Замена тормозной жидкости своими силами — журнал За рулем
Кто не слышал выкриков «качай-держи» где-нибудь в гаражах, да и на сервисах средней руки? Наверняка мужики тормоза прокачивают. Замена тормозной жидкости — процедура всем известная. А как заполняют ею систему на заводах-изготовителях автомобилей, никогда не интересовались? Попробуем применить заводскую операцию в гражданских условиях.
Промышленный подход
На заводе вся тормозная система абсолютно пустая, но устройство ее таково, что бачок для жидкости расположен на главном тормозном цилиндре в моторном отсеке, в самом верху. Чуть пониже обычно — блок ABS (у кого есть), а далее тормозные трубки уходят к передним и задним колесам. Там, в колесных тормозных механизмах, могут использоваться цилиндры разных вариантов исполнения. Но одна черта объединяет все их: в самой верхней части цилиндра всегда расположен штуцер для прокачки. Его еще иногда называют клапаном выпуска воздуха.
ш
Элементы рабочей тормозной системы автомобиля с ABS: 1 — тормозной механизм переднего колеса; 2 — трубка тормозного механизма переднего колеса; 3 — блок ABS; 4 — бачок гидропривода; 5 — главный тормозной цилиндр; 6 — вакуумный усилитель; 7 — педаль тормоза; 8 — трубка тормозного механизма заднего колеса; 9 — тормозной цилиндр заднего колеса; 10 — шланг тормозного механизма заднего колеса; 11 — шланг тормозного механизма переднего колеса
На заводе на горловину бачка надевают специальный штуцер, через который тормозная жидкость под давлением наполняет систему. Рабочий, находящийся внизу, открывает по очереди штуцеры прокачки на колесных цилиндрах. Из них сначала вытесняется воздух, а затем идет тормозная жидкость. Всё. Штуцер можно заворачивать. Повторив эту операцию со всеми колесами автомобиля, получаем полностью заправленную и работоспособную тормозную систему. Осталось отсоединить заправочный штуцер от горловины бачка, установленного на главном тормозном цилиндре, и завернуть пробку бачка.
Возникает вопрос, может ли обычный автовладелец использовать такой же метод? Если вы ремонтировали тормозную систему с заменой гидравлических элементов или прокачиваете систему из-за подозрения о наличии в ней воздуха, я обычно рекомендую провести прокачку классическим «качай-держи». Более интенсивное прохождение жидкости в трубках и полостях цилиндров гарантированно вытеснит пузырьки воздуха.
Не пытайтесь повторить это дома?
А что, если мы собрались в соответствии с регламентом технического обслуживания своего автомобиля просто заменить жидкость? У кого через каждые два года, у кого — через три. И вот тут нам приходит на помощь метод проливки системы новой тормозной жидкостью. Используем то, что бачок с жидкостью расположен высоко, а жидкость просто сливается вниз, к рабочим цилиндрам под действием силы тяжести. Главное преимущество предлагаемого способа в том, что он не требует помощника.
Тормозную жидкость следует приобрести с запасом (не менее 1 л). Интересно, кстати, что практически у всех легковых автомобилей, независимо от их размеров, повышенной проходимости, наличия систем ABS и прочих отличий, емкость тормозной системы около полулитра. Учтите, что замена происходит методом перемешивания, поэтому пролить через систему нужно несколько большее количество жидкости. Запаситесь 1 л тормозной жидкости любого производителя (они все совместимы). DOT-4 — самая распространенная и применяемая в подавляющем большинстве автомобилей тормозная жидкость. Заменять ее приходится вследствие высокой гигроскопичности — способности поглощать влагу из воздуха и терять из-за этого свои рабочие характеристики.
Итак, са
www.zr.ru
Замена тормозной жидкости своими руками: инструкция, видео
Данная процедура не очень сложная, но лучше ее научится делать своими руками, чем ехать в сервис для этого. Для данной процедуры необходим помощник, задачей которого является нажатие педали тормоза при необходимости. Конечно, есть люди, которые справляются без помощников, но это сложновато.
Важная информация:
- Необходимо использовать только тормозную жидкость той фирмы, которую рекомендует и сам использует производитель.
- Когда будете доливать жидкость необходимо использовать только новую, и как сказано выше, соответствующую прежней. Никогда не доливайте жидкость, которая использовалась до этого, так как в ней присутствуют различные примеси и загрязнения.
- Жидкость очень токсична, поэтому необходимо вести себя аккуратно и действовать осторожно. Отсасывать тормозную жидкость ртом категорически запрещено. Храните жидкость в емкости, которая не дает возможности всем достать ее. Во время проведения работ с данной жидкостью всегда необходимы различные тряпки держать рядом, так как если она попадет на кузов, на нем в дальнейшем останутся повреждения, если ее не убрать с него с помощью той же тряпки или воды.
- Не допускайте контакта тормозной жидкости с минеральными маслами, так как даже небольшие участки или отпечатки минерального масла если получат контакт с тормозной жидкостью, то она в результате могут сделать ее неэффективной и вывести из строя всю тормозную систему. Прокладки и манжетки тормозной системы в случае контакта с минеральными маслами сразу повреждаются.
- Нельзя применять тряпки, которые пропитаны минеральными маслами. Также держите всегда тормозную жидкость в закрытом состоянии, ведь она имеет способность впитывать влажность из окружающей среды.
- Тормозную жидкость необходимо менять один раз в 2-3 года независимо от того сколько проехал автомобиль. Также некоторые водители ориентируются на пробег и спустя 60 тысяч километров пробега производят замену тормозной жидкости. Рекомендуется производить замену после зимы.
- Это продовольствие и поэтому ее нельзя выкинуть вместе с повседневными отходами, также не рекомендуется ее выливать.
Замена тормозной жидкости – инструкция:
1. Найдите на основном цилиндре крышку бачка и открутите ее, крышку уберите на какую-нибудь чистую поверхность. Из поплавка может покапать или даже потечь жидкость, поэтому лучше подложить по него какую-либо тряпочку.
