ВАЗ 2121 (21213, 21214) — описание модели
ВАЗ 2121 – полноприводный автомобиль повышенной проходимости малого класса, с несущим кузовом. Производится Волжским автозаводом с 1977-го года по настоящее время. После запуска в производство Chevrolet Niva в 2006-м году, ВАЗ 21214 производится под брендом Lada 4×4.
История создания ВАЗ 2121
Впервые о создании легкого внедорожника в СССР задумались еще в 1970-м году. Сначала этой задачей занимались специалисты Ижевского автозавода, затем проект перенесли на ВАЗ с целью сделать внедорожник на узлах и агрегатах «Жигулей».
После создания ряда экспериментальных прототипов был разработан дизайн внедорожника, схожего внешне с легковым автомобилем. Во главе проекта стоял ведущий конструктор Пётр Михайлович Прусов. Ему же, по его словам, принадлежит идея названия для внедорожника, однажды в интервью он признался, что слово «Нива» — акроним, полученный из имен детей Прусова: Натальи и Ирины и детей главного конструктора завода В. С. Соловьёва: Вадима и Андрея.
ВАЗ 2121Экспериментальные прототипы подвергли серьезным ходовым испытаниям, включавшим пробег по Уралу в условиях, «приближенных к боевым», в ходе которых для сравнения внедорожных качеств использовались автомобили УАЗ-469 и Land Rover.
В 1975 году приказ о начале производства доработанной версии полноприводной ВАЗ 2121 был подписан, а 5 апреля 1977-го года с конвейера сошел первый серийный экземпляр.
В дальнейшем автомобиль пользовался огромной популярностью, в том числе, и за пределами СССР, о чем свидетельствуют более чем внушительны цифры продаж ВАЗ 2121 на экспорт.
ВАЗ 2121Первоначально завод производил 25 тысяч автомобилей в год, а в дальнейшем выпуск был увеличен до 50 и, в конечном счете, до 70 тысяч.
Технические особенности ВАЗ-2121
Ради снижения веса и повышения комфортабельности автомобиль был построен на основе несущего кузова – передовая на тот момент технология в конструировании полноприводных автомобилей. Трансмиссия состоит из серийной четырехступенчатой механической коробки передач от ВАЗ 2106, спаренной с отдельной раздаточной коробкой, обеспечивающей передачу крутящего момента на две оси и обладающей пониженным рядом передач. В раздаточной коробке применена жесткая блокировка межосевого дифференциала. Блокировка межколесного дифференциала не предусмотрена, что роднит «Ниву» с большинством современных кроссоверов. В дальнейшем, на момент создания модификации 21213, механическая коробка была доработана и получила 5-ю передачу.
Сзади в автомобиле использован неразрезной мост от 2106, впереди – оригинальный редуктор переднего моста с приводами на основе шарниров равных угловых скоростей.
ВАЗ 2121
Унификация с другими моделями ВАЗ
В целом, использование целых узлов и отдельных деталей от классических моделей ВАЗ добавило Ниве изрядную долю популярности, так как детали для нее сегодня, как и всегда, можно купить в любом магазине запчастей к отечественным автомобилям. Для примера можно привести задний мост с редуктором (сначала от 2101, затем от 2106, при этом сам корпус моста не менялся). Двигатель, использованный в первой модификации Нивы не был исключением – этот агрегат мощностью 1.6 литра с цепным приводом ГРМ ранее уже использовался на ВАЗ 2106.
Двигатели разных модификаций
На первой модификации использовалась рядная карбюраторная «четверка» мощностью 75 л.с. при 5400 об/мин, максимальный крутящий момент 116 Н·м при 3400 об/мин. В следующую модификацию, ВАЗ-21213, устанавливался двигатель ВАЗ-21213 с увеличенным рабочим объёмом, мощностью 80,8 л.с. при 5100 об/мин и максимальным крутящим моментом 125,1 Н·м при 3000 об/мин.
Для 21214 объем двигателя был увеличен до 1.7 литра, хотя блок цилиндров в целом остался идентичен «шестерочному». Существует топовая модификация двигателя объемом 1.8 литра. Устанавливается как на ВАЗ 21214, так и на длиннобазную версию 2131. Оба эти автомобиля выпускаются до сих пор.
В настоящее время карбюратором двигатели Нивы уже не оснащают, и купить новый автомобиль можно только в комплектации с распределенным впрыском.
ВАЗ 2121
Модификации ВАЗ 2121
В разное время как самим Волжским заводом, так и другими предприятиями (к примеру ВИС в Ставрополе) выпускались различные модификации Нивы. Часть из них известны и популярны у поклонников, к ним относится, например, ВАЗ-21218 «Фора» -удлиненная на 300 миллиметров версия модели 21213. Другие известны только узким специалистам: ВАЗ-2122.600 «Река» — армейский автомобиль-амфибия с использованием агрегатов ВАЗ-2121. ВИС выпускает на базе Нивы коммерческие пикапы.
Внедорожные качества ВАЗ 2121
Отличной проходимости автомобиля способствует короткая база и очень короткие свесы, обеспечивающие отличные углы въезда и съезда, что позволяет «брать» достаточно крутые косогоры и пересекать узкие овраги.
ВАЗ 2121Доступность самого автомобиля в сочетании с его великолепной проходимостью сделали его культовым в среде людей, увлекающихся внедорожными видами спорта. В каждом регионе России существует клуб поклонников Нивы. Участники клубов творят с машиной настоящие «чудеса» — от установки иностранных двигателей до создания снегоболотоходов собственной оригинальной конструкции.
В отличие от иностранных кроссоверов, построенных на основе несущего кузова, Нива обладает несомненным преимуществом — полноценной трансмиссией с полным приводом типа Full Time, с блокировкой дифференциала и пониженным рядом передач. Небольшие доработки («лифт» или, иначе, подъем кузова с целью увеличения клиренса), установка «грязевых» колес и самоблокирующихся дифференциалов в мосты превращают ее в полноценный вездеход для использования в условиях тяжелого бездорожья.
Плюсы и минусы ВАЗ 2121
Неоспоримый плюс автомобиля – прекрасные внедорожные качества. Кроме того, в отличие от других отечественных внедорожников, Нива уже в момент создания была относительно комфортабельным автомобилем, пригодным для эксплуатации в условиях города в том числе. Минусы не менее известны и достаточно многочисленны.
За счет сложности и невысокого качества комплектующих подвеска и трансмиссия автомобиля часто ломаются. У автомобиля в короткобазной версии практически отсутствует багажник. Многочисленные узлы трансмиссии издают достаточно заметный шум, который усугубляется при использовании колес с большим протектором.
Интересные факты о ВАЗ 2121
По заказу Московского цирка Юрия Никулина на Цветном бульваре на Волжском заводе была изготовлена версия Нивы в кузове ландоле, на котором во время представления разъезжают медведи.
В конце семидесятых «Нива», задолго до появления Mitsubishi Pajero и Suzuki Vitara стала первым комфортабельным и доступным внедорожником. Благодаря высоким по тем временам потребительским качествам Нива продавалась в ряде стран, в том числе, в Японии, где по сию пору существуют клубы поклонников модели.
Живее всех живых. Легендарная «Нива» отмечает юбилей | Об автомобилях | Авто
Владимир Гаврилов
Примерное время чтения: 7 минут
6421
Фото: Rudolf Stricker / wikipedia.org
«Лада Нива» стала легендарной сразу после рождения. Советские инженеры предложили своё видение правильного автомобиля повышенной проходимости и попали точно в цель. Существующие внедорожники были безнадёжно далеки от народа, и люди редко обращали внимание на рамные «Лэнд Роверы» и «Джипы». Нужен был новый автомобиль, обладающий достаточным комфортом для жизни в городе и способный принимать грязевые ванны. Спрос на такие машины в СССР и в Европе отмечался колоссальный. В общем, конструкторы принялись за дело, изначально подразумевая, что советская автопромышленность будет в подавляющем большинстве работать именно на западные рынки. До 80 % выпускаемых автомобилей планировалось отсылать за границу.
В 1971 году группа молодых конструкторов в составе дизайнера Валерия Семушкина и инженера Петра Прусова под руководством главного конструктора завода Владимира Соловьёва приступила к работе над полноприводной машиной.
Политический ход
5 апреля 1977 года с конвейера Волжского автомобильного завода имени 50-летия СССР сошла первая серийная «Нива». В 1978 году австрийский автомобильный журнал Austromotor писал: «Сравнительно невысокая стоимость, удавшаяся форма и оснащение этого нового автомобиля с повышенной проходимостью были неожиданными. То, что Lada предлагается в варианте, которому практически нет ничего равного, ясно показывает, что русские торговые стратеги очень внимательно наблюдали и анализировали автомобильный рынок и точно попали в рыночный пробел».
Популярный в Германии журнал Auto Motor und Sport, опубликовал в начале восьмидесятых сравнительный тест нескольких внедорожников. «Нива» соперничала с короткобазным Land Rover Series III и с тогдашними новинками: Jeep Wrangler и даже молодым Mercedes-Benz G-class! Авторы всерьёз отмечали превосходство «Нивы» по комфорту, проходимости и отделке салона. Сейчас это кажется невероятным, но «Нива» в те годы для западного рынка была укомплектована лучше, чем теперь. Машина имела топовые комплектации с полностью перешитым салоном, иными креслами, дополнительными опциями и более качественными элементами интерьера.
Эффект от возникновения сегмента SUV (Sport Utility Vehicle) был настолько ошеломляющим, что вслед за «Нивой» выросли как грибы автомобили-клоны, в том числе и у японцев. Инженеры Suzuki считают Петра Прусова «крёстным отцом» кроссовера Vitara.
Автомобиль шёл на экспорт в Германию, Францию, Италию, Англию, а также в Швейцарию, Австрию, Испанию и в другие страны на всех континентах.
«Нива» даже использовалась как инструмент политических действий. Её не было стыдно дарить первым лицам иностранных государств. Как пишет Der Spiegel, в преддверии Олимпиады 1980 года советское правительство старалось переубедить канцлера ФРГ Гельмута Шмидта в отношении участия немецких спортсменов в турнире. Тогда ряд крупных западных стран бойкотировали соревнования и решили не отправлять делегации в Москву. Шмидт приехал в СССР в июне 1980 года, за три недели до открытия Игр, и после визита получил в подарок автомобиль «Лада Нива». Der Spiegel приводит слова Леонида Брежнева о том, что «у Шмидта на побережье недалеко от Киля есть дача, а дороги там не особо хороши, тем более его супруга водит автомобиль и изучает болотные растения». Лучшего подарка, чем внедорожник, придумать трудно. К слову, цена «Нивы» в Германии начиналась от 16 тысяч марок и далеко переваливала за 20 тысяч в топовых компектациях.
Эпоха продолжается
Сейчас прошло уже 40 лет с момента выхода первого серийного автомобиля. Однако «Нива» изменилась несильно. Правда, в лихолетье девяностых годов заводчане умудрились передать её имя совместному предприятию с General Motors. Новое цифровое обозначение (Lada 4×4) не прижилось, и народ по старинке кличет автомобиль, как и прежде. Машина превратилась в легенду, и лишить её имени невозможно.
Здесь хочется привести цитату из Top Gear, где телеведущий и журналист Джеймс Мэй так оценил автомобиль: «
„Нива
“, запущенная в производство в 1977 году, была первой
„Ладой
“,не копирующей итальянские седаны. В то время как всё, что находилось под капотом, принадлежало Fiat, система управления и корпус были трудами великолепной работы
„Лады
“. Она получила свою репутацию за живучесть, достигла кое-каких успехов во внедорожных гонках и заработала престиж у землевладельцев и у других людей без чувства иронии. И даже сейчас, несмотря на первоначальный скептицизм, она способна унизить более крупных и современных конкурентов на бездорожье».
Интерес Top Gear к 40-летней модели неслучаен. В Великобритании перестал продаваться архаичный Land Rover Defender, и жители сельских равнин всерьёз увидели ему замену в аскетичной русской машине. Потребность в простой и неприхотливой конструкции, которую можно починить в гараже или в поле, до сих пор велика. Неудивительно, что эпоха «Нивы» продолжается.
Во многих странах есть фан-клубы автомобиля. Немецкий клуб до сих пор ежегодно проводит международные встречи любителей LADA 4×4. А представители испанского фан-клуба приедут 5 апреля в Тольятти, чтобы вместе с «АвтоВАЗом» отпраздновать юбилей легендарной модели.
Нивароссийский автопромАвтоВАЗистория автомобилестроения
Следующий материал
Также вам может быть интересно
- Мечта победителей. С чего начинался выпуск «Москвича»
- Всё не как у людей. Почему в России так популярны кроссоверы и седаны
- Движение времени. Главные автомобили минувших эпох
- Первые автоледи. Что общего у Марины Порошенко и жён президента ЮАР?
- Кого украсит скромность: госслужбы поедут на отечественном
Новости СМИ2
Профессионал по изготовлению кастомных байков собирает Lada Niva 4×4 «Vagabund»
блог тюнинга 15 мая 2020 г. -> Автомобили от А до Я, -> тюнер от А до Я, Лада, Автомобили премиум-класса, Классика тюнинга, Вики по тюнингу, VAGABUND MOTO GmbH автомобили! Тут тоже почти невероятный выбор вариантов модификации двухколесного и конечно же известные или менее известные тюнеры. И вот мотоциклетный переработчик из Граца завел машину. И это VAGABUND MOTO GmbH. Но может ли это хорошо работать? Определенно, как мы думаем! В качестве основы пришлось использовать постаретую Ладу Ниву 2007 года выпуска, которая, конечно, тоже имела обычные для Нивы пятна ржавчины. Бездушный серийный внедорожник был полностью перестроен и теперь является уникальным экземпляром со своим собственным характером. А у вас русский в стиле т.н. Преобразование скремблера изменено. Это распространенный термин из сферы тюнинга мотоциклов, но до сих пор он не использовался в отделе автотюнинга.
Включите, пожалуйста, JavaScript
tuningblog.eu — Folge uns für tägliche Videos rund ums Thema Autos & Autotuning!
Конверсия BMW R80RT Scrambler от VagabondДля конверсии Scrambler вы берете классический мотоцикл из настоящего и удаляете все лишнее навесное. Затем вы оснащаете мотоцикл комплектом внедорожных шин и расставляете множество акцентов ( более широкий руль, укороченная задняя часть, новые фары, приподнятая выхлопная система и т. д. ) для вида шестидесятников. Термин «скремблер» был придуман производителем мотоциклов Ducati с моделью 250, а также другими производителями, такими как BMW с моделью R100 или CL 160. И «Нива» также смогла выдержать такой тюнинг. Опять же, все лишнее в виде фартуков было убрано, а вместо них появился большой внедорожный колесный комплект и практичный багажник на крыше с дополнительными фонарями. Кроме того, кузов был полностью отреставрирован и обтянут серым блестящим (стально-серым) цветом с полки Skoda для RS. Двери также выполнены в черном матовом цвете и украшены надписью Vagabund. Пол Браухарт из Vagabund Moto утверждает, что, хотя Niva является единственным в своем роде экземпляром, полная функциональность определенно гарантирована, что убедительно демонстрируют впечатляющие изображения.
Преобразование скремблера для автомобилей?
В то время как кузов был значительно переработан, кабина осталась в своем первоначальном состоянии. Жаль, что новая информационно-развлекательная игра, в которую можно играть на 10 евро бесплатно без депозита в казино, была бы хорошим времяпрепровождением. Независимо от того! Vagabund Moto планирует провести такой тюнинг и на других классических автомобилях для бездорожья, таких как Toyota Land Cruiser или Land Rover Defender. На наш взгляд, шансы на то, что Vagabund Motor создал новый вид тюнинга для автомобилей с конверсией Scrambler на четыре колеса, неплохи. Достаточно причин, чтобы мы включили термин «скрэмблер» в нашу тюнинговую Википедию, где другие специальные типы тюнинга, такие как JDM, райсер, OEM, Stance & Co., уже были подробно описаны. Если мы получим своевременную информацию о дальнейших изменениях в бродяге Lada Niva 4×4, то, конечно же, обновление для этого отчета. Вы будете проинформированы об этом, если просто воспользуетесь нашим каналом подписки.