно сказать, что картер бывает не только у двигателя, его имеют и редуктор, и коробка передач, и раздаточная коробка и прочие механизмы. Зачастую картер отливается из сверхпрочного и надежного алюминиевого сплава.
Снизу картер двигателя защищен специальным поддоном, изготовленным либо также из алюминиевого сплава, либо же из стали методом штамповки.
Основным назначением поддона картера является надежная защита КШМ от загрязнений и протечки масла. Дополнительно он выполняет функцию масляного резервуара, поэтому нижний отсек имеет специальное отверстие с небольшой пробкой для слива и замены моторного масла.
Чтобы увеличить жесткость всей конструкции, внутренние стенки картера имеют поперечные перегородки с углублениями, к которым крепятся подшипники коренных шеек всех валов – коленчатого и распределительного. Коренные подшипники оснащены съемными крышками, соединенными с картером болтами или шпильками.
Чтобы предотвратить утечку масла, на выступающих частях коленвала (задней и передней) предусмотрены специальные канавки и сальники, изготовленные из маслостойкой резины, войлока, кожи или пробки.
Для своевременного отвода масла, стремящегося вытечь наружу, в крышках подшипников и на стенках картера установлены отражатели масла и дренажные канавки.
Для установки дополнительных механизмов двигателя, например, бензинового и водяного насосов, стартера, генератора, в картере предусмотрено наличие специальных приливов.
В поддоне картера, служащего сборником и временным хранилищем масла, которое в данный момент времени не участвует в рабочем процессе двигателя, помимо масла скапливаются и различные частички металла – стружка, которая образуется в процессе работы двигателя от трения деталей друг о друга.
В некоторых двигателях для удержания этой стружки на дне или на стенках поддона устанавливаются магниты, притягивающие к себе металлические примеси.
Для защиты двигателя от стальной, алюминиевой стружки и прочих примесей масляный насос (его заборник), забирающий масло из поддона картера устанавливается не на самое его дно, а чуть выше, чтобы осевшая грязь не попадала в систему смазки.
Некоторые современные двигатели оснащены системой вентиляции картера. Эта система нужна для отвода газов из картера. Газы в картере – это смесь выхлопных газов (большая часть которых уходит через выхлопную систему), просачивающихся в картер из камер сгорания, пары бензина, масла. Накапливаясь, они оказывают негативное влияние на свойства и качество масла и состояние резиновых и металлических деталей двигателя.
Чтобы снизить негативное влияние картерных газов, их принудительно выкачивают из картера. За это как раз и отвечает система вентиляции картера.
Особенности картера двухтактного двигателя
Данный тип картера – это не просто корпус двигателя, это основная часть топливной системы транспортного средства. В данном случае картер отвечает за подготовку и своевременную подачу топливовоздушной смеси в цилиндры двигателя. Таким образом, обеспечивается надежная смазка всех основных деталей двигателя.
Передняя часть картера двухтактного двигателя оснащается кривошипной камерой, которая принимает участие в газораспределительном процессе.
Для надежной герметизации камеры в левой части картера предусмотрен резиновый уплотнительный сальник, который предотвращает попадание масла в камеру.
В правой части картера расположен уплотнительный сальник, основным назначением которого является предотвращение попадания в камеру внешнего воздуха.
Что такое сухой картер
Название «сухой картер», разумеется, появилось неслучайно и по нему легко догадаться, что раз картер сухой, то в нем нет масла, как в обычном картере, который служит резервуаром для сбора и хранения масла.
Отчасти это верно, но не совсем. В двигателе с сухим картером масло так же стекает в поддон, но вот задержаться ему там не дают насосы, которые сразу же откачивают это масло в специальный резервуар, который вынесен за переделы двигателя и может находиться, в общем-то, где угодно, но, как правило, неподалеку от двигателя или даже непосредственно на нем, но снаружи.
Такая система смазки двигателя применяется на спортивных, гоночных автомобилях, а так же на серьезных внедорожниках.
Необходимость в сухом картере возникает из-за того, что такие автомобили испытывают повышенные динамические и инерционные нагрузки, из-за которых масло в обычном картере очень сильно плескалось бы и пенилось.
В крутых затяжных поворотах или при преодолении крутых подъемов и спусков возможно оголение маслозаборника и как следствие – нарушение процесса смазки, которое ведет к работе двигателя с повышенной нагрузкой и может привести к поломке.
Система смазки «сухой картер» позволяет решить эту проблему. Масло подается из специального резервуара под давлением, и смазка двигателя обеспечивается в любых условиях его эксплуатации.
Вот такое непростое это устройство – картер двигателя, а на первый взгляд, всего лишь железяка :).
назначение, конструкция, виды и характерные неисправности
Приблизительное понятие картера известно всем, кто хотя бы чуть-чуть изучал конструкцию двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Но многие считают, что под ним скрывается лишь одна деталь, которая на самом деле называется поддоном картера. Более общее понятие скорее теоретическое, конкретной деталью или узлом не является, а означает всё пространство мотора, расположенное ниже цилиндров.
Содержание статьи:
- 1 Зачем двигателю нужен картер
- 2 Конструкция
- 3 Виды картеров
- 3.1 Картер двухтактного двигателя
- 3.2 Картер четырёхтактного двигателя
- 3.3 Картер оппозитного двигателя
- 4 Что такое сухой картер
- 5 Характерные поломки
- 6 Защита картера двигателя
Зачем двигателю нужен картер
В абсолютном большинстве моторов картер задействован для расположения в нём масляной ванны и ряда узлов, обеспечивающих работу системы смазки.
Но поскольку объём он занимает довольно значительный, то именно в нём располагаются многие другие механизмы:
- коленчатый вал со своими подшипниками и отлитыми в блоке постелями крепления;
- детали системы вентиляции образующихся при работе газов;
- манжетные уплотнения в местах выхода переднего и заднего концов коленвала;
- упорные полукольца, фиксирующие вал от продольного смещения;
- масляный насос с фильтром грубой очистки;
- балансирные валы, уравновешивающие кривошипно-шатунный механизм теоретически несбалансированных двигателей;
- форсунки дополнительной смазки и охлаждения поршней;
- масляный щуп и датчик уровня масла.
Устаревшие нижневальные моторы использовали также установленный в картере распредвал, а привод клапанов производился через идущие к головке блока толкатели в виде штанг.
Конструкция
Обычно картер состоит из нижней части отливки блока цилиндров и подсоединённого к нему через прокладку поддона.
Но встречаются и более сложные конструкции, где снизу к блоку прикручена промежуточная плита, закрывающая постели коленвала с коренными вкладышами. Так с уменьшением массы блока обеспечивается дополнительная жёсткость, важная для долговечной работы поршневой группы.
Это интересно: Как работает главный тормозной цилиндр
Особенно это важно для моторов, полностью изготовленных из лёгких сплавов, даже незаметные деформации блока приводят к неравномерному износу цилиндров и задирам.
Масляный насос устанавливается с переднего торца коленвала или под ним, в этом случае он приводится отдельной цепью от звёздочки вала. Балансиры могут ставиться в постелях вала или объединяться в моноблок с нижним маслонасосом, образуя функционально законченный модуль.
Жёсткость конструкции обеспечивается литым оребрением и дополнительными перегородками, в которых могут быть сделаны отверстия для уменьшения насосных потерь от нижней части поршней.
Отвод тепла производится через циркуляцию масла, для чего иногда поддон также выполняется литым из лёгкого сплава с развитыми рёбрами охлаждения. Но чаще поддон отштампован из тонкой стали, так дешевле и надёжней при возможных ударах от наезда на препятствия.
Виды картеров
В зависимости от типа двигателя на картер могут возлагаться дополнительные функции.
Картер двухтактного двигателя
В двухтактных моторах картер используется для предварительного сжатия смеси. Она всасывается в подпоршневое пространство при такте сжатия в цилиндре.
Во время движения поршня вниз давление под ним повышается, и как только откроется перепускной канал в нижней зоне цилиндра, топливо в смеси с воздухом устремляется к камере сгорания. Отсюда требования к герметичности картера, наличию клапана на впуске и качественным уплотнениям носков коленвала.
Масляная ванна отсутствует, а смазка осуществляется добавкой к рабочей смеси некоторого количества специального двухтактного масла, которое затем сгорает вместе с бензином.
Картер четырёхтактного двигателя
При четырёхтактном цикле топливо в картер может попасть лишь при возникновении неисправностей. В нормальных условиях он служит для хранения масляной ванны, куда оно стекает, пройдя через каналы и пары трения.
В нижней точке поддона располагается масляный заборник насоса с сетчатым фильтром грубой очистки. Между противовесами коленвала и зеркалом масла соблюдается определённое расстояние, чтобы не допускать вспенивания при контактах.
Картер оппозитного двигателя
В оппозитных моторах картер является основным силовым элементом, придающим жёсткость всему блоку. При этом он компактен, что предоставляет одно из преимуществ автомобильного «боксёра» — малую габаритную высоту, что даёт снижение общего центра масс автомобиля.
