Коробка передач Нива 21213: схема трансмиссии, ремонт
Автомобиль Нива позиционируется как внедорожник, который имеет повышенную проходимость. За счет этого на машину отмечается спрос. Установлен прочный несущий кузов. Модель Нива 2131 построена на базе LADA 4×4. Его тюнинг позволяет изменить экстерьер, рабочие характеристики в лучшую сторону. С середины 1990- х гг. для машин Нива стали доступны инжекторные двигатели.
Помимо легковых автомобилей, под маркой Нива выпускается и самоходная техника. В частности, это Нива СК 5.Данная автомашина представляет собой комбайн, предназначенный для уборки посевных. Машина работает на дизельном топливе.
Особенности коробки передач на Ниве
Автомобиль ВАЗ 21213 с объемом двигателя 1.7 л. может развивать мощность до 79 лошадиных сил. Расход горючего в среднем составляет 10 литров на 100 км. Что характерно для бензиновых двигателей, здесь имеется система центрального впрыска. Заправлять такой автотранспорт следует бензином АИ-95.
КПП Нива (ВАЗ 21213) является механической, пятиступенчатой. Трансмиссия Нивы имеет постоянный полный привод. Следует отметить наличие надежного удлинителя рычага КПП на Ниве. Благодаря ему оперативно осуществляется смена скоростных режимов. Имеющийся привод распредвала является цепным. В состав коленвала входит несколько шатунных и коренных шеек. Коленвал отличается своей прочностью, изготовлен из чугуна. Механизм ГРМ закрыт крышкой. Здесь имеется маслозаливная горловина.
Схема КПП Нива
На Нива 2121 устанавливается раздаточная коробка. Ее особенность в том, что она имеет как повышенную, так и пониженную передачу. Повышенную актуально использовать, если необходимо сэкономить на трате горючего. В том случае если передвижение происходит по пересеченной местности, выручает пониженная передача. Однако в данном случае расход топлива увеличится.
Схема раздаточной коробки
Раздатка позволяет при необходимости отключить один из ведущих мостов. В состав раздаточной коробки входят валы, дифференциал, муфта переключения передач. Основные поломки выражаются в том, что со временем изнашиваются ее основные компоненты, в результате чего, может отмечаться перегрев коробки, появиться проблемы с включением моста. Ремонт КПП ВАЗ 21213 требуется, если стала отмечаться характерная вибрация со стороны данного узла.
Таким образом, популярность автомобиля объясняется тем, что здесь имеется система полного привода. Схема скоростной коробки показывает, что в ее состав входит большое количество комплектующих деталей, которые взаимодействуют друг с другом, обеспечивая отличную работоспособность автомобиля.
Диагностика и ремонт скоростной коробки
Для проведения полноценной диагностики, скоростную коробку необходимо снять. Как правило, необходимость в этом имеется, если усиливаются во время передвижения вибрации, посторонние шумы, утечка масла.
Как снять коробку? Перед тем как начать снятие коробки передач, необходимо убрать раздатку. Без смотровой ямы ремонтные работы будет сложно выполнять, например, открутить карданы от раздатки. Съему подлежит и стабилизатор. Подлежит съему корпус воздушного фильтрующего элемента.
Для того чтобы изъять КПП, следует отсоединить стержень рычага, крепления крышки картера сцепления, карданный вал, болты, гайки, снять кронштейн. К кузову прилегает подвеска силового агрегата. Чтобы его снять необходимо открутить гайки крепления.
Для продления рабочего ресурса коробки передач ВАЗ 21213, целесообразно периодически проверять уровень трансмиссионной жидкости, своевременно менять ее.
Следует отметить, что нередко появление посторонних шумов со стороны КПП, является следствием того, что в системе имеется пониженный уровень трансмиссионного масла.
В машину можно добавлять минеральное масло. Однако имеет лучшие показатели полусинтетические и синтетические варианты. Преимущество последних видов масел и в том, что и в зимнее время передачи будут легко включаться.
Своевременный уход за коробкой Нива позволяет избежать полной переборки КПП. Сборка всех демонтированных запчастей является кропотливым занятием, поэтому ее стоит доверять профессионалам. Замена подшипника первичного вала КПП – это частые процедуры, которые заказывают в сервисном центре.
prokpp.ru
Коробка передач Ваз Нива 21213, 21214
Схема коробки переключения передач Нива 2121:
Устройство и принцип работы КПП Ваз Нива
Коробка передач Нива 21213 – механическая, с ручным переключением, имеет пять передач переднего хода и одну – заднего, все передачи переднего хода синхронизированы. Она унифицирована с коробкой передач 2107; незначительно отличается лишь задняя крышка: отверстие под привод спидометра закрыто заглушкой, так как спидометр «Нивы» приводится от раздаточной коробки. В настоящее время для всех коробок передач используется передаточный ряд коробки 2105.
Корпусные детали коробки – картер сцепления, собственно картер коробки передач и задняя крышка – отлиты из алюминиевого сплава и стянуты между собой шпильками с гайками. Соединения уплотнены картонными прокладками (при ремонте можно использовать герметик). Для улучшения теплоотвода поверхность картера коробки передач оребрена. Снизу картер закрыт стальной штампованной крышкой с прокладкой (крепление – на шпильках). Картер сцепления крепится болтами к блоку цилиндров двигателя. Для обеспечения соосности коленчатого вала и первичного вала коробки передач картер центрирован на двух втулках (под них выполнены проточки в крепежных отверстиях блока и картера). На задней крышке коробки передач установлена третья опора силового агрегата. Она крепится к поперечине, а последний – к полу кузова (на приварных болтах).
В картере коробки передач Ваз Нива с левой стороны расположено заливное (контрольное) отверстие, в его нижней крышке – сливное. Отверстия закрыты пробками с конусной резьбой. В сливной пробке находится магнит. Он задерживает частицы стали, попадающие в масло при износе деталей. В верхнюю часть картера сцепления ввернут сапун. Он препятствует повышению давления в коробке передач при ее нагреве. В случае неисправности сапуна (заклинивании колпачка) возможна сильная течь масла через уплотнения.
