Роторный двигатель ваз 2101: их делали на ВАЗе! — журнал За рулем

что известно о машинах ВАЗ с роторно-поршневыми двигателями

Думаете, у Волжского автозавода времен заднеприводной «классики» ничего, кроме дохленьких рядных моторчиков в ассортименте не было? Как бы не так! В истории ВАЗа было целое семейство шустрых движков и в 120, и в 140, и даже в 210 «сил». Правда, доступны они были только штатным испытателям и чекистам. Лишь в конце 1990-х в свободной продаже появились ВАЗы с таинственной аббревиатурой РПД в техпаспорте, которая за годы существования обросла слухами и легендами.

РПД двигатели на ВАЗ по началу были недоступны массовым автолюбителям. Однако попадание на рынок машин с такими специфическими характеристиками, позволило понять истинный уровень и гений советских конструкторов.

Что такое РПД

РПД на ВАЗ стали применять лишь после их относительно успешного внедрения заграницей. Сама история возникновения РПД началась аж в 1920-е годы, когда талантливый немецкий инженер Феликс Ванкель решил построить очередной двигатель внутреннего сгорания, но с отличающейся от привычного мотора конструкцией и более высоким КПД. Так на свет появился умница РПД — роторно-поршневой двигатель, или двигатель Ванкеля.

Чем же так привлёк двигатель РПД ВАЗ и другие крупные мировые автоконцерны? В первую очередь это строение самого РПД. Никаких привычных поршней, шатунов и распредвалов, не нужно преобразовывать возвратно поступательное движение во вращательное, всего две основные движущиеся части: сам ротор, он же поршень, и вал, с которого напрямую можно снимать крутящий момент. Одна секция — это компактный овальный блок, внутри которого крутится ротор. Блоки можно соединять как конструктор, увеличивая мощность мотора. Фантастика!

Конечно, движок Ванкеля оказался не идеальным: сильно грелся, отличался повышенным расходом топлива и масла… С этими минусами РПД ВАЗ и его механики столкнутся потом не раз, но сейчас не о том.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как РПД на ВАЗ появилось

Наибольшего коммерческого успеха в производстве двигателя Ванкеля добилась Mazda с целым семейством РПД. Одна из их гоночных машин впоследствии даже  выиграет престижную гонку Ле-Мана с двигателем РПД как на ВАЗе. Советские инженеры не стали мудрить. Говорите, Mazda съела собаку на РПД? То, что надо!

Как только в СССР заинтересовались этим направлением в моторостроении, наши люди пошли по протоптанной дорожке. Для вновь образованного в 1970-е при ВАЗе конструкторского бюро купили новенькую Mazda RX-2. Инженеры сняли с нее роторный движок, все изучили-измерили и в 1975 году выпустили первый опытный образец односекционного двигателя с индексом ВАЗ-301, а следом ВАЗ-311, который уже пошел в мелкосерийное производство автомобилей для силовых структур. Благодаря двигателю РПД на ВАЗе, машина могла выдавать 70 л.с. и… на этом плюсы заканчивались.

В действительности стоит признать что первый опыт постановки РПД на ВАЗ окончились крахом. Сам же двигатель оказался полным хламом, постоянно выходил из строя и не отличался стабильной работой, так что почти всю партию «копеек» с этим мотором под капотом вернули создателям.

ВАЗ–411: РПД нового уровня

Однако сама идея – поставить на автомобили ВАЗа РПД – тольяттинским умам очень понравилась, несмотря на то, что первый блин вышел большущим комом. Шутка ли — за все время существования спецбюро инженеры успели разработать в общей сложности 38 модификаций РПД, пока специальный отдел при ВАЗе не закрыли в 2004 году. Сразу после неудачного опыта с «триста одиннадцатым» движком, мотористы строят куда более стабильный и надежный двухсекционник ВАЗ-411 мощностью 120 л.с. Его ставили на ВАЗ-21019 и ВАЗ-21059, а поставлялась такая «классика» в гаражи МВД и КГБ. Стоило уже в 1990-е инженерам поменять карбюратор на впрыск, как модернизированный ВАЗ-411-01 выдавал уже 130-140 «сил». Такие РПД шли на ВАЗ-2107 – легендарные «семёрки».

В принципе, двухсекционный ВАЗ-411 оказался наиболее живучим и оптимальным по всем характеристикам. Помимо того, что подобные РПД были на ВАЗ-2105 и последующих моделях, на его основе была построена разновидность для переднеприводных моделей ВАЗа. Именно она, начиная с 1997 года наконец-то и попала в свободную продажу на моделях ВАЗ-2109-91, ВАЗ-21099-91 и ВАЗ-2115-91.

В чём плюс двигателей подобных РПД на ВАЗ? Такой автомобиль разгонялся до 100 км/ч за 8 секунд, а максимальная скорость подбиралась к отметке в 200 км/ч. Ясное дело, в непростые времена диковинную «восьмерку» мог купить только большой оригинал или фанат, ведь насколько она была быстрее обычной, настолько и дороже обычной «Самары». Но спрос хоть был и чертовски низкий, но стабильный.

Почему перестали ставить РПД на ВАЗ

Темой РПД интересовались многие производства в СССР. В числе заказчиков специального бюро ВАЗа были авиапредприятия (МВЗ, КВЗ и другие), производители лодок, амфибий и мотоциклов. Строили на ВАЗе РПД даже для Горьковского автозавода! Среди самых крутых были опытный 140-сильный двигатель для силовых структур, невероятный 210-сильный 3-секционный РПД, который предполагалось устанавливать на правительственные «Волги» и даже 280-сильный агрегат для «Чайки», который, увы, дальше макета не пошел. То есть двигатели типа РПД на ВАЗе не были каким-то нонсенсом: в масштабах страны, они являлись отечественным ответом на тенденции мировой автомобильной промышленности.

Тем не менее, от ротора отказалась даже Mazda, чего уж говорить про Волжский автозавод. При всех своих достоинствах, РПД так и не научился быть надежным — редкий экземпляр проезжал больше 100 000 км, а средний реальный ресурс зачастую оказывался и того ниже. Это и погубило долгосрочную перспективу установок РПД на ВАЗ. Вдобавок, при всей своей инженерной простоте он был в диковинку механикам, да и с запчастями дела обстояли не так гладко, как для классического ДВС. Как итог — в 2004 году все работы спецбюро ВАЗа были прекращены, а само бюро впоследствии ликвидировано.

Роторно-поршневой двигатель на ВАЗ 2101

« предыдущая тема следующая тема »

1



Между прочим были такие интересные машины, правда уже их давно нет но были. Там стоял Ванкель!!! И ехали эти машины за 200, поставлялись в службы МВД СССР. Моторчик малюсенький два ротора всего. Было выпущено немного таких машин, что то около нескольких сотен. Не пошли в серию, а жаль

 

1982 году на выставке НТТМ-82 вазовцы впервые продемонстрировали ВАЗ-21018 — автомобиль с роторно-поршневым двигателем. Машина представляла собой ВАЗ-21011 с силовым агрегатом ВАЗ-311. (Было выпущено 50 автомобилей для опробования в реальных условиях эксплуатации). Но первый блин оказался комом. Не поддержав машины необходимым сервисом и не подготовив соответствующим образом рядового покупателя, разработчики чуть было не загубили начатое дело. За пол года на 49 автомобилях заменили РПД на поршневые двигатели внутреннего сгорания. Основными неисправностями были выход из строя уплотнителей и подшипниковых узлов, появились также недостаточная сбалансированность роторно-эксцентрикового механизма (РЭМ) и плохая топливная экономичность.

Взвесив все «за» и «против», решили отказаться от односекционного варианта РПД и бросить силы на разработку двухсекционного. При этом конструкторская мысль сосредоточилась на искоренении дефектов, выявленных в результате опытной эксплуатации. В итоге в 1982-83 гг. появились новые двигатели ВАЗ-411 (мощность 110-120 л.с., ширина ротора 70 мм) и ВАЗ 413 (140 л.с., ширина ротора 80 мм). Одновременно подыскивается сфера приложения «ротора». Конструкторы получают добро на применение разработок на практике от руководства МВД, ГАИ и КГБ — благо динамические и мощностные показатели моторы выдавали довольно неплохие, располагая при этом необходимым ресурсом, а топливная экономичность была тогда не столь важна. Так появились обычные на вид, но очень резвые ГАЗ-21, -24 и -3102, оснащенные моторами ВАЗ-314. В этот же период тольяттинские специалисты получают выгодный заказ на разработку роторных двигателей для легкой авиации и вертолетов. Автомобили временно отошли на второй план. Даже на появившиеся в 1984 году первые переднеприводные машины не обратили особого внимания.
Тем не менее наработки, полученные в ходе сотрудничества с авиаторами, пошли на пользу. Лишь в 1992 году автомобильная тематика приобретает второе дыхание: появляется РПД для переднеприводных моделей (ВАЗ-414). С опозданием на целых 8 лет! Но, как говориться, лучше поздно чем никогда. Три года на доводку, и вот в конце 97 года базовый двигатель автомобильного направления — ВАЗ-415 — получил сертификат на право установки его на автомобиль общего назначения. До этого РПД устанавливался только на спец технику. ВАЗ-415 отличается от своих предшественников универсальностью. Его установка возможна на любую ВАЗовскую машину — «классику», передне- и полноприводные. Кроме того, РПД можно ставить на «Москвич», а в трехсекционном варианте (ВАЗ-425) — и на «Волгу».

Технические Характеристики Автомобиля ВАЗ-2108-91
Параметр                                      Значение
Масса снаряженного автомобиля, кг       1015
Максимальная скорость, км/ч                 200

Время разгона до 100 км/ч, с                 8,0
Расход топлива, л/100 км —
при скорости 90 км/ч                              7
при скорости 120 км/ч                           10

Между прочим по экономическим показателям надо отдать должное инженерам Тольятти, RX7 и RX8 отдыхают

Знаете ли вы, что Lada выпускала автомобили с роторными двигателями Ванкеля?

Перейти к содержимому

Опубликовано Андрей Неделя

Да, конечно, и здесь вы думали, что это были только Mazda, NSU или Citroen

Да, верно, в 1970-х годах Советы производили автомобили с роторным двигателем. На самом деле Lada удерживала производство Ванкеля с 1978 года вплоть до 1990 года.

Все началось в 1974 году, когда было создано специальное конструкторское бюро двигателей, которое после четырех лет разработки выпустило двигатель ВАЗ-311. Он использовался в вездесущих ВАЗ-2101 «Жигули», оснащая специальные образцы, сделанные для полиции и секретной службы КГБ; агрегат выдавал около 70 л.с. при 6000 об/мин / 95 Нм при 3500–4000 об/мин, но у него были серьезные проблемы с долговечностью, поскольку, как сообщается, он изнашивался всего через 20 000 км пробега.

С 50-процентным увеличением мощности по сравнению с обычным ВАЗ-2101 это сделало автомобиль более маневренным в управлении.

Позже был выпущен двухроторный двигатель, получивший название ВАЗ-411, и он действительно имел довольно большую мощность – заявленные 120 л. с. – и он тоже был разработан исключительно для КГБ и полиции. Как вы можете себе представить, это резко сказалось на характеристиках автомобиля, и мы говорим, что в советской России было довольно сложно обогнать роторную «Ладу», на чем бы вы ни ездили.

В настоящее время эти двигатели пользуются большим спросом у российских автомоделей, желающих сделать что-то радикальное для своих Жигулей. Кроме того, они не портят аутентичности автомобиля, так как они были сделаны Ладой для этой машины — это действительно лучший обмен, который вы могли бы дать своему 2101, даже если агрегат довольно требователен в обслуживании, требует постоянного внимания и частых ремонтов. .

Двухроторный двигатель также использовался в автомобилях ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109, известных на некоторых рынках как Самара. По-видимому, он был способен разогнаться до 100 км/ч за 8 секунд и потреблял 7 л/100 км бензина при постоянной скорости 9 км/ч.0 км/ч.

Единственной не-ВАЗовской моделью, в которой использовался роторный двигатель российского производства, был ГАЗ-3102.

В нем использовался двухроторный двигатель ВАЗ-411, но некоторые машины были оснащены трехроторной установкой ВАЗ-431, которая развивала впечатляющие 210 л.с. предназначался для высокопоставленных сотрудников КГБ.

Источник

Posted in Автомобильные новостиTagged lada, роторный двигатель, ваз, wankel, двигатель ванкеля

Избранные истории

Драгош Бэлтэцяну 21 мая 2019 г.

Шесть десятилетий удовольствия от вождения с открытым верхом Компания Porsche недавно добавила в модельный ряд 911 версию Speedster. Но Speedster глубоко укоренился в ДНК Porsche. Speedster…

Адриан Михалциану 11 февраля 2019 г.

Итальянский автомобильный дизайнер создал одни из самых красивых автомобилей, когда-либо созданных Джузеппе Фигони начинал как еще один автомобильный дизайнер в 1920 с. Но когда он встретил Овидио Фаласки,…

Адриан Михалциану 8 декабря 2018 г.

История немецкой красоты и мощи У Mercedes-Benz есть восхитительная фотогалерея для своих поклонников, и особенно она понравится тем, кто любит его классические купе Пятьдесят лет назад Mercedes-Benz…

Тест-драйвы

Андрей Штирбу 28 августа 2018 г.

Называя себя «хэтчбеком», C4 Cactus доказывает, что не боится испытаний; и не просто испытание, а одно из самых сложных. Общий балл 79/100 В тихом…

Андрей Штирбу 6 августа 2018 г.

Porsche 911 продолжают бить рекорды и оправдывают свое имя. А как же наименее мощный 911? Настоящая спортивная машина или просто все начального уровня…

Андрей Неделя 24 июля 2018 г.

Это новейший среднеразмерный SAC от BMW. Общая оценка 85/100 BMW доказала, сколько красоты на самом деле в глазах смотрящего, своим первым поколением X6 (которое они назвали… 9).0003

Советы сделали быстро(выше) роторные «Лады» для КГБ

Автор:

Kyle Hyatt

Комментарии (9)

Оповещения

4 .

Если эта штука поймала вас до того, как у нее кончился бензин, масло или случилась серьезная механическая поломка, вы попали в беду, товарищ.

Фото: Дэниел, пользователь Car Throttle

Я люблю роторные двигатели. Моей первой машиной была Mazda RX-7 1983 года выпуска с карбюраторным двигателем 12А, и хотя технически она не была ни «быстрой», ни «быстрой», ни даже очень «хорошей», она мне нравилась. С тех пор у меня всегда была слабость к громким, шумным, жадным до топлива маленьким ублюдкам, и сегодня я узнал, что не только Mazda и NSU производят легковые автомобили с роторным двигателем, но и Lada тоже.

Итак, технически не Lada, а ее материнская компания АвтоВАЗ и обычный советский гражданин не могли просто пойти и купить ее — во всяком случае, изначально — потому что эти автомобили в основном предназначались для использования КГБ. Ох уж этот КГБ.

Первым советским Ванкелем была одновинтовая модель под названием ВАЗ-311, выпущенная в 1978 году, всего с 69 лошадиными силами и полезным ресурсом около 12 500 миль, мы все можем согласиться, что это было не очень хорошо. . Тем не менее, для нелицензионной копии уже оклеветанного двигателя компанией (NSU), которая уже отказалась от своей версии (в Ro80), это не может не впечатлять.

Купил Ладу 2107. Это определенно Автомобиль

ВАЗ-311 был помещен в колоссальное шасси ВАЗ-2101 250 (он же Лада 1200, он же советская версия Fiat 124) и получил название ВАЗ-21018. Пока они были не очень надежными и, вероятно, доставляли неудобства КГБ, АвтоВАЗ продолжал работать над их конструкцией.

Следующая версия была выпущена в 1983 году, имела вдвое большее количество роторов и называлась ВАЗ-411. Эта версия якобы была хороша в районе 115-120 л.с., смотря кого спросить, и ставилась на все то же шасси ВАЗ-2101, но на этот раз называлась ВАЗ-21019..

В то время как эта вторая попытка, безусловно, была немного более впечатляющей, чем первая, постоянная ненадежность заставила АвтоВАЗ на некоторое время отодвинуть роторный двигатель на задний план, прежде чем с головой погрузиться в безумие вращения Dorito. В конце концов компания также создала трехроторный двигатель под названием ВАЗ-431, мощность которого предположительно составляла около 205 л.

В 19В 90-х годах было принято решение еще больше распространить любовь к роторным двигателям с выпуском автомобилей ВАЗ-2108 и 2109 (называемых за пределами России Lada Samara).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *