Цепь в конструкции цепного привода ГРМ
Цепной привод ГРМ – способ передачи вращательного усилия от коленчатого вала двигателя к распределительному валу ГРМ, который расположен в головке блока цилиндров (ГБЦ) верхнеклапанных ДВС.
Цепная передача может быть реализована посредством установки роликовой или зубчатой цепи. Стоит отметить, что зубчатые цепи сегодня являются более предпочтительным вариантом. Зубчатая цепь ГРМ имеет повышенную гибкость, а также использование зубчатой цепи в конструкции привода позволяет снизить уровень шума при работе ДВС. Использование такой цепи приближает по данному показателю цепной привод к ременному.
Цепной привод включает в себя однорядные и двухрядные цепи. Посредством цепи усилие от звездочки коленвала передается на звездочку, закрепленную на конце распредвала. Специальный ограничительный палец, который вкручен в блок цилиндров или ГБЦ, является ограничителем цепи ГРМ. Элемент не позволяет цепи спадать в случае ослабления натяжения. Цепь не касается ограничителя при условии нормального натяжения.
Достоинством качественной цепи ГРМ является то, что она практически не растягивается и не сжимается в процессе эксплуатации. Главной задачей становится обеспечение эффективного натяжения цепи при условии работы мотора на различных оборотах.
Цепь ГРМ натягивается при помощи специальных гидравлических натяжителей, которые работают при помощи моторного масла, поступающего из системы смазки двигателя. Натяжителей цепи может быть несколько (1-3), что зависит от количества распределительных валов ГРМ и других особенностей конструкции.
Натяжение цепи не позволяет исключить возникающих колебаний в тех местах, где отсутствуют приводные шкивы и натяжители. Колебания возникают по причине того, что цепь склонна к инерционному движению. По этой причине цепной привод получил дополнительную систему для гашения возникающих колебаний цепи ГРМ.
Элементами для устранения колебаний цепи ГРМ выступают так называемые успокоители. Успокоитель цепи представляет собой специальную прижимную планку, которая имеет металлическую основу и покрывается сверху резиной. Успокоитель подпружинен, допуская небольшие колебания цепи, которые ограничены силой пружины. Использование натяжителя и успокоителя цепи становится качественным решением для снижения вибрации и шума в процессе работы цепного привода ГРМ.
Долговечность цепи зависит от материалов ее изготовления, а также от качества обработки. Аналогичные требования выдвигаются к звездочкам, с которыми цепь постоянно взаимодействует. Не менее важными аспектами являются исправность системы смазки ДВС и качество моторного масла. Получается, ресурс цепи ГРМ сильно зависит от трех основных факторов:
- качество самой цепи;
- правильное натяжение;
При соблюдении указанных условий цепь служит без замены минимум от 100 тыс. пройденных километров. Поводом для замены цепи ГРМ служит заметное повышение шума в процессе работы силового агрегата. Обрыв цепи ГРМ происходит в редких случаях, когда двигатель долгое время эксплуатируется с сильно изношенной цепью.
Главным минусом цепного привода является то, что механизм расположен внутри блока цилиндров и затрагивает внутреннюю часть головки блока цилиндров. Сама цепь изнашивается очень медленно, но успокоители-башмаки и натяжители цепи выходят из строя намного быстрее. Для контроля состояния и замены указанных элементов требуется осуществить большой объем работ по разборке двигателя. Цепной привод ГРМ повышает итоговую стоимость автомобиля, но при должном обслуживании способен обеспечить повышенную надежность сравнительно с реализацией привода посредством ремня ГРМ.
как определить износ, на каком пробеге становится растянута, когда и как менять
Автор Михаил Рассветный На чтение 9 мин. Просмотров 18.1k. Опубликовано
Цепь газораспределительного механизма (ГРМ) в автомобиле отвечает за нормальную работу двигателя. Для водителей-новичков данная деталь — не самая популярная, и мало кто из них знает о том, где именно она располагается. Собственно, о ней узнают только после её поломки. Поменять цепь самостоятельно можно, главное — знать, как именно делается замена.
Зачем менять цепь ГРМ
Цепь ГРМ функционирует при условии работы двигателя автомобиля. Со временем она подвергается износу и выходит из строя. Как вариант — отлетает один из зубцов цепи, из-за чего она начнёт проскальзывать. Так как механизм располагается таким образом, что в жёсткой сцепке объединяет другие движущиеся детали, то одного проскальзывания будет достаточно для поломки всей системы. Разрыв цепи газораспределительного механизма во многих машинах становится причиной дефектов клапанов двигателя, которые придётся поменять. На дизельных моторах может сломаться распределительный вал, и в итоге нужно заменять не только саму цепь ГРМ, но и распредвал, клапана и прокладку блока цилиндров.
Исправная цепь механизмаПроцесс смены цепи ГРМ на некоторых моделях машин длится аж до 5 часов. Обычно меняют не только саму цепь, но и натяжные механизмы. Экономить на деталях не стоит: низкокачественная цепь может порваться очень быстро. В обязательном порядке меняется цепь ГРМ на купленном с рук автомобиле, даже если предыдущий владелец уверяет, что она новая.
Как определить износ системы и когда нужна замена
Во время работы цепь ГРМ находится в изогнутом положении и постоянно нагревается. Эксплуатация в таких условиях вызывает растягивание и провисание. Это сказывается и на прочности. Постепенно цепь начинает провисать из-за износа шарнирных соединений звеньев, как следствие — она начинает перескакивать на один-два зубца. Причиной неисправностей и обрыва является амортизационный износ.
Провисание цепи ГРМ в результате износаВизуально выявить износ цепи или по издаваемому ей звуку фактически нереально. Помимо этого провести такой осмотр невооружённым глазом также нельзя. Поэтому при замене детали учитывают только её ресурс. Эксплуатационный срок зависит от силового агрегата транспортного средства, условий эксплуатации и пробега.
Завод-изготовитель даёт рекомендации по смене ГРМ для каждого силового агрегата. Однако на практике реальные сроки эксплуатации цепи могут значительно отличаться и варьируются в зависимости от условий использования авто. Завод-изготовитель даёт свои рекомендации на основе проводимых на полигоне тестов, а каждодневная езда в городском режиме разрушает деталь гораздо быстрее. Помимо этого изменяться сроки замены могут и в зависимости от климатических условий, что характерно для России.
Последствия поломки механизма газораспределения для двигателя
Обрыв цепи или дефекты роликов приводят к потере связи между коленчатым и распределительным валами. Размещённые в ГБЦ клапана останавливаются и замирают в позиции, в которой были на момент обрыва цепи. Поршни при этом функционируют без остановок. Поскольку поршни и клапана работают синхронно, в результате остановки клапанов поршни сталкиваются с ними. В итоге обе детали полностью разрушаются. В зависимости от конструкции двигателя данная проблема решается либо заменой системы клапанов и прочих деталей поршневой группой, либо установкой нового мотора.
Последствия разрыва цепи привода ГРМРегламент и периодичность работ
Цепь ГРМ, как и любая другая деталь автомобиля, имеет свой рабочий ресурс. На его продолжительность влияют эксплуатационные условия, модель и марка машины и тип мотора. В среднем срок использования цепи составляет 60 тысяч километров пробега или два года, однако слишком затягивать со сменой детали не стоит. Ждать, пока она не износится до такой степени, что начнёт разваливаться, тоже не нужно. Многие современные модели транспортных средств имеют интегрированные датчики, оповещающие водителя о сроках замены данной детали.
У цепи ГРМ также имеется свой ресурс эксплуатации. Спустя 100 тысяч километром пробега она вытягивается и провисает. Причина этому — износ шарнирных соединений и возрастание расстояния между ними. В итоге, несмотря на нормальную компрессию, настроенные клапана и исправные системы зажигания и питания, силовой агрегат с перебоями функционирует на холостом ходу. Цепь перескакивает на один-два зубца. Это может спровоцировать либо просто остановку силового агрегата, либо замятие клапанов и капитальный ремонт мотора.
Как понять, что деталь растянулась и работает неправильно
Сперва проверяется правильность выставленного зажигания. Если оно выставлено неправильно и каждый раз после его перенастройки вновь сбивается, то это является главным симптомом растянутой цепи.
Растянутая цепь ГРМ по сравнению с новойВыбор цепи механизма: какие бывают комплекты
Существует два основных типа цепей ГРМ. Обычно при приобретении новой цепи в автомагазинах интересуются, на какое количество звеньев она нужна.
Первый вид представляет собой цепь на 114 звеньев, устанавливаемую на моторы с рабочим объёмом 1,2 или 1,3 литра. Подобными цепями оснащаются отечественные автомобили.
Цепь ГРМ на 114 звеньевВторой тип — цепь со 116 звеньями. Устанавливают её на моторы объёмом 1,5, 1,6 и 1,7 литра. Такие детали используют на отечественных и иностранных марках машин.
Цепь ГРМ на 116 звеньевКак заменить запчасть
Для смены испорченной цепи ГРМ нужно запастись следующими инструментами (на примере Тойоты Авенсис):
- ключ для регулировки натяжения;
- ключ на 15;
- натяжной ключ;
- большая отвёртка или «фомка»;
- инструмент для извлечения стопорных колец.
Как снять
- Кожух ГРМ, крепящийся двумя болтами, снимается в первую очередь. После выкручиваются болты, крепящие картерную защиту. Выкручиваются они ключами № 13 и 17. Для получения полного доступа к приводу ГРМ снимается защита двигателя — так его легче осматривать. Расположение болтов защиты картера и направление её снятия
- После этого выкручиваются крепёжные болты компрессора и с него снимается ремень. Выкрученные болты компрессора автомобиля
- Контакты обесточиваются за счёт снятия клемм, расположенных на аккумуляторе.
- Компрессор фиксируется в исходном положении. Чтобы правильно установить новую цепь ГРМ, необходимо обратить внимание на специальные метки. Расположение меток цепи механизма
- Выкручиваются болты, крепящие генератор, и снимается клемма. Одновременно с ней снимается расположенная справа фишка. Желательно извлечь и сам генератор — это делается только выкручиванием нижнего болта. Это позволит беспрепятственно добраться до цепи ГРМ. Направление поворота генератора автомобиля для его снятия
- Ключом №10 выкручиваются болты, снимается шкив помпы.
- Снятие защиты цепи ГРМ — один из самых важных этапов. Болты, находящиеся сверху, снизу и в центре, снимаются в порядке их месторасположения. Снятие крышки механизма газораспределения
Как надеть без проблем
После извлечения старой цепи ГРМ необходимо установить новую.
Они могут отличаться внешне — всё зависит от изготовителя.Прежде чем менять цепь, желательно зафиксировать маховик — так он не будет двигаться во время установки новой детали. Для этого снимается стартер, а вместо него крепится специальное устройство, фиксирующее маховик в одном положении. Профессионалы не прибегают к такой процедуре — просто откручивают болты внизу стартера.
При регулировке муфты трансмиссию фиксируют на нейтральной скорости. Саму муфту проворачивают на 11 оборотов по часовой стрелке. Затем на место заглушки вставляется болт, закрепляющий коленвал. При этом отмечается положение маховика — по метке будет регулироваться цепь.
- Сам коленвал крепится при помощи двух болтов, шкив удерживается в одном положении специальным ключом. Расположение опоры двигателя и болты, крепящие её
- Опора двигателя снимается после поднятия автомобиля домкратом и выкручивания 4 болтов, после чего извлекается держатель опоры.
- Если есть необходимость, то болт коленвала меняется на новый. Новый болт коленчатого вала
- Новые цепь ГРМ и ролики устанавливают только после снятия крышки зубчатого шкива. Затем устанавливают чеку, которая позволит быстро и легко вытянуть цепь вместе с роликами. Снятый шкив приводной цепи
- Натяжитель используют только после того, как будет установлена новая цепь ГРМ. Изношенные ролики меняют на новые.
После того как болты коленвала будут затянуты, сверяется расположение метки на маховике. Все снятые детали возвращаются на место в порядке их съёма. По окончании замены цепи проверяется работа автомобиля.
Как поменять натяжитель цепи ГРМ
Натяжитель цепи используется для её натяжения во время работы. Конструкция данной детали такова, что натяжение осуществляется в автоматическом режиме. Внутри натяжителя располагается гидравлический толкатель и пружина. Устаревшие модели такой детали практически не работали, однако в последнее время они были усовершенствованы, став более надёжными.
Новый натяжитель цепи ГРМДля того чтобы поменять натяжитель цепи, потребуются следующие инструменты (для примера взята замена на двигателе EP6):
- Шлицевая отвёртка;
- Ключ на 10;
- Ключ-торкс на 30;
- Ключ на восемь, семь либо небольшая трещотка;
- Большая трещотка и головка на 27.
Для доступа к натяжителю цепи с двигателя сперва снимают воздушный фильтр и дроссельный узел.
Замена натяжителя цепи ГРМПроцесс установки нового натяжителя:
- Корпус воздушного фильтра откручивается от клапанной крышки при помощи ключа №10;
- Корпус воздушного фильтра и направляющие снимаются;
- Патрубок вентиляции отсоединяется от крышки клапанов;
- При помощи ключа №8 снимается хомут входного патрубка в дроссельный узел;
- Снимается дроссельный узел. Перед этим желательно запомнить его расположение;
- Откручивается натяжитель цепи ГРМ;
- После снятия натяжителя можно измерить степень растянутости цепи;
- Все снятые детали возвращаются на свои места в обратной последовательности.
После смены и установки цепи её крайне редко промазывают моторным маслом, поскольку она смазывается за время своей работы внутри мотора.
Установка новой детали и процесс выставления меток цепи механизма на видео
Своевременная смена цепи ГРМ очень важна, так как игнорирование рекомендаций завода-изготовителя может стать причиной выхода из строя силового агрегата. Ремонтные работы по мотору обойдутся значительно дороже, чем ремонт отдельно взятой детали. Желательно постоянно контролировать состояние цепи ГРМ, поскольку её преждевременный выход из строя может стать последствием воздействия климатических, дорожных условий и стиля вождения.
- Автор: Михаил Рассветный
- Распечатать
Добрый день. Меня зовут Михаил.
Оцените статью:
(12 голосов, среднее: 4.1 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Нужна ли замена цепи ГРМ вашего автомобиля?
В двигателе вашего автомобиля много движущихся частей, которые обеспечивают его правильную работу. Одной из таких деталей является цепь ГРМ, которая соединяет коленчатый вал двигателя с распределительными валами и заставляет все хорошо работать в связке с другой. Цепь ГРМ якобы прочнее ремня ГРМ, но значит ли это, что ее не нужно заменять?
Что делает цепь ГРМ?
Цепь ГРМ двигателя | Wikimedia CommonsВ отличие от ремня ГРМ, который обычно располагается снаружи двигателя, цепь ГРМ находится внутри двигателя. Она расположена там, потому что цепь металлическая и для правильной работы ей требуется смазка маслом, циркулирующим в двигателе, сообщает Carfax.
Если вы не уверены, есть ли в вашем автомобиле цепь или ремень ГРМ, вы можете обратиться к руководству по эксплуатации автомобиля, чтобы выяснить это. Если это не сработает, вы также можете проверить веб-сайт производителя или даже позвонить в ремонтную мастерскую, чтобы выяснить это. В любом случае, важно выяснить, каким типом механизма газораспределения оснащен ваш автомобиль, чтобы правильно его обслуживать и предотвращать катастрофические поломки.
Что произойдет, если цепь ГРМ порвется?
youtube.com/embed/NGlVE-rNdi4?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>Хотя цепи ГРМ металлические и менее подвержены поломке, время от времени это все же случается. Если не заменить цепь ГРМ и случится ее обрыв, то двигатель может полностью разрушиться. Большинство современных двигателей являются «интерференционными двигателями», что означает, что клапаны двигателя входят и выходят из того же цилиндрового пространства, что и поршни.
Поскольку цепь газораспределительного механизма является частью системы газораспределения, которая следит за тем, чтобы клапаны не мешали, когда поршень движется вверх в камере цилиндра, это может привести к тому, что клапан врежется в головку цилиндра, если он сломается. Как вы можете себе представить, это приведет к необходимости полной переборки всего двигателя.
Когда следует заменять цепь ГРМ?
Двигатель с цепью ГРМ | Wikimedia CommonsХотя цепь ГРМ сделана из металла, это не означает, что она непобедима. Autoblog сообщает, что цепь ГРМ обычно необходимо заменять время от времени в зависимости от ее состояния. Тем не менее, он должен прослужить более 100 000 миль. В некоторых случаях цепи ГРМ со временем растягиваются или рвутся, поэтому, если у вашего автомобиля проявляются какие-либо из следующих симптомов, возможно, вам нужна новая цепь:
- Плохая работа двигателя
- Проблемы с запуском
- Перегрев
- Полный отказ двигателя
К счастью, индикатор проверки двигателя вашего автомобиля, скорее всего, загорится, если что-то пойдет не так с системой синхронизации. Поэтому, если это произойдет, обязательно проверьте его как можно скорее, сообщает Repair Pal.
Сколько стоит замена цепи ГРМ?
Если вы обнаружите, что вашему автомобилю требуется замена цепи ГРМ, вы должны быть готовы потратить около 1000 долларов в зависимости от вашего применения. Drive Cave отмечает, что сама цепь ГРМ обычно стоит около 100 долларов, но работа по ее замене может стоить от 400 до 1000 долларов.
Хотя цепь ГРМ внутри двигателя не видна, важно знать, что она там есть. Цепи ГРМ играют неотъемлемую роль в поддержании исправной работы двигателя, поэтому, если требуется замена, не забудьте сделать это.
СВЯЗАННЫЕ ПО ТЕМЕ: Почему необходимо менять вместе ремень ГРМ и водяной насос
Диагностика неисправности цепи привода ГРМ
Цепи привода ГРМ являются важным компонентом системы газораспределения. Первым «тактом» в типичном четырехтактном двигателе является открытие впускного клапана. Поршень толкается вниз, и впускной клапан открывается, пропуская воздух и топливо в цилиндр. Поршень возвращается вверх, сжимая воздух и топливо, и впускной клапан закрывается. Затем зажигаются свечи зажигания, создавая сгорание, отправляя поршень обратно вниз, где открывается выпускной клапан, выпуская воздух из цилиндра.
Для правильной работы двигателя синхронизация открытия/закрытия впускного клапана, сгорания и открытия/закрытия выпускного клапана должна быть точной. Цепь ГРМ отвечает за обеспечение правильного времени открытия и закрытия клапанов.
Цепи ГРМ являются предметом технического обслуживания. Со временем они изнашиваются и растягиваются, что может привести к различным проблемам с производительностью и даже вызвать катастрофические повреждения двигателя. В этой статье подробно рассказывается о функционировании цепи ГРМ и о том, как определить, когда ваша цепь ГРМ начинает выходить из строя.
Что такое цепь привода ГРМ?Цепь ГРМ отвечает за открытие и закрытие впускных и выпускных клапанов в двигателе. Цепь ГРМ соединена с распределительным валом и коленчатым валом с помощью набора шестерен, обычно расположенных на передней части блока цилиндров.
Распределительный вал поворачивается один раз на каждые два оборота коленчатого вала. Когда распределительный вал вращается, маленькие выступы, также называемые кулачками, прижимаются к клапанам, открывая их.
Вот пример цепной системы ГРМ с цепью, направляющими, натяжителями, звездочками и т. д.
Дополнительные компоненты цепи привода ГРМЦепь привода ГРМ изготовлена из металла и вращается на металлических шестернях или звездочках, поэтому ее необходимо смазывать маслом. Таким образом, цепь ГРМ находится внутри крышки цепи ГРМ , которая крепится болтами к блоку и защищает цепь ГРМ от дорожной грязи и мусора, а также смазывает ее моторным маслом.
Кроме того, цепь ГРМ также имеет направляющие цепи ГРМ , которые помогают удерживать ее на пути и предотвращают соскальзывание со звездочек.
Последним важным элементом цепей ГРМ является натяжитель . Натяжитель цепи ГРМ следит за тем, чтобы цепь не провисала. Большинство натяжителей имеют пружинную основу и гидравлический привод, что означает, что они используют давление масла для поддержания натяжения цепи.
Почему выходят из строя цепи ГРМ?Основной причиной выхода из строя цепи ГРМ является растяжение цепи ГРМ. Поскольку цепь ГРМ находится рядом с блоком, она подвергается сильному нагреву. Со временем тепло заставляет металлическую цепь медленно растягиваться. При натяжении цепи она разбалтывается на шестернях и может потом «прыгать зубьями» или даже вовсе свалиться со звездочек.
Кроме того, растяжение цепи ГРМ может быть вызвано низким уровнем масла. Поскольку металлическая цепь движется по металлическим шестерням, она создает тепло и трение, если не смазывается должным образом. Когда уровень масла становится слишком низким, цепи может не хватать смазки, что также приводит к ее растяжению.
Выход из строя натяжителя цепи ГРМИзвестно, что натяжители с гидравлическим приводом выходят из строя из-за низкого уровня масла или утечек масла под давлением. Натяжители используют давление масла для поддержания натяжения цепи. Когда уровень масла становится низким, давление масла падает, и поэтому натяжитель не имеет давления, необходимого для предотвращения провисания линии.
Неисправность направляющей цепи привода ГРМТакже часто выходят из строя направляющие цепи привода ГРМ. Направляющие обычно изготавливаются из пластика, что означает, что они легко ломаются со временем под воздействием тепла, вибрации двигателя и т. д.
При выходе из строя направляющих цепь сбивается с пути и может перескакивать зубья или полностью спадать.
Цепи ГРМ и ремни ГРМНа самом простом уровне цепи ГРМ сделаны из металла и включают шестерни или звездочки. Ремни ГРМ изготовлены из резины и не касаются звездочек. Кроме того, цепи находятся внутри крышки цепи ГРМ, тогда как ремни обычно открыты в моторном отсеке.
Цепи привода ГРМ имеют более длительный срок службы, чем ремни, однако у них больше точек отказа. Крышки цепи ГРМ могут протекать, натяжители и направляющие могут сломаться и т. д. Однако ремни ГРМ также растягиваются со временем и, как правило, имеют более короткий срок службы, хотя у них меньше опорных частей, которые могут выйти из строя.
Признаки неисправности цепи ГРМ- Пропуски зажигания в цилиндрах
- Металлическая стружка в моторном масле
- Стук или дребезжание в двигателе
- Грубый холостой ход
- Двигатель не запускается
Когда цепь ГРМ растягивается, перескакивает зубья или полностью выходит из строя, это приводит к тому, что клапаны открываются и закрываются не в то время. Если цепь просто немного подпрыгивает, вы, скорее всего, просто заметите неровный холостой ход, низкую производительность, пропуски зажигания и т. д. открытие и закрытие клапанов. Когда это происходит, это может привести к серьезным внутренним повреждениям двигателя.
Как долго служат цепи ГРМ?Большинство цепей ГРМ в настоящее время изготавливаются на весь срок службы двигателя, хотя обычно цепи ГРМ выходят из строя примерно через 150 000 миль пробега.
Цепи ГРМ, как правило, проявляют некоторые симптомы, прежде чем они полностью выходят из строя. Пропуски зажигания и плохая работа на холостом ходу являются общими симптомами, которые позволяют вам понять, что ваша цепь привода ГРМ находится на исходе, но еще не вышла из строя полностью.
Низкий уровень масла и перегрев двигателя — две наиболее распространенные причины преждевременного выхода из строя цепи ГРМ. Обе эти ситуации будут подвергать цепь ГРМ дополнительному нагреву и нагрузке, что может привести к ее растяжению.
Предотвращение выхода из строя цепи привода ГРМ- Часто проверяйте крышку цепи привода ГРМ на наличие утечек
- Следите за тем, чтобы уровень моторного масла не опускался
- Не допускать перегрева двигателя; если да, то не гони
Как уже упоминалось, цепь ГРМ со временем растягивается. Вы можете ездить на старой цепи ГРМ, но мы рекомендуем заменить цепь сразу же, как только вы заметите заметное растяжение и признаки неисправности.