Расшифровка масла трансмиссионного – Трансмиссионные автомобильные масла — их классификация

Содержание

Классификация трансмиссионных масел (в кпп, в мосты)

В этой статье мы рассмотрим существующие способы классификации трансмиссионных масел. По сравнению с моторными маслами их немного, по крайней мере основных. Для начала нужно определиться с типами трансмиссионных масел, поскольку в разных трансмиссиях используется разное масло. Итак, в первом приближении мы имеем механические коробки передач, к которым примыкают раздаточные коробки и ведущие мосты с дифференциалами в них, и автоматические коробки передач.

Масла для механических коробок переключения передач

Для этого типа трансмиссии существует два основных вида классификации, уже знакомых нам по способам классификации моторных масел. Это SAE, стандартизирующая вязкость используемых трансмиссионных масел, и API, оговаривающая их уровень эксплуатационных свойств. Кроме этого есть система классификации ГОСТ, как обычно, соединяющая в себе классификацию вязкости и уровня качества.

Классификация трансмиссионных масел SAE J306

Пробежимся вкратце по SAE, если нужна подробная информация, читаем статью про вязкость моторного масла. Итак, большинство трансмиссионных масел, как и моторные масла являются всесезонными, пригодными для использования круглогодично. По крайней мере, на это нам позволяет надеяться вид записи вязкости по SAE 80W-90, 75W-90, или ещё что-то в этом духе. Мы видим здесь и цифру «зимней» вязкости (перед буквой W – winter, то есть «зима»), и летнюю вязкость (в данном случае 90). Поскольку трансмиссионное масло работает в других условиях, нежели моторное, то и параметры вязкости для него определяются другие. В зимней цифре, в отличие от моторки «сидит» максимальная температура при вязкости 150000 сПз (а не 60000, как в моторном масле) и минимальная кинематическая вязкость при 100°С. На рисунке представлены все классы вязкости трансмиссионного масла.

Несмотря на то, что сами цифры отличаются (у моторных масел, например, 10W-40, а у трансмиссионных 75W-90), фактическая вязкость их примерно одинакова. Цифры изменили намеренно, чтобы автолюбители при заливке не путали эти масла между собой. Хотя моторное масло, в общем-то, вполне можно заливать в коробку (это даже рекомендовалось ВАЗом для переднеприводных восьмёрок и девяток на заре их появления). Но не наоборот. Трансмиссионка в двигателе абсолютно неуместна.

Классификация API для трансмиссионных масел

Уровень эксплуатационных свойств трансмиссионных масел устанавливается системой классификации API. Принцип присвоения обозначений таков: к буквам GL прибавили цифры от 1 до 6 (пока), по мере улучшения качества масла. В настоящий момент актуальна редакция стандарта от 2013 года, согласно которой действующими считаются классификации:

  • GL-4 – описывает масла для мостов со спиральной конической передачей, работающих при средних и жёстких режимах скорости и нагрузки, или для мостов с гипоидной передачей, работающих при средних режимах скорости и нагрузки. Такие масла могут быть использованы в механических коробках передач (в том числе переднеприводных автомобилей), где не подходят масла классификации MT-1 (то есть, наличествуют синхронизаторы из цветмета).
  • GL-5 – описывает масла для передач, включая гипоидные, в мостах, работающих в различных комбинациях больших скоростей/ударных нагрузок и малых скоростей/большого крутящего момента. Фактически это лучшее по своим свойствам масло, нежели GL-4, однако применение его в коробках передач ограничено, так как чтобы добиться таких параметров часто используется присадка, негативно влияющая на цветмет синхронизаторов. С недавних пор эту присадку можно заменить на безвредную для синхронов, и, соответственно, лить масло и в мосты, и в МКПП. Масла с такой присадкой в составе имеют спецификацию GL-4/GL-5.
  • MT-1 – масла для несинхронизированных коробок передач, используемых в автобусах и тяжёлых грузовиках. Имеют лучшую относительно GL-5 и GL-4 защиту от термического разложения, износа деталей и материалов уплотнений. Нельзя применять в синхронизированных коробках передач. Также эти масла нельзя смешивать с моторными маслами, используемыми в трансмиссии тракторов (есть такие универсальные масла для тракторов, которые льют во все узлы от мотора до «мокрых» тормозов и гидроприводов, для простоты обслуживания).

Традиционно при выборе масла стоит придерживаться рекомендаций производителя. Также есть оговорка про дифференциалы повышенного трения (они же самоблокирующиеся) – их свойства регулируются отдельно производителем агрегатов. В таких дифференциалах требуется наличие фрикционных свойств масла (для повышения трения в нужном месте в нужный момент), а значит, соответствующая присадка. Такие масла, как правило, имеют в своём названии буквы LS (Limited slip – дословно «ограниченное скольжение»).

Кроме действующих есть ещё отжившие свой век обозначения API, а именно:

  • GL-1 — масло без противоизносных присадок, порой применяется в тракторах. Вместо него рекомендуется использовать масла MT-1.
  • GL-2 – чуть более хорошее масло, справляется с защитой червячных передач.
  • GL-3 – масло для коробок передач, работающих при умеренных и тяжёлых режимах, или для спирально-конических мостов, работающих при лёгких и умеренных нагрузках. Не подходит для гипоидных передач.
  • GL-6 – эта спецификация была разработана для передач с большим смещением шестерней. Содержит больше противозадирной присадки, чем GL-5. Сейчас не используется, поскольку производители агрегатов стараются делать трансмиссии с меньшими углами смещения шестерней не используя устаревшие конструкции, а для них достаточную защиту обеспечивает GL-5. В общем, перемудрили с этим GL-6:).

В общем эти масла отличаются содержанием противоизносных и противозадирных присадок. Чем выше цифра, тем больше процент содержания.

Стандарт SAE J2360

Есть ещё один стандарт, разработанный Обществом автомобильных инженеров (SAE) после того, как выяснилось, что GL-5 и MT-1 не отвечают всем требованиям в современных трансмиссиях. Сделан на основе этих стандартов плюс американский военный стандарт MIL-PRF-2105E. Относительно GL-5 добавлены тесты на отсутствие шлама и абразивных отложений на валах (могущих воздействовать на сальники), на совместимость с материалами уплотнений и на стабильность свойств при длительном хранении. Так что будет нелишним при выборе масла проверять наличие этого стандарта, помимо обычных GL-4 и GL-5.

Стандарт ГОСТ 17479.2-85

Российский стандарт на трансмиссионные масла, введённый вместе с моторным стандартом в 1987 году, также, как и на моторные, содержит в себе классификацию и по вязкости, и по уровню эксплуатационных свойств. Обозначение имеет такой вид – ТМ-5-18, где ТМ означает «трансмиссионное масло», цифра 5 характеризует уровень эксплуатационных свойств, цифра 18 отвечает за показатель кинематической вязкости. Всего есть 5 градаций свойств от 1 до 5, по аналогии с классификацией API (т.е. ТМ-1 равно GL-1 и так далее). Вот таблица соответствия с API и SAE.

Кроме обозначения ГОСТ на масла, произведённые в России, широко распространены обозначения, принятые для трансмиссионных масел до 1987 года. Вплоть до вынесения на этикетку в качестве названия (например, Тад-17и). Вот таблица соответствия этих названий и ГОСТ.

Масла для автоматических коробок переключения передач

С маслами для автоматических коробок передач немного другая ситуация. Официально разработанного международного стандарта для них не существует. Де-факто, таким стандартом являются спецификации General Motors с названием Dexron (например, Dexron II, Dexron III, и так далее). Логика присвоения цифровых индексов проста – по мере совершенствования АКПП выпускалась очередная спецификация под эту коробку. В России наиболее распространены две спецификации:

  • Dexron II (он же Dexron II D) – минеральное масло, используется в автомобилях с 1981 года выпуска.
  • Dexron III – как правило, синтетическое масло, с улучшенными относительно Dexron IID температурными, антиокислительными и фрикционными свойствами. Используется в автомобилях с 1993 года выпуска.

Кроме этого есть менее распространённые, но также имеющие хождение спецификации:

  • Suffix A – иногда называемая Dexron I или TASA (Type A Suffix A). Это ранняя спецификация, разработанная в 1957 году совместно с американскими военными.
  • Dexron II E – улучшенная низкотемпературная текучесть относительно Dexron II D, однако не рекомендуется использовать II D вместо II E.
  • Dexron VI – ориентировочно с 2006 эта жидкость заменяет собой Dexron III и Dexron II E. Масло первой заливки в автомобили GM. Малое распространение связано, видимо, с инертностью мышления потребителей и постулатом о «заливке жидкостей согласно мануалу», в котором на авто старше 2006 года не мог быть прописан этот стандарт.

Конечно, кроме описанных есть ещё куча других классификаций трансмиссионных масел, таких как спецификации ZF (один из крупнейших производителей всевозможных трансмиссий), свои спецификации у многих автопроизводителей, фордовский Mercon (кстати, совместимые с соответствующими Dexronами)… Однако в большинстве своём они очень близки к ATFкам от GM, а если говорить о механических трансмиссиях, то соблюдение допусков API и SAE для них обязательно. Кому интересно поподробнее о коробках-автоматах, можно почитать о том, какое масло заливать в АКПП. Там расписано про типы коробок, жидкостей, совместимость и замену.

masloteka.ru

Трансмиссионные масла: марки и характеристики

Цель статьи — донести читателю информацию об идентификации трансмиссионных масел, их видах, характеристиках. Способы маркировки, расшифровки символов при покупке. Зачастую происходит так, что владелец автомобиля вовсе не владеет данными о типе масла, залитого в коробку передач. При очередной замене может наступить непоправимая ошибка. Когда будет эксплуатироваться масло, несопоставимое с техническими данными. Завод-изготовитель в инструкции по эксплуатации чётко трактует маркировку смазки, их характеристики, вязкость. Нарушение правила, влечёт за собой наказание. Это нам знакомо со школьной скамьи. Преждевременный износ, клин зубьев, быстрая утрата защитных свойств. Вот, что ожидает непослушных водителей. Правило касается как отечественный транспорт, так и иномарку. Последних, больше всех. Итак, начнём рассмотрение.

Главные параметры масла, классификация:

  • антиизносные: снижают коэффициент трения на протяжении всего срока эксплуатации между трущимися поверхностями;
  • антизадирные: предотвращают задиры, спайку рабочих поверхностей механизмов;
  • антиокислительная составляющая масел;
  • антикоррозионное воздействие на трущиеся механизмы;
  • водоотпорность;
  • полный нейтралитет масел при контакте с каучуковыми изделиями.

Конечным итогом масла должно быть покрытие деталей прочной обволакивающей плёнкой. Чем выше показатель толщины, тем качественнее жидкость. И наоборот. На втором месте вязкость, температура кипения. Большая схожесть с моторным маслом. Для идентификации при покупке, применяется международная классификация SAE, API.

  • Показатель масла по API: итоговое число выдаёт данные о степени нагрузки, особенностей состава, их критической температуре. Также как и в моторном варианте, группа содержит 6 подразделов с их наименованиями смазывающих веществ. Для удобства определения качества, следует понимать так. Цифровой символ, стоящий после букв, прямо указывает на его характеристики. Чем выше число, тем лучше жидкость. В первые четыре категории группы внесены смазки со строгим назначением: передний, задний мост, коробка передач. Последние две, они же марки GL-5, GL-6 (Gear Lubricant) отображают универсальные трансмиссионные жидкости, которых рекомендовано применять для любого назначения, кроме заливки в силовой агрегат. Речь идёт об минеральных, полисинтетических, синтетических элементах;
  • маркировка вязкости масел: по аналогии с предыдущим параметром, в системе имеется шесть типов. Классификация: три для отрицательных (присутствует символ W) и три для положительных температур.

SAE 80W, SAE 85W и SAE 90W – зимний вариант масел, марки SAE 95, SAE 135 – летний. В связи с тем, что транспорт может эксплуатироваться в разных географических условиях, при критических внешних температурах, разработано специальное обозначение для такого типа масел. Классификация марки SAE 80W-95; 80W-135; 85W-120. Их маркировка, характеристики, вязкость, могут быть видоизменены. Для категории машин, предназначенные для особых заданий, при маркировке масла добавляют индексы ЕР, HD.

В отличие от механики, автоматический тип «обижен», «обделён». Вот почему: собственная классификация масел не разработана, вязкость определяется данными от конкретного производителя. К примеру, американский производитель маркирует трансмиссионные смазки данными по системе General Motor, Ford. Европейский автопром – Dexron, «Zahnradfabrik Friedrichshafen» (ZF) – Германия ZF TE-ML 01..14. Для всей продукции характерна маркировка АТF — Аutomatic Тransmission Fluid.

Зачастую, при покупке канистры масла можно увидеть множество символов, обозначений на фронтальной стороне. Мало кто задумывался об их содержании. В целях проведения ликбеза, расшифровка этикетки масел их трактовка:

  • название копании, их производителя;
  • марки смазки;
  • группа, классификация API: GL-1, 2, 3, 4, 5, 6;
  • характеристики, показатели по SAE, вязкость;
  • химическая основа смазки: минеральное, полусинтетическое, синтетическое;
  • дата изготовления;
  • номер партии, индекс производителя.

Наглядный пример: MOBIL, TAF-C, GL-6, 85W-90, №753419931.01.2015.

Прежде чем приобретать «заморский» продукт, внимательно прочтите инструкцию по эксплуатации вашего транспортного средства. Лучше несколько раз. Может оказаться так, что ваша техника вообще не воспринимает смазки, разработанные по западным технологиям. Такие случаи не редкость. Особенно, когда речь идёт о поношенных отечественных автомобилях с внушительным пробегом.

  • для периода выпуска 1983 – 1999 годов лучше использовать трансмиссионные масла 4 или 5 подгрупп;
  • до 1983 года – 4 подгруппа. Переднеприводные того же года выпуска – классификация масел GL — 4, 5;

Каждый владелец обязательно должен руководствоваться правилом доступности и целесообразности. К примеру, в поношенное авто нет смыла заливать синтетику, когда течёт из всех дыр. Деньги на ветер. Наоборот, в новую машину – минералку. Срок эксплуатации масла будет снижен на 30% автоматически. Современные трансмиссионные смазки на минеральной основе рассчитаны на моторесурс в 25 – 40 тыс. км. Синтетика и полусинтетика способны выдержать до 60 000 км. пробега, без снижения качества и молекулярного состава. Чем качественнее смазки, тем дольше их срок замены.

Относительно отечественных роизводителей, вся классификация происходит по стандартам ГОСТ 17479.2-85 года. Разработано всего четыре класса вязкости. Обозначение схоже с иностранным. Имеет буквенно-символьные индексы, данные о эксплуатационных свойствах, группе вязкости. К примеру, трансмиссионное 4-15 — трансмиссионная смазка, относящаяся к группе №4, вязкость №15. Просто. Ничего сложного.

Обыкновенная смазка, предназначенная только для конкретных узлов агрегата. Дифференциал, передний, задний мосты. При использовании учитываются данные вязкости, температурного режима, водоотпорность, антизадирные, антиизносные показатели. Средний моторесурс составляет 100 – 150 тыс. км., или замена раз в три года, независимо от пробега. Как и всё на земле имеет свой срок эксплуатации. Даже когда машина не используется, она изнашивается. Перед нанесением обязательно прочтите инструкцию к применению.

Совет: к примеру, при заливке нового трансмиссионного масла в коробку передач, случается так, что остатки выливаются обратно. Последние несколько сот граммов теряем систематически. Это обусловлено тем, что вязкость настолько велика, что масло не успевает быстро оседать на дно. Образовывает плёнку на стенках, препятствуя доливке. Дилемма для многих: заливаю по норме, а оказывается лишнее. Прежде чем залить новое трансмиссионное масло, немного поднимите домкратом соответствующую сторону авто. В основном это левая часть. Таким образом, создав крен, вы сможете полностью уместить содержимое канистры в коробку. Смело закручивайте маслозаливную гайку, опускайте машину на землю.

Средний температурный диапазон работы трансмиссионного составляет 90-95°С, при замере на дне картера. При жаркой поре года – градус повышается до 160°С. Климатические зоны, типа пустыни – повышают до 250°С.

С целью исключения вероятности случайного залива, смешивания с моторной смазкой, трансмиссионные жидкости подкрашивают красным, зелёным цветами для идентификации. Водитель с первых секунд смело определяет что, где есть. Категорически запрещено смешивать трансмиссионные смазки для автоматического типа коробок передач. Каждое масло должно быть дополнено только идентичным. В противном случае – свёртывание.

  • маркировка GL-1: базовый вариант, присадки не имеются;
  • GL-2: добавки составляют 1,4%;
  • GL-3: 2,6%;
  • GL-4: 3,9%;
  • GL-5: 6,7%
  • GL-6 – более 6,8 %.
  1. Обязательно заехать на смотровую яму или эстакаду;
  2. установить на ручной тормоз, подпереть колёса деревянными башмаками для безопасности;
  3. дать остыть машине;
  4. подготовить ветошь, масло, сливную ёмкость;
  5. отвинтить ключом маслозаливную пробку, а после маслосливную;
  6. дать жидкости полностью слиться. Чем меньше старого останется внутри, тем дольше прослужит новое;
  7. закрутить нижнюю пробку;
  8. приподнять авто;
  9. залить новое ТМ;
  10. завинтить пробку, опустить машину, проверить наличие течи, продолжить путь.

Обязательно покупайте качественную, оригинальную продукцию. Соблюдайте сроки и интервалы смены жидкостей. Читайте инструкцию по эксплуатации транспортным средством. Удачи вам. Всех благ.

Автор: Максименко Игорь

Вам будет интересно

maslogsm.ru

Трансмиссионное масло ТМ-5-18 (ТАД-17И): расшифровка, свойства, применение

Трансмиссионное масло ТМ-5-18 (ТАД-17И) относится к группе всесезонных, изготовлено на минеральной основе. Используется в автомобилях, работающих в экстремальных условиях, когда температура поднимается до максимальных значений, и происходит увеличение скорости скольжения. В состав входит специальный пакет присадок, содержащих серу и фосфор. Благодаря таким добавкам масло никогда не пенится.

ТМ-5-18 можно использовать в любой коробке передач, в гипоидных механизмах. Специальные дистиллятные масляные жидкости, входящие в состав, получаются после фракционной переработки мазута. Во время работы коробки передач смазка покрывает все детали смазочной пленкой, отличающейся большой прочностью. В результате уменьшается сила трения, коробка нормально работает в самых сложных условиях.

Свойства

Уникальные присадки придают трансмиссионной смазке ТМ-5-18 несколько очень важных качеств:

  • Никогда не пенится.
  • Обладает депрессорной активностью и противоокислительной стабильностью.
  • Характеризуется превосходной вязкостью.
  • Предохраняет элементы двигательной системы от изнашиваемости.

ТМ 5-18 можно заменить маслом Девон Супер Т GL-5 80W-90 с температурой застывания ниже минус 25 градусов.

Улучшенными свойствами обладает Роснефть Kinetic GL-5 80W-90, Благодаря импортным присадкам, автомасло отличается более высоким качеством, в сравнении с ТАД-17.

Преимущества

Осуществляет надежную защиту КПП.

Может работать в большом диапазоне температур (от минус 25 до +140 градусов).

Полная замена проводится после 80000 пробега.

Трансмиссионное масло можно хранить пять лет.

Как расшифровать маркировку

ТАД-17И

Т – обозначает смазку трансмиссионной группы.

Д – в состав входит дистиллятное масло;

17 – величина вязкости, когда температура достигает 100 градусов.

И – наличие в смазке многофункциональной добавки.

ТМ 5-18

ТМ – трансмиссионное масло.

5 – Номер группы, в которую входит масло в соответствии техническим характеристикам.

18 – класс вязкости.

Правила безопасного применения ТАД-17И

Исключить соприкосновение отработки с кожными поверхностями.

После окончания работы обязательно вымыть руки.

Смазка не должно находиться под воздействием прямых солнечных лучей.

Отработанное масло категорически запрещается сливать в землю или воду. Оно должно сдаваться в специализированные пункты приема.

Где применяется

Так как стоимость масла вполне доступна любому автолюбителю, его используют:

  • В легковых автомашинах с задним приводом,
  • Грузовом, отечественном транспорте.
  • Сельскохозяйственной технике.
  • Тяжелых автомобилях.
  • Строительных агрегатах.

Масло относится к всесезонному типу, поэтому его можно использовать круглогодично в регионах России, с относительно умеренным климатом. Применяется в любой трансмиссии, при самых тяжелых условиях эксплуатации.

SINTOIL TM5-18 (GL-5) SAE 80W-90

Для изготовления смазки используется сырье только самого высокого качества. Благодаря зарубежным присадкам, масло надежно защищает детали при высоких нагрузках, а также низкой температуре.

Преимущества:

  • Предупреждает появление задиров.
  • Обладает отличными антиокислительными характеристиками.
  • Увеличивает срок эксплуатации коробки.
  • Никогда не пенится.
  • Не допускает появление вредных отложений на поверхности деталей коробки.
  • Отличная текучесть, даже при минусовой температуре.

Уникальные фрикционные свойства позволяют полноценно защитить зубчатые шестерни и подшипники от повышенного износа. Передачи включаются плавно, без заеданий. Коробка работает практически бесшумно.

prem-motors.ru

Классификация трансмиссионных масел: SAE, API

Классификация трансмиссионных масел довольно непроста для понимания рядового водителя. Однако обычным автомобилистам вовсе не нужно разбираться в множестве стандартов. Необходимо понимать лишь наиболее популярные классификации трансмиссионных масел.

Автомасла для трансмиссии, как и смазки для мотора, подразделяются на классы по вязкости и показателям эксплуатации. Они применяются в КПП, узлах руля, ведущих мостах.

Как смазки классифицируются по вязкостному индексу

Классификация трансмиссионного масла по вязкости была разработана в Соединенных Штатах Америки. Сейчас она распространилась по всему миру. Соответственно с ней, все автомасла делятся на девять классов: четыре для зимы и пять для лета. Трансмиссионные масла для зимы маркируются символом «w». Универсальные нефтепродукты имеют маркировку наподобие «75w90». Маркировка смазок для зимы расшифровывается так:

  • 70w – можно использовать при температуре до минус пятидесяти пяти градусов;
  • 75w – до минус сорока градусов;
  • 80w – до минус двадцати шести градусов;
  • 85w – до минус двенадцати градусов.

Трансмиссионные масла для лета имеют маркировку наподобие «SAE 90». Такое автомасло заливается в КПП недорогих авто с движками малой мощности. SAE 140 предназначается для внедорожников с высокомощными моторами. Назначение SAE 250 – обеспечивать смазывание трансмиссионных деталей спортивных авто.

Как смазки классифицируются по характеристикам

По показателям эксплуатации масла для трансмиссии подразделяются на шесть классов (соответственно с классификацией API и ГОСТ). Автомасла API GL-1 предназначаются для трансмиссий, функционирующих в малонагруженных условиях, а также цилиндровых, червячных, конических КПП. API GL-2, в отличие от предыдущего вида смазок, содержат противофрикционные элементы. Назначение API GL-3 – смазывать ступенчатые КПП, узлы руля, основные передачи. API GL-4 обычно применяются в КПП, работающих в нормальных эксплуатационных условиях. Смазки, относящиеся к четвертому классу GL, отличаются наличием множества присадочных элементов, особенно антизадирных.

GL 5 считается 2-м по популярности классом масел. Такие смазки применяются в редукторах, КПП, которые функционируют в сложных условиях. Нефтепродукты данного вида особенно часто используются в МКПП, мотоциклетных карданах. Содержат много антизадирных добавок, состоящих из серы и фосфора.

Масла GL-6 используются в агрегатах, функционирующих в условиях больших скоростей и сильных нагрузок. Такой вид автомасел применяется достаточно редко.

Общепринятой классификации автомасел для АКПП нет. Каждый изготовитель создает собственную спецификацию. К примеру, «Дженерал Моторс» подразделяет смазки на четыре вида. Они маркируются словом «Dextron» и цифрой от одного до четырех. Компания «Форд» маркирует собственные продукты как «Меркон», а фирма «Хонда» – ATF.

Изготовитель трансмиссий ZF маркирует собственные автомасла как ZF TE-ML с числом от одного до четырнадцати. Цифра указывает не на класс вязкости, а на назначение расходника.

  • 1 – несинхронизированные механические коробки переключения передач.
  • 2 – МКПП и АКПП грузовых машин, автобусов.
  • 3 – гидротрансформаторные агрегаты мобильных механизмов.
  • 4 – судовые КПП.
  • 5 – ведущие мосты внедорожников.
  • 6 – КПП и гидроприводные узлы тракторов.
  • 7 – гидрообъемные, механические приводы, электроприводы.
  • 8 – узлы руля без гидроусилителя.
  • 9 – узлы руля с гидроусилителем.
  • 10, 11, 14 – автоматические коробки переключения передач легковушек.
  • 12 – ведущие мосты легковушек, грузовиков, автобусов.
  • 13 – особые трансмиссии, установленные в военной технике.

Кроме того, расходники для трансмиссии делятся на минералку, синтетику, полусинтетику.

Подбор автомасла

Выбирая автомасло для трансмиссии собственной машины, нужно следовать правилу высшей категории. Если изготовитель советует применять смазки определенного класса, можете использовать нефтепродукты, относящиеся к более высокой категории. Однако в обратную сторону данное правило не действует. Если изготовитель не дает четких рекомендаций, нужно руководствоваться следующим. В агрегаты без гипоидных передач можно лить смазки GL-3. Если в трансмиссии есть гипоидные передачи, нужно применять GL-5. В МКПП легковушек необходимо лить автомасла GL-4. В ведущие мосты требуется заливать GL-5.

Большая часть автомобилистов останавливает свой выбор трансмиссионных масел по SAE классификации. Иначе говоря, вязкость смазки считается основополагающим критерием при выборе нефтепродукта. Обусловлено это достаточно суровыми климатическими условиями. Когда начнутся сильные холода, масло, имеющее неподходящий вязкостный индекс, попросту замерзнет. Разумеется, что о качественном смазывании запчастей не может быть и речи при подобном раскладе. Если же в знойное время вы зальете в трансмиссию слишком жидкое масло, оно разжижится еще сильнее, станет просто стекать по трансмиссионным деталям, не обеспечивая нормального смазывания.

Классификацией API при выборе нефтепродукта руководствуются обычно опытные автомобилисты, которые разбираются в характеристиках масляных жидкостей. Они понимают, что заливка, к примеру, смазки для ведущего моста в МКПП может привести к весьма печальным последствиям.

motoroill.ru

Классификация трансмиссионных масел и их свойства

Автомобилисты уделяют не так много внимания трансмиссионным смазочным материалам, как это делается в случае моторных масел. Но роль их в эксплуатации транспортного средства не менее важна. Данный вид смазочных веществ используется в таких узлах и агрегатах автомобиля, как КПП, ведущие мосты, механизмы рулевого управления и раздаточные коробки. Классификация трансмиссионных масел несколько проще, чем у моторных аналогов. Тем не менее, существуют определенные системы, разделяющие эти нефтепродукты по группам.

Общие сведения

Трансмиссионные смазочные материалы предназначены для уменьшения трения при работе зубчатых передач. Благодаря данному виду смазки уменьшается износ деталей, снижаются потери на трение, отводится тепло от трущихся деталей и предохраняются поверхности деталей от влияния коррозии. Существует несколько различных классификаций, которые разработаны в разных странах.

Российские стандарты

В России классификация масел базируется еще на советских ГОСТах. Основным документом для систематизации смазочных материалов для агрегатов трансмиссии является ГОСТ 17479.2-85. В стандарте имеется 4 категории веществ по вязкости: 9, 12, 18 и 34.

Смазочный материал относится к определенному классу при замере кинематической вязкости при температуре 100˚С. Второй показатель — это минимальная температура с динамической вязкостью не более 150 Па•с.

Сфера применения и эксплуатационные характеристики стали основой для деления трансмиссионных масел на 5 групп. В первой группе в состав смазочного продукта не входят присадки. Остальные 4 группы допускают использование различных добавок. Эффективность присадок растет пропорционально увеличению номера группы. Универсальные смазочные вещества для трансмиссий входят в пятую категорию.

В отечественной системе обозначения трансмиссионных масел применяется маркировка по уровню эксплуатационных свойств и классу вязкости, например, ТМ-3-18 или ТМ-2-9. На сегодняшний день российскую классификацию вытеснили зарубежные стандарты, которые систематизируют большой спектр импортных масел для узлов трансмиссии.

Систематизация по вязкости SAE

Американские специалисты разработали особую систему деления масел по вязкости, которая получила обозначение SAE. Данная классификация стала активно распространяться во всем мире. Основным стандартом американской системы становится документ SAE J306. В нем наиболее полно описываются реологические параметры смазочных веществ, которые зависят от скорости течения и температуры. Другими словами, стандарты американской классификации описывают вязкость продукта в условиях минимальных и максимальных температурных режимов, в которых планируется эксплуатировать транспортные средства. Благодаря требованиям SAE определяется диапазон применимости смазочного покрытия для ведущих мостов и механических коробок.

Американская классификация насчитывает 9 категорий вязкости для механических трансмиссий. Среди них 4 группы являются зимними (70W, 75W, 80W и 85W), а остальные 5 — летними (80, 85, 90, 140, 250). Когда материал может использоваться круглый год, в маркировке появляются оба обозначения, например, SAE 70W-85. Автомобилисты чаще всего сталкиваются с всесезонными маслами, которые сочетают в себе свойства летней и зимней смазки. Такие продукты экономически наиболее выгодны для автовладельцев, т. к. при замене сезонного масла приходится выбрасывать продукт, который до конца не реализовал свой потенциал. Ведь трансмиссионные материалы имеют срок службы более года.

Система классификации API

Назначение, качество и эксплуатационные свойства трансмиссионных масел описывает классификатор API. Принцип деления в данной системе основан на конструктивном использовании смазки и условий ее применения. Также API учитывает содержание противозадирных и противоизносных присадок в смазывающем веществе. Трансмиссионные продукты получили обозначение API GL с добавлением цифры 1…5. Следовательно, все смазки для узлов трансмиссии классификатор делит на 5 групп.

По эксплуатационным показателям смазочных трансмиссионных материалов система API во многом схожа с отечественной систематизацией. Чем больше цифра в маркировке, тем богаче набор многофункциональных присадок в масле, тем в более сложных условиях могут работать передачи. Так, самые нагруженные передачи, которые работают в наиболее тяжелых условиях, требуют использования смазки с обозначением API GL-5.

Для тех агрегатов, которые имеют высокую степень загруженности, разработан новый тип смазочных материалов API MT-1. Он включает специальные смазывающие компоненты, позволяющие успешно работать в КПП автобусов и тягачей. Для ведущих мостов таких транспортных средств предлагается новое обозначение API PG-2.

Смазочные продукты для автоматических КПП

Смазочные материалы для автоматических видов трансмиссий необходимо рассматривать отдельно. Это объясняется тем, что данная линейка трансмиссионных масел не подчиняется систематизации API. Для классификации таких смазок разработана система стандартизации ATF. Чтобы выделить данные вещества из общей массы смазочных продуктов, их окрашивают в заметный цвет. Автолюбитель должен знать, что смешивать материалы разного цвета не рекомендуется.


На сегодняшний день не существует общей международной классификации масел для автоматических КПП. Поэтому ведущие производители автомобильной техники выдвигают собственные требования к данным материалом. Например, у компании General Motors используется спецификация DEXRON с добавлением римской цифры от I до IV. Увеличение цифрового значения пропорционально расширяет сферу применения смазки. У автоконцерна Ford масла для «автоматов» имеют обозначение Mercon.

Европейская система ZF

Крупнейшим европейским производителем трансмиссионных силовых агрегатов и автомобильных передач является фирма «Zahnradfabrik Friedrichshafen» (ZF) из Германии. Она предложила свою классификацию, которая учитывает виды масел, их вязкость, допуски производителей. Данная система предусматривает обозначение смазочных веществ в зависимости от вида автотранспортных передач. Эти перечни обозначают ZF TE-ML с присвоением цифрового кода в пределах 01…14.

Выбор трансмиссионного масла для авто

При выборе смазочного материала для трансмиссии своего автомобиля необходимо отталкиваться от рекомендаций автопроизводителя, отраженных в инструкции.

  • Применение смазочной жидкости из более низкой категории недопустимо, т. к. это может привести к поломке силового агрегата. Использование продукта из более высокой категории нецелесообразно, прежде всего, из-за экономических соображений. Чем выше класс трансмиссионного масла, тем дороже стоит продукт.
  • При отсутствии специальных указаний следует придерживаться такого алгоритма. Для агрегатов, в которых нет гипоидных передач, можно применять смазочные материалы с обозначением API GL-3. Для надежной работы редукторов с гипоидными вариантами зацепления необходимо использовать смазку высшего класса API GL-5.
  • В общих случаях легковые автомобили требуют заправки в ведущие мосты масла 5 категории, а в механические КПП — 4 класса.

Замена трансмиссионных масел в легковом автомобиле производится достаточно редко. Поэтому при выборе новой смазки для коробки передач, ведущих мостов и рулевого механизма не стоит экономить. Качественный продукт обеспечит длительную безотказную работу трансмиссии авто в любых условиях эксплуатации.

vybratauto.ru

Классификация трансмиссионных масел

Классификация трансмиссионных масел сложна и обширна. Но для простых автолюбителей нет необходимости разбираться в многочисленных стандартах. Достаточно иметь представление о самых распространенных. Трансмиссионные масла, как и моторные, классифицируются по вязкости и своим эксплуатационным свойствам. Они используются в коробках передач, рулевом управлении, ведущих мостах и редукторах, раздаточных коробках.

Схема трансмиссии легкого автомобля.

Классификация по вязкости

Изначально американская теперь система классификации по стандарту SAE стала международной. Такая классификация трансмиссионных масел предусматривает 9 сортов: 4 зимних и 5 летних. Зимние сорта обозначаются буквой W. Всесезонные отличаются двойной маркировкой: 1 значение соответствует зимним сортам, 2 – летним. К примеру, SAE 75W-90. Зимние сорта имеют обозначение:

  • 70W – для использования при температурах до минус 55°С;
  • 75W – для использования при температурах до минус 40°С;
  • 80W – для использования при температурах до минус 26°С;
  • 85W – для использования при температурах до минус 12°С.

Летние сорта имеют цифровые обозначения SAE 80, SAE 85, SAE 90, SAE 140 и SAE 250. SAE 90 используется в трансмиссиях бюджетных машин с относительно маломощными моторами. SAE 140 предназначен для внедорожников и крупных машин с мощными двигателями. SAE 250 применяется в трансмиссиях спортивных и гоночных машин.

Вернуться к оглавлению

Классификация по свойствам

Система классификации по стандарту SAE стала международной.

По своим эксплуатационным свойствам смазочные жидкости делятся на 6 классов согласно стандартам API и ГОСТ. Стандарт API GL-1 (соответствующий ему ГОСТ ТМ-1) предназначен для коробок передач, работающих в условиях низких нагрузок, а также для малонагруженных цилиндрических, червячных и конических зубчатых передач. Стандарт API GL-2 (ГОСТ ТМ-2) отличается от предыдущего наличием в маслах антифрикционных компонентов. Категория API GL-3 (ГОСТ ТМ-3) предназначена для ступенчатых коробок передач, механизмов рулевого управления, главных и гипоидных передач, работающих в не очень жестких условиях. Устаревший стандарт для автомобилей и другого безрельсового транспорта. В отличие от GL-2 имеет лучшие противоизносные свойства. Класс API GL-4 (ГОСТ ТМ-4) в настоящее время наиболее широко используется в трансмиссиях, передачах и рулевых механизмах современных автомобилей при умеренных условиях эксплуатации. Трансмиссионные смазочные материалы этой группы характеризуются высоким содержанием различных присадок, в том числе высокоэффективных противозадирных присадок.

Класс API GL-5 (ГОСТ ТМ-5) является вторым по распространенности смазочных жидкостей, применяющимся в редукторах и коробках передач, функционирующих в умеренных и жестких условиях эксплуатации. Продукция, относящаяся к этой группе, неизменно применяется в ручных коробках передач и карданных приводах мотоциклов, чьи условия эксплуатации отличаются ударными и знакопеременными нагрузками. Отличаются высоким содержанием серофосфоросодержащей противозадирной присадки. Жидкости категории API GL-6 (ГОСТ ТМ-6) применяются в механизмах, работающих в условиях высоких скоростей, огромных крутящих моментов и ударных нагрузок. Фактически данная группа не используется, и при необходимости применяется группа GL-5 с повышенными эксплуатационными свойствами. В 1998 году была разработана категория PG-2, уделяющая высокое внимание высокотемпературным свойствам масел, в технической литературе часто именуется API GL-7.

Кроме стандарта API существует множество других спецификаций: стандарт армии США, нормативные документы отдельных автопроизводителей, классификации рабочих жидкостей для автоматических коробок передач.

Единой классификации масел для АКПП не существует. Каждый производитель разрабатывает свою собственную классификацию. Например, у General Motors трансмиссионные масла имеют буквенное обозначение Dextron и цифру от I до IV. Dextron IV применяется в самых современных автомобилях с автоматическими коробками. Концерн Ford обозначает свои масла как Mercon. Компания Honda – ATF. Отдельные стандарты для рабочих жидкостей АКПП объясняются тем, что внутри автоматических коробок масло выполняет не только смазывающую функцию, но и функцию передачи механической энергии.

Поэтому к этой группе масел предъявляются более высокие требования по сравнению со смазочными жидкостями для механических трансмиссий.

Производитель коробок передач ZF свои масла обозначает как ZF TE-ML с цифрой от 1 до 14. Категория TE-ML 1 применяется для несинхронизированных МКПП. Категория TE-ML 2 – для механических и автоматических трансмиссий грузовиков и автобусов. Цифра 3 обозначает масла для гидротрансформаторов мобильных механизмов. Цифра 4 – масла для судовых трансмиссий. Группа TE-ML 5 применяется в ведущих мостах внедорожной техники. TE-ML 6 – для трансмиссий и гидроприводов тракторов. TE-ML 7 – для гидрообъемных, механических и электрических приводов, приводов подъемных и поворотных механизмов. Жидкости группы TE-ML 8 применяются в рулевых механизмах, не имеющих гидроусилителей. Жидкости группы TE-ML 9 – в рулевых механизмах с гидроусилителями. 10-я, 11-я и 14-я группы – для АКПП легковых автомобилей. 12-я – для ведущих мостов легковых, грузовых автомобилей и автобусов. TE-ML 13 – для специальных агрегатов военной техники.
Так же как и моторные, трансмиссионные масла бывают минеральными, синтетическими и полусинтетическими.

Вернуться к оглавлению

Выбор масла

При выборе трансмиссионного масла для автомобиля рекомендуется руководствоваться правилом высшей категории. Если производитель рекомендует использовать сорта определенной эксплуатационной группы, их допустимо заменять аналогами более высокой категории, но не наоборот. Если производитель не указывает спецификацию продукта, в механизмах без гипоидных передач допустимо применять смазочные материалы группы API GL-3. В механизмах с гипоидными передачами следует использовать продукцию высшей категории GL-5. В механические коробки передач легковых автомобилей рекомендуется заливать масла категории GL-4, в ведущие мосты – категории GL-5.

vseavtomasla.ru

ГОСТ 17479.2-2015 Масла трансмиссионные. Классификация и обозначение (с Поправкой), ГОСТ от 12 августа 2015 года №17479.2-2015


ГОСТ 17479.2-2015



МКС 75.100

Дата введения 2017-01-01


Цели, основные принципы и порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила, рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 31 «Нефтяные топлива и смазочные материалы», Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти» (ОАО «ВНИИ НП»)

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 18 июня 2015 г. N 47-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по
МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по
МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 августа 2015 г. N 1140-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 17479.2-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2017 г.

5 Настоящий стандарт соответствует международному документу SAE J306:2005* Surface vehicle standard. Automative gear lubricant viscosity classification (Наземные транспортные средства. Классификация автомобильных трансмиссионных масел по вязкости).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым здесь и далее по тексту, можно получить, перейдя по ссылке на сайт http://shop.cntd.ru. — Примечание изготовителя базы данных.


Перевод с английского языка (en).

Степень соответствия — неэквивалентная (NEQ)

6 ВЗАМЕН ГОСТ 17479.2-85


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет


ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 11, 2017 год

Поправка внесена изготовителем базы данных

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает классификацию и обозначение трансмиссионных масел для агрегатов трансмиссий автомобилей, тракторов, тепловозов, сельскохозяйственных, дорожных, строительных машин и судовой техники.

1.2 Настоящий стандарт не распространяется на масла, используемые в зубчатых передачах промышленного оборудования, а также на масла для гидромеханических и гидрообъемных передач.

2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 33-2000 (ИСО 3104-94) Нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической вязкости и расчет динамической вязкости

ГОСТ 1929-87 Нефтепродукты. Методы определения динамической вязкости на ротационном вискозиметре

ГОСТ 9490-75 Материалы смазочные жидкие и пластичные. Метод определения трибологических характеристик на четырехшариковой машине

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Обозначение трансмиссионных масел

3.1 Обозначение трансмиссионных масел состоит из групп знаков:

— первая группа знаков — буквы ТМ (трансмиссионное масло), она не зависит от состава и свойств масла;

— вторая группа знаков — цифры, характеризующие принадлежность масла к группе в зависимости от области его применения;

— третья группа знаков — цифры, характеризующие класс трансмиссионного масла в соответствии с величиной вязкости, которую определяют при высокой температуре по ГОСТ 33 и при низкой температуре по ГОСТ 1929.

Примечание — Допускается в обозначении класса трансмиссионного масла в скобках указывать класс трансмиссионного масла в соответствии с классификацией SAE J306 (см. таблицу А.1, приложение А).

4 Группы трансмиссионных масел

4.1 В зависимости от области применения трансмиссионные масла подразделяют на пять групп, которые приведены в таблице 1.

Таблица 1 — Группы трансмиссионных масел

Группа трансмиссионного масла по области применения

Состав трансмиссионного масла

Рекомендуемая область применения

1

Трансмиссионные масла без присадок

Цилиндрические конические и червячные передачи, работающие при контактных напряжениях от 900 до 1600 МПа и температуре масла в объеме не выше 90°С

2

Трансмиссионные масла с противоизносными присадками

Цилиндрические конические и червячные передачи, работающие при контактных напряжениях до 2100 МПа и температуре масла в объеме 130°С

3

Трансмиссионные масла с противозадирными присадками умеренной эффективности

Цилиндрические, конические, спирально-конические передачи, работающие при контактных напряжениях до 2500 МПа и температуре масла в объеме не выше 150°С

4

Трансмиссионные масла с противозадирными присадками высокой эффективности

Цилиндрические, спирально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 3000 МПа и температуре масла в объеме не выше 150°С

5

Трансмиссионные масла с противозадирными присадками высокой эффективности и многофункционального действия, а также универсальные масла

Гипоидные передачи, работающие с ударными нагрузками при контактных напряжениях выше 3000 МПа и температуре масла в объеме не выше 150°С


Примечание — Допускается при обозначении масла по настоящему стандарту в скобках указывать примерную группу трансмиссионного масла в соответствии с классификацией API (см. таблицу А.2, приложение А).

4.2 При разработке новых масел и постановке на производство, а также при периодических испытаниях товарных масел 1 раз в 2 года (по графикам, согласованным с потребителем) группу трансмиссионных масел устанавливают по результатам оценки их эксплуатационных свойств в соответствии с таблицей 2.


Таблица 2 — Группы трансмиссионных масел в зависимости от эксплуатационных свойств

Определяемое свойство

Группа масла

Метод испытания

1

2

3

4

5

Предельная нагрузочная способность по нагрузке сваривания Р, Н, не менее

2930

3283

3685

По ГОСТ 9490

Противоизносное свойство по показателю износа Д при осевой нагрузке 392 Н при (20±5)°С в течение 1 ч, мм, не более

0,55

По ГОСТ 9490

5 Классы трансмиссионных масел

5.1 В зависимости от значения кинематической вязкости, измеренной при температуре 100°С и температуре, при которой динамическая вязкость не превышает 150000 мПа·с, трансмиссионные масла подразделяют на классы, указанные в таблице 3.

(Поправка. ИУС N 11-2017).


Таблица 3 — Классы трансмиссионных масел

Класс трансмиссионного масла

Кинематическая вязкость* при 100°С, мм/с (сСт)

Температура, при которой динамическая вязкость** не превышает 150000 мПа·с, °С, не выше


Св. 4,1

-55


Св. 7,0

-40

12з

Св. 11,0

-26

18з

Св. 13,5

-12

9

Св. 7,0 до 11,0 включ.

12

Св. 11,0 до 13,5 включ.

18

Св. 13,5 до 24,0 включ.

34

Св. 24,0 до 41,0 включ.

* Определяют по ГОСТ 33.

** Определяют по ГОСТ 1929.


Примечание — Допускается в обозначении в скобках указывать класс трансмиссионного масла в соответствии с классификацией SAE J306 (см. таблицы А.1 и А.3, приложение А).

5.2 В зависимости от сезона эксплуатации трансмиссионные масла подразделяют на зимние, летние и всесезонные, которые обозначают:

— для эксплуатации в зимнее время — числовым значением с буквой «з» (зимнее). Например,»9з»;

— для эксплуатации в летнее время — только численным значением. Например, «18»;

— для всесезонной эксплуатации — дробью, при этом цифра в числителе указывает на низкотемпературные свойства масла, цифра в знаменателе — на высокотемпературные свойства масла.

5.3 Примеры обозначения трансмиссионных масел

Примеры

1 ТМ-3-18 (типа GL-3 по API, SAE 90),

где ТМ — трансмиссионное масло;

3 — группа масла по области применения трансмиссионного масла в соответствии с таблицей 1;

18 — класс вязкости летнего трансмиссионного масла в соответствии с таблицей 2 и 5.2, которому при температуре 100°С соответствует кинематическая вязкость в пределах от 13,5 до 24 мм/с. В скобках указана примерная принадлежность трансмиссионного масла к группе по API и классу SAE.

2 ТМ-5-9з/18 (типа GL-5 по API, SAE 75W-90),

где ТМ — трансмиссионное масло;

5 — группа масла по области применения трансмиссионного масла в соответствии с таблицей 1;

9з/18 — класс вязкости всесезонного трансмиссионного масла в соответствии с таблицей 2 и 5.2, в обозначении которого первая цифра обозначает низкотемпературные свойства масла (т.е. масло гарантированно работоспособно до температуры минус 40°С, так как динамическая вязкость масла при этой температуре не превышает 150000 мПа·с), а вторая — высокотемпературные свойства масла (т.е. кинематическая вязкость масла при температуре 100°С находится в пределах от 13,5 до 24 мм/с). В скобках указана примерная принадлежность трансмиссионного масла к группе по API и классу SAE.

Приложение А (справочное). Классификация трансмиссионных масел по SAE и API

Приложение А
(справочное)

А.1 Классификация трансмиссионных масел по SAE J306:2005 приведена в таблице А.1.

Таблица А.1 — Классификация трансмиссионных масел по SAE J306:2005

Класс вязкости по SAE J306

Температура для вязкости 150000 сП,°С, не выше

Кинематическая вязкость при 100°С, мм/с (сСт), не ниже

Кинематическая вязкость при 100°С, мм/с (сСт) , не выше

70W

-55

4,1

75W

-40

4,1

80W

-26

7,0

85W

-12

11,0

80

7,0

11,0

85

11,0

13,5

90

13,5

18,5

110

18,5

24,0

140

24,0

32,5

190

32,5

41,0

250

41,0

Определяют по стандарту [1].

Дополнительные низкотемпературные требования по вязкости могут быть введены для жидкостей, предназначенных для использования в малонагруженных синхронизированных механических трансмиссиях.

Определяют по стандарту [2].

Предел устанавливают после испытаний по СЕС L-45-T-93, метод С (20 ч).

Следует учитывать, что для испытаний по стандарту [1], проведенных при температурах ниже минус 40°С, прецизионность не установлена.

А.1.1 Примеры обозначения трансмиссионных масел в соответствии с классификацией SAE J306:2005.

Примеры

1 SAE 75W — обозначение трансмиссионного масла для эксплуатации в зимнее время.

2 SAE 80 — обозначение трансмиссионного масла для эксплуатации в летнее время.

3 SAE 75W-90 — обозначение трансмиссионного масла для всесезонной эксплуатации, в котором первая цифра класса вязкости (75W) обозначает низкотемпературные свойства масла (то есть динамическая вязкость масла не превышает 150000 мПа·с при температуре минус 40°С), а вторая (90) — высокотемпературные свойства масла (т.е. кинематическая вязкость масла при температуре 100°С находится в пределах от 13,5 до 18,5 мм/с).

А.2 Примерное соответствие обозначений групп трансмиссионных масел по настоящему стандарту классификациям по API и SAE J306:2005 приведено в таблицах А.2 и А.3.


Таблица А.2 — Примерное соответствие групп трансмиссионных масел по настоящему стандарту группам по API

Группа трансмиссионного масла по настоящему стандарту

Группа трансмиссионного масла по API

ТМ-1

GL-1

ТМ-2

GL-2

ТМ-3

GL-3

ТМ-4

GL-4

ТМ-5

GL-5



Таблица А.3 — Примерное соответствие классов вязкости трансмиссионных масел по настоящему стандарту классам вязкости по SAE J306:2005

Класс вязкости трансмиссионного масла по настоящему стандарту

Класс вязкости трансмиссионного масла по SAE J306:2005


70W


75W

12з

80W

18з

85W

9

80

12

85

18

90-110

34

140-190

Библиография

[1]

ASTM D 2983-09

Standard test method for low-temperature viscosity of lubricants measured by Brookfield viscometer (Стандартный метод определения низкотемпературной вязкости смазочных материалов вискозиметром Брукфилда)

[2]

ASTM D 445-15

Standard test method for kinematic viscosity of transparent and opaque liquids (and the calculation of dynamic viscosity) [Стандартный метод определения кинематической вязкости прозрачных и непрозрачных жидкостей (и расчет динамической вязкости)]

УДК 621.892.21:006.354

МКС 75.100

NEQ

Ключевые слова: трансмиссионные масла, классификация, обозначение




Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2016

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

docs.cntd.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *