Пропуск зажигания -ошибка P0300, причины, диагностика,ремонт
На российских автомобилях с момента введения экологических норм Евро-3 (а на зарубежных – и еще раньше) в алгоритмы систем управления двигателем была введена самодиагностика пропусков воспламенения. Это было вызвано не только ужесточением требований по выбросам углеводородов в атмосферу, но и логичным желанием сберечь ресурс катализатора. Каждый раз, когда цилиндр, набрав на такте впуска порцию рабочей смеси, не может сжечь ее, все топливо и свободный кислород из смеси попадают в раскаленный катализатор, где либо доокисляются, повышая температуру катализатора (риск «спекания» сот), либо бензин накапливается, в один «прекрасный» момент взрываясь с характерным хлопком, силы которого достаточно, чтобы разрушить катализатор.
Диагностика пропусков воспламенения
Заметим сразу – корректным термином является именно «пропуск воспламенения», а не «пропуск зажигания» (в английской терминологии – misfire). Так как цилиндр может не сработать по двум причинам согласно поговорке: «нечего поджигать или нечем поджигать», то неисправности зажигания являются лишь частным случаем причин пропусков воспламенения.
Во время работы двигателя электронный блок управления (ЭБУ) впрыска постоянно получает импульсы от датчика положения коленчатого вала – для распространенных венцов «60-2» каждый импульс следует через 6 градусов поворота, за исключением пропущенного места начала отсчета. Измеряя с высокой точностью интервал времени между соседними импульсами, контроллер может определить величину ускорения коленвала в любой момент. Хотя на взгляд это и не заметно, но скорость вращения коленчатого вала постоянно меняется: в начале рабочего хода в одном из цилиндров скорость начинает расти, затем вновь снижаясь. Соответственно, сравнивая ускорения на отдельных участках венца, контроллер впрыска может рассчитать сравнительный вклад каждого цилиндра: отсутствие ускорения в момент начала рабочего хода в одном из цилиндров означает пропуск воспламенения в нем.
На двигателях без датчика фаз определение неработающего цилиндра ограничено парами цилиндров, где поршни движутся одновременно, так как разница между рабочими ходами у них составляет ровно один оборот. Для рядной «четверки» — это пары «первый-четвертый» и «второй-третий». Имея датчик фаз, контроллер уже отличает, какой из двух цилиндров должен был сработать. При достижении счетчиком пропусков заданного в прошивке значения топливоподача в конкретный цилиндр или в пару цилиндров отключается, чтобы не гнать бензин в катализатор. В этот момент моторы без датчиков фаз начинают характерно резко переходить с «троения» на «двоение».
Стандарт OBD-II предусматривает для пропусков в конкретном цилиндре коды ошибок от P0301 до P0312 (от 1 до 12 цилиндра). Однако в случае, если неисправность не определяется в конкретном цилиндре, используется код P0300 – многочисленные беспорядочные пропуски воспламенения.
Ещё кое-что полезное для Вас:
Возможные причины ошибки P0300
Еще раз вспомним поговорку про «нечего поджечь и нечем поджечь». Отсюда проистекает и список возможных неисправностей.
- Это старые и загрязненные свечи, которые из-за нагара или разрушения электродов работают с пропусками искры. Проверить это просто – вывернув свечи, для надежности заменив их новым и заведомо исправным комплектом.
- Это неисправность самой катушки зажигания или трамблера на старых двигателях с центральным зажиганием (например, у японцев трамблерные инжекторные моторы дожили почти до двухтысячных). Более современные моторы с индивидуальными катушками зажигания или спаренными катушками (отдельными, как на моторах ЗМЗ, или сблокированными, как в модулях зажигания ВАЗ) в этом случае проблемы возникнут только с конкретным цилиндром или с парой цилиндров, то есть ошибка P0300 зафиксирована не будет.
- «Нечего поджигать» может быть и из-за недостаточной компрессии в цилиндрах или некорректной работы газораспределения. Первое проверяется элементарным компрессометром, в условиях автосервиса – мотор-тестером. Измерение разрежения на впуске и давления в цилиндре непосредственно на работающем моторе дает гораздо более точную картину состояния двигателя.
- Неверная работа механизма газораспределения – это в первую очередь «уход» меток из-за растянутой цепи ГРМ, перескочившего ремня или ошибок сборки «бесшпоночных» двигателей, где меток нет вообще, а валы выставляются специальными приспособлениями. Классический пример – это «Фордовские» бесшпоночные моторы, где отклонение на несколько градусов уже способно вызвать троение на холостом ходу и фиксацию многочисленных пропусков воспламенения.
- Отказываться нормально воспламеняться топливовоздушная смесь может и из-за некорректного состава. Слишком бедная смесь поджигается свечой «через раз», слишком богатая приведет к обрастанию свечей нагаром. Характерный признак этого – наличие в памяти контроллера ошибок по составу смеси (P0172, Р0171), или хотя бы заметно отличающаяся от нуля топливная коррекция. Отметим только, что хаотичные пропуски воспламенения на моторах с пластиковыми впускными коллекторами чаще всего оказываются вызванными короблением или трещинами пластика и возникновением ошибки . Не застрахованы от этого ни «тазики», ни иномарки.
- Есть и еще один способ заставить мотор троить, причем лучше всего проявляющий себя на холостом ходу, когда и вибрация мотора заметнее, и ускорения коленвала просчитываются точнее: неисправность системы рециркуляции отработанных газов. На моторах с EGR подачей выхлопных газов во впуск управляет электроклапан, пропускная способность которого определяется для каждого конкретного режима прошивкой. Ненормированная же подача выхлопных газов буквально «душит» мотор, заставляя его работать с перебоями – отсюда и фиксация ошибки P0300. В этом случае сопутствующими будут ошибки, cвязанные с работой EGR, а физическое глушение канала подачи выхлопных газов приведет к ощутимой нормализации работы двигателя.
- И, наконец, не забудем о «качестве» самого бензина: неоднократно приходилось встречать в бензобаках жидкость, лишь отдаленно напоминающую горючую. Необязательно это может быть «паленка» — часто виноваты бывают заправщики, регулярно умудряющиеся налить в бензин солярку, а в солярку – бензин.
Что из перечисленного проще сделать без обращения в сервис?
Как минимум проверьте свечи, компрессию, давление топлива. Проливка спреем типа WD-40 стыков частей впускного коллектора поможет найти негерметичное место. Работоспособность форсунок и форма их факела распыла проверяется прокруткой мотора стартером при вытащенной наружу рампе (ВНИМАНИЕ! Мелкодисперсный бензин, разбрызгиваемый форсунками, крайне пожароопасен!). Метки ГРМ на большинстве моторов проверить также нетрудно.
Можно ли ездить с ошибкой P0300?
Однозначно не стоит. Не забывайте, что диагностика пропусков воспламенения и введена для сбережения катализатора. И без того сомнительное удовольствие от езды с трясущимся мотором может быть дополнено спеканием или разрушением катализатора.
К тому же это может указывать на неисправности мотора: «уползшие» метки ГРМ могут в дальнейшем вылиться во встречу поршней с клапанами, а это уже серьезный и недешевый ремонт.
Видео: Пропуски зажигания (воспламенения) в цилиндре. P0300 P0301 P0302 P0303 P0304 P0305 P0306.
Поделиться в соц. сетях
Следующая запись
Почему появляется ошибка P0016?Основной для любой системы впрыска датчик – это датчик положения коленчатого вала (ДПКВ), так как…
topmekhanik.ru
Код ошибки p0300 и как устранить пропуски зажигания
Если в машине возникают различные ошибки и проблемы, то начинает зажигаться лампочка Check Engine. Она требует, чтобы водитель немедленно изучил электронный блок управления, считав необходимую ему информацию. Для этого используют сканер, который помогает разбираться в проблемах. Если выявляется ошибка Р0300, велика вероятность того, что проблемы появились именно в зажигании.
Диагностический сканер поможет вам определить, какая именно ошибка стала причиной неисправности. Фото: vfl.ru
На сканерах появляется сообщение Random Cylinder misfire detection system, если устройство не переведено полностью на русский язык. Дословный перевод данного сочетания звучит как «Случайные множественные пропуски по цилиндрам».
Ошибка появляется с разными значениями у некоторых авто, может иметь обозначения от 300 до 312. Это необходимо для того, чтобы водитель легко изучил неисправность только по данным с электронных блоков управления. Настолько точно, насколько это возможно.
Значение меняется в зависимости от того, сколько цилиндров имеется в системе.
Когда диагностируется ошибка ошибка p0300
Для того, чтобы была выявлена ошибка, необходимо, чтобы сразу несколько цилиндров столкнулись с проблемой пропуска. После запуска двигателя для появления сообщения должно пройти около 210 секунд, если речь идёт о холостом ходе. Запись длится меньше 60 секунд при оборотах, которые поднимаются до 2000 единиц в минуту. На 1000 оборотов в коленчатом вале должно быть пропущено вспышек более чем на 3,25 процента.
Симптомы, связанные с этой ошибкой
Водитель может сам с большой вероятностью предугадать обозначение ошибки ещё до того, как она появится на электронном устройстве. Потому как есть несколько симптомов, которые говорят о возможном наличии проблем:
- У транспортного средства снижается тяга.
- Двигатель перестаёт запускаться.
- Расход топлива начинает увеличиваться.
- Автомобиль совершает лишние движения, когда разгоняется.
- На малых оборотах, при использовании холостого хода, автомобиль начинает трястись и дёргаться.
Почему возникает проблема пропусков зажигания
Сложно назвать какую-то одну главную причину возникновения пропусков зажигания. Фото: i.ytimg.com
Необходимо провести диагностику для основных систем, чтобы понять, почему именно возникла ошибка. Например, пропуск зажигания возможен, если отсутствуют основные материалы для процесса. Либо когда это не удаётся сделать по тем или иным причинам.
Есть следующие причины, входящие в основную группу:
- Проблемы с системой питания. Обычно это случается, когда в цилиндр подаётся топливо низкого качества. Либо если оно вообще отсутствует. Источник проблемы обычно — попадание засорений в фильтр, слабое давление или полное его отсутствие, когда подаётся топливо. Иногда корень всех бед — форсунки, которые загрязняются и функционируют неправильно.
- Неправильная работа системы с зажиганием. Выход из строя возможен практически для любого элемента, который участвует в таком процессе, как поджигание смеси топлива с воздухом. Из проблем, с которыми встречаются чаще всего: неисправные катушки и модули зажигания, свечи зажигания, неисправность в проводах высокого напряжения.
- Неисправная система по впуску-выпуску. Если появляется ошибка, связанная именно с этой частью, то наиболее вероятный виновник — катализатор, который оказался забит посторонними предметами.Иногда к возможным причинам относятся подсосы воздуха и проблемы в клапанах, низкий уровень компрессии в цилиндре.Часто проблема возникает, потому что газораспределительный механизм работает неправильно.
- Электронные компоненты перестали работать правильно. Ошибка может появляться из-за того, что отсутствует сигнал, в одном датчике, либо в нескольких. Обычно местом возникновения проблем становятся датчики температуры всасываемого воздуха, детонации у распределительного вала, самого коленчатого вала. Нельзя исключать вероятность того, что и сам электронный блок вызвал проблемы.
Свечи зажигания — настоящая головная боль для владельцев отечественных автомобилей. Фото: d-a.d-cd.net
Как проверить элементы и как проявляется неисправность
Есть последовательность действий, которая позволит быстрее всего обнаружить место, ставшее источником всех неприятностей.
- Сначала присматриваемся к высоковольтным проводам. Для чего понадобится специальное устройство — мультиметр. Его выставляют в режим измерения сопротивления. И приставляют к проводам для получения требуемого результата. 4-10 кОм — среднее значение для ситуаций, когда нет пробитой проводки.
- После переходим к модулю, либо катушкам зажигания. Стенд или мультиметр нужны для того, чтобы провести качественное тестирование. Для проверки катушки её обычно переставляют на другие устройства. Которые точно работают. После двигатель запускают на некоторое время. И потом проводят проверку сканером. Если ошибка не меняет своего кода — источник неисправности точно не в катушке.
- Свечи зажигания — следующий шаг, если проблема не выявляется на предыдущих этапах. Их надо скрутить, а потом осмотреть на наличие электродов с повреждениями, нагара с масляными следами.Надо убедиться в том, что зазор у свечей был выставлен правильно изначально.