2. В том случае если задние колеса вывешены, то вам необходимо разблокировать усилие тормозных дисков на колеса. Для этого нужно вставить небольшой предмет между поршнем и пластиной, в данном случае используется отвертка. После полной замены тормозной жидкости ее необходимо убрать.
3. На заднем правом колесе необходимо тщательно очистить выпускной клапан. Снимите резиновый колпачок с клапана, а на штуцер натяните шланг и вставьте другой конец шланга в бутылку или другую емкость.
4. Теперь необходимо сделать прокачку тормозов, где вам и понадобится помощник. Его задача 4-5 раз нажать на педаль тормоза с интервалом в 1-2 секунды, а на последний раз необходимо нажать и держать педаль тормоза.
5. Затем необходимо открутить выпускной шланг на пол оборота, в результате чего в емкость из шланга пойдет старая тормозная жидкость, а как только она перестанет литься нужно сразу закрутить выпускной шланг обратно.
6. Предыдущие два действия необходимо проделать несколько раз и перед каждым разом смотреть на количество оставшейся тормозной жидкости в бачке и не допускать того чтобы она падала ниже минимальной отметки, то есть необходимо доливать жидкость. Предыдущие два пункта нужно проводить до того момента пока из шланга не будет течь новая тормозная жидкость.
7. Теперь необходимо сделать все то же самое, но с передним левым колесом, а после перейти к заднему левому и переднему правому. Данный порядок необходимо соблюдать обязательно.
8. Когда все будет готово необходимо проверить плавность хода педали тормоза, нажмите на не несколько раз и убедитесь в том, что она ходит плавно. Если с плавностью хода есть проблемы, значит в систему попал воздух и для того чтобы от него избавиться необходимо сделать прокачку тормозной системы.
9. Наденьте обратно резиновые защитные колпачки на воздуховыпускные клапаны.
10. Залейте жидкости в бочек до максимальной отметки и на этом замена тормозной жидкости своими руками завершена.
Видео
Поделитесь с друзьями!
autoiwc.ru
Самостоятельная замена тормозной жидкости: нюансы и особенности
Замена тормозной жидкости – процесс не простой, с множеством нюансов и тонкостей. Овладев ими в полной мере, можно без особого труда производить ремонт своего автомобиля за небольшой промежуток времени.
Что такое тормозная жидкость и для чего она нужна?
Тормозная жидкость – одна из ключевых составляющих тормозной системы. От ее состояния напрямую зависит эффективность торможения. Задачей ТЖ является передача усилия от ног водителя к тормозным цилиндрам автомобильных колес.Современная тормозная жидкость состоит из основы (гликолевой, минеральной или силиконовой) и различных присадок (от 2% до 7%) от общего объема. Жидкости более старых образцов производились на основе бутилового спирта (50% от объема) и масла «касторки» также 50%.
Как понять, что тормозную жидкость пора менять?
ТЖ в автомобиле необходимо периодически менять. Информацию по периоду замены можно найти в сервисной книжке. Средний период работы выражается двумя значениями: 12–36 месяцев или 40–60 тыс. км пробега.
Более жесткие правила предъявляются дорогим и эксклюзивным автомобилям. Там замену следует проводить при 10 тыс. км, а в случаях с Ferrari и на отметке в 5 тыс. км.
Чем чаще и активнее Вы используете свои тормоза, тем «сложнее» жидкости работать. При езде по городу она нагревается до +140–150 °С, а в условия экстремального вождения – еще на 30–40 градусов.
Точка кипения является главной характеристикой тормозной жидкости. Высокий показатель лучше сказывается на работе всей системы. Заявленная температура кипения на некоторых марках составляет от 205 до 265 градусов.
Кипящая жидкость снижает эффективность тормозной системы за счет образования пузырьков газа, которые выдавливают некоторый объем жидкости в резервный бачок.
Низкая точка кипения говорит об «износе» жидкости, а это не позволит передать необходимое тормозное усилие на цилиндры суппортов. Из-за недостаточного давления педаль тормоза начинает проваливаться.
Изменения состава смеси по большей мере связано с тем, что в процессе работы жидкость поглощает воду. Всего 2–3% набранной влаги может привести к тому, что тормозная жидкость закипит уже при 140–160 градусах. Такая ТЖ требует срочной замены.
Сегодня можно приобрести специальные тестеры с индикатором, позволяющие проверить качество тормозной жидкости. Модели этих устройств бывают разные. Самый простой из них показан на этом видео:
Выбор нужного типа жидкости и инструментов для замены
Часто начинающие автолюбители допускают несколько грубых ошибок при выборе тормозной жидкости. Рассмотрим несколько распространенных заблуждений.
- Любая ТЖ имеет маркировку DOT (Министерство транспорта Соединенных Штатов). Сегодня продаются жидкости марки DOT 5.1 и 5, DOT 4 и DOT 3.
Использовать конкретную марку ТЖ нужно в полном соответствии с рекомендациями производителя Вашего авто.
- Стоит отметить, что на авто XX века, современные ТЖ не подходят. Это связано с несовместимостью резиновых деталей тормозной системы и серьезным отличием в составах.
- Следующая распространенная ошибка – это смешивание жидкостей. Это приведет к понижению эксплуатационных параметров тормозной системы. В конечном итоге все будет сведено к полной замене грязной и мутной «жижи» на новую.
- Жидкость очень токсичная. Попадание на кожу, глаза и слизистые ткани может привести к химическим ожогам.
- При работе всегда иметь в запасе чистые тряпки, чтобы предотвратить повреждение кузова авто или других пластиковых деталей при попадании жидкости на них. Если избежать этого не удалось, быстро промыть деталь водой и протереть тряпкой.
На что следует обратить внимание при выборе? Критериев, помимо точки кипения, немного:
- вязкость;
- антикоррозийный эффект;
- воздействие на резину;
- стабильность;
- смазывающие свойства.
Вязкость – особая техническая характеристика. Густая тормозная жидкость при низких температурах может привести к полному отказу тормозной системы. При работе в повышенной температурной среде, наоборот, слишком жидкая ТЖ образует течь.
