Устройство подвесок УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
_____________________________________________________________________________
Устройство подвесок УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
Рессоры передней подвески УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 (рис.1) расположены сбоку вдоль продольных балок рамы. Рессора состоит из восьми листов, изготовленных из рессорной стали 50 ХГА. Первый лист имеет толщину 7 мм, остальные листы — 6 мм.
Листы стянуты центровым болтом 14 и хомутами 4, предотвращающими боковое смещение листов. Снизу хомуты приклепываются заклепкой к последнему листу охватываемого пакета, а сверху загнуты на первый лист рессоры.
Длина рессоры — 1100 мм, ширина листа — 55 мм, профиль листов —прямоугольный. Для повышения срока службы рессоры верхняя вогнутая сторона каждого листа подвергнута дробеструйной обработке.
Рис.1. Передняя подвеска автомобиля УАЗ-469, УАЗ-3151, 31514
1 — передний конец рессоры; 2— рама; 3 —рессора; 4—хомут; 5—накладка; 6— обойма буфера; 7 — стойка амортизатора; 8 — амортизатор; 9— кронштейн амортизатора; 10 — задний кронштейн рессоры; 11 — кронштейн; 12 — резиновая втулка; 13 — шайба; 14 — центровой болт рессоры; 15 — стремянки; 16 — подкладка стремянок; 17 — опора кронштейна; 18 — кронштейн серьги; 19 — наружная щека серьги; 20 — внутренняя щека серьги
Ушки коренного листа расположены симметрично относительно поперечного сечения листа. При таком расположении ушков толкающее и тормозное усилия, действующие вдоль рессоры, не вызывают дополнительных изгибающих напряжений в коренном листе.
Задний конец рессоры установлен на резиновых втулках на кронштейне 11, приклепанном к продольной балке рамы.
Передний конец рессоры передней подвески УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 подвешен шарнирно на серьге посредством пальцев и резиновых втулок.
К переднему мосту рессора крепится при помощи двух стремянок 15, накладки 5 и подкладки 16.
Крепление задней рессоры передней подвески к раме аналогично креплению передней рессоры. Рессора состоит из девяти листов, которые имеют толщину 7 мм, ширину листов 55 мм. Длина рессоры 1250 мм.
Амортизаторы подвески УАЗ-469, УАЗ-31514, 31512
Гашение колебаний автомобиля обеспечивается
четырьмя гидравлическими амортизаторами двустороннего действия.
Передние и задние амортизаторы (рис.2), установленные на автомобиле, одинаковы по конструкции и отличаются только длиной рычага. Для переднего амортизатора УАЗ-469 длина рычага равна 200, для заднего — 255 мм.
Техническое обслуживание подвески УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 заключается в проверке состояния рессор и амортизаторов и устранения выявленных неисправностей.
Рессоры и амортизаторы следует осматривать при каждом техническом обслуживании. При этом необходимо проверять и подтягивать все соединения креплений рессор и амортизаторов.
Для предупреждения коррозии и устранения скрипа рессор не реже 1 раза в год следует смазывать листы.
Для смазки рессоры ее следует снять с автомобиля, разобрать, промыть в керосине, просушить и тщательно смазать каждый лист смазкой, указанной в карте смазки.
Проверять, чтобы не было среза центрового болта рессоры, так как это может вызвать продольное смещение листов.
Проверять и при необходимости доливать в амортизаторы жидкость согласно карте смазки.
Для доливки жидкости амортизатор необходимо снять с автомобиля. Тщательно очистить грязь вокруг пробки 26 (см. рис.2) наливного отверстия, зажать амортизатор в приспособление и отвернуть пробку.
При заполнении амортизатора УАЗ-469, УАЗ-3151, 31512 жидкостью необходимо качать за рычаг вверх, вниз для удаления воздуха из цилиндров и добавлять жидкость малыми порциями до тех пор, пока не прекратится понижение уровня ее при качании рычага.
Рис.2 — Амортизатор УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
1-крышка цилиндра, 2,6 и 30-прокладки, 3-пластина, 4-корпус амортизатора, 5 и 15-заглушки, 7-валик, 8-кулачок, 9-упорная головка поршня, 10-стяжной винт, 11— поршень; 12— гайка сальника; 13—шайба; 14 — сальник; 16 — втулка; 17 — шайба; 18 — палец; 19 — гайка; 20 — втулка стойки; 21 — стойка; 22 — чашка подушки; 23 — подушка стойки; 24 — втулка рычага; 25 — рычаг; 26 — пробка наливного отверстия; 27 — пробка рабочих клапанов; 28—клапан хода отдачи; 29 — клапан хода сжатия; 31 — выпускной клапан поршня
Наполнительное отверстие при прокачивании следует прикрывать (можно пальцем) во избежание выплескивания жидкости.
Уровень жидкости в картере должен достигать нижней кромки наливного отверстия амортизатора, находящегося в горизонтальном положении.
При этом объем залитой жидкости равен 145 см3. Один раз в год жидкость следует заменять. На новом автомобиле жидкость заменять после пробега первых 6 тыс. км.
Для смены жидкости снятый с автомобиля амортизатор следует тщательно промыть снаружи керосином, протереть насухо, зажать в тиски за рычаг (пли изготовить специальную пластину, закрепить ее в тисках с установленным амортизатором).
Зажимать амортизатор за картер нельзя, так как вследствие деформации стенок цилиндров возможно заедание и поломка поршней.
После этого отвернуть пробку 26 наливного отверстия и пробки 27 рабочих клапанов, вынуть клапаны и вылить из корпуса жидкость.
Промывать амортизаторы УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 следует керосином (бензином), заливая его через заливное отверстие. При этом необходимо прополоскать корпус и тщательно промыть каналы рабочих клапанов.
После промывки амортизатор следует просушить и поставить рабочие клапаны на место, надежно затянув пробки их гнезд.
Алюминиевые прокладки, стоящие под этими пробками, рекомендуется при каждой разборке заменять новыми. Замена алюминиевых прокладок свинцовыми не допускается, можно допустить применение мягкой красной меди.
Новые несжатые прокладки имеют толщину 0,8 мм. Этот размер очень важен, так как от него зависит натяжение пружины клапанов.
Рабочую жидкость после промывки амортизатора заполняют обычным порядком. Особое внимание при этом должно быть обращено на то, чтобы все рабочие клапаны, клапан сжатия и клапан отдачи попали на свои места.
Не рекомендуется переставлять одноименные клапаны с одного амортизатора на другой, т. е. не следует ставить, например, клапан хода отдачи с одного амортизатора на соответствующее место другого. Для различия все рабочие клапаны маркированы.
Клапан хода отдачи имеет клеймо А1. Он ставится в корпус амортизатора УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 со стороны рычага и располагается выше оси рабочего цилиндра.
Клапан хода сжатия имеет клеймо КЗ и ставится в корпус с противоположной стороны рычага (располагается ниже оси рабочего цилиндра).
Перед установкой на место клапаны следует промыть в керосине и просушить. Рабочие клапаны необходимо ставить на место так, чтобы не было перекосов.
Разборка клапанов не допускается. При эксплуатации может появиться течь жидкости через сальник валика амортизатора.
В этом случае необходимо подтянуть гайку сальника. При затяжке не следует применять больших усилий. Приблизительный момент затяжки должен составлять 4—5 кг/см.
Если амортизатор не работает при нормальном уровне
жидкости и исправных клапанах, его необходимо заменить новым.
Ремонт подвески УАЗ-469, УАЗ-31514, 3151
Для проведения ремонта узлов подвески автомобиля необходимо снять их с автомобиля и разобрать. После разборки, очистки и промывки деталей следует проверить их состояние и выявить пригодность для дальнейшей работы.
Снятие рессор следует выполнять в следующей последовательности:
— снять стремянки 15 (см. рис.1), подкладку 16 и накладку 5, затем отвернуть гайку стойки 7 амортизатора и отвести рычаг амортизатора вверх, после чего установить переднюю часть автомобиля на подставку, отвернуть болты крепления кронштейна 18 серьги переднего конца рессоры и гайки кронштейнов 11 заднего конца рессоры 10, снять рессору и разобрать серьгу с резиновыми втулками 12.
Разборку рессор подвески УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 выполнять в следующей последовательности:
— закрепить рессору в тисках за головку центрового болта, отогнуть хомуты рессоры, отвернуть гайку центрового болта и разобрать рессору. Для выпрессовки оси заднего ушка задней рессоры можно применять съемник . После разборки листы тщательно очистить от грязи, промыть в керосине и проверить их состояние.
Проверка состояния и ремонт рессор УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
В листах рессор не должно быть трещин. Рессоры при поломке листов или других деталей, а также при появлении скрипа рессор ремонтируют путем замены поврежденных деталей.
Коренной лист рессоры подвески УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 необходимо заменять новым тогда, когда изношена от трения о палец поверхность ушка при продолжительной езде с изношенными резиновыми втулками.
Пальцы рессор подлежат замене, если имеется выработка от трения по металлу при езде с изношенными резиновыми втулками.
Втулки рессор (резиновые) следует заменять новыми, если ушко рессоры, установленной на автомобиле, имеет заметное смещение относительно пальца рессоры. Втулки с заметным смещением очень недолговечны.
Их следует своевременно заменять, чтобы избежать повреждения посадочных поверхностей под эти втулки в кронштейнах, рессорах и пальцах.
На автомобиле быстрее других изнашиваются резиновые втулки нижнего конца серьги. Изношенные до 50% по толщине стенки нижние втулки допускается менять местами с верхними, которые изнашиваются значительно меньше.
Осевшие рессоры, имеющие целые листы, могут быть восстановлены рихтовкой (правкой).
Стрелу прогиба (кривизну) листов проверяют шаблоном. При уменьшении стрелы прогиба листы правят в холодном состоянии ударами молотка по внутренней поверхности листа.
Удары начинают наносить с середины листа, перемещаясь к концам. С приближением к концам удары должны быть более слабыми. Стрелу прогиба (кривизну) каждого листа доводят до нужных размеров.
Сборку рессоры производить в обратном порядке. При этом перед сборкой листы рессоры УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 смазать согласно указаниям карты смазки. Хомуты надежно приклепать к листам; торцы заклепок хомутов не должны выступать над поверхностью листов.
Хомуты после сборки рессоры не должны препятствовать свободному перемещению листов во время работы. После сборки рессору окрасить.
Если зазор между листами собранной рессоры в свободном состоянии, стянутой центровым болтом более 1 мм и а длине более 1/4 общей длины соприкосновения двух смежных листов, то погнутые листы необходимо заменить.
Установку рессор производить в порядке, обратном снятию. При этом загнутые ушки на первых двух листах передней рессоры должны быть обращены назад, а конец рессоры с ушком только на первом листе — вперед.
При установке задней рессоры загнутые ушки на первых двух листах рессоры должны быть обращены вперед, а конец рессоры с ушком на первом листе — назад.
Гайки стремянок затянуть с моментом 10—12 кг/см. Окончательно гайки стремянок затягивать тогда, когда рессоры нагружены массой автомобиля.
Снятие амортизаторов производить в следующем порядке:
— отсоединить нижний конец стойки 7 (см. рис.1) амортизатора 8, отвести рычаг вверх, отвернуть гайки болтов крепления амортизатора, вынуть болты и снять амортизатор, после чего отвернуть гайку пальца стойки амортизатора и снять стойку. Установку амортизатора производить в порядке, обратном снятию.
Разборка амортизаторов УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
В гаражных условиях рекомендуется только частичная разборка амортизатора. При этом могут быть сняты пробка 26 (см. рис.2) наливного отверстия, пробки 27 клапанов и рабочие клапаны сжатия и отдачи.
Полную разборку и ремонт амортизаторов производить только в условиях мастерских, имеющих для этого необходимое оборудование.
Признаком неисправности амортизаторов является продолжительное раскачивание автомобиля после переезда через неровности дороги.
Для проверки состояния амортизатора на автомобиле следует отсоединить нижний конец стойки амортизатора УАЗ-469, УАЗ-3151, 31512 и перемещать рычаг вверх и вниз.
Если рычаг перемещается на некоторую часть хода свободно, а затем для передвижения его требуется значительное усилие, то это указывает на недостаток рабочей жидкости в картере амортизатора.
Ее необходимо долить, иначе это приведет к быстрому износу втулок стоек амортизатора, а также к износу валика под сальником и к появлению в этом месте течи.
Тугое перемещение рычага указывает на поломку деталей, засорение клапанов или заедание поршня амортизатора. Очень легкое перемещение рычага указывает на отсутствие или недостаток жидкости, поломки кулачка на шлицах валика амортизатора.
В таком амортизаторе необходимо заменить жидкость, предварительно промыв картер амортизатора и рабочие клапаны.
Наиболее часто встречается течь жидкости в сальнике. Для доступа к сальнику необходимо спрессовать рычаги.
Операция снятия рычагов требует применения съемника или приспособлений для снятия рычага на прессе. Если течь в сальнике происходит вследствие неисправностей деталей самого сальника, то ее можно устранить заменой поврежденных деталей.
Если же течь вызвана износом бронзовых втулок валика амортизатора, то такой амортизатор необходимо заменить.
При незначительной течи в сальнике следует ограничиться только более частой доливкой жидкости и подтяжкой гайки сальника.
При появлении течи
из-
под пробок рабочих клапанов сжатия и отдачи, пробки наливного отверстия
и боковых крышек цилиндра амортизатора, необходимо их подтянуть.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
УАЗ-469, 31512, 31514
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
УАЗ-3160 Симбир
УАЗ-3303, 452, 2206, 3909
УАЗ-3962, 3741
УАЗ 31519 Хантер
УАЗ-3163 Патриот
Подвеска УАЗ-469
- Подробности
- Категория: Ходовая часть УАЗ-469
Содержание материала
Страница 1 из 3
Подвеска автомобиля состоит из четырех продольных полуэллиптических рессор УАЗ-469, работающих совместно с четырьмя телескопическими гидравлическими амортизаторами. Передние и задние амортизаторы одинаковы по конструкции и взаимозаменяемы.Рессора УАЗ-469 передней подвески (рис. 77 и 78) состоит из восьми листов. Первые два листа имеют толщину 7 мм, остальные листы — 6 мм. Листы стянуты центровыми болтами 6 и 6 и хомутами 2 и 2.
Длина рессоры 1100 мм, ширина листа 55 мм.
Задний конец передней рессоры установлен на кронштейне 10 и 10 рамы посредством резиновых втулок.
Передний конец рессоры УАЗ-469 посредством серьги и резиновых втулок подвешен шарнирно. Наружная щека серьги 18 к 18 с помощью шайбы и гайки затянута до упора в заплечики пальцев.
Рис. 77. Передняя подвеска автомобиля УАЗ-469:
1 — опора кронштейна; 2 — хомут; 3 — рессора УАЗ-469; 4 — рама; 5 — накладка; 6 — центровой болт; 7 — обойма буфера; 8 — буфер; 9 — амортизатор; 10 — задний кронштейн рессоры; 11 — специальная шайба; 12 — резиновая втулка; 13 — верхний кронштейн амортизатора; 14 — подкладка; 15 — стремянка; 16 — кронштейн серьги; 17 — внутренняя щека серьги; 18 — наружная щека серьги.
К переднему мосту рессора крепится с помощью двух стремянок 15 и 15, накладки 5 и 5 и подкладки 14 и 14. Стремянки надо надежно закрепить гайками, которые затягивать моментом 10…12 кгс-м (усилие затяжки на конце ключа из комплекта шоферского инструмента 30…36 кгс).
Рис. 78. Передняя подвеска автомобиля УАЗ-469Б:
1 — опора кронштейна; 2 — хомут; 3 — рессора УАЗ-469; 4 — рама; 5 — накладка; 6 — центровой болт; 7 — обойма буфера; 8 — буфер; 9 — амортизатор; 10 — задний кронштейн рессоры УАЗ-469; 11 — специальная шайба; 12 — резиновая втулка; 13 — верхний кронштейн амортизатора; 14 — подкладка; 15 — стремянка; 16 — кронштейн серьги; 17 — внутренняя щека серьги; 18 — наружная щека серьги.
Наибольшее перемещение моста вверх ограничивается резиновыми буферами 8 и 8.
Рис. 79. Задняя подвеска автомобиля УАЗ-469:
1 — передний конец рессоры УАЗ-469; 2 — рама; 3 — кронштейн амортизатора; 4 — амортизатор; 5 — буфер; 6 — кронштейн амортизатора; 7 — центровой болт; 8 — стремянка; 9 — накладка; 10 — рессора УАЗ-469; 11 — задний конец рессоры.
Рессора задней подвески автомобилей УАЗ-469 и УАЗ-469Б, изготовленных для МО (рис. 79 и 80), состоит из девяти листов. На остальных автомобилях устанавливаются семилистовые рессоры. Листы имеют толщину 7 мм. Длина рессоры 1 250 мм. Листы стянуты центровыми болтами 7 и 8 и хомутами. Рессора УАЗ-469 к мосту крепится с помощью стремянок 5 и 7, охватывающих рессору с накладками 9 и 9 и проходящих через отверстия в приливах картера редуктора моста (у автомобиля УАЗ-469) или через отверстия прокладки (у автомобиля УАЗ-469Б) и гаек. Момент затяжки гаек 10… 12 кгс-м.
Рис. 80. Задняя подвеска автомобиля УАЗ-469Б:
1 — передний конец рессоры; 2 — рама; 3 — кронштейн амортизатора; 4 — амортизатор; 5 — буфер; 6 — кронштейн амортизатора; 7 — стремянка; 8 — стяжной болт; 9 — накладка; 10 — рессора УАЗ-469; 11 — задний конец рессоры.
Прогиб рессор вверх ограничивается резиновыми буферами 5 и 5.
Крепление задней рессоры к раме аналогично креплению передней рессоры.
Установка комбинированной подвески на УАЗ 469
Задача: установить комбинированную подвеску на УАЗ 469
0:1011:6062:1120
Верхняя опора перед
2:11603:1665Покрасил и установил нижние передние крепления пружин
3:17694:2274Покрасил и установил нижние передние крепления пружин
4:1035:6086:1113Т.к. стяжек не было пришлось разжимать домкратом рама-рессора, что бы вставить пружину
6:12747:1779При вывешивании
7:18128:2317Задние нижние стаканы пружин
8:569:561Верхние стаканы приварены к 120 швеллеру
9:63710:1142Верхние стаканы приварены к 120 швелеру
10:121611:1721Нижний задний стакан приварен к мосту
11:179412:2299Левая задняя сторона в сборе
12:5513:560Швеллер вварен в раму
13:60314:1108Вот так от пружин выгнулись рессоры
14:1177Доделал заготовки на переднюю подвеску, сварил детали. Осталось дело за малым. Поднялся на 70мм., стал жёстче, но мне пока нравится время покажет.По трассе не раскачивается идёт уверенно, в поворотах не валится по ямкам тоже меньше трясет. На «35» колёсах высота до арки 113см, между аркой и колесом 30см. просвет до порога 70см.
14:176315:2268Нижняя опора перед
15:3716:542верхняя опора перед
16:582Делал всё из стали толщиной 5мм.
16:64317:1148Сам чертёж
17:117118:1676Результат: установка комбинированной подвески на УАЗ 469 выполнена.
18:1804https://www.drive2.ru/l/4066074/
18:1840 20477Автомобиль УАЗ-469 — характеристики, устройство, ремонт
Автомобиль УАЗ-469 — характеристики, устройство, ремонтК сожалению, запрашиваемая вами страница не найдена. Почему?
Вероятные варианты:
Cсылка, по которой вы пришли — невернаНеверно указан путь или название страницы в адресной строке
Страница была удалена или переименована, но ещё существует в индексе поисковиков (закладках браузера)
- Техническая характеристика УАЗ-469, УАЗ-469Б Характерситики двигателя (41416, 414) УАЗ-469, УАЗ-469Б
- Органы управления УАЗ-469
- Подготовка к работе УАЗ-469
- Подвеска двигателя УАЗ-469
- Кривошипно-шатунный механизм двигателя УАЗ-469
- Газораспределительный механизм двигателя УАЗ-469
- Система смазки УАЗ-469
- Система вентиляции картера двигателя УАЗ-469
- Система питания двигателя УАЗ-469 Карбюратор К-129В
- Система выпуска газов двигателя УАЗ-469
- Система охлаждения двигателя УАЗ-469
- Предпусковой подогреватель двигателя УАЗ-469
- Неисправности двигателя УАЗ-469
- Сцепление УАЗ-469 Привод управления сцеплением УАЗ-469
- Коробка передач УАЗ-469 Неисправности коробки передач, механизма переключения УАЗ-469
- Раздаточная коробка УАЗ-469 Возможные неисправности раздаточной коробки УАЗ-469
- Карданная передача УАЗ-469 Неисправности карданного вала УАЗ-469
- Передний ведущий мост УАЗ-469 Техническое обслуживание переднего моста УАЗ-469
- Рама УАЗ-469
- Подвеска УАЗ-469 Амортизатор УАЗ-469
- Рулевое управление УАЗ-469
- Тормоза УАЗ-469 Техническое обслуживание тормозов УАЗ-469
- Электрика УАЗ-469
- Генератор УАЗ-469
- Регулятор напряжения РР132
- Аккумуляторная батарея УАЗ-469
- Система зажигания УАЗ-469 Возможные неисправности приборов системы зажигания УАЗ-469
- Стартер УАЗ-469
- Система освещения, световой и звуковой сигнализации УАЗ-469 Звуковой сигнал УАЗ-469
- Контрольно-измерительные приборы УАЗ-469
- Инструменты и принадлежности УАЗ-469
- Кузов УАЗ-469 Тент УАЗ-469
- Маркировка УАЗ-469
- Техническое обслуживание УАЗ-469
Первое техническое обслуживание (ТО-1) УАЗ-469
Смазка автомобиля УАЗ-469 - Смазочные материалы УАЗ-469 и УАЗ-469Б
Двигатель УАЗ-469, УАЗ-469Б
Трансмиссия УАЗ-469, УАЗ-469Б
Ходовая часть, подвеска, системы управления УАЗ-469, УАЗ-469Б
Электрооборудование УАЗ-469, УАЗ-469Б
Кузов УАЗ-469, УАЗ-469Б
Регулировочные данные УАЗ-469, УАЗ-469Б
Заправочная вместимость УАЗ-469, УАЗ-469Б
Техническое обслуживание системы питания двигателя УАЗ-469
Возможные неисправности сцепления УАЗ-469
Задний мост УАЗ-469
Задний мост УАЗ-469Б
Возможные неисправности заднего моста УАЗ-469Б
Колеса и шины УАЗ-469
Возможные неисправности колес, шин и ступиц УАЗ-469
Возможные неисправности рабочих тормозов УАЗ-469
Стояночный тормоз УАЗ-469
Вентиляция кузова УАЗ-469
Установка санитарных носилок в кузове УАЗ-469
Особенности устройства подвески армейского внедорожника УАЗ-469
Вторая часть статьи — История создания и развития армейского внедорожника УАЗ-469. Первая — по ссылке.
Рама армейского внедорожника УАЗ-469 стала конструктивно проще, легче, но, при этом, прочнее и жестче, чем у ГАЗ-69. Помимо конструктивного отличия, это было достигнуто за счет применения специального сорта стали. Отличие рамы военной и гражданской версии заключалось в разных типах буксирного прибора.
У армейской версии буксирный прибор был оснащен упругим элементом для компенсации ударов при буксировке прицепа и вращался вокруг своей оси. А у гражданского автомобиля УАЗ-469Б прибор был цельный и не имел ни свободы перемещения, ни упругого элемента. Поэтому гражданская версия автомобиля для буксировки прицепа считалась непригодной.
Особенности конструкции подвески и трансмиссии армейского внедорожника УАЗ-469.
Подвеска армейского внедорожника УАЗ-469 стала средоточием для оценки его качеств и лаконичных прозвищ типа «козел», перешедших от предыдущей модели. Хотя от нее новая конструкция отличалась в лучшую сторону. Это было краеугольным камнем для конструкторов, поскольку автомобиль должен был брать на борт 600 кг груза и обладать запасом энергоемкости подвески для езды по пересеченной местности с этим грузом. Но, при этом, перевозить в тех же условиях и куда более хрупкие и зачастую легкие «грузы» в виде людей.
Все это осложнялось еще и тем, что, кроме обычных рессор, иного выбора конструкторам дано не было. А многолистовая рессора без регулярной смазки это практически монолитный кусок железа не вполне соответствующий определению «упругая подвеска». Разумеется, в инструкции по эксплуатации оговаривалась чистка и смазка рессор не реже одного раза в год. Как оговаривалось и удаление двух листов из каждой задней рессоры. В случае постоянной эксплуатации автомобиля с частичной загрузкой, но упование на грамотность и трудолюбие не всегда себя оправдывает.
И не для каждого дубовая ржавая рессора, лягающая под зад на каждой кочке, является стимулом для развития этой грамотности и трудолюбия. Ведь куда проще и удобней хаять автомобиль и его создателей. К слову сказать, и саму инструкцию по эксплуатации водители чаще всего использовали лишь в качестве источника бумаги для элементарных математических расчетов пробега и расхода. Либо для еще менее интеллектуальных, но неотложных целей.
Избыточная же жесткость при неполной загрузке создавала автомобилю еще и вполне объективную проблему геометрической проходимости на пересеченном рельефе поверхности. Мосты армейского внедорожника УАЗ-469 недостаточно «скрещивались» без нагрузки, на колесах получалась большая разница в сцепном весе, и разгруженные колеса начинали буксовать. Поскольку межколесных блокировок дифференциала в такой простой машине не предусматривало техзадание.
Зато техзадание предусматривало другую радикальную меру для преодоления сложных участков местности. Применение на модели УАЗ-469 мостов с бортовыми колесными редукторами, за счет которых удавалось значительно увеличить дорожный просвет и частично разгрузить шестерни главной пары моста, дифференциал и полуоси. Это позволяло получить легковой автомобиль с огромным дорожным просветом в 300 мм, сопоставимым с грузовиками повышенной проходимости. И при этом иметь запас прочности деталей, что позволило достичь и значительного ресурса мостов с бортовыми редукторами.
Этот ресурс в разы превышал ресурс мостов и ГАЗ-69 и подобных им модернизированных мостов с четырехсателлитным дифференциалом типа УАЗ-450. Получаемый значительный прирост дорожного просвета в 80 мм отнюдь не прибавлял автомобилю габаритной высоты, которая увеличивалась всего на 35 мм против базовой модификации УАЗ-469Б, оснащенной мостами без бортовых редукторов.
Незначительное увеличение габаритной высоты следует отметить положительно еще и ввиду того, что так же незначительно изменялся и центр тяжести автомобиля. Соответственно, хорошей была стойкость к опрокидыванию, которую помимо расчетов проверяли специальными испытаниями. Подтвердившими, что в динамике автомобиль склонен к заносу, но не опрокидыванию. На сухой дороге при очень резком маневре УАЗ-469 отрывал колеса разгружаемой стороны лишь на значительной скорости, которую никак не назвать нормальной.
Для более стабильного прямолинейного движения армейского внедорожника УАЗ-469 предлагалось увеличить продольный наклон оси поворотного кулака. Но такое решение делало более тяжелым работу водителя в трудных дорожных условиях и при значительной загрузке автомобиля. Подобное решение при отсутствии усилителя рулевого управления не вполне оправданно. Особенно если вспомнить еще и то, что на модели с мостами, имеющими бортовые редукторы, корпуса поворотных кулаков были намного больше и, соответственно, больше было и плечо обкатки управляемых колес.
О значительных нагрузках из-за большого плеча обкатки говорит и тот факт, что на первых моделях армейского внедорожника УАЗ-469 корпус рулевого механизма крепился к раме тремя болтами. С координатами расстояния между ними таким же, как у ГАЗ-69. Но на моделях УАЗ-469 уже середины 70-х годов одну из точек крепления значительно переместили, увеличив контур точек крепления рулевого механизма к раме. Добившись этим более жесткого его крепления.
Так же недостаточной опорной поверхностью обладали кронштейны осей передних рессор, что при достаточно большой жесткости подвески при длительной эксплуатации в тяжелых дорожных условиях с высокими скоростями приводило к трещинам на раме вокруг крепления этих кронштейнов. Позднее, к середине 80-х годов, переднюю подвеску модернизировали, переместив оси на передний конец рессор.
Этим решился вопрос с выламыванием кронштейнов осей из рамы, но, в таком варианте, нарушилось согласование кинематики передней подвески с карданом переднего моста. Что привело к сокращению срока службы шлицевого соединения в последнем. И разумеется, это не приводило к решению первичной проблемы — избыточной жесткости подвески.
Задняя подвеска военной и гражданской модификаций армейского внедорожника УАЗ-469 изначально не отличалась. В инструкции лишь рекомендовалось удалять 4-й и 8-й листы в задних рессорах при эксплуатации автомобиля с неполной нагрузкой. Позднее гражданские версии стали оснащать задними рессорами с меньшим количеством листов уже на конвейере. В то время как армейская версия продолжала стоять на 9-и листовых рессорах, рассчитанных на максимальную грузоподъемность.
Особой проблемой была избыточная жесткость подвески медицинских вариантов армейского внедорожника УАЗ-469. И завод прилагал массу усилий для ее решения в то время. Но это касалось в основном УАЗов вагонной компоновки, поэтому является темой отдельного разговора. Для серийных же модификаций наиболее значительным стало внедрение пружинной спереди и малолистовой рессорной подвески сзади в начале 90-х годов. Это хоть и значительно улучшило плавность хода, но все же не в полной мере. Поскольку применяемые упругие элементы подвески были от готовящегося тогда к производству более тяжелого УАЗ-3160 с соответствующей жесткостью.
Трансмиссия армейского внедорожника УАЗ-469 принципиально отличалась тем, что в ней не использовались унифицированные с какой-либо посторонней моделью автомобиля агрегаты. Как это было на ГАЗ-69, имевшего силовую установку от ГАЗ М-20 Победа. Коробка передач объединялась с раздаточной в моноблок непосредственно, исключая в данном случае кардан, а вместе с ним вибрации и дополнительные потери в трансмиссии.
Собственно, узел моноблока из КПП и РК уже не был новым, поскольку еще до УАЗ-469 его внедрили на УАЗах вагонной компоновки. А новая четырехступенчатая КПП появилась еще раньше на заднеприводной модели УАЗ-451, перекочевав на легковые УАЗы. Изменились лишь механизм выбора передач в КПП и штоки переключения в РК из-за иной компоновки. Новый агрегат был достаточно надежен и обеспечивал автомобилю высокую динамику вкупе с новым двигателем.
Но, при этом, имел и конструктивные недостатки, которые делали сомнительным его применение при будущей модернизации автомобиля. Таким недостатком в частности был вторичный вал КПП, задний конец которого сидел в двухрядном шариковом подшипнике, а передний конец вращался внутри первичного вала на роликах. Это вполне обычная схема для коробок передач.
Недостаток же заключался в том, что конкретно в этом узле вторичный вал КПП не имел двух достаточно жестких опор. А на самом его конце, как на консоли, перемещалась шестерня РК, замыкающая валы либо на прямую передачу, либо на пониженную. И если при передаче момента в прямой передаче вторичный вал получал вторую опору через шестерню РК на выходной вал РК, то в режиме пониженной эта цепь оказывалась разомкнутой. Вал получал большую свободу перемещения за счет люфтов, и из-за возникавшего перекоса пятно контакта на зубьях шестерен так же смещалось.
Это приводило к осевой нагрузке на шестерню и в итоге, на выбивание пониженной передачи в РК. Радикальное решение этой проблемы было готово уже в 80-х в виде принципиально нового блока КПП и РК, значительно повышавшего качества автомобиля не только в этом вопросе. Но предназначался этот узел для модели, которая должна была сменить в производстве автомобили семейства УАЗ-469.
К сожалению ни сама новая модель, ни ее агрегаты так и не увидели серийного производства, как и многие другие перспективные разработки того времени, внедрение которых зависело не от завода и потребителей, а от решения людей, видевшими развитие страны не в науке и промышленности.
К слову сказать, проблема с выбиванием пониженной сохранилась вплоть до внедрения автомобилей семейства УАЗ-3160, на которых возросшая мощность двигателя и масса автомобиля не сделали эту проблему особенно острой и не заставили ее решать доступными способами. К недостаткам КПП, так же дожившим до 90-х годов, можно отнести слабые синхронизаторы третьей и четвертой передач и отсутствие синхронизаторов на первых двух передачах.
Это объяснимо тем, что интенсивность движения на момент разработки автомобиля не была высокой, и вполне можно было обходиться таким решением. Улучшающем в некоторой степени надежность агрегата за счет уменьшения числа деталей в нем. Тем более, что далеко не во всех условиях была необходимость начинать движение с первой передачи. Ведь расчет мощностного баланса делался исходя из полной нагрузки автомобиля, включая прицеп.
Невысокая надежность синхронизаторов в КПП обуславливалась большой инерцией шестерен, которые им приходилось подтормаживать. При неумелом пользовании коробкой этот недостаток обострялся. Хотя при правильной эксплуатации синхронизаторы служили столько же, сколько и весь агрегат. Увеличение размеров синхронизаторов при модернизации КПП в 80-е годы увеличило их надежность, а вкупе с применением синхронизаторов на первой и второй передачах, повысило удобство пользования коробкой передач в целом.
По материалам журнала УАЗИМУТ. № 1, 2011.
Павел Тришкин.
Похожие статьи:
Подвеска автомобиля | Ходовая часть
Подвеска автомобиля УАЗ 3151
ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ ПОДВЕСКИ, ИХ ПРИЧИНЫ И МЕТОДЫ УСТРАНЕНИЯ
Рис. 4.1. Передняя подвеска автомобилей семейства УАЗ–31512: 1 – передний кронштейн; 2 – рама; 3 – буфер; 4 – накладка; 5 – кронштейн амортизатора; 6 – амортизатор; 7 – задний кронштейн; 8 – резиновые втулки; 9 – наружная щека серьги; 10 – внутренняя щека серьги; 11 – стремянка; 12 – подкладка; 13 – рессора; 14 – шайба; 15 – втулка рессоры; 16 – ось рессоры |
Подвеска автомобиля состоит из четырех продольных полуэллиптических рессор, работающих совместно с гидравлическими телескопическими амортизаторами двухстороннего действия (
Рис. 4.3. Передняя пружинная подвеска: 1 – продольная штанга; 2 – поперечная тяга; 3, 9 – резинометаллические шарниры; 4, 5 – кронштейны продольной штанги; 6 – резиновые шарниры; 7, 8 – гайки; 10, 11 – кронштейны поперечной тяги; 12 – пружина; 13, 14 – кронштейны пружины; 15 – вибропоглощающая прокладка; 16 – стабилизатор; 17 – кронштейн стабилизатора; 18, 19 – резиновые втулки; 20 – стремянка; 21 – буфер; 22 – амортизатор |
Рис. 4.4. Задняя подвеска с малолистовыми рессорами: 1 – кронштейн амортизатора; 2 – рессора; 3 – амортизатор; 4 – рама; 5 – накладка; 6 – стремянка; 7 – подкладка; 8 – кронштейн серьги; 9 – кронштейн амортизатора; 10 – гайка стремянки;11 – ось; 12 – втулка резиновая; 13 – буфер; 14 – щека серьги внутренняя; 15 – палец; 16 – щека серьги наружная; 17 – гайка пальца |
На отдельные автомобили семейства УАЗ–31512 (в том числе на все автомобили УАЗ–3153) устанавливается передняя пружинная подвеска (
Рис. 4.5. Амортизатор: 1 – проушина; 2 – ограничитель клапана сжатия; 3 – корпус клапана сжатия; 4 – клапан сжатия; 5 – впускной клапан; 6 – резервуар; 7 – цилиндр; 8 – клапан отдачи; 9 – поршень; 10 – перепускной клапан; 11 – шток; 12 – кожух; 13 – направляющая втулка штока; 14 – нижнее уплотнительное кольцо; 15 – сальник; 16 – верхнее уплотнительное кольцо; 17 – обойма сальников; 18 – гайка резервуара; 19 – шайба; 20 – защитное кольцо; 21 – сальник штока; 22 – буфер отбоя (для пружинной подвески) |
Передние и задние амортизаторы (
Рис. 4.2. Пеpедняя подвеска автомобилей семейства УАЗ–3741: 1 – пеpедний кpонштейн рессоры; 2 – рама; 3 – pессоpа; 4 – накладка; 5 – буфеp; 6 – подкладка буфеpа; 7 – амоpтизатоp; 8 – кpонштейн амоpтизатоpа; 9 – задний кpонштейн pессоpы; 10 – pезиновая подушка; 11 – кpышка кpонштейна; 12 – палец амоpтизатоpа; 13 – pезиновые втулки; 14 – подкладка; 15 – стяжной болт; 16 – стpемянка; 17 – хомуты |
1. Отверните гайки стремянок 16 (см.
Рис. 4.6. Пpиспособление для установки pессоp на автомобилях семейства УАЗ– 3741: 1 – pессоpа; 2 – pама; 3 – pычаг; 4 – обойма винта; 5 – головка; 6 – чека |
5. Снимите рессоры с резиновыми подушками. Установку рессор производите в обратном порядке. При этом выпрямите рессору с помощью специального приспособления (
Рис. 4.7. Размеpы ключа для снятия гайки pезеpвуаpа амоpтизатоpа |
1. Закрепите амортизатор за нижнюю монтажную проушину в тисках, переместите поршень в верхнее положение. Затем ключом (рис. 4.7) отверните гайку резервуара.
2. Легким покачиванием за верхний конец выньте шток вместе с поршнем из рабочего цилиндра. При этом будьте особенно внимательны с тем, чтобы не повредить полированную поверхность штока.
3. Выньте из резервуара рабочий цилиндр и полностью слейте амортизаторную жидкость.
4. Закрепите шток в тисках за верхнюю монтажную проушину, отверните гайку поршня. Снимите поршень с клапанными деталями, направляющую и обойму сальника.
Все детали амортизатора промойте в бензине или керосине. Промытые и высушенные детали тщательно осмотрите и выявите те, которые подлежат исправлению или замене.
При осмотре деталей клапанных узлов особое внимание обратите на состояние клапанных кромок. При наличии на запорной поверхности клапана или его седле рисок, следов значительного износа и прочих дефектов устраните их притиркой. Детали клапанов, на которых при осмотре обнаружите трещины и изломы, замените.
Сборку амортизатора производите в обратном порядке с учетом следующего:
1. Новый пенополиуретановый сальник перед постановкой пропитайте амортизаторной жидкостью.
2. Резиновый сальник штока установите в обойму таким образом, чтобы надпись «низ» на нем была обращена к поршню. Перед установкой сальника на шток его сопрягаемые со штоком внутренние поверхности смочите амортизаторной жидкостью.
3. Рабочий цилиндр с запрессованным в него узлом клапана сжатия установите в резервуар, затем залейте амортизаторную жидкость (320 см3 – для амортизаторов с диаметром цилиндра 35 мм; 345 см3 – с диаметром 40 мм; 295 см3 – для передних амортизаторов автомобилей с пружинной подвеской), при этом цилиндр заполните доверху, а остаток жидкости влейте в резервуар.
Для заправки амортизаторов применяйте амортизаторную жидкость в соответствии с таблицей смазывания. Количество заливаемой жидкости также должно строго соответствовать заправочному объему амортизатора. Допустимая разница может составлять не более ±5 см3. Несоблюдение указанных рекомендаций приведет к нарушению работы амортизатора и даже выходу его из строя.
4. В рабочий цилиндр вставьте шток с поршнем, цилиндр закройте направляющей и затем, аккуратно расправив сальник резервуара по торцу направляющей, заверните гайку резервуара.
Вновь собранный амортизатор перед постановкой на автомобиль прокачайте, перемещая шток до тех пор, пока усилие не станет постоянным по всей величине хода. Это необходимо для удаления воздуха из полостей рабочего цилиндра.
Видео про «Подвеска автомобиля» для УАЗ 3151
Лифт подвески. Установка 33 колёс
UAZOBAZA # 79 Компоненты для перехода старых УАЗов с рессорной подвески на пружинную
УАЗ на пневме — видеообзор работы подвески на разных давлениях
Подвеска – Ходовая – УАЗ
Подвеска автомобиля состоит из четырех продольных полуэллиптических рессор, работающих совместно с гидравлическими телескопическими амортизаторами двухстороннего действия (рис.194, 195).
Рис.194. Передняя подвеска автомобилей семейства УАЗ-31512:
1-передний кронштейн; 2-рама; 3-буфер; 4-накладка; 5-кронштейн амортизатора; 6-амортизатор; 7-задний кронштейн; 8-резиновые втулки; 9-наружная щека серьги; 10-внутренняя щека серьги; 11-стремянка; 12-подкладка; 13-рессора; 14-шайба; 15-втулка рессоры; 16-ось рессоры
Рис.195. Передняя подвеска автомобилей семейства УАЗ-3741:
1-передний кронштейн рессоры; 2-рама; 3-рессора; 4-накладка; 5-буфер; 6-подкладка буфера; 7-амортизатор; 8-кронштейн амортизатора; 9-задний кронштейн рессоры; 10-резиновая подушка; 11-крышка кронштейна; 12-палец амортизатора; 13-резиновые втулки; 14-подкладка; 15-стяжной болт; 16-стремянка; 17-хомуты
Передние рессоры автомобилей семейства УA3-31512 состоят из 8 листов, задние — из 7 или 9 листов, в зависимости от комплектации.
Передние и задние рессоры автомобилей семейства УАЗ-3741 одинаковые и взаимозаменяемые, состоят из 13 листов. Крепление передних и задних рессор аналогичное.
На отдельные автомобили семейства УАЗ-31512 (в том числе на все автомобили УАЗ-3153) устанавливается передняя пружинная подвеска (рис.196) и задняя подвеска с малолистовыми рессорами (рис.197).
Рис.196. Передняя пружинная подвеска:
1-продольный рычаг; 2-поперечная тяга; 3, 9 резинометаллические шарниры; 4, 5-кронштейны продольного рычага; 6-резиновые шарниры; 7, 8-гайки; 10, 11-кронштейны передней тяга; 12-пружина; 13, 14-кронштейны пружины»; 15-вибропоглощающая прокладка; 16-стабилизатор; 17-кронштейн стабилизатора; 18, 19-резиновые втулки; 20-стремянка; 21-буфер; 22-амортизатор
Рис.197. Задняя подвеска с малолистовыми рессорами:
1-кронштейн амортизатора; 2-рессора; 3-амортизатор; 4-рама; 5-накладка; 6-стремянка; 7-подкладка; 8-кронштейн серьги; 9-кронштейн амортизатора; 10-гайка стремянки; 11-ось; 12-втулка резиновая; 13-буфер; 14-щека серьги внутренняя; 15-палец; 16-щека серьги наружная; 17-гайка пальца
Малолистовая рессора состоит из 3 листов (для автомобиля УАЗ-3153 — из 4 листов).
Передние и задние амортизаторы (рис.198) всех автомобилей, кроме автомобилей с пружинной подвеской, одинаковые и взаимозаменяемые.
Рис.198. Амортизатор:
1-проушина; 2-ограничитель клапана сжатия; 3-корпус клапана сжатия; 4-клапан сжатия; 5-впускной клапан; 6-резервуар; 7-цилиндр; 8-клапан отдачи; 9-поршень; 10-перепускнойклапан; 11-шток; 12-кожух; 13-направляющая втулка штока; 14-нижнее уплотнительное кольцо; 15-сальник; 16-верхнее уплотнительное кольцо; 17- обойма сальников; 18-гайка резервуара; 19-шайба; 20-защитное кольцо; 21-сальник штока; 22-буфер отбоя (для пружинной подвески)
У автомобилей с передней пружинной подвеской и задней с малолистовыми рессорами передние амортизаторы имеют меньшую длину (на 25 мм).
На автомобили могут устанавливаться комплектно амортизаторы с диаметром цилиндров 35 мм и 40 мм. Допускается установка амортизаторов разной размерности комплектно по осям.
Подвеска УАЗ: https: https://uaz.service-manual.company/hodovaya/podveska-uaz/