Момент и порядок затяжки болтов
Содержание
- 1 Вступление
- 2 Особенности работы с ГБЦ
- 2.1 Проверка болтов ГБЦ
- 2.2 Подготовка к затяжке
- 2.3 Последовательность затяжки ГБЦ
- 3 Моменты затяжки ГБЦ
Вступление
Головка блока цилиндров (ГБЦ) – это один из самых важных элементов в двигателе автомобиля. Именно ГБЦ служит для распределения топливовоздушной смеси по камере сгорания. Между блоком и ГБЦ устанавливается прокладка, которая выполняется из металла либо паранита, и требует особого трепета при установке в виде затяжки.
При установке ГБЦ следует правильно затягивать болты с нужным моментом и в определенном порядке. Если не соблюсти какой-то из параметров, то вся проделанная работа может быть напрасной.
В данной статье рассказывается о порядке затяжки болтов ГБЦ, а так же моменте с которым нужно производить протяжку головки блока цилиндров на автомобиле Лада Приора.
Особенности работы с ГБЦ
После того как с двигателем будут произведены необходимые работы необходимо производить установку головки блока цилиндров. Между ГБЦ и блоком устанавливается прокладка и производится затяжка ГБЦ, но не все так просто. Для того чтобы правильно и без последствий протянуть головку необходимо проверить крепежные болты, соблюсти последовательность затяжки и протягивать ее с помощью динамометрического ключа. Начинать необходимо с проверки крепежных болтов.
Для установки ГБЦ понадобится:
- Штангель циркуль (линейка) – для замера длины болтов;
- Динамометрический ключ;
- Головки TORX E;
- Удлинитель ¼.
Проверка болтов ГБЦ
Новый болт головки цилиндров на двигателях 21126 имеет длину 98мм, соответственно старый болт, который будет использоваться должен иметь ту же длину. Если болт вытянулся до 100мм, то повторное использование такого болта не допускается. Растянутый болт может недожать прокладку или вовсе обломиться при затяжке.
Так же следует проверить целостность резьбы на болте, если она повреждена, болт необходимо заменить на новый.
Подготовка к затяжке
Обязательным условием перед установкой ГБЦ является подготовка блока цилиндров. Подготовка подразумевает под собой очищение резьбовых отверстий. В момент снятия ГБЦ в резьбовые отверстия попадает масло либо антифриз, который при затяжке может не позволить полностью затянуть болт. Именно остатки этих жидкостей необходимо очистить перед установкой ГБЦ.
Последовательность затяжки ГБЦ
Затягивать головку блока цилиндров необходимо в строгой последовательности. Если не соблюсти эту последовательность возможна деформация прокладки, а так же самой ГБЦ. Последовательность болтов показана на картинке ниже.
Последовательность затяжки ГБЦ 21126Болты затягиваются от центра и крест-накрест. Это позволяет равномерно перенести давление на прокладку и саму головку.
Моменты затяжки ГБЦ
Затягивать ГБЦ необходимо в три захода. Затяжка болтов головки на 16-ти клапанном моторе отличается от 8-ми клапанного мотора. В 16-ти клапанном моторе применяются болты меньшего диаметра, поэтому момент затяжки на них меньше чем на болтах от 8-ми клапанного мотора.
Следует отметить, что АвтоВАЗ дает одни и те же моменты затяжки как для 8-ми клапанных моторов, так и для 16-ти клапанных, но как показывает практика болты меньшего диаметра применяемый в 16-ти клапанных двигателя не держат тот момент, который рекомендует мануал АвтоВАЗа.
Момент затяжки ГБЦ для 16-ти клапанного двигателя ВАЗ 2170:
- 1-й прием: Затяжка с усилием 20 Н*м;
- 2-й прием: Доворот на 90°;
- 3-й прием: Доворот на 90° завершающий.
При такой схеме затяжки ГБЦ, болты не «плывут», не растягиваются, не ломаются, а самое главное обеспечивают плотное прилегание прокладки к блоку и головке, что исключает риск пробоя прокладки.
Момент затяжки ГБЦ для 8-ми клапанного двигателя ВАЗ 2170:
- 1-й прием: Затяжка с усилием 20 Н*м;
- 2-й прием: Затяжка с усилием 60 Н*м;
- 3-й прием: Доворот на 90°;
- 4-й прием: Доворот на 90° завершающий.
Следует отметить что такой момент характерен только для 8-ми клапанных ГБЦ, так как болты крепления головки в таких ДВС имеют больший диаметр и, следовательно, держат больший момент затяжки.
Категория: Ремонт
← Проверка давления в системе смазки ДВС: Все о давлении масла
Поездка в Казахстан из России на автомобиле: Советы →
Момент затяжки болтов ГБЦ ВАЗ 2112 16 клапанов: порядок протяжки
Выполнить обтяжку головки блока двигателя автомобиля можно самостоятельно. Однако для этого необходимо знать, что момент затяжки болтов ГБЦ ВАЗ 2112 16 клапанов и 8, отличаются. Это аргументируется разной конструкцией ДВС.
Содержание
- 1 Схема затяжки болтов ГБЦВАЗ 2112 16 клапанов
- 2 Момент затяжки болтов ГБЦ ВАЗ 2112
- 3 Порядок затяжки болтов ГБЦ ВАЗ 2112 16 клапанов
- 4 Выводы
Руководство пользователя описывает причины, когда необходимо выполнить работы.
- Просачивание масла с мест контакта блока и головы. Обычно выражается в появлении темных потеков на стенках блока, или образования потных пятен по поверхности прилегания.
- Появление белесой эмульсии на заливной крышке и щупе. Это признак просачивания антифриза внутрь картерного отсека. Также может сопровождаться вспениванием жидкости в расширительном бачке и появлением там маслянистых пленок.
- Прогорание прокладки. Обычно сопровождается запахом бензина из системы охлаждения или от масла. Во время работы мотора, топливо под давлением просачивается внутрь отсеков, где растворяет лубрикант или тосол.
- Капитальный ремонт ДВС, обычно причиной становится перегрев, обслуживание поршневой группы или серьезные поломки.
- После демонтажа старой головки и установки новой.
Если лазить в конструкцию мотора нет острой необходимости, течей лубриканта нигде нет, выполнять процедуру нет необходимости.
Схема затяжки болтов ГБЦВАЗ 2112 16 клапанов
При выполнении работ требуется строго соблюдать правила затяжки. Для 16 клапанного мотора модели 2112 допустимая длина болтов составляет 94 мм. При показателе 95 миллиметров, детали следует заменить. Некоторые специалисты вовсе рекомендуют для каждой процедуры устанавливать новые шпильки – это гарантированно обеспечит качественную работу системы.
Отдельно требуется придерживаться последовательности затягивания узлов – это гарантирует равномерное прилегание поверхностей и отсутствие течи в будущем. Последний момент – сила, прикладываемая во время работ. Показатель критически важен, так как обеспечивает плотность прижатия и герметизацию блока.
Момент затяжки болтов ГБЦ ВАЗ 2112
Усилие измеряется в ньютонах на квадратный метр. Стандартная схема затяжки для 16 клапанной головы не требует особых изысков:
- в правильной последовательности закрутить все 10 болтов при усилии 20 Н/м;
- выждать 2 минуты и довернуть шляпки на 90 градусов;
- спустя 3-4 мин. повторить предыдущий пункт.
Примечание! Аналогичным образом выполняется затяжка для ВАЗ приора 21126.
Более страшный процесс происходит при несоблюдении последовательности. В случае со слабой затяжкой можно повторно пройтись с ключом и все нормализуется. Здесь же возможна деформация самой головки – крутящий момент большой и от неправильного распределения силы узел может повести, что неизбежно вызывает повторную разборку ДВС и шлифование плоскостей. В тяжелых случаях, мотор отправляется на переплавку.
Порядок затяжки болтов ГБЦ ВАЗ 2112 16 клапанов
Эталонная последовательность действий.
- Полностью обезжирить плоские поверхности блока и головы, дать просохнуть.
- Удалить из гнезд болтов весь мусор, пыль. Если внутри останется мусор – закрутить шпильки до конца не получится – это чревато облизыванием витков резьбы.
- Откалибровать направляющие и установить новый уплотнитель. Применяется только металлическая прокладка, категорически недопустимо использование герметиков, клеев, масел.
- Подготовить ГБЦ к стыковке, предварительно установить и смазать все узлы.
- Посадить головку на прокладку и опустить в посадочные места шпильки, предварительно смочив их тонким слоем автомасла.
- Закрутить болты в последовательности указанной на рисунке с усилием 20 Н/м. (это первый круг)
- Далее провернуть элементы на 90 градусов и оставить в покое на 3 минуты.
- По аналогии повторить пункт №7.
После этого можно продолжить сборку мотора в штатном режиме.
Выводы
Оставить отзыв
Сборка двигателя ВАЗ-21126
Разборка двигателя представлена в статье — «Разборка двигателя ВАЗ-21126»
Дефектация деталей двигателя представлена в статье — «Дефектация деталей двигателя ВАЗ-21126»
Вам потребуются: динамометрический ключ, молоток (желательно с головкой из мягкого металла или полиуретана), приспособление для установки поршней в цилиндры, те же ключи, что и для разборки двигателя, отвертка, монтажный шпатель.
Очистите от нагара кромки постелей блока цилиндров.
Очистить от отложений масляные канавки в станинах.
Установите вкладыши коренных подшипников в постели блока цилиндров в соответствии с метками, сделанными при разборке.
При установке вкладышей их стопорные усики должны войти в пазы станин.
Смажьте вкладыши моторным маслом.
После установки вкладышей в станину их концы немного выступают, поэтому для правильной ориентации вкладышей при окончательной затяжке болтов крышек подшипников следите за тем, чтобы выступ обоих концов был одинаковым.
Установите коленчатый вал в блок цилиндров.
Смажьте упорные полукольца моторным маслом.
Обратите внимание на канавки полуколец: эти стороны полуколец должны устанавливаться к щекам коленчатого вала.
Установить полукольцо сталеалюминиевое (белое) с передней стороны средней станины (со стороны привода распределительного вала) спеченное (желтое) — с другой стороны станины
Повернуть полукольца так, чтобы их концы находятся на одном уровне с торцами кровати.
Вставьте вкладыши в крышки коренных подшипников по меткам, сделанным при разборке.
При этом стопорные усики вкладышей должны войти в пазы крышек.
Смажьте вкладыши моторным маслом.
Установите крышки в соответствии с метками.
Крышки имеют маркировку (насечки) в соответствии с номером цилиндра.
Исключение составляет пятая крышка, имеющая две отметки, как и вторая.
Вторая крышка имеет два резьбовых отверстия 1 под болты крепления маслоприемника.
При этом номера цилиндров отсчитывают со стороны привода распределительных валов, а крышки устанавливают метками 2 в противоположном направлении от штуцера масляного фильтра 3.
Используйте молоток с мягким бойком из латуни, свинца, или полиуретан для установки крышек коренных подшипников коленчатого вала.
Запрещается устанавливать крышки, затягивая крепеж, так как это приведет к повреждению посадочных поверхностей крышек и блока цилиндров.
Смажьте резьбу и концы головок колпачковых болтов моторным маслом.
Затяните болты и затяните их требуемым моментом в следующем порядке: сначала затяните болты третьей крышки, затем второй и четвертой, затем первой и пятой.
После затяжки болтов провернуть коленчатый вал на 2-3 оборота — он должен вращаться легко, без заеданий.
Для облегчения установки нанесите тонкий слой смазки на прокладку масляного насоса и «приклейте» ее к блоку.
Удалить лишнюю смазку.
Установите масляный насос и затяните болты его крепления.
Для удобства установки смажьте держатель заднего уплотнения и «приклейте» его к блоку.
Удалить лишнюю смазку.
Установите держатель заднего сальника и затяните болты его крепления.
Вставьте шатун в поршень в соответствии с ранее сделанными метками так, чтобы номер метки на шатуне был обращен к передней части поршня (стрелка, выбитая сверху на днище поршня, направлена на это направление)
Смажьте поршневой палец моторным маслом и вставьте палец в поршень и шатун.
Установите стопорные кольца с обеих сторон штифта.
При этом обратите внимание на то, что кольца должны быть четко установлены в канавках поршня.
Нечетко закрепленное в канавке поршня кольцо выскочит из нее при работающем двигателе и вызовет случайное повреждение.
Установите расширитель маслосъемного кольца на поршень.
Установите поршневые кольца. Делать это рекомендуется специальным съемником.
Если его нет, установить кольца на поршень, аккуратно раздвинув замки колец.
Порядок установки колец: первым устанавливается маслосъемное кольцо (замок кольца должен быть с противоположной стороны замка разжимной пружины), затем нижнее компрессионное кольцо, последним — верхнее компрессионное.
Обратите внимание, что на кольцах может быть тиснение «GOE» или «TOP».
Кольца следует устанавливать этой надписью вверх (в сторону днища поршня).
Поверните кольца в канавках поршня, чтобы убедиться, что они легко поворачиваются.
Если какое-либо кольцо не вращается или заедает, его необходимо заменить.
Поверните кольца на поршне так, чтобы их замки находились под углом 120° друг к другу.
Тщательно протрите шейки коленчатого вала чистой тканью.
Тщательно протрите зеркала цилиндров чистой тканью и смажьте их моторным маслом.
Вставьте вкладыш в шатун в соответствии с ранее сделанными метками так, чтобы усики вкладыша вошли в канавку в шатуне.
После этого смажьте гильзу и поршень моторным маслом.
Наденьте на поршень специальную оправку для сжатия поршневых колец и осторожно опустите шатун в цилиндр.
Рекомендуется предварительно провернуть коленчатый вал, чтобы его шатунная шейка, на которой установлена шатунно-поршневая группа, установилась в НМТ.
Стрелка на днище поршня должна быть направлена в сторону передней части двигателя (сторона привода распределительного вала).
Плотно прижмите оправку к блоку и с помощью рукоятки молотка втолкните поршень в цилиндр.
Если оправка не плотно прилегает к блоку цилиндров, возможно разрушение поршневых колец.
Установите конец шатуна на шейку коленчатого вала.
Вставьте вкладыш в крышку шатуна в соответствии с ранее сделанными метками так, чтобы усик вкладыша попал в паз в крышке.
После этого смажьте вкладыш моторным маслом.
Установите крышку шатуна. Метки шатуна на крышке и на нижнем конце шатуна должны быть на одной стороне.
Установите болты крышки и затяните с правильным моментом. Таким же образом установите остальные поршни.
Установите маслоприемник и затяните три болта его крепления.
Нанесите анаэробный спрей на болты крепления маховика с фиксатором резьбы.
Установите маховик, стопорную пластину и затяните болты крепления маховика.
Для удобства установки нанесите тонкий слой смазки на поверхность блока и «приклейте» к нему прокладку масляного поддона.
Установите масляный картер и затяните его болты.