- После этого изучаем, с какой компрессией работает цилиндр. Топливовоздушная смесь может воспламениться, если пок
autoexpert.today
1 | Провести проверку бортовой системы диагностики (EOBD). Проверка проведена? | — | Перейти к операции 2 | |
2 |
Устанавливаются ли диагностические коды неисправности Р0201, Р0202, Р0203, Р0204? | — | Перейти к соответствующему диагностическому коду неисправности | Перейти к операции 3 |
3 |
Закончен ли ремонт? | — | Перейти к операции 27 | Перейти к операции 4 |
4 | Запустить двигатель и дать ему поработать на холостом ходу. Увеличивается счет пропусков зажигания? | — | Перейти к операции 5 | Перейти к операции 6 |
5 | Все счетчики одинаковый (в пределах процентного отношения друг к другу?) | — | Перейти к операции 7 | Перейти к операции 11 |
6 |
Увеличивается счет пропусков зажигания? | — | Перейти к операции 5 | |
7 |
Давление топлива в пределах установленного значения? | 284-325 кПа (41-47 psi) | Перейти к операции 8 | |
8 | Проверить топливо на загрязнения. Топливо в норме? | — | Перейти к операции 9 | Перейти к операции 10 |
9 | Проверить двигатель на обычные проблемы и отремонтировать, если необходимо. Закончен ли ремонт? | — | Перейти к операции 27 | — |
10 | Заменить загрязненное топливо. Закончен ли ремонт? | — | Перейти к операции 27 | — |
11 |
Искра есть на всех четырех проводах зажигания? | — | Перейти к операции 12 | Перейти к операции 20 |
12 | Заменить неисправные свечи зажигания, если необходимо. Закончен ли ремонт? | — | Перейти к операции 27 | Перейти к операции 13 |
13 |
Контрольная лампа мигает? | — | Перейти к операции 14 | Перейти к операции 15 |
14 | Провести проверку баланса форсунок. Топливные форсунки в норме? | — | Перейти к операции 9 | Перейти к операции 16 |
15 |
Контрольная лампа горит? | — | Перейти к операции 17 | Перейти к операции 19 |
16 | Заменить неисправные топливные форсунки. Закончен ли ремонт? | — | Перейти к операции 27 | — |
17 | Проверить поврежденную управляющую цепь топливной форсунки на клеммах М25, М22, М24 и М11 на отсутствие разрыва или короткого замыкания. Проблема найдена? | — | Перейти к операции 18 | Перейти к операции 24 |
18 | Устранить обрыв или короткое замыкание в цепи управления топливной форсункой. Закончен ли ремонт? | — | Перейти к операции 26 | — |
19 | Устранить обрыв цепи зажигания между разъемом жгута проводов топливной форсунки и разъемом топливной форсунки. Закончен ли ремонт? | — | Перейти к операции 27 | — |
20 | Измерить сопротивление провода зажигания, который не подавал искру при проверке. Сопротивление провода зажигания меньше установленного значения? | 30,000 Ом | Перейти к операции 21 | Перейти к операции 25 |
21 | Проверить разъемы и соединения контроллера ЭСУД. Соединения в норме? | — | Перейти к операции 22 | Перейти к операции 23 |
22 | Проверить неисправную цепь управления зажиганием на обрыв цепи, короткое замыкание и отремонтировать, если необходимо. Закончен ли ремонт? | — | Перейти к операции 27 | Перейти к операции 26 |
23 | Отремонтировать разъем или соединения. Закончен ли ремонт? | — | Перейти к операции 27 | — |
24 |
Закончен ли ремонт? | — | Перейти к операции 27 | — |
25 | Заменить провод зажигания. Закончен ли ремонт? | — | Перейти к операции 27 | — |
26 | Заменить неисправную катушку зажигания. Закончен ли ремонт? | — | Перейти к операции 27 | Перейти к операции 24 |
27 |
Сканирующий прибор определяет эту диагностику как прошедшую и успешную? | — | Перейти к операции 28 | Перейти к операции 2 |
28 | Проверьте, не установлены ли дополнительные диагностические коды неисправности. Отображены ли диагностические коды неисправности, которые не были продиагностированы? | — | Перейти к соответствующей таблице диагностических кодов неисправности | Система в норме |
moylacetti.ru
Motorhelp.ru диагностика и ремонт двигателя
В процессе диагностики довольно часто приходится сталкиваться с кодами ошибок P0300, P0301, P0302, P0303, P0304 – обнаружены пропуски воспламенения, соответственно в 1, 2, 3 и 4 цилиндрах. Некоторые диагностические программы и даже руководства по ремонту расшифровывают коды Р030х как «пропуски зажигания». Однако на самом деле это не так. Для начала рассмотрим алгоритм фиксации контроллером кодов P030х.
Рабочий цикл четырехтактного двигателя состоит из 4 этапов.
1. Впуск топливо-воздушной смеси
2. Сжатие
3. Рабочий ход
4. Выпуск отработавших газов
Принцип работы каждого ДВС основан на движении поршня в цилиндре под действием давления газов, которые образуются при сгорании топливной смеси в такте рабочего хода.
В современные контроллеры систем впрыска, выполняющие нормы токсичности Евро2 /3/4, встроили функцию отслеживания равномерности вращения коленчатого вала по сигналу с датчика положения коленчатого вала (ДПКВ). Попытаюсь объяснить популярно, как это работает.
На полностью исправном двигателе коленчатый вал вращается достаточно равномерно. Сигнал с датчика ДПКВ имеет нормальную частоту и амплитуду.
Зеленый график- сигнал с ДПКВ ВАЗ 2170 приора, красный — с датчика разряжения. Один оборот коленчатого вала — это расстояние на графике между пропущенными зубьями (большой всплеск сигнала).
Если же в каком-либо цилиндре, по какой-либо причине, отсутствовал рабочий такт, то скорость вращения коленвала замедлится, а диаграмма сигнала изменится. Блок управления двигателем, измерив временные интервалы пиков сигнала ДПКВ (проще говоря посчитав с какой периодичностью бегут «зубчики»), с достаточной долей вероятности вычисляет в каком цилиндре (по положению на диаграмме) происходит пропуск такта рабочего хода. При этом механизм фиксации запускает счетчик и по достижению заданного критического количества пропусков воспламенения в единицу времени фиксирует ошибки P0301-P0304. Для исключения повреждения катализатора от несгоревшего топлива отключается форсунка цилиндра, в котором зафиксированы пропуски.
К моему великому сожалению, как диагноста, производители программного обеспечения пока не научили контроллеры систем впрыска определять по какой причине произошел пропуск рабочего такта в цилиндре двигателя. В принципе их всего 2 – нечему гореть или нечему поджигать. А вот конкретных причин может быть много:
1. Система зажигания- неисправны свечи, высоковольтные провода, катушка, проводка и т.д.
2. Система питания- забитые форсунки, низкое давление топлива, низкокачественное топливо.
3. Механическая часть двигателя- низкая компрессия, зажатые клапана, подвисающие клапана.
4. Подсос воздуха
Это самые распространенные причины.
При самостоятельной диагностике первым делом следует вычислить проблемный цилиндр. Найти его можно старым дедовским способом – по очереди отключая форсунки на холостом ходу: если изменений в работе двигателя не произошло, значит, вы обнаружили неисправный цилиндр. Крайне не рекомендую отключать для этой цели высоковольтные провода. Во первых можно получить разряд электрического тока в несколько десятков киловольт, а во-вторых можно повредить систему зажигания двигателя.
Для полноценной диагностики понадобится мотор-тестер, прибор, о котором я расскажу в следующих статьях.
На десерт:
скачать dle 10.6фильмы бесплатно
www.motorhelp.ru
Компьютерная диагностика автомобиля своими руками
При расшифоровке кодов неисправности возникают некоторые нюансы. Например, по ошибкам P030x пропуски зажигания. Начинающие диагносты начинают строить неверные предположения, что «ЭБУ диагностирует проблемы в системе зажигания», но на самом деле это не так.
Для начала давайте разберемся — для чего нужны эти ошибки и почему без них раньше неплохо обходились. Основная причина — экология. Данные ошибки появились в системах, выполняющих нормы токсичности Евро-2/3 и содержаших в системе выхлопа каталитический нейтрализатор, для защиты последнего от несгоревшего топлива. Несгоревшее топливо при попадании в нейтралитатор догорает в нем, раскаяя катализатор до критических температур при которых он может потерять свои свойства и даже разрушиться. Поэтому при обнаружении пропусков воспламенения, система отключает форсунку того цилиндра, в котором обнаружился пропуск и зажигает ошибку по соответствующему цилиндру (P0301-P0304). Если пропуски носят множественный характер, выставляется также ошибка P0300.
Для понимания причин возникновения пропусков воспламенения лучше всего разобраться в механизме обнаружения и фиксации данных ошибок программой контроллера. ЭБУ двигателя не имеет обратной связи по системе зажигания и данный тип неисправности «вычисляется» системой впрыска так называемым «косвенным методом». Суть этого метода заключается в том, что на полностью исправной системе коленчатый вал двигателя вращается достаточно равномерно, и по сигналам ДПКВ это отлично видно. Если же в каком-либо цилиндре, по какой-либо причине, отсутствовала вспышка топлива, то диаграмма сигналов изменится. Следовательно, измеряя временные интервалы сигналов ДПКВ, можно с достаточной долей вероятности судить о сгорании смеси и вычислять в каком цилиндре (по положению на диаграмме) происходит сбой.
Производители ПО стараются как можно точнее определять данные ошибки, но, так как косвенный метод, описанный выше, все-таки не идеален, т.к коленчатый вал может работать неравномерно не только по причине пропусков воспламенения, строится модель фильтрации на основе Датчика Неровной Дороги для отслеживания резких вертикальных передвижений кузова автомобиля, могущих вызвать изменение равномерности вращения коленчатого вала. Алгоритм взаимодействия ДНД с системой определения пропусков воспламенения прост — если в момент обнаружения пропусков поступали сигналы с ДНД, обнаруженные пропуски игнорируются, соответственно, топливо не отсекается и ошибки не выставляются.
Твердо уяснив, что ошибку нужно трактовать как «в цилиндре Х не произошло сгорание смеси» и никак по другому, намного проще искать неисправность, не зацикливаясь только на системе зажигания. Естественно, система зажигания попадает под подозрение первой, так как пропуски зажигания это частный случай пропусков воспламенения. Но и других причин более чем достаточно.
Основные причины:
Свечи: пробитые, с очень большим зазором, с очень маленьким зазором, в масляном нагаре и просто некачественные.
Высоковольтные провода: с очень большим сопротивлением, либо в обрыве и с замасленной поверхностью, а так же поврежденные физически.
Вышедшие из строя катушки или модули зажигания. Последние могут выйти из строя по вышеперечисленным либо другим причинам.
Неравномерно пропускающие (забитые) форсунки. Это может быть следствие загрязнения из-за некачественного топлива.
Неравномерная компрессия. То есть, если компрессия в одном или более цилиндре значительно отличается от других, воспламенения смеси может не происходить из-за недостаточного сжатия воздушно-топливной смеси.
ГРМ. На восьмиклапанных ДВС это неправильная регулировка (уход регулировки вследствие износа) зазоров ГРМ. На шестнадцатиклапанных неправильная работа (негерметичность) гидрокомпенсаторов.
Подсос воздуха. Это могут быть «усохшие» колечки форсунок, незатянутые крепления или дефект прокладки впускного коллектора, а так же подсос воздуха через технологические отверстия. Например, на шестнадцатиклапанных двигателях ЗМЗ подсос воздуха может быть из-за развалившегося шланга РДТ, на шестнадцатиклапанных двигателях ВАЗ — неприкрученные шпильки крепления декоративной крышки (авто с аллюминиевым коллектором) и пр.
ДНД. Если Вы отключите его или поставите вертикально (а именно так, например, рекомендуют некоторые производители распорок для а/м Калина) Вы можете получить ошибки по пропускам воспламенения по делу и без дела.
Это конечно, самое основное и то, что «лежит на поверхности». Могут быть еще причины, вплоть до самых изысканных, (например, разрушение выпусного кулачка распределительного вала и пр.) но остановимся на вышеперечисленных. Поняв принцип, Вы сможете сами разработать собственные методики. Данная статья не ставит целью перечислить все возможные неисправности, цель статьи — установить четкую границу между пропусками воспламенения и пропусками зажигания.
autoscaner.by