Двигатель греется, радиатор холодный: в чем причина
Проблема перегрева двигателя хорошо знакома подавляющему большинству водителей. При этом перегрев мотора может привести к серьезной поломке или полному выходу из строя ДВС. Чтобы этого не произошло, система охлаждения двигателя нуждается в периодическом обслуживании и постоянном контроле работоспособности.
При этом ряд неисправностей все равно может возникнуть неожиданно. Это значит, что очень важно знать, почему двигатель греется в тех или иных случаях. В этой статье мы поговорим о частых причинах перегрева, что делать, если двигатель кипит, но радиатор холодный и т.д.
Содержание статьи
- Перегрев двигателя: основные признаки и причины
- Что делать, если возник перегрев двигателя
- Подведем итоги
Перегрев двигателя: основные признаки и причины
Начнем с признаков. Прежде всего, это указатель температуры двигателя на приборной панели в красной зоне. Также на некоторых моделях может просто загораться сигнальная лампа, указывающая на перегрев.
Еще одним признаком перегрева мотора является снижение мощности двигателя, потеря тяги и детонационные стуки при резком нажатии на педаль газа или просто при разгоне. Причина- от повышения температуры нарушен процесс сгорания топлива в цилиндрах (взрывы рабочей смеси вместо горения).
Идем далее. Важно понимать, что нормальной рабочей температурой двигателя является показатель 85-95 градусов по Цельсию. Также допустимой является температура двигателя до 100 градусов или даже 105, особенно если такой рост кратковременный (до 5 минут). С такой ситуацией водители часто сталкиваются при простое в пробке в жару.
Однако если нагрев мотора выше 105 градусов, тогда это уже перегрев и нужно искать причины. Самой простой и понятной является низкий уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения. Еще добавим, что жидкость в двигателе закипает при низком уровне, так как поверхность контакта жидкости и нагретого мотора недостаточна, то есть отвод тепла нарушен.
- Также нужно учитывать, что система охлаждения не является полностью герметичной и закрытой. В процессе эксплуатации происходит выпаривание жидкости, что является причиной снижения уровня.
Часто радиатор, патрубки и места соединений начинают подтекать. Еще не следует исключать внутренних течей, когда через трещины в БЦ или ГБЦ, а также через пробитую прокладку ОЖ уходит в цилиндры.
- Важно проверять и состояние радиатора. Соты радиатора мелкие, часто радиатор загрязняется снаружи. Также нарушенной может быть и циркуляция ОЖ внутри радиатора по причине скопления отложений. В этом случае, когда включается вентилятор охлаждения двигателя, холодный радиатор двигателя может указывать на проблемы с циркуляцией жидкости.
Кстати, отложения на стенках двигателя и внутри радиатора часто возникают после использования низкокачественной ОЖ или, того хуже, воды. В первом случае дешевый ТОСОЛ или антифриз не защищает детали от коррозии, не имеет моющих свойств и т.д. Во втором в самой воде имеется наличие примесей и солей. Рекомендуется тщательно промывать радиатор автомобиля от ржавчины, а также чистить всю систему.
- Во многих случая электрический вентилятор радиатора срабатывает по сигналу датчика. Если датчик не подаст сигнал, вентилятор не будет работать или может работать с недостаточной производительностью.
- В системе охлаждения вполне могут образоваться воздушные пробки. Примечательно то, что датчик температуры может не показывать перегрева. В любом случае, воздушную пробку нужно «выгонять», что исключит наличие воздуха.
- Еще одной причиной того, что двигатель кипит, радиатор холодный и постоянно работает вентилятор охлаждения, является термостат. В двух словах, термостат является клапаном, который разделяет систему охлаждения на два круга, по которым циркулирует ОЖ. Малый круг предполагает циркуляцию только по рубашке охлаждения для быстрого прогрева, а большой позволяет жидкости пройти через радиатор для улучшенного охлаждения.
Однако если термостат клинит, тогда ОЖ может циркулировать только по малому кругу, то есть радиатор холодный, но двигатель перегревается. Для точного определения достаточно пощупать нижние патрубки, идущие к радиатору. Холодные патрубки при перегревающемся моторе являются признаком проблем с термостатом.
- Завершает список основных поломок помпа (водяной насос системы охлаждения). Указанный насос принудительно прокачивает ОЖ по системе, чтобы добиться лучшей циркуляции.
Как правило, помпа или начинает течь, или изнашивается ее крыльчатка. Реже насос заклинивает. В случае с холодным радиатором при условии отсутствия течи помпы уместно говорить об износе крыльчатки. Простыми словами, помпа плохо качает жидкость, ОЖ в двигателе (малый круг) нагревается намного быстрее, чем в самом радиаторе. Получается, нагрев неравномерный, радиатор холодный, а двигатель кипит. Еще раз напомним, аналогичные симптомы возникают и в случае наличия воздушных пробок.
Что делать, если возник перегрев двигателя
Прежде всего, следует помнить, что если перегрев кратковременный (например, стрелка температуры поднимается в пробке), тогда следует понаблюдать, будет ли температура понижаться после начала движения (появляется встречный обдув воздухом) или в результате включения вентилятора радиатора.
Если же машина уже находилась в движении и температура двигателя дошла до критической отметки, не следует сразу глушить мотор. Также нельзя пытаться охладить двигатель, полив на него снаружи воды, заливая в радиатор холодную воду и т.д. Такие действия приведут к необходимости ремонта ДВС, причем может понадобиться менять БЦ и ГБЦ.
Чтобы «остудить» мотор, потребуется съехать с дороги (при такой возможности), остановить автомобиль и затем включить печку на максимум, при этом двигатель должен продолжать работать на холостом ходу.
Далее нужно ожидать несколько минут, параллельно осматривая, нет ли явных и сильных признаков утечки антифриза/тосола под авто или в подкапотном пространстве. Если течей не видно, но и температура не падает, агрегат нужно заглушить.
Рекомендуем также прочитать статью о том, почему падает температура двигателя при езде. Из этой статьи вы узнаете о возможных причинах понижения температуры мотора в движении, а также о доступных способах диагностики указанной неисправности.Обратите внимание, сразу глушить двигатель нужно тогда, когда из-под капота пошел пар, явно видны следы интенсивной утечки ОЖ. В этом случае мотор нужно остановить, не ожидая, что включение печки понизит нагрев.
Подведем итоги
Как видно, причин для перегрева двигателя достаточно много, а само превышение рабочей температуры весьма пагубно сказывается на состоянии ДВС. При этом бывает так, что система охлаждения чистая, уровень антифриза в норме, вентилятор, помпа и термостат нормально работают, однако мотор все равно перегревается. В этом случае виновником может оказаться УОЗ, так как процесс сгорания топлива при сбитом угле зажигания нарушен.
Некоторые двигатели также могут сильно греться после работы на некачественном или неподходящем по октановому числу топливе. Результат работы на таком горючем — нарушения температурного режима сгорания смеси.
В отдельных случаях причиной перегрева становится общий износ мотора и его ЦПГ. Если просто, поршневые кольца изнашиваются, а недостаточная герметизация камеры сгорания приводит не только к нарушениям процесса сгорания топливного заряда, но и к прорыву раскаленных газов. В этой ситуации мощность мотора падает и может возникать перегрев.
Рекомендуем также прочитать статью о том, почему скачет температура двигателя. Из этой статьи вы узнаете о различных причинах, по которым стрелка температуры двигателя плавает, хаотично скачет или прыгает.Также к перегреву иногда приводит длительная и большая нагрузка на двигатель. Например, подклинившие тормозные колодки могут затруднять качение, в результате водитель активно нагружает мотор. Если к этому добавить включенный в жару автомобильный кондиционер, двигатель будет нагружен еще больше.
Почему радиатор автомобиля холодный, а двигатель горячий
Чуть ли не каждый автомобилист хотя бы раз в своей водительской жизни сталкивался с таким явлением как перегрев двигателя. Для одних это большая редкость, а для других повседневная рутина.
Нельзя недооценивать перегрев, поскольку он способен привести к достаточно серьёзным негативным последствиям, которые проявятся в виде дорогостоящих поломок. А иногда ситуация и вовсе оказывается критической, когда двигатель выходит из строя, требуется капитальный ремонт, либо полная замена силового агрегата.
Чтобы не допустить подобного развития сценария, следует периодически проверять состояние системы охлаждения, контролировать её работоспособность и своевременно выполнять все действия, направленные на устранение неисправностей.
Но некоторые проблемы появляются неожиданно, и порой предотвратить или предусмотреть их сложно. Потому автолюбителям и даже автовладельцам со стажем нужно понимать, почему радиатор остаётся холодным, а машина греется, то есть поднимается температура ДВС.
Симптомы и причины
Чтобы разобраться в вопросе о том, почему радиатор остаётся холодным, а двигатель при этом горячий, следует изучить признаки и непосредственно сами причины подобной ситуации.
Основным признаком выступает повышение температуры на указателе, который располагается непосредственно на приборной панели вашего автомобиля. Стрелка выходит за пределы белой зоны, и оказывается в красной. На других машинах используются несколько иные контроллеры, потому на панели приборов может просто загораться сигнальная лампочка, сообщающая о чрезмерно высокой температуре, воспринимаемой как перегрев.
Другие признаки проявляются в виде падения мощности двигателя, утраты тяги и детонационных стуков, когда водитель резко нажимает на педаль газа и разгоняется. Причина детонации заключается в том, что повышенная температура привела к изменению процесса сжигания топливовоздушной смеси внутри рабочих цилиндров. Вместо того, чтобы сжигать смесь, она начинает взрываться. Процесс сгорания сменяется на взрывы.
Не стоит забывать о существующих нормах температуры двигателя. В нормальном рабочем состоянии мотор прогревается до 85-95 градусов Цельсия. Это не считается перегревом, а позиционируется как оптимальный режим работы ДВС. Допускаются ситуации, когда температурные показатели возрастают до 100-105 градусов Цельсия. Особенно в ситуациях, когда речь идёт о кратковременном повышении. Это распространённая ситуация в летний период, когда длительный простой в пробке способствует нагреву несколько выше, нежели предусмотренные рабочие показатели.
Фактически нагрев до 105 градусов Цельсия можно воспринимать как норму. Но если температура растёт, преодолевая максимально допустимые границы, здесь речь идёт уже о перегреве. Необходимо искать объективные причины, почему так происходит, а также находить выход из сложившейся ситуации.
Специалисты выделяют несколько причин, по которым двигатель перегревается, а сам радиатор системы охлаждения при этом холодный:
- Дефицит ОЖ в системе. Самая банальная причина, на которую следует обратить своё внимание в первую очередь. Если жидкости охлаждения мало, она будет кипеть раньше, что и спровоцирует нарушения в работе системы. Нарушается процесс отвода тепла;
- Нарушение герметичности. Не стоит забывать, что система охлаждения не является герметичной. Постепенно часть ОЖ уходит и испаряется. Потому важно контролировать её уровень и периодически доливать антифриз;
- Подтёки радиатора, патрубков и соединительных узлов;
- Внутренние течи, возникающие из-за трещин в ГБЦ или БЦ, а также по причине пробитых прокладок. В результате антифриз проникает в цилиндры;
- Радиатор. У него используются мелкие соты, которые могут легко загрязниться. В результате нормальная циркуляция ОЖ нарушается, что обусловлено скопившимися отложениями. Если вентилятор охлаждения включается, но радиатор остаётся холодным, наверняка нарушилась циркуляция антифриза;
- Датчик. Во многих автомобилях электровентилятор радиатора включается по команде от контролирующего датчика. Если этот датчик не передаёт сигнал, вентилятор не будет работать, либо же будет функционировать недостаточно эффективно;
- Воздушные пробки. Ещё одна причина, почему двигатель уже практически закипел, что радиатор остаётся холодный. Параллельно с этим температурный датчик не всегда указывает, что в системе перегрев. Электроника не замечает, как ДВС кипит. Требуется избавиться от воздушной пробки;
- Термостат. Двигатель может греться, а радиатор всё ещё остаётся холодный порой по причине того, что вышел из строя термостат. Это специальный клапан, распределяющий потоки ОЖ по двум кругам. Малый круг предусматривает циркуляцию внутри рубашки охлаждения, что требуется для быстрого прогрева. Большой круг проходит через радиатор для обеспечения более эффективного охлаждения. Если термостат заклинит, антифриз сможет проходить только по малому кругу, то есть радиатор останется холодным, а двигатель закипит. В итоге мотор греется, а наш радиатор неизменно холодный. Здесь стоит потрогать нижние патрубки, которые идут на радиатор. Если они холодные, а двигатель перегревается, наверняка проблема в термостате;
- Неисправность насоса. В системе охлаждения используется помпа, то есть водяной насос, перекачивающий антифриз. Это позволяет создать принудительную систему циркуляции. Обычно помпа протекает или изнашиваются элементы крыльчатки. Иногда может происходить заклинивание. Если радиатор холодный, а мотор перегревается, но при этом следы течи отсутствуют, тогда причина кроется в изношенной крыльчатке. То есть насос плохо перекачивает антифриз, жидкость в моторе, двигаясь по малому кругу, нагревается интенсивнее, нежели в радиаторе. В результате оказывается, что нагрев происходит неравномерно, двигатель уже закипает, а радиатор остаётся всё ещё холодным.
Как вы можете наглядно видеть, причин подобного состояния двигателя и радиатора системы охлаждения достаточно много. И каждая из них потенциально может привести к серьёзным последствиям.
Дополнительные причины
Наглядно видно, что существует достаточно большое количество причин для перегрева силовой установки на автомобиле при абсолютно холодном радиаторе охлаждения.
Вне зависимости от причин, любой чрезмерный перегрев мотора, когда температура повышается до критических отметок, является предвестником серьёзных поломок и неисправностей. Их значительно проще и дешевле предотвратить, нежели потом устранять.
Интересно и то, что бывают ситуации, когда в системе охлаждения нет никаких загрязнений, антифриз или тосол находятся на достаточном уровне, водяной насос, вентилятор и термостат исправные, хорошо работают. Но при всём при этом двигатель продолжает перегреваться. Если ситуация складывается именно таким образом, настоятельно рекомендуется проверить угол опережения зажигания. Если он сбит, тогда процесс сжигания топливовоздушной смеси нарушится, двигатель начнёт перегреваться.
Есть и другой вариант, когда сильный перегрев мотора обусловлен работой на некачественном топливе или на горючем, октановое число которого не соответствует заданным автопроизводителем параметрам. В итоге температурный режим процесса сгорания топливовоздушной смеси нарушается.
Существуют редкие случаи, которые также нельзя исключать. Здесь перегрев связан уже с общим изношенным состоянием силового агрегата, а также с износом его цилиндро-поршневой группы. В подобных ситуациях не исключено, что мотор будет нагреваться выше нормальных отметок, но радиатор останется холодным. Это связано с износом поршневых колец, недостаточной герметичностью камеры сгорания. В итоге не просто нарушается процесс сгорания топлива, но ещё и прорываются раскалённые газы через уплотнители. Тут мощность моментально упадёт, начнётся перегрев.
Правильные действия водителя
В ситуациях, когда двигатель перегревается, но радиатор остаётся холодным, важно предпринять правильные меры, чтобы не допустить ухудшения ситуации, а также постараться предотвратить какие-то серьёзные неисправности и дорогостоящие поломки.
Порой бывает так, что водитель паникует раньше времени. Обычно это происходит у автомобилистов, которые только недавно сели за руль, либо же поменяли машину, не успев ещё привыкнуть к особенностям её поведения и к режимам работы самого двигателя.
Здесь речь идёт о кратковременных перегревах, что можно в определённой степени считать нормой для многих моторов. Кратковременный перегрев обычно происходит при длительном простое в пробке. Тогда стрелка температурного датчика, выведенная на приборную панель, поднимается до критической красной зоны. Но стоит машине тронуться, когда появляется обдув за счёт встречных потоков воздуха, а также активируется работа вентилятора охлаждения, температура возвращается в норму. То есть для начала постарайтесь понаблюдать и последить за тем, будет ли температура падать после скачка вверх, до красной зоны.
Но не стоит ждать и наблюдать, когда машина находилась в движении, то есть обдув встречным воздухом был, либо работал вентилятор. В подобных ситуациях специалисты дают несколько полезных рекомендаций:
- Если автомобиль двигался во вполне нормальных условиях, не провоцирующих кратковременный перегрев, но температура всё равно начинает увеличиваться и достигает критической отметки, не глушите сразу мотор;
- Также не стоит пытаться охладить силовой агрегат, поливая его снаружи холодной водой, либо путём добавления в расширительный бачок с жидкостью охлаждения холодной воды;
- Если проигнорировать эти рекомендации, залить мотор водой или добавить её в бачок, наверняка придётся ремонтировать двигатель. Причём зачастую такой ремонт сопровождается обязательной заменой блока цилиндров и головки блока;
- Если вы хотите остудить двигатель, опустить температуру мотора при холодном радиаторе до нормальных отметок, лучше съедьте с дороги, остановитесь и включите в машине печку. Не имеет значения, что сейчас весна или лето, в салоне достаточно тепло и без работающего обогрева;
- Включение печки позволит отвести лишнее тепло от двигателя, передав его в салон вашего автомобиля;
- Параллельно нельзя выключать сам двигатель. Просто переведите коробку в нейтральное положение, и оставьте мотор работать в режиме холостых оборотов;
- Подождите несколько минут, предварительно выполнив все описанные действия;
- Параллельно контролируйте, нет ли нигде признаков утечки жидкости охлаждения. Для этого придётся выйти из машины, заглянуть под машину и в подкапотное пространство;
- Если течи отсутствуют, то при этом проведённые манипуляции с печкой и холостыми оборотами силового агрегата не позволили опустить температуру ниже критической отметки, глушите мотор.
Далее уже потребуется вызывать эвакуатор или проситься к кому-нибудь на буксир, чтобы добраться до гаража или ближайшего сервисного центра. Там уже будете выяснить причины, искать виновного и проводить соответствующие ремонтно-восстановительные работы.
Но есть ситуации, когда двигатель нужно глушить сразу, как только температура двигателя достигла своего пикового значения. Это случаи, когда в процессе езды вы увидели внезапно валящий пар из-под подкапотного пространства, и параллельно наблюдаются следы утечки жидкости охлаждения. Если вы столкнулись с подобными обстоятельствами, остановитесь и заглушите двигатель. Тут нет никакой необходимости ждать, пока после включения печки температура начнёт падать. Иначе вы рискуете окончательно угробить мотор.
Двигатель нуждается в грамотной эксплуатации. Это основа его сохранности, эффективной, безопасной и продолжительной работы. Также параллельно всегда старайтесь следить за состоянием системы охлаждения. Любые следы утечки охлаждающей жидкости, малый уровень ОЖ в расширительном бачке, чрезмерный рост температуры при нормальных условиях эксплуатации должны стать поводом проверить состояния всей системы.
Столкнувшись с ситуацией, когда силовая установка на вашем автомобиле заметно перегревается, примите соответствующие меры, найдите причину повышения температуры и устраните её. Если с самостоятельной диагностикой возникают сложности, лучше сразу обратиться за помощью к квалифицированным специалистам.
Система охлаждения — Заблокирован поток воды в двигателе?
У моего отца Subaru Legacy L 2.2L 1993 года (без турбонаддува) с непонятной проблемой охлаждения. Он перегревается, а в системе охлаждения нет потока.
Верхний шланг радиатора очень горячий, нижний шланг радиатора холодный.
Термостат был заменен 3 раза. Все они были опущены в кипящую воду, и все они открылись.
Автомобиль был припаркован под наклоном и заполнен охлаждающей жидкостью, поднят домкратом и заполнен, мы использовали крышку для вентиляции, мы использовали прокачку для вентиляции.
Какое-то время он работал без термостата, но сальники в водяном насосе вышли из строя.
Я только что вернулся домой после замены водяного насоса. Машина все равно перегревается. Опять же, верхний шланг горячий, нижний холодный. Радиатор холодный по нижнему патрубку, потом теплый по дуге вокруг холодного участка, потом горячий по верху и по всей пассажирской половине радиатора. Радиаторная жидкость перелилась через перелив.
Я в растерянности; похоже, что нет потока, но из садового шланга на одном конце радиатора вода вытекает с другого конца, и все термостаты были проверены. Может ли быть перекрыта подача охлаждающей жидкости через двигатель?
:EDIT:
- Мне бы понравилось, если бы это был радиатор, так как его очень легко заменить, но садовый шланг на одном конце пропускал (чистую) воду без резервного копирования на входной стороне. Я бы подумал, что любой поток через радиатор нагреет все это дело как минимум и обязательно прогреет нижний патрубок радиатора. Есть ли другой тест, который мы можем сделать, чтобы проверить это?
- Это прозвучит безумно, но ни один из вентиляторов радиатора не работает. ОДНАКО, поскольку через радиатор нет потока (нижний шланг радиатора и нижняя четверть радиатора со стороны водителя ХОЛОДНЫЕ), моей первой заботой является получение потока через радиатор, а затем я буду беспокоиться о вентиляторах радиатора.
- Все работало без термостата (и без вентиляторов радиатора), но прокладка в водяном насосе вышла из строя примерно через 5-10 тысяч миль. Автомобиль был куплен подержанным и с самого начала имел проблемы с охлаждением. В гараже, который продал машину, после продажи заменили водяной насос, потом, когда это ничего не исправило, сказали, что радиатор забился, и промыли его. Стало немного лучше, но машина все равно перегревалась. Именно тогда были установлены первые два термостата. В конце концов папа полностью снял термостат, и машина работала нормально, пока не вышла из строя прокладка водяного насоса. Когда я вчера заменил его, я предложил установить термостат, и вуаля, проблемы с нагревом вернулись. Перед термостатом есть байпасная линия, но я не помню, чтобы смотрел на схему охлаждающей жидкости, поэтому я не мог точно сказать, куда эта линия идет.
:РЕДАКТИРОВАТЬ 2:
Автомобиль перегрелся во время тест-драйва на 3 мили и совсем не остыл, несмотря на то, что вторую половину пути он проехал со скоростью 35 миль в час с механической коробкой передач.
:РЕДАКТИРОВАТЬ 3:
От машины с включенным отопителем и вентилятором на полной скорости тепла нет, но и воздух из дефлекторов очень слабый. Ситуация отсутствия нагрева сохраняется независимо от температуры двигателя; то небольшое количество воздуха, которое есть, ощущается одинаково при холодном или полностью перегретом двигателе.
Машина греется, но печка дует холодным
Знаете ли вы, что если ваша машина греется , а печка дует только холодным воздухом , то проблема может быть в системе охлаждения двигателя?
В большинстве автомобилей тепло, которое вы получаете внутри автомобиля, исходит от двигателя. Тепло передается в салон вашего автомобиля через охлаждающую жидкость двигателя, протекающую через радиатор отопителя.
Если машина греется, а обогреватель дует холодным, то, как правило, проблема связана с одной или несколькими частями системы охлаждения двигателя. Неисправность может быть вызвана неисправным сердечником отопителя, неисправным двигателем вентилятора, низким уровнем охлаждающей жидкости двигателя или даже неисправным термостатом охлаждающей жидкости.
Почему машина греется, а из печки дует холодный воздух (6 причин)?Важно разобраться в проблемах с системой охлаждения до того, как они станут слишком серьезными. Если допустить перегрев двигателя, это может привести к дорогостоящему повреждению двигателя.
Вот несколько распространенных причин, по которым ваш автомобильный обогреватель дует холодным воздухом даже после того, как двигатель прогрелся.
Причина 1: неисправность двигателя вентилятора отопителяНеисправность двигателя вентилятора отопителя является частой причиной того, что отопитель в вашем автомобиле дует холодным воздухом или вообще не дует. Когда мотор вентилятора работает исправно, он всасывает воздух в систему климат-контроля через салонный фильтр. Если в вашем автомобиле включен обогрев, то этот воздух затем проходит через сердцевину отопителя, где нагревается горячей охлаждающей жидкостью двигателя.
Если двигатель вентилятора не работает или вращается медленно, количество воздуха, поступающего в сердцевину отопителя и выходящего через вентиляционные отверстия, значительно уменьшается.
Нередко моторы вентилятора отопителя перегорают, особенно если не менять фильтр салона регулярно. Он также может выйти из строя, если выйдет из строя реле двигателя отопителя или если есть проблема с проводкой или предохранителем, питающим двигатель.
Причина 2: Неисправность радиатора отопителяРадиатор отопителя отвечает за нагрев воздуха, который всасывается в систему климат-контроля двигателем вентилятора. Он является частью системы охлаждения двигателя и в основном работает как небольшой радиатор за приборной панелью. Если он не работает должным образом, то воздух, поступающий из вентиляционных отверстий, будет холодным.
Охлаждающая жидкость, используемая для охлаждения двигателя, также может протекать через радиатор отопителя, который обычно находится за приборной панелью. Сердцевина отопителя похожа на небольшой радиатор. Когда горячая охлаждающая жидкость проходит через сердцевину отопителя, тепло передается воздуху, который должен циркулировать в салоне с помощью вентилятора отопителя.
Сердечник нагревателя может выйти из строя по нескольким причинам. Одной из основных причин выхода из строя радиатора отопителя является скопление грязи в системе охлаждения, которая блокирует питающие трубки радиатора отопителя. В первую очередь это вызвано тем, что охлаждающая жидкость двигателя не заменяется при необходимости.
Старая охлаждающая жидкость теряет свои антикоррозионные свойства, что приводит к накоплению грязи и металлических частиц в охлаждающей жидкости, когда она прокачивается по двигателю. Эти загрязняющие вещества могут разрушить сердечник отопителя, заблокировав его.
Другая причина, по которой сердцевина нагревателя может выйти из строя, связана с неиспользованием. В большинстве автомобилей охлаждающая жидкость проходит через радиатор отопителя только при включенном обогреве. Если вы живете в более теплом климате или просто не используете обогрев в своем автомобиле, то сердцевина отопителя вряд ли будет использоваться, и в ней может оставаться охлаждающая жидкость в течение длительного периода времени. Это может привести к скоплению нагара и грязи в нем и его трубах, что со временем приведет к их ржавчине и протечкам.
Причина 3: неисправен термостат охлаждающей жидкости двигателяНеисправный термостат может блокировать подачу горячей охлаждающей жидкости к радиатору отопителя, не позволяя ему нагревать воздух.
Большинство двигателей оснащены как минимум двумя термостатами охлаждающей жидкости двигателя. Термостаты на вашем двигателе действуют как краны, которые открываются и закрываются, позволяя охлаждающей жидкости течь через радиатор к радиатору отопителя.
