Техническое обслуживание генераторов – Техническое обслуживание генераторов | ТО и ТР автомобиля

Ремонт и техническое обслуживание генератора

К неисправностям генератора относится отсутствие зарядного тока при работе двигателя, а также повышенная или пониженная сила зарядного тока.
Отсутствие зарядного тока генератора при работе двигателя определяется по контрольным приборам, к которым относятся амперметр, вольтметр, контрольная лампа. Оно может быть вызвано неисправностью самого генератора, разрывом или растяжением ремня привода генератора, а также неисправностью цепи заряда аккумуляторной батареи.

При определении причин отсутствия зарядного тока генератора необходимо проверить состояние и степень натяжения ремня привода генератора, потом нужно проверить вольтметром или пробником регулируемое напряжение генератора. Для этого вольтметр подключают к клемме «+» генератора и к «массе» с соблюдением полярности, после этого устанавливается средняя частота вращения коленчатого вала двигателя, которая составляет примерно 2000 мин-1(об./мин.). После этого включают основные потребители электрического тока автомобиля, к которым относятся габаритные огни, отопитель, дальний свет фар. При этом вольтметр должен показывать напряжение в пределах 13,7-14,5 В. Если показания вольтметра находятся в этих пределах, то генератор исправен и причина неполадки кроется в цепи заряда аккумуляторной батареи. Если вольтметр показывает напряжение, выходящее за пределы допустимого, то необходимо снять щеточный узел с регулятором напряжения, проверить износ щеток, а также убедиться в отсутствии заеданий в щеткодержателе, загрязнений контактных колец якоря генератора, проверить надежность контактов регулятора напряжения. После выполнения вышеуказанных мероприятий необходимо снова проверить напряжение. Если выполненные действия не принесут положительного результата, то возможно, что неисправность кроется в регуляторе напряжения, который следует заменить на другой, заведомо исправный. Если после замены регулятора напряжение не восстановится, то необходимо снять генератор с автомобиля и провести более детальную проверку его состояния и заменить вышедшие из строя детали на новые.

Пониженная сила зарядного тока приводит к недозаряду аккумуляторной батареи, в результате чего снижается накал ламп приборов освещения и изменяется тембр звукового сигнала. Причинами пониженной силы зарядного тока могут быть нарушение работы щеточно-коллекторного узла, пробуксовка ремня привода генератора, повреждение одного из диодов выпрямительного блока, обрыв или межвитковое замыкание одной из фаз обмотки статора.
Для того чтобы определить неисправность, необходимо проверить натяжение ремня привода генератора, а также надежность контактов проводов. После этого снять щеточный узел и проверить загрязненность контактных колец, а также износ щеток и их заедание. Если после принятых мер напряжение не восстанавливается, то генератор снимают с автомобиля для проведения детальной проверки и замены вышедших из строя деталей.
Повышенная сила зарядного тока приводит к перезаряду аккумуляторной батареи. Кроме этого на больших оборотах двигателя стрелки контрольных приборов начинают зашкаливать, а электролит закипает и выплескивается из аккумуляторной батареи. Причиной повышенной силы зарядного тока может быть неисправность аккумуляторной батареи или регулятора напряжения. В этом случае для выявления неполадки нужно проверить напряжение генератора, как описано выше, и заменить неисправную аккумуляторную батарею или регулятор напряжения.

Ремонт генератора заключается в проверке его технического состояния, разборке, проверке технического состояния его деталей, замене неисправных деталей на новые и в последующей сборке.

Проверка технического состояния генератора осуществляется на специальном контрольно-измерительном стенде, который оборудован электроприводом, обеспечивающим плавное изменение частоты вращения ротора генератора, амперметром, разгрузочным реостатом и тахометром. Проверка на стенде заключается в определении минимальной частоты вращения ротора генератора, при которой достигается напряжение 12,5 В без нагрузки и с нагрузкой. Кроме этого на стенде проверяют величину тока нагрузки и регулируемого напряжения.

Разборку генератора проводят в следующей последовательности:
1) отвернуть крепления, снять щеткодержатель вместе с регулятором напряжения;
2) извлечь стяжные болты, снять крышку генератора вместе со статором;
3) отсоединить фазные обмотки статора от выводов на выпрямительном блоке, снять крышку выпрямительного блока;
4) отвернуть гайку крепления шкива вентилятора, снять шкив с вала ротора;
5) при помощи съемника снять переднюю крышку генератора;
6) если необходимо заменить передний подшипник, то нужно отвернуть винты его держателя и выпрессовать подшипник из крышки при помощи съемника.

Сборка генератора осуществляется в последовательности, обратной его разборке. Проверка технического состояния деталей генератора включает в себя проверку обмотки возбуждения ротора, обмоток статора, а также проверку диодов выпрямительного блока.

Обмотка возбуждения ротора проверяется при помощи амперметра. Для этого присоединяют щупы амперметра к кольцам якоря и по величине сопротивления определяют отсутствие обрывов или замыканий в обмотке возбуждения. Кроме этого обрыв обмотки можно определить при помощи индикатора, для этого через него подключают к контактным Кольцам обмотки возбуждения аккумуляторную батарею. Такая проверка может быть выполнена без снятия генератора с автомобиля, для этого только необходимо снять с генератора щеточный узел.
Проверка обмоток статора на короткое замыкание или на обрыв проводится при помощи индикатора и источника питания. Проверка обмоток статора на межвитковое замыкание осуществляется при помощи омметра, если обмотки статора исправны, то их сопротивление не должно отличаться более чем на 10%.

Диоды выпрямительного блока проверяют при помощи лампы и аккумуляторной батареи. Исправный диод способен пропускать ток только в одном направлении. Неисправный диод может пропускать ток в обоих направлениях (в случае короткого замыкания) либо не пропускать ток вообще (в случае обрыва цепи). Если в выпрямительном блоке поврежден один диод, то весь выпрямительный блок меняется на новый.

