Система смазки газ 53 с центрифугой – Система смазки двигателя ГАЗ-53

Система смазки ГАЗ 53-12

Система смазки двигателя комбинированная: под давлением и разбрызгиванием.

Схема смазки двигателя

  1. масляный радиатор
  2. полость оси коромысел
  3. канал в головке блока
  4. масляный фильтр
  5. канал в блоке
  6. главная масляная магистраль
  7. отверстие в корпусе привода распределителя
  8. полость
  9. масляный насос
  10. редукционный клапан масляного насоса
  11. четвертая шейка распределительного вала
  12. маслоприемник
  13. предохранительный клапан
  14. кран масляного радиатора
  15. вторая шейка распределительного вала

Через маслоприемник масло засасывается масляным насосом и, пройдя фильтр, подается в масляную магистраль. На насосе установлен редукционный клапан. В проставке фильтра установлен предохранительный клапан, пропускающий масло в магистраль помимо фильтра при его чрезмерно большом сопротивлении (засорение, пуск холодного двигателя). Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, упорный фланец распределительного вала, втулки коромысел и верхние наконечники штанг.

К головкам блока для смазки втулок коромысел и верхних наконечников штанг масло пульсирующим потоком подается от второй 15 (к правой головке) и от четвертой 11 (к левой головке) шеек распределительного вала по каналам 5 в блоке и 3 в головке.

Разбрызгиванием смазываются цилиндры, втулки верхних головок шатунов, поршневые кольца, клапаны, толкатели и кулачки распределительного вала.

Шестерни привода распределительного вала смазываются маслом, поступающим из масляной магистрали через трубку, а привод датчика-распределителя зажигания и его шестерни — маслом, поступающим из полости 8, расположенной между пятой шейкой распределительного вала и заглушкой в блоке.

Категорически запрещается эксплуатировать автомобиль ГАЗ 5312, если уровень масла в картере двигателя ниже метки О по стержневому указателю. Необходимо постоянно поддерживать уровень масла в картере двигателя между метками О и П указателя, по возможности ближе к метке П. Для более точного определения уровня масла пустить двигатель и, дав ему поработать 3-4 минуты, остановить. Через 10 минут сделать замер.

Давление масла в двигателе при движении автомобиля на прямой передаче со скоростью 60 км/ч должно быть не менее 250 кПа (2,5 кгс/см2) при выключенном масляном радиаторе на хорошо прогретом двигателе.

При пуске и прогреве холодного двигателя давление масла может достигать 500-550 кПа (5-5,5 кгс/см2).

При падении давления масла в двигателе до 40-80 кПа (0.4-0,8 кгс/см2) на щитке приборов загорается сигнализатор аварийного давления масла.

Допустимо загорание сигнализатора при малой частоте вращения коленчатого вала на режиме холостого хода. Если система смазки исправна, при повышении частоты вращения сигнализатор погаснет. Загорание сигнализатора на средней и большой частотах вращения коленчатого вала двигателя указывает на наличие неисправности, и до ее устранения дальнейшая эксплуатация автомобиля должна быть прекращена.

При температуре воздуха выше 20 °C необходимо включать масляный радиатор, открывая кран, находящийся с левой стороны двигателя. При включенном радиаторе рукоятка крана направлена вдоль шланга. При более низких температурах радиатор должен быть выключен. Однако независимо от температуры воздуха, при езде в особо тяжелых условиях, с большой нагрузкой и малыми скоростями движения также необходимо включать масляный радиатор. Масло поступает в радиатор через предохранительный клапан. Этот клапан открывается при давлении около 100 кПа (1,0 кгс/см2), и таким образом масло циркулирует через радиатор только при наличии давления в масляной магистрали большего, чем 100 кПа (1,0 кгс/см

2). Пройдя через масляный радиатор, масло сливается в картер двигателя.

Каждый раз при регулировке зазора между клапанами и коромыслами, а также при ТО-2 необходимо проверить, поступает ли масло к осям коромысел. Для этого надо пустить двигатель и убедиться, что масло вытекает из отверстия в регулировочном винте и стекает вниз по штангам. Если масло не идет, необходимо прочистить каналы следующим образом.

С головки, в которой масло не поступает к осям коромысел, снять ось с коромыслами и стойками в сборе, вывернуть шпильку крепления оси коромысел (на правой головке — переднюю, на левой головке — заднюю) и через ее отверстие продувать сжатым воздухом каналы подачи масла к головке, медленно проворачивая коленчатый вал до появления характерного звука выхода воздуха в масло.

gaz5312.ru

Система смазки двигателя ГАЗ-66, ГАЗ-53

Страница 1 из 2

Двигатели имеют смешанную (под давлением и разбрызгиванием) систему смазки.

Под давлением масло подается к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, к подшипникам распределительного вала.

К втулкам коромысел масло подается с пульсирующим давлением через пустотелые оси коромысел, в которые поступает через каналы, идущие от второго и четвертого подшипников распределительного вала. К остальным деталям двигателя масло подается самотеком и разбрызгиванием.

Для охлаждения масла двигатели снабжены масляным радиатором, установленным впереди радиатора системы охлаждения.