Когда двигатель холодный, термостат должен быть закрыт. Холодная охлаждающая жидкость продолжает циркулировать в двигателе до тех пор, пока двигатель не достигнет определенной температуры, после чего термостат открывается, позволяя охлаждающей жидкости течь через радиатор двигателя, чтобы его можно было охладить.
Когда вы включаете отопление в автомобиле, охлаждающая жидкость также может течь через радиатор отопителя обратно в двигатель. Это также контролируется термостатом, и если двигатель не прогрет, то охлаждающая жидкость не проходит через сердцевину отопителя.
Неисправный термостат может блокировать прохождение охлаждающей жидкости через радиатор отопителя, независимо от того, насколько горячий двигатель. Это может объяснить, почему машина греется, а обогреватель дует только холодным воздухом. В этом случае двигатель вентилятора всасывает холодный воздух снаружи и пропускает его через сердцевину отопителя. Тем не менее, радиатор отопителя не горячий, так как он не получает горячую охлаждающую жидкость от двигателя.
Причина
4 – низкий уровень охлаждающей жидкости двигателяОхлаждающая жидкость необходима для поглощения тепла от двигателя и передачи его радиатору в передней части автомобиля и радиатору отопителя в автомобиле. Низкий уровень охлаждающей жидкости двигателя будет означать, что тепло от двигателя не будет так эффективно передаваться внутрь автомобиля.
Если есть утечка охлаждающей жидкости, или охлаждающая жидкость давно не доливалась, то в системе может быть недостаточно охлаждающей жидкости для ее эффективной работы. Это также повлияет на температуру двигателя. Низкий уровень охлаждающей жидкости является основной причиной перегрева двигателя, и если двигатель работает слишком сильно, охлаждающая жидкость будет перенаправлена в радиатор, а не в радиатор отопителя. Это также приведет к срабатыванию охлаждающего вентилятора в передней части радиатора, что приведет к дальнейшему охлаждению охлаждающей жидкости, поступающей к радиатору отопителя.
Причина 5 – Неисправно реле вентилятора охлажденияВентилятор охлаждения двигателя управляется ЭБУ. Когда температура двигателя слишком высока или если поток холодного воздуха к радиатору недостаточен, ЭБУ активирует вентилятор радиатора через реле вентилятора системы охлаждения.
Реле вентилятора охлаждения похоже на переключатель. Он подключен к ECU и питается сигналом низкого напряжения. Когда ЭБУ посылает сигнал на реле, оно включает вентилятор, подавая питание 12 В от аккумулятора.
При неисправности реле иногда может начать включать и выключать вентилятор, когда в этом нет необходимости. Это может неблагоприятно повлиять на температуру двигателя, заставляя его работать сначала горячим, а затем холодным. Это имеет эффект детонации, из-за которого охлаждающая жидкость теряет слишком много тепла, в результате чего термостаты закрываются, когда они обычно открыты. Если термостаты закрыты, охлаждающая жидкость не может попасть в сердцевину отопителя и не может подавать теплый воздух в салон автомобиля.
Реле вентилятора охлаждения является распространенной неисправностью на современных автомобилях и легко ремонтируется. Обычно они расположены на самом охлаждающем вентиляторе и могут быть заменены без замены всего вентилятора.
Причина 6 – сжатие шланга или засорение охлаждающей жидкостиЕще одна очень распространенная причина, по которой охлаждающая жидкость не может свободно поступать к радиатору отопителя, связана с разрушением или засорением шланга охлаждающей жидкости.
Как объяснялось ранее, радиатор отопителя использует горячую охлаждающую жидкость двигателя для нагрева воздуха внутри автомобиля. Сердечник отопителя обычно соединяется с системой охлаждения двигателя двумя шлангами: подающим шлангом, который отводит охлаждающую жидкость от двигателя, и обратным шлангом, который возвращает охлаждающую жидкость обратно в двигатель. Если подающий шланг поврежден или частично забит, это повлияет на подачу горячей охлаждающей жидкости к радиатору отопителя.
Засорение или разрушение шлангов в других частях системы охлаждения также может привести к уменьшению количества охлаждающей жидкости и температуры охлаждающей жидкости, достигающей радиатора отопителя. Даже при достаточном потоке охлаждающей жидкости, если она недостаточно горячая, это может привести к тому, что обогреватель будет дуть холодным воздухом. Температура охлаждающей жидкости может быть снижена из-за закупорки радиатора и подающих шлангов, из-за чего охлаждающая жидкость может скапливаться и недостаточно быстро перемещаться по двигателю.
Что дальше? Ваш автомобиль нагревается, но из печки дует холодный воздух?
Обогреватель, который дует только холодным воздухом, сложно диагностировать. Есть много разных вещей, которые могут влиять на температуру воздуха, поступающего из дефлекторов, и многие из них спрятаны за приборной панелью, где их трудно осмотреть.
- Начните с проверки предохранителей. Инструкции по проверке плавкого предохранителя см. в руководстве по эксплуатации автомобиля. Двигатель вентилятора отопителя будет иметь специальный предохранитель, который мог перегореть, замена предохранителя может решить проблему.
- Проверьте, работает ли двигатель вентилятора отопителя. Если предохранитель не перегорел, проверьте работу самого электровентилятора. Включите двигатель и установите максимальную скорость вентилятора кондиционера. Вы должны услышать вентилятор, работающий за приборной панелью. На некоторых автомобилях вы можете получить доступ к вентилятору, сняв пыльцевой фильтр. Если это возможно, вы можете визуально осмотреть вентилятор, чтобы убедиться, что он действительно работает.
- Проверьте уровень охлаждающей жидкости двигателя. Убедитесь, что в двигателе достаточно охлаждающей жидкости, чтобы сердечник отопителя мог адекватно снабжаться, когда двигатель работает и нагревается до нужной температуры. Если уровень охлаждающей жидкости низкий, долейте рекомендованную жидкость и дайте двигателю поработать некоторое время, пока термостат не откроется и не начнет подавать питание на сердцевину отопителя.
- Проверьте шланги охлаждающей жидкости на наличие деформаций или повреждений. Проверьте резиновые шланги охлаждающей жидкости на наличие повреждений, таких как трещины или дыры. Убедитесь, что все шланги полностью растянуты и не засорены. Может быть трудно проверить шланги подачи радиатора отопителя без демонтажа приборной панели, поэтому вы сможете проверить только шланги охлаждающей жидкости двигателя.
- Запустите диагностику ЭБУ на наличие кодов неисправностей. Если есть проблема с вентилятором, термостатами двигателя или вспомогательным электровентилятором, то в ECU может быть записан код неисправности. Общие коды дополнительных вентиляторов включают P0480, P0481 и P0695. Другие коды системы охлаждения, с которыми вы можете столкнуться, включают P2181, P0115, P0116 и P0117.
Связанные вопросы
Q1. Почему печка дует холодным воздухом, когда машина работает на холостом ходу?
Если вы обнаружите, что обогреватель начинает дуть холодным воздухом при медленном движении или на холостом ходу, это может указывать на проблему с водяным насосом. На некоторых автомобилях, особенно на более старых моделях, водяной насос замедляет работу, когда автомобиль останавливается или движется медленно, например, когда он застрял в пробке. Это уменьшит скорость подачи охлаждающей жидкости к радиатору отопителя, что приведет к падению температуры воздуха.
Если где-либо в системе охлаждения есть засор, воздух в системе или даже низкий уровень охлаждающей жидкости, это может привести к тому, что обогреватель будет дуть холодным на холостом ходу.
Многие новые автомобили оснащены вспомогательным водяным насосом с электрическим приводом. Это означает, что он будет работать независимо от оборотов двигателя.
Q2. Как узнать, что радиатор отопителя забит?
Несмотря на то, что сердечник отопителя спрятан за приборной панелью и его трудно увидеть, есть некоторые явные признаки засорения сердечника отопителя. К ним относятся неисправность обогревателя, дующий холодный воздух из вентиляционных отверстий, запотевшие окна, мокрые пятна под приборной панелью, вызванные утечкой охлаждающей жидкости из радиатора отопителя, и низкий уровень охлаждающей жидкости двигателя.
Если сердечник отопителя забит, это означает, что охлаждающая жидкость попадает в сердечник отопителя. Быстрый способ проверить, правильно ли поступает охлаждающая жидкость в обогреватель и выходит из него, — это проверить шланги охлаждающей жидкости отопителя. В случае засорения шланг подачи радиатора отопителя может казаться более жестким и горячим, чем обычно, из-за захваченной охлаждающей жидкости. Возвратный шланг может быть холодным, а также может сломаться, если в сердцевине отопителя имеется засорение, вызывающее воздушную пробку.
Q3. Почему мой автомобиль перегревается, но печка дует холодным воздухом?
Если ваш автомобиль перегревается, но из печки поступает только холодный воздух, это может быть признаком засорения системы охлаждения двигателя. Если поток охлаждающей жидкости ограничен, это приведет к перегреву или перегреву двигателя. Это также может предотвратить попадание горячей охлаждающей жидкости в сердцевину отопителя, и это оставит вас с холодным воздухом, поступающим из вентиляционных отверстий.