ремонт головки блока цилиндров автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Головка блока цилиндров заменяется с корпусами подшипников в сборе, так как они обрабатываются совместно.
1. Снимите с автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 головку блока цилиндров (см. «Замена прокладки головки блока цилиндров»).
2. Отверните винт крепления и отсоедините штуцер подогрева от карбюратора. Если винт отвернуть не удается, ослабьте хомут и снимите шланг со штуцера.
3. Отверните четыре гайки крепления карбюратора (две из них расположены с противоположной стороны).
4. Снимите карбюратор с впускной трубы.
5. Аккуратно снимите прокладки карбюратора.
6. Отверните две гайки крепления теплоизоляционного щитка карбюратора.
7. Ослабьте затяжку гайки на штуцере.
8. Снимите теплоизоляционный щиток карбюратора.
9. Отверните две гайки крепления патрубка забора теплого воздуха.
10. Отверните гайку крепления рыма.
11. Снимите рым и патрубок забора теплого воздуха.
12. Отверните девять гаек крепления впускной трубы и выпускного коллектора.
13. Снимите выпускной коллектор.
14. Снимите впускную трубу.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
После снятия выпускного коллектора и впускной трубы подложите под головку блока цилиндров деревянные прокладки, чтобы не повредить клапаны, выступающие из головки блока.
15. Снимите две прокладки.
ПРИМЕЧАНИЕ
Снимайте уплотнительные прокладки аккуратно. Если прокладки выпускного коллектора и впускной трубы не повреждены и не сильно обжаты, их можно использовать вторично. Пригоревшие прокладки выпускного коллектора и впускной трубы осторожно отделите с помощью отвертки.
16. Выверните из головки блока цилиндров свечи зажигания.
17. Выверните датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ).
18. Выверните датчик контрольной лампы аварийного давления масла.
19. Отверните десять гаек крепления обоих корпусов подшипников распредвала.
20. Снимите оба корпуса подшипников распредвала с головки блока цилиндров.
21. Выньте распредвал.
22. Снимите сальник с переднего конца распредвала.
23. Отверните гайку крепления натяжного ролика.
24. Снимите натяжной ролик и упорную шайбу, установленную под натяжным роликом.
25. Выньте толкатели клапанов вместе с регулировочными шайбами.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Вынув очередной толкатель клапана, промаркируйте его и регулировочную шайбу порядковым номером, чтобы при сборке установить их на свое место.
ПРИМЕЧАНИЕ
Привод клапанов состоит из следующих деталей: 1, 2 — клапаны; 3 — наружная пружина; 4 — внутренняя пружина; 5 — верхняя тарелка; б — сухарь; 7 — нижняя тарелка.
Все эти детали нужно демонтировать из головки блока цилиндров.
26. Промаркируйте клапаны номером цилиндра, чтобы при сборке установить клапана на свои места. Маркировку можно нанести с помощью керна как можно ближе к центру клапана: клапаны первого цилиндра — одна точка, второго — две и т.д.
27. Установите под снимаемый клапан подходящий упор.
28. Установите на головку блока цилиндров приспособление для сжатия пружин клапанов. Сожмите им пружины клапана и выньте сухари. Постепенно ослабляя нажим на ручку приспособления, полностью разожмите пружину клапана и снимите приспособление с головки.
29. Снимите наружную пружину клапана с тарелкой.
30. Снимите внутреннюю пружину клапана.
31. Выньте клапан из головки блока цилиндров.
32. Аккуратно снимите маслоотражательный колпачок, не повредив направляющую втулку клапана.
33. Выньте опорную шайбу (тарелку) пружин клапана. Аналогичным образом выньте остальные клапаны.
34. Промойте детали головки блока в бензине, протрите и просушите их.
35. Очистите камеры сгорания от нагара. Осмотрите головку блока цилиндров. Если на головке блока есть трещины или следы прогара в камерах сгорания, замените головку блока цилиндров.
36. Проверьте плоскостность поверхности, прилегающей к блоку цилиндров. Для этого поставьте металлическую линейку ребром на поверхность головки блока цилиндров по центру вдоль, а затем по диагоналям и замерьте щупом зазор между плоскостью головки блока и линейкой. Замените головку блока цилиндров, если зазор превысит 0,1 мм.
37. Очистите нагар с клапанов. Это можно сделать подходящим металлическим инструментом.
38. Осмотрите клапаны. Замените клапаны со следующими дефектами: глубокие риски и царапины на рабочей фаске, трещины, деформация стержня клапана, коробление тарелки клапана, следы прогара. Неглубокие риски и царапины на рабочей фаске можно удалить притиркой клапанов (см. «Притирка клапанов»).
ПРИМЕЧАНИЕ
Рис. 4.5. Размеры тарелок клапанов
Повреждения рабочей фаски клапанов, которые невозможно вывести притиркой, можно устранить шлифовкой на специальном станке. При шлифовке надо выдержать размеры, указанные на рис. 4.5. В скобках даны отличающиеся размеры для двигателя ваз 21083.
39. Проверьте состояние пружин клапанов. Искривленные, поломанные или имеющие трещины пружины клапанов замените. Проверьте упругость пружин клапанов. Для этого измерьте высоту пружин в свободном состоянии, а затем под двумя различными нагрузками. Если пружина клапана не соответствует требуемым параметрам, замените пружину.
ПРИМЕЧАНИЕ
Параметры пружин клапанов для определения их упругости:
наружная пружина клапана:
высота в свободном состоянии……………45,2 мм;
высота под нагрузкой (26,0+1,7) кгс…….33,7 мм;
высота под нагрузкой (46,2+2,4) кгс…….24,7 мм;
внутренняя пружина:
высота в свободном состоянии…………..34,1 мм;
высота под нагрузкой (9,0+0,8) кгс……..29,7 мм;
высота под нагрузкой (27,5+1,5) кгс……20,7 мм.
40. Проверьте состояние седел клапанов. На рабочих фасках седел клапанов не должно быть следов износа, раковин и коррозии. Незначительные повреждения (мелкие риски, царапины и т.п.) можно удалить притиркой клапанов.
ПРИМЕЧАНИЕ
Более значительные дефекты седел клапанов устраняются шлифовкой.
Рис. 4.6. Размеры седел клапанов: а — седло впускного клапана; б — седло выпускного клапана; I — новое седло; II — седло после ремонта
При шлифовке выдержите размеры, указанные на рис. 4.6. Сначала шлифуется фаска под углом 20°, затем фаска под углом 45°. После шлифовки седел надо притереть клапаны, затем тщательно очистить и продуть сжатым воздухом головку блока, чтобы в каналах и камерах сгорания не осталось частиц абразива. В скобках даны отличающиеся размеры для двигателя ваз 21083.
41. Проверьте зазор между направляющими втулками и клапанами (рис. 4.7).
ПРИМЕЧАНИЕ
Рис. 4.7. Размеры клапанов и их направляющих втулок
Зазор между клапаном и направляющей втулкой, мм:
номинальный для впускных клапанов…………….0,022-0,055;
номинальный для выпускных клапанов……………0,029-0,062;
предельно допустимый зазор для впускных и выпускных клапанов …0,3.
Зазор вычисляется как разность между диаметром отверстия во втулке и диаметром стержня клапана. Если зазор меньше предельно допустимого, попробуйте заменить клапан. Если зазор превышает предельно допустимый, замените направляющую втулку.
42. Выпрессуйте со стороны камеры сгорания дефектную направляющую втулку клапана специальной оправкой.
43. Вставьте новую направляющую втулку клапана в специальную оправку.
ПРИМЕЧАНИЯ
В качестве запасных частей поставляются направляющие втулки клапанов со стопорными кольцами. Направляющие втулки клапанов имеют увеличенный на 0,2 мм наружный диаметр и уменьшенный диаметр отверстия под клапан.
44. Запрессуйте с помощью оправки направляющую втулку клапана со стороны распредвала до упора стопорного кольца в головку блока цилиндров.
45. Разверните отверстие в направляющей втулке клапана с помощью развертки до 8,022-8,040 мм для впускных клапанов и до 8,029-8,047 мм — для выпускных. После этого прошлифуйте седла клапанов, как описано выше, центрируя инструмент по отверстию во втулке.
46. Осмотрите толкатели клапанов. Если на рабочей поверхности толкателя клапана есть задиры, царапины или другие повреждения, замените толкатели клапанов.
47. Осмотрите регулировочные шайбы толкателей клапанов. На их рабочих поверхностях не должно быть задиров, забоин, царапин, следов ступенчатого или неравномерного износа, натира металла. При таких дефектах шайбы надо заменить. На шайбах допускаются концентрические следы приработки с кулачками распределительного вала.
48. Измерьте длину болтов крепления головки блока цилиндров, так как при многократной затяжке болты головки блока вытягиваются. Если длина болтов головки блока цилиндров превышает 135,5 мм, замените болты.
49. Для проверки герметичности головки блока цилиндров заглушите отверстие в патрубке рубашки охлаждения в заднем торце головки блока, переверните головку блока цилиндров камерами сгорания вверх и залейте керосин в каналы рубашки охлаждения. Если появились течи керосина, значит, головка блока цилиндров не герметична, и головку блока надо заменить.
50. Если устанавливается старый клапан, снимите заусенцы с проточек под сухари. После этого необходимо притереть клапан к седлу (см. «Притирка клапанов»).
51. Установите клапаны в головку блока в соответствии с ранее сделанной маркировкой, предварительно смазав стержни клапанов моторным маслом.
52. Установите нижние тарелки пружин клапанов.
53. Установите маслосъемные колпачки (см. «Замена маслосъемных колпачков»).