В коробке передач три вала: первичный вал Нива, вторичный и промежуточный. Первичный вал опирается на два шариковых подшипника – в заднем торце коленчатого вала и в передней стенке картера коробки передач (последний воспринимает основную часть нагрузки). В заднем торце первичного вала установлен игольчатый подшипник, являющийся передней опорой вторичного вала и обеспечивающий соосность валов. Вторичный вал также опирается на шариковый подшипник в задней стенке картера коробки передач и роликовый подшипник в ее задней крышке. Промежуточный вал вращается в двух подшипниках: передний – двухрядный шариковый, расположен в передней стенке картера коробки передач, задний – роликовый, расположен в его задней стенке. Через блок шестерен заднего хода и пятой передачи промежуточный вал также опирается на роликовый подшипник в задней крышке коробки передач. На задней стенке картера коробки закреплена и ось промежуточной шестерни заднего хода.
Первичный вал КПП Нива имеет два зубчатых венца. Косозубый венец, расположенный ближе к передней стенке картера, находится в постоянном зацеплении с передней шестерней промежуточного вала (таким образом, эти валы всегда вращаются вместе). Прямозубый венец первичного вала является венцом синхронизатора четвертой передачи (при ее включении крутящий момент передается непосредственно с первичного вала на вторичный, минуя промежуточный, поэтому эту передачу часто называют «прямой»).
Промежуточный вал представляет собой блок из четырех косозубых шестерен. При включении любой передачи, кроме четвертой, крутящий момент передается на вторичный вал через промежуточный. Шестерни промежуточного вала расположены в следующем порядке (от его переднего конца): шестерня постоянного зацепления с первичным валом, шестерни третьей, второй, первой передач. К заднему концу вала болтом крепится блок из двух шестерен: заднего хода (прямозубая) и пятой передачи (косозубая). Он дополнительно опирается на роликовый подшипник в задней крышке коробки передач.
На вторичном валу расположены ведомые шестерни третьей, второй, первой передач, заднего хода и пятой передачи (по порядку, считая от переднего конца вала) и синхронизаторы. Ведомые шестерни передач переднего хода находятся в постоянном зацеплении с соответствующими шестернями промежуточного вала. Шестерни третьей и второй передач КПП Ваз Нива вращаются на закаленных шейках вторичного вала, шестерни первой и пятой передач – на втулках. Ведомая шестерня заднего хода жестко закреплена на валу шпонкой. Заодно с косозубыми шестернями передач переднего хода выполнены венцы их синхронизаторов – прямозубые шестерни меньшего диаметра. Они направлены в сторону соответствующего синхронизатора (третьей, первой, пятой – вперед, второй – назад). На заднем конце вторичного вала гайкой закреплен фланец эластичной муфты. Раньше гайку фиксировали от отворачивания подложенной под нее стопорной шайбой – ее края отгибали на грани гайки. Теперь на резьбу наносят анаэробный герметик, а шайбу не устанавливают.
Синхронизатор состоит из ступицы, жестко закрепленной на вторичном валу, скользящей муфты, стопорного кольца, блокирующего кольца и пружины с шайбой. Ступицы синхронизаторов третьей–четвертой и первой–второй передач входят внутренними выступами в пазы на вторичном валу, а ступица синхронизатора пятой передачи удерживается той же шпонкой, что и ведомая шестерня заднего хода. На наружной поверхности ступиц имеются шлицы, по которым перемещаются скользящие муфты. На муфтах есть выточки, в которые входят вилки штоков переключения передач. Блокирующие кольца своими внутренними венцами соединены с венцами синхронизаторов соответствующих шестерен и поджаты пружинами в сторону скользящих муфт. Пружины опираются на боковую поверхность ведомых шестерен через шайбы.
Передача заднего хода не имеет синхронизатора. Для ее включения нужно ввести промежуточную шестерню в зацепление с ведомой шестерней вторичного вала и с ведущей шестерней заднего хода в заднем блоке шестерен на промежуточном валу.
Привод управления коробкой передач состоит из трех штоков, соединенных с вилками. Вилки включения передач переднего хода входят в выточки скользящих муфт синхронизаторов, а вилка включения заднего хода – в выточку на промежуточной шестерне.
Механизм выбора передач состоит из направляющей пластины с восемью прямоугольными вырезами в центре, верхней и нижней шайб, рычага переключения передач и его корпуса и блокировочной скобы заднего хода. Эти детали стянуты тремя болтами, которыми механизм выбора передач крепится к задней крышке коробки. «Нейтральное» положение рычага между третьей и четвертой передачами задается двумя парами подпружиненных направляющих планок, установленных в пазах направляющей пластины и воздействующих на нижний конец рычага. Случайное включение заднего хода вместо пятой передачи невозможно благодаря отогнутому лепестку блокирующей скобы, в который упирается выступ на рычаге. Чтобы включить передачу заднего хода, нужно нажать рычаг вниз – при этом его выступ опускается ниже лепестка скобы.
Детали коробки передач смазываются разбрызгиванием. Первичный и вторичный валы уплотнены сальниками, а на вторичном валу позади ведомой шестерни пятой передачи расположена маслоотражательная шайба. В коробку передач Ваз Нива 21213, 21214 заливают трансмиссионное масло вязкостью от 75W80 до 85W90 и класса качества не ниже GL-4. Его уровень должен находиться у нижней кромки заливного отверстия (предварительно убедитесь в том, что автомобиль стоит горизонтально).
remocars.ru
Коробка передач и схема ее работы авто ваз НИВА ВАЗ21213 и ВАЗ-21214
Пятиступенчатая коробка передач
1. Первичный вал.
2. Передняя крышка коробки передач с направляющей втулкой муфты подшипника выключения сцепления.
3. Сальник первичного вала.
4. Пружинная шайба.
5. Установочное кольцо подшипника.
6. Картер коробки передач.
7. Сапун.
8. Игольчатый подшипник вторичного вала.
9. Упорная шайба пружины синхронизатора.
10. Зубчатый венец синхронизатора IV передачи.
11. Скользящая муфта синхронизатора III и IV передач.
12. Ступица муфты синхронизатора III и IV передач.
13. Стопорное кольцо синхронизатора.
14. Блокирующее кольцо синхронизатора.
15. Пружина синхронизатора.
16. Шестерня и зубчатый венец синхронизатора III передачи.
17. Шестерня и зубчатый венец синхронизатора II передачи.
18. Вторичный вал.
19. Шестерня и зубчатый венец синхронизатора I передачи.
20. Втулка шестерни I передачи.
21. Промежуточный подшипник вторичного вала.
22. Стопорная пластина промежуточного подшипника.
23. Фланец.
24. Защитный чехол.
25. Пружина.
26. Рычаг переключения передач.
27. Стержень рычага переключения передач.
28. Упругая подушка демпфера.
29. Резиновая подушка демпфера.
30. Распорная втулка демпфера.
31. Запорная втулка демпфера.
32. Манжета.
33. Сферическая шайба.
34. Шаровая опора рычага.
35. Корпус рычага переключения передач.
36. Направляющая пластина.
37. Фланец эластичной муфты карданной передачи.
38. Гайка.
39. Уплотнитель центрирующего кольца.
40. Центрирующее кольцо.
41. Сальник заднего подшипника вторичного вала.
42. Задний подшипник вторичного вала.
43. Распорная втулка.
44. Маслоотражательная шайба.
45. Подшипник блока шестерен.
46. Блок шестерен V передачи и заднего хода.
47. Ось промежуточной шестерни заднего хода.
48. Промежуточная шестерня заднего хода.
49. Задний подшипник промежуточного вала.
50. Шестерня 1 передачи промежуточного вала.
51. Скользящая муфта синхронизатора 1 и 11 передач.
52. Шестерня II передачи промежуточного вала.
53. Шестерня III передачи промежуточного вала.
54. Пробка заливного и контрольного отверстия.
55. Промежуточный вал.
56. Шестерня постоянного зацепления промежуточного вала.
57. Передний подшипник промежуточного вала.
58. Зажимная шайба подшипника промежуточного вала.
59. Болт зажимной шайбы.
60. Шестерня постоянного зацепления первичного вала.
61. Задний подшипник первичного вала.
62. Стопорное кольцо.
63. Блокировочная скоба заднего хода.
64. Шайбы направляющей пластины.
65. Направляющая планка.
66. Крышка фиксаторов.
67. Пружина фиксатора.
68. Фиксатор.
69. Вилка включения V передачи.
70. Упорная шайба.
71. Стопорное кольцо.
72. Вилка переключения III и IV передач.
73. Шток вилки включения I и II передач.
74. Шток вилки включения III и IV передач.
75. Вилка включения I и II передач.
76. Шток вилки включения V передачи и заднего хода.
Пятиступенчатая коробка передач состоит из трех валов: первичного 1, промежуточного 55 и вторичного 18 с шестернями и синхронизаторами, оси 47 с промежуточной шестерней 48 заднего хода и механизма выборки и переключения передач. Валы и шестерни коробки передач размещены в литом алюминиевом картере 6 и в задней крышке.
Первичный вал 1 вращается в двух шариковых подшипниках, один из которых расположен в торце коленчатого вала двигателя, другой — в передней стенке картера коробки передач. Задний подшипник 61 удерживается на валу стопорным кольцом 62 и пружинной тарельчатой шайбой, установленной между внутренним кольцом подшипника и стопорным кольцом. В канавке наружного кольца подшипника 61 расположено установочное кольцо 5, которое зажимается между передней стенкой коробки и картером сцепления. Между передней крышкой 2 и наружным кольцом подшипника 61 установлена пружинная тарельчатая шайба 4. Такая фиксация заднего подшипника удерживает вал от осевого перемещения.
На передней части первичного вала нарезаны шлицы, которыми он соединяется с ведомым диском сцепления. Вместе с валом 1 изготовлена косозубая шестерня 60, которая находится в постоянном зацеплении с шестерней 56 промежуточного вала. Прямозубый венец 10 синхронизатора четвертой передачи припаян медью к первичному валу 1. С этим венцом соединяется муфта 11 при включении IV передачи.
Промежуточный вал 55 представляет собой блок четырех шестерен, который опирается передним концом на двухрядный шариковый подшипник 57, а задним концом — на роликовый подшипник 49.
На шлицах промежуточного вала крепится стяжным болтом блок 46 шестерен пятой передачи и заднего хода. Задний конец блока опирается на роликовый цилиндрический подшипник 45. расположенный гнезде задней крышки.
Вторичный вал 18 вращается в трех роликовых подшипниках. Передний игольчатый подшипник 8 расположен в гнезде первичного вала. Промежуточный подшипник 21 расположен в задней стенке картера коробки передач. Его фиксирует в гнезде стопорная пластина 22, которая крепится к задней стенке картера винтами. Между пластиной и картером зажато установочное кольцо промежуточного подшипника. На валу подшипник зажат втулкой 20 и шестерней заднего хода, которая крепится на валу одной шпонкой вместе со ступицей муфты синхронизатора пятой передачи. За ступицей расположена упорная шайба и втулка, на которой вращается ведомая шестерня пятой передачи. Между втулкой этой шестерни и распорной втулкой 43 зажата маслоотражательная шайба 44. Задний конец вторичного вала установлен на роликовом цилиндрическом подшипнике 42 и на выходе из крышки уплотняется сальником 41. На шлицах вала крепится фланец 37 эластичной муфты. Все детали, расположенные на вторичном валу, поджимаются гайкой 38. На цилиндрическом пояске гайки расположен резиновый уплотнитель 39, а на конце вала находится центрирующее кольцо 40.
На термообработанных шейках вторичного вала вращаются шестерни 16 и 17 третьей и второй передач. Шестерня 19 первой передачи вращается на стальной термообработанной втулке 20, надетой на вал. Каждая из этих шестерен имеет по два венца. Косозубые венцы находятся в постоянном зацеплении с шестернями промежуточного вала 55, а прямозубые венцы соединяются при включении передач с муфтами 11 и 51 синхронизаторов и через них и ступицы синхронизаторов передают крутящий момент на вторичный вал. Ведомая шестерня пятой передачи находится в постоянном зацеплении с большим венцом блока 46 шестерен. С малым венцом блока входит в зацепление промежуточная шестерня 48 при включении передачи заднего хода.
На двух поясках вторичного вала нарезаны по три глубоких паза, в которые входят выступы ступиц скользящих муфт синхронизаторов, что обеспечивает их жесткое соединение с валом.
Синхронизатор III и IV передач состоит из ступицы 12, скользящей муфты 11, двух блокирующих колец 14, пружин 15 и венцов синхронизаторов III и IV передач. Одно блокирующее кольцо синхронизатора соединяется внутренним венцом с прямозубым венцом шестерни 16 III передачи. Это кольцо удерживается на венце шестерни стопорным кольцом 13. Между блокирующим кольцом и опорной шайбой шестерни установлена пружина 15, которая поджимает блокирующее кольцо 14 к стопорному кольцу 13. Другое кольцо синхронизатора таким же образом соединяется с венцом 10 синхронизатора IV передачи первичного вала коробки передач.
Каждое блокирующее кольцо имеет коническую поверхность с мелкой резьбой, к которой прижимается при включении передачи конусная часть скользящей муфты 11. В момент соприкосновения муфты с кольцом масляная пленка на резьбе кольца разрывается, что повышает силы трения между кольцом и муфтой.
Скользящая муфта 11 внутри имеет шлицы, а снаружи кольцевую проточку для вилки переключения передач. Муфта расположена на шлицах ступицы 12, которая имеет жесткую связь с вторичным валом. При включении III или IV передачи скользящая муфта, перемещаясь по шлицам ступицы 12, входит в зацепление с малым венцом шестерни 16 III передачи или с венцом 10 первичного вала и соединяет их через ступицу 12 с вторичным валом 18. При этом крутящий момент от первичного вала 1 или шестерни 16 передается на вторичный вал через детали синхронизатора. Аналогичное устройство имеют синхронизаторы 1, И и V передач.
Промежуточная шестерня 48 заднего хода вращается на неподвижной оси 47 на металлокерамической втулке. Ось крепится к перегородке картера гайкой с тарельчатой пружинной шайбой. Другой конец оси установлен в гнезде задней крышки.
Рычаг 26 переключения передач имеет опорный шар, который поджимается к поверхности шаровой опоры 34 пружиной 25. Она фиксируется на рычаге стопорным кольцом 71 с опорной шайбой 70. Сверху к шаровой опоре этой же пружиной прижимается сферическая шайба 33. От проворачивания рычаг переключения передач удерживается штифтом, который заходит в отверстие опоры. В привод переключения передач введен механизм выбора передач, который блокирует случайное включение передачи заднего хода при включении пятой передачи. Он состоит из направляющей пластины 36 рычага, верхней и нижней шайб 64, корпуса 35, блокировочной скобы 63 заднего хода. Перечисленные детали стянуты тремя болтами, которыми механизм выбора передач крепится к гнезду зад ней крышки коробки передач. В пазах направляющей пластины 36 установлены подпружиненные направляющие планки, между которыми зажат нижний конец рычага переключения передач. Под действием пружин направляющих планок рычаг переключения передач устанавливается в нейтральное положение.
1. Первичный вал.
2. Вторичный вал,
3. Шестерня постоянного зацепления первичного вала.
4. Зубчатый венец синхронизатора IV передачи.
5. Блокирующее кольцо синхронизатора IV передачи.
6. Скользящая муфта синхронизатора III и IV передач.
7. Вилка включения III и IV передач.
8. Стопорное кольцо синхронизатора.
9. Блокирующее кольцо синхронизатора III передачи.
10. Пружина синхронизатора.
11. Упорная шайба пружины синхронизатора.
12. Шестерня и зубчатый венец синхронизатора III передачи.
13. Шестерня и зубчатый венец синхронизатора II передачи.
14. Скользящая муфта синхронизатора I и II передач.
15. Вилка включения I и II передач.
16. Шестерня и зубчатый венец синхронизатора I передачи.
17. Шестерня заднего хода.
18. Ступица муфты синхронизатора V передачи.
19. Скользящая муфта синхронизатора V передачи.
20. Вилка включения V передачи и заднего хода.
21. Рычаг переключения передач.
22. Шестерня и зубчатый венец синхронизатора V передачи.
23. Маслоотражательная шайба.
24. Втулка шестерни V передачи.
25. Распорная втулка.
26. Фланец эластичной муфты.
27. Шток вилки включения V передачи и заднего хода.
28. Шток вилки включения III и IV передач.
29. Шток вилки включения I и II передач.
30. Включатель фонаря заднего хода.
31. Шестерня заднего хода.
32. Промежуточная шестерня заднего хода.
33. Заглушка.
34. Блок шестерен V передачи и заднего хода.
35. Ось промежуточной шестерни заднего хода.
36. Шестерня I передачи промежуточного вала.
37. Блокирующее кольцо синхронизатора I передачи.
38. Ступица муфты синхронизатора I и II передач.
39. Блокирующее кольцо синхронизатора И передачи.
40. Шестерня II передачи промежуточного вала.
41. Шестерня III передачи промежуточного вала.
42. Ступица муфты синхронизатора III и IV передач.
43. Шестерня постоянного зацепления промежуточного вала.
44. Стопорное кольцо.
45. Тарельчатая пружина.
I. Нейтральное положение.
II. Начало включения III передачи.
III. Полное включение III передачи.
Принцип работы шестеренчатой коробки передач основан на изменении зацепления тех пар шестерен, которые участвуют в передаче крутящего момента от первичного вала 1 на вторичный вал 2. Это достигается перемещением скользящих муфт 6, 14 и 19 синхронизаторов или промежуточной шестерни 32 заднего хода при помощи привода переключения передач. При этом изменяются передаточные числа, а значит и величина передаваемого крутящего момента. На прямой IV передаче крутящий момент, передаваемый на ведущие колеса автомобиля, практически равен крутящему моменту на коленчатом валу двигателя. На I передаче момент увеличивается в 3,67 раза, на II передаче в 2,10 раза, на III передаче в 1,36 раза, при включении задней передачи в 3,53 раза, а при включении пятой передачи момент уменьшается в 0,82 раза.
Разберем схемы передачи крутящего момента при включении различных передач.
При включении I передачи муфта 14 синхронизатора соединяет малый венец шестерни 16 со ступицей 38. При этом крутящий момент через шестерню 16, муфту 14 и ступицу 38 передается на ведомый вал 2. Когда включена вторая передача, то муфта 14 соединяет зубчатый венец синхронизатора шестерни 13 со ступицей 38, и крутящий момент на вторичный вал будет передаваться через муфту 14 и ступицу 38. Аналогично происходит передача крутящего момента при включении третьей передачи, только через зубчатый венец шестерни.
Когда включена четвертая передача, то муфта 6 синхронизатора соединяет зубчатый венец 4 первичного вала 1 со ступицей 42 синхронизатора, и крутящий момент передается непосредственно с первичного вала 1 на вторичный вал 2. Поэтому эта передача называется прямой. При включении пятой передачи скользящая муфта 19 соединяет ступицу 18 с большим венцом шестерни 22. Крутящий момент передается от первичного вала 1 через шестерни 3 и 43 постоянного зацепления на промежуточный вал, от него на блок 34 шестерен и от большого венца блока на шестерню 22 пятой передачи, а затем через муфту 19 и ступицу 18 на вторичный вал.
Для включения задней передачи рычаг переключения передач передвигают вправо, затем утапливают вниз, чтобы выступ рычага переключения передач не уперся в лепесток блокирующей скобы, и перемещают назад. При этом шток через вилку 20, перемещая промежуточную шестерню 32 заднего хода, вводит ее в зацепление с шестернями 17 и 31. Крутящий момент передается на вторичный вал через три шестерни: 31, 32 и 17. Поэтому вторичный вал будет вращаться в другую сторону.
При включении передачи заднего хода шток 27 вилки заднего хода нажимает на шток переключателя заднего хода, и в нем замыкается цепь лампы фонаря заднего хода. Белый цвет фонаря сигнализирует о включенной задней передаче.
Все передачи переднего хода синхронизированы. Принцип действия синхронизатора при включении III передачи показан на схемах I, II, III.
В нейтральном положении (схема 1) блокирующие кольца 5 и 9 прижаты пружинами к стопорным кольцам 8. Между коническими поверхностями блокирующих колец и муфты 6 имеется зазор, а зубья блокирующих колец находятся во впадинах зубчатых венцов 4 и 12 синхронизаторов. Крутящий момент от зубчатого венца 12 через блокирующее кольцо 9 не передается.
В начале включения III передачи (схема II) скользящая муфта 6, перемещаясь по шлицам ступицы 42, прижимается своим конусом к конической поверхности блокирующего кольца 9. Между коническими поверхностями возникает трение, вследствие которого блокирующее кольцо проворачивается на небольшой угол (окружной ход от 2,5 до 5 мм). При этом боковые скосы зубьев блокирующего кольца упираются в боковые скосы зубьев венца 12, и дальнейшее проворачивание кольца прекращается. Одновременно создается сопротивление дальнейшему осевому перемещению муфты 6. Это будет продолжаться до тех пор, пока не выравнятся скорости вращения вторичного и промежуточного валов коробки передач. Уравнивание скоростей вращения валов происходит за счет трения между блокирующим кольцом и муфтой синхронизатора 6.
При полном включении III передачи (схема III). когда скорости вращения выравняются, сила трения между коническими поверхностями муфты 6 и кольца 9, а также между скосами блокирующего кольца и венца 12, уменьшится, и блокирующее кольцо, скользя по скосам зубьев венца 12, переместится вместе с муфтой по зубьям венца синхронизатора. При этом муфта 6 соединит шестерню III передачи со ступицей 42, и произойдет безударное включение III передачи.
Замковое устройство работает следующим образом: при включении, например, задней передачи шток 76 (см. рис. в начале статьи), перемещаясь, выдавливает из своего гнезда прилегающий сухарь 77, который входит в гнездо штока 74 и одновременно через средний сухарь прижимает другой боковой сухарь к гнезду штока 73. Таким образом, штоки 73 и 74 будут зафиксированы в нейтральном положении. Аналогично происходит запирание двух каких-либо других штоков при включении любой другой передачи.
Детали коробки передач смазываются трансмиссионным маслом ТАД-17и, которое заливается в картер через отверстие, закрываемое пробкой 54; вместимость коробки передач 1,55 л.
Чтобы не допустить преждевременного выхода из строя коробки передач, следует регулярно, через каждые 10000 км пробега, проверять и, при необходимости доливать масло, а также проверять визуально отсутствие течи масла. В процессе работы коробки передач масло от воздействия температуры, передающих нагрузок и окисления «стареет», поэтому его следует заменять через каждые 60000 км пробега.
spbdc4u.ru
Разборка коробки передач (ремонт КПП) Нива ВАЗ 21213, 21214, 2131 lada 4×4
Сливаем масло из коробки передач, снимаем вилку и подшипник выключения сцепления (см. соответствующие разделы).
Демонтируем фланец эластичной муфты с носка вторичного вала (см. тут)… |
…и выключатель фонарей заднего хода . |
Механизм выбора передач можно демонтировать на автомобиле, не снимая коробки передач. Для наглядности эти операции выполняем на снятой коробке передач.
Снимаем манжету механизма выбора передач. |
Устанавливаем рычаг переключения передач в нейтральное положение.
Головкой «на 10» отворачиваем три гайки крепления корпуса рычага переключения передач… |
…и вынимаем механизм выбора передач. |
Соединение уплотнено прокладкой. |
Маркером помечаем взаимное расположение шайб и направляющей пластины механизма. |
Головкой «на 10» отворачиваем две гайки крепления блокировочной пластины заднего хода, удерживая болты ключом той же размерности,… |
…и снимаем блокировочную пластину. |
Отвернув еще одну гайку,…
…снимаем нижнюю шайбу направляющей пластины. |
Вынув одну направляющую планку с двумя пружинами,…
…снимаем направляющую пластину с нижнего конца рычага. |
Снимаем верхнюю шайбу направляющей пластины. |
Снимаем корпус рычага переключения передач. |
Вынимаем из проточек корпуса резиновые уплотнительные кольца болтов. |
Снимаем нижнюю прокладку корпуса шаровой опоры. |
Снимаем фланец с защитным чехлом… |
…и верхнюю прокладку корпуса. |
Щипцами снимаем стопорное кольцо. |
Снимаем шайбу и пружину. |
Снимаем сферическую шайбу… |
…и разъединяем рычаг и корпус шаровой опоры. |
Устанавливаем коробку передач картером сцепления на верстак.
Головкой «на 10» отворачиваем десять гаек крепления нижней крышки коробки передач. |
Снимаем крышку… |
…и уплотнительную прокладку. |
Отверткой через отверстие механизма выбора передач сдвигаем вниз шток вилки включения I–II передач (при этом включается II передача). |
Ключом «на 13» отворачиваем гайку крепления задней крышки, расположенную внутри корпуса коробки. |
Ключом «на 13» отворачиваем пять гаек крепления задней крышки, расположенных снаружи корпуса. |
Постукиваем молотком по приливам крышки, при этом отверткой (или подходящим отрезком трубы при снятом сальнике вторичного вала) удерживаем задний подшипник на вторичном валу. |
Сдвигаем крышку со шпилек и снимаем, поворачивая ее по часовой стрелке (глядя со стороны хвостовика вторичного вала), чтобы исключить задевание крышки за штоки и блок шестерен V передачи и заднего хода. |
Снимаем прокладку крышки. |
Для замены подшипника блока шестерен V передачи и заднего хода…
…поддеваем ролики подшипника отверткой… |
… и вынимаем ролики из сепаратора.
Извлекаем сепаратор. |
Поддев крючком наружное кольцо подшипника,… |
…вынимаем его из гнезда задней крышки. |
Снимаем упорное кольцо заднего подшипника вторичного вала. |
Снимаем наружное кольцо подшипника с сепаратором и роликами. |
Снимаем внутреннее кольцо подшипника. |
Снимаем распорную втулку… |
…и маслоотражательную шайбу. |
Для стопорения валов от проворачивания необходимо включить две передачи. II передача была включена при снятии задней крышки. Перед тем как включить заднюю или V передачи, освобождаем вилку включения этих передач. Для этого…
…ключом «на 10» отворачиваем болт крепления вилки к штоку. |
Нажав отверткой на вилку вниз, включаем заднюю передачу. |
Накидным ключом (головкой) «на 17» отворачиваем болт крепления блока шестерен V передачи и заднего хода. |
Вынимаем болт… |
…и снимаем блок шестерен со шлицев промежуточного вала. |
Зажимаем блок шестерен V передачи и заднего хода в тиски с накладками губок из мягкого металла.
Двумя отвертками спрессовываем внутреннее кольцо подшипника блока шестерен… |
…и снимаем внутреннее кольцо. |
Снимаем втулку шестерни V передачи,… |
…саму шестерню с блокирующим кольцом синхронизатора,… |
…ступицу… |
…и муфту синхронизатора. |
Повернув вилку включения V передачи и заднего хода на штоке к вторичному валу,…
…снимаем промежуточную шестерню задней передачи. |
Накидным ключом «на 13» отворачиваем два болта крепления крышки фиксаторов. |
Снимаем крышку и прокладку. |
Вынимаем пружины фиксаторов (пружина штока V передачи и заднего хода длиннее двух других и имеет темный цвет покрытия). |
Намагниченной отверткой вынимаем все три фиксатора. |
Вынимаем шток включения V передачи и заднего хода с вилкой. |
Снимаем вилку со штока. |
Намагниченной отверткой вынимаем блокировочный сухарь из отверстия картера коробки передач, которое расположено между гнездами картера под штоки V передачи и заднего хода и III–IV передач. |
Снимаем со вторичного вала ведомую шестерню задней передачи. |
Из паза вала вынимаем шпонку. |
Головкой «на 10» отворачиваем болт крепления к штоку вилки включения III–IV передач. |
Вынимаем шток. |
В отверстие штока вставлен блокировочный сухарь,…
…вынимаем его. |
Намагниченной отверткой вынимаем блокировочный сухарь из отверстия картера коробки передач, которое расположено между гнездами картера под штоки I–II и III и IV передач (этот сухарь заметно длиннее сухаря, расположенного между штоком включения V передачи — заднего хода и штоком включения III–IV передач). |
Головкой «на 10» отворачиваем болт крепления к штоку вилки включения I-II передач. |
Вынимаем шток. |
Ударной отверткой с крестообразным наконечником отворачиваем три винта крепления стопорной пластины промежуточного подшипника вторичного вала. |
Винты стопорятся специальными шайбами. |
Снимаем стопорную пластину. |
Накидным ключом «на 19» отворачиваем гайку крепления оси промежуточной шестерни заднего хода, удерживая ось от проворачивания ключом «на 24». |
Вынимаем ось промежуточной шестерни заднего хода. |
Отвернув гайки крепления картера сцепления ,…
…разделяем картеры сцепления и коробки передач. |
Снимаем прокладку. |
Снимаем с первичного вала пружинную шайбу с конической поверхностью (меньшим диаметром она обращена к подшипнику). |
Зажимаем в тиски с накладками губок из мягкого металла шлицевую часть первичного вала.
Накидным ключом «на 19» отворачиваем болт зажимной шайбы переднего подшипника промежуточного вала. |
Снимаем зажимную шайбу подшипника. |
Двумя отвертками поддеваем за установочное кольцо передний двухрядный подшипник промежуточного вала… |
…и снимаем подшипник. |
При снятии подшипника его заднее внутреннее кольцо может остаться на валу.
Двумя отвертками спрессовываем заднее внутреннее кольцо подшипника… |
…и снимаем его. |
Вынимаем упорное кольцо заднего подшипника промежуточного вала. |
Вставив отвертку между торцами подшипника и шестерни I передачи промежуточного вала, сдвигаем задний подшипник. |
Вынимаем наружное кольцо подшипника с сепаратором и роликами. |
Снимаем внутреннее кольцо подшипника с носка вала. |
Сдвинув промежуточный вал назад,… |
…вынимаем его из картера коробки передач. |
Поддев двумя отвертками за установочное кольцо задний подшипник первичного вала,… |
…вынимаем первичный вал в сборе с подшипником и блокирующим кольцом синхронизатора. |
Щипцами разжимаем стопорное кольцо… |
…и снимаем его. |
Снимаем пружинную шайбу. |
Опираем торец наружного кольца подшипника на губки тисков.
Молотком с пластмассовым бойком наносим удары в торец первичного вала… |
…и спрессовываем подшипник. |
Щипцами разжимаем установочное кольцо… |
…и снимаем его. |
Сдвинув блокирующее кольцо синхронизатора, щипцами разжимаем стопорное кольцо… |
…и снимаем его. |
Снимаем блокирующее кольцо… |
…и пружину синхронизатора. |
Блокирующие кольца синхронизаторов других передач снимаются аналогично.
С переднего носка вторичного вала снимаем игольчатый подшипник. |
Снимаем вилки включения I и II, III и IV передач. |
Двумя отвертками поддеваем за установочное кольцо промежуточный подшипник вторичного вала… |
…и снимаем его. |
Наклонив, извлекаем из картера коробки передач вторичный вал в сборе с шестернями, муфтами, ступицами и блокирующими кольцами синхронизаторов. |
Снимаем с задней стороны вала втулку и шестерню I передачи в сборе с блокирующим кольцом. |
Вынимаем втулку из шестерни. |
Снимаем муфту синхронизатора включения I и II передач. |
Снимаем ступицу синхронизатора. |
Снимаем шестерню II передачи в сборе с блокирующим кольцом. |
С переднего конца вторичного вала снимаем муфту синхронизатора III и IV передач. |
Зажав вторичный вал в тиски с накладками губок из мягкого металла,…
…щипцами снимаем стопорное кольцо. |
Снимаем пружинную шайбу (она установлена выпуклой стороной к переднему концу вала). |
Снимаем ступицу синхронизатора III и IV передач… |
…и шестерню III передачи в сборе с блокирующим кольцом синхронизатора. |
Сборку коробки передач проводим в обратной последовательности.
Если при снятии переднего двухрядного подшипника промежуточного вала его заднее внутреннее кольцо осталось на валу, то перед установкой подшипник необходимо собрать. Для этого из наружного кольца подшипника…
…отверткой аккуратно вынимаем сепаратор с шариками… |
…и надеваем его на внутреннее кольцо (снятое с вала). |
Сепаратор с шариками и внутренним кольцом вставляем в наружное кольцо подшипника. |
При сборке первичного вала…
…подходящим отрезком трубы напрессовываем подшипник на вал, опираясь на его внутреннее кольцо. |
После установки в картер коробки передач вторичного и промежуточного валов запрессовываем передний и задний подшипники промежуточного вала, промежуточный подшипник вторичного вала и внутреннее кольцо подшипника блока шестерен.
Наружное кольцо подшипника блока шестерен V передачи и заднего хода…
…запрессовываем инструментальной головкой подходящего размера (отрезком трубы) в гнездо задней крышки. |
Вставляем в наружное кольцо подшипника сепаратор и ролики.
Для предотвращения отворачивания болта крепления блока шестерен V передачи и заднего хода наносим на резьбу болта резьбовой герметик.
Для удобства монтажа задней крышки устанавливаем на вторичный вал задний подшипник в сборе.
Все уплотнительные прокладки желательно смазать тонким слоем силиконового герметика.
При сборке механизма выбора передач наносим на шаровую опору смазку Литол-24.
lada-niva.ru
Коробка переключения передач Нива 2121-21213 Спорт (тяговая)
• Коробка переключения передач Нива 2121-21213 Спорт (тяговая) в сборе
• Количество передач: пять
• Применяется на автомобилях ВАЗ 2121-21213- 21214
• Идеально подходит при повышенных нагрузках и езде по горам и городу
- КПП произведены на специализированном предприятии в г.Тольятти по заказу и под контролем специалистов ТТЦ «Крутящий момент» и «TuningWay»
- КПП прошли стендовую обкатку
- На КПП установлен гарантийный срок 6 (шесть) месяцев с даты продажи
- КПП всегда в наличии, есть возможность выбора
- После установки залейте обкаточное масло и через 1500 км. замените его на масло рекомендованное заводом изготовителем.
В КПП изменены передаточные отношения, по сравнению с стандартной КПП.
КПП рекомендуется устанавливать на автомобили, эксплуатирующиеся по бездорожью, по горам или для перевозки грузов.
Передача | Стандартные передаточные | Передаточные отношения |
1 | 3.667 | 3.75 |
2 | 2.1 | 2.303 |
3 | 1.361 | 1.493 |
4 | 1 | 1 |
5 | 0.819 | 0.898 |
Применяется на автомобилях семейства ВАЗ «Chevrolet Нива»: 2123
tuningway.ru
Как переключать передачи и раздатку Нива ВАЗ 21213, 21214, 2131 lada 4×4
(см. также по этой теме Езда на автомобиле и
Что такое полный привод, а также приёмы вождения Нивы)
ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ РАЗДАТОЧНОЙ КОРОБКИ
Рычаги раздаточной коробки и их положения
Рычаг переключения передач в раздаточной коробке
может занимать следующие положения:
Н — низшая передача;
N — нейтральное положение;
В — высшая передача.
Рычаг блокировки дифференциала в раздаточной коробке может занимать следующие положения:
Р — дифференциал разблокирован;
Б — дифференциал заблокирован.
При переводе рычага в это положение в комбинации приборов загорается сигнализатор, предупреждающий о блокировке дифференциала.
ПРИМЕЧАНИЕ
Переключение передач с низшей на высшую и блокировку дифференциала можно производить в движении при выключенном сцеплении.
Низшую передачу в раздаточной коробке рекомендуется включать после полной остановки автомобиля и с отключенным от трансмиссии двигателем.
Для преодоления труднопроходимых участков дороги заблаговременно блокируйте дифференциал. Не блокируйте дифференциал в тот момент, когда колёса автомобиля пробуксовывают. После преодоления таких участков дифференциал разблокируйте — движение автомобиля по хорошим дорогам с блокированным дифференциалом сокращает срок службы механизмов силовой передачи, увеличивает износ шин и расход топлива, а при торможении автомобиля может привести к заносу.
ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ПЕРЕДАЧ КПП
Схема переключения передач (нанесена также на рукоятке)
Перед началом движения проверьте положение рычагов раздаточной коробки — оно должно соответствовать дорожным условиям. Движение начинайте на первой передаче и по мере роста частоты вращения коленвала своевременно переходите на высшие передачи.
Вовремя и в соответствии с дорожной обстановкой, переходите на низшую передачу в КПП, не допуская перегрузки двигателя.
Для движения задним ходом нажмите на рычаг переключения передач, утопив его до упора и переведите в положение, соответствующее включению задней передачи. Заднюю передачу включайте только при полностью остановленном автомобиле.
Видео
lada-niva.ru
Промвал между КПП и раздаткой в НИВА-ВАЗ-2121-21213-21214-2131
0:7
В начале, когда я только купил Ниву и посмотрел конструкцию промвала между КПП и раздаткой, я был очень удивлен конструкции. Особенно тому моменту что раздатку относительно КПП нужно соосно выставлять с помощью регулировочных пластин и… в общем это нереально! Так и не поняв, почему конструктора сделали такой промвал
0:5941:1101промвал 21213
1:1125а не как у того же ГАЗ-69 и тп по типу крестовина-крестовина и подвижное шлицевое соединение
1:12942:1799промвал ГАЗ-69
2:1827И так родилась идея промвала типа ШРУС-ШРУС.
2:19113:2416Но всё бы так и осталось в голове, потому что в Саратове я не нашел человека, который смог бы нарезать шлицы, изготовил пару валиков на пробу, один поставив себе, а второй я у него купил.
3:3374:844И пролежал этот валик у меня без дела с мая по август. Решил объединить замену раздатки с установкой промвала.
4:10485:1555Отдал токарю на работе на проточку под сальник КПП фланец моста/раздатки. И изготовление шайбы. Хорошей стали не было, был только гвозделин, поэтому шайбу мне сделали из вертолета КПП. Толщина шайбы 5 мм.
5:19286:24357:506Вначале собрал один конец валика. Напрессовал ШРУС со стороны стопорного кольца, заложил смазку, забил пластиковую заглушку и надел пыльник. И рассчитал с какой стороны у меня будет движущаяся часть. У меня движущаяся часть получилась со стороны КПП, там расстояние от ШРУСа до гайки больше.
7:10428:1549»ДО»
8:1561Снял раздатку, снял вертолет с КПП. На КПП замерил насколько накручивается гайка, обрезал гайку, так как ее конец никакой роли не играет, а ход валика ограничивает
8:18619:236810:50611:1013Установил переточенный фланец с шайбой и на резьбовой фиксатор закрутил гайку. Отрезал болгаркой заподлицо с гайкой конец вала КПП. Всё, теперь возврата нет, промвал уже не поставишь!
11:135212:1859ОБРАТНОЙ ДОРОГИ НЕТ!
12:1900Затем поставил РК на тоже место по следу от подушек и замерил расстояние между фланцами.
Обрезал лишний конец валика и поставил валик без второго ШРУСа, чтобы убедиться, что расстояния достаточно. Так снимал ставил валик 3 раза. Чуть подрезал и снова ставил. Когда расстояние стало идеальным надел пыльник и второй ШРУС и заложил смазку. Пластиковая заглушка ШРУСа здесь не нужна.
Открутил раздатку, вывесил ее на подставке и отодвинул назад, чтобы валик свободно пролез. Соединение фланца КПП с ШРУСом посадил на герметик. Поднял раздатку и прикрутил ее опоры к кузову.
13:85514:1362ПОСЛЕ
14:137615:1883Промвал ШРУС-ШРУС
15:191916:2426Менять с одной стороны у ШРУСа шпильки на болты для облегчения установки не стал, решил, что со шпильками и само контрящимися гайками будет надежнее.
Прикрутил карданы… всё можно ехать!
Промвал прошел испытания 1300 км, местами в жестких нагруженных условиях таская спиленное дерево. Всё отлично, но есть ряд минусов:.
— Первое, раньше от сильной раскачки РК держал промвал, теперь промвал дал полную свободу РК и она свободно болтается на двух подушках. Обязательно надо ставить третью опору!
— Второе, сразу после установки при динамичном разгоне или большой нагрузке шла сильная вибрация. Постепенно вибрация ушла. Во всём были виноваты новые ШРУСы которые очень туго работали на поворот.
Плюсы:
— Не требуется выставлять РК.
— Можно завалить РК назад, тем самым разгрузив крестовину заднего кардана, собственно так я и сделал.
— На скорости 90 больше нет вибрации, да и на любой другой больше ее нет.
— Еще авто стало лучше «чувствоваться», чувствуется что в трансмиссии есть жесткая связь с двигателем. Дня три не мог привыкнуть, глох на светофорах и тяжко было по началу трогаться в горку.
Вовремя я полез менять всё это.
А вот что произошло с родным промвалом
Родной промвал
17:66918:117619:168320:2190Еще немного и муфту бы полностью разорвало, и тогда я бы просто встал посреди дороги.
20:157https://www.drive2.ru/l/288230376152433027/
20:204следующая статья:
Раздаточная коробка НИВА
Содержание статьи:
Что такое раздаточная коробка и для чего она нужна
Установка антивибрационных ручек
www.spike.su