Стартер ВАЗ-2109. Что нужно знать каждому уважающему себя водителю
Если речь зашла о стартере ваз 2109, то именно на этих машинах уже установлен один из тех, кто именует себя 29.3708 или 423.3708, иногда 5712.3708. Эти модели представляют собой тот самый электродвигатель с постоянным током смешанного возбуждения, у которого есть еще и тяговое реле двухобмоточное, тяговое.
Установочные размеры вышеуказанных стартеров практически одинаковы — различия лишь в устройстве привода и коллекторного узла. Для стартера 29.3708 предусмотрен коллектор торцового типа, а у стартера 423.3708 он цилиндрический. Больше различий нет, но стартер 5712.3708 в приводе наделен планетарным редуктором. Если приемы при снятии или установки во время ремонта одинаковы для всех вышеперечисленных единиц, то речь пойдет о ремонте того, что начинается с цифры 4.
Давайте рассмотрим рисунок:
Непосредственно в самом корпусе стартера (16 ) вы найдете четыре закрепленных полюса (17). У всех есть обмотки возбуждения. 3 из них серийного выпуска, а одна шунтовая. Присмотритесь к корпусу (16) и крышкам (6, 14). Они стянуты 2 шпильками. При этом якорь (18) уже имеет цилиндрический коллектор (12). Вращение заднего конца вала якоря происходит во втулке из металлокерамики. Она запрессована в крышку (14). Передний конец помещен во втулку, которая запрессована в картере сцепления.
Запомните схему соединения стартера, вам подобный план пригодится еще не раз, когда будете делать ремонт авто своими руками.
Что делать, если не крутит стартер ваз 2109
Прежде, чем разобрать конкретные случаи, посмотрите видео о ремонте стартеров в специализированном сервисном центре.
А теперь конкретика.
Случай первый: Если у вас не крутит стартер ваз 2109 индектор и машина стоит колом около недели, а мороз уже за минус 20 перевалил, то можете на аккумулятор не грешить: при отлично работающих световых приборах (габаритках, аварийках и дальнем свете) проблемы могут быть решены двумя способами.
· Совет 1. Вы слышите щелчки или их нет в помине? Проверьте предохранители, осмотрите проводку и реле втягивающее. Начните процедуру запуска заново. Теперь щелкает, но при этом не крутится? Пора менять реле втягивающее.
· Совет 2. Посмотрите, насколько износились втулки. Заменили и опять проблемы? Тогда это может быть ротор, который лег на статор. Устраните эту проблему – поедете к любимой девушке!
Случай второй: автовладелец купил экспортный вариант 2109. Поворачивает ключ зажигания, при этом загораются лампочки STOP, датчик давления масла, а лампа аккумулятора светиться не хочет. Хозяин поворачивает ключ в третье положение, но опять тишина: стартер вообще не крутит. При этом и вентилятор печки перестает работать. Водитель отпускает ключ — и радость: вентилятор набирает обороты. Лезет в АКБ : там все в порядке, затем подает питание на втягивающую: стартер начинает крутить, и машинка завелась, но зарядки как не было, так ее и нет. Аккумулятор на стол! Исправен, оказывается. Новое действие: поставил только что купленный мост. И тут облом, хотя лампочка в приборе светится, предохранители все целы, а реле в замке зажигания пытается щелкать.
Вопрос: что с контрольной лампой заряда АКБ?
· Ответ 1: Поменяйте мост и реле зарядки, которое со щетками в комплекте идет. Однако в предохранители лезть не стоит. Токи пуска не защищены конкретными предохранителями.
· Ответ 2: Окислился контакт силового провода. Примерно на уровне разъеме монтажного блока, где-то под капотом.
· Ответ 3: Проверьте провод, идущий от батареи к корпусу вашего двигателя. Даже если тяга хорошая, то не поленитесь открутить и зачистить клемму, находящуюся под болтом.
Как выглядит реле стартера ваз 2109
Информация для авточайников:
· цифра 8 ваша;
· если взглянуть из-под капота авто, то сразу увидите, что висит оно на задней стенке отсека (моторного). И толстый провод красного цвета к реле идет;
· не увидели? Да вот же оно: прямо на рамке, смотрит на вас четырьмя контактами слева от вакуумника.
Для тех, кто еще не в теме, предлагается фото.
Втулка стартера ваз 2109
Вот она, красавица.
Как же ее самостоятельно вытащить? Если удалось подметить, что стартер иногда с натягом проворачивает ваш силовой агрегат при условии полного заряда аккумуляторной батареи, то виновник явлению – якорь, который задевает статор. Небольшой проблемы вполне достаточно, чтобы вал стартера немного перекосило: узкий зазор при этом полностью исчезает. Но иногда причина кроется в сильном износе подшипника (переднего). Можете сутки спать спокойно: проблема эта быстро решаема. Для ее устранения надо подготовить подходящий по размеру метчик, найти патрон от дрели, взять длинный болт и старую втулку, банку с гайками и ящик с гвоздями. Теперь стоит отключить АБ, стартер, а затем лишить из «шубы», то есть снять проводку. Получилось? Приступайте к вывинчиванию у прибора нижнего болта и снимайте со стартера оставшиеся крепежные элементы.
Берем мечик и устанавливаем его в патрон ручной дрели: попробуем выполнить резьбу во втулке. Осторожно! На малых оборотах проводите такие действия. Метчик как девушка: предмет хрупкий. Лишнее усилие, небольшой перекос могут и сломать его. Не дай бог случится такое: придется раскошеливаться на новое изделие. Хотя можно провести реанимацию с помощью длиннющего болта с резьбой, вытачивая новые канавки. Как только они готовы, необходимо вставить гвоздики таким образом, чтобы их кончики выступали не более, чем на сантиметр над торцом.
Прямо шедевр футуризма получился! Его монтируем во втулку, производим манипуляции, пытаясь вытащить обломок, при этом делаем все ровно, без перекосов. Как только получилось нарезать оборотов, то вытаскиваем метчик, затем вставляем подходящий по размеру болт и тянем наружу втулку. Такую операцию можно проводить несколько раз. Стартер любит капризничать из-за перекоса вала, поэтому через какое-то время будет опять плохо держать втулку. Что делать? Точно не вытирать пот с лица, заканчивать ремонт стартера ваз 2109, повторяя монотонные действия. Готовьтесь в поход по магазинам. Пока вы будете наслаждаться запахом железа, ваша вторая половинка купит журнал, где прочитает статью об истории марки ВАЗ 2109 и пожалеет, что приобрели по более низкой цене не отечественный агрегат.
vsepoedem.com
Устройство стартера Ваз 2109
Стартер Ваз 2109 состоит из двух основных частей, двигатель и втягивающее реле, устройство стартера Ваз 2109 показано ниже на рисунке:
Схема стартера ваз 2109: 1 – крышка со стороны коллектора, 2 – корпус, 3 – крышка со стороны привода, 4 – привод, 5 – вал якоря, 6 – втягивающее реле стартера Ваз 2109, 7 – контактные болты, 8 – вывод обмотки статора.
Ремонт стартера Ваз 2109
Перед началом ремонта и выявлением неисправности стартера Ваз 2109, его необходима снять с автомобиля, как снять стартер:
ВАЖНО: Перед началом снятия стартера на Ваз 2109 отключите массу от АКБ. Отсоедините колодку с проводом от клеммы тягового реле стартера.
Отверните гайку крепления ключом на 13 и снимите провод с контактного болта втягивающего реле стартера.
Отверните болты крепления и снимите защиту картера.
Снизу отсека двигателя отверните две гайки крепления стартера ключом на 13.
Отверните третью гайку ключом на 13 крепления стартера сверху отсека двигателя.
Выньте стартер Ваз 2109 из картера сцепления.
Как стартер окажется в руках, можно начать поиск неисправностей. Основные неисправности стартера Ваз 2019 — это выход из строя втягивающего реле или износ втулок стартера в редких случаях изнашиваются щетки, так как они не подлежат ремонту, требуется замена щеток стартера Ваз 2109.
Ремонт втягивающего реле стартера Ваз 2109
Проверьте омметром сопротивление обмоток тягового реле. Сопротивление втягивающей обмотки должно быть в пределах 0,52-0,59 Ом (красный цвет), а удерживающей — 0,725-0,795 Ом (желтый цвет) при температуре окружающего воздуха от 15 до 25 °С. Якорь тягового реле должен перемещаться в корпусе свободно, без заеданий.
Одновременно с проверкой сопротивления обмотки проверьте замыкает ли контактная пластина контактные болты тягового реле. Если омметр показывает «?», то либо обрыв в обмотке, либо пластина не замыкает контактные болты. В обоих случаях тяговое реле надо заменить.
1 – контактная пластина, 2 — прямоугольные головки контактных колец.
Осмотрите контактные болты. Зачистите мелкой шкуркой подгоревшие головки болтов. При сильном выгорании головок можно развернуть болты на 180 °, чтобы они прижимались к контактной пластине невыгоревшей стороной. Если поверхность контактной пластины сильно изношена, то ее можно повернуть другой стороной к контактным болтам.
Если устранить неисправности втягивающего Ваз 2109 не удалось, следует произвести замену на новый.
Замена втулок стартера Ваз 2109
На автомобиле Ваз 2109 устройство стартера не такое как на классических моделях Ваз и одна из втулок стартера расположена в картере КПП, а вторая в задней крышке стартера, для замены передней втулки стартера требуется снятие стартера (смотри информацию как снять стартера Ваз 2109 выше).
Втулка стартера расположенная в картере коробки передач Ваз 2109 замена. Осмотрите втулку, запрессованную в картер КПП. Если втулка изношена или на ней имеются задиры, раковины и т. п., замените втулку.
Замена втулки стартера Ваз 2109 в крышке. Осмотрите крышку стартера со стороны коллектора и промежуточную опору. Если на этих деталях появились трещины, замените их. Осмотрите также втулки в крышке и в опоре, в которых вращается вал якоря. При обнаружении сильного износа или механических повреждений замените крышку или опору с дефектными втулками.
Сборка и установка стартера Ваз 2109 производится в обратной последовательности от снятия и разборки.
remocars.ru
Ремонт стартера на ВАЗ 2109 своими руками: схема, разборка, замена втулки
Содержание:
- Конструкция и принцип работы
- Характерные неисправности
- Диагностика
- Снятие
- Ремонт
Конструкция стартеров на ВАЗ 2109 отличается достаточно неплохими показателями надежности. Но по мере эксплуатации и с течением времени они все равно выходят из строя.
Внешний вид устройства
Конструкция и принцип работы
Чтобы разобраться в особенностях ремонта, необходимо для начала изучить конструкцию стартера и разобраться, как оно работает на благо вашего автомобиля.
Начнем с конструкции. Она включает четыре основных узла.
Узел | Особенности |
Электромотор | По нему через четыре щетки передается постоянный ток |
Муфта свободного хода с шестеренкой | Муфта или бендикс приводит в работу маховик двигателя вашего автомобиля |
Тяговое реле | Служит для выдвижения бендикса с шестеренкой при включении электроприбора |
Втулки | Обеспечивают легкое вращение муфты, ротора, шестерни. Одна втулка находится внутри стартера, а вторая — в картере сцепления. |
Схема устройства
Ознакомившись со схемой стартера, можно обсудить принцип его работы.
Принцип работы заключается в преобразовании электросигнала во вращательное движение шестерни привода. Через щетки на полюса электромотора передается ток. Одновременно с этим выдвигается муфта и шестерня соединяется с венцом маховика. Для запуска мотора нужно быстрое, но легкое вращение стартера. Когда двигатель завелся, муфта возвращается в начальное положение.
Характерные неисправности
Начинать диагностику стартера лучше еще до того, как вы его сняли.
После демонтажа некоторые признаки поломки, по которым можно определить источник проблем, определить уже не удается.
К признакам неисправности элемента относят:
- Во время запуска двигателя возникает необычный шум;
- Полное отсутствие или медленное вращение стартера;
- Вращение происходит, но зацепления шестеренки с венцом бендикса нет;
- Агрегат вращается с бендиксом, но потом сцепление разрывается;
- Поворачивая ключ в замке зажигания, наступает тишина.
Проверка демонтированного узла
Прежде чем винить во всем стартер, не поленитесь заглянуть под капот и проверить состояние контактов клемм и разъемов. Также обратите внимание, все ли в порядке с аккумулятором. Только после этого можно приниматься за стартер.
Диагностика
Чтобы провести диагностику, вооружитесь обычным тестером с режимом вольтметра.
- Клеммы АКБ соедините с полюсами вашего измерительного прибора. Потребуется помощник, который будет за рулем.
- Присоединив клеммы к вольтметру, смотрите на показания прибора. Если аккумулятор исправен, данные составят 11-13 В.
- Поверните ключ зажигания, и в этот момент замерьте напряжение. Если потери составляют всего 1-2 Вольта, тогда стартер работает нормально, сопротивления не оказывает.
- При снижении параметров вольтметра в 2 раза и более, причина в стартере. А точнее его втулках или щетках.
- Снимите стартер и проверьте реле. К его выводам на корпусе подключите клеммы аккумулятора и передайте его 12 В. Если обгонная муфта при этом переместится в передней крышке, тогда реле работает отлично. Если нет, замените его.
Снятие
Что ж, проверка показала, что нужно ремонтировать стартер. Потому первым делом его демонтируем.
- Зафиксируйте машину в неподвижном состоянии, включив ручник и подставив стопоры под колеса.
- Минусовую клемму от АКБ откиньте в сторону. Так вы лишите питания свой автомобиль.
- Отключите разъем проводов от вывода втягивающего реле стартера.
- Открутите крепежную гайку с контактного болта реле, снимите провод.
- Если защита картера имеется, снимите ее. Тут просто откручиваются все болты.
- 2 гайки фиксации стартера откручиваются снизу моторного отсека. А вот третья удобнее снимается изнутри подкапотного пространства.
- Сняв крепежи и отключив проводку, можете смело доставать из картера сцепления ваш стартер.
Перед началом работ обязательно зачистите устройство от скопившейся грязи, чтобы она не попала внутрь конструкции и не свела все усилия по ремонту на нет.
Ремонт
Далее вам предстоит поочередно проверить состояние и предпринять соответствующие меры по устранению проблем со следующими компонентами стартера:
- Щетки;
- Якорь;
- Обгонная муфта;
- Тяговое реле;
- Втулки.
Теперь обо всем поочередно.
Щетки
Сначала оцените, в каком текущем состоянии находятся щетки. Именно они в большинстве случаев становятся источником проблем со стартером.
- Открутите пару винтов, которые удерживают защитную крышку. Теперь крышку легко снять.
- Отверткой снимите с вала стопорное кольцо, а также не забудьте про регулировочные шайбы.
- Открутите еще 2 гайки стяжных шпилек. Снимите крышку со стороны коллектора.
- Отожмите при помощи отвертки пружины и извлеките щетки из держателя.
- Замерьте щетки штангенциркулем или линейкой. Если высота составляет менее 12 миллиметров, щетки подлежат замене.
- Также элементы лучше заменить, если на поверхности есть сколы, трещины и прочие дефекты.
Щетки
Якорь
Если со щетками все хорошо, следующим подозреваемым будет якорь.
- Снимите корпус со стартером.
- На якоре посмотрите на состояние коллектора, проверьте, цела ли обмотка.
- При наличии нагара на коллекторе или признаков пробоя, зачистите эти участки мелкой наждачкой.
- Проверьте с помощью мультиметра в режиме омметра обмотки якоря и статора.
Обгонная муфта
Параллельная проверка обгонной муфты с якорем позволит заодно заменить последний.
Для получения доступа к муфте вам предстоит извлечь якорь из передней крышки. Заодно поменяете его, если есть необходимость.
- Снимите стопорное кольцо, расположенное возле обгонной муфты.
- Снимите ограничительное кольцо.
- Демонтируйте пластиковый упор рычага, что позволит достать якорь.
- Достаньте промежуточную опору с вала.
- Проверьте, в каком состоянии находятся зубья шестерни. Если имеются дефекты, узел меняется на новенький.
Бендикс или обгонная муфта
Тяговое реле
Замена тягового реле необходима в том случае, если при подаче напряжения на его выводы обгонная муфта не выдвигается. Иногда ВАЗ 2109 оснащается разборными реле. Но все же лучше не ремонтировать, а заменить новой релюшкой.
- Чтобы снять реле, открутите два винта, расположенные спереди;
- Приподнимите реле, отсоедините от рычага якорь;
- Достаньте релюшку из корпуса, прихватив пружину и якорь. Все элементы при необходимости меняются.
Реле
Втулки
При чрезмерном износе втулок не редко нарушается работоспособность стартера. Это обусловлено материалом, из которого они изготовлены — латунь, бронза или медь. Контакт с более прочным металлом провоцирует износ.
Втулки
- В случае со стартером ВАЗ 2109 мы имеет одну втулку, расположенную в задней крышке, а также вторую, которую вы найдете в картере сцепления.
- Определить наличие дефектов можно визуально. Если на элементах есть сколы, трещины, задиры, прочие дефекты, это говорит об износе.
- Попробуйте перемещать поперечно вал стартера. Если ощущается заметный люфт, втулки стартера износились и им нужна замена.
- Планируя замену задней втулки, рекомендуется одновременно поменять и саму крышку.
- Передняя втулка извлекается из картера метчиком нужного размера. Закрутите метчик, как резьбу, и уперевшись им в дно отверстия, втулка постепенно начнет выходить со своего места.
- Прежде чем поставить новую втулку, обработайте внутреннюю поверхность гнезда посадки моторным маслом.
Собирая стартер обратно после ремонта, наиболее значимым советом будет очистка поверхностей от загрязнений. Это позволит существенно продлить срок службы отремонтированного агрегата и избежать поломок в ближайшем будущем.
Приготовьтесь к тому, что попытки отремонтировать стартер не дадут ожидаемого эффекта. В этом случае лучше заменить его полностью или обратиться на проверенный автосервис.
Загрузка …luxvaz.ru
Устройство стартера ваз 2109 — Всё об автомобилях Лада ВАЗ
Устройство стартера ВАЗ 2109
Модели стартеров для ВАЗ 2109
Автомобиль ВАЗ 2109 может комплектоваться одной из трех моделей стартеров. В своей «девятке» автолюбитель может обнаружить устройство под номером 29,3708, либо 5712,3708, либо 423,3708.
Фото стартера 29.3708-01, используемого в качестве одного из стандартных стартеров на автомобиле ВАЗ 2109.
Не трудно догадаться, что все эти модели очень похожи между собой и являются взаимозаменяемыми. Более того, такими же стартерами оснащают автомобили ВАЗ 2108 и ВАЗ 21099. За такую взаимозаменяемость деталей, а частности, и ценится отечественный автопром.
br> Устройство стартера ВАЗ 2109 довольно типично для данного типа устройств. Однако характерной отличительной чертой конструкции является отсутствие опоры вала двигателя в самой крышке стартера, если брать сторону, обращенную к маховику двигателя. Опорой в рассматриваемом случае служит втулка, размещенная в картере сцепления – именно она выступает конечной точкой двигателя устройства.
Если стартер 5712,3708 спроектирован с использованием планетарной передачи, то остальные две модели такой детали лишены. Стартер 29 серии имеет торцевой коллектор, а модель 423 серии оснащается цилиндрическим коллектором. Помимо указанных отличий, модели очень похожи друг на друга. Все трое основаны на четырехполюсном четырехщеточном двигателе постоянного тока. Четыре стальных полюса удерживаются на винтах. Корпус, полюсы, и катушки обмотки вместе составляют статор. Корпус первой модели стягивается шпильками; во второй для этой же цели используются стягивающие болты.
Устройство стартеров
Устройство стартера 2109 всех трех моделей включает реле с двойной обмоткой. Модель 5712,3708 имеет по паспорту типичную мощность 1,55 кВт, модель 29,3708 выдает около 1,3 кВт. Максимальный ток потребления составляет 700 А и 500 А соответственно.
Итак, процесс начинается с подачи напряжения в тяговое реле, после чего в его втягивающей обмотке возникает магнитное поле.
Схема устройства стартера 29.3708, стандартно применяемого на автомобиле ВАЗ 2109. Основные компоненты: 4 – обгонная муфта; 5 – рычаг привода; 7 – якорь реле; 13 – щетка; 18 – якорь; Остальные элементы стартера помечены но не подписаны, чтобы не перегружать информацией.
Якорь начинает втягиваться в сердечник, и посредством рычага шестерня приходит в движение, и зацепляется с зубьями маховика двигателя автомобиля. Когда якорь реле доходит до своего крайнего положения, он замыкает контакты на противоположной стороне корпуса реле – первая обмотка отключается, магнитное поле возникает в удерживающей обмотке. Параллельно с этим начинается подача тока в двигатель стартера.
Двигатель построен так, что три его катушки подключены с обмоткой якоря последовательно, а четвертая – параллельно. Такое решение дает превосходную мощность при запуске двигателя автомобиля, а при холостой работе мощность, наоборот, стремительно падает (что значительно сокращает износ деталей и расход энергии аккумуляторной батареи). Якорь состоит из стальных пластин, нанизанных на середину вала. По кругу сердечника проделаны прорези, в которых с использованием изолирующего материала проложена медная обмотка. Последняя запаяна на коллектор.
Этапы работы стартера данной модели
Когда подается ток на двигатель, замыкаются цепи обмоток якоря и статора. Возникшее магнитное поле начинает вращать якорь. В модели стартера 5712,3708 крутящий момент преобразуется в планетарной передаче и передается на второй вал. В стартерах 29,3708 и 423,3708 крутящий момент не преобразуется, а передается напрямую. Через шлицы усилие подается на ступицу, и начинает вращаться обгонная муфта.
Устройство стартера ВАЗ 2109 задумано с использованием типичной обгонной муфты (бендикса), состоящей из двух колец. Внутреннее кольцо вращается вместе с валом, на который оно насажено. Наружное кольцо соединено с шестерней, которая вращает маховик. Между двумя этими плоскими кольцами размещены стальные цилиндры – они помещаются в выемки на внутренней стороне внешнего кольца. Выемки сделаны в форме полукапель. Цилиндры, находясь в широкой стороне выемки, вращаются свободно. Когда одно кольцо меняет свое направление, цилиндры заклинивают кольца и таким образом муфта выступает как монолитная деталь.
Когда стартер через маховик раскручивает двигатель до нужной скорости, и он заводится, скорость вращения ДВС значительно превосходит скорость вращения стартера. Тогда в ход вступает бендикс, который рассоединяет свои кольца, и двигатель стартера начинает крутится уже независимо от двигателя автомобиля (вхолостую), тем самым не подвергаясь опасности разрушения.
После поворота ключа в замке зажигания обратно, двигатель стартера останавливается. На реле не подается напряжение, и якорь выходит обратно, размыкая контакты двигателя. Через действие рычага муфта отходит в изначальное положение, и стартер принимает состояние покоя.
Читайте так-же, другие обзоры
- Устройство редукторного стартера
В данном обзоре дается описание основных принципов работы стартера автомобиля, снабженного редуктором.
Схематическое описание устройства, предназначенного для запуска двигателя автомобиля.
Основные правила работы с герметичным автомобильными аккумуляторами, которые позволят максимально продлить срок жизни данного устройства.
Популярные обзоры
Тойота Лэнд Крузер 200
Люксовая модель Лэнд Крузера, выпущенная в 2007.
Хонда Пилот
Хонда Пилот это восьмиместный паркетник, который.
Рено Сандеро Степвей
Модификация стандартного Рено Сандеро, с.
Порше Кайен
Шикарный автомобиль Cayenne, производства Porsche.
Аукционы по продаже автомобилей от банков
Есть ли смысл приобретать автомобиль не у.
Главная страница О сайте Написать нам Реклама на сайте
© 2012 AUTOGREP «авто Россия»
Все материалы, представленные на сайте, защищены авторскими правами (см. Гл. 70 ч. 4 ГК РФ). Использование материалов сайта в печатных изданиях или в сети интернет возможна только с разрешения владельца сайта. (с) autogrep.ru.
Устройство стартера ВАЗ 2109.
Приветствую Вас дорогие посетители. В этой статейке, мы рассмотрим устройство стартера ВАЗ 2109, а так же принцип его работы. Я думаю, что если знать, как работает данный механизм, то тогда его можно с лёгкостью отремонтировать, не прибегая к помощи специалистов в данной области.
Зачем это нужно знать? Я считаю, что каждый уважающий себя водитель, должен знать или хотя бы немного представлять, как работают узлы и агрегаты в автомобиле. Вот, например, в статье ремонт стартера ВАЗ 2109. я рассказывал о ремонте стартера и когда Вы будите производить его ремонт, Вы можете не установить маленькую опорную шайбу, не придав ей особого значения, тем самым лишив стартер защиты от выхода из строя при превышении оборотов якоря. Или в статье о втягивающем реле ВАЗ 2109. когда нужно для проверки перемкнуть определённые выводы. Что это за выводы и какая у них роль, Вы должны знать.
Что бы все работы со стартером проводить правильно, я думаю, Вы должны знать хотя бы примерное устройство стартера, вот об этом сейчас и поговорим.
Начнем, пожалуй, с самого верха, а сверху у нас расположено втягивающее реле. Вот оно.
Этот маленький механизм, одновременно выполняет две задачи, подаёт напряжение к якорю стартера и заводит в зацепление бендикс. Главная составляющая этого механизма электромагнит, который состоит из наружной обмотки и внутреннего сердечника.
Вот нашел фотку в интернете, где отлично показано устройство втягивающего реле. Синей стрелкой, указана электромагнитная катушка, которая намотана медным проводом в лаковой изоляции. Сердечником служит металлический стержень (указан зелёной стрелкой), который одновременно тянет рычаг бендикса и толкает шток контактов. Контакты втягивающего реле, расположены в задней части и имеют вот такую форму.
Далее переходим к самому стартеру.
В задней части, расположен щеткодержатель.
Все щётки одинаковые и изготовлены из бронзографитового материала. Устанавливается две щётки плюсовые и две минусовые, плюсовые щеткодержатели изолированы от корпуса специальными фторопластовыми (или пластиковыми) пластинами. Каждая щётка, прижимается специальной пружиной, которая обеспечивает оптимальный прижим щётки к коллектору якоря.
Теперь, рассмотрим якорь стартера.
Основа якоря, это цельнометаллический вал, на котором набраны металлические пластины и напрессован коллектор. Обмотка якоря состоит из толстого медного провода прямоугольного сечения (шинка). Обмотка укладывается в канавки металлических пластин и припаивается к коллектору. В передней части вала, сделаны винтовые прорезы, по которым скользит бендикс.
В корпусе стартера расположен и сам статор.
Статор содержит в себе четыре обмотки, которые соединены между собой. Каждая обмотка, прикреплена к корпусу с помощью металлической пластины и одного болта. При выходе из строя, какой-то из обмоток её можно легко заменить.
В передней части данного механизма, на валу якоря располагается бендикс.
Бендикс, это обычная обгонная муфта. Он приводится в действие рычагом, который управляется втягивающим реле. Ремонтировать этот механизм не советую, лучше сразу заменить его новым. На верхней фотографии, видно, что в передней части вала якоря есть специальная проточка, в которой устанавливается стопорное кольцо и ограничительная шайба. Шайба служит для того, что бы бендикс не выходил дальше, чем нужно.
В принципе ничего сложного здесь нет, и я думаю, что каждый может запросто разобраться, что к чему и приступить к ремонту.
И ещё, последнее о чем я в этой статье хотел бы упомянуть, это то, что в новых моделях стартеров используется редуктор.
Редуктор состоит из внутренней ведущей шестерни, трёх сателлитов и наружной шестерни. Благодаря редуктору, стартер уменьшился в размерах.
Бывает, что изготавливают стартера, в которых, наружная шестерня сделана из пластмассы.
При покупке, будьте внимательны, что бы продавец ни подсунул вам вот такой товар, потому что более чем месяц редуктор не выдержит.
Ну, вот, пожалуй, и всё.
До новых публикаций.
- Как правильно заряжать автомобильный аккумулятор
- Ремонт генератора ВАЗ 2110
- Разборка генератора ВАЗ 2110
- Замена подшипников генератора ВАЗ 2110
- Снимаем приборную панель
- Установка маршрутного компьютора в ВАЗ 2115 Калина
- Замена втулок стартера ваз 2107-2110
- Разборка стартера ВАЗ 2106-2114
- Замена стартера ВАЗ 2107-2114
- Реле стартера ВАЗ 2107-2115
- Ремонт стартера ВАЗ 2106-2115
- Устройство стартера ВАЗ 2109
- Замена прокладки ГБЦ ВАЗ 2107
- Замена воздушного фильтра на автомобилях ВАЗ
- Замена прокладки головки блока цилиндров ВАЗ 2109
- Замена ремня грм ВАЗ 2109
- Замена втулок реактивных тяг ВАЗ 2107
- Кузовной ремонт автомобиля
- Замена цепи г.р.м. ВАЗ 2106
- Притирка клапанов автомобилей ВАЗ
- Ремонт Г.Б.Ц. автомобиля ВАЗ
- Замена поршневых колец автомобилей ВАЗ
- Установка маршрутного компьютора в ВАЗ 2115 Калина
- Ремонт редуктора заднего моста
Устройство стартера ВАЗ 2108-2109-21099
Кликните по картинке и она увеличится
1. Вал якоря; 2. Шестерня привода; 3. Втулка шестерни; 4. Ролик муфты свободного хода; 5. Кожух муфты; 6. Ось рычага привода шестерни; 7. Крышка стартера со стороны привода; 8. Рычаг привода шестерни; 9. Якорь тягового реле; 10. Корпус тягового реле; 11. Втягивающая обмотка тягового реле; 12. Удерживающая обмотка тягового реле; 13. Шток тягового реле; 14. Сердечник тягового реле; 15. Контактная пластина; 16. Крышка тягового реле; 17. Контактные болты; 18. Торцевой коллектор; 19. Щетка; 20. Пружина щетки; 21. Втулка крышки стартера; 22. Кожух; 23. Стяжной болт; 24. Крышка стартера со стороны коллектора; 25. Обмотка якоря; 26. Сердечник якоря; 27. Обмотка статора; 28. Полюс статора; 29. Корпус стартера; 30. Ограничительный диск; 31. Поводковое кольцо; 32. Центрирующий диск; 33. Буферная пружина; 34. Наружное кольцо муфты свободного хода; 35. Ступица муфты свободного хода; 36. Ограничительное кольцо хода шестерни; 37. Направляющий стержень; 38. Плунжер; 39. Стартер; 40. Вспомогательное реле включения стартера; 41. Монтажный блок; 42. Выключатель зажигания; 43. Генератор; 44. Аккумуляторная батарея; 45. I. Схема работы обгонной муфты.
Для раскручивания коленчатого вала двигателя до частоты, при которой он начнет работать (т.е. для пуска двигателя), применяется стартер типа 29.3708. Он проворачивает коленчатый вал шестерней за зубчатый венец маховика. Мощность стартера составляет 1,3 кВт при потребляемой силе тока 260 А.
Стартер представляет собой четырехполюсный электродвигатель постоянного тока со смешанным возбуждением, с дистанционным электромагнитным включением и роликовой муфтой свободного хода. Он состоит из следующих основных частей: корпуса 29, якоря с муфтой свободного хода и шестерней 2 привода, двух крышек 7 и 24 и тягового реле 10. Корпус и крышки соединены вместе двумя стяжными болтами.
Внутри стального корпуса 29 закреплены винтами четыре стальных полюса 28 с катушками обмотки возбуждения. Корпус вместе с полюсами и обмоткой представляет собой статор стартера. Три катушки обмотки (сериесные) соединены с обмоткой якоря последовательно, а одна (шунтовая) — параллельно. Поэтому возбуждение стартера и называется смешанным. Оно позволяет получить большой крутящий момент в заторможенном состоянии и сравнительно низкую частоту вращения якоря на холостом ходу, что уменьшает износ втулок подшипников и облегчает условия работы муфты свободного хода.
Между полюсами статора вращается якорь, собранный на валу 1. Сердечник 26 якоря набран из пластин электротехнической стали, напрессованных на среднюю часть вала. По окружности сердечника имеются продольные пазы, изолированные картоном, в которых находится обмотка 25 якоря, выполненная медной лентой. Концы обмотки припаяны к пластинам коллектора и для большей надежности зачеканены. Вал якоря вращается в двух металлокерамических втулках, Задняя втулка 21 запрессована в крышке 24, а передняя расположена в картере сцепления и передний конец вала якоря входит в нее при установке стартера в гнездо картера сцепления.
Особенностью стартера 29.3708 является торцевой коллектор 18, напрессованный на заднюю часть вала якоря. Применение его позволило уменьшить длину и «массу» стартера. Кроме того, торцевой коллектор способствует более стабильной и длительной работе щеточного контакта. Коллектор выполнен -в виде пластмассового диска с залитыми в нем медными пластинами.
На переднем конце вала якоря расположена муфта свободного хода с шестерней 2 привода. При пуске двигателя муфта передает крутящий момент от вала якоря на шестерню, а после пуска разобщает шестерню и вал якоря, и поэтому вращение маховика на вал не передается. В результате якорь защищается от «разноса» — повреждения центробежными силами из-за чрезмерной частоты вращения.
Муфта состоит из наружного кольца 34, приклепанного к ступице 35, и внутреннего кольца, составляющего одно целое с шестерней 2. В пазах наружного кольца находятся ролики 4 с пружинами, плунжерами 38 и направляющими стержнями 37. Все они вместе с наружным кольцом и двумя упорными полукольцами завальцованы в стальном кожухе 5. Пазы наружного кольца имеют переменную ширину. В широкой части паза ролики могут свободно вращаться, а в узкой части заклиниваются между наружным и внутренним кольцами муфты.
Тяговое реле прикреплено к крышке 7. С его помощью дистанционно управляют включением стартера. Реле замыкает цепь питания обмоток якоря и статора, а также через рычаг 8 вводит шестерню 2 в зацепление с венцом маховика. Реле двухобмоточное, имеет втягивающую 11 и удерживающую 12 обмотки, намотанные в одну сторону. Начала обмоток припаяны к штекеру «50» на крышке реле. Конец удерживающей обмотки приварен к фланцу реле (т.е. соединен с «массой»), а конец втягивающей соединен с нижним контактным болтом реле.
Работа стартера. Стартер включается с помощью вспомогательного реле типа 111.3747-10, установленного в моторном отсеке. При повороте ключа в положение II («Стартер») замыкаются контакты «30» и «50» выключателя зажигания, и подается напряжение на обмотку вспомогательного реле 40. Оно срабатывает, и через его замкнутые контакты идет ток в обмотки тягового реле стартера. Под действием этого тока возникает магнитное усилие (около 10-12 кгс), втягивающее якорь 9 до соприкосновения с сердечником 14. Якорь втягивается и толкает шток 13 с контактной пластиной 15, которая замыкает контактные болты 17. Размеры штока подобраны так, что замыкание контактных болтов происходит еще до соприкосновения якоря с сердечником, и при дальнейшем ходе якоря сжимается пружина контактной пластины, сильнее прижимая ее к контактным болтам. Одновременно якорь реле рычагом 8 передвигает вперед муфту свободного хода с шестерней 2 и вводит ее в зацепление с венцом маховика.
При замыкании контактных болтов втягивающая обмотка реле обесточивается, так как оба ее конца оказываются соединенными с «плюсом» аккумуляторной батареи 44. Но поскольку якорь реле уже втянут, то для его удержания в этом положении требуется сравнительно небольшой магнитный поток, который обеспечивается одной удерживающей обмоткой 12.
Через замкнутые контакты тягового реле идет ток, питающий обмотки статора и якоря. Якорь стартера начинает вращаться, и его вращение через винтовые шлицы передается ступице 35 и связанному с ней наружному кольцу 34 муфты. Поскольку ролики 4 смещены пружинами в узкую часть паза наружного кольца, то они заклиниваются между наружным и внутренним кольцами муфты. Поэтому крутящий момент от вала якоря передается через муфту и шестерню к венцу маховика.
После пуска двигателя маховик начинает вращать шестерню стартера, и частота вращения шестерни начинает превышать частоту вращения якоря стартера. Внутреннее кольцо муфты (объединенное с шестерней) увлекает ролики в широкую часть паза наружного кольца 34, сжимая пружины плунжеров 38. В этой части паза ролики свободно вращаются, не заклиниваясь, и крутящий момент от маховика двигателя не передается на вал якоря стартера.
При выключении стартера контакты вспомогательного реле размыкаются, и ток питания обмоток стартера идет по следующему пути: «плюс’ аккумуляторной батареи -замкнутые контакты тягового реле — втягивающая 11, а затем удерживающая 12 обмотки тягового реле — «масса». Так как направление тока в витках обмоток противоположное, то магнитные потоки, создаваемые обмотками, компенсируют друг друга, и сердечник реле размагничивается. Якорь реле пружинами отжимается в исходное положение, и контакты реле размыкаются, отключая питание обмоток якоря и статора стартера.
Одновременно якорь тягового реле рычагом 8 передвигает муфту свободного хода назад и выводит шестерню из зацепления с венцом маховика. Якорь стартера тормозится силами трения щеток о коллектор, и он быстро останавливается.
2108.info посвящен автомобилям ВАЗ 2108, 2109, 21099, 2113, 2114, 2115 и ориентирован на их владельцев. У нас вы найдете множество информации об эксплуатации, ремонте и тюнинге, а также можете пообщаться с другими владельцами на нашем форуме.
Между прочим у нас на сайте есть действительно хороший форум 😉 Действительно живой и с массой полезной информации.
Источники: http://autogrep.ru/review/238.html, http://zerga.ru/ustroystvo startera VAZ.html, http://2108.info/ustroistvo/187-ustrojstvo-startera-vaz-2108-2109-21099.html
ladafakt.ru
Устройство стартера ВАЗ 2109 (бендикс, втулка, щетки), какой узел лучше: редукторный или обычный?
Успешный пуск двигателя как с карбюратором, так с инжектором, во многом зависит от пускового агрегата, который установлен на автомобиль. Что собой представляет стартер ВАЗ 2109, какое стартовое устройство лучше выбрать – об этом рассказывается в статье. Прилагаются также фото и видеоматериалы.
Содержание
[ Раскрыть]
[ Скрыть]
Характеристика стартера ВАЗ девятой модели
Каждый водитель знает, что если не заводится машина, причина может быть в неисправном стартере. Для того чтобы выполнить диагностику и ремонт механизма, нужно знать его устройство.
Место расположения и предназначение
Основное назначение стартера – раскрутка коленчатого вала, благодаря которому заводится двигатель. Естественно, он расположен недалеко от мотора. Обычно он находится в моторном отсеке со водительской стороны под силовым агрегатом. В зависимости от места расположения при демонтаже узла потребуется снять либо защиту двигателя, либо воздушный фильтр. Найти стартер несложно. Он имеет форму цилиндра, а к нему подключены провода, которые крепятся с помощью гайки.
Устройство и принцип работы узла
Данный узел представляет собой небольшой электродвигатель. Его конструкция состоит из бендикса с щетками, двух обмоток и подвижного ротора. На двух обмотках – стартерной и роторной создаются магнитные поля противоположного значения. На механизм подается напряжение, которое передается ротору с помощью графитных щеток. Благодаря бендиксу вращательные движения передаются маховику.
Устройство включает в себя:
- втулку, которая соединяется с втягивающим реле;
- обгонную муфту, которая обеспечивает движение только в одну сторону;
- шестерни.
Со временем детали бендикса стираются и он начинает пробуксовывать. В этом случае нужна его замена. Причиной неисправности является загрязнение механизма, но чистка не помогает восстановить работоспособность. Детали механизма изнашиваются неравномерно, после промывки они не могут полноценно выполнять свои функции.
Принцип работы стартерного механизма заключается в преобразовании электрической энергии, которую он получает от аккумуляторной батареи, во вращательное движение шестерни привода. На полюса электродвигателя электрический ток полается с помощью щеточного узла. При этом выдвигается муфта и происходит соединение венца маховика с шестерней. Стартер обеспечивает вращение коленчатого вала и, тем самым, способствует запуску двигателя. Когда мотор запущен, муфта занимает исходное положение (автор видео — Михаил Нестеров).
Редукторный vs обычный: какому стартеру отдать предпочтение?
В обычном стартере отсутствует редуктор, вращательное движение передается непосредственно коленчатому валу. Поэтому его конструкция несложная и позволяет выполнить ремонт в домашних условиях. Благодаря тому, что электрический ток, поступающий на устройство, моментально вводит в зацепление венец маховика и шестерню, двигатель заводится, что называется «вполоборота». Классические узлы благодаря своей простой конструкции – надежные устройства, которые выдерживают электрические воздействия, но могут выйти из строя под воздействием низких температур.
Принцип работы редукторного устройства такой же, как у классического узла, – преобразование электрической энергии в механическую.
Отличие в конструкции — включен редуктор, который расположен между якорем и бендиксом. Кроме того, обмотки оснащены постоянными магнитами, что повысило надежность механизма. Редукторные устройства все больше завоевывают авторынок. Для того, чтобы разобраться, какой из стартеров лучше, следует выяснить, преимущества и недостатки каждого из них.
Преимущества классического варианта:
- простота конструкции;
- высокая ремонтопригодность;
- доступность запчастей;
- низкая стоимость.
Из недостатков можно назвать следующие:
- необходимость в высоком стартовом токе;
- быстрый износ деталей;
- неустойчивая работа при низких температурах;
- большой вес и габариты.
В общем, обычный узел можно оценить, как надежное устройство при правильной эксплуатации.
Редукторный узел имеет следующие плюсы:
- малый вес и небольшие размеры;
- может работать в широком диапазоне температур;
- долгий срок службы;
- экономное потребление электроэнергии (на 40% меньше обычного).
Благодаря наличию редуктора повысилась надежность пуска при низких температурах. Так как для запуска силового агрегата требуется небольшой ток, в зимнее время увеличивается вероятность успешного запуска.
Минусы можно назвать следующие:
- отсутствие запчастей;
- сложный ремонт;
- низкое качество редуктора.
Надежность устройства зависит от качества его составляющих. Поэтому механизм с высококачественными комплектующими прослужит долгий срок без ремонта.
Фотогалерея
Загрузка …Видео «Замена классического механизма на устройство с редуктором»
В этом ролике рассказывается о замене обычного стартера на редукторный (автор видео — Auto overhaul).
avtozam.com
Стартер ВАЗ 2109: как провести ремонт своими руками
Сегодня мы постараемся рассмотреть стартер ВАЗ 2109 со всех сторон, но особое внимание уделим ремонту и обслуживанию. Вполне возможно, что аккумулятор в автомобиле заряжен полностью, контакты идеальные, без окислений и повреждений, а при повороте ключа слышны щелкающие звуки. И ротор проворачивается с трудом, будто что-то ему мешает. Если появились такие симптомы, то можно судить о неисправности стартера. Его нужно разбирать и проводить капитальный ремонт.
Как снять стартер ВАЗ 2109
Сразу нужно упомянуть о том, что оригинальный стартер ВАЗ 2109 без труда ремонтируется, для него имеются специальные комплекты. Но есть неоригинальные механизмы, которые не подлежат восстановлению – если износились щетки, то проще будет поставить новый стартер, нежели проводить его ремонт. Дело в том, что щетки можно только припаять или приварить. А пайка, например, ухудшает надежность всего устройства. Что касается оригинальных, устанавливаемых на заводе, то их цена выше, зато количество ремонтов может быть неограниченным.
Чтобы снять стартер ВАЗ 2109, вам потребуется совершить несколько простейших манипуляций:
- Открыть капот и отключить минусовую клемму от АКБ.
- Если на двигателе карбюратор, а не инжектор, то вы в некотором роде везунчик, доступ к стартеру хороший. Если же стоит инжектор, потребуется снимать корпус воздушного фильтра.
- А теперь ключом на «13» выкручиваете гайку от втягивающего реле и убираете в сторону оба провода.
- Тем же ключом выкручиваете три гайки крепления стартера.
Обратите внимание на то, что можно все процедуры проводить снизу автомобиля, но придется демонтировать полностью защиту (если она, конечно, имеется). Вытягивать весь агрегат нужно через верх или низ, в зависимости от выбранной стратегии.
Проведение капитального ремонта
Самый уязвимый узел во всем устройстве – это графитовые щетки. Дело в том, что они при работе механизма трутся о ламели, нагреваются за счет силы тока, протекающего по ним. Но существует еще множество нюансов, которые следует учитывать во время ремонта. Вот список работ:
- Замена щеток – обязательна при проведении ремонта.
- Чистка ламелей на роторе – обязательна. Если они разрушены, то придется устанавливать новый ротор.
- Замена бронзовой втулки на задней крышке стартера.
- Замена бендикса – не обязательно, но желательно проводить.
- Установка новой втулки в блоке ДВС (вторая точка опоры ротора).
Обратите внимание на то, что втулки также являются одним из проводников, по которым передается питание на обмотку возбуждения ротора.
Для разборки стартера ВАЗ 2109 потребуется выполнить несколько манипуляций:
- Выкрутить болты крышки и снять ее.
- Демонтировать втягивающее реле.
- Ключом на «10» выкрутить гайки с обеих шпилек на задней крышке.
- Отверткой выкрутить болты креплений обмоток статора.
- Убрать с ротора стопорную скобу и полностью разобрать механизм.
Вот и все, несколько простых манипуляций и вы справились с поставленной задачей. Сборка производится в обратной последовательности. Причем нужно акцентировать свое внимание на том, что одна шпилька заизолирована. После проведения ремонта замените обязательно втулку, которая находится в блоке ДВС.
vaz-remzona.ru
1. Отверните гайку с нижнего контактного болта. | 2. Снимите шайбу и отсоедините наконечник вывода обмотки статора ваз 2108. | 3. Отверните два винта крепления тягового реле. |
4. Выньте тяговое реле. Для этого отсоедините якорь реле от рычага, приподняв реле. | 5. Выньте якорь и пружину из тягового реле лада спутник. | 6. Снимите уплотнительное кольцо. |
7. С помощью подходящей по диаметру трубки сбейте ограничительное кольцо со стопорного (см. примечание). | ||
Ограничительное кольцо фиксируется стопорным, установленным под ним. |
||
8. Снимите стопорное кольцо. | 9. Снимите ограничительное кольцо. | 10. Отверните два винта крепления и снимите защитную крышку. |
11. Снимите стопорное кольцо… | 12. …а затем регулировочные шайбы. | 13. Отверните гайки стяжных шпилек. |
14. Снимите крышку со стороны коллектора. | 15. Отожмите отверткой пружины обеих изолированных щеток и выньте щетки из щеткодержателя ваз 2109. | |
16. Снимите щеткодержатель (см. примечание). |
Изолированные щетки припаяны к выводам обмоток статора, а неизолированные – к щеткодержателю. При снятии щеткодержателя изолированные щетки остаются на выводах обмотки статора |
|
17. Снимите корпус со статором. | 18. Снимите пластмассовый упор рычага. | 19. Выньте якорь из крышки со стороны привода. |
20. Снимите промежуточную опору с вала якоря. | 21. Снимите стопорное кольцо с привода стартера |
|
22. Снимите тарельчатую шайбу. | 23. Снимите упорную шайбу. | 24. Снимите муфту с рычагом. |
25. Снимите упорное кольцо. |
26. Отверните два винта крепления крышки тягового реле. |
|
27. Отверните гайки с двух контактных болтов тягового реле (см. примечание). |
|
|
28. Отсоедините с помощью паяльника оба вывода обмоток от клемм тягового реле ваз 21099. | 29. Снимите крышку тягового реле. | 30. Снимите уплотнительное кольцо. |
31. Выньте контактную пластину в сборе со штоком. | 32. Снимите со штока возвратную пружину. | 33. Снимите стопорное кольцо. |
34. Снимите изолирующую шайбу. | 35. Снимите контактную пластину (см. примечание справа). |
Детали крепления контактной пластины (показаны в порядке установки на шток). |
36. Снимите изолирующую втулку. | 37. Снимите шайбу. |
38. Снимите демпфирующую пружину. Обмотки тягового реле установлены в неразборном корпусе. |
39. Выньте из крышки контактные болты. |
vazclub.com