Падение давления в системе смазки обусловливается в основном износом деталей масляного насоса или подшипников коленчатого и распределительного валов.

При значительном износе масляный насос начинает работать шумно. Чтобы выявить неисправности насоса, его необходимо снять с двигателя и разобрать.

Но к разборке насоса следует приступить только после проверки состояния редукционного клапана, так как он может являться причиной ненормального давления в масляной системе (ослабла пружина, заело плунжер и т. п.).

Чтобы убедиться в нормальной работе редукционного клапана, надо отвернуть его пробку, вынуть пружину и убедиться, что плунжер перемещается в своем гнезде свободно, без заедания, а пружина находится в нормальном состоянии.

Длина пружины в свободном состоянии должна быть 50 мм. Усилие пружины клапана при сжатии ее на 10 мм должно быть равным 4,6 кГ. При ослаблении усилия пружину заменяют новой, так как подкладывание под нее шайб или растягивание для увеличения усилия категорически запрещается.

Разборка масляного насоса

1. Снять насос вместе с прокладкой с блока цилиндров.

2. Снять корпус нижней секции с ведомой шестерней и прокладкой.

3. Снять ведущую шестерню нижней секции масляного насоса и сегментную шпонку шестерни с вала насоса.

4. Снять перегородку масляного насоса с прокладкой.

5. Вынуть ведомую шестерню верхней секции насоса из корпуса.

6. Вынуть из корпуса насоса вал с ведущей шестерней верхней секции.

7. После разборки насоса все его детали тщательно промыть, просушить и осмотреть.

8. Если на перегородке масляного насоса обнаружится выработка от шестерни, то прошлифовать ее до уничтожения следов выработки. При большом износе корпусов секций насос заменить новым.

При ремонте следует иметь в виду следующее.

Расстояние от торца валика с шестигранным отверстием до верхнего торца ведущей шестерни верхней секции насоса должно быть 40 ± 0,15 мм.

Отверстие диаметром 4 мм под штифт крепления шестерни на валике насоса сверлят на глубину 23 ± 0,5 мм на расстоянии 15 мм от торца шестерни. Возвышение штифта над плоскостью впадины зуба не допускается.

autoruk.ru

Устройство масляного насоса ГАЗ-51: замена, ремонт и проверка

Система смазки и в частности масляный насос ГАЗ 53 или любой другой машины играет важнейшую роль в нормальной работе двигателя внутреннего сгорания. Без смазки он проработает всего несколько минут, прежде чем заклинит или, того хуже, произойдет разрушение его деталей. Помните, датчик давления масла в системе всегда просигнализирует водителю, что с системой смазки что-то не так.

Внешний вид ГАЗ-53

Чтобы вовремя принять меры по ремонту или обслуживанию грузовика, желательно немного владеть его техническими характеристиками, особенностями, правилами эксплуатации и навыками ремонта автомобилей.

Так выглядит масляный насос на ГАЗ-53

Вернуться к оглавлению

Рекомендации по эксплуатации ГАЗ 53

Важно помнить, что грузовики ГАЗ 53 запрещено эксплуатировать, когда уровень масла в картере мотора находится ниже отметки «0» (по показателю щупа) или оно отсутствует вовсе. Водитель должен постоянно поддерживать уровень масла в промежутке от «0» и до «П», желательно ближе к последней метке.

Для точности показателей не стоит их измерять на холодном моторе, дайте ему поработать 4-5 минут в холостом режиме, а затем минут через 10 проверьте уровень масла.

Смотрите в видео: технический анализ ГАЗ-53.

Важно помнить, что на скорости в 60 км/ч и на прямой передаче датчик давления масла в двигателе должен показывать 2,5 кгс/см², то есть 250 кПа. На холодном, не прогретом моторе этот показатель примерно равен 5-5,5 кгс/см² (500-550 кПа). Минимально допустимым давлением считается 0.4-0,8 кгс/см², при таких показателях загорается аварийная лампа.

Составные масляного насоса на ГАЗ-53

Также нужно помнить, что кратковременное загорание лампы-сигнализатора на малых оборотах двигателя (на холостом ходу) допустимо. Если маслонасос исправен, то лампа погаснет при увеличении частоты вращения коленчатого вала. Если же лампа горит на средних и высоких оборотах, то у вас серьезные проблемы с мотором и эксплуатация его должна быть прекращена.

Вернуться к оглавлению

Техническое обслуживание «Газона»

Стоит помнить, что масляный насос ГАЗ 53 в случае больших нагрузок на мотор рассчитан на работу с масляным радиатором. Последний должен включаться водителем вручную при высоких температурах окружающего воздуха или же при тяжелых условиях эксплуатации автомобиля, например при езде с повышенной скоростью или большой нагрузкой. При низких температурах на легком режиме работы кран подключения радиатора обязательно должен быть закрыт.

Советуем посмотреть: технические характеристики ГАЗ-53.

Помните, что масло поступает в радиатор через предохранительный клапан (открываемый при давлении только от 1,0 кгс/см²). Нужно понимать, что высокое давление требуется для хорошего омывания всех элементов газораспределительного механизма и частичного охлаждения рабочих поверхностей движителя. При ТО-2 водитель должен проверить, поступает ли масло к осям коромысел.

Внешний вид двигателя ГАЗ-53

Если масляная помпа в двигателе ЗМЗ-53 не работает, то первым, кто об этом просигнализирует, станет контрольная лампа аварийного давления и стрелочный индикатор, показывающий аварийно низкое давление в агрегате.

Есть несколько способов определить, чем вызваны проблемы в системе смазки — насосом или другими элементами.

Вернуться к оглавлению

Проверить насос за 5 минут

Чтобы проверить масляный насос ГАЗ 53, достаточно снять его с мотора, прикрутить манометр и сунуть в ведро с маслом. При прокрутке шуруповертом можно сымитировать только холостой ход (800 об/мин при необходимых 1500 об/мин), поэтому лучше взять дрель.

Рекомендуем посмотреть: Проверка работы маслонасоса на ГАЗ-53.

В полевых условиях, не имея манометра и шуруповерта, достаточно маслоприемник погрузить в емкость с маслом и крутануть рукой. Если будет сильная струя масла, то все нормально.

Важно помнить, что очень часто причиной плохого давления в системе становится не масляный насос ГАЗ 53, а редукционный клапан, который то не срабатывает, то постоянно открыт и снижает общее давление в системе. Его работа регулируется специальными шайбами разной толщины, которых обычно две (одна чуть толще, другая — тоньше).

Смотрите в видео: как установить масляный насос.

Стоит помнить, что в большинстве своем проблемы с давлением масла в двигателях внутреннего сгорания связаны с компрессией агрегата и вязкостью самого масла. При большой выработке кривошипно-шатунного механизма даже с рабочей масляной помпой, радиатором и клапаном давление будет низким. А двигатель будет работать неустойчиво, с перегревом и малой отдачей при нагрузке.

avtomobilgaz.ru

Система смазки Газ 53 — реферат

Автомобиль ГАЗ-53 – это  среднетоннажный грузовик советского периода, выпускавшийся на Горьковском автозаводе с 1961 по 1992 годы. Все отрасли народного хозяйства Страны Советов осуществляли перевозки на «труженике» – ГАЗ-53. Идея решения дизайна цельнометаллической кабины, рассчитанной на троих пассажиров включая водителя, роднит ГАЗ-53 с ЗИЛ-130: длинный капот, выступающие крылья, маленькая площадь салона.

Система смазки служит для  подвода масла к трущимся поверхностям деталей двигателя. Масло, поступающее  к трущимся поверхностям, уменьшает  потери на трение и износ деталей, охлаждает трущиеся поверхности  и очищает их от продуктов износа. На всех двигателях ГАЗ система смазки смешанная под давлением и разбрызгиванием. Под давлением на всех двигателях смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала и подшипники распределительного вала. В современных двигателях применяют комбинированные системы смазки, в которых масло к трущимся поверхностям одних деталей подается под давлением от насоса, а к другим — разбрызгиванием и самотеком.

Смазка двигателя осуществляется следующим образом. Масло засасывается через плавающий маслоприемник шестеренчатым насосом и через перекидную трубку подается в масляный фильтр грубой очистки, откуда оно поступает в продольный масляный канал блока цилиндров, соединенный поперечными масляными каналами с подшипниками коленчатого и распределительного валов. По кольцевым канавкам во вкладышах коренных подшипников и сверлениям (или трубкам) в коленчатом вале смазка подводится к шатунным шейкам. При вращении коленчатого вала масло, выдавливаемое из зазоров в шатунных подшипниках, разбрызгивается и в виде мелких брызг заполняет все картерное пространство, оседая на все поверхности деталей, в том числе на трущиеся. В нижней головке шатуна сделано небольшое отверстие, направленное в сторону распределительного вала. При совпадении этого отверстия с каналом в коленчатом вале из него выбрызгивается масло, попадающее на нижнюю часть цилиндра и на кулачки распределительного вала. На передней цапфе распределительного вала сделаны две канавки, каждая из которых занимает часть окружности. Когда эта дуговая канавка соединяет поперечный масляный канал с отверстием в торце блока, в которое вставлена суженная к концу трубочка, масло выбрызгивается через последнюю в зацепление распределительных шестерен. Одна из канавок цапфы распределительного вала соединена с торцом цапфы радиальным и параллельным оси отверстиями, через которые смазываются торцы упорного фланца распределительного вала. Таким образом осуществляется пульсационная смазка распределительных шестерен и упорного фланца. На шестерни подаются две порции масла, а на фланец — одна за каждый   оборот распределительного вала.

Система смазки ГАЗ-53—комбинированная: под давлением, разбрызгиванием  и самотеком. Масло, находящееся  в масляном картере двигателя, через  маслоприемник засасывается в масляный насос . Из него масло под давлением подается по каналам в блоке в масляный фильтр полнопоточной очистки, а оттуда в главную масляную магистраль двигателя. Из главной магистрали системы смазки ГАЗ-53 масло по каналам в блоке цилиндров поступает к коренным подшипникам коленчатого вала и опорам распределительного вала. По сверлениям в коленчатом валу масло от коренных подшипников поступает в полости шатунных шеек и через сверления в шатунных шейках—к шатунным подшипникам. В полостях шатунных шеек масло проходит дополнительную очистку за счет центробежных сил.

 

От второй и четвертой  опор распределительного вала масло  по каналам в блоке и головках ГАЗ-53 поступает в оси коромысел. Из внутренней полости оси коромысел  масло по сверлениям поступает к  подшипникам коромысел. Далее по канавкам во втулках коромысел, сверлениям в коромыслах и регулировочных винтах — к верхним наконечникам штанг. Стекая по штангам, масло поступает  к нижним наконечникам и через  отверстия в толкателях сливается  в масляный картер, смазывая направляющие толкателей и их торцы.

Упорный фланец распределительного вала ГАЗ-53 смазывается через лыску и отверстие в передней опоре распределительного   вала.   Шестерни   привода—через трубку из главной масляной магистрали. Привод распределителя зажигания, масляного насоса и его шестерни смазываются маслом, поступающим из полости , расположенной между пятой опорной шейкой распределительного вала и заглушкой в блоке цилиндров. К остальным деталям, нуждающимся в смазывании, масло подается разбрызгиванием или самотеком.

Давление масла в система смазки ГАЗ-53 при движении автомобиля на прямой передаче со скоростью 55 км/ч должно быть не менее 250 кПа при выключенном масляном радиаторе на хорошо прогретом двигателе. При пуске и прогреве холодного двигателя давление масла может достигнуть 500 — 550 кПа. При падении давления масла в масляной магистрали двигателя ГАЗ-53 до 40 — 80 кПа на щитке приборов загорается сигнализатор аварийного давления масла. Допустимо загорание сигнализатора на малой частоте вращения коленчатого вала на режиме холостого хода. Если система смазки ГАЗ-53 исправна, при повышении частоты вращения сигнализатор гаснет.

При температуре окружающего  воздуха выше 20 °С и при движении в особо тяжелых условиях необходимо включать масляный радиатор, открывая кран, находящийся с левой стороны двигателя. При включенном радиаторе рукоятка крана направлена вдоль оси шланга. Масло поступает в радиатор только при открытом кране через предохранительный клапан. Этот клапан открывается при давлении в системе смазывания около 100 кПа. Пройдя через радиатор, масло сливается в масляный картер.

Загорание сигнализатора  на средней частоте и больших  частотах вращения коленчатого вала двигателя указывает на наличие  неисправности. До ее устранения дальнейшая эксплуатация автомобиля не допускается.

В картере установлен козырек, предотвращавший расплескивание масла  при торможении автомобиля. Картер крепится к нижней плоскости блока  шпильками. Фланец картера уплотняется  резинопробковой прокладкой.В нижней части картера имеется сливная пробка, уплотняемая латунной прокладкой.

Масляный насос служит для подачи масла под давлением  к трущимся поверхностям механизмов двигателя. Наибольшее распространение  получили шестеренчатые насосы из-за простоты их устройства и надежности в работе. В корпусе насоса помещены ведущая  и ведомая  шестерни. Зазор между торцами зубьев обеих  шестерен и стенками корпуса делается минимальным. При работе двигателя  шестерни насоса вращаются в направлениях, показанных стрелками. Масло поступает  через входное отверстие 6, заполняет  впадины между зубьями и переносится  во впадинах вдоль стенок корпуса  в полость нагнетания. При вхождении зубьев во впадины масло выдавливается из них и нагнетается через выходное отверстие / в магистраль. Для разгрузки зубьев от распорного усилия в корпусе делается разгрузочная канавка 8, по которой масло выходит в полость нагнетания.

Масляный насос ГАЗ-53 — шестеренного типа односекционный, приводится во вращение от привода распределителя зажигания через промежуточный  валик. Корпус масляного насоса ГАЗ-53 изготовлен из алюминиевого сплава АЛ-4, крышка—из чугуна СЧ18. В крышке расположен редукционный клапан, предохраняющий систему смазывания от чрезмерного давления. Клапан отрегулирован на заводе-изготовителе, и его регулировка в эксплуатации запрещается.

Масляные фильтры служат для очистки масла от твердых  частиц — продуктов износа трущихся деталей, нагара и т. п. Загрязненное масло вызывает усиленный износ  деталей и засоряет магистрали. Масляные фильтры в зависимости от того масляного насоса принципа действия разделяются на щелевые и центробежные.

Масляный фильтр ГАЗ-53 — полнопоточный со сменным бумажным фильтрующим элементом Реготмас, состоит из собственно масляного фильтра и его проставки. В проставке расположен перепускной клапан, срабатывающий при полностью засоренном фильтрующем элементе масляного фильтра ГАЗ-53. При этом масло поступает в магистраль двигателя, минуя фильтрующий элемент. Проставка крепится к впускной трубе специальным штуцером, уплотнена паронитовой прокладкой и резиновым кольцом. При засорении фильтрующего элемента ГАЗ-53 масло поступает из штуцера проставки через отверстия Б в зону предохранительного клапана, открывает шариковый клапан и без очистки попадает в полость проставки, откуда и идет в масляную магистраль. Таким образом, перепускной клапан в про-ставке предохраняет двигатель от работы без смазки.

Привод распределителя зажигания  и масляного насоса ГАЗ-53 состоит  из корпуса, в который запрессованы две втулки из листовой бронзы. Во втулках  вращается валик, на одном конце  которого имеется прорезь для  хвостовика валика распределителя зажигания  ГАЗ-53. Прорезь смещена относительно оси валика, благодаря чему распределитель может быть установлен только в одном  положении. От осевых перемещений вал  привода фиксируется стопорным  кольцом. Тут же установлено пружинное  кольцо. На нижнем конце валика закреплена штифтом ведомая шестерня. Ведущая  шестерня находится на распределительном  валу. Между торцом корпуса и ведомой  шестерней устанавливают две  шайбы: стальную  и алюминиевую. В  нижнем торце валика привода распределителя ГАЗ-53 имеется шестигранное отверстие, в которое входит шестигранный валик  привода масляного насоса. Этот валик  закреплен тем же штифтом, что  и ведомая шестерня. Нижний конец  шестигранного валика свободно входит в шестигранное отверстие в торце  валика масляного насоса ГАЗ-53. В  случае заклинивания по какой-либо причине  масляного насоса штифт  срезается, останавливаются валик привода  и двигатель.

Масляный радиатор ГАЗ-53 изготовлен из алюминиевой толстостенной  трубки, сформирован в змеевик  с пятью прямолинейными участками. На прямолинейных участках масляный радиатор ГАЗ-53 имеет специальные  ребра охлаждения, выполненные методом  накатки. С двигателем радиатор соединен резиновыми шлангами.

 Падение давления в  системе смазывания может быть  вызвано изнашиванием деталей  масляного насоса ГАЗ-53 или подшипников  коленчатого и распределительного  валов. При значительных взносах  насос начинает работать шумно.  Чтобы выявить неисправности  насоса, его снимают с двигателя  и разбирают. Но к разборке  масляного насоса ГАЗ-53 приступают  только после проверки состояния  редукционного клапана, так как  он может являться причиной  неправильного давления в масляной  системе (ослабла пружина, заедает  плунжер и т. д.).

Редукционный клапан расположен в крышке масляного насоса ГАЗ-53. Усилие пружины редукционного клапана  при сжатии ее до длины 40 мм должно быть в пределах 43,5 — 48,5 Н. Подкладывание  шайб под пружину для запрещается. Негодную пружину заменяют новой. Для разборки масляного насоса ГАЗ-53 отвертывают две гайки крепления и снимают насос с блока цилиндров вместе с прокладкой; отвертывают четыре болта крепления крышки масляного насоса и снимают крышку с прокладкой; вынимают ведомую шестерню масляного насоса из корпуса; вынимают вал насоса с ведущей шестерней в сборе. После разборки насоса все его детали тщательно промывают, просушивают и осматривают. Если на поверхности крышки масляного насоса ГАЗ-53 обнаруживают выработку от шестерни, то шлифуют плоскость крышки до уничтожения следов выработки.

 

В случае замены валика новым, а также при других видах ремонта имеют в виду следующее:

— расстояние от  торца валика с шестигранным  отверстием до верхнего торца  ведущей шестерни масляного насоса  должно быть (42,5+0,15) мм;

— отверстие диаметром  4+0,5 мм штифт крепления шестерни  на валике насоса сверлят на  глубину (23±0,5) мм на расстоянии 20 мм от торца шестерни. Выступание  штифта над плоскостью впадины  зуба не допускается;

— при выпрессовке оси ведомой шестерни из корпуса насоса корпус нагревают до температуры 100— 120 °С;

— для запрессовки  оси в корпус насоса корпус  нагревают до температуры 160 —  175 °С, а ось охлаждают в сухом льду до температуры — 70 °С;

— при запрессовке  оси ведомой шестерни в корпус  ось запрессовывать до упора.

Для сборки масляного насоса ГАЗ-53 устанавливают валик в сборе  с ведущей шестерней в корпус масляного насоса; устанавливают  ведомую шестерню на ось в корпусе  насоса; на корпус укладывают крышку масляного  насоса с прокладкой; закрепляют крышку на корпусе насоса четырьмя болтами. При сборке масляного насоса ГАЗ-53 всегда меняют паронитовую или картонную прокладку крышки (толщина их 0,3 мм). Применять шеллак или другие герметизирующие средства, а также увеличивать толщину прокладки недопустимо, так как это снижает производительность насоса. Перед установкой масляного насоса ГАЗ-53 на двигатель его необходимо залить маслом, так как сухой насос в самом начале работы двигателя не будет подавать масло к трущимся поверхностям, что приведет к их задирам и выходу из строя.

При разборке привода распределителя зажигания ГАЗ-53 снимают пружинное  кольцо и вынимают предохранительный  штифт, вынимают шестигранный валик  привода масляного насоса, снимают  стопорное кольцо и шестерню с  валика, снимают упорные шайбы  и вынимают валик из корпуса привода  распределителя.

Для сборки привода распределителя зажигания ГАЗ-53 перед сборкой  все детали привода продувают  сжатым воздухом и протирают чистыми  салфетками. Валик в сборе смазывают  чистым моторным маслом, вставляют  в корпус привода распределителя и опробуют легкость вращения от руки. На валик устанавливают упорные  шайбы, сначала стальную, потом из алюминиевого сплава. Устанавливают шестерню на валик привода. В шестигранное отверстие на торце валика привода распределителя ГАЗ-53 вставляют шестигранный валик при-вода масляного насоса, устанавливают штифт в отверстие диаметром 3,5 мм, устанавливают в канавку на ступице шестерни пружинное кольцо, в канавку валика привода — стопорное. Проверяют легкость вращения валика от руки, зазор между упорной шайбой и торцом шестерни привода, который должен быть 0,15 — 0,40 мм; смещение середины впадины зубьев шестерни привода  распределителя относительно оси паза валика- допустимое отклонение ± 2°.

referat911.ru

2.4.3. ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Определение технического состояния и ремонт отдельных деталей и узлов двигателя. Система смазки — «ВАЖНО ВСЕМ»

Двигатели имеют смешанную (под давлением и разбрызгиванием) систему смазки.
Под давлением масло подаётся к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, к подшипникам распределительного вала.
К втулкам коромысел масло подается с пульсирующим давлением через пустотелые оси коромысел, в которые поступает через каналы, идущие от второго и четвёртого подшипников распределительного вала. К остальным деталям двигателя масло подается самотеком и разбрызгиванием.
Для охлаждения масла двигатели снабжены масляным радиатором, установленным впереди радиатора системы охлаждения. Падение давления в системе смазки обусловливается в основном износом деталей масляного насоса или подшипников коленчатого и распределительного валов. При значительном износе масляный насос начинает работать шумно. Чтобы выявить неисправности насоса, его необходимо снять с двигателя и разобрать. Но к разборке насоса следует приступить только после проверки состояния редукционного клапана, так как он может являться причиной ненормального давления в масляной системе (ослабла пружина, заело плунжер и т. п.).
Чтобы убедиться в нормальной работе редукционного клапана, надо отвернуть его пробку, вынуть пружину и убедиться, что плунжер перемещается в своем гнезде свободно, без заедания, а пружина находится в нормальном состоянии.
Длина пружины в свободном состоянии должна быть 50 мм.
Усилие пружины клапана при сжатии её на 10 мм должно быть равным 4,6 кГ. При ослаблении усилия пружину заменяют новой, так как подкладывание под неё шайб или растягивание для увеличения её усилия категорически запрещается.
Разборка масляного насоса.

  • Снять насос вместе с прокладкой с блока цилиндров.
  • Снять корпус нижней секции с ведомой шестерней и прокладкой.
  • Снять ведущую шестерню нижней секции масляного насоса и сегментную шпонку шестерни с вала насоса.
  • Снять перегородку масляного насоса с прокладкой.
  • Вынуть ведомую шестерню верхней секции насоса из корпуса.
  • Вынуть из корпуса насоса вал с ведущей шестерней верхней секции.

После разборки насоса все его детали тщательно промыть, просушить и осмотреть.
Если на перегородке масляного насоса обнаружится выработка от шестерни, то прошлифовать её до уничтожения следов выработки. При большом износе корпусов секций насос заменить новым.
При ремонте следует иметь в виду следующее.  Расстояние от торца валика с шестигранным отверстием до верхнего торца ведущей шестерни верхней секции насоса должно быть 40±0,15 мм.
Отверстие диаметром 4+0,055-0,025 мм под штифт крепления шестерни на валике насоса сверлят на глубину 23±0,5 мм на расстоянии 15 мм от торца шестерни. Возвышение штифта над плоскостью впадины зуба не допускается.
При выпрессовке осей ведомых шестерен из корпусов секций насоса последние нагревают до 100 — 120°С, а при запрессовке— до 160 — 170°С, а оси охлаждают в сухом льду.
При запрессовке оси ведомой шестерни в корпус верхней секции насоса необходимо выдерживать размер 3±0,25 мм, а в корпус нижней секции 0,5±0,25 мм от торца корпуса до торца оси.
Собирают насос в обратной последовательности. При сборке насоса следует менять паронитовые или картонные прокладки корпусов (толщина их 0,3 — 0,4 мм). Применять шеллак или другие герметизирующие средства, а также увеличивать толщину прокладок недопустимо, так как это снижает производительность масляного насоса.
Перед установкой на двигатель насос заливают маслом, так как сухой насос в самом начале работы двигателя не будет подавать масло к трущимся поверхностям, что приведет к их задирам и отказу в работе.

Рис. 20. Привод прерывателя-распределителя в сборе

Разборка привода прерывателя-распределителя и масляного насоса (рис. 20).

  • Выпрессовать штифт 6 шестерни привода при помощи бородка диаметром 3 мм.
  • Вынуть шестигранный валик 7 привода масляного насоса.
  • Спрессовать шестерню 5 привода при помощи оправки, для чего установить корпус привода верхним торцом на плиту с отверстием для свободного выхода валика в сборе с упорной втулкой.
  • Снять упорные шайбы 8 и 4 и вынуть валик 2 из корпуса привода прерывателя-распределителя.
  • Выпрессовать штифт 10 упорной втулки 11 валика привода в спрессовать втулку.

