Люди-катализаторы: самый полезный в жизни тлеющий конфликт | Блог Aenosurhfi
Продолжаю полезные для вашего развития беседы на темы, близкие к прикладной конфликтологии. Сегодня расскажу о самой полезной разновидности тлеющего конфликта между личностями и о том, почему его не стоит ни гасить, ни разжигать.
Речь идет о конфликте с человеком-катализатором.
* * *
Если очень упрощенно, то по роли в вашей жизни всех окружающих вас можно разделить на людей-друзей, людей-врагов, людей-катализаторов и людей-прохожих.
Это не научная классификация, я выдумал её прямо сейчас «на коленке», но она очень подходит для той идеи, которую я хочу сейчас рассказать.
Люди-друзья похожи на вас, они понимают вас. С ними легко можно строить личные отношения. Основная причина этого в том, что их «прошивка» содержит примерно те же сильные и слабые стороны, что и ваша. Приятное следствие из этого — вам с ними просто и приятно. Неприятная — они мало чему способны вас научить и они не умеют решать те же проблемы, что не умеете и вы. Вы расхлябаны и несобраны? Человек-друг с радостью будет расслабляться вместе с вами, но помочь вам собраться и перестать быть тряпкой он не сможет — он сам такой же.
Люди-враги почему-то не принимают ваше существование и действия, как данность. Им бы хотелось, чтобы вас в их жизни не было, и исправить это можно, только рассадив вас по разным концам Вселенной. Их претензии к вам по большей части (или полностью) — их личная блажь, поскольку иррациональны, глубоко эмоциональны и являются следствием их собственных тараканов в голове. Исправить это, стать для них «хорошими» — практически невозможно.
Люди-прохожие могут временно демонстрировать лояльность, полезность, вредность, враждебность, но ключевое слово — «временно». А так вообще по большей части ими движет безразличие к вашей персоне. Вы для них часть фона (и лучше бы так дальше и было, а то мало ли что еще вылезет).
А вот с людьми-катализаторами история отдельная.
Это особые люди, в присутствии которых вам хочется быть не собой, а значительно лучше себя. При них вам стыдно быть обыкновенным собой и сразу начинает хотеться в каком-то качестве подпрыгнуть выше собственной головы, заслужить их одобрение и принятие.
Эти люди не принимают вас такими, какие вы есть (по крайней мере, вам так кажется), но их непринятие — не есть враждебность. Они прямо или косвенно указывают на ваши реальные недостатки и заставляют вас экстренно, в пожарном режиме, начинать их исправлять. В отличие от людей-врагов, их критика — не блажь и не эмоции. Они критикуют вас за те слабости, которые совершенно объективно мешают вам жить, и о присутствии которых вы либо прямо знали, либо в глубине души подозревали. Даже критика других людей в исполнении такого человека кажется вам критикой ваших недостатков, которые вы сами в себе начинаете обнаруживать.
Этот человек вам кажется выше и авторитетнее вас. Часто бывает, что это ваш руководитель, старший по званию или просто более состоявшийся в жизни человек. По крайней мере, он вам таким представляется.
Желая заслужить принятие этого человека, вы бросаетесь на курсы повышения квалификации добирать навыки, в которых вы — дилетант. Вы кидаетесь в спортзал, чтобы быстро сбросить пивное пузо. Вы начинаете заводить будильник на 5:30 утра, хотя вы лютейшая сова, и в своём обычном состоянии вы иногда во столько ложились.
Парадоксально, что при всём явном дискомфорте вашего положения, вам хочется бежать не от них, а к ним, по одной неожиданной причине: в их присутствии вы сами себе начинаете больше нравиться. Вам нравится откуда-то взявшийся драйв для решения ваших застарелых недостатков, за которые вы себя недолюбливали, но на которые вы давно плюнули, поскольку не могли найти подход для исправления.
Мои поздравления: вы встретили своего Учителя. Ни в коем случае не главного в жизни, но одного из таковых.
Лучше, чтобы это был человек одного с вами пола, потому что если это человек противоположного пола, многие принимают это за влюбленность и пытаются начинать строить с ним отношения. Это неверно и делать этого нельзя — получится совершенно не то, что обычно люди хотят от пары. Счастливые отношения в первую очередь подразумевают взаимное принятие и динамическое равенство, а здесь его не будет. Как раз основной смысл и основная польза ситуации достигается через неравенство и отсутствие принятия — вы смотрите снизу вверх на человека, вы хотите заслужить одобрение того, который принять вас в естественном состоянии не может.
Это самая полезная разновидность конфликта, который лучше ни гасить (удаляясь), ни раздувать (чрезмерно сближаясь), а поддерживать в тлеющем состоянии (держась от Мастера на вежливой дистанции). Пусть присутствие этого человека как можно дольше не дает вам успокоиться, усесться на пятой точке ровно и снова стать тем успокоенным и самодовольным тюфяком, каким вы были до того, как повстречали Мастера.
Присутствием в жизни Мастеров стоит уметь пользоваться в своё благо, поддерживая такие тлеющие конфликты-сотрудничества годами.
* * *
Например, здесь, на КОНТе у меня есть несколько Учителей, которые помогают мне прокачивать некоторые мои качества, и я ими незаметно для них пользуюсь в своё благо, чего и вам всем желаю.
P.S. Я вам не признаюсь, кто эти люди. Это личный секрет 🙂
============
Это оригинал авторского материала. Репосты со ссылкой на оригинал приветствуются.
cont.ws
Катализатор человека
Когда заходит разговор о профессиях, о деле жизни, о полезных навыках, я иногда чувствую себя неловко. Ведь есть врачи, спасающие жизни, есть строители, возводящие дома для людей, есть множество по-настоящему полезных профессий и занятий, которые облегчают нашу жизнь и делают ее лучше. И сколько тех, от кого действительно зависит наш быт, наше благополучие. А я всего лишь помогаю людям, у которых есть собаки – непослушные, трусливые, агрессивные, неконтролируемые…
Ведь если подумать, собака – это роскошь. Баловство. Животное, которое заводят от недостатка общения и любви, для досуга и удовольствия, ради спокойствия за свою жизнь и безопасность своего жилища. Можно ли гордиться профессией, целью которой служит сделать это животное счастливым и комфортным по поведению? И нужно ли это животное вообще в нашем жестоком мире? Ведь оно – еще один источник конфликтов, еще одна городская проблема, еще один повод ненавидеть других людей…Зачем люди заводят собак? Подавляющее большинство делают это вовсе не потому, что жить без собак не могут. Чаще им было бы проще и легче, не будь собак вообще на всем свете. А те, для кого этот вопрос не стоит, – неужели они не смогли бы жить без собаки?
Когда я задаюсь этими вопросами, натыкаясь на очередной конфликт в Интернете, читая сводки о погибших от отравы собаках, помогая очередному владельцу привести в чувство опасное для окружающих, а то и для собственных хозяев животное, я вспоминаю детство. Чем была собака в доме для ребенка? Товарищ по играм, жилетка для безутешных детских слез, всепонимающий друг, порой единственный слушатель – ведь взрослым можно рассказать не все. Выросла бы я без собаки? Да. Стала бы я лучше? Вряд ли. Была бы я более счастливой? Нет. Для меня нет и не будет иных ответов на эти вопросы.
Приезжая работать в город, я вижу людей. Их много, слишком много. Они спешат по делам, они работают, отдыхают, ежедневно ходят по одним и тем же улицам, посещают одни и те же магазины, живут в тесных квартирах и часто не знают, как зовут соседей по подъезду. Они устают от суматохи, шума и лиц вокруг. Они любят своих детей и родителей, своих супругов и свою машину. Они ходят по кругу, забывая о том, в каком потрясающе красивом мире мы живем. Они не хотят общаться с чужими людьми и проходят мимо тех, кто мог бы осветить их жизнь своим присутствием в ней. Они говорят о своих проблемах, работе, семье – и совсем разучились слушать тишину.