54. Замените распределительный вал, если на шейках и кулачках распредвала есть следы износа, задиры и глубокие риски. В мастерских, оборудованных специальным инструментом и приспособлениями, можно проверить радиальное биение шеек распредвала (радиальное биение шеек не должно превышать 0,02 мм) и зазор между отверстиями опор и шейками распредвала, который не должен превышать 0,2 мм (зазор для новых деталей 0,069-0,11 мм).
55. Установите распредвал и корпуса подшипников (см. «Замена маслосъемных колпачков»).
56. Установите прокладки, выпускной коллектор и впускную трубу.
57. Установите головку на блок цилиндров (см. «Замена прокладки головки блока цилиндров»), проверьте зазоры в приводе клапанов и при необходимости отрегулируйте их (см. «Регулировка зазоров в приводе клапанов»).
tuningtaza.ru
Ремонт и замена блока головки блока цилиндров ВАЗ 2109: инструкции с фото
Согласно многолетнему опыту различных автолюбителей, замена головки блока цилиндров ВАЗ 2109 чаще всего связана с проблемами, возникающими из-за прокладки. Но могут быть и другие, которые могут привести к перегреву двигателя или даже к его заклиниванию.
Ремонт и доработка головки блока цилиндров на ВАЗ 2109 под силу любому водителю, но необходимы специальные инструменты и небольшие знания принципа работы этого узла. В последнее время все больше и больше становится популярным тюнинг этого узла, благодаря которому поднимается мощность авто. Выполнять тюнинг своими руками можно, в случае если у вас есть опыт в подобных работах. Работа с клапанами и цилиндрами требует особых знаний и умений.
Содержание
[ Раскрыть]
[ Скрыть]
Что такое головка блока цилиндров
Головка блока цилиндров на ВАЗ 2109 в разобранном состоянииГБЦ ВАЗ 2109 — это специальный узел, основное предназначение которого закрытие цилиндров. Непосредственно к самому блоку крепится при помощи специальных болтов. Головка блока цилиндров важна тем, что является непосредственным участником многочисленных процессов во время работы мотора. ГБЦ силовых агрегатов выпускаемых сегодня автомобилей, отличаются достаточно сложным устройством и собраны из значительного количества деталей.
Когда пора менять?
Этапы работы
Как мы уже говорили, процесс замены несложен, но если вы решились за него взяться впервые, то лучше в помощь пригласить кого-то с опытом в этом деле. Также вам может потребоваться помощь, в случае если вы решили улучшить характеристики двигателя ВАЗ 2109 путем его тюнинга, с помощью расточки каналов. Замена заглушек также требует дополнительной помощи. В данном случае для извлечения старых заглушек и правильной установки новых требуются определенные навыки.
Инструменты
Процесс
Перед тем как приступить к снятию и ремонту ГБЦ ВАЗ 2109, необходимо соблюдая порядок выполнить некоторые подготовительные работы.
Снятие
- Первым делом снимаем корпус очистителя воздуха.
- Отсоединяем шланги и провода от карбюратора или инжектора.
- Далее, необходимо отсоединить штаны от коллектора.
- Снимаем трамблер.
- Откручиваем крышку клапанов.
- Снимаем карбюратор о и коллекторы.
- Для откручивания болтов головки на ВАЗ 2109, скорее всего, потребуется ворот и шестигранник, потому, что болты закручены с приличным усилием.
Труба как рычаг
- Извлекаем болты крепления головки с шайбами.
Вынимаем болты
- Снимаем ГБЦ ВАЗ 2109 с блока силовой установки.
- Снимаем прокладку.
Прокладка, отработавшая свой срок и подлежащая замене
- Также, если это необходимо проводим ремонт или доработку узлов моторного блока.
Тюнинг
Квалифицированная настройка, доработка и тюнинг головки ВАЗ 2109 поможет полностью раскрыть возможности вашего силового агрегата. Об этом вы, наверное, много слышали, читали или даже смотрели видео в интернете. Обычно при тюнинге растачиваются и сглаживаются каналы, благодаря чему уменьшаются завихрения, снижающие мощность. Клапана меняются на увеличенные и притираются к посадочным местам. Также тюнинг может подразумевать замену стандартных направляющих клапанов бронзовыми.
Притирка клапанов
Контроль притирки осуществляется следующим образом:
- головка в собранном состоянии ложится набок;
- в коллекторные отверстия заливается жидкость (можно использовать обычную воду).
В случае если жидкость не течет через клапаны, то это означает, что работа выполнена качественно и клапана притерты правильно. После того как ликвидированы все неисправности, можно приступать к установке головки.
Установка
- Сборку начинайте с установки новой прокладки. Внимание! Отверстия в прокладке должны обязательно совпасть с направляющими, которые находятся по углам блока.
Новая прокладка
- Устанавливать головку нужно аккуратно, не сдвиньте в этот момент прокладку со своего места.
- Вставляем болты в свои места и приступаем к затяжке с помощью динамометрического ключа.
Затяжка с помощью динамометрического ключа
- Далее, в обратном порядке устанавливаем демонтированное оборудование, инжектор или карбюратор. Заливается свежая ОЖ. Подключаются провода и шланги.
Внимание! Эта операция требует некоторых знаний и навыков. Поэтому перед ее выполнением вы должны знать, что болты нужно закручивать по определенной схеме и с определенным усилием. Нелишним будет ознакомиться с дополнительным материалом, по этой теме и посмотреть видео-инструкции.
Как видите, в доработке ВАЗ 2109, тюнинге, замене заглушек и сборке есть определенные трудности. Но если вы научитесь выполнять эти работы своими руками, посчитайте, сколько денег вы сможете сэкономить.
Загрузка …Видео «Как снимается головка на автомобиле ВАЗ»
В этом видео мастер покажет как правильно и быстро снять ГБЦ на ВАЗ 21099 своими руками. На автомобиле ВАЗ 2109 головка снимается аналогично.
avtozam.com
Головка блока цилиндров ВАЗ 2109
Головка блока цилиндров ВАЗ 2109 (ГБЦ) закрывает блок цилиндров от негативных воздействий. ГБЦ на ВАЗ 2109 — это деталь сложной формы, изготовленная из специального алюминиевого сплава методом точного литья. После производства отливки, ее подвергают механической обработке. К блоку цилиндров головка крепится десятью болтами.
Вернуться к оглавлению
Конструкция ГБЦ ВАЗ 2109
Конструкция головки блока цилиндров ВАЗ 2109 состоит из следующих частей:
- картера с камерой сгорания, в которой воспламеняется топливовоздушная смесь и располагаются все узлы ГБЦ;
- газораспределительного механизма (ГРМ), включая клапаны, установленные под углом 7°30′ к оси цилиндра, и привод ГРМ с распредвалом;
- резьбовых выходов для свечей зажигания и форсунок;
- посадочных плоскостей для впускного и выпускного коллекторов;
- прокладки, которая отделяет ГБЦ от собственно блока цилиндров.
Распределительный вал ГРМ ВАЗ-2109 отливается из чугуна и имеет пять опор, на нем восемь кулачков для открывания клапанов. Он приводится в действие от шкива коленвала зубчатым ремнем. В ГБЦ запрессованы седла и направляющие втулки клапанов. На внутренней стороне втулок предусмотрены канавки для подвода смазки, сверху втулки закрываются маслоотражательными колпачками.
Клапаны стальные, а головка впускного клапана делается из жаропрочной стали. Впускной клапан большего диаметра, чем выпускной. Зазоры между клапанами и кулачками распредвала регулируются при помощи специальных шайб, обладающих повышенной износостойкостью. Толкатели клапанов представляют собой металлические стаканчики, движущиеся в отверстиях ГБЦ. Для улучшения износоустойчивости их поверхность цементируется.
Головка блока цилиндров (ГБЦ) ВАЗ 2109 соединяется с блоком цилиндров через специальную прокладку. Прокладка должна обеспечивать герметичность каналов охлаждающей системы, маслопровода и камеры сгорания. Для того чтобы она могла выдержать высокую температуру и высокое давление, часто она изготавливается из армированного металла.
https://www.youtube.com/watch?v=pW9OyNFXEcU
Прокладка одноразовая, ремонтировать ее нельзя, если она вышла из строя, ее надо поменять. Замена прокладки ГБЦ ВАЗ 2109 вполне может быть выполнена своими руками.
Вернуться к оглавлению
Причины ремонта головки блока цилиндров
В подавляющем большинстве случаев ремонт ГБЦ производится не из-за поломки самой головки, а при выходе из строя элементов, связанных с головкой конструктивно. Это может быть выход из строя прокладки между головкой и блоком, которая является самой важной в двигателе. Она разделяет системы смазки и охлаждения, камеру сгорания и атмосферный воздух подкапотного пространства. Прогар может случиться на границе любых разделенных прокладкой систем:
- система охлаждения и атмосферный воздух;
- система смазки и атмосферный воздух;
- система охлаждения и система смазки;
- система охлаждения и камера сгорания.
Для каждой из этих неисправностей характерен свой набор симптомов. В случае попадания охлаждающей жидкости (ОЖ) в систему смазки, в расширительном бачке системы охлаждения появляется масляная пленка. О попадании ОЖ в систему смазки свидетельствует появление на масляном щупе водно-масляной эмульсии темно-коричневого цвета.
Следы ОЖ в моторном отсеке могут свидетельствовать о повреждении прокладки. Но если дело не в том, потребуется замена заглушки блока цилиндров. Прогар в атмосферу сразу определяется по характерному звуку, хорошо слышному при работающем двигателе. О попадании тосола в камеру сгорания сигнализирует белый дым из выхлопной трубы. Демонтаж головки блока и замена прокладки обязательны при многих ремонтных действиях в отношении узлов и агрегатов ГБЦ таких, как притирка клапанов, доработка ГБЦ ВАЗ, расточка блока цилиндров ВАЗ 2109.
Каждый раз, когда происходит любой ремонт головки, обязательна замена прокладки головки блока цилиндров.
Вернуться к оглавлению
Снятие ГБЦ с блока цилиндров
Для снятия ГБЦ с блока цилиндров понадобятся инструменты. Часть из них найдется почти в каждом гараже (отвертки, ключи), что-то можно изготовить из подручных материалов (рычаг воротка), купить или одолжить. Необходимо иметь динамометрический ключ, обеспечивающий затяжку болтов и гаек с заранее заданным моментом. Пока момент сопротивления болта затягиванию не превышает заданного значения, ключ работает, а как только сопротивление достигнет заданного значения, инструмент начнет проскальзывать через трещотку.
Для снятия ГБЦ с блока необходимо освободить двигатель от мешающей навески. Порядок действий следующий:
- снимите воздушный фильтр;
- если двигатель карбюраторный, отсоедините карбюратор, при инжекторном — инжектор;
- отсоедините штаны от коллектора;
- снимите трамблер;
- открутите крышку гбц;
- снимите карбюратор и коллекторы.
Теперь переходите к демонтажу ГБЦ. Начинайте откручивать болты. Используйте рычаг воротка, так как болты закручены с большим усилием, а еще и прикипели под термическими и механическими нагрузками. Наденьте рычаг—усилитель на вороток и строньте болты. Снимите с воротка рычаг и открутите все 10 болтов. Осторожно поднимите головку и снимите ее с блока.
Прокладка может остаться прилипшей к блоку или к головке, не боритесь за ее цельность, ведь она идет на замену. Боритесь за сохранность контактных поверхностей головки и блока. В сложных случаях следует отмочить прилипшие фрагменты специальным составом.
После полного удаления всех фрагментов прокладки, обезжирьте поверхности блока и головки бензином.
Вернуться к оглавлению
Установка новой прокладки и монтаж головки
Поместите прокладку головки блока цилиндров на ее штатном месте. Добейтесь точного совмещения отверстий. Установите головку блока. Наживите все десять болтов. Если у мотора 8 клапанов, используйте новые болты, при 16 можете ставить годные старые.
Наступил момент затяжки головки. Эта операция ответственная и выполняется по специальной схеме. Схема затяжки предусматривает последовательную закрутку болтов от центра головки к периферии и чередование болтов ближнего и дальнего рядов. Порядок затяжки болтов таков:
- Динамометрическим ключом, выбирая болты для закручивания по схеме, затяните их с усилием 20 Нм.
- После этого динамометрическим ключом необходимо затянуть болты с усилием 80 Нм.
- Обычным воротком, выбирая болты для закручивания по схеме, поверните каждый на 90 градусов.
- Еще раз доверните каждый болт на 90 градусов воротком, выбирая болты по схеме. Затяжка на последнем этапе требует особой осторожности из-за риска сорвать болт.
При затяжке болтов не нужно принимать в расчет порядок работы цилиндров ВАЗ 2109. После затяжки всех болтов соберите ранее снятую навеску в порядке, обратном демонтажу. Замена прокладки головки блока цилиндров закончена.
expertvaz.ru
ГРМ и ГБЦ — Ремонт ВАЗ 2109-2108 своими руками
Прогорание прокладки под головкой блока цилиндров на автомобилях ВАЗ 2109-2108 является наиболее частой причиной, по которой приходится снимать головку с двигателя, и соответственно с дальнейшим ремонтом, а точнее — заменой прокладки. Если во время не заметить данную проблему, то это может привести к довольно печальным последствиям, так как двигатель может перегреться и даже заклинить.Сама по себе процедура снятия ГБЦ и замена ее прокладки не сложна, но в то же время требует определенных технических навыков и небольшого количества инструментов, список которого приведен ниже:
- Шестигранник или аналогичная бита с переходником для использования с воротком
- Динамометрический ключ — в данном случае я использовал модель Ombra с диапазоном от 10 до 110 Нм, чего вполне достаточно
- Отвертка плоская
- Удлинитель
- Средство для удаления прокладок
Порядок снятия головки блока цилиндров на ВАЗ 2108-2109
Разумеется, что предварительно необходимо будет провести некоторые подготовительные процедуры, без которых снять головку будет невозможно.
- Во-первых, нужно снять корпус воздушного фильтра
- Затем отсоединить все топливные шланги и провода питания от карбюратора или инжектора (в зависимости от типа мотора)
- Полностью слить охлаждающую жидкость из системы
- Отсоединить штаны от выпускного коллектора
- Снять трамблер, хотя это не обязательное условие — достаточно будет отсоединения высоковольтных проводов
- Открутить и снять крышку клапанов
В общем, необходимо освободить головку от всего лишнего, чтобы при демонтаже не возникало лишних проблем. Конечно, если вы решили полностью производить ее замену или же ремонт, тогда придется выполнять больше операций, и карбюратор снимать, и коллекторы. Ну а если дело только в прокладке, то можно обойтись минимумом действий.
Чтобы открутить ГБЦ на ВАЗ 2109-2108, необходимо использовать мощный вороток и шестигранник, так как болты крепления ее к блоку цилиндров завернуты большим моментом силы. Всего придется отвернуть 10 болтов, которые показаны на фото ниже:
В качестве рычага можно использовать насадку в виде обычной металлической трубы:
Затем можно вынимать болты вместе с шайбами, как это представлено на картинке:
И теперь можно аккуратно поднимать ГБЦ ВАЗ 2109-2108 вверх, снимая ее с блока двигателя:
После чего нам открывается следующая картина:
Порядок замены прокладки головки блока цилиндров на ВАЗ 2109-2108
Прокладка может остаться как на поверхности головки, так и прилипнуть к самому блоку. Можно попытаться снять ее руками без использования каких-либо инструментов, а если не получится — аккуратно можно поддеть плоской отверткой, не повредив поверхности детали.
Осмотрите внимательно поверхность ГБЦ и если на ней обнаружатся выраженные следы коррозии, особенно в непосредственной близости к каналам охлаждающей жидкости, в таком случае необходимо произвести ее ремонт: фрезеровка, шлифовка и т.д. Если все в норме, то удаляем следы старой прокладки, используя специальные средства:
Ждем несколько минут, пока все это дело откиснет и удаляем остатки, которые не поддались химии, если таковые остались, лезвием бритвы. Потом все насухо вытираем и можно даже обезжирить, чтобы никаких посторонних следов на поверхности не осталось:
Блок двигателя также необходимо очистить, после чего установить на него новую прокладку. Важно, чтобы отверстия в прокладке совпали с направляющими, которые расположены по углам блока:
Установка головки на место
Теперь можно аккуратно устанавливать ГБЦ на свое место, следя за тем, чтобы в этот момент прокладка не съехала и не сместилась в сторону. Конечно, направляющие ее фиксируют, но все же стоит быть предельно осторожным.
Далее нам понадобится динамометрический ключ, так как болты придется закручивать с определенным моментом силы. Также стоит иметь ввиду, что порядок затяжки необходимо соблюдать. Ниже показано на схеме, в какой последовательности производить закручивание:
Теперь что касается усилия, с которым необходимо заворачивать болты. Выполнять это следует в 4 приема:
- Сначала моментом силы 20 Нм
- Второй прием моментом 75-85 Нм
- Затягиваем еще каждый болт на 90 градсуов
- Окончательно заворачиваем на 90 градусов
Остается после этого установить все снятое с автомобиля оборудование, залить охлаждающую жидкость, подключить все датчики, провода и шланги и проверять выполненную работу. Обычно все становится видно сразу после залива тосола. Если на стыке головки и блока появились мокрые следы, то можете снимать все обратно и делать всю работу заново! Но надеюсь, что такого в вашей практике не будет! Удачного ремонта!
]]>remont-vaz2109.ru
1. Установите опорную шайбу (тарелку) пружин клапана ваз 2108. |
2. Напрессуйте с помощью оправки маслоотражательный колпачок на направляющую втулку клапана (на фотографии оправка не показана). |
3. Смажьте моторным маслом стержень клапана и вставьте его в направляющую втулку соответствующего цилиндра (по меткам, нанесенным при разборке). |
4. Подложите под клапан подходящий упор. |
||
5. Переверните головку блокаи вставьте внутреннюю и наружную пружины клапана. |
6. Установите на пружины тарелку пружин клапана ваз 2109. |
7. Установите приспособление для сжатия пружин клапанов. |
8. Для удобства установки приклейте консистентной смазкой сухарь к тонкой отвертке. Сожмите пружины клапана приспособлением, чтобы освободить проточки под сухарь на стержне клапана. Вставьте сухарь в проточки. |
9. Таким же образом вставьте второй сухарь и, постепенно ослабляя нажим на ручку приспособления, разожмите клапанные пружины, чтобы сухари вошли в отверстие тарелки пружин клапанов. Снимите приспособление. Аналогичным образом установите остальные клапаны. |
10. Простучите молотком через металлический стержень по торцам стержней каждого из клапанов, чтобы сухари встали на место. |
11. Вставьте регулировочные шайбы в толкатели в соответствии с метками, сделанными при разборке. Шайбы вставляются в толкатель той стороной, где выгравировано значение толщины шайбы. |
12. Смажьте моторным маслом и установите толкатели в соответствующие цилиндры (по меткам, сделанным при разборке). |
13. Смажьте опоры распределительного вала в головке блока ваз 21099 и регулировочные шайбы толкателей моторным маслом (см. примечание). |
Перед установкой распределительного вала смажьте все опоры моторным маслом. |
14. Установите распределительный вал на опоры так, чтобы оба кулачка первого цилиндра были направлены вверх. При этом кулачок привода топливного насоса должен быть со стороны шпилек крепления распределителя зажигания. |
15. Смажьте шейки и кулачки распределительного валамоторным маслом. |
16. Нанесите тонкий слой герметика на поверхность головки, сопрягающейся с корпусами подшипников в зоне крайних опор распредвала |
17. Смажьте моторным маслом опоры распределительного вала в корпусах подшипников. |
18. Установите корпуса подшипников на головку блока лада спутник и затяните гайки их крепления в указанном порядке моментом 18,7-23,0 Н·м (1,87-2,30 кгс·м). |
|
||
19. Смажьте место посадки сальника в головке блока лада самара и на распределительном валу моторным маслом. |
20. Сальник распределительного вала устанавливается с помощью специальной оправки. При отсутствии оправки наденьте сальник на распределительный вал до посадочного места на валу. Затем заостренной палочкой из мягкого дерева аккуратно заправьте рабочую кромку сальника на шейку вала. |
21. Аккуратно задвиньте сальник до упора. |
22. Установите на шпильку натяжной ролик и наверните гайку крепления, не затягивая ее. |
23. Заверните датчик температуры охлаждающей жидкости. | 24. Установите уплотнительные прокладки впускной трубы и выпускного коллектора (см. предупреждение). |
25. Установите на шпильки впускную трубу. |
26. Установите на шпильки выпускной коллектор. |
27. Заверните девять гаек крепления впускной трубы и выпускного коллектора моментом 21-26 Н·м (2,1-2,6 кгс·м). |
28. Установите на шпильки патрубок забора теплого воздуха и рым. |
29. Заверните гайку крепления патрубка и рыма. |
30. Заверните две оставшиеся гайки крепления патрубка. |
31. Заверните датчик контрольной лампы аварийного давления масла. |
32. Установите теплоизоляционный щиток карбюратора на шпильки и заверните две гайки его крепления. |
33. Затяните гайку крепления щитка на штуцере. |
34. Заверните свечи зажигания. |
35. Установите прокладки карбюратора. |
36. Установите карбюратор на шпильки и заверните четыре гайки его крепления моментом 13-16 Н·м (1,3-1,6 кгс·м). |
37. Заверните винт крепления штуцера подогрева карбюратора. |
vazclub.com
1. Отверните винт крепления и отсоедините штуцер подогрева от карбюратора. Если винт отвернуть не удается, ослабьте хомут и снимите шланг со штуцера. |
2. Отверните четыре гайки крепления карбюратора (две из них расположены с противоположной стороны). |
3. Снимите карбюратор с впускной трубы. |
4. Аккуратно снимите прокладки карбюратора ваз 2108. |
5. Отверните две гайки крепления теплоизоляционного щитка карбюратора. |
6. Ослабьте затяжку гайки на штуцере. |
7. Снимите теплоизоляционный щиток. |
8. Отверните две гайки крепления патрубка забора теплого воздуха. |
9. Отверните гайку крепления рыма. |
10. Снимите рым и патрубок забора теплого воздуха. |
11. Отверните девять гаек крепления впускной трубы и выпускного коллектора. |
12. Снимите выпускной коллектор. |
|
||
13. Снимите впускную трубу. |
14. Снимите две прокладки (примечание). |
|
Снимайте уплотнительные прокладки аккуратно. Если прокладки не повреждены и не сильно обжаты, их можно использовать вторично. Пригоревшие прокладки осторожно отделите с помощью отвертки. |
||
После снятия выпускного коллектора и впускной трубы подложите под головку блока ваз 2108 деревянные прокладки, чтобы не повредить клапаны, выступающие из головки блока ваз 21099. | ||
15. Выверните свечи зажигания. |
16. Выверните датчик температуры охлаждающей жидкости. |
17. Выверните датчик контрольной лампы аварийного давления масла. |
18. Отверните десять гаек крепления обоих корпусов подшипников распределительного вала. |
19. Снимите оба корпуса подшипников распределительного вала с головки блока цилиндров. |
20. Выньте распределительный вал. |
Вынув очередной толкатель, промаркируйте его и регулировочную шайбу порядковым номером, чтобы при сборке установить их на свое место. |
||
21. Снимите с переднего конца распределительного вала сальник. |
22. Отверните гайку крепления натяжного ролика. |
23. Снимите натяжной ролик и упорную шайбу, установленную под ним. |
|
||
24. Выньте толкатели клапанов вместе с регулировочными шайбами. |
|
|
25. Промаркируйте клапаны ваз 2108 номером цилиндра, чтобы при сборке установить их на свои места. Маркировку можно нанести с помощью керна как можно ближе к центру клапана: клапаны первого цилиндра – одна точка, второго – две и т.д. |
26. Установите под снимаемый клапан ваз 2109 подходящий упор. |
27. Установите на головку блока лада самара приспособление для сжатия пружин клапанов. Сожмите им пружины клапана и выньте сухари. Постепенно ослабляя нажим на ручку приспособления, полностью разожмите пружину клапана и снимите приспособление с головки. |
28. Снимите наружную пружину с тарелкой. |
29. Снимите внутреннюю пружину. |
30. Выньте клапан из головки блока ваз 2109. |
|
||
31. Аккуратно снимите маслоотражательный колпачок, не повредив направляющую втулку клапана. |
32. Выньте опорную шайбу (тарелку) пружин клапана Аналогичным образом выньте остальные клапаны. |
vazclub.com
Снятие головки и замена прокладки ГБЦ
Прогорание прокладки под головкой блока цилиндров на автомобилях ВАЗ 2109-2108 является наиболее частой причиной, по которой приходится снимать головку с двигателя, и соответственно с дальнейшим ремонтом, а точнее — заменой прокладки. Если во время не заметить данную проблему, то это может привести к довольно печальным последствиям, так как двигатель может перегреться и даже заклинить.
Сама по себе процедура снятия ГБЦ и замена ее прокладки не сложна, но в то же время требует определенных технических навыков и небольшого количества инструментов, список которого приведен ниже:
- Шестигранник или аналогичная бита с переходником для использования с воротком
- Динамометрический ключ — в данном случае я использовал модель Ombra с диапазоном от 10 до 110 Нм, чего вполне достаточно
- Отвертка плоская
- Удлинитель
- Средство для удаления прокладок
Порядок снятия головки блока цилиндров на ВАЗ 2108-2109
Разумеется, что предварительно необходимо будет провести некоторые подготовительные процедуры, без которых снять головку будет невозможно.
- Во-первых, нужно снять корпус воздушного фильтра
- Затем отсоединить все топливные шланги и провода питания от карбюратора или инжектора (в зависимости от типа мотора)
- Полностью слить охлаждающую жидкость из системы
- Отсоединить штаны от выпускного коллектора
- Снять трамблер, хотя это не обязательное условие — достаточно будет отсоединения высоковольтных проводов
- Открутить и снять крышку клапанов
В общем, необходимо освободить головку от всего лишнего, чтобы при демонтаже не возникало лишних проблем. Конечно, если вы решили полностью производить ее замену или же ремонт, тогда придется выполнять больше операций, и карбюратор снимать, и коллекторы. Ну а если дело только в прокладке, то можно обойтись минимумом действий.
Чтобы открутить ГБЦ на ВАЗ 2109-2108, необходимо использовать мощный вороток и шестигранник, так как болты крепления ее к блоку цилиндров завернуты большим моментом силы. Всего придется отвернуть 10 болтов, которые показаны на фото ниже:
В качестве рычага можно использовать насадку в виде обычной металлической трубы:
Затем можно вынимать болты вместе с шайбами, как это представлено на картинке:
И теперь можно аккуратно поднимать ГБЦ ВАЗ 2109-2108 вверх, снимая ее с блока двигателя:
После чего нам открывается следующая картина:
Порядок замены прокладки головки блока цилиндров на ВАЗ 2109-2108
Прокладка может остаться как на поверхности головки, так и прилипнуть к самому блоку. Можно попытаться снять ее руками без использования каких-либо инструментов, а если не получится — аккуратно можно поддеть плоской отверткой, не повредив поверхности детали.
Осмотрите внимательно поверхность ГБЦ и если на ней обнаружатся выраженные следы коррозии, особенно в непосредственной близости к каналам охлаждающей жидкости, в таком случае необходимо произвести ее ремонт: фрезеровка, шлифовка и т.д. Если все в норме, то удаляем следы старой прокладки, используя специальные средства:
Ждем несколько минут, пока все это дело откиснет и удаляем остатки, которые не поддались химии, если таковые остались, лезвием бритвы. Потом все насухо вытираем и можно даже обезжирить, чтобы никаких посторонних следов на поверхности не осталось:
Блок двигателя также необходимо очистить, после чего установить на него новую прокладку. Важно, чтобы отверстия в прокладке совпали с направляющими, которые расположены по углам блока:
Установка головки на место
Теперь можно аккуратно устанавливать ГБЦ на свое место, следя за тем, чтобы в этот момент прокладка не съехала и не сместилась в сторону. Конечно, направляющие ее фиксируют, но все же стоит быть предельно осторожным.
Далее нам понадобится динамометрический ключ, так как болты придется закручивать с определенным моментом силы. Также стоит иметь ввиду, что порядок затяжки необходимо соблюдать. Ниже показано на схеме, в какой последовательности производить закручивание:
Теперь что касается усилия, с которым необходимо заворачивать болты. Выполнять это следует в 4 приема:
- Сначала моментом силы 20 Нм
- Второй прием моментом 75-85 Нм
- Затягиваем еще каждый болт на 90 градсуов
- Окончательно заворачиваем на 90 градусов
Остается после этого установить все снятое с автомобиля оборудование, залить охлаждающую жидкость, подключить все датчики, провода и шланги и проверять выполненную работу. Обычно все становится видно сразу после залива тосола. Если на стыке головки и блока появились мокрые следы, то можете снимать все обратно и делать всю работу заново! Но надеюсь, что такого в вашей практике не будет! Удачного ремонта!
remont-vaz2109.ru