После разборки промыть все детали привода и подвергнуть тщательному осмотру.

Сборка привода прерывателя-распределителя.

  • Напрессовать на валик привода прерывателя-распределителя упорную втулку 11, выдерживая размер 19±0,1 мм от торца валика до нижнего торца втулки.
  • В упорной втулке сверлить отверстие диаметром 4+0,03-0,05 мм на расстоянии 13±0,15 мм от торца. Ось отверстия во втулке должна совпадать с осью отверстия в валике привода прерывателя-распределителя.
  • Раззенковать фаски глубиной 0,8 мм под углом 90° в отверстии диаметром 4 мм с двух сторон.
  • В отверстие запрессовать штифт 10 и расклепать его с обеих сторон.
  • Валик в сборе смазать чистым маслом для двигателей, вставить в корпус привода прерывателя-распределителя и попробовать лёгкость вращения его от руки.
  • На валик установить упорные шайбы, сначала стальную 8, а потом бронзовую 4.
  • Напрессовать шестерню 5 на валик 2, выдерживая зазор 0,15 — 0,55 мм между торцами шестерни и бронзовой упорной шайбой. Ось 9 паза на валике должна быть параллельна оси, проходящей через середину впадины 8 на нижнем торце шестерни. Допустимое отклонение ±2 мм.
  • Сверлить отверстие диаметром 4+0,03-0,05 мм, выдерживая расстояние 9±0,15 мм от оси отверстия до торца ступицы шестерни. При сверлении отверстия валик в сборе должен быть прижат торцом упорной втулки 11 к корпусу 1 привода прерывателя-распределителя. Ось отверстия должна проходить через ось и середину грани валика 7. Допустимое отклонение не более 0,1 мм.
  • В шестигранное отверстие в торце валика 2 привода вставить шестигранный валик 7 привода масляного насоса и запрессовать в отверстие штифт диаметром 4 мм. Расклепать штифт с двух сторон.

Проверить лёгкость вращения валика, зазор между упорной шайбой и торцом шестерни привода и смещение середины впадины зубьев шестерни привода прерывателя-распределителя относительно оси паза валика.
Разборка фильтра центробежной очистки масла.

  • Снять кожух.
  • Осторожно за гайку снять стакан ротора, удерживая ротор от вращения.
  • Покачивая ротор на оси, определить радиальный зазор во втулках ротора. Заметное перемещение ротора свидетельствовать об износе втулок, и ротор подлежит замене.
  • Снять ротор вместе с шайбой. При снятии ротора необходимо следить за тем, чтобы верхнее кольцо упорного подшипника не было поднято вместе с ротором, так как оно может упасть в корпус фильтра, а оттуда в крышку распределительных шестерен и в картер двигателя.
  • После разборки фильтра все детали его тщательно промыть в керосине и продуть сжатым воздухом.
  • Осмотреть жиклёры и, если они засорены, вывернуть их для очистки. Каждый жиклёр устанавливать в свое гнездо, так как они обработаны в сборе с ротором, поэтому вывертывать сразу оба жиклера из ротора не рекомендуется.
    Для очистки жиклёра в его отверстие вводят сверло диаметром 5 мм и, вращая его от руки, удаляют все отложения. После этого жиклер промывают ещё раз в керосине и продувают сжатым воздухом через сопловое отверстие.
    При установке жиклёра на место следует обратить внимание на совпадение одной из граней головки жиклёра с меткой, нанесённой на бобышке ротора, так как нарушение расположения сопловых отверстий вызывает забрасывание масла в зону вращения ротора, а это сильно тормозит его вращение.

Для замены уплотнительной прокладки гайки стакана ротора снять с гайки пружинное запорное кольцо и вынуть гайку из стакана ротора.
Собирают фильтр в обратной последовательности. При сборке надо следить за тем, чтобы уплотнительные прокладки не выдавливались из своих гнёзд, а ротор фильтра свободно вращался на оси.

vajnovsem.ru

1.3. ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Смазка автомобиля ГАЗ-53А — «ВАЖНО ВСЕМ»

№ позиции на рис.3 Наименование узла Кол-во точек Наименование смазок Периодичность Рекомендации по смазке
ЕО ТО-1 ТО-2
1 Натяжной ролик ремня вентилятора (см.эскиз 1) 1 Смазка ЦИАТИМ-201 (ГОСТ 6267 — 59)    

+

Добавить смазку
+++ Разобрать. промыть в керосине и заложить свежую смазку
2 Подшипник водяного насоса (см. эскиз 2) 1 Смазка 1-13 жировая (ГОСТ 1631-61)   + + Смазать через пресс-маслёнку до
появления свежей смазки из  контрольного отверстия
3 Шкворни поворотных цапф (см. эскиз 3) 4 Солидол УС-2 или УС-1 (ГОСТ 1033 — 51)   + + Смазать через пресс-маслёнку
4 Картер двигателя (см. эскиз 4) 1 Масло АС-8 (ГОСТ 10541 — 63) + +   Проверить уровень масла и при необходимости долить.
  ++ + Заменить масло. При замене масла фильтрующую набивку фильтра вентиляции картера промыть в керосине, дать керосину стечь и смочить маслом
5 Воздушный фильтр карбюратора (см. эскиз 5) 1 Масло применяемое для двигателя (можно работавшее, но отстоявшееся)     + Промыть фильтрующий элемент и корпус фильтра керосином. Смочить фильтрующий элемент маслом и дать ему стечь. Залить в ванну чистое масло. При работе в условия сильной запылённости промывать фильтр и заменять масло через день
6 Прерыватель-распределитель (см. эскиз 6) валик привода 1 Смазка ЦИАТИМ-201 (ГОСТ 6267 — 59)     + Повернуть крышку колпачковой маслёнки на один оборот
ось рычага контактов 1 Масло применяемое для двигателя     + Закапать 1 — 2 капли
втулка кулачка 1     + Закапать 3 — 4 капли
фильц кулачка 1     + Закапать 1 — 2 капли
7 Подшипник муфты выключения сцепления (см. эскиз 7) 1 Смазка 1-13 жировая (ГОСТ 1631-61)    + + Выдавить полную заправку маслёнки и заполнить её свежей смазкой
8 Картер коробки передач (см. эскиз 8) 1 Летом масло ТАп-15, зимой Тап-10 (ГОСТ 8412 — 57)     + Проверить масло и при необходимости долить до уровня контрольной пробки
++ Слить отработавшее масло и залить чистое до уровня контрольной пробки
9 Аккумуляторная батарея (см. эскиз 9)   Вазелин технический (ГОСТ 782 — 59)       Два раза в год клеммы аккумуляторной батареи очищают от окислов и смазывают неконтактные поверхности и межэлементные перемычки
10 Картер заднего моста и подшипники ступиц задних колёс (см. эскиз 10) 1 Масло ТС-14,5 с присадкой хлорэф 40 (ТУ ТНЗ 128 — 63)   + + Проверить уровень масла и, если требуется, долить до уровня контрольной пробки
  ++ Слить отработавшее масло и залить до контрольной пробки
11 Стержень буксирного приспособления (см. эскиз 11) 1 Солидол УС-2 или УС-1 (ГОСТ 1033 — 51)  
+ + Смазать через пресс-маслёнки при работе автомобиля с прицепом
  + Смазать через пресс-маслёнку при работе автомобиля без прицепа
12 Игольчатые подшипники карданов (см. эскиз 12) 3 Масло для коробки передач   + + Смазать через пресс-маслёнку до выхода масла из клапана
13 Шлицы скользящей вилки карданного вал 1 Смазка 1-13 жировая (ГОСТ 1631-61)      +++ Вынуть шлицевую вилку, удалить старую смазку, промыть и заложить свежую смазку
14 Подшипник опоры промежуточного вала (см. эскиз 13) 1 Смазка 1-13 жировая (ГОСТ 1631-61)    + + Смазать через пресс-маслёнку до появления свежей смазки из контрольного отверстия в задней крышке подшипника
15 Воздушный фильтр гидровакуумного усилителя тормозов (см. эскиз 14) 1 Масло для двигателя (можно работавшее, но отстоявшееся)     + Фильтрующий элемент промыть в керосине и, дав керосину стечь, окунуть в масло
16 Главный цилиндр гидравлического привода тормозов (см. эскиз 15) 1 Жидкость для тормозов БСК (ТУ МХП 1608 — 47)   + + Проверить уровень, который должен быть на 15 — 20 мм ниже кромки наливного отверстия. При необходимости долить
17 Валик педали сцепления и тормоза (см. эскиз 16) 1 Солидол УС-2 или УС-1 (ГОСТ 1033 — 51)   + + Смазать через пресс-маслёнку
18 Подшипник ступицы передних колёс (см. эскиз 17) 2 Смазка 1-13 жировая (ГОСТ 1631-61)     ++ Промыть подшипники и ступицы  керосином и заложить свежую смазку
19 Шарниры рулевых тяг (см. эскиз 18) 4 Солидол УС-2 или УС-1 (ГОСТ 1033 — 51)   + + Смазать через пресс-маслёнку до выдавливания свежей смазки из соединений
20 Картер рулевого механизма (см. эскиз 19) 1 Масло ТАп-10 (ГОСТ 8412 — 57)     + Проверить уровень масло и при необходимости долить. Один раз в год менять смазку.
21  Датчик пневмоцентробежного ограничителя оборотов коленчатого вала двигателя (см. эскиз 20) 1 Масло для двигателя   + + Закапать в трубку 20 -25 капель
  Шарнирные соединения привода стеклоочистителя   Масло применяемое в двигателе     + После смазки муфту рычага повернуть несколько раз относительно держателя рычага
  Переключатель указателя поворотов фасонная пластина 1 Смазка ЦИАТИМ-201 (ГОСТ 6267 — 59)      + Слегка смазать
ось ролика 1 Масло для двигателя + Закапать по несколько капель
 ось рычага переключения 1 +
  Гибкий вал привода спидометра   Смазка ЦИАТИМ-201 (ГОСТ 6267 — 59) или ГОИ-54П (ГОСТ 3276 — 63)     +++  

vajnovsem.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о