Короткое замыкание диодов выпрямительного блока можно проверить, не снимая генератор с автомобиля. Для этого необходимо отсоединить провода от генератора и аккумуляторной батареи, а также отсоединить вывод от регулятора напряжения и генератора. Проверку можно проводить при помощи индикатора и аккумуляторной батареи или при помощи омметра. Если при проверке загорается контрольная лампа, то в одном или нескольких диодах имеется замыкание и выпрямительный блок является неисправным.

При техническом обслуживании генератора следует обращать внимание на его чистоту. Работа генератора с отсоединенной от зажима клеммой « + » аккумуляторной батареи не допускается, потому что при такой работе может возникнуть кратковременное перенапряжение на зажиме « + » генератора, что, в свою очередь, может привести к повреждению регулятора напряжения и электронных устройств и бортовой сети автомобиля. Необходимо ежедневно контролировать работу генератора по приборам.

Через каждые 10 000-15 000 км пробега необходимо подтягивать крепления генератора на двигателе. Кроме этого также необходимо проверять натяжение приводного ремня и при необходимости его подтягивать.

Через каждые 60 000 км пробега необходимо снимать генератор, разбирать его, прочищать и протирать все его детали, а также продувать их сжатым воздухом, затем нужно продуть внутренность корпуса и крышек, проверить состояние контактных колец и щеток. При необходимости зачистить кольца мелкозернистой шкуркой или проточить их. Кроме этого если щетки выступают из щеткодержателя более чем на 5-8 мм, их надо заменить.

avtokriminalist.ru

Техническое обслуживание генератора.

Путь тока к обмотке возбуждение генератора (алгоритм) 33.3701 (ВАЗ 2108)

Источник (АБ) — монтажный блок — замок зажигания — реле-зажигания — монтажный блок — реле-регулятор — обмотка возбуждения (через щеточный узел) — масса — масса источника. При работе генератора от 3 специальных диодов — реле-регулятор — обмотка возбуждения.

Рисунок 2.18 – Схема соединений генератора Лада Калина ВАЗ 1118:
1 – аккумуляторная батарея; 2 – генератор; 3 – сигнальная лампа разряда аккумуляторной батареи; 4 – монтажный блок; 5 – выключатель зажигания

Техническое обслуживание генератора.

 

Очистить от пыли и грязи, продуть сжатым воздухом внутреннюю часть.

Подтянуть крепления к двигателю.

Подтянуть крепление проводов, при необходимости зачистить и смазать ( литол).

Протереть ремень и отрегулировать его натяжение. Если ремень натянут слабо генератор не получит достаточных оборотов и напряжение его упадет. При сильном натяжении ремень может лопнуть, сильно изнашивается и увеличивается нагрузка на подшипники (рис 4). Натяжение регулируется перемещением генератора по кронштейну.

Автомобиль Усилие при измерении прогиб, КГС Прогиб А ремня в мм
ГАЗ – 3307 8÷14
ВАЗ – 2106 12÷15
ВАЗ – 2110 12÷15
ГАЗ – 3110 3÷4 8÷10
КамАЗ — 5320 15÷22

 

Провести уход за щеточным узлом :

— протереть корпус щеткодержателя и щетки тряпкой, смоченной бензином. Щетки должны свободно перемещаться в щеткодержателях:

— замеряют линейкой высоту щеток (рис 5), при высоте менее указанной в таблице 1 (5÷8 мм), щетки заменяют;

-проверить усилие давления пружин; удалить одну щетку, второй нажать на чашку весов (или с помощью динамометра), при этом щетка выступает на 2 мм, сравнить усилие с данными таблицы (ГАЗ – 3307 — 180÷260 г, ВАЗ 2106 — 400÷460 г). Это усилие с которым щетка прижимается к кольцу. Так же проверяется усилие второй щетки (рис 6,7).

— загрязненные контактные кольца протирают тряпочкой, смоченной бензином. Окисленную поверхность колец зачищают мелкой наждачной бумагой, лучше стеклянной, а затем шлифуют (рис 8).

 

Рис.4 Проверка натяжения ремня привода

генератора

 

Рис.5. Измерение высоты щетки

Рис.6. Проверка пружин щеток генератора на весах

Рис.7. Проверка пружин щеток с помощью динамометра

Рис.8. Шлифование колец ротора генератора

Проверка состояния цепей на автомобиле:

— Зарядной: при неработающем двигателе подключить лампу одним концом к массе, другим к <+> Г-250, “30” для ВАЗ. Лампа горит, обрыва в цепи до генератора нет (рис 9). Если при работающем на средних оборотах двигателе вместо лампочки включить вольтметр, то замерим напряжение генератора.

— цепи возбуждения: лампочку подсоединяют, к отсоединенному выводу « Ш» (Г-250), «67» (Г-221), «61» (Г-37.3701), включить зажигание, лампочка горит, до генератора обрыва нет (рис 10).

— всей цепи возбуждения включая обмотку: У генератора 37.3701 (рис 11) для шунтирования неисправного регулятора напряжения клемму «30» соединяют с клеммой «В» генератора, а внутреннюю щетку – с корпусом генератора.

 

Проверка диодов выпрямительного блока на автомобиле :пробой происходит при перегреве током большой силы при повышении напряжения генератора и при отключении аккумуляторной батареи при работающем генераторе. Пробой одного или нескольких диодов одной (плюсовой или минусовой) шины выпрямительного блока приводит к снижению мощности генератора. Пробой диодов одновременно в плюсовой и минусовой шинах приводит к замыканию АБ, в результате чего в зарядной цепи устанавливается большая сила тока, что приводит в большинстве случаев к «выгоранию», т.е. к обрыву в цепи диода. Обрыв в цепи диода равносилен обрыву одной фазы статора стартера.

Пробой диодов выпрямительного блока можно определить на автомобиле, не разбирая генератора. Перед проверкой отсоединяют все провода от генератора и регулятора напряжения, а затем плюсовой вывод батареи соединяют через лампу мощностью 1-3Вт с клеммой «+» (для ВАЗ «30») генератора, а минусовой вывод батареи – с крышкой генератора. (рис 12). Если лампа горит, то диоды прямой и обратной проводимости пробиты.