Что такое сухой картер
Содержать масло в виде ванны, наполненной до определённого уровня, можно лишь в статических или близких к тому условиях. Спортивные автомобили ничего подобного обеспечить не могут, они испытывают постоянные сильные ускорения по всем направлениям, отчего масло попадает куда угодно, только не к приёмнику маслонасоса на дне поддона.
Поэтому система смазки там выполняется с так называемым сухим картером, когда масло не задерживается внизу, а сразу же подхватывается несколькими мощными насосами, отделяется от воздуха и нагнетается к потребителям.
Система сильно усложняется, но иного выхода нет. Как и в авиации, где понятие верха и низа вообще может отсутствовать, двигатель должен работать и в перевёрнутом полёте.
Характерные поломки
Основная проблема с картером – это наезд им на препятствие, после чего на поддоне в лучшем случае образуется вмятина. В худшем он треснет или сдвинется, двигатель потеряет масло, а без него жить ему останется считанные секунды.
Перед водителем на щитке приборов загорится красный индикатор, после чего надо немедленно заглушить двигатель, не дожидаясь его превращения в монолит.
Иногда случается, что картер после удара цел, но лампочка всё равно сигнализирует о падении давления. Это означает, что упругая деформация поддона вызвала поломку трубки маслоприёмника, который часто изготовлен из алюминиевого сплава.
По теме: Что такое компрессия, детонация двигателя и на что она влияет
Насос будет захватывать воздух, и работа системы смазки нарушится. Результат тот же – без ремонта своим ходом двигаться нельзя.
Защита картера двигателя
Каким бы ни был дорожный просвет автомобиля, препятствие всё равно может оказаться непреодолимым. Чтобы избежать эвакуации и ремонта в каждом таком случае, картер стремятся защитить.
На легковых автомобилях и кроссоверах, в отличие от внедорожников, защита делается максимум от брызг из-под колёс. Пластиковые щитки при наезде на камень не помогут. Поэтому в качестве дополнительного оборудования устанавливается металлическая жёсткая защита.
Пробить можно и её, но имея рёбра жёсткости и будучи прикреплённой к силовому подрамнику, такая конструкция сработает подобно лыже, приподняв весь передок автомобиля. Вероятность выживания для мотора значительно увеличивается.
Защищает ли защита картера двигателя?» src=»https://www.youtube.com/embed/-7EQ_9DDlSA?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>Лист защиты изготавливается из стального штампованного листа, толщиной 2-3 миллиметра, или примерно вдвое более толстого алюминия. Последний вариант легче, но заметно дороже.
Желающие заплатить за высокие технологии могут использовать кевлар. При обслуживании двигателя защитный лист достаточно легко снимается, а сделанные в нём прорези и отверстия обеспечивают необходимый обмен теплом, перегревать масло очень нежелательно.
ВИХРЕВЫЕ ДВИГАТЕЛИ
ВИХРЕВЫЕ ДВИГАТЕЛИ- Запретная зона
Вихрь
Двигатели
- Дом
- Двигатели
- Рок ДВС
смещение 125 СС
Максимальная мощность 38 л. с., 11 000 об/мин
Максимальный крутящий момент 21 Нм до 11 000 об/мин
Макс 16.000 об/мин
Двигатель Rok DVS предлагает великолепные и уникальные ощущения от вождения, делая удовольствие от вождения еще более увлекательным. Только такой крупный производитель с многолетним успешным опытом, как Vortex, способен реализовать подобный проект.
Больше информации
предыдущий ГП
следующийRok SV
Двигатель имеет следующие характеристики: одноцилиндровый 2-тактный двигатель, рабочий объем 125 куб. см, впускной клапан в картере. С жидкостным охлаждением через внешний насос (не входит в комплект). Он также оснащен уравновешивающим валом, снижающим вибрации, и силовым клапаном, повышающим производительность и управляемость.
Двигатель поставляется в полном комплекте с карбюратором ROK DVS Ø 24 мм марки IBEA, впускным глушителем Arrow, выхлопом со встроенным глушителем. Двигатель Rok DVS не требует особых усилий для запуска благодаря декомпрессионному клапану push-to-start на головке. Эта система в сочетании с другими техническими решениями сохраняет верность Rok DVS философии, которая обеспечила успех Rok Cup: высокая производительность, простота управления и простота использования.
смещение 125 СС
Двигатель 2 ход
Скачать прошивку
Система охлаждения Жидкостное охлаждение через внешний насос
Выхлоп Овальный выхлоп и 2 усилителя
Подшипники Радиальный подшипник C4
Диаметр и ход 54×54мм
Максимальная мощность 38 л.
с. при 11 000 об/минМаксимальный крутящий момент 21 Нм при 11 000 об/мин
Максимум 16.000 об/мин
Зажигание ПВЛ цифровой зажигание
Карбюратор Карбюратор IBEA Rok DVS Ø 24 мм
Глушитель Глушитель впуска Arrow
Выхлоп Выхлоп Rok DVS со встроенным глушителем
- Геркон на впуске в картер
- Уравновешивающий вал
- Система пуска нажатием с декомпрессионным клапаном
- Смазка смесью
- 5/3 впускных воздуховодов
- Кольцо поршневое тип С
- Чугунный цилиндр с ЧПУ
Галерея
Электрическая система вакуумирования картера — комплект электрического вакуумного насоса картера и система вакуумирования картера
Комплект для эвакуации картера JEGS
Комплект для эвакуации картера JEGS
14,39–52,49 долл. США
14,39–52,49 долл. США
$14,39 — $52,49
Аэрокосмические компоненты Вакуумные насосы и комплекты вакуумных насосов
Аэрокосмические компоненты Вакуумные насосы и комплекты вакуумных насосов
45,00–1250,00 $
$45,00 — $1250,00
$45,00 — $1250,00
Воздушно-масляные сепараторы Ford Performance
Воздушно-масляные сепараторы Ford Performance
$178,99 — $344,99
$178,99 — $344,99
$178,99 — $344,99
Система эвакуации картера Moroso
Система эвакуации картера Moroso
$19,99 — $225,99
$19,99 — $225,99
$19,99- 225,99 долларов США
Крышки для заливки масла Earl
Крышки для заливки масла Earl
23,56 $ — 231,21 $
23,56 $ — 231,21 $
23,56 $ — 231,21 $
Воздушно-масляный сепаратор JEGS
Воздушно-масляный сепаратор JEGS
$11,97 — $91,66
$11,97 — $91,66
$11,97 — $91,66
Односторонние обратные клапаны с высокими эксплуатационными характеристиками
Односторонние обратные клапаны с высокими эксплуатационными характеристиками
$37,99 — $62,99
$37,99 — $62,99
$37,99 — $62,99
Универсальные маслоуловители со смотровым стеклом Mishimoto
Универсальные маслоуловители со смотровым стеклом Mishimoto
$107,95 — $137,95
$107,95 — $137,95
$107,95 — $137,95
Универсальные масляные сапунные баки с яркими эксплуатационными характеристиками
Универсальные масляные сапунные баки с яркими эксплуатационными характеристиками
$167,99 — $172,99
$167,99 — $172,99
$167,99 — $172,99
Система эвакуации картера RPC
Система эвакуации картера RPC
6,03–67,71 $
6,03–67,71 $
6,03–67,71 $
JAZ 1-квартовые дыхательные баки
JAZ 1-квартовые дыхательные баки
$32,99 — $99,99
$32,99 — $99,99
$32,99 — $99,99
Комплект для эвакуации картера Flowtech
Комплект для эвакуации картера Flowtech
24,44 $
24,44 $
24,44 $
JAZ 1-пинтовые мини-уловители сапуна
JAZ 1-пинтовые мини-уловители сапуна
$99,99 — $106,99
$99,99 — $106,99
$99,99 — $106,99
JEGS Универсальный комплект для откачки картера/установки O2
JEGS Универсальный комплект для откачки картера/установки O2
6,59–36,99 долл. США
6,59–36,99 долл. США
6,59–36,99 долл. США
Многоцелевые насосы для перекачки жидкости JEGS
Многоцелевые насосы для перекачки жидкости JEGS
10,79–133,99 долл. США
10,79–133,99 долл. США
10,79–133,99 долл. США
Воздушно-масляный сепаратор JEGS Billet
Воздушно-масляный сепаратор JEGS Billet
128,99 $
128,99 $
128,99 $
Клапаны PCV Фрам
Клапаны PCV Фрам
1,66–10,99 долл. США
1,66–10,99 долл. США
$1,66 — $10,99
Комплект Dynatech O2 Sensor/ Pan E-Vac
Комплект Dynatech O2 Sensor/ Pan E-Vac
$8,99 — $34,99
$8,99 — $34,99
8,99–34,99 долл. США
Система эвакуации картера Allstar Performance
Система эвакуации картера Allstar Performance
47,99 $
47,99 $
47,99 $
Клапаны PCV Motorcraft
Клапаны PCV Motorcraft
6,99–46,99 долл.