Антикоррозийные свойства хорошей тормозной жидкости достигаются благодаря добавкам. Ингибиторы – это специальные вещества, которые замедляют нежелательный процесс разрушения металлов. Эффективность данной добавки оценивается путем выдерживания металла тормозной системы в «увлажнённой» жидкости (3,5%) на протяжении 5 суток при температуре 100 градусов по Цельсию.
Воздействие на резину. Если совместимость с резиновым уплотнителем очень плохая, это приведет к набуханию или усадке манжет. При набухании риск разрушения уплотнений поршнем очень велик, а при усадке неизбежность течи гарантирована.
Стабильность – полное сохранение характеристик при работе в широком температурном «спектре» (от -50 градусов до +150).
Смазывающие свойства – это результат стендовых испытаний, которые имитировали работу тормозных цилиндров в очень сложных эксплуатационных условиях.
Подготовка к замене тормозной жидкости
Современные авто с системами ABS лучше обслуживать на специализированных станциях технического обслуживания. Как правило, это не занимает много времени, не более 25–35 минут. За минимальный бюджет система точно не будет завоздушена, а ТЖ будет полностью обновленной.
Для проведения замены тормозного вещества в кустарных условиях можно обойтись минимальным набором инструментов. Достаточно иметь под рукой несколько прозрачных трубок, диаметр которых совпадает со штуцером, ремонтные ключи и емкость для использованной жидкости.
Все манипуляции стоит осуществлять на эстакаде или смотровой яме. В некоторых случаях подобраться к пропускным клапанам поможет домкрат и значительный запас времени на монтаж колес. Иногда к штуцерам можно подобраться ключом снизу, тогда снимать колеса вовсе не обязательно.
Последовательность действий для замены тормозной жидкости будет зависеть от типа тормозной системы авто. Их две:
- Диагональная схема. Прежде всего, нужно прокачать правое заднее колесо, потом переднее левое. Далее заднее левое, а в конце переднее правое.
- Параллельная схема. В этом случае работы начинаются с правого заднего колеса. Далее необходимо переместиться к заднему левому. Следом идет правое и левое передние колеса.
Последовательность действий для замены тормозной жидкости
- На главном цилиндре необходимо отыскать и раскрутить крышку бачка. Ее сразу лучше отложить в сторону, предварительно подложив чистую тряпку.
- При вывешенных задних колесах, следует разблокировать натиск тормозных устройств. Вставляем отвертку между пластиной и поршнем. После завершения работ не забудьте ее вытащить.
- Тщательно очистите клапан на заднем правом тормозном устройстве. Следует снять защитное резиновое кольцо с клапана. Шланг насаживаем на штуцер, а его второй край вставляем в подходящую емкость.
- Прибегнув к помощи напарника, нажимаем на тормоз несколько раз с интервалом в пару секунд. Плавно отпускаем педаль. Во время последнего нажатия педаль можно не отпускать, а просто зажать.
- Немного откручиваем выпускной клапан, пока по прозрачному шлангу не начнет поступать старая ТЖ. Закручиваем клапан, если жидкость перестает течь.
- Наблюдаем за жидкостью в бачке. Нельзя допустить, чтобы ее стало меньше минимума. Действия повторяем несколько раз, доливая постоянно чистую жидкость, пока не выйдет вся старая.
- Эти же действия проводим с последующими блоками. Необходимо соблюдать порядок прокачки тормозов.
- После проводим проверку тормозной педали. Она должна иметь плотный и равномерный ход после нескольких нажатий. Что-то не так? В систему, скорее всего, попал воздух.
- На предпоследнем этапе нужно надеть обратно все резиновые защитные кольца на клапаны.
- И напоследок, залить ТЖ до максимального уровня.
На этом все. Замена тормозной жидкости выполнена. Для наглядности рекомендуем еще просмотреть видео – как заменить тормозную жидкость и прокачать тормоза
Нюансы и на что обратить внимание при самостоятельной замене жидкости
Если автомобиль начинает торможение при малейшем нажатии на педаль, значит замена ТЖ выполнена удачно. Место расположения руля (слева/справа) имеет значение при прокачивании. Если руль справа, схема незначительно меняется. Если при езде автомобиль заметно качает в стороны, необходимо провести заново прокачивание системы.
Теперь Вы знаете, как заменить тормозную жидкость своими руками. На что следует обращать особое внимание при покупке ТЖ. Следуйте конкретной последовательности и отнеситесь к процессу с максимальной серьезностью, ведь тормоза это единственный способ остановить автомобиль.
Вконтакте
Google+
Одноклассники
Мой мир
pricurivatel.ru
Как поменять тормозную жидкость своими руками? • DRIVER’S TALK
Николай Федотов
Чиню машину по фото… Ясновидящий слесарь в пятом поколении
calendar_today 15 октября 2018
visibility 262 просмотра
Друзья, сегодня у нас эксперимент с тормозными жидкостями. Узнаем, что лучше и выгоднее заливать, а также я покажу, как правильно менять тормозуху на автомобиле.
Тест на соответствие заявленной температуре кипения
Я уже говорил, что от этой температуры зависит эффективность тормозов, а точнее, чем температура кипения выше, тем лучше.
В проведении такого эксперимента поможет наша знаменитая плитка. К сожалению, у меня только два термостойких стаканчика, поэтому будут своеобразные соревнования.
Felix DOT-4 и Лукойл DOT- 4
Для теста возьмём жидкости примерно в одной ценовой политике: Felix DOT-4 и Лукойл DOT- 4.
Для того чтобы процесс шел веселее, давайте под стаканчики добавим термопасту.
Обратите внимание, первое образование пузырьков началось уже на 190 градусах. Но на температуре 200 градусов закипели и Felix и Лукойл практически одновременно.
Хотя у Felix заявлено 250, а у Лукойла — 230.
Lux и SINTEC
Следующие — Lux и SINTEC. Посмотрим, как они покажут себя. Активные кипения тормозной жидкости Lux начинаются ещё до 200 градусов. Он у нас выходит из эксперимента.
