Проточка тормозных дисков автомобиля
«Тормозные диски под замену» — обычный вердикт автосервисов при биении руля или бороздах на рабочей поверхности дисков. Однако цена за комплект новых тормозных дисков кусается. Можно ли продлить им жизнь с помощью проточки? Разбираемся, есть ли смысл точить тормозные диски и как делать это правильно.
Тормозные диски — это основа тормозной системы. Именно они замедляют машину, взаимодействуя с тормозными колодками. Только с идеально ровными дисками тормозной путь минимален, а на рулевом колесе и педали тормоза отсутствуют вибрации. Разница тормозного пути автомобилей с ровными и кривыми дисками при скорости 120 км/ч может достигать 10–20 метров, что весьма существенно. В медленном городском потоке негативный эффект от повреждённых дисков, конечно, будет меньше — но иногда тех самых сантиметров и не хватает, чтобы остановиться вовремя.
Другой важный фактор: большинство современных автомобилей оборудованы ABS и системой стабилизации, которые используют тормозные диски и колодки, притормаживая колёса по отдельности. Алгоритмы работы этих систем рассчитаны на исправное состояние дисков. Если у дисков присутствует биение, работа электронных систем серьёзно нарушается, что может создать опасную ситуацию при резком торможении.
Почему нарушается геометрия тормозных дисков
Устройство тормозных дисков автомобиля сложнее, чем кажется на первый взгляд — это не просто круглые чугунные болванки, а технологичные и довольно хрупкие детали.
Движущийся автомобиль обладает кинетической энергией. При торможении она переходит в тепловую, а образовавшееся тепло рассеивают тормозные диски — для лучшего отвода тепла передние диски делают вентилируемыми. При серии резких замедлений температура тормозных дисков доходит до 500 °C — они в прямом смысле раскаляются докрасна, причём делают это неравномерно. Пик температуры находится в области контакта диска с тормозными колодками; на других участках температура ниже, в том числе за счёт охлаждения воздухом. Из-за температурных перепадов диск постепенно деформируется и изнашивается неравномерно, что и приводит к биению.
Более быстрый способ коробления диска — «шоковое» охлаждение. Если после агрессивной езды с резкими разгонами и торможениями попасть колесом в глубокую лужу, от тормозного диска повалят клубы пара — все автомобилисты видели такую картину. Из-за быстрого охлаждения диск искривляется, возникает биение его рабочей поверхности относительно оси вращения. Результат — вибрации на руле при торможении.
Рабочая поверхность диска страдает не только из-за перепадов температур. Кольцевые неровности, борозды и задиры на дисках возникают из-за тормозных колодок низкого качества, их критического износа (до металла) или попадания песка и грязи между диском и тормозными колодками. Свою лепту вносит и обычная коррозия — тормозные диски делаются из чугуна, поэтому быстро ржавеют.
Зачем протачивать тормозные диски
Любое повреждение рабочей поверхности тормозных дисков влечёт ухудшение их работы. Даже если вы не чувствуете биение на руле, кольцевая выработка на диске или бурт на внешней кромке снижают площадь прилегания тормозных колодок — особенно новых, которые ещё не приработались под его дефекты. Поэтому при плановой замене колодок всегда выполняют проверку дисков.
Проблемный тормозной диск нужно заменить или проточить. Качественные диски стоят дорого (тем более, что менять их нужно парой), а проточка является более дешёвой альтернативой замене. Она представляет собой ремонт диска: с рабочей поверхности стачивают повреждённый слой металла, и диск снова становится как новым, что позволяет отсрочить его замену. Квалифицированно выполненная проточка убирает биение диска и обеспечивает максимальную площадь прилегания новых колодок к рабочей поверхности, что восстанавливает заводскую эффективность торможения.
Правильная проточка тормозных дисков
Перед проточкой обязательно замеряется остаточная толщина тормозных дисков — минимальная толщина указана в инструкции к автомобилю или непосредственно на дисках. Слишком тонкие тормозные диски не смогут полноценно отводить тепло и станут хрупкими при нагреве в процессе работы, поэтому должны быть заменены.
Нужно учесть, что проточка «съедает» 0,25–0,5 мм толщины диска (в зависимости от глубины повреждений), поэтому механик должен определить, останутся ли диски в заводских допусках после процедуры. Если толщина дисков уже приближается к минимальной, протачивать их нет смысла — проездить на них долго после проточки вы не сможете.
Для выполнения проточки тормозной диск обязательно демонтируется с автомобиля. Установок, которые протачивают диск непосредственно на ступице без снятия с машины, лучше избегать — они не обеспечивают параллельности рабочей и привалочной поверхностей диска. Лучше протачивать тормозные диски со снятием, на стационарном станке. Например, в автосервисах Гиперавто используют полуавтоматические корейские токарные установки Auto Pro-Up DBL-STAR, предназначенные специально для проточки тормозных дисков и барабанов. Параллельность поверхностей в них обеспечивает конструкция станка: диск точно крепится на валу с помощью комплектных оправок.
Рабочие поверхности диска протачиваются в несколько проходов — механик контролирует процесс, регулируя толщину снимаемого резцом металла в зависимости от глубины борозд и биения диска.
В пару к проточенным дискам всегда устанавливают новые тормозные колодки.
Когда не стоит протачивать тормозные диски
К сожалению, тормозные диски невозможно протачивать бесконечно. Регламентный износ диска (разница между номинальной и минимальной толщиной) обычно составляет 3 мм — в среднем запаса толщины хватает на 2–3 проточки. Когда остаточная толщина подбирается к минимально допустимой, тормозные диски нужно заменить на новые.
Также существуют дефекты дисков, при которых проточка просто не поможет. Это трещины, выкрашивания и глубокие механические повреждения — такой диск нужно сразу менять на новый, не пытаясь чинить его.
Подводя итог, проточку можно назвать разумной экономией, позволяющей безопасно восстановить характеристики тормозных дисков. Но только при квалифицированном выполнении на стационарном станке (со снятием), с обязательными замерами остаточной толщины рабочей поверхности и при отсутствии структурных дефектов диска. Если хоть одно из этих требований не соблюдается, лучше купить новые тормозные диски — безопасность важнее.
Проточка тормозных дисков Pro-Cut
Проточка тормозных дисков Pro-CutНаименование работы | Примеры автомобилей | Стоимость, руб |
Восстановление геометрии рабочей поверхности тормозного диска (легковой класс) за 1шт. | MITSUBISHI Lancer 9,10, TOYOTA Corolla 150,180,210, Auris, Yaris; NISSAN Almera G15, Note, Tiida | 1560 |
Восстановление геометрии рабочей поверхности тормозного диска (легковой бизнес класс) за 1шт. | TOYOTA Camry V40,50,70, NISSAN Teana J32,33, INFINITI G-; LEXUS ES-, GS-. | 1760 |
Восстановление геометрии рабочей поверхности тормозного диска (кроссовер) за 1шт. | NISSAN Qashqai J10,11, Juke; MITSUBISHI ASX, Outlander III, Outlander XL; NISSAN X-trai T31,T32, TOYOTA RAV4-; INFINITI EX-. | 2040 |
Восстановление геометрии рабочей поверхности тормозного диска (внедорожник, минивен, микроавтобус) за 1шт. | MITSUBISHI Pajero 4, Sport 2, 3 QX, L200 IV, V, NISSAN Murano Z51, Z52, Pathfinder, Patrol Y62; TOYOTA Highlander- , Land Cruiser 200, Prado 150 FORTUNER; LEXUS RX-, GX-460. | 2240 |
Восстановление геометрии рабочей поверхности тормозного диска (представительский класс, спорт) | Lexus,IS-F; INFINITI M. | 2540 |
Восстановление геометрии рабочей поверхности тормозного диска (внедорожник, кроссовер,) за 1шт. | INFINITI (JX, QX 60), (FX, QX 70), (QX-56, 80) LEXUS LX-570, LS-. | 2840 |
Замена передних тормозных колодок | Любой автомобиль MITSUBISHI, TOYOTA, NISSAN, INFINITI, LEXUS | от 1050 |
Замена задних тормозных дисковых колодок | Любой автомобиль MITSUBISHI, TOYOTA, NISSAN, INFINITI, LEXUS | от 1050 |
Чистка ступицы от ржавчины за 1 шт. | Любой автомобиль MITSUBISHI, TOYOTA, NISSAN, INFINITI, LEXUS | 670 |
Профилактика или восстановление геометрии тормозных дисков с перфорацией и насечками | Любой автомобиль MITSUBISHI, TOYOTA, NISSAN, INFINITI, LEXUS | +25% к стоимости по прайсу |
Восстановление геометрии тормозных дисков за 4 шт | Любой автомобиль MITSUBISHI, TOYOTA, NISSAN, INFINITI, LEXUS | Скидка 10% |
Профилактика или восстановление геометрии тормозных дисков, установленных на автомобиль нештатно | Любой автомобиль MITSUBISHI, TOYOTA, NISSAN, INFINITI, LEXUS | По договоренности |
Когда требуется проточка тормозных дисков
Последствия плохой работы тормозной системы самые непредсказуемые
В любом автомобиле, будь то самый совершенный современный вариант или бюджетная модель, система торможения является одной из самых важных составляющих обеспечения безопасности движения.
Тормоза вашей машины должны быть идеальными всегда!
Из-за низкого качества покрытия наших дорог система торможения страдает особенно сильно. На значительных неровностях, преодолеваемых даже на небольших скоростях, происходят множественные удары, передающиеся на ступицы колес. Постепенно это приводит к увеличению люфта. В результате ступица в процессе ее вращения начинает совершать ритмические колебания, передающиеся на тормозные колодки. Как следствие, вся тормозная система начинает ускоренно изнашиваться. В этом случае вам нужен будет или ремонт тормозных дисков (например, проточка), или их замена.
Симптомы износа дисков или тормозных колодок:
- вибрации на руле
- появление биения в педаль в процессе торможения.
Стоит ли говорить о том, что в таких условиях резко снижается эффективность торможения, а значит нарушаются требования по безопасности движения.
Зачем требуется проточка тормозных дисков
При появлении в автомобиле вышеуказанных симптомов каждому автомобилисту становится ясно, что следует срочно принимать какие-то меры, вплоть до полного ремонта тормозной системы. Простая замена тормозных колодок на новые в этой ситуации мало что дает.
В сервисных центрах дают рекомендацию: необходима проточка тормозных дисков.
Часто в сервисных центрах дают рекомендацию о проточке тормозных дисков. Звучит это достаточно неприятно и с точки зрения масштаба ремонта (это как серьезная хирургическая операция), и с точки зрения необходимых при этом материальных затрат. На самом деле все не так мрачно. Если, конечно, тормозные диски не изношены, то в хорошо оборудованном сервисном центре проточку выполнят достаточно быстро.
Есть несколько вариантов проточки дисков:
- Со снятием
- Без снятия
- PRO-CUT
Важно, что перед проточкой должна быть проведена обязательная процедура проверки состояния дисков на диагностическом измерительном оборудовании. Если в результате проверки выяснится, что диск сильно изношен, то лучше его заменить.
Мы расскажем о передовой технологии PRO-CUT.
Так выглядит типичный изношенный тормозной диск.
Как работает PRO-CUT
Ваша выгода от проточки тормозных дисков на оборудовании Pro-Cut
Станок проточки тормозных дисков PRO-CUT
PRO-CUT — лучшая технология проточки в мире!
Выполнение проточки дисков Pro-cut осуществляется по самой совершенной технологии и предоставляет следующие преимущества:
- Время выполнения операции минимально, поскольку не требуется демонтаж суппорта, все настроечные и контрольные операции осуществляются автоматически.
- Высокая точность выполнения работ и сведение к минимуму «человеческого фактора» обеспечивает наивысшее качество ремонта.
- Эффективность работы тормозной системы восстанавливается до уровня нового автомобиля, что повышает безопасность поездок.
- С восстановленным диском уменьшается износ смежных деталей тормозной системы.
- Владелец получает существенное снижение материальных и временных затрат на восстановление работоспособности своего автомобиля. На проточку дисков цена формируется с учетом уменьшения трудоемкости ремонтных работ.
Если вам требуется проточка дисков в Москве, сервисный центр «Техновиль» будет рад помочь провести ремонт вашего автомобиля на самом высоком техническом уровне с наилучшим качеством. К нам приезжают не только с ближайших округов Москвы (ЮАО, ЮВАО, ЮЗАО), но и с других районов. Наши мастера, получившие сертификаты PRO-CUT, решат проблему с дисками любой сложности!
Вручение сертификата PRO-CUT нашему сервисному центру
Сервисный центр «Техновиль» является сертифицированным PRO-CUT автоцентром, в котором оборудование установлено и введено в эксплуатацию. Наши специалисты прошли соответствующую подготовку и в совершенстве овладели технологией проточки тормозных дисков без снятия с автомобиля на станке PRO-CUT.
Адреса технических центров ТЕХНОВИЛЬ
ТЕХНОВИЛЬ – ЛЕНИНСКИЙ
- Ленинский проспект
- Адрес: Москва, 2-й Донской проезд, д.10 стр.3
- Телефон: +7(495) 135-20-08
- Время работы: ежедневно c 9 до 20 часов
Заказать обратный звонок
Руководство покупателя по тормозной жидкости – минеральное масло в сравнении с жидкостью DOT
Для правильной работы гидравлических дисковых тормозов требуется использование специальной жидкости. Когда вы тянете рычаг, жидкость в системе заставляет колодки соприкасаться с дисковым ротором и обеспечивает безопасную остановку.
В велосипедных тормозах используется тормозная жидкость двух типов – минеральное масло и жидкость DOT.
Крайне важно использовать жидкость, указанную производителем тормозной системы. Невыполнение этого требования приведет к преждевременному отказу тормозов.
Здесь мы более подробно объясним различные типы тормозной жидкости, в каких системах они используются, и ответим на некоторые распространенные вопросы о жидкостях.
Какова роль тормозной жидкости?
Правильная жидкость обеспечивает оптимальную работу тормозов. Ян Линтон / Immediate Media
При нажатии на рычаг тормоза поршень в рычаге нажимается, направляя жидкость по гидравлическому шлангу к тормозному суппорту. Это вынуждает поршни выходить из своего гнезда в суппорте (так называемые отверстия). Тормозные колодки закреплены на поршнях, поэтому, когда поршни перемещаются, тормозные колодки соприкасаются с дисковым ротором.
Когда вы отпускаете рычаг, жидкость возвращается в резервуар.
Тормозная жидкость должна выдерживать высокие температуры и, как правило, имеет высокую температуру кипения, намного превышающую температуру, которой тормоза подвергались бы в нормальных условиях.
Тормозная жидкость также несжимаема, что обеспечивает передачу всей мощности от рычага на колодки.
Гидравлическая тормозная система обеспечивает лучшую модуляцию по сравнению с механическими дисковыми тормозами с тросовым приводом или ободными тормозами.
Поскольку гидравлическая система герметична и не требует натяжения тросов, она обеспечивает более надежное торможение. Жидкость, находящаяся в бачке рычага, эффективно дополняет систему с течением времени по мере износа тормозных колодок, что обеспечивает стабильное торможение.
Эта улучшенная модуляция и контроль силы торможения в зависимости от того, насколько сильно вы нажимаете на рычаг, также означает, что у вас меньше шансов заблокировать колесо при использовании тормозов.
Что такое минеральное масло?
Shimano — один из самых известных брендов, использующих минеральное масло, а также Campagnolo и Magura. Мэтью Ловеридж / Immediate Media
«Минеральное масло» — это расплывчатый и нерегулируемый термин, который не относится к какой-то конкретной жидкости.
Все производители, использующие минеральное масло, используют жидкость собственного сорта.
Преимущества и недостатки минерального масла
Преимущества минерального масла заключаются в том, что оно служит дольше и не вызывает коррозии лакокрасочного покрытия вашего велосипеда. Тем не менее, если что-то все же попадет на компонент или лакокрасочное покрытие, вы все равно должны вытереть его изопропиловым спиртом и тряпкой.
Также не должно вызывать раздражения рук, если на них случайно попадет минеральное масло, но мы рекомендуем надевать защитные очки и перчатки при прокачке тормозов, чтобы быть в безопасности.
Недостатком минерального масла является то, что оно не регулируется, и в результате не все минеральные масла созданы равными.
Это означает, что вам следует избегать смешивания минеральных масел, и вам обычно нужно покупать его в местном магазине велосипедов или в интернет-магазине велосипедов, в отличие от DOT, который более доступен, поскольку он используется в автомобильной промышленности.
Однако тот факт, что он не регулируется, можно рассматривать как преимущество для производителя, поскольку это означает, что он полностью контролирует процесс производства своей тормозной жидкости.
Кроме того, хотя минеральное масло не гигроскопично (это означает, что оно не поглощает влагу из воздуха), при попадании воды в систему она будет скапливаться на суппорте. Это снижает эффективность торможения.
Какие марки используют минеральное масло?
Shimano использует минеральное масло собственной разработки. Велорадар
Shimano, Magura и Campagnolo — тройка крупнейших производителей, использующих минеральное масло. Некоторые тормоза Formula также используют его, и SRAM теперь выпустила тормоз на минеральном масле под названием DB8, хотя в остальном бренд использует жидкость DOT.
Clarks, Promax и Tektro/TRP также используют минеральное масло.
Шимано
Shimano использует минеральное масло собственной разновидности, которое совместимо со всеми его тормозами и имеет фиолетовый или красный цвет.
Shimano говорит, что вы должны использовать только собственное минеральное масло, а использование любого другого не только аннулирует гарантию, но и разрушит уплотнения, используемые в системе.
Магура
Magura использует минеральное масло собственной разновидности под названием «Королевская кровь» синего цвета.
Кампаньоло
В оригинальных дорожных комплектах Campagnolo использовалось минеральное масло Magura’s Royal Blood (переименованное в Campagnolo).
В тормозах Ekar итальянского бренда используется собственное минеральное масло красного цвета. Campagnolo будет использовать эту жидкость во всех своих гидравлических дисковых тормозах в будущем.
Он по-прежнему совместим с Magura Royal Blood, но если вы собираетесь его использовать, убедитесь, что вы сначала вымыли всю красную жидкость из системы.
ОЗУ
Хотя в тормозах SRAM исторически использовалась жидкость DOT, бренд недавно представил DB8, в котором вместо нее используется минеральное масло. Тормоз продается как альтернатива Code (тормоз для спуска) с минеральным маслом, но SRAM говорит, что он не обладает такой большой мощностью из-за замены жидкости.
SRAM разработала минеральное масло в сотрудничестве с Maxima. Бренд заявляет, что он не впитывает воду, и его не нужно менять или прокачивать так регулярно, как DOT 5.1.
Что такое жидкость DOT?
Все тормоза SRAM, за исключением DB8, используют жидкость DOT 5.1. Уоррен Росситер / Immediate Media
ЖидкостьDOT является другим основным типом тормозной жидкости. В отличие от минерального масла, оно регламентировано и используется в автомобильной промышленности. Он получил свое название от «Министерства транспорта». Обычно существует четыре типа жидкости DOT в порядке точки кипения: DOT 3, DOT 4, DOT 5 и DOT 5.1.
DOT 5 не используется в велосипедных тормозах, потому что он основан на силиконе, в то время как другие жидкости основаны на гликоле, и использование DOT 5 может привести к набуханию уплотнений.
Большинство брендов, как правило, используют DOT 4 или DOT 5.1 из-за их более высокой температуры кипения, при этом 5.1 является вершиной.
Преимущества и недостатки жидкости DOT
Не забудьте накрыть тряпкой все места, на которые может просочиться жидкость DOT, поскольку она вызывает коррозию. Мэтью Аллен / Immediate Media
Основным преимуществом жидкости DOT является ее широкая доступность, причем не только в веломагазинах или специализированных интернет-магазинах, поскольку она также используется в автомобильной промышленности. Это также обычно дешевле, чем минеральное масло.
Основным недостатком жидкости DOT является то, что она гигроскопична, то есть впитывает воду, в отличие от минерального масла.
Точка кипения со временем снижается, поскольку внутрь попадает больше влаги, что снижает эффективность тормозов, что приводит к снижению тормозной способности и возможному износу тормозов.
Вот почему важно прокачивать тормоза не реже одного раза в год, чтобы предотвратить эти проблемы.
Минимальная температура кипения жидкости DOT 5.1 составляет 270 градусов Цельсия в сухом виде и 190 градусов Цельсия во влажном состоянии (т. е. в систему попало некоторое количество воды).
Хотя маловероятно, что ваши тормоза когда-либо достигнут такого давления, существует повышенная вероятность отказа тормозов, когда жидкость со временем попадает в воду и система нагревается, например, при длительном альпийском спуске, по сравнению с тем, когда она недавно истек кровью.
Говорят, что жидкостьDOT обычно пропускает от двух до трех процентов своего объема в воду в год, хотя это может быть и выше, если вы живете в особенно влажных условиях.
Хотя жидкость DOT пропускает влагу, вода не скапливается в одном месте, а распределяется по всей жидкости, что обеспечивает хорошие характеристики.
ЖидкостьDOT также вызывает коррозию и может повредить лакокрасочное покрытие. Вы должны соблюдать осторожность при прокачке тормозной жидкости и носить подходящие защитные очки и перчатки, а также немедленно вытирать пролитую жидкость изопропиловым спиртом.
Какие бренды используют жидкость DOT?
Соединения SRAM Bleeding Edge значительно упрощают и делают менее грязной прокачку гидравлических дисковых тормозов. Джош Паттерсон / Immediate Media
SRAM и Hope являются основными брендами, использующими жидкость DOT. Он также используется производителем тормозов Hayes и в некоторых тормозах Formula.
ОЗУ
SRAM использует тормозную жидкость DOT 5.1. Вы также можете использовать DOT 4, который имеет более низкую температуру кипения.
Надежда
ТормозаHope также используют жидкость DOT 5.1.
Можно ли смешивать жидкости?
Нет. Ни при каких обстоятельствах нельзя смешивать тормозные жидкости, так как это приведет к ухудшению качества уплотнений и преждевременному отказу тормозов.
Если вы не уверены, какая жидкость используется в ваших тормозах, это обычно указывается где-то на рычаге или суппорте. Кроме того, вы можете проконсультироваться у производителя или в местном магазине велосипедов.
Как долго можно хранить тормозную жидкость?
Минеральное масло можно хранить на полке сколь угодно долго, даже если вскрыта пломба, и эффективность торможения при его использовании не снизится.
ЖидкостьDOT притягивает влагу, как только вы открываете бутылку. Подумайте о покупке небольшого количества, например, 100 мл, которого должно хватить на два-три кровотечения. SRAM говорит, что срок годности обычно составляет до одного года.
Как часто нужно прокачивать тормоза?
Прокачка или обслуживание тормозов может иметь большое значение. Велорадар
Как правило, прокачивать тормоза следует раз в год или когда тормозной рычаг кажется губчатым.
Системы могут пропускать воду, влагу и загрязняющие вещества, и невозможно определить, изменился ли цвет жидкости без кровотечения, что приводит к попаданию новой жидкости в систему.
Если вы заметили, что ваша тормозная жидкость обесцвечивается при прокачке, вам следует закрыть шприц, заменить жидкость и повторять процедуру до тех пор, пока в шприц или ведро для прокачки не перестанет поступать обесцвеченная жидкость.
Вы должны использовать специальные комплекты для прокачки для любой жидкости, и вы не должны смешивать жидкости в одном комплекте.
Авторы
Оскар Хакл — технический писатель BikeRadar. Он был заядлым велосипедистом с подросткового возраста, сначала заразился шоссейным велоспортом и катался в местном клубе. С тех пор его приучили к гравийной езде, а совсем недавно он увлекся темным искусством катания на горных велосипедах. Его любимые аттракционы — это эпические дороги или гравийные маршруты, и он также сильно увлекся байкпакингом после прохождения Пути короля Альфреда и Пути Западного Керноу. Оскар имеет степень бакалавра в области английской литературы и кинематографии и имеет почти десятилетний опыт работы в велосипедной индустрии, сначала работая на различных должностях в Evans Cycles, а затем присоединившись к Carbon Bike Repair. Он особенно любит экзотику инструментов для мастерских и является сторонником групсетов Campagnolo. Оскар предпочитает легкие шоссейные и гравийные рамы с простыми трубчатыми формами, а не последнюю тенденцию к аэродинамике и полной интеграции. Он одержим тем, чтобы быть в курсе всех последних технологий, зациклен на мельчайших деталях и известен своим уникальным мнением.
Теги
DOT и минеральное масло — в чем разница?
Большинство компонентов тормозной системы вашего велосипеда можно настроить по индивидуальному заказу, включая размер ротора, состав колодок, регулировку вылета и другие параметры. Но есть одна вещь, с которой вы никогда не захотите экспериментировать со своими тормозами — это тип гидравлической жидкости, используемой в вашей тормозной системе.
Существует два основных типа: минеральное масло и жидкость DOT. На первый взгляд, обе эти жидкости используются под давлением в закрытой системе. Когда вы нажимаете на рычаг тормоза, гидравлическая жидкость проталкивается через тормозные магистрали. Поскольку жидкость, как правило, несжимаема, это приводит к тому, что поршни вашего суппорта выталкиваются, прижимая колодки к ротору.
Эти гидравлические принципы справедливы для всех тормозных систем, но это не означает, что жидкость DOT и минеральное масло взаимозаменяемы. Производители разработали свои тормоза для использования только определенного типа, и попытка использовать что-то другое приведет к повреждению уплотнений, коррозии, неустойчивой эффективности торможения и аннулированию гарантии, если возникнут какие-либо другие проблемы.
Почему одна тормозная компания выбрала минеральное масло, а не DOT? Или наоборот? И почему замена жидкостей вызывает столько проблем?
Это связано с характеристиками этих типов жидкостей и с тем, чего пытается добиться производитель тормозов.
Это также связано с различием используемых уплотнений: в системах DOT используется каучук EPDM, а в системах с минеральным маслом — нитрил (NBR). Если в ваших тормозах используется несовместимая жидкость, это приведет к набуханию уплотнений, их прилипанию и, в конечном итоге, к выходу из строя по мере ослабления резины.
Основные различия, которые следует учитывать
Чтобы понять разницу между этими двумя типами жидкостей, мы можем начать с рассмотрения их двух основных целей: передавать воздействие от тормозного рычага на суппорт и противостоять сильному нагреву, создаваемому трением. колодок на роторе.
Переменные, которые позволяют выполнять эти две функции:
Точка кипения : Чем выше точка кипения, тем больше тепла может выдержать система, прежде чем вы почувствуете исчезновение тормозов. Затухание тормозов происходит, когда жидкость становится достаточно горячей, чтобы превратиться в газ. Поскольку газ сжимаем, у вас больше не будет твердого ощущения, когда вы нажимаете на рычаг тормоза. Как только происходит этот тип затухания тормозов, и жидкость превращается в газ, вашу тормозную систему необходимо прокачать. Исчезновение тормозов также зависит от типа состава, из которого изготовлены ваши тормозные колодки, но разрушение минерального масла и жидкости DOT в вашей системе из-за превышения их точки кипения также приведет к исчезновению.
Водопоглощение : Точка кипения тормозной жидкости может меняться со временем из-за поглощения воды жидкостью. Вот почему периодическая прокачка тормозных магистралей является важной задачей технического обслуживания. Поскольку вода поглощается вашей гидравлической жидкостью, пониженная температура кипения делает ваши тормоза более склонными к износу.
Мы рассмотрим особенности того, как каждая жидкость поглощает воду, в подробном описании типов жидкостей ниже.
О жидкости DOT
Жидкость DOT является одним из наиболее распространенных типов тормозных жидкостей, используемых сегодня, и широко используется в автомобилях и других устройствах. На самом деле аббревиатура DOT означает Департамент транспорта, потому что она регулируется этой организацией и должна соответствовать стандартам, установленным Обществом автомобильных инженеров (SAE).
Это позволяет DOT быть достаточно совместимым между брендами (при условии, что вы придерживаетесь одной и той же классификации) и означает, что все типы DOT имеют установленную минимальную температуру кипения, которой должен придерживаться продукт.
Водопоглощение DOT
Одно из основных отличий жидкости DOT от минерального масла заключается в том, как жидкость поглощает или не поглощает воду. В случае DOT он поглощает воду и, по сути, превращает любую воду в системе в состав гидравлической жидкости. SRAM фактически отмечает это как одну из основных причин, по которой они выбрали DOT вместо минерального масла в своих тормозных системах. Это связано с тем, что, хотя поглощение воды снижает температуру кипения жидкости, оно делает это управляемым образом.
Одним из важных соображений относительно жидкости DOT, учитывая, что она поглощает воду, является способ ее хранения. Если оставить его в незапечатанном контейнере, он будет поглощать воду с гораздо большей скоростью. Даже в закрытом контейнере он со временем загрязняется, и его следует использовать быстро после открытия нового флакона. Если вы выполняете прокачку тормозов на своем велосипеде, выбирайте бутылки меньшего размера и покупайте их по мере необходимости, а не покупайте бутыль большего размера с намерением использовать ее в течение долгого времени.
Точка кипения ДОТ
Все жидкости DOT имеют сухую и влажную точки кипения. Сухая точка кипения – это оценка для новой жидкости, в которой нет воды в системе. Влажная точка кипения — это показатель для жидкости, которая со временем поглотила воду. В частности, влажная точка кипения — это температура кипения тормозной системы, которая поглотила 3,7% воды по объему, и ожидается, что это произойдет примерно через 2 года в герметичной тормозной системе.
Ниже приведены значения сухой и влажной точек кипения для различных классификаций жидкости DOT.
Жидкость ДОТ | Сухая точка кипения | Влажная температура кипения | Первичная составляющая |
ДОТ 3 | 205 ℃ (401 ℉) | 140 ℃ (284 ℉) | Эфир гликоля |
ДОТ 4 | 230 ℃ (446 ℉) | 155 ℃ (311 ℉) | Эфир гликоля/эфир борной кислоты |
ДОТ 5 | 260 ℃ (500 ℉) | 205 ℃ (356 ℉) | силикон |
ДОТ 5. 1 | 260 ℃ (500 ℉) | 205 ℃ (356 ℉) | Эфир гликоля/эфир борной кислоты |
Вы заметите, что существует две жидкости DOT «5», разница между которыми заключается в основном компоненте. В велосипедных тормозных системах используются только жидкости DOT на основе гликоля, и DOT 5 не следует заменять DOT 5.1 (это то, что SRAM использует в своих тормозных системах).
Если тормозная система не обслуживается должным образом, эти точки кипения во влажном состоянии будут продолжать снижаться, что приведет к снижению производительности и неспособности тормозной системы смягчить нагрев. SRAM заявляет, что «[их] тесты показали, что [в] даже старой, «влажной» жидкости DOT температура кипения никогда не опускается ниже 180°C, в то время как тормозная система велосипеда редко достигает температуры выше этой точки. Результат: жидкость DOT обеспечивает более стабильное торможение». Тем не менее, важно всегда обслуживать тормоза, чтобы их производительность никогда не падала ниже заданного уровня, а также для предотвращения закипания воды, которая попала в вашу жидкость.
О минеральном масле
Минеральное масло представляет собой дистиллят нефти и часто встречается на полках аптек. Однако это минеральное масло не следует путать с жидкостью для тормозных магистралей и использовать ее в качестве жидкости. В минеральное масло, о котором мы говорим, были добавлены различные присадки для увеличения вязкости жидкости и изменения ее свойств, чтобы сделать ее более подходящей для применения при высоких температурах. Предложение Shimano представляет собой гидравлическую жидкость на основе минерального масла, которая сильно отличается от флакона минерального масла с запахом духов из местной аптеки.
Одним из преимуществ минерального масла по сравнению с жидкостью DOT является то, что оно нетоксично. Если вам случится пролить немного масла на велосипед во время работы, минеральное масло с меньшей вероятностью нанесет какой-либо ущерб другим частям. Это одна из причин, по которой Shimano упоминает, что они решили использовать минеральное масло. Они говорят: «Хотя Shimano производила гидравлические тормоза DOT в 1960-х и 70-х годах, в наших современных тормозах используется минеральное масло. Минеральное масло не повредит окрашенную поверхность и нанесет меньший вред коже и окружающей среде». При этом объем жидкости DOT или минерального масла, который может быть пролит, довольно мал, поэтому вытрите его как можно скорее и постарайтесь не слишком беспокоиться об этом.
Еще одним преимуществом минерального масла является его способность , а не , поглощать воду.
Водопоглощение минерального масла
Минеральное масло является гидрофобным, т. е. не поглощает воду. В отличие от жидкости DOT, ее консистенция не изменится, и любая вода, попадающая в систему, не становится частью жидкости.
Помимо того очевидного преимущества, что ваша тормозная жидкость не впитывает воду, ее гидрофобность также облегчает хранение минерального масла. Вы можете купить его большую бутылку и не беспокоиться о том, что он испортится в течение нескольких месяцев.
Но водобоязнь — это еще не все, чем ее выдумывают.
Температура кипения минерального масла
Поскольку минеральное масло не может поглощать воду, оно сохраняет свою температуру кипения с течением времени. Жидкость DOT имеет сухую и влажную температуру кипения, но когда речь идет о минеральном масле, такого понятия нет. Предполагая, что тормозная система герметична, а количество воды в магистралях сведено к минимуму, она должна иметь постоянную температуру кипения, а большинство гидравлических жидкостей на минеральном масле рассчитаны на температуру около 260 ℃.
Слон в комнате заключается в том, что если в ваших тормозных магистралях достаточно воды, это в конечном итоге приведет к тому, что температура кипения жидкости будет такой же, как у воды при 100 ℃. Почему это происходит? Поскольку вода не впитывается, она попадает в нижнюю часть тормозной системы, так как плотность воды выше плотности минерального масла. Как правило, тормозной суппорт является самой нижней точкой тормозной системы и подвержен наибольшему нагреву. Суппорт нагреет воду, закипит, и вы почувствуете исчезновение тормозов.
Какие производители используют минеральное масло по сравнению с DOT
Минеральное масло
- Shimano
- Магура
- Тектро
- Гатортормоз
ДОТ
- Хейс
- Avid/SRAM
- Формула
- Надежда
Прочее
- Trickstuff — использует Bionol, гидравлическое масло на основе растительного масла
Что лучше — DOT или минеральное масло
Какой из них лучше? Какая бы тормозная система не использовалась в вашем велосипеде, она будет лучшей. Вам нужно будет обслуживать свои тормоза, несмотря ни на что, и если вы будете следовать рекомендуемым производителями интервалам обслуживания, вы не заметите ухудшения характеристик ни от одного из типов жидкости.
Все проблемы, которые мы рассмотрели в отношении водопоглощения и температуры кипения, имеют тенденцию возникать после длительных периодов времени.