Для проверки диодов прямой проводимости (плюсовой шины) плюсовой вывод батареи через лампу соединяют с клеммой «+» («30») генератора, а минусовой вывод – с болтом крепления выпрямительного блока (рис 13а) или с радиатором (рис 13б). Лампа будет гореть при пробое одного из диодов прямой проводимости (плюсовой шины).

Пробой диодов обратной проводимости (минусовой шины) или одновременно замыкание обмотки статора с сердечником определяется по схеме, показаний на рис 14. Минусовой вывод АБ соединяют с крышкой генератора, а плюсовой вывод батареи через лампу – с болтом крепления блока (рис 14а) или с радиатором (рис 14б). Если в генераторе имеются названные неисправности, лампа горит.

У генератора 37.3701 питание обмотки возбуждения при работающем двигателе автомобиля производится через дополнительный блок диодов типа КД223 А (рис 3). При неисправности этого блока генератор не работает. Проверка на пробой дополнительных диодов производится при отсоединенных проводах от генератора и регулятора напряжения (рис 15). Если контрольная лампа, соединенная с плюсовым выводом батареи и клеммой «61» генератора горит, то блок неисправен. Поиск пробитых диодов производят на снятом блоке с помощью контрольной лампы (рис 16).

 

Проверка обмотки возбуждения:

— на обрыв (рис 17), лампочка горит, обрыва нет

— на замыкание с корпусом (рис 18), лампочка горит, есть замыкание

— измерение сопротивления (рис 19) сравнить с данными таблицы, если сопротивление меньше, есть замыкание между витками (обмотка имеет меньше рабочих витков).

 

Проверка обмотки статора:

— проверка на обрыв (рис 20), если лампочка горит, обрыва нет.

— проверка на замыкание с корпусом (рис 21), если лампочка горит, замыкание есть.

— если на рис 20 вместо лампочки включить омметр, то замеряем сопротивление, сравниваем с данными таблицы 1. При меньшем сопротивлении есть межвитковое замыкание.

 

 

 

Рис.9. Проверка зарядной цепи на обрыв: а) Г-250 б) Г-221 д) 37.3701

Рис.10. Проверка цепи возбуждения генератора на обрыв:

а) Г250

б) Г221

Рис.11. Проверка цепи и обмотки возбуждения генератора на обрыв:

а) Г250 б) Г221 е) 37.3701

 

Рис.12. Проверка диодов выпрямительного блока на пробой на автомобиле

Рис.13. Проверка на автомобиле диодов прямой проводимости на пробой генератора с блоками БПВ (а) и ВБГ (б)

Рис.15. Проверка на пробой дополнительных диодов генератора 37.3701

Рис.16. Проверка дополнительных диодов выпрямительного блока БПВ генератора 37.3701

Рис.14.Проверка диодов обратной проводимости на пробой и обмотки статора на замыкание на корпус генераторов с блоками БПВ (а) и ВГП (б)

 

Рис.17. Проверка обмотки возбуждения на обрыв

Рис.18. Проверка обмотки возбуждения на замыкание с корпусом

Рис.19. Измерение сопротивления обмотки возбуждения омметром

Рис.20. Проверка обмотки статора на обрыв

Рис.21. Проверка обмотки статора на замыкание с корпусом

 


Похожие статьи:

poznayka.org

Техническое обслуживание и ремонт генераторов — Мегаобучалка

К неисправностям генератора относится отсутствие зарядного тока при работе двигателя, а также повышенная или пониженная сила зарядного тока.
Отсутствие зарядного тока генератора при работе двигателя определяется по контрольным приборам, к которым относятся амперметр, вольтметр, контрольная лампа. Оно может быть вызвано неисправностью самого генератора, разрывом или растяжением ремня привода генератора, а также неисправностью цепи заряда аккумуляторной батареи.

При определении причин отсутствия зарядного тока генератора необходимо проверить состояние и степень натяжения ремня привода генератора, потом нужно проверить вольтметром или пробником регулируемое напряжение генератора. Для этого вольтметр подключают к клемме «+» генератора и к «массе» с соблюдением полярности, после этого устанавливается средняя частота вращения коленчатого вала двигателя, которая составляет примерно 2000 мин-1(об./мин.). После этого включают основные потребители электрического тока автомобиля, к которым относятся габаритные огни, отопитель, дальний свет фар. При этом вольтметр должен показывать напряжение в пределах 13,7-14,5 В. Если показания вольтметра находятся в этих пределах, то генератор исправен и причина неполадки кроется в цепи заряда аккумуляторной батареи. Если вольтметр показывает напряжение, выходящее за пределы допустимого, то необходимо снять щеточный узел с регулятором напряжения, проверить износ щеток, а также убедиться в отсутствии заеданий в щеткодержателе, загрязнений контактных колец якоря генератора, проверить надежность контактов регулятора напряжения. После выполнения вышеуказанных мероприятий необходимо снова проверить напряжение. Если выполненные действия не принесут положительного результата, то возможно, что неисправность кроется в регуляторе напряжения, который следует заменить на другой, заведомо исправный. Если после замены регулятора напряжение не восстановится, то необходимо снять генератор с автомобиля и провести более детальную проверку его состояния и заменить вышедшие из строя детали на новые.



Пониженная сила зарядного тока приводит к недозаряду аккумуляторной батареи, в результате чего снижается накал ламп приборов освещения и изменяется тембр звукового сигнала. Причинами пониженной силы зарядного тока могут быть нарушение работы щеточно-коллекторного узла, пробуксовка ремня привода генератора, повреждение одного из диодов выпрямительного блока, обрыв или межвитковое замыкание одной из фаз обмотки статора.
Для того чтобы определить неисправность, необходимо проверить натяжение ремня привода генератора, а также надежность контактов проводов. После этого снять щеточный узел и проверить загрязненность контактных колец, а также износ щеток и их заедание. Если после принятых мер напряжение не восстанавливается, то генератор снимают с автомобиля для проведения детальной проверки и замены вышедших из строя деталей.
Повышенная сила зарядного тока приводит к перезаряду аккумуляторной батареи. Кроме этого на больших оборотах двигателя стрелки контрольных приборов начинают зашкаливать, а электролит закипает и выплескивается из аккумуляторной батареи. Причиной повышенной силы зарядного тока может быть неисправность аккумуляторной батареи или регулятора напряжения. В этом случае для выявления неполадки нужно проверить напряжение генератора, как описано выше, и заменить неисправную аккумуляторную батарею или регулятор напряжения.
Ремонт генератора заключается в проверке его технического состояния, разборке, проверке технического состояния его деталей, замене неисправных деталей на новые и в последующей сборке.

Проверка технического состояния генератора осуществляется на специальном контрольно-измерительном стенде, который оборудован электроприводом, обеспечивающим плавное изменение частоты вращения ротора генератора, амперметром, разгрузочным реостатом и тахометром. Проверка на стенде заключается в определении минимальной частоты вращения ротора генератора, при которой достигается напряжение 12,5 В без нагрузки и с нагрузкой. Кроме этого на стенде проверяют величину тока нагрузки и регулируемого напряжения.

Разборку генератора проводят в следующей последовательности:
1) отвернуть крепления, снять щеткодержатель вместе с регулятором напряжения;
2) извлечь стяжные болты, снять крышку генератора вместе со статором;
3) отсоединить фазные обмотки статора от выводов на выпрямительном блоке, снять крышку выпрямительного блока;
4) отвернуть гайку крепления шкива вентилятора, снять шкив с вала ротора;
5) при помощи съемника снять переднюю крышку генератора;
6) если необходимо заменить передний подшипник, то нужно отвернуть винты его держателя и выпрессовать подшипник из крышки при помощи съемника.

Сборка генератора осуществляется в последовательности, обратной его разборке. Проверка технического состояния деталей генератора включает в себя проверку обмотки возбуждения ротора, обмоток статора, а также проверку диодов выпрямительного блока.
Обмотка возбуждения ротора проверяется при помощи амперметра. Для этого присоединяют щупы амперметра к кольцам якоря и по величине сопротивления определяют отсутствие обрывов или замыканий в обмотке возбуждения. Кроме этого обрыв обмотки можно определить при помощи индикатора, для этого через него подключают к контактным Кольцам обмотки возбуждения аккумуляторную батарею. Такая проверка может быть выполнена без снятия генератора с автомобиля, для этого только необходимо снять с генератора щеточный узел.
Проверка обмоток статора на короткое замыкание или на обрыв проводится при помощи индикатора и источника питания. Проверка обмоток статора на межвитковое замыкание осуществляется при помощи омметра, если обмотки статора исправны, то их сопротивление не должно отличаться более чем на 10%.

Диоды выпрямительного блока проверяют при помощи лампы и аккумуляторной батареи. Исправный диод способен пропускать ток только в одном направлении. Неисправный диод может пропускать ток в обоих направлениях (в случае короткого замыкания) либо не пропускать ток вообще (в случае обрыва цепи). Если в выпрямительном блоке поврежден один диод, то весь выпрямительный блок меняется на новый.
Короткое замыкание диодов выпрямительного блока можно проверить, не снимая генератор с автомобиля. Для этого необходимо отсоединить провода от генератора и аккумуляторной батареи, а также отсоединить вывод от регулятора напряжения и генератора. Проверку можно проводить при помощи индикатора и аккумуляторной батареи или при помощи омметра. Если при проверке загорается контрольная лампа, то в одном или нескольких диодах имеется замыкание и выпрямительный блок является неисправным.

При техническом обслуживании генератора следует обращать внимание на его чистоту. Работа генератора с отсоединенной от зажима клеммой « + » аккумуляторной батареи не допускается, потому что при такой работе может возникнуть кратковременное перенапряжение на зажиме « + » генератора, что, в свою очередь, может привести к повреждению регулятора напряжения и электронных устройств и бортовой сети автомобиля. Необходимо ежедневно контролировать работу генератора по приборам.

Через каждые 10 000-15 000 км пробега необходимо подтягивать крепления генератора на двигателе. Кроме этого также необходимо проверять натяжение приводного ремня и при необходимости его подтягивать.

Через каждые 60 000 км пробега необходимо снимать генератор, разбирать его, прочищать и протирать все его детали, а также продувать их сжатым воздухом, затем нужно продуть внутренность корпуса и крышек, проверить состояние контактных колец и щеток. При необходимости зачистить кольца мелкозернистой шкуркой или проточить их. Кроме этого если щетки выступают из щеткодержателя более чем на 5-8 мм, их надо заменить.

Билет №24

megaobuchalka.ru

Техническое обслуживание генератора. Правила ухода и эксплуатации

 Как запустить новый генератор? В данной статье найдется вся необходимая информация по подготовке генератора к запуску, его заправке, уходу и техническому обслуживанию. Как организовать безаварийную и надежную работу генератора вы узнаете, прочитав эту статью.

Устройство любого электрического генератора с приводным двигателем внутреннего сгорания в независимости от его мощности одинаково:

1.  Блок запуска генератора.

2.  Двигатель внутреннего сгорания.

3.  Масляный щуп-пробка.

4.  Электрический генератор.

5.  Автоматика управления генератором, включающая блок защит.

6.  Электрические розетки.

7.  Топливный бак.

8.  Общая несущая рама-корпус.

Подготовка к запуску генератора

Большинство продаваемых генераторов полностью собраны на заводе, покупателю остается только залить в него топливо и масло. Прежде чем приступать к заправке, необходимо выяснить, какое масло и топливо рекомендуется производителем. В зависимости от типа двигателя, может потребоваться:

1.  Дизельное топливо.

2.  Бензин А92 или А95.

3.  Метан.

4.  Моторное масло для двухтактных бензиновых двигателей.

5.  Моторное масло для четырехтактных бензиновых двигателей.

6.  Моторное масло для дизельных двигателей.

 

Заправка двухтактных бензиновых двигателей

Наиболее дешевые модели генераторов оснащаются двухтактным бензиновым двигателем. Внутреннее устройство такого двигателя не предусматривает наличия отдельного маслосмазывающего контура. Для смазки двигателя масло подается в него вместе с топливом, где потом сгорает. Стандартное соотношение маслобензиновой смеси — 1 доля масла на 50 долей бензина. В таких моделях генераторов масло и бензин одновременно заливаются в топливный бак.

 

Заправка четырехтактных и дизельных двигателей

Более современные двигатели имеют отдельный маслосмазывающий контур, поэтому первоначально необходимо залить масло в картер двигателя внутреннего сгорания, а после этого заправить топливом бак.

Количество заливаемого масла должно соответствовать указанному в паспорте объему. В бытовой генератор мощностью 1,5–2,5 кВт обычно заправляется около 1 литра масла. Для заправки нужно:

1.         Открутить пробку-щуп на картере двигателя.

2.         Залить 80–90% указанного в паспорте объема масла.

3.         Поставить на место, а затем вынуть масляный щуп.

4.         Проверить соответствие уровня масла отметкам «минимум-максимум».

5.         Долить малыми порциями масло, каждый раз контролируя его уровень щупом. Делать доливку до тех пор, пока щуп не покажет уровень масла, превышающий минимум, но меньше чем максимум (если расстояние между отметками «минимум» и «максимум» условно разделить на четыре части, при первой заправке масла оптимальным является заполнение до ¾).

6.         Плотно закрутить пробку-щуп на картере двигателя.

Нельзя для заправки ДВС использовать масло, не обладающее необходимой вязкостью или другого сорта (минеральное, полусинтетическое), особо опасно смешивать для заливки масло различных типов.

Заправка топлива выполняется в расположенный в верхней части генератора бензобак. Максимальный объем топлива указывается в техдокументации. Не нужно заливать топливо «под завязку». Топливо в баке должно быть ниже верхней стенки бака минимум на 10 мм (выполнение этого условия связано с необходимостью компенсации давления, создаваемого парами бензина). Заливку нужно делать через специальную лейку с сетчатым фильтром или тканевой фильтр.

В последнее время появилось большое количество мультитопливных генераторов, поддерживающих возможность использования в качестве топлива не только бензина, но и газа метана. Для подачи газа нужно использовать специальный шланг, в месте соединения его с редуктором газового баллона или газовой магистралью необходимо установить отдельную запорную арматуру.

 

Проверка воздушного фильтра

На всех генераторах устанавливаются воздушные фильтры. Часть из них для эффективной работы нуждается в смачивании моторным маслом (губчатые фильтры). Перед запуском нужно обязательно выяснить тип воздушного фильтра и подготовить его к работе, так как от этого непосредственно зависит качество очистки используемого воздуха и, как следствие, надежность и долговечность работы генератора.

 

Включение генератора с ручным запуском

Прежде чем включать заправленный генератор, нужно:

1.  Выбрать хорошо вентилируемое место.

2.  Установить генератор строго горизонтально.

3.  Отключить от него нагрузку.

4.  Подключить заземление.

После этого последовательно выполнить следующие операции:

5.  Открыть установленный на выходе из топливного бака кран.

6.  Специальной воздушной заслонкой ограничить подачу воздуха.

7.        Несколько раз, плавно потянув пусковой шнур на себя, смазать двигатель.

8.        Включить «зажигание».

9.        Резко потянуть пусковую ручку.

10.     Если двигатель не завелся, повторить операцию 2–3 раза.

11.     После запуска плавно вернуть шнур в исходное положение.

12.     По мере прогрева двигателя открыть воздушную заслонку.

13.     Включить электрический генератор.

14.     Проверить наличие напряжения на установленных приборах.

Так как топливная система нового генератора заполнена воздухом, если не получилось запустить генератор после 2–3 попыток, нужно стравить воздух на топливном фильтре и карбюраторе.

 

Включение генератора с электрическим стартером

Выполнить первые 5 пунктов аналогично ручному запуску, после чего:

6.  Вставить ключ зажигания.

7.  Повернуть его до отметки «старт».

8.  Дать генератору менее 20 секунд на запуск.

9.        Если двигатель не запустился, повторить операцию через 1 минуту.

10.     После запуска генератора вернуть ключ в положение «зажигание».

11.     Включить генератор.

Если установленный в генераторе аккумулятор разряжен, то при наличии пускового шнура можно запустить его вручную.

При запуске дизельного генератора необходимо дополнительно использовать декомпрессор и спустить воздух.

 

Отключение генератора

Для безопасного выключения генератора нужно произвести:

1.  Снятие с него всей электрической нагрузки.

2.  Перекрыть кран подачи топлива.

3.  Подождать пока приводной двигатель заглохнет.

4.  Отключить кнопку «зажигания».

Для аварийного отключения достаточно нажать кнопку «стоп».

Если генератор используется редко, после выключения желательно перевести поршень цилиндра ДВС в крайнее верхнее положение. Это позволяет заблокировать доступ в двигатель атмосферного воздуха, способного вызвать внутреннюю коррозию. Перемещение поршня происходит при вытягивании шнура стартера «на себя», место появления заметного сопротивления будет соответствовать оптимальному для хранения положению поршня цилиндра.

 

Техническое обслуживание генератора

Во время работы необходимо регулярно контролировать уровень топлива, при запуске — проверять уровень масла. Постоянно следить за герметичностью масляной и топливной системы. Генераторы не могут обеспечить постоянного электроснабжения. В зависимости от модели, через промежутки времени от 8-ми до 24 часов он должен останавливаться для обслуживания (дозаправка топливом, проверка уровня масла).

Внимание! Заправка топлива во время работы генератора строго запрещена!

После наработки первых 5–10 часов требуется замена масла (обкатка двигателя). Последующая замена масла производится по приведенному в инструкции графику.

Необходимо при каждой замене масла проверять состояние топливного и масляного фильтра, чистить от нагара свечу зажигания. После очистки свечи необходимо обязательно проверить, а при необходимости отрегулировать зазор между электродами (оптимальный зазор составляет 0,7–0,8 мм).

Если генератор эксплуатируется в местах с повышенной запыленностью, особое внимание необходимо уделить чистоте воздушного фильтра. Периодичность очистки фильтра необходимо сократить до 24 часов наработки генератора и меньше.

Для продолжительного хранения поршень генератора необходимо перевести в крайнее верхнее положение. Разместить генератор в сухом, хорошо проветриваемом помещении. Перед запуском генератора необходимо добавить в него свежее топливо (особенно, если в нем установлен бензиновый ДВС).

Каждые 2–3 месяца для поддержания генератора в рабочем, смазанном состоянии, необходимо проводить его запуск и наработку до полного прогрева ДВС (5–10 минут).

 

Влад Тараненко, рмнт.ру

  

http://www.rmnt.ru/ — сайт RMNT.ru

digest.wizardsoft.ru

Неисправности и техническое обслуживание генераторов и реле-регуляторов

Строительные машины и оборудование, справочник
Неисправности и техническое обслуживание генераторов и реле-регуляторов

Категория:

   Устройство автомобиля



Неисправности и техническое обслуживание генераторов и реле-регуляторов

Генератор с реле-регулятором, аккумуляторная батарея, амперметр и соединительные провода составляют зарядную цепь. Это главная цепь, поскольку она обеспечивает питание всех потребителей. Поэтому неисправности в ней вызывают нарушение работы всей системы электрооборудования.

Зарядная цепь считается исправной, если после пуска двигателя стартером стрелка амперметра показывает заряд при работе двигателя со средней частотой вращения коленчатого вала и с увеличением частоты вращения зарядный ток не возрастает.

Для зарядной цепи характерны две основные неисправности: нет зарядного тока или большой зарядный ток при заряженной аккумуляторной батарее. При отсутствии зарядного тока стрелка амперметра при работе двигателя со средней и большой частотой вращения коленчатого вала показывает «разряд», аккумуляторная батарея быстро разряжается. При большом зарядном токе стрелка амперметра при работе двигателя со средней частотой вращения коленчатого вала показывает значительный зарядный ток, который с увеличением частоты вращения еще больше возрастает, при этом наблюдается интенсивное «кипение» электролита.


При наличии неисправности в зарядной цепи прежде всего необходимо проверить натяжение ремня привода генератора, надежность контакта корпуса генератора с корпусом реле-регулятора, а также исправность амперметра. Зарядный ток может отсутствовать по причине отказа реле-регулятора, генератора, обрыва или замыкания на массу соединительных проводов.

Для проверки исправности реле-регулятора можно при частоте вращения коленчатого вала двигателя 1000—1200 об/мин на 1—2 с выключить из работы реле-регулятор (в РР130 замкнуть проводником между собой клеммы Б, Я, Ш, в РР132 провод от клеммы Ш реле-регулятора соединить с массой). Появление зарядного тока указывает на то, что генератор работает, а реле-регулятор не обеспечивает прохождения тока обмотки возбуждения. Следовательно, генератор не возбуждается из-за неисправности реле-регулятора. Такой реле-регулятор необходимо отремонтировать в мастерской или заменить на исправный. Исправность проводов можно проверить контрольной лампой.

При исправных реле-регуляторе и проводах полагают, что отказал генератор. Отказ генератора может произойти в результате обрыва или короткого замыкания в его обмотках, нарушения контакта щеток с коллектором из-за износа щеток или загрязнения коллектора. Изношенные щетки необходимо заменить новыми, а загрязненный коллектор протереть чистой тряпкой, смоченной в бензине. Генераторы с обрывами и короткими замыканиями в обмотках подлежат ремонту в мастерских.

Причиной большого зарядного тока, как правило, является выход из строя регулятора напряжения. Такой регулятор подлежит ремонту или замене на исправный.

Техническое обслуживание генераторов и реле-регуляторов заключается в следующем.

При ЕТО необходимо по амперметру проверить исправность зарядной цепи.

При ТО-1 очистить генератор от грязи, проверить его крепление и натяжение приводного ремня.

При ТО-2 снять защитную ленту генератора (Г130, Г51), осмотреть щетки, щеткодержатели и коллектор. Продуть генератор сжатым воздухом, подтянуть гайку крепления шкива генератора, проверить все соединения проводов, а также работу регулятора напряжения с помощью вольтметра.

При эксплуатации генераторов переменного тока запрещается отключать аккумуляторную батарею при работающем двигателе из-за опасности повреждения диодов генератора и выхода из строя реле-регулятора.

Категорически запрещается даже кратковременно подключать клемму «плюс» аккумуляторной батареи на массу, а «минус» в сеть. Это приведет к горению проводки зарядной цени и выходу из строя генератора. Кстати, всякое подсоединение и отсоединение проводов под током недопустимо.

Реклама:


Читать далее: Система зажигания автомобилей

Категория: — Устройство автомобиля

Главная → Справочник → Статьи → Форум


stroy-technics.ru

Техническое обслуживание генераторной установки

Строительные машины и оборудование, справочник
Техническое обслуживание генераторной установки

Категория:

   Автомобили Камаз Урал



Техническое обслуживание генераторной установки

Срок службы и надежность работы генераторных установок в значительной мере зависят от правильного и своевременного технического обслуживания. Первые работы выполняются перед вводом автомобиля в эксплуатацию, затем генераторные установки обслуживают с периодичностью ТО-2.

Недостаточно жесткое крепление генератора к двигателю является основной причиной поломки его крышек. Чрезмерно натянутый приводной ремень приводит к перегрузке подшипников и их ускоренному износу. Слабо натянутый приводной ремень проскальзывает, что риводит к ускоренному износу ремня и шкива, а также к уменьшению напряжения тока генераторной установки. Натяжение ремня проверяется по величине его прогиба, который должен соответствовать указаниям Инструкции по эксплуатации автомобиля, при нажатии на ремень с усилием 3 — 4 кгс посередине между шкивами генератора и вентилятора.

При вводе в эксплуатацию нового автомобиля необходимо проверить и в случае необходимости отрегулировать натяжение приводного ремня, а также убедиться в надежном креплении генератора к двигателю.

В дальнейшем при каждом ТО-2 проверяют натяжение ремня и крепление генератора. Кроме этих операций, при ТО-2 очищают от грязи наружные поверхности генераторных установок и проверяют крепление наконечников присоединительных проводов.

При проведении операций технического обслуживания, а также при проведении ремонтных работ запрещается:
— пуск и работа двигателя при отключенном от вывода «f» генераторной установки проводе, так как это приводит к возникновению высокого напряжения, опасного для диодов выпрямительного блока;
— включение аккумуляторной батареи обратной полярностью и несоблюдение полярности вспомогательного источника питания при пуске двигателя;
— работа генераторной установки при отключенной аккумуляторной батарее;
— проверка работоспособности генераторной установки на «искру» кратковременным соединением выводов « + », «30», В, Б на корпус или между собой;
— проверка цепей схемы электрооборудования омметром или лампой, питаемыми напряжением выше 36 В;
— проводить сварочные работы на автомобиле без отключения проводов от выводов « + ». «30», В генераторной установки.

Ряд работ по техническому обслуживанию генераторных установок производится через каждые 50 — 60 тыс. км пробега при выполнении очередного ТО-2. С указанной периодичностью генератор снимают с автомобиля для осмотра щеток и контактных колец. На снятом с генератора щеткодержателе проверяют, свободно ли перемещаются щетки в направляющих отверстиях. Затем щетки вынимают из щеткодержателя и измеряют их высоту. Если щетка заедает в щеткодержателе, ее и стенки направляющего отверстия протирают ветошью, смоченной бензином. Если износ щетки больше нормы (обычно это 7 — 8 мм), ее заменяют.

Контактные кольца, не разбирая генератор, очищают от грязи и масла ветошью, смоченной бензином. Целесообразно продуть внутреннюю полость генератора сжатым воздухом. Если износ колец более 0,5 мм по диаметру, необходимо разобрать генератор и на роторе в сборе проточить кольца. Предельное значение диаметра кольца задается в Инструкции по эксплуатации генератора.

Бесконтактные регуляторы напряжения не требуют никакого обслуживания. Вибрационные и контактно-транзисторные регуляторы напряжения требуют периодической подрегулировки. Регулируемое напряжение таких регуляторов проверяют через каждые 25 — 30 тыс. км пробега при очередном ТО-2. У всех вибрационных устройств регулировка осуществляется изменением натяжения спиральной пружины, которое осуществляется подгибанием хвостовика.

Проверку генераторных установок на автомобиле осуществляют приборами Э214, К484 и автотестером К461.

При необходимости после выполнения ремонта снятые с автомобиля генераторные установки проверяют на стендах Э211, КИ-968, Э240. На стендах предусмотрена возможность плавно изменять частоту вращения ротора и нагрузку генератора. Стенды снабжены измерительными приборами, имеющими класс точности не ниже 1,5.

Для проверки генератора его закрепляют в специальном устройстве стенда и посредством клиноременной передачи или специальной муфты шкив генератора соединяют с приводом стенда.

Для проверки начальной частоты вращения ротора генератора независимого возбуждения (рис. 3.3) обмотку возбуждения питают от постороннего источника, которым может быть аккумуляторная батарея или другой источник постоянного тока с пульсациями напряжения не более 0,2 В. Величину напряжения на обмотке возбуждения регулируют реостатом по показаниям вольтметра. Если в технических условиях заданы характеристики при самовозбуждении генератора, обмотку возбуждения подключают к положительному выводу генератора. Генераторы с интегральными регуляторами проверяют в комплекте. При этом для снятия характеристик генератора напряжение питания обмотки возбуждения принято равным 13В. В этом случае интегральный регулятор еще не вступает в работу.

Рис. 1. Принципиальная схема проверки характеристик генераторов

Затем включают электродвигатель стенда и увеличивают частоту вращения ротора генератора, которую регистрируют тахометром стенда, согласно данным технических условий. При заданной частоте вращения определяют без нагрузки (после возбуждения генератора аккумуляторную батарею отключают) и под нагрузкой соответствие генератора техническим условиям. Величину напряжения генератора фиксируют вольтметром, ток нагрузки — амперметром. Нагрузку генератора задают реостатом, параллельно которому включается аккумуляторная батарея.

Для проверки уровня регулируемого напряжения к генератору (рис. 2), установленному на стенде, присоединяют регулятор напряжения. Схема точно такая же, как и схема соединения генератора и регулятора на автомобиле. Для измерения напряжения используется вольтметр, тока нагрузки — амперметр. Нагрузкой служат реостат и аккумуляторная батарея. На стендах последних конструкций (532-2М, Э240) вместо аккумуляторной батареи используется батарея конденсаторов. Батарея конденсаторов используется для уменьшения пульсации напряжения генераторной установки, что обеспечивает ,аккумуля-торная батарея при ее работе параллельно с генератором. Емкость батареи конденсаторов подобрана такой, чтобы показания амперметра и вольтметра соответствовали их показаниям при работе генератора с аккумуляторной батареей.

Рис. 2. Принципиальная схема проверки регулируемого напряжения

Затем включают привод стенда и устанавливают частоту вращения ротора и ток нагрузки согласно значениям, заданным в технических условиях. Величину регулируемого напряжения, измеряемую вольтметром, сравнивают также с данными технических условий.

Для обеспечения безотказной работы генератора необходимо содержать его в чистоте. Очищать генератор от пыли следует продувкой сжатым воздухом. Исправность генератора проверяют по показанию амперметра. При средней частоте вращения коленчатого вала двигателя амперметр должен показывать зарядный ток, величина которого уменьшается по мере повышения заряда аккумуляторной батареи. При исправной и полностью заряженной батарее и отключенных потребителях отсутствие зарядного тока или малый зарядный ток не свидетельствует о неисправности генератора.

Рис. 3. Схема соединения регулятора и генератора при проверке регулируемого напряжения на стенде: 1 — генератор: 2 —реле напряжения; 3 — вольтметр; 4 —нагрузка; 5 — указатель тока; 6 —- аккумуляторная батарея

Для проверки состояния щеточного узла необходимо снять щеткодержатель и убедиться- в легкости перемещения щеток в щеткодержателях. Щетки высотой менее 7 мм надо заменить. Высоту щеток замерять от пружины до их основания. Усилие прижатия щеток к коллектору при сжатии до 17,5 мм должно быть 220±30 г. Если износ контактных колец превышает 0,5 мм по диаметру, их надо проточить. Минимально допустимый диаметр проточки 29,3 мм.

В подшипники генератора заложена смазка на весь срок его службы. В случае заедания или сильного шума подшипники следует заменить.

Для проверки исправности генератора непосредственно на автомобиле необходимо пользоваться вольтметром, подключая его между выводами «+» и «—» генератора. Проверка проводится при включенных аккумуляторных батареях. Сначала пускается двигатель и устанавливается средняя частота вращения 200 рад/с (около 2000 об/мин). После 10-минутной работы двигателя включается, дальний свет фар и фиксируется показание вольтметра, которое должно быть 27…29,2 В.

Контрольную проверку генератора проводят на специальном стенде, обеспечивающем плавное изменение частоты вращения ротора генератора. Если генератор исправен, то все его параметры должны соответствовать технической характеристике.

Отказ в работе генератора может произойти из-за выхода из строя выпрямительного блока. Проверять блок надо на разобранном генераторе при отсоединенной обмотке статора, используя аккумуляторную батарею и контрольную электролампу. Проверяя диоды плюсовой шины выпрямительного блока, к ней через контрольную лампу надо присоединить «—» аккумуляторной батареи, а «» поочередно подсоединять к противоположным выводам диодов. Проверяя же диоды минусовой шины, к ней через контрольную лампу надо присоединить «» аккумуляторной батареи, а «—» поочередно подсоединять к противоположным выводам диодов. Исправные диоды выпрямительного блока проводят ток только в одном направлении, и, следовательно, лампа должна гореть только при включении диодов в проводящем направлении. Если контрольная лампа горит или не горит при подключении ее в обоих направлениях, то диод неисправен. Необходимо заменить весь выпрямительный блок.

Рис. 4. Установка аккумуляторных батарей: 1 — ящик-гнездо; 2 — стяжка; 3 — застежка крыши ящика; 4 — корпус; 5, 6 — пластины; 7— сепаратор; 8 — плюсовая клемма; 9 — минусовая клемма; 10—клемма-колодка; 11 — крышка; 12 — планка; 13 — наливное отверстие; 14 — крышка аккумулятора; 15 — межэлементная перемычка

Запрещается проверять выпрямительный блок: от источника напряжением более 24В; от источника переменного тока; без контрольной лампы, включенной последовательно с выпрямительным блоком.

Устанавливая генератор на двигатель, необходимо учитывать, что задний болт крепления генератора к кронштейну входит в разрезную опору, а лапа передней крышки генератора крепится без зазора. В связи с этим сначала необходимо ослабить стяжной болт разрезной опоры, затянуть болты крепления генератора и лишь затем полностью затянуть стяжной болт задней опоры генератора.

Реклама:


Читать далее: Техническое обслуживание аккумуляторных батарей

Категория: — Автомобили Камаз Урал

Главная → Справочник → Статьи → Форум


stroy-technics.ru

Все о техническом обслуживании дизельных генераторов

Источник электрической энергии, коим является бензиновый или дизельный генератор, должен работать как часы, так как его выход из строя может привести к огромным потерям вследствие невозможности проводить работу. В связи с этим эксплуатирующие ДГУ должны быть уверены в том, что данное устройство не подведет их в самый ответственный момент. А такая уверенность приходит только с полным пониманием текущего технического состояния агрегата и дальнейших перспектив его работы.

Чем может обернуться несвоевременное техническое обслуживание ДГУ

Только своевременно проводимое плановое ТО может вовремя выявить намечающиеся проблемы в работе генератора. Устранение данных проблем на их начальной стадии может стоить куда дешевле и занять меньше времени. При этом отсутствие периодической проверки может привести к тому, что вследствие износа генератор будет потреблять больше топлива и давать меньше электроэнергии. Следовательно – увеличиваются затраты на его эксплуатацию. В связи с этим все регламентные работы по техническому обслуживанию ДГУ должны производиться вовремя.

Ежедневный осмотр

В зависимости от степени глубины анализа работы такого сложного агрегата, как дизельный генератор, различается и периодика проведения технического обслуживания. Самым частым, проходящим ежедневно, является визуальный осмотр агрегата. Актуальным подобный подход станет в том случае, если генератор используется постоянно. В ходе такого осмотра проверяется уровень жидкостей, проводится мониторинг на предмет протечек и сбоев в работе тех или иных узлов устройства.

Плановое ТО дизельных генераторов

В отличие от ежедневного осмотра, назвать сходу сроки планового ТО невозможно. Все зависит от качества агрегата, рекомендаций его производителя, активности использования и того, в каких условиях это самое использование происходит. Градация сроков велика – от нескольких недель до пары лет. В среднем, первое ТО проводится через 50 м/ч, а второе – через 250 м/ч.

В отличие от быстрого ежедневного осмотра, в ходе планового ТО техническое состояние генератора проверяется досконально. Проводится замена изнашивающихся компонентов, мелкий ремонт. Осуществляются смазочные работы, проводится настройка работы узлов и агрегатов. Кроме того проводятся тестовые пуски с определенными параметрами, а также устанавливается частота их последующего проведения. Как правило, подобные тестовые пуски осуществляются ежемесячно.

В целом во время плановых ТО и техобслуживания после наработки генератора проводятся следующие процедуры:

  • Меняются все расходники, выработавшие свой срок или близкие к этому;
  • Смазываются все нуждающиеся в этом узлы и агрегаты. Также производится замена масла;
  • Промывается система охлаждения;
  • Проводится регулирование работы клапанов, приводов, частоты вращения ремней и тому подобные действия, направленные на обеспечение стабильной и эффективной выработки энергии;
  • Проверяется герметичность систем подачи топлива и охлаждения;
  • Осуществляется мониторинг работы электронных систем генератора.

 Заключение

Важность дизельного генератора высока, и допускать его выхода из строя, либо сбоев в работе ни в коем случае нельзя. Особенно важно уделить внимание полноценному ТО в том случае, если генератор относится к низкой ценовой категории и потенциально более уязвим для преждевременных поломок.

bricknews.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *