Датчик скорости для тахографа в 2018 году
Датчик движения на автомобиле необходим для определения скорости перемещения транспортного средства. Работая в паре с тахографом, элемент передаёт сигнал в виде электроимпульсов на блок управления.
Цифровое устройство обрабатывает полученные сведения, преобразую их в соотношение скоростных параметров (км/ч) и выполняет вывод данных на спидометр автомобиля с сохранением обнаруженных превышений в собственной памяти и на картах водителя, вставленных в картоприёмник.
Применение
По состоянию на 2018г. в России устанавливаются 2 типа бортовых самописцев: СКЗИ и ЕСТР:
- Первый вариант предназначается для использования на автомобилях эксплуатирующихся на территории РФ, без выезда за рубеж.
- Вторые — используются для поездок в европейские страны и применяются в нашей стране.
Фактически есть ещё одна разновидность — аналоговые, однако в соответствии с Приказами Минтранса № 36 от 13.02.2013 г. и № 273 от 21.08.2013 г. они были запрещены с 1 января 2018г.
Перечень колёсных транспортных средств, которые должны быть укомплектованными такими устройствами приводится в вышеназванных документах. Ознакомиться с ним можно в таблице, представленной на изображении:
Полностью ознакомиться с данным перечнем, включающим все исключения, касающиеся данной ситуации можно ознакомившись с Приложением № 2 Приказа № 36 «Об утверждении требований к тахографам… «, утверждённого 13.02.2013г. в последней редакции от 26.07.2017г.
На заре своего появления, тахоографы предназначались для сохранности водителя, пассажиров и других участников дорожного движения от возникновения возможных аварийных ситуаций. Обеспечивалось это путём отслеживания за средней и максимальной скоростью ТС и временам отдыха шофера.
Однако, следом за внедрением в транспортную сеть, появились цифровые приборы, способные отправлять и получать сведения путём использования глобальной навигационной спутниковой системы (Глонасс).
Это обеспечило возможность получать сведения о водителе, автомобиле, работе прибора и возможных ошибках в реальном времени, что ещё более усилило контроль за процессом доставки груза или перевозки пассажиров.
Сколько можно ехать по прибору
На первый взгляд, езду с тахографом можно назвать сложной и неприятной из-за большого количества остановок, регламентированных Приказом Минтранса № 15 от 20.08.2004г. «Об утверждении положения об особенностях рабочего времени… «.
Данный документ является одним из основных законодательных актов, на который следует опираться, составляя график рабочего времени водителя, в частности на гл. II и III.
Если не принимать в расчёт официальный язык и описать документ своими словами, принцип будет заключаться в следующем:
- Один водитель имеет право находиться за рулём не более 56 часов в неделю, двое — 90. График может выглядеть как показано на вырезке или иначе, на усмотрение водителя. Ехать допускается 6 дней подряд, седьмой должен быть выходным в обязательном порядке, невзирая на то, в какой местности на текущий момент находится ТС.
- График одной рабочей смены (дня) может быть выбран в двух исполнениях, пример которых показан ниже.
Необходимо учитывать, что любое нарушение режима труда и отдыха водителя, а также превышение допустимого скоростного режима отображается в памяти бортового самописца и карты, без которой его эксплуатация не допускается.
При обнаружении в момент проверки компетентными органами (чаще всего это сотрудники ГИБДД, но право осуществления контроля имеет и ряд других служащих госструктур) в отношении нарушителя возбуждается административное правонарушение по ст. 11.23 КоАП РФ с соответствующей мерой наказания.
Как выглядит и зачем он нужен
Поверхностное восприятие закона о тахографах не обращает внимание на использование в конструкции датчика скорости, однако он выполняет одну из основных ролей сбора сведений и передачи в операционную память головного устройства с целью последующей обработки.
Если быть более точным это не стандартный датчик, устанавливаемый производителем автомобиля, а отдельный элемент, фиксирующийся на коробку переключения передач и опечатывающийся специальной пломбой как это показано на фото.
Следует подчеркнуть, что в некоторых моделях грузовых автомобилей импортного происхождения датчик устанавливается на колёса. В такой ситуации, сигнал передаваемый на блок управления (тахограф) не будет иметь достаточной силы и мощности, что может привести к искажаемым сведениям.
Чтобы избежать возникновения таких проблем, датчик устанавливается на коробку скоростей и протягивается дополнительная коса проводки для его соединения с устройством. Помимо этого, трудности могут возникнуть при обслуживании автомобилей или автобусов азиатского происхождения.
Основная проблема в данном случае это разный шаг резьбы датчика. Вопрос решается в любом сервисе или самостоятельно, нарезанием нужной или вкручиванием втулки, заказанной у токаря.
Суть его установки заключается в том, что в момент запуска двигателя, он начинает издавать электроимпульсные сигналы на самописец. Прибор обрабатывает их, преобразуя в конкретные сведения, касающиеся скорости движения транспортного средства, сохраняя в памяти водительской карты и собственной.
Причины замены
Спидометр и датчик скорости, устанавливаемые на автомобили до 2007 г. подлежат обязательной замене, так как являются аналого
autoexpert.today
Как обмануть тахограф? 3 известных и эффективных способа
Содержание статьи
Тахограф – прибор для отслеживания работы водителя. С 1 апреля 2014 года применение тахографов для контроля скорости и пробега стало обязательным. Оснащению данным устройством подлежат автомобили коммерческого пользования, а также перевозящие опасные грузы или пассажиров в количестве более 8 человек. Однако особенностью российского законодательства является наличие несоответствий.
Так, из-за низкой заработной платы водители стараются увеличить время работы за рулём или приехать раньше обозначенного в маршрутном листе времени. При этом – превышают допустимую скорость, пренебрегают остановками для отдыха, сидят за рулём более 9 часов в сутки.
Подобные нарушения полностью фиксируются тахографом. В результате чего при проверке показаний устройства водитель получает штраф, а машина может быть арестована. Что можно посоветовать в данной ситуации? Как обмануть тахограф во избежание наказания?
Тахограф: виды и устройство
Для того чтобы объяснить, как выполняется тот или иной обман, необходимо знать конструкцию тахографа и его работу. Понимая, как взаимодействуют различные механизмы внутри устройства, можно сообразить, как организовать отключение прибора незаметно для проверки. Итак – основные узлы тахографа и их работа.
Тахографы механические и цифровые
Существует два вида тахографов — аналоговые (механические) и цифровые. Они отличаются устройством и особенностями работы, а также качеством защиты собираемых данных. Поэтому оговоримся сразу, что все известные популярные способы обмана можно провернуть только на более простых — аналоговых тахографах. Они считаются устаревшими устройствами, но, тем не менее, ещё используются для контроля водителей.
Более сложные цифровые устройства имеют несколько степеней защиты. Они берут информацию с нескольких датчиков и передают полученные сведения на спутник. Поэтому обмануть их практически невозможно.
Тахограф электромеханический (аналоговый)
Электромеханический тахограф записывает информацию на бумажный носитель. В этом тахографе информация пишется на диск из бумаги, поэтому само устройство получило название «шайба».
Тахограф-шайба считывает информацию со спидометра и встроенного внутрь прибора таймера. Полученные данные он записывает на бумаге. Простота конструкции и доступ к внутренним механизмам делает возможным всяческие вторжения в её конструкцию, манипуляции, отключки.
Аналоговые тахографы планировали запретить к 2019 году.
Однако на сегодняшний день отказ от их использования – рекомендован, но не обязателен. Кроме того, есть различные обходные манёвры, которые могут узаконить пользование тахографом при его официальном запрете.
Тахограф цифровой
Цифровой тахограф записывает информацию на электронный носитель. При этом данные, которые получает тахограф, снимаются с нескольких датчиков. Показания скорости, времени движения, километров пробега, поступают в устройство от спидометра, коробки передач, бортовому компьютеру, АВS. Они сравниваются между собой и записываются в память. Это исключает возможность «отматывания», «стирания», «замедления» и других манипуляций. «Списанная» или «стёртая» информация оказывается в диссонансе с другими полученными показателями.
Полученные данные шифруются. Шифрованием и дальнейшей передачей данных заведует так называемая криптозащита или модуль СКЗИ (система криптографической защиты информации). Данный модуль не только защищает информацию от исправлений, но также записывает все попытки взлома устройства или корректировки хранящихся данных.
В блок СКЗИ встроена память с собственным независимым источником питания, который работает отдельно от системы зажигания авто.
Производство модулей СКЗИ контролирует ФСБ России.
Зашифрованные данные тахограф записывает на двух носителях. Фиксирует их на встроенную цифровую память и на личную карту водителя. Кроме того, прибор передаёт информацию на спутник, и переданные показания не могут быть изменены. Если записи на карте теоретически можно стереть или взломать, то показания, переданные на спутник, водителю неподконтрольны.
Для связи со спутником в тахограф встроен блок навигации. Он определяет местоположение автомобиля, позиционирует его на карте и подаёт сигнал на спутник. Официальное название данного блока – система глобального позиционирования или ГЛОНАСС.
Такая сложная конструкция обеспечивает надёжную защиту данных, в десятки раз более надёжную, чем в аналоговом устройстве. Да и сам факт попытки изменить данные записывается в память тахографа и всплывает при проверке.
Аналоговый тахограф и способы его обмана
Обмануть аналоговый механизм достаточно просто. Он не имеет криптографической защиты. Поэтому изменить его данные можно различными способами. Влияя на датчики, подматывая или приостанавливая считывающие устройства, прекращая подачу питания, можно изменить внести в тахограф требуемые показания.
Какие способы используют водители для отключки аналогового тахографа?
Возможно, вас также заинтересует статья нашего специалиста, в которой он подробно рассказывает о том, как обмануть алкотестер.Отключить питание
Этот способ позволяет отключить полностью работу тахографа. Для того, чтобы неожиданная проверка на дороге не обнаружила нарушение, в провода соединения тахографа и аккумулятора встраивается выключатель. Он располагается в салоне водителя в доступном месте. И при остановке машины инспектором ГИБДД незаметно включается.
Однако, если инспектор проверит записи тахографа – будет обнаружено их отсутствие, пустая «шайба», что повлечёт за собой штраф.
Отключить датчик скорости
Поскольку аналоговый тахограф не имеет дублирующих датчиков, для списывания показаний скорости он присоединён только к одному устройству, обычно к спидометру. Отключение тахометра от спидометра приведёт к нарушению работы проверяющего прибора. Данное отключение может быть временным. После него водитель должен направиться в ближайший сертифицированный автосервис. И объяснять своё движение – неожиданной неисправностью прибора.
Если же кататься на отключенном от спидометра тахографе длительное время, то при очередной проверке, запланированной законодательством раз в 90 дней, нарушение будет выявлено.
Для отключения датчика скорости часто необходимо сорвать пломбы мастерской.
А это – также нарушение, которое будет обнаружено при ремонте устройства или при его плановой проверке.
Установить магнит
Свойство магнита замедлять движение электрического тока и импульса используются при различных несанкционированных отключках. Магнит – универсальный антитахограф для аналоговых устройств. Однако и здесь есть некоторые особенности.
Традиционно водители ставят магнит на датчик скорости. При этом скоростные показания замедляются. Однако при внимательном анализе записей «шайбы» будет видно, что график скорости и пробега (км) не соответствуют друг другу. Поэтому установка магнита может пройти незамеченной при движении на небольших оборотах и невысоких скоростях.
Механическая блокировка
Здесь в роли антитахографа используются различные мелкие предметы (булавки, скрепки), которые вставляются в щели прибора и блокируют работу (вращение) его шестерёнок. Однако такие вмешательства хорошо видны даже на аналоговом устройстве. Опытный глаз инспектора транспортной полиции определит по записям на бумажном диске, что показатели были замедлены.
Может повезти, если для проверки машину остановит не транспортная, а обычная полиция. Её инспекторы хуже разбираются в показаниях тахографов и особенностях их работы. И могут не заметить, что была «отключка», «подмотка» или другая манипуляция.
Длительное применение различных шпилек, булавок и других блокираторов приводит к поломке тахографа.
Обман цифрового тахографа – невозможен!
Все вышеперечисленные и другие методы — отсоединение от питания, намагничивание датчиков, отключение связи, редакция данных в памяти, на цифровых тахографах не работают. К примеру, торможение магнитом хорошо видно при калибровке, ТО или проверке на границе. Намагниченный датчик будет обнаружен и расценён как проведённая манипуляция. Однако и здесь есть лазейка.
Чтобы обнаружить намагничивание или считать запись, необходимо либо попасть в мастерскую, либо попасть под требование инспектора распечатать показания тахографа. На практике дорожная полиция часто проверяет только наличие тахографа и не всегда требует распечатку. Поэтому теоретически возможно «пропетлять» с магнитом до проверки и калибровки в мастерской.
Независимо от конструкции, тахограф устанавливается только в сертифицированной мастерской, поэтому решать вопрос о штрафе и наказании придётся уже с мастером.
Данные, записанные в цифровом формате, распечатываются непосредственно на устройстве, на термочувствительной бумаге. Она вставляется в щель тахографа, как чековая лента в кассовый аппарат. По принятому законодательству, водитель обязан иметь при себе запас ленты для распечатывания. Однако не все водители возят с собой бумажную термочувствительную ленту.
И всё-таки обман возможен?
Поскольку устройство тахографа достаточно продумано и совершенно, обмануть его можно только на этапе установки. Здесь всё ложится на плечи автомастерской, в которой устанавливается данный прибор. Вводя в схему подключения дополнительные датчики скорости или делая другие (незаконные) махинации, можно настроить работу тахографа таким образом, что он будет давать неверные показания.
Все мастерские, занимающиеся установкой, проверкой, калибровкой и ремонтом тахографов, сертифицированы и подотчётны. Каждая установка тахографа фиксируется в записях вместе с указанием фамилии работника СТО. Поэтому далеко не каждый мастер пойдёт на подобный подлог. Да и стоить такая «услуга» будет недёшево. К тому же обнаружить её всё-таки можно – при детальном осмотре автомобиля. И тогда – получить не только крупный штраф, но даже оказаться без машины.
Пожалуйста, оцените этот материал!
Загрузка…Если Вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями!
motorsguide.ru
Как намотать цифровой тахограф с блоком СКЗИ
У водителей иногда появляется искушение подмотать тахограф и таким образом увеличить пробег автомобиля. Реально ли это сделать? Можно ли намотать километраж на спидометре, если в машине уже стоит цифровой тахограф c блоком СКЗИ? Давайте разберемся в этом вопросе подробно.
Как намотать тахограф?
Принцип работы спидометра
При движении автомобиля его датчик скорости передает импульсы, которые поступают в спидометр. Эти импульсы он переводит в километраж. Чтобы намотать спидометр «умельцы» используют такую схему:
- На автомобиль устанавливают электронное оборудование, которое имитирует сигналы, передаваемые датчиком скорости. Подключают его прямо к сигнальному проводу, идущему в спидометр.
- После активации намотки устройство начинает выдавать ложные импульсы. А спидометр воспринимает их как сигналы, идущие от датчика скорости.
- Устанавливается более высокая частота колебаний, чем при обычной работе датчика, за малый промежуток времени наматывается большой километраж.
Как устроен цифровой тахограф
Тахограф устанавливается между датчиком скорости и спидометром. И сигналы, идущие от датчика, сначала обрабатываются им. В цифровом тахографе используется тот же принцип, что и в обычном спидометре. И если подключить к нему устройство для намотки, то тахограф, проанализировав колебания, тоже намотает пробег. Но есть два существенных отличия в работе прибора:
все параметры им записываются непрерывно;
откорректировать запись невозможно.
При этом обязательно учитывается скорость автомобиля и время в дороге. Поэтому если водитель решил увеличить километраж с помощью намотки, это очень легко определить. Просто нужно получить информацию с тахографа и сопоставить скорость автомобиля и время, затраченное на проезд. Обычный график движения на такой распечатке выглядит в виде ломаной линии. При активации намотки он превращается в абсолютно ровную прямую. При этом прибором фиксируется еще и значительное превышение допустимой скорости движения.
А если его отключить?
Некоторые водители пробуют отключить тахограф и пытаются намотать сам спидометр. Но это не спасает. Как только цифровой тахограф будет отключен от электропитания, это тут же будет зафиксировано. В результате возникает существенная разница в показаниях спидометра и длины пути, который фактически проехал автомобиль. Все сразу становится очевидным: водитель наматывал спидометр.
Последствия намотки тахографа
В мастерской немедленно аннулируют гарантию на цифровой тахограф, если пломба на нем будет повреждена. Ремонтировать его никто не будет. А сотрудники могут составить акт о несанкционированном ремонте и отправить его в местное отделение Ространснадзора. Иными словами, такой сценарий развития событий не принесет ничего хорошего.
Выводы
Они неутешительны для «предприимчивых» водителей. Накрутить тахограф несложно, но еще проще этот факт обнаружить. Теперь не получится безнаказанно приписывать пробег, сливать и продавать топливо. Поэтому вопросы о том, как отключить или подмотать тахограф, теряют свою актуальность.
Вконтакте
blog.stavtrack.ru
Как откалибровать спидометр? — ТАХОГРАФ ГЛОНАСС МОНИТОРИНГ ТРАНСПОРТА КАЗАНЬ СОЮЗ МАСТЕРСКИХ
Очень часто начинающему мастеру тахографии приходится сталкиваться с этим вопросом.
Т.к. очень часто при установке тахографа приходится менять компоненты измерения скорости датчик скорости и спидометр. Но как правило в замен аналоговых спидометров устанавливаются новые спидометры с программированным коэффициентом К.
Мастер после установки спидометра введя пин код от секретного меню может войти в режим программирования спидометра и изменить данный параметр. Пин код от спидометра находится под задней пломбировочной крышкой. Обратите внимание, что на некоторых моделях спидометров данный пин код от завода изготовителя приклеивается на маленький стикер который со временем просто исчезает по ряду причин.
И так все хорошо, если спидометр новый либо мы достали старый спидометр и обнаружили там тот самый пин код который дает возможность поменять коэффициент К спидометра. Но, что же делать если к примеру пин кода нет, утерян, стерт либо спидометр не имеет функции программирования, коэффициент К прошит в нем заводом изготовителем, к примеру как на панелях ГАЗель и многих других.
На самом деле все просто, при условии того что мы знаем, что делать. Мы установили тахограф, провели все соединения, откалибровали тахограф, W тахографа нам известно, затем мы берем сигнал с контакта В7 тахографа и подаем его на вход спидометра, конечно же из-за разницы коэффициентов сигнала спидометра и тахографа мы увидим не соответствия показаний скорости.
Благо если мы установили цифровой тахограф с программированным выходом В7 в этом случае, выходной коэффициент сигнала скорости на спидометр мы можем подстроить согласно коэффициенту К спидометра прошитому с завода который необходимо вычислить.
И так начнем вычисление К спидометра, за основу берем спидометр программированный но при условии что пароля мы от него не знаем соответственно и коэффициента К тоже.
Для вычисления К спидометра необходим программатор тахографов, который должен быть в арсенале у каждой порядочной мастерской, мы будем проводить наши вычисления при помощи программатора для тахографов TS-2010. Так вот тут обращаю особое внимание жуликов: программатором тахографов изменить пробег в спидометре нельзя!
Опишу вкратце наши действия: в общем все просто как в школе, у нас есть значение которое нам не известно К спидометра, что бы его вычислить нам необходимо подать на спидометр сигнал с известными значениями скорости и коэффициента К а это мы можем сделать только с помощью программатора. Формула по которой мы потом будем все вычислять на калькуляторе равна:
И так берем программатор и подключаем его выходной сигнальный провод ко входу сигнального провода спидометра , не забывайте что и масса программатора и спидометра должны быть так же подключены в одну точку, иначе ничего не выйдет. Почему? это уже другая тема.
Так вот все у нас подключено, заходим в режим Аналоговые тахографы тест, далее тест спидометра (названия пунктов меню в различных программаторах могут различаться, но я думаю Вы разберетесь)
Задаем параметры выходного сигнала:
- К программатора = 6000
- V программатора = 50,0 км/ч (скорость)
- d = 10000 долго объяснять (в нашем случае этот параметр чем больше, тем лучше дабы не обрывать тест)
Жмем кнопку Start на программаторе и смотрим на стрелку спидометра, она начинает свое отклонение, как видно на рисунке при поступлении сигнала с заданными нами параметрами стрелка спидометра откланяется на значение 61 км/ч.
Берем калькулятор и начинаем вычисление:
Получаем и записываем результат К спидометра = 4918
Далее мы вводим его в программатор и производим данный расчет на разных скоростях 20,50,80,110
После всех наших нехитрых действий данный полученный коэффициент мы записываем в параметры выходного сигнала тахографа В7.
Получаем: наш тахограф измеряет сигнал с датчика скорости по средствам своих вычислений к примеру значение 10000 имп. на км. далее обрабатывает этот сигнал и выдает его через программированный выход В7 на спидометр, НО уже с теми значениями что мы и задали 4918 в результате все адекватно отображается и все счастливы. Но не спешите радоваться т.к. после некоторого времени эксплуатации т.с. клиент Вам обязательно позвонит и сообщит о расхождениях пробега тахографа со спидометром, это связано с заложенной погрешностью в спидометре.
Заводы изготовители при производстве спидометров заведомо закладывают в них погрешность занижающую реальную скоростную характеристику согласно ГОСТу. Причем эта погрешность линейна т.е. с увеличением скорости т.с. погрешность возрастает. Если бы погрешность была не линейной то при более качественно и точном измерении коэффициента К спидометра по выше указанному способу можно было бы добиться минимального расхождения, но кто то скажет «мы же измеряли показания движения стрелки скорости на глаз», а вот и нет. Даже при условии, что мы ставим новый спидометр с известным пин кодом с помощью которого мы ввели тот же коэфициент К что и в тахографе, разбег по спидометру будет, причем по опыту могу сказать, что при измерении К спидометра с учетом погрешности ( я имею ввиду выше описанный способ) расхождения между тахографом и спидометром гораздо меньше.
Так же хотелось бы отметить категорию спидометров взаимодействующих с цифровым тахографом по шине CAN, т.е. информация о скорости данные спидометры получают так же с цифрового тахографа НО они не измеряют входной сигнал, его там попросту нет. Информация о скорости просто передается тахографом в спидометр по CAN шине. При использовании связки датчик скорости — цифровой тахограф — CAN спидометр разницы в показаниях обще пройденного пути будет равна нулю. Спидометр CAN это грубо говоря просто индикатор в нем нет своего механизма вычисления скорости. Данные спидометры установлены в европейских грузовиках, в новых моделях МАЗ КАМАЗ калибровать их не то что бы не нужно а не возможно. Совету все таки прочитать что такое CAN шина.
Примечания:
- Как правило на заводах изготовителях спидометров если мы бы брали панель от ГАЗели коэфициент К округлен до сотых. К примеру, если бы при измерениях у нас получилось значение К спидометра= 2548 то его стоило бы округлить до 2500.
- Подключение спидометра с разными коэффициентами возможны при условии наличия программированного выхода в цифровом тахографе В7, к примеру в цифровом тахографе VDO1381 данного выхода нет а в SE5000 есть.
Стандартные значения К зашитые с завода в программируемых спидометрах:
- 811.3802 140мм 12В: 4992
- 81.3802 140мм 24В: 4992
- 87.3802 100мм 24В: 1248
В нашем опыте мы использовали спидометр 140мм 12В 811.3802 с заводским коэффициентом К = 4992, при нашем измерении мы получили К спидометра= 4918 как видите почти попали и это при одном измерении, производите измерения не менее трех раз и будет Вам счастье.
www.tahoinfo.com
Почему показания тахографа могут отличаться от показаний одометра. Допустимое расхождение тахографа и спидометра
Почему показания тахографа могут отличаться от показаний одометра
Очень часто показания тахографа, системы мониторинга и одометра транспортного средства (ТС) не совпадают. Пробеги, списанные со штатных одометров, установленных на автомобилях, и данные о пробегах, полученные с помощью тахографов или ГНСС могут стать причиной служебных проверок, перерасчётов и конфликтных ситуаций в организации. Разберёмся в погрешностях установленных одометров, тахографов и ГНСС GPS/ГЛОНАСС.
Конструкция одометров и их погрешности
Для измерения пройденного пути на транспортном средстве используют специальный прибор — одометр. Бортовые одометры всех видов не относятся к классу точных приборов. Для каждого вида данных устройств установлены допустимые погрешности. Для полного понимания приведённых сведений и цифр, нужно иметь ввиду:
- Данные погрешности установлены только для самих приборов. Все конструктивные изменения, а так же физический износ некоторых узлов и агрегатов автомобиля в эту погрешность не включены.
- По техническим требованиям ЕЭК ООН №39 спидометры не могут занижать показания. Средняя погрешность спидометра по этим правилам (ГОСТ Р 41.39-99) может быть только положительной и не превышать истинную скорость движения более чем на 10%+6 км/ч. Поэтому и одометр, конструктивно связанный со спидометром, так же даёт завышенные показания. По общепринятой практике, заводы-изготовители завышают показания скорости и пробега на 5-10%. Об этом ведётся множество разговоров и бурные обсуждения на форумах автолюбителей. Возможно, что автопроизводители заботятся не только о безопасности водителей, но и вполне законно (опираясь на правила ЕЭК ООН №39) уменьшают реальный гарантийный пробег на неизвестную величину, потому что отсутствуют требования к точности измерения пробега.
Одометры бывают различных конструкций: механические, электромеханические или электронные (цифровые).
Механический одометр — весьма оценочное устройство, имеет собственную погрешность до 5%. В зависимости от условий эксплуатации, состояния дорожного полотна, износа деталей и агрегатов и использовании неоригинальных запчастей суммарная погрешность прибора может достигать 15%.
Электромеханические одометры — основаны на показаниях электронного измерителя числа импульсов от датчика скорости, расположенного обычно на коробке передач. Эти приборы несколько точней механических, ведь они избавились лишь от нескольких слабых мест механической части. Погрешность большинства из них находится в пределах 5-7%.
Электронные одометры — это дальнейшее эволюционное развитие одометров. Избавились от механического индикатора, который заменили дисплеем. В тоже время сам принцип контроля пройденного пути (обороты колеса) остается неизменным, и даже точная электроника находится в зависимости от технического состояния ходовой части автомобиля. Однако, если провести дополнительную калибровку на тестовом участке пути (на заводе-изготовителе эта процедура не проводится), погрешность данных устройств можно свести до 2-3 %, правда ненадолго.
Существенный минус электронных одометров — возможность изменения его программного обеспечения или изменение накопленных значений. Для популярных автомобилей существует услуга по «модификации» бортового одометра, для завышения его показаний на любую величину (например: +20% к пробегу) или изменение значений одометра. Выявить подобное вмешательство не всегда возможно, а в тех случаях когда это можно определить, нужен контрольный заезд или обращение в службу ремонта.
Общие факторы, влияющие на любые одометры:
- Радиус колеса может внести существенную погрешность в показания одометра. Разница в высоте протектора в 1 см, например, даст на 100 км пробега автомобиля разницу в пробеге в 1955 м: диаметр одного колеса 1 м, второго — 1.02 м. Первое совершит 31 830 оборотов, второе — 31 206. Каждый оборот — 3.1416 м, разница — 1955 м. И эту разницу мы получаем только при одном сантиметре! К примеру, разные шины 325/70 и 325/75 дадут сразу разницу в диаметре в 3.2 см. Поэтому одометр на автомобиле со стёртым протектором покажет большее значение по сравнению с таким же автомобилем, но на новых шинах. Ещё важно знать, на какой радиус колёс рассчитан одометр: если поставить другой размер колёс, то будут совсем другие данные по скорости и пройденному пути.
- Вес груза — при полной или чрезмерной загрузке автомобиля, шина проминается по-разному, поэтому изменяется диаметр колеса.
- Давление в шинах — шина проминается по-разному при штатном и нештатном давлении. На давление влияет температура, при прогретых или перегретых шинах оно выше.
Скольжение колес — при пробуксовках, скольжениях, или же наоборот — торможении на льду, автомобиль или находится на месте при вращении колес, либо наоборот — движется при блокировке колес. Направление ветра, качество дорожного полотна, снег, дождь и пр. факторы могут оказывать существенное влияние на точность показаний обометров.
Измерение скорости движения и пройденного пути ТС
Получить данные о скорости движения и пройденном пути ТС можно тремя основными способами:
- Подключение к штатному датчику: данные о пробеге рассчитываются на основе данных получаемых с датчика скорости, установленного в автомобиле. Если тахограф и спидометр подключены параллельно, то добиться отсутствия расхождений в показаниях практически невозможно, так как одометры, даже электронные, имеют свои погрешности. Более точно работает система, когда датчик скорости подключается к тахографу, а от тахографа уже идёт выход на одометр. Но наиболее точно работает схема подключения: датчик скорости- тахограф- CAN-шина автомобиля. Эта схема позволяет добиться полного соответствия показаний одометра и тахографа.
- Подключение к CAN-шине автомобиля и получение информации о скорости движения и пройденном пути непосредственно с контроллера AБС или бортового компьютера ТС (для ТС, необорудованных датчиком скорости, таких как Форд Транзит и пр.). В этом случае значения скорости и пройденного пути в тахографе и в транспортном средстве будут совпадать.
Примечание: Даже полное совпадение значений в тахографе и на одометре, описанное в вышеперечисленных пунктах 1 и 2, не гарантирует отсутствие погрешностей при измерении скорости и пройденного пути. Суммарная погрешность измерений может достигать 10 и более %.
- Получение данных о пробеге на основе системы ГНСС ГЛОНАСС/GPS, акселерометра, гироскопа и т.п.. Данный способ является максимально точным по отношению к двум предыдущим с точки зрения измерения скорости и пройденного расстояния, что гарантированно приводит к расхождениям в показаниях. Кроме того, общим недостатком использования любой навигационной системы является то, что при определённых условиях сигнал может не доходить до приёмника, или приходить со значительными искажениями или задержками. Например, при помощи ГНСС практически невозможно определить своё точное местонахождение в подвале или в тоннеле. Наличие акселерометра и гироскопа позволяет определить траекторию, скорость и пробег без доступных спутников, но точность, пока, остаётся не такой высокой, что ограничивает использование ГНСС ГЛОНАСС/GPS в качестве оптимальной для определения скорости и пройденного пути ТС.
Выводы:
- Добиться отсутствия расхождений в показаниях скорости и пройденного пути между тахографом и спидометром (одометром) можно только если сигнал с датчика скорости приходит сначала на тахограф, а затем преобразуется в цифровое значение и передаётся в CAN-шину ТС, или если читается тахографом в цифровом виде из CAN-шины ТС.
- Отсутствие расхождений по п.1. не
motorsmarine.ru
Как обмануть тахограф | Подмотка спидометра
Этот вопрос задают многие водители, мало знакомые с подобными приборами.
Следует помнить, что увеличить пробег или иным способом слукавить с электронным тахографом НЕВОЗМОЖНО!
Действие, направленное на обман тахографа, будет зафиксировано и с лёгкостью обнаружено проверяющим инспектором.
К таким действиям относятся:
отключение от аккумулятора;
отключение зажигания;
отключение скоростного датчика;
монтаж магнита на скоростной датчик.
Цифровые тахографы в Воронеже начали применяться многими компаниями, поскольку возросло число зафиксированных попыток обмана аналоговых тахографов. В отличие от последних электронные тахографы фиксируют информацию на внутренней памяти. Попытки вмешательства в работу устройства записывается в памяти. Если Ваше транспортное средство уже оборудовано цифровым тахографом, Вы можете перепроверить эту информацию, выбрав в меню тахографа подменю «События и ошибки». Распечатайте информацию из этого раздела, и вы сможете увидеть, на какое время и насколько долго был отключен аккумулятор, был ли выключен скоростной датчик, передвигалось ли транспортное средство без карты водителя и как долго это происходило, превышали ли вы скорость и был ли нарушен режим труда.
«Намотка» спидометра
Принцип работы спидометра заключается в следующем: когда транспортное средство двигается, датчик скорости испускает специфические сигналы, количество которых при поступлении в спидометр пересчитывается на километры.
Прибор, который вы используете для «намотки» спидометра является генератором специфичных сигналов, имитирующих звуки скоростного датчика.
Прибор монтируется на сигнальный кабель спидометра, и тот воспринимает его импульсы за сигналы, исходящие от датчика скорости. При этом прибор «намотки» выдаёт сигналы с идентичными характеристиками и скорее всего с увеличенной скоростью. Происходит это для того, чтобы «намотать» как можно больший километраж за более короткий срок.
Можно ли намотать или увеличить показания тахографа?
Электронные тахографы имеют схожий со спидометрами алгоритм расчета скорости, поэтому с устройством «намотки» тахограф также будет непропорционально увеличивать пробег. Однако, существенное отличие цифрового тахографа от спидометра заключается в постоянной записи параметров и невозможности корректировать данные.
Следует обратить внимание, что тахограф устанавливается в цепи передачи импульсов между спидометром и датчиком скорости. Поэтому любые манипуляции с величиной пробега возможно отследить. Чтобы это сделать, необходимо просто распечатать скоростные параметры за необходимый период времени, записанные тахографом.
Многим водителям может прийти в голову мысль о том, что можно на некоторое время отключить тахограф, «намотать» спидометр и подключить прибор снова. Однако не всё так просто. Потому что в таком случае показания спидометра и тахографа будут различаться, а допустимая разность их значений не должна превышать 1-2%. В ином случае нарушение режима эксплуатации тахографа будет очевидно. Кроме того, прибор зафиксирует выключение электропитания, что после будет выявлено при проверке.
Что следует помнить всем, кто покупает тахограф в Воронеже?
«Намотать» показания электронного тахографа можно, но несложно и выявить такую «намотку». Профессиональный контроль автопарка с целью выявления любых манипуляций позволяет многократно снизить расходы транспортной компании и попутно выявить водителей, которые занимаются незаконной деятельностью.
Обратите внимание!
Если нарушены соединения или пломбы, найдены устройства «намотки» и прочие приборы, мастерская Регионального Центра Тахографии будет вынуждена снять тахограф с гарантии и отказать в его дальнейшем обслуживании.
Узнать про тахографы еще больше:
rctahograf.ru