Остаётся SINTEC. SINTEC начал кипеть на температуре 220 градусов. Очень даже неплохо, но всё равно это меньше, чем заявлено на этикетке.
Как после этого верить производителю?
Castrol и AWM
Следующее испытуемое масло у нас Castrol и AWM. Температура уже больше 200 градусов, а жидкости ещё и не думают кипеть. Это очень радует.
Я переставил термометр, и AWM начал закипать на 220 градусах. В принципе, это неплохо, хотя для его цены не очень.
Castrol закипел на температуре 240 градусов.
Нева DOT-3 и Motul DOT 5.1
И финальный тест — Нева DOT-3 и Motul DOT 5.1. Посмотрим, кто кого. По идее, DOT-3 должен закипать на 180 градусах, а Dot 5.1 — где-то на 270.
Нева начала закипать, но не очень активно на температуре 230 градусов. Как это вообще возможно? Даже Motul уже начал слегка кипеть.
В этом эксперименте однозначно будет лидером Нева.
Сейчас переставим термометр на Motul и посмотрим, какая температура у него. Motul тоже закипел, но на 240 градусах, то есть это у нас почти лидер где-то наравне с Castrol, только Motul 5.1, а Castrol DOT-4. Посмотрим, как он покажет себя в следующих тестах.
Сейчас мы смешаем все наши тормозные жидкости, то есть нальем в одну пробирку в небольших количествах, включая DOT 5.1, DOT-4 и DOT-3.
Этот эксперимент нам наглядно покажет, можно ли доливать какую-то тормозную жидкость либо менять ее методом замещения, если мы не знаем, что у нас было залито.
В жидкости появились какие-то искажения. Это говорит о том, что они налиты не из одной бочки. Попробуем их еще немного нагреть и посмотрим, что будет.
Как видите, никакой реакции, эмульсии и осадка нет. Это говорит о том, что данные классификации тормозной жидкости легко смешиваются.
Зачем менять тормозную жидкость?
Теперь перейдем к самой замене. Я уже говорил в прошлом выпуске, для чего это нужно, но многие, к сожалению, не поняли, поэтому еще раз повторю.
В тормозную жидкость со временем попадает влага, а точнее, конденсат из воздуха. Кто-то говорит, что система полностью герметична, туда никак не может попасть воздух, это не совсем так.
Система герметична, но там всё равно присутствует сапун, и воздух в любом случае попадает. Представьте, при нажатии тормоза жидкость из бачка опускается, ведь так или иначе она уходит в тормозные цилиндры.
Потом ее выгоняет обратно в бачок, из-за чего она частично перемешивается, а также смешивается с воздухом. При разнице температур происходит выпадение конденсата.
Его там немного, но со временем накапливается достаточно большое количество. От этого конденсата очень много негативных воздействий.
Первое — тормозуха начинает раньше закипать, и возникают паровые пробки в системе.
От этого тормоза становятся менее эффективны, особенно с первого качка.
Также от этой влаги происходит коррозия деталей, она не совсем видимая. Я показывал образец, вы, наверно, заметили, что ржавчина именно снаружи.
А когда ржавеет изнутри, там получаются небольшие раковинки, которые начинают работать по манжету и в итоге просто перетирают его. Это также причины течи.
Кроме того, из-за влаги тормозуха замерзает, то есть тормоза становятся более тугие. В отдельных случаях она вообще блокирует торможение какого-то колеса.
Что очень опасно, особенно в гололед, поэтому ответственно относитесь к замене такой жидкости.
Это будет гораздо дешевле, чем потом бороться с последствиями, да и вообще с тормозами не шутят.
А сейчас по просьбе подписчиков сделаем сравнение в тормозном бачке и в дальнем тормозном цилиндре, то есть жидкость, которая находится в цилиндре.
Вряд ли попадает в сам бачок, ведь там нет никакого круговорота. Частично она, конечно, перемешивается, но не настолько эффективно, как думают многие.
Давайте в процессе замены тормозной жидкости сделаем такое сравнение. Замену тормозной жидкости можно осуществить двумя способами. Расскажу подробно о двух из них.
Замена тормозной жидкости методом замещения
Данную работу лучше делать на смотровой яме или подъемнике. Если такой возможности нет, можно обойтись снятием колес.
Если не хотите делать лишнюю работу, то объедините замену тормозухи и переобувку, например.
Для начала откручиваете крышку бачка и с помощью шприца откачиваем старую тормозную жидкость.
Заодно сравним жидкости из бачка и жидкость заднего цилиндра. Загораются две лампочки. Это говорит о том, что воды в жидкости 2%.
Откачали старую жидкость, столько, сколько получилось взять шприцом. Наливаем новую — полный бачок.
Кстати, покупайте тормозуху с запасом хотя бы на пол-литра, потому что потери неизбежны.
Допустим, на колене объем тормозной жидкости где-то 450 мл, тормозухи нужно брать литр, чтобы запасом промыть и заменить ее.
В моем случае возьмём две разные жидкости, для того, чтобы сделать еще и практический тест смешивания. Замену начинаем с правого заднего колеса.
Зачищаем, как следует, штуцер прокачки, снимаем колпачок, брызгаем мощную проникающую смазку.
Затем срываем его с места только с помощью шестигранной головки либо ключика.
Забудьте о многогранниках и рожковых ключах, а то постоянно в сервис приезжают машины, у которых сорваны грани на прокачке. Это очень частая проблема.
Только после того, как удачно сорвете болт, слегка закручиваете его обратно, затем уже надеваете прозрачный шланг — очень хорошо подходит от стеклоомывателя.
Берем емкость, желательно небольшую, для того, чтобы точно видеть, какое количество тормозухи сливается.
Теперь можно ослаблять клапан с помощью обычного рожкового ключика.
Для ускорения этого процесса можно сделать специальную крышку на бачок с ниппелем, накачивать туда небольшое давление.
Где-то 05 атмосфер — для того, чтобы не повредить этот бачок и в тот же момент создавать избыточное давление.
Я скинул уже немного жидкости заднего суппорта. Давайте проверим ее нашим прибором на наличие влаги. Наливаем ее так же в стаканчик и опускаем прибор.
Как видите, даже красная лампочка мигнула, но в бачке было только 2%. Каким-то образом в заднем суппорте влаги ещё больше, хотя вроде бы циркуляции нет?
Это связано, наверно, с тем, что вода тяжелее, чем тормозная жидкость. Она опускается вниз, поэтому в суппортах влаги будет ещё больше.
Об этом тоже стоит помнить. Старую жидкость можно вылить в отдельную емкость и повторить процедуру до полной очистки.
В моём случае она довольно светлая. Бывает всё гораздо хуже. Когда жидкость пойдёт чистая, ее можно залить обратно в бачок и продолжить уже на следующей стороне.
Далее всё то же самое делаем на переднем левом колесе, затем на заднем левом и на переднем правом. Не забывайте периодически добавлять жидкость в бачок.
Если уровень слишком сильно опустится, он может хапнуть воздух и потом придётся прокачивать систему либо очень долго пропускать.
Полная замена тормозной жидкости
Сейчас давайте рассмотрим следующий способ — полную замену тормозной жидкости.
Она необходима, например, когда жидкость не менялась лет 20, либо когда машина после купаний.
В таком случае нужно сливать сначала всю старую жидкость, а потом уже заливать новую.
Для этого нужно открутить все прокачки и сливать жидкость пока она течет.
Потом необходимо открутить суппорт и наклонить его, ведь прокачка находится вверху, в нижней части остаётся довольно много старой тормозухи, поэтому такую процедуру нужно сделать абсолютно на каждой ступице.
Затем устанавливаем все в исходное положение, наливаем новую жидкость и открываем все клапаны. По мере того, как жидкость начнет вытекать, нужно их закрывать.
Затем нажать несколько раз педаль тормоза и повторить процедуру, то есть выпустить оставшийся воздух, периодически доливая тормозную жидкость.
После такой процедуры, в принципе, даже прокачивать не нужно, как правило, тормоза уже становятся нормальными.
Но иногда приходится долго попотеть, чтобы выгнать весь воздух из системы, поэтому такую замену необходимо делать только в крайних случаях.
Ну что ж, друзья, надеюсь, я сегодня помог вам разобраться в выборе тормозной жидкости, в замене и в важности такой процедуры. Спасибо за внимание и пока.
driverstalk.ru
Замена тормозной жидкости своими руками: видео
При обладании минимальными слесарными навыками замена тормозной жидкости своими руками – задача несложная. Нужно знать лишь основные особенности выполнения этой операции. Перед непосредственным описанием того, как поменять тормозную жидкость, следует рассмотреть ее назначение, свойства и типы.
Необходимость замены
Посредством тормозной жидкости происходит передача усилия от педали тормоза через главный тормозной цилиндр на рабочие тормозные цилиндры, приводящие в действие тормозные механизмы на колесах автомобиля. Для того чтобы обеспечивать эффективное торможение, жидкость должна:
- Сохранять свои характеристики в широком температурном диапазоне (от -30 °С до +150 °С и выше).
- Быть неагрессивной по отношению к резинотехническим изделиям и металлическим поверхностям деталей системы.
- Обладать высокой смазывающей способностью для поддержания надежного функционирования тормозных цилиндров.
Помимо того что в процессе эксплуатации эти свойства постепенно ухудшаются, необходимо также учитывать еще один важный параметр: гигроскопичность. Он характеризует способность жидкости впитывать и удерживать влагу из воздуха.
Влага усиливает коррозионное воздействие на металлические элементы тормозной системы и увеличивает риск закипания.
При повышении содержания воды до 3% температура кипения снижается приблизительно на 70 °С. При закипании воды происходит выделение пара, который хорошо сжимается. Это может привести к «провалу» тормозной педали и резкому падению эффективности торможения. Именно из-за гигроскопичности замена тормозной жидкости должна производиться не по пробегу, а регулярно (каждые 2-3 года).
Выбор нужного типа жидкости
Для того чтобы правильно выбрать тип применяемой жидкости, необходимо обратиться к руководству по эксплуатации автомобиля и ознакомиться с требованиями производителя. Существует четыре основных класса: DOT 3, DOT 4, DOT 5 и DOT 5.1. Все они различаются по составу, поэтому смешивать между собой жидкости разных классов (и даже одного класса, но выпущенных разными производителями) крайне не рекомендуется. Особенно это касается DOT 5, изготовленной на основе силикона, ее нельзя смешивать с другими типами.
Подготовка к работе
Для того чтобы заменить тормозную жидкость, в первую очередь нужно подготовить необходимые материалы и приспособления:
- Свежую жидкость.
Ключ, который поможет открутить прикипевшие тормозные трубки
- Торцевые ключи на 7-8 мм (для старых автомобилей) или 9-11 мм (для более новых).
- Прозрачные пластиковые или силиконовые трубочки диаметром 4 мм или 6 мм (в зависимости от диаметра штуцера прокачки).
- Прозрачную емкость (лучше всего подойдет пластиковая бутылка объемом 1-1,5 л).
- Домкрат (если процедура не проводится на подъемнике, эстакаде или смотровой канаве, для упрощения процедуры понадобятся несколько домкратов).
Кроме этого, замена тормозной жидкости требует привлечения помощника.
Также необходимо определить, какая схема тормозных контуров используется на автомобиле. От этого зависит последовательность работы:
- Диагональная («крест-накрест») – сначала прокачивается заднее правое колесо, затем переднее левое, далее заднее левое и переднее правое.
- Параллельная – прокачка начинается с заднего правого колеса, затем работа производится поочередно на заднем левом, переднем правом и переднем левом колесах.
Перед выполнением работ нужно найти на тормозных механизмах штуцеры для прокачки, при необходимости очистить их от грязи и снять резиновые колпачки.
Порядок замены
- Открутить крышку на бачке с тормозной жидкостью под капотом. Необходимо соблюдать осторожность, так как остатки жидкости на поплавке крышки могут попасть на лакокрасочное покрытие автомобиля.
- Снять колесо в порядке очередности или все колеса, если при помощи домкратов автомобиль полностью вывешен. В случае выполнения работ на эстакаде или смотровой яме, при обеспечении беспрепятственного доступа к штуцерам прокачки колеса снимать необязательно.
- Направить одного из напарников под автомобиль, вы должны занять место в салоне за рулем.
- Надеть на штуцер прозрачную трубочку. Другой ее конец опустить в емкость.
- Произвести 4-5 резких нажатий на педаль тормоза, после этого удерживать педаль до момента «провала».
- Отвернуть штуцер примерно на пол-оборота. После «провала» педали, удерживая ее, необходимо закрутить штуцер.
- Долить тормозную жидкость в бачок.
- Повторять пункты 5-7 до тех пор, пока через трубочку не начнет выходить свежая жидкость.
- Надеть защитный колпачок на штуцер.
- Перейти к следующему колесу по схеме.
- После замены жидкости в механизмах всех колес нужно проверить ход педали тормоза, уровень в бачке.
Отдельные замечания
Во время выполнения работ необходимо следить за уровнем жидкости в бачке и не допускать обнажения его дна. В противном случае в систему попадет воздух и нужно будет выполнить прокачку.
Если на задних колесах автомобиля установлен регулятор давления, нужно предварительно заблокировать его работу. Обычно для этого достаточно вставить отвертку между корпусом регулятора и его приводным элементом. Таким образом исключается блокировка одной из частей контура.
Тормозные регуляторы давления некоторых автомобилей имеют свой штуцер прокачки. В подобном случае необходимо произвести замену жидкости также и в нем.
На автомобилях, оснащенных антиблокировочной системой тормозов (ABS), замена тормозной жидкости своими руками возможна в случае, если блок клапанов, гидроаккумулятор и жидкостной насос конструктивно объединены в одном блоке. При этом процедура ничем не отличается от описанной выше. Если перечисленные узлы расположены отдельно, то правильно выполнить операцию при помощи подручных средств не удастся, так как для этого требуется диагностический прибор. Лучшим решением в этом случае будет обращение за помощью в сервисный центр.
autolirika.ru
Замена тормозной жидкости своими руками. Как часто менять?
Все автолюбители слышали о необходимости регулярной замены тормозной жидкости. А вот многие ли из них выполняют эту рекомендацию? Наплевательское отношение к обязательной, по мнению всех специалистов по обслуживанию техники, процедуре, нередко становится причиной серьёзных аварий.
Содержание этой статьи
Заботясь о безопасности на дорогах, мы постараемся максимально доступно объяснить, почему необходимо регулярно проводить такое обслуживание, какие правила следует соблюдать и как производится замена тормозной жидкости своими руками.
Зачем это надо?
Основная причина, по которой приходится регулярно отправляться в магазин, чтобы приобрести несколько флаконов с заветной маркировкой, а потом посещать сервисный центр или выполнять работу самостоятельно, проста.
Тормозная жидкость обладает ограниченным ресурсом и постепенно утрачивает свои эксплуатационные свойства. Это происходит по нескольким причинам:
- Высокая гигроскопичность (способность поглощать влагу) большинства применяемых составов.
- Постепенное окисление. Поскольку тормозная система не является замкнутой, то жидкости окисление происходит при контакте с воздухом. Под воздействием высоких температур этот процесс ускоряется.
- Попадание грязи – в основном виде пыли – в бачок тормозной жидкости и каналы гидропривода.
Всё это влияет на характеристики тормозной жидкости.
- Снижается точка кипения. Через два года с начала эксплуатации она составляет 165 °C вместо необходимых для нормальной работы 200 градусов. Это значит, что при интенсивном торможении, когда детали тормозов нагреваются, внутри каналов гидропривода будут возникать паровые пробки. Эффективность работы всей системы резко снизится.
- Из-за постепенного окисления ухудшаются антикоррозийные свойства состава. Коррозия начинает разрушать внутренние поверхности деталей – трубок, шлангов, цилиндров, суппортов, увеличивая риск выхода их из строя.
- Грязь забивает каналы и компенсационные отверстия, приводя к отказам в работе элементов гидропривода.
Всё это значит, что уклоняться от прописанной в сервисной книжке процедуры недопустимо.
Замена тормозной жидкости. Видео:
Как часто требуется менять?
Срок эксплуатации тормозной жидкости во многом зависит от её химического состава. И потому начать придётся с классификации представленных на рынке образцов, их кратких характеристик и описания различий.
1. DOT-3. Наиболее распространённый, в настоящий момент, стандарт. Причина такой популярности – низкая стоимость при возможности достижения необходимых эксплуатационных параметров (температура закипания качественного продукта составляет 205 градусов).
Основной недостаток – высокая гигроскопичность. Созданный на основе соединений гликолей состав хорошо поглощает даже атмосферную влагу.
Раз в два года менять его надо обязательно.
2. DOT-4. При создании продукта, соответствующего этому стандарту, химики позаботились о введении в его химический состав присадок (например, боратов), связывающих конденсат и вытесняющих влагу.
Основой состава, как правило, является полиэтиленгликоль.
За счёт этих ухищрений удаётся поднять точку кипения до 250 градусов, повысив эффективность работы гидропривода.
Несмотря на улучшение рабочих параметров и возросшую стоимость, эксплуатировать состав DOT-4 более двух лет также не рекомендуется.
3. DOT-5. Созданные на основе силикона жидкости такого типа не гигроскопичны, имеют высокую температуру кипения и практически не окисляются. Срок службы составляет 4 – 5 лет. Казалось бы, вот он, идеал! Ан нет. Широкому распространению мешают три фактора:
- Склонность к насыщению воздухом (аэрации). По этой причине не допускается использование составов DOT-5 в автомобилях, оснащённых системой ABS.
- Высокая стоимость.
- Возможность накопления в системе влаги, которая при низких температурах может замерзать, блокируя работу гидропривода.