Собака – это катализатор. Плохой человек, заведя собаку, станет еще хуже. Хороший – лучше. Правда, бывает и так, что собака становится для человека маяком надежды. И тогда робкий обретает смелость, одинокий – дружбу и любовь других людей, отчаявшийся – надежду на лучшее и веру в себя. Да, именно собака – просто животное с шерстью и зубами, не умеющее говорить и несравнимое с человеком по интеллекту. Но именно она со всей своей бескорыстной любовью и преданностью, яркими эмоциями и неумением врать, дурными привычками и безобразными манерами может стать тем лучом света, той искрой жизни, к которой потянется человек в своей вечной погоне за счастьем. Потянется, догонит и увидит мир совсем другими глазами.
jornal.drougmagazine.ru
Катализатор — это… Что такое Катализатор?
катализатор — ускоритель, энзим, фермент Словарь русских синонимов. катализатор сущ., кол во синонимов: 11 • биокатализатор (1) • … Словарь синонимов
КАТАЛИЗАТОР — КАТАЛИЗАТОР, вещество, которое способствует ускорению химической реакции, однако не участвует в ней. Многие промышленные процессы основываются на действии катализаторов, например, в ПРОЦЕССЕ ГАБЕРА по производству АММИАКА катализатором служит… … Научно-технический энциклопедический словарь
КАТАЛИЗАТОР — КАТАЛИЗАТОР, катализатора, муж. (см. катализ) (хим.). Вещество, ускоряющее или замедляющее химическую реакцию, само при этом не изменяющееся. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
КАТАЛИЗАТОР — КАТАЛИЗАТОР, а, муж. (спец.). Вещество, изменяющее скорость химической реакции. | прил. катализаторный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
катализатор — вещество, ускоряющее или замедляющее реакцию, но остающееся при этом неизменным. Биол. К. являются ферменты. (Источник: «Микробиология: словарь терминов», Фирсов Н.Н., М: Дрофа, 2006 г.) … Словарь микробиологии
КАТАЛИЗАТОР ФС-26/6 — катализатор, применяемый в составе песчано смоляных смесей при изготовлении стержней с фенолокарбамидными связующими в нагреваемой оснастке. Представляет собой водный раствор карбамида, хлористого и бромистого аммония и уротропина. Прозрачная… … Металлургический словарь
катализатор — Вещество, изменяющее скорость химических реакций. [ГОСТ Р 51953 2002] Тематики крахмал и крахмалопродукты … Справочник технического переводчика
катализатор — – вещество, влияющее на скорость химической реакции или возбуждающее ее, но в конечном итоге остающееся неизменным и неизрасходованным. Общая химия : учебник / А. В. Жолнин [1] … Химические термины
Катализатор — вещество, ускоряющее химическую реакцию, не будучи реагентом или продуктом реакции. [Ушеров Маршак А. В. Бетоноведение: лексикон. М.: РИФ Стройматериалы. 2009. – 112 с.] Рубрика термина: Общие термины Рубрики энциклопедии: Абразивное… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
КАТАЛИЗАТОР — вещество, ускоряющее хим. реакцию. Вещество, замедляющее реакцию называют (см.). К. дают новые направления хим. реакции, они могут образовывать с реагирующими веществами промежуточные соединения, однако сами не входят в состав конечных продуктов … Большая политехническая энциклопедия
Катализатор — (Catalyst) Определение катализатора, механизм действия катализатора Определение катализатора, механизм действия катализатора, применение катализатора Содержание Содержание 1. в химии Виды катализаторов Механизм действия катализаторов Требования,… … Энциклопедия инвестора
psychology_pedagogy.academic.ru
Краткое сообщение по химии! ЧТОТАКОЕ КАТАЛИЗАТОР И КАК ОН ПРИМЕНЯЕТСЯ?
это вещество, которое ускоряет или замедляет химические реакции
Простыми словами: Катализатор — ускоритель (замедлитель) химической реакции. Соответственно применяется там, где надо ускорит (замедлить) химическую реакцию.