4. DOT-5.1. Этот стандарт разработан для спортивных автомобилей. Такие жидкости имеют самую высокую точку кипения, но, увы, очень гигроскопичны. Их замену требуется проводить не реже, чем один раз в год.
5. DOT-5.1/ABS. Стандарт разработан для автомобилей, оснащённых системами ABS и рассчитан на эксплуатацию в тяжёлых условиях. Улучшение характеристик стало возможным благодаря применению комплекса присадок. Тем не менее срок службы ограничен двумя годами.
Важно знать!
Допускается, в случае необходимости, временное смешивание жидкостей различных стандартов на основе гликолей и полиэтиленгликолей. Но, поскольку изготовители используют различные по химическому составу основу и присадки, при первой же возможности произвести замену, используя состав одной марки и одного стандарта.
Смешивать состав DOT-5 (на основе силикона) с другими жидкостями нельзя!
Несмотря на схожесть маркировки, составы DOT-5.1 и DOT-5.1/ABS не являются дальнейшей модификацией жидкости DOT-5!
Что выбрать?
При разработке системы гидропривода тормозов проектировщики заранее определяют, какого стандарта состав будет использоваться. А потому вопрос, какая тормозная жидкость лучше, не имеет смысла.
Точная информация, с указанием стандарта, обязательно содержится в технической спецификации автомобиля.
Лейте то, что рекомендовано производителем. Эксперименты могут обойтись слишком дорого. Что до конкретного бренда, то лучше доверять не красивой этикетке, а сертификатам соответствия, которыми добросовестный поставщик в обязательном порядке сопровождает товары, реализуемые через торговую сеть.
Только так вы сможете быть уверены в качестве используемой продукции и избежать подделок.
Замена тормозной жидкости девушкой. Видео:
Тестер тормозной жидкости
Точно определить срок, когда возникла необходимость обслуживания, довольно сложно. Теоретически существует возможность проверки параметров как новой, так и бывшей в эксплуатации тормозной жидкости с помощью специального тестера, замеряющего электропроводность состава.
Предполагается, что чем больше в составе воды, тем выше электропроводность. Но не всё так просто.
- Прибор по-разному реагирует на химический состав используемых изготовителями присадок.
- Имеющиеся в продаже модели тестеров не отличаются высоким качеством и достоверностью показаний. Впрочем, не исключено, что именно вы станете обладателем устройства, не имеющего этих недостатков.
- Более совершенными считаются модификации, у которых предусмотрена регулировка параметров по эталону. Но в этом случае остаётся открытым вопрос о том, где взять для этих целей эталонную тормозную жидкость.
Надёжные и способные дать достоверные показания модели приборов стоят дорого.
А потому лучше производить не замеры, а рекомендованное в технической спецификации автомобиля обслуживание.
Сколько тормозной жидкости нужно для замены?
Всё зависит от конструкции конкретной машины. Точный объём системы гидропривода указывается в технической документации автомобиля.
Замена производится методом последовательного вытеснения старой жидкости новой, в несколько приёмов заливаемой в бачок ГТЦ. А потому полуторакратный запас не будет лишним. Обычно это 1 – 2 литра.
Последовательность выполняемых операций
Вот, наконец, мы и подошли к главному – замене. Для выполнения работ потребуются:
Замена масла в двигателе + промывка. — здесь больше полезной информации.
- Смотровая яма или подъёмник.
- Подходящий по размеру (в зависимости от параметров прокачных штуцеров) гаечный ключ. Лучше всего использовать специальный ключ с возможностью затяжки надеваемого на штуцер накидного захвата. Так вы сможете прилагать необходимые усилия без опасения повредить деталь.
- Резиновая или пластиковая трубка длиной 30 см или более. Одев её на прокачной штуцер, вы сможете без проблем сливать отработавшую жидкость в ёмкость.
- Ёмкость, лучше прозрачная, объёмом 0,5 литра или более.
- Чистая ветошь. Сколь бы аккуратным вы ни были, она вам потребуется.
- Помощник, который по вашей команде будет производить манипуляции с педалью тормоза.
Если всё это есть под рукой, то можно приступать. Действуем последовательно:
- Отворачиваем крышку бачка ГТЦ и заполняем бачок до максимума. Если в бачке присутствует грязь, то предварительно её следует удалить, используя спринцовку или шприц.
- Наливаем в ёмкость некоторое количество тормозухи для того, чтобы опустить в жидкость кончик одетой на штуцер трубки. Это необходимо для того, чтобы ни при каких обстоятельствах воздух не проник в систему.
- Просим помощника, сидящего за рулём, несколько раз надавить на педаль тормоза и держать её в нажатом состоянии.
- Отворачиваем штуцер. Лучше придерживаться последовательности, рекомендованной для удаления воздуха из системы гидропривода. Если резьба закисла и сразу отвернуть не получается, есть смысл ослабить давление на педаль и, следя за тем, чтобы трубка была погружена в тормозуху, приложить усилия для откручивания детали. Убедившись, что она вращается беспрепятственно, заверните штуцер. После этого помощник сможет повторить операции с педалью. Идеи о создании внутри гидропривода избыточного давления с помощью сжатого воздуха, поступающего от насоса или компрессора, оставим на совести тех, кто пишет подобные рекомендации. Но если есть желание менять повреждённые манжеты и прокачивать тормозную систему заново – можете попробовать.
- Педаль должна опуститься в пол, а жидкость через трубку поступить в ёмкость. Используете прозрачный резервуар? Тогда следите, нет ли пузырьков воздуха. Их наличие говорит в возможной неисправности. Если всё в порядке, заворачиваем штуцер. Лишь после этого помощник может отпустить педаль.
- Повторяем операцию 4 – 5 раз (можно больше) для каждого колеса, регулярно проверяя уровень в бачке ГТЦ. Он не должен опускаться ниже обозначенного отметкой минимума. Считать работу законченной тогда, когда из шланга в резервуар будет поступать чистая, светлая, не содержащая посторонних частиц жидкость.
- Заворачиваем крышку бачка ГТЦ. Снимаем со штуцера шланг и убираем инструмент.
Наберитесь терпения и старайтесь выполнять все операции предельно аккуратно. Это поможет избежать лишних проблем.
Вас заинтересует эта статья — Замена салонного фильтра.
Примите к сведению, что тормозуха, вне зависимости от её химического состава, довольно агрессивное вещество.
А потому:
- Избегайте её попадания на кожу рук, слизистую оболочку рта или глаз, лакокрасочное покрытие автомобиля.
- Даже незначительные брызги, попавшие на поверхность тормозных дисков, удалите, обезжирив с помощью бензина, керосина и т. п.
После окончания работы обязательно проверьте работу тормозной системы на стенде или на площадке с ровным покрытием.
Если вы сомневаетесь в своих силах или не располагаете необходимым инструментом, воспользуйтесь услугами профессионалов, посетив станцию технического обслуживания. Нет ничего зазорного в том, что вы не можете выполнить замену тормозной жидкости своими руками.
autoot.ru
Замена тормозной жидкости своими руками и прокачка тормозной системы
Статья о технологии замены тормозной жидкости и последующей прокачки тормозной системы.
Итак, с течением времени тормозная жидкость утрачивает свои свойства, что негативно сказывается на эффективности работы всей тормозной системы. Потому нужно содержать тормозную жидкость в нормальном состоянии.
Главная причина утери свойств тормозной жидкостью – это ее особенность впитывать влагу через вентиляцию бачка, сальники, манжеты и пр. При достижении части влаги в жидкости около 4%, уменьшается ее температура кипения, что чревато отказом системы при интенсивных замедлениях.
Поэтому, тормозная жидкость подлежит замене раз в 3-4 года или после пробега 40 тыс. км.
Кстати, сейчас для качества проверки жидкости продаются тестеры. На сегодняшний день, на прилавках находится большое разнообразие моделей для проверки тормозной жидкости.
Отмечу, что эту операцию по замене можно проделать и самостоятельно.
Правда на СТО — эта процедура займет минут 30, да и по деньгам не дорого. Кроме того, прокачка системы не потребуется, так как жидкость заливается в нее под давлением нескольких атмосфер. Владельцам авто с АБС настоятельно рекомендую обращаться для замены на автосервис.
Как заменить тормозную жидкость
Для самостоятельной замены тормозной жидкости нужен помощник, ключи, небольшой прозрачный шланг в диаметре 4-5 мм и сама жидкость.
Замена осуществляется в порядке очереди в контурах тормозной автомобильной системы.
- Начинать нужно с правого заднего колеса. При диагональной схеме контуров следующим колесом будет левое переднее, затем заднее левое и напоследок — переднее правое.
- А при параллельной схеме контуров, порядок немножко другой. Начинать надо тоже с правого заднего колеса, затем заднее левое, потом переднее правое и замыкает процедуру — переднее левое.
Замена старой тормозной жидкости делается без колёс, хорошо если на эстакаде. На худой конец, можно обойтись и поддомкрачиванием каждого колеса.
Стоит отметить, что если авто имеет регулятор давления в задних механизмах, то при поддомкрачивании задней части машины, нужно разблокировать его. Чаще всего это получается осуществить путем вставления отвертки между регулятором и рычагом привода.
Могу предложить другой, быстрый проверенный способ замены тормозной жидкости
1. Необходимо взять медицинский шприц и из бачка им отобрать всю жидкость. Далее наливаете в бачок новую тормозную жидкость, а бачок надо прикрыть тряпкой, чтобы жидкость не впитывала влагу, саму крышку лучше не ставить.
2. Затем берёте ключ и откручиваете штуцер прокачки на правом заднем колесе. Ждёте, пока не пойдёт новая тормозная жидкость — светлого цвета и после этого зажимаете штуцер, и доливаете снова тормозную жидкость в бачок.
Так повторяете со всеми колёсами в порядке очереди, в зависимости от схемы контуров. После всех процедур, доливаете тормозную жидкость в бачок до максимальной отметки и ставите на место крышку. Если вы всё проделали на совесть, то можно систему и не прокачивать, но это на усмотрение.
Как правильно прокачать тормоза
Заменив тормозную жидкость — нужно прокачать систему. Также данную операцию осуществляют при ухудшении работы системы, о чем сигнализирует мягкая педаль тормоза, берущая в самом конце хода.
Случается, что неисправен лишь один контур и выявить это можно так:
- необходимо разогнать машину до 60 км/ч и резко затормозить;
- те колеса, которые не заблокируются или заблокируются с опозданием, относятся к неисправному контуру.
Данный метод проверки не подходит для авто с АБС.
А теперь о прокачке тормозов. Перед прокачкой системы проверяют герметичность всех ее элементов.
1. Далее доливают в бачок жидкость до максимума. На штуцер тормозного механизма нужно надеть приготовленный шланг, другой конец которого необходимо опустить в сосуд с тормозной жидкостью.
2. Ассистент должен по вашей команде нажать на тормозную педаль несколько раз (накачать давление). При последнем нажатии помощник держит педаль нажатой, а вы слегка откручиваете штуцер до тех пор, пока из шланга не потечет жидкость. В ней обязательно будут пузырьки воздуха.
Как только педаль в результате выхода жидкости — провалится, то тут же штуцер следует закрутить. Процедура повторяется до того момента, пока в тормозной жидкости на выходе вообще не будет пузырьков воздуха.
Не забывайте контролировать уровень жидкости в бачке.
Хочу заметить, что старую слитую тормозную жидкость не нужно повторно применять, она своё уже отслужила.
Совет. Могу добавить, что после прокачки системы, свободный ход педали может возрасти. Причина может крыться в неисправности механизма компенсации зазора колодок задних барабанных механизмов.
Попробуйте несколько раз нажать на педаль, после чего затянуть стояночный тормоз. Если такие действия не помогут, то лучше отремонтировать этот механизм.
Замена тормозной жидкости на ВАЗ — видео:
Стоит один раз попробовать и вы сами убедитесь на практике, что технология не такая уж и сложная. Удачи!
Загрузка…avto-i-avto.ru