Катализа́тор — химическое вещество, ускоряющее реакцию, но не входящее в состав продуктов реакции Задачей автомобильного катализатора является снижение количества вредных веществ в выхлопных газах. Среди них: окись углерода (СО) — ядовитый газ без цвета и запаха углеводороды, также известные как летучие органические соединения — один из главных компонентов смога, образуется за счёт неполного сгорания топлива оксиды азота (NO и NO2, которые часто объединяют под обозначением NOx) — также являются компонентом смога, а также кислотных дождей, оказывают влияние на слизистую человека. [4]
Только ускоряет, замедляет ингибитор…
катализатор — вещество, ускоряющее ход химической реакции, которое при этом не расходуется
катализаторы — это в-ва, изменяющие скорость реакции, но не расходующиеся при этом. катализ — явление влияния катализатора на скорость реакции. каталитические реакции — реакции, при которых используют катализаторы. катализатор применяется, если надо ускорить или замедлить реакцию. часто применяют такие катализаторы, как метилоранж или лакмус для определения среды раствора)
touch.otvet.mail.ru
КАТАЛИЗАТОР — это… Что такое КАТАЛИЗАТОР?
катализатор — ускоритель, энзим, фермент Словарь русских синонимов. катализатор сущ., кол во синонимов: 11 • биокатализатор (1) • … Словарь синонимов
КАТАЛИЗАТОР — КАТАЛИЗАТОР, вещество, которое способствует ускорению химической реакции, однако не участвует в ней. Многие промышленные процессы основываются на действии катализаторов, например, в ПРОЦЕССЕ ГАБЕРА по производству АММИАКА катализатором служит… … Научно-технический энциклопедический словарь
КАТАЛИЗАТОР — КАТАЛИЗАТОР, а, муж. (спец.). Вещество, изменяющее скорость химической реакции. | прил. катализаторный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
катализатор — вещество, ускоряющее или замедляющее реакцию, но остающееся при этом неизменным. Биол. К. являются ферменты. (Источник: «Микробиология: словарь терминов», Фирсов Н.Н., М: Дрофа, 2006 г.) … Словарь микробиологии
КАТАЛИЗАТОР ФС-26/6 — катализатор, применяемый в составе песчано смоляных смесей при изготовлении стержней с фенолокарбамидными связующими в нагреваемой оснастке. Представляет собой водный раствор карбамида, хлористого и бромистого аммония и уротропина. Прозрачная… … Металлургический словарь
катализатор — Вещество, изменяющее скорость химических реакций. [ГОСТ Р 51953 2002] Тематики крахмал и крахмалопродукты … Справочник технического переводчика
катализатор — – вещество, влияющее на скорость химической реакции или возбуждающее ее, но в конечном итоге остающееся неизменным и неизрасходованным. Общая химия : учебник / А. В. Жолнин [1] … Химические термины
Катализатор — вещество, ускоряющее химическую реакцию, не будучи реагентом или продуктом реакции. [Ушеров Маршак А. В. Бетоноведение: лексикон. М.: РИФ Стройматериалы. 2009. – 112 с.] Рубрика термина: Общие термины Рубрики энциклопедии: Абразивное… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
КАТАЛИЗАТОР — вещество, ускоряющее хим. реакцию. Вещество, замедляющее реакцию называют (см.). К. дают новые направления хим. реакции, они могут образовывать с реагирующими веществами промежуточные соединения, однако сами не входят в состав конечных продуктов … Большая политехническая энциклопедия
Катализатор — (Catalyst) Определение катализатора, механизм действия катализатора Определение катализатора, механизм действия катализатора, применение катализатора Содержание Содержание 1. в химии Виды катализаторов Механизм действия катализаторов Требования,… … Энциклопедия инвестора
dic.academic.ru
Про катализаторы…: bmwservice
Вышеупомянутая «трехкомпонентность» подразумевает исключительно три основных полезных реакции:
а) доокисление «угарного газа» до сравнительно безвредной двуокиси углерода;
б) выделение из вредных окислов азота самого атмосферного азота;
в) расщепление углеводородов на двуокись углерода и воду.
Следовательно, говорить о «катализатор работает» можно только по отношению к тем компонентам выхлопа, для которых он собственно и создавался. Катализатор не «дожигает», а только убивается несгоревшими компонентами моторного масла, топлива и прочими сложными формами углеводородов. «Масло жрет, но пока еще не дымит, потому что катализатор еще работает» — абсурд. Так хорошо знакомое владельцам «немцев» сизое дымление говорит не о смерти катализатора, а о проблемах с двигателем, которые таким образом по наследству достаются катализатору и транзитом через него проходят, заодно его добивая. Катализатор же такие эксцессы способен терпеть лишь непродолжительное время. При несвоевременном устранении причин, его активный слой покрывается спекшейся органикой, а сами соты — наглухо забиваются.
Далее логично осветить такой важный момент как срок жизни катализатора. К великому удивлению, при условии исправно работающего двигателя, этот компонент не менее долговечен, чем кузов автомобиля и даже имеет все шансы его пережить. Каталитический нейтрализатор работает без расхода активного вещества.
Убить катализатор может только неисправность двигателя в некоторых особо заметных проявлениях: моторное масло в выхлопных газах, позднее зажигание и неправильное смесеобразование. Убедиться в этом можно самостоятельно, найдя видавшую виды иномарку ранних выпусков типа BMW E34 года так 1987 и позже — ее катализатор может работать совершенно исправно до сих пор, не в пример современным трех-пятилеткам этого же производителя. А все потому, что моторы типа М50/M20 могут ничего не знать о расходе масла, даже находясь в столь почтенном возрасте…
Катализатор эффективно работает только в диапазоне температур свыше 300 градусов Цельсия. После превышения порога в 900 градусов, он начинает разрушаться. При неудачном стечении обстоятельств (например, разогретый активной ездой катализатор и позднее зажигание от применения 95-го бензина на современном форсированном двигателе, рассчитанном, как правило, исключительно на 98-й) несгоревшее топливо может мгновенно оплавить его например вот так, как на фото:
Следующий важный момент: невероятно распространенная байка про увеличение мощности после удаления катализатора. Если он не оплавлен и сохраняет пропускную способность, «дышать» двигателю он мешает не больше, чем препятствует дыханию вот это приспособление:
Обращу внимание, что не помогают развеять миф даже популяризованные в легкой и непринужденной манере данные… Полученные, замечу, после очевидной, но несущественной подтасовки. Но даже они дают «разницу» сравнимую с методологической погрешностью измерений (чем, кстати, по сути и являются, что легко понять по видео). Однако полученная разница в плюс-минус 2 л.с. в данном случае, это сравнение не только и не столько исправного катализатора с его отсутствием, сколько исправного с «частично забитым»(sic!).
Кстати, этот эксперимент я проводил лично и на том же стенде. С более «стабильным» результатом — никаким. Удаление полностью исправного и чистого катализатора вообще не дало никакого прироста мощности и мощность стала даже ниже , что объясняется изменившимся условиям в измерительной камере: за пару недель, прошедших после «переварки» катализатора, там немного потеплело. Отмечу, что когда закупорка будет аналогичной вышеприведенной фотографии, двигатель вообще перестанет набирать обороты… Измерять что-либо необходимости не будет.
Несмотря на вышесказанное, не могу пойти против истины: катализатор все же немного снижает мощность двигателя и тому есть объективная причина. Объяснение лежит в плоскости истории внедрения катализаторов в серийную продукцию. В то время, когда на конвейере одновременно присутствовали «катализаторные» и «бескатализаторные» модели, унификация не позволяла вносить наиболее эффективные технологические изменения в конструкцию выхлопа.
Когда-то, в «переходной период», катализатор был лишь «пришлепкой» на приемной трубе:
Очевидно, что выхлопные газы после почти метрового пробега температуру немало теряли, эффективность нейтрализации снижалась, что заставляло производителя «подтягивать» термостат вверх на десять градусов, что хорошо видно на примере ранних поколений BMW. Температуру двигателя поднимали на 10-15 градусов, что способствует полноте сгорания и улучшает «экологию» вообще.
В следующем поколении двигателей, подтягивали уже не только и не столько температуру (а ее реально подтянули до 100-110 градусов с 90), но и сам элемент катализатора затолкали практически в цилиндр:
Такая конструкция называется «каталитическим коллектором», или же «катколлектором», что мешает настраивать выпускной коллектор на эффект резонанса.
Это дает некоторое сравнительное снижение мощности по сравнению с хорошо настроенными «спортивными» «пауками»:
Так что нужно просто знать, с чем сравнивать.
Но самый главный вопрос, даже при сравнении действительно сравнимых вещей, сколько же реально «съедает» катализатор. Ведь мы меняем рассчитанную и хорошо настроенную систему на кусок полой трубы бОльшего, чем основной, диаметра, где скорость истечения газов падает, а противодавление немного увеличивается!
Дать достаточно точный ответ на этот вопрос нам снова поможет компания BMW, которая (и это также мною проверено на диностенде) всегда исключительно точно указывает мощностные характеристики двигателей. Искушенные читатели сразу поймут, что проще всего будет сравнить «экологичные» версии спортивных моторов BMW S54B32 для американского рынка с европейскими аналогами.
Сначала посмотрим на разницу в конструкции «Европы»:
А катализатора-то там и нет — его перенесли почти на метр… Так что выпуск здесь совершенно «спортивный», а сам кат стоит далеко от двигателя:
А вот версия для США, где катколлектор традиционный, в угоду экологии:
Настало время огласить разницу: установленный катализатор отнял у двигателя… примерно 5 л.с из 343. И целых 10 Н*м крутящего момента.
То есть, отличия настроенной(!) выхлопной системы от «задушенной» катализатором это примерно 2% по мощности и моменту. Это, конечно, можно почувствовать, но очень непросто…
Умелый чип-тюнинг (который и был выполнен самой BMW в версии M3 CSL) даст не менее 5% прибавки и будет стоить дешевле, чем «фирменный» паук и его установка. Следовательно, тупое (самый удачный термин) выбивание катализатора при сохранении катколлектора вообще ничего не даст.
В завершении, предлагаю основные тезисы «про автомобильные катализаторы»:
1.Катализатор — практически вечный прибор, при условии, что двигатель исправен. Должны быть исправны датчики кислорода, должен отсутствовать расход масла, октановое число топлива должно соответствовать режиму эксплуатации и конструкции двигателя. Это минимально достаточные требования для его долговременного функционирования.
2.Удаление катализатора без необходимости — бессмысленная процедура. Не только бесполезная с точки зрения прибавки мощности, но даже вредная — выхлопные газы впрысковых (в т.ч. и непосредственно-впрысковых) автомобилей крайне токсичны и удушливы в виду короткого пути смесеобразования (сравните с хорошо настроенными карбюраторными автомобилями и запахом их выхлопа). При каждом открытии дверей и окон в пробке/стоянке, выхлопные газы будет затягивать в салон по строго законам физики — в зону пониженного давления. Закрытие дверей оставляет вас с ними один на один. Поврежденный катализатор имеет смысл заменить если не на дорогой оригинальный, то хотя бы на универсальный «евро» картридж, немного более низкой эффективности, но и значительно более дешевый. Прошивки типа «евро- 2» также не имеют никакого отношения к увеличению мощности, но негативно сказываются на поддержании оптимального состава смеси — снижают эффективность нейтрализации, даже при условии сохранения катализатора.
3.Нормальный выхлоп прогретого автомобиля класса типа «евро-4» и выше — горячий воздух практически без запаха. Во всех случаях отклонений от этой «нормы», стоит задуматься о фактическом состоянии катализатора и двигателя.
4.Данные с датчиков контроля за состоянием катализатора, а также датчиков окислов азота, или температуры катализатора (последние установлены на некоторых азиатских двигателях) — важная информация для автовладельца, которую неплохо бы научиться корректно интерпретировать, что позволит не менять (хуже того — удалять) полностью исправный катализатор в случае возникновения фантомных ошибок (снова см. материал про бензин).
5.Катализатор бессмысленно удалять даже в потенциально «проблемных» по топливу регионах. Металлосодержащие присадки со свинцом и железом и рядом не стояли с воздействием на катализатор, например, того же моторного масла. Ни по эффективности, ни по массово-объемным показателям. Литр масла на 1000 км это просто океан на фоне 1000 л самого злого этилированного бензина. И убить такими присадками катализатор еще сложнее, чем найти такой бензин в крупном городе…
bmwservice.livejournal.com
Что такое катализатор на автомобиле?
На дороги ежедневно выезжают миллионы автомобилей, и каждый из них – источник загрязнения воздуха. Особенно это чувствуется в крупных городах, где выхлопные газы автомобилей могут создавать большие проблемы.
Для решения этих проблем каждая страна издает свои законы, которые ограничивают допустимый уровень загрязнения, который может создавать каждая машина. За прошедшее время автопроизводители внесли много улучшений в конструкцию автомобильного двигателя и топливных систем, чтобы соответствовать этим требованиям. Одно из значительных изменений произошло в 1975 году – именно в этом году появилось новое устройство, называемое каталитическим преобразователем (конвертером) или просто катализатором. Работа каталитического преобразователя заключается в преобразовании вредных выхлопных газов в менее вредные прежде, чем они покинут выхлопную систему автомобиля.
Выбросы загрязняющих веществ
В целях сокращения выбросов, современные автомобильные двигатели тщательно контролируют количество сжигаемого ими топлива. Их задача – сохранить соотношение “воздух-топливо” как можно ближе к идеальной точке, называемой стехиометрической. Теоретически, при этом соотношении все топливо сгорит с использованием всего имеющегося в воздухе кислорода. Для бензина стоихиометрический коэффициент – около 14,7:1, что значит, что при сожжении одной единицы бензина будет сожжено 17,4 единицы воздуха. фактически во время езды сгорание топливной смеси немного отличается от идеального соотношения. Иногда смесь может быть бедной (при коэффициенте “воздух-топливо” выше, чем 14,7), или, наоборот, насыщенной (при более низком коэффициенте).
Основные загрязняющие вещества, вырабатываемые двигателем, это:
- газообразный азот (N2) – воздух состоит на 78 процентов из газообразного азота, и большая часть его проходит сквозь автомобильный двигатель
- диоксид углерода (СО2) – один из продуктов сгорания. Углерод из топлива соединяется с кислородом воздуха.
- водяной пар (h3O) – еще один продукт сгорания. Водород из топлива соединяется с кислородом воздуха.
Это выбросы в основе своей не опасны, хотя, как считается, выброс углекислого газа (СО2) способствует глобальному потеплению. Но так как процесс горения никогда не совершенен, небольшое количество гораздо более вредных выхлопных газов выделяется при работе двигателя автомобиля. Именно на снижение их уровня ориентированы каталитические преобразователи:
- окись углерода (СО) – ядовитый газ без цвета и запаха
- углеводороды, также известные как летучие органические соединения – один из главных компонентов смога, образуется за счет неполного сгорания топлива
- оксиды азота (NO и NO2, которые часто объединяют под обозначением NOx) – также являются компонентом смога, а также кислотных дождей, оказывают влияние на слизистую человека.
В следующем разделе мы рассмотрим, какие именно процессы происходят внутри каталитического преобразователя.
Как катализаторы сокращают вредные выбросы в выхлопных газах
Если вспомнить химию, то катализатор – это вещество, которое ускоряет или вызывает химическую реакцию, само не входя в продукты реакции. Катализаторы участвуют в реакции, но не являются не реактивом, ни продуктом реакции. Так, для человеческого организма естественным катализатором многих важных биохимических реакций являются ферменты.
В каталитических преобразователях существуют два различных типа катализаторов: восстанавливающий катализатор и окислительный катализатор. Оба типа состоят из керамической структуры, покрытой металлическим катализатором (обычно это платина, родий и/или палладий). Идея заключается в том, чтобы создать структуру, которая подставляет под поток выхлопных газов максимальную площадь катализатора и свести к минимуму задействованное при этом количество самого катализатора, так как используемые материалы весьма дороги. В некоторых преобразователях даже стали использовать золото с примесью более традиционных катализаторов. Золото дешевле по сравнению с остальными катализаторами, и может повысить степень окисления на 40 процентов, что необходимо для снижения количества вредных газов.
Большинство современных выхлопных систем в автомобилях оснащены тремя каталитическими преобразователями, по одному для каждого из веществ, выброс которых необходимо уменьшить.
Восстанавливающий катализатор – первый этап каталитического преобразователя. Он использует платину и родий чтобы уменьшить выбросы NOx. Когда молекула NO или NO2 встречается с молекулами катализатора, от нее отделяется атом азота, высвобождая кислород – O2. Атом азота же связывается с другим атомом азота, образуя N2.
Окислительный катализатор – второй этап каталитического преобразователя. Он снижает количество несгоревшего топлива и окиси углерода в результате их сжигания (окисления) с помощью таких катализаторов, как платина и палладий. Этот катализатор также помогает СО вступить в реакцию с несгоревшим кислородом, образуя углекислый газ СО2.
Существуют два основных вида конструкций, используемых в каталитическом преобразователе – это конструкция по типу “соты” и “керамические бусины”. Большинство автомобилей используют сотовые структуры.
Следующий раздел посвещен третьей стадии процесса преобразования, и тому, как добиться от своего каталитического преобразователя лучшего результата.
Контроль загрязнения и повышение эффективности выхлопной системы
Третьим этапом преобразования является система управления, которая контролирует поток выхлопных газов и использует эту информацию для управления системой впрыска топлива. Один датчик кислорода установлен выше автомобильного катализатора, то есть ближе к двигателю, чем сам преобразователь. Этот датчик говорит компьютеру двигателя, сколько кислорода содержится в выхлопе. Компьютер двигателя уменьшает или увеличивает количество кислорода в выхлопных газах за счет регулировки количества воздуха, поступающего к топливу. Эта схема позволяет контролировать двигатель компьютера, чтобы убедиться, что двигатель работает на соотношении, близком к стехиометрической точке, а также чтобы убедиться, что в выхлопных газах достаточно кислорода для работы окислительного катализатора для окисления несгоревших углеводородов и СО.
Каталитический преобразователь проделывает большую работу по уменьшению загрязнения окружающей среды, но его производительность может быть существенно улучшена. Одним из недостатков является то, что каталитический преобразователь работает только при достаточно большой температуре. Когда вы только заводите машину, каталитический преобразователь почти не работает.
Простое решение этой проблемы состоит в том, чтобы передвинуть каталитический преобразователь ближе к двигателю. Тогда выхлопные газы, поступающие в каталитический преобразователь, будут более горячими,и он нагреется быстрее, но это одновременно сокращает срок службы конвертера из-за воздействия чрезмерно высоких температур. Большинство автопроизводителей размещает каталитический преобразователь под передним пассажирским сиденьем, достаточно далеко от двигателя, именно для того, чтобы высокие температуры не вредили ему.
Подогрев каталитического преобразователя – хороший способ снижения выбросов. Самый простой способ подогреть катализатор – использование электрических нагревателей. К сожалению, 12-вольтовая электрическая система, установленная на большинстве машин, не может нагреть каталитический преобразователь достаточно быстро. Большинство людей не будет ждать несколько минут, пока нагреется каталитический преобразователь. Гибридные машины имеют большие, высоковольтные батареи, которые могут достаточно быстро нагреть автомобильный катализатор.
Каталитические преобразователи дизельных двигателей плохо справляются с сокращением выбросов NOx. Одна из причин в том, что дизельные двигатели сами по себе функционируют в более низком температурном режиме, чем обычные, а преобразователи работают лучше при нагреве. Некоторые ведущие эксперты в области “зеленого” автомобилестроения придумали новую выхлопную систему, которая помогает исправить этот недостаток. Они впрыскивают водный раствор мочевины в выхлопную трубу до того, как газы достигнут преобразователя. При этом возникает химическая реакция, которая уменьшает количество NOx. Карбамид, также известный как мочевина – органическое соединение углерода, азота, кислорода и водорода. Его можно обнаружить в моче млекопитающих и земноводных, что и объясняет такое название. Мочевина реагирует с NOx с получением азота и водяного пара, снижая количество оксидов азота в выхлопных газах более чем на 90 процентов.
По материалам: avtoimport.biz
Поделиться «Что такое катализатор на автомобиле?»
Что такое катализатор на автомобиле?
5 (100%) проголосовало 